История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему "сербы"?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним "сербы" до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово "сербы" к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово "сербы" как "принадлежавший к тому же роду, тому же племени". Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, "серб" - это "человек, член родового союза".

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова "серб" с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение "сторожить, охранять скот".

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово "сербы" родственно русскому диалектному глаголу "сербать" (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой "с-р", значение которого "отделять,выделять, выдавливать".

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит "резать, разрезать,отделять". В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало "отделять, выделять, выдавливать". Это значение сохранилось, например, в русском главголе "черпать", который произошел от того же глагола "сербать". Такого же происхождения и слово "сера". Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово "сербы", вероятнее всего, значит "выделенный, отделенный по какому-либо признаку". Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним "сербы" произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Борьба за свободу

Сербы впервые упоминались у Геродота и Птоломея ещё во II веке нашей эры, Сербия же как территориальное образование ведет свою историю с VI века, в VIII веке уже возникли сербские протогосударственные образования. В XIII веке в Сербском государстве к власти пришла династия Неманичей, в это же время страна освободилась от власти Византии.

Сербия достигла больших высот и развилась в крупное государство, которое стало занимать почти весь юго-запад Балканского полуострова. Наибольшего рассвета Сербское государство достигло во времена правления Стефана Душана (1331-1355), однако после смерти монарха история Сербии резко изменилась. Османская империя в середине XIV века стремительно завоевывала территории. Сербский князь Лазарь Хребелянович стремился объединить сербские земли, чтобы успешнее противостоять турецкой агрессии, однако времени для этого у него не хватило.

В 1382 году Мурад взял крепость Цателицу. Сил проивостоять мощной осанской армии у сербов не было, и Лазарем было принято непросто решение о заключении перемирия на кабальных условиях. По условиям договора, он обязался давать султану 1000 своих воинов на случай войны.
Такое положение дел не устраивало ни одну, ни вторую сторону: турки стремились развить экспансию, а сербы были недовольны сомнительными условиями перемирия.

Военная агрессия турков продолжилась, и в 1386 году Мурад I взял город Ниш, после чего сербы объявили о начале народного восстания. Мощная армия Османской империи 15 июня 1389 года нанесла поражение армии сербских князей в битве на Косовом поле. Это привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году.

С этого времени практически 400 лет Сербия находилась под властью Османской империи. Однако на всем протяжении османского владычества в Сербии не прекращалось освободительное движение. То и дело вспыхивали восстания, которые курировались Печским патриархатом, которому удалось наладить связи с Испанией, Венгрией и Испанией. Наибольшего успеха достигли восстания в XIX веке (первое и второе сербские восстания). Однако только в 1878 году Сербия получила долгожданную независимость.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре Первом. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини "Славянское царство".

В 1723 году Пётр Первый разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

Ледяная Голгофа

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов. В самом начале войны сербское войско смогло выдержать несколько лобовых наступлений австрийской армии, и дважды очищало свою территорию от захватчиков.

Однако в октябре 1915 года удар в спину сербам нанесла Болгария. Сербия оказалась в тяжелейшем положении. 9 октября пал Белград, уже на следующий день болгары соединились с австрийцами в Нише.

Зимние бои с превосходящими вражескими силами не сулили ничего хорошего, поэтому для того, чтобы избежать плена, сербские военные приняли решение об отступлении 300-тысячной армии на юг, к Адриатическому морю. Однако для того, чтобы там оказаться сербам нужно было пройти через албанские горы. Вместе с солдатами и простыми людьми, которые были вынуждены покидать свои земли, чтобы не попасть под призыв (новобранцев отправляли на Галицкий фронт, где нужно было воевать с русскими) в горы ушел и престарелый сербский король Петар.

Это отступление сербов вошло в историю под названием "ледяной Голгофы". Каждый третий погиб. Позже сербы стали говорить: "Нас спрашивают, почему мы называем детей несвяточными именами? У нас на Ледяной Голгофе замерз каждый третий мальчик, поэтому с тех пор у нас все имена святые".

Четники

Сербам свойственна высокая степень народной самоорганизации, особенно на основе национально-освободительного движения. Особого упоминания заслуживает такой феномен в истории Сербии как "четничество".

Его создание можно отнести к 1903 году, когда в Белграде был создан так называемый Сербский комитет, который, помимо внешней деятельности, занимался созданием вооруженных четницких формирований для дальнейшей борьбы с турецкой властью на Балканах.

Отряды созывались по мере необходимости и принимали участие как в обеих Балканских, так и в Первой Мировой войнах. В межвоенный период, после обретения Сербией независимости, четничество "воспитывало" молодежь – оно представляло собой ветеранские организации, которые вели идеологическую пропаганду, а также занималось поддержкой инвалидов боевых действий и семей погибших.

Негативная окраска термина "четник" уходит своими корнями к событиям Второй Мировой войны. На территории Югославии она переросла во внутреннее вооруженное противостояние. Часть югославской армии во главе с полковником Драголюбом Михаиловичом (ветераном Балканской и Первой мировой) отказались признать капитуляцию Королевства Югославии.

