Есть слова, которые составляют ось мира: на них держится мироздание. И среди таких слов - «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», сказанное благословенной .

Как повествует святой евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца”. Мария же сказала Ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” Ангел сказал Ей в ответ: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Тогда Мария сказала: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 28-38).

Церковь называет это - возвещением благой, радостной вести. Мы примерно представляем себе, что такое плохая весть: человек узнаёт о том, что у него смертельная и неизлечимая болезнь и скоро он умрет. Или он узнаёт это о ком-то, кого он любит. Или он узнаёт о предательстве кого-то, кому он доверял и на кого надеялся. Или еще что-то - наш мир полон плохих вестей. Мы знаем, как это выглядит: даже если физически пока ничего не изменилось, солнце светит все так же, мир выглядит, как он выглядел вчера, но в то же время он полностью изменился, погрузился во мрак, занавешен темной пеленой.

Мы можем представить себе, что такое благая, радостная весть: когда физически ничего не изменилось, трудности остались трудностями и боль - болью, но весь мир стал другим, он залит светом и, что бы ни случилось, это не раздавит нас и не уничтожит - потому что мы знаем что-то бесконечно радостное и утешительное, что-то, на фоне чего все наши горести приобретают совсем другой вид и масштаб.

Люди помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу.

Мир Иудеи I века отличался от нашего только в сторону большей суровости: большинство людей жили впроголодь, конфликты отличались ожесточенностью, власти - крайней свирепостью. Там было предостаточно плохих вестей. Но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей вести. Настолько хорошей, что она заставит их полностью забыть все их несчастья. Они ждали эту весть долго, очень долго - веками своей кровавой и трагической истории. Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед - но они помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Не фальшивым языческим богам, которым поклонялись в могущественных древних империях, но единому истинному Богу, Который призвал Авраама и заключил с ним завет. Пророки предвозвещали, что Бог пошлет Спасителя, Мессию, Христа (как мы говорим, используя греческое слово), чтобы избавить и утешить человеческий род.

Люди помнили таинственные пророчества о Сыне Человеческом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13-14). Они благоговейно перечитывали обетования того, что народы обратятся к истинному Богу и даже сама смерть будет уничтожена: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25: 6-9).

Сам Бог придет, чтобы обитать среди людей: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 1).

Все эти долгие века надежды вели к одному событию - и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского.

И все эти долгие века надежды и ожидания вели к одному событию - и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского, Марии.

Но это можно сказать не только про ветхозаветную историю - вся история человечества шла к тому моменту, когда явится Дева, Которая от лица всего человеческого рода скажет: «Се, раба Господня». Не только надежды народа Божия, но и всех народов осуществляются в этот момент. Мы видим, что Бог не оставил - и что человеческий род не погиб, раз в нем нашлась Дева, способная на эти слова.

Благодаря этим словам в наш мир пришел Бог - Бог стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Теперь мы знаем, что у нас есть спасение, что всех, кто живет в покаянии и вере, ожидает счастье настолько огромное, что мы не смели себе и представить. Истинный Царь пришел, чтобы воспринять нас в Свое Царство.

«Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

(Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской «Оранте» этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное -- они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток -- символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные -- красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской «Оранте» одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные -- либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

Иконографическая схема «Знамения» может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской «Оранты». В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец -- коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы -- Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».

Богоматерь Знамение. Новгородская школа. Вторая половина XII в

Одним из вариантов иконографии «Знамение» является «Оранта». В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ «Богоматерь -- Нерушимая стена» из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери -- Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Всесвятая же Дева, сказавъ: Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему , выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет, чтó угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, чтó хощет. И Ангел, прияв от всесвятой Девы сие исповедание веры, отъиде от нея .

Свт. Григорий Палама

В Свою очередь, Она прибегает к Богу и простирается в молитве к Нему, говоря Архангелу: если Дух Святый, как ты говоришь, найдет на Меня, еще более очищающий и укрепляющий Мое естество для того, чтобы Я могла принять Спасительный Плод; если сила Вышняго осенит Меня, формируя во Мне по-человеку Того, Кто – Сущий Бог, и создавая безсеменное рождение; если Рождаемое – Свято и Сын Божий, и Бог и Царь вечный, ибо у Бога не останется бессильным ни одно слово, – то – «Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему» . И отошел от Нее Ангел, оставив во чреве Ея сочетавшегося с плотию, Творца всего, и чрез таковое сочетание (с плотию), Которому Она послужила, даровавшего миру спасение.

Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел

Для чего Архангел недовольствовался изрещи к ней слово благовещения, но употребил, можно сказать, настоятельныя средства, чтобы достигнуть слова ея согласия? Неужели без сего слова Мариами не совершилось бы воплощение Сына Божия? Неужели всемогущей воле Божией нужно соизволение воли человеческой? – Вопросы, по-видимому, трудные: но могут быть разрешены просто. Их разрешение можно найдти там-же, откуда они заимствованы, – в евангельском повествовании. Архангел Гавриил, без сомнения, исполнял в точности то, что внушил ему Божий повелевающий глагол. Но Архангел, не ограничиваясь словом благовещения, не прекратил беседы своей с Пресвятою Девою дотоле, доколе не услышал от нея слова согласия: буди мне по глаголу твоему . Следственно, так угодно было Богу. Следственно, так должно было. Следственно, сего непременно требовала Божия премудрость и Божия судьба.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему

Вот слова предания себя в Божию волю, не может быть полнее их и выразительнее их. В них, прежде всего, утверждение своего послушания Богу: «я раба Господня» . Тут и признание своей преданности Богу и, значит, отдачи всей своей жизни в Его полное распоряжение. Рабом распоряжается господин. А после исповедания безраздельной отдачи Богу высказывается следствие такой отдачи: сознательный, смиренный отказ от своих целей, своих путей и даже своих желаний и мыслей, если они идут вразрез с Божиим господством. Если Бог – Господин и любящий Промыслитель моей жизни, то пусть он и господствует, пусть Он и промыслит ее… Что же мне, не знающему Господней правды и путей ее, что же мне мешать Господу в Его промыслительном попечении о моей жизни? Своим вмешательством я или совсем пойду в противность Божией воле и отвергну ее устройство моей жизни, или, в лучшем случае, я своими самочинными путями и своими ошибками буду замедлять исполнение в своей жизни Божиих предначертаний. И значит, при признании своей подчиненности Господу и при желании быть в единстве с Ним, отдайся Господу всей жизнью и предоставь Ему творить благо для тебя. А слова Святой Девы напиши и в сердце, и всюду пред своими глазами: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» .

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38). Общее значение слова «Благовещение» - благая, радостная, добрая весть - то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта (по старому стилю). Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.
«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...» - воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, - достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.
Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим...» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).
Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость - Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть Архангела Гавриила: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода - ответить Богу согласием и любовью.
Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.
День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря (по старому стилю), когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.
«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы)
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу.
Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.
P.S.
С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 24 - 38.

24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 24–38)

На шестой месяц зачатия Иоанна Крестителя ангел Гавриил был послан в маленький городок Назарет к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк. 1, 27). Хотя в Евангелии этого не указывается, но позднее предание Церкви говорит, что Пресвятая Дева Мария рано лишилась родителей и была оставлена при храме вместе с другими девами. По достижению Марией совершеннолетия, то есть 12-13 лет, Она, следуя обычаю, должна была выйти замуж.

Александр Павлович Лопухин пишет: «По церковным преданиям, Пресвятая Дева, повзрослев, принесла обет девства на всю жизнь, и Иосифу Она была обручена только для сохранения девства и для того, чтобы Иосиф мог дать свое имя родившемуся от Нее Мессии».

По достижении Марией определенного возраста священники обручили Ее с известным своей праведностью вдовцом Иосифом, который уже имел многочисленное семейство от первого брака и был плотником.

Войдя к Деве, ангел назвал Ее Благодатной, то есть получившей особое благоволение Божие. Слова ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она принялась размышлять об их значении. Успокаивая Ее, вестник Божий говорит: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк. 1, 30–32).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «[…] царство еврейское в Ветхом Завете имело своим предназначением приготовить людей к духовному вечному Царству Христову и постепенно преобразоваться в него. Следовательно, царство Давида как таковое, есть то, в которое Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, все формы гражданской жизни которого проникнуты идеей служения Богу, которое находилось в неразрывной связи с новозаветным Царством Божиим».

Мария с полной верой приняла благовестие ангела. Но Она, хотя и считалась формально женой Иосифа, фактически была лишь обручена ему, а значит, до определенного момента они жили отдельно друг от друга. По закону обрученная уже считалась женой своему мужу. И если бы кто-то узнал, что Дева зачала не от своего мужа, то посчитали бы Ее повинной в измене, что наказывалось побиением камнями. Поэтому Она спросила ангела: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Ангел ответил Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35), то есть благодать Божия будет сопутствовать и оберегать Ее от всякого уничижения до момента рождения обещанного Сына. Впоследствии мы узнаем, что Иосиф Обручник и будет оберегать Деву Марию и Богомладенца от поругания и гибели.

И хотя Пресвятая Дева не требовала никаких доказательств, ангел сам в подтверждение истинности своих слов указал Ей на Елисавету, зачавшую сына в глубокой старости по изволению Бога, для Которого нет ничего невозможного. Проявляя доверие Богу, Дева Мария ответила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

Какой удивительный и прекрасный пример смирения и послушания Божией воле мы слышим в этих словах Божией Матери! Так и нам с вами, дорогие братья и сестры, следует стяжать смирение по примеру Пресвятой Богородицы, дабы всегда пребывать в доверии к Богу и благодати Святого Духа. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)