Сам Михаилович не опирался непосредственно на предыдущие четницкие организации, считая себя все еще составной частью Армии Королевства, и называл подконтрольные ему силы Югославской Армией в Отечестве. Четниками их прозвал уже народ. Национально настроенные монархисты первоначально пытались бороться со странами Оси совместно с партизанами Иосифа Броза-Тито, но, спустя несколько месяцев, союз между националистами и коммунистами распался.

Отдельные группировки четников стали открыто сотрудничать с оккупационными властями против красных партизан. Михаилович до последнего лавировал между неприятием коммунистической идеологии (невзирая на уважительное отношение к вооруженным силам Советского Союза), и нежеланием сотрудничать с оккупационной властью.

В конце концов, находящийся уже в звании генерала Михаилович, был снят эмигрантским правительством со всех командующих постов. Невзирая на это, он продолжал вооруженную борьбу вплоть до марта 1946 года, когда его отряд был разгромлен силами Броза-Тито уже после занятия Югославии Красной Армией. Драголюб Михаилович был казнен после суда, не учитывавшего показания спасенных четниками пилотов американских ВВС (всего которых было около 500 человек), 15 июля 1946 года.

Родина римских императоров

Сербия является родиной многих римских императоров. Город Сремска Митровица, в античные времена назывался Сирмий и был частью Римской империи. Этот город считается родиной шестнадцати римских императоров. В Сербии также родился Константин Великий.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

Сербия - настоящая "малиновая страна". Здесь выращивается треть всей малины мира.

«Русские и сербы – братья навек!» — это вам подтвердит практически любой серб. Да и у нас это утверждение редко когда подвергается сомнению. Мы любим сербов и за то, что они православные, и за то, что мы помогли им избавиться от османского ига в конце XIX века, и за спортивные успехи множества футболистов, баскетболистов, волейболистов и теннисистов с Балкан (кстати, зачастую и не сербов вовсе – но это уже не имеет значения). В общем, и правда — братья навек.

Многие у нас по старинке всех под одну гребенку называют «югославами»: здесь сказывается советское прошлое, когда югославы приезжали учиться и работать в СССР и особого различия никто не делал: какая там разница, хорват, серб, словенец… В принципе здесь, в России, да и в любой стране мира разницы до сих пор действительно нет. Так, в аэропорту Франкфурта немка с совсем не немецкой фамилией Ружич призналась нам, что ее муж – хорват, а не серб, как подумали мы. Но в Германии, по ее словам, это не имеет никакого значения. В отличие от самих Балкан, где и религия, и национальность до сих пор ох как много значат!


Сербы любят искусство, в любых его проявлениях

Давайте же знакомиться ближе. Какие же они, наши братья, сербы?

Первое, что поражает любого русского, приехавшего в Сербию – сербское гостеприимство. Любому гостю, даже в официальном учреждении, сразу же предложат попить воды, кофе, сока. Не стоит отказываться, даже из вежливости: хозяевам приятно угощать гостей, не надо обижать их.


Сербы любят угощать гостей

Сербы всегда жмут руку при встрече. Причем как мужчины, так и женщины. В России это не очень распространено – наши женщины обычно просто здороваются. Там же особе женского пола тоже всегда нужно протянуть руку. Кстати, по личным ощущениям, это очень располагает к дальнейшему общению, как-то стирает границы.


Просто серб

Сербы пьют больше кофе, чем чая. Причем кофе пьют на самом деле очень много – столько же, сколько мы чай. Но почему-то именно там это не вызывает никакого дискомфорта: от пятой кружки за день очень редко когда болит голова. И еще: если вы пришли в гости на обед, не удивляйтесь, что перед главными блюдами вам предложат выпить кофе. Потом покушать. Потом еще раз выпить кофе. Это нормально, вполне себе в духе места.

Сербы не скупятся на проявление чувств

Сербы едят сытную, тяжелую пищу. В сербской кухне много мясных блюд и выпечки. Любимое дело молодого серба после ночной дискотеки – скушать что-нибудь в одной из местных круглосуточных пекарен, которые здесь почти что на каждом углу. Но при этом на улицах очень мало полных людей. Такой вот волшебный балканский генотип. А может быть, дело еще и в том, что сербы – очень спортивная нация. Чего стоит один Белградский марафон, на который собирается как минимум половина города!

Вообще же часто кажется, что сербы делают из еды какой-то культ. Не доесть в гостях – значит обидеть хозяина. Поэтому запаситесь терпением, не накидывайтесь сразу на многочисленные закуски – впереди вас ждут еще главное блюдо, причем наверняка не одно, и десерт – нередко торт собственного приготовления.


Дорожный знак возле роддома: "Дети рождаются. Просим тишины".

Сербы любят разговаривать о политике. Есть масса анекдотов на тему того, что лучшие сербские политологи – таксисты. Причем рассуждения о политике идут, что называется, «от Адама до Потсдама». Но приходит все, как правило, к одному: сейчас все очень плохо, но «биће боље» (серб.: «будет лучше»). Вообще сербы политически довольно активны. На стенах множество граффити вроде «Косово je Србиja», много где развешаны листовки за что-то или против чего-то.

Сербы любят проводить время в кафе и на дискотеках. При этом экономическая ситуация в стране действительно не самая лучшая – но денег «на потусить» у всех хватает. Скорее всего, потому, что цены в Сербии довольно невысокие.


Сбор подписей на Кнез Михайловой улице

Сербы гордятся тем, что они сербы. И своей историей. И своими известными предками и современниками – начиная со Святого Саввы, основателя автокефальной православной сербской церкви и сербского короля Стефана Душана, при котором Сербия достигла наивысшего расцвета в Средневековье, и заканчивая великим изобретателем Николой Теслой и известным теннисистом Новаком Джоковичем.. Многие сербы уезжают жить и работать за границу – но все скучают по родине, ностальгируют, считают все сербское самым лучшим, соблюдают национальные и религиозные традиции — и не важно, где они в данный момент живут – в России ли, в Австралии или Канаде

Еще сербы обладают поразительным чадолюбием. Тому, как сербы любят и своих, и чужих детей можно только удивляться. Причем не только женщины, но и, в первую очередь, мужчины! Совершенно обыденная ситуация в Сербии, когда двухметровые крепкие отцы возятся со своими крохами детьми. Вызывает нескончаемое умиление, кстати.

Папа и ребенок

Такие они и есть, наши братья-сербы: открытые, импульсивные, воинственные, искренние, сохраняющие традиции и культуру. Возможно, вам они покажутся какими-то другими, что совершенно нормально – у каждого человека складываются свои собственные представления о той или иной нации. Нам же, людям, побывавшим на Балканах, и в Сербии в частности, несколько десятков раз сербы кажутся именно такими. Надеемся, что ни в сербах, ни в Сербии вы не разочаруетесь, ведь это одна из очень немногих стран мира, где гостям из России всегда искренне и по-настоящему рады!

-  Ирина, для начала – как к вам можно обращаться? В Сербии не встретишь обращения по отчеству, несмотря на родство языков, культур.

-  Мы обращаемся по имени (улыбается). В Сербии есть отчество. Но оно не используется в качестве обращения, только в официальных документах. Причём это может быть и имя матери. Например, моя дочка пишет «Диана Ирина Антанасиевич». Получается по‑русски Диана Ириновна . Если придёшь к президенту Александру Вучичу, к нему обращаешься тоже по имени. Или по званию: «господин президент», а ко мне: «госпожа профессор» (или по‑сербски «профессорка»).

Хорошо! Ирина, ваша биография – сплошные смены стран, гражданства. Как вы определяете себя по национальности?

-  Национальность – косовская русская. Очень люблю пограничные ситуации, объединяющие несколько культур. Мой город Белград уникален, единственный во всём мире: его разделяют (и в то же время объединяют) две цивилизации, две империи – оттоманская и австро-венгерская.

И если есть косовские албанцы, косовские сербы, почему не быть косовской русской? Хоть и родилась на Украине, украинской составляющей в себе точно не чувствую. Наверное, я всё‑таки советский гражданин, не воспринимаю эту территорию как отдельное государство.

Фото Ольги Арчибасовой

-  Кстати, почему «Белград»? Для жителя Белгорода вопрос не случаен.

-  Это тоже значит «белый город». Но он не стоит на мелу, как у вас. Просто, видимо, раньше здания красили в белый.

Госпожа профессор, что представляла собой Югославия, есть ли аналогия с СССР как с собранными воедино самыми разными народами, порою антагонистичными?

-  Это правда, объединили коня и трепетную лань. Слепили в кучу разнородные, разнонаправленные народы и территории. Но у этой кучи была объединяющая идея. Когда её не стало, исчезли и Советский Союз, и Югославия.

Но были и отличия. СССР был закрытым государством. Граждане Югославии могли ездить куда угодно, они видели весь мир. В Советском Союзе было множество табу. На Балканах главная партийная газета «Борба» запросто могла лежать в киоске рядом с журналом для взрослых. В литературе, культуре – повсюду свобода, возможность заниматься любым авангардом, публиковать любые произведения. «Мастер и Маргарита» был опубликован здесь раньше, чем в Союзе. На бытовом уровне всё югославское – мебель, одежду – советские люди ассоциировали с роскошью.

- Изначально Югославия была королевской и лишь потом социалистической…

-  И это две разные Югославии. Конечно, объединение балканских народов – идея короля Петра Карагеоргиевича , которую воплотил его сын Александр . Чтобы сформировать нового человека – югослава, он перестроил в соответствии с новой идеологией ряд памятных мест на Балканах – такие как памятник Газиместан на Косовом поле. Он даже сыновей назвал «объединяюще»: одному дал хорватское имя Томислав , другому сербское Пётр , третьего назвал по‑словенски Андрей .

Югославия 1930-х годов – самая развивающаяся страна в Европе. Нынешний облик Белграда, со множеством роскошных зданий, сформировался именно тогда. Кстати, большое участие в этом приняли русские эмигранты из архитекторов.

- Сербия при этом была государствообразующей?

-  Потому что сербы инициативные, идейные. Это и Тито (лидер Югославии с 1945 по 1980 год – прим. ред.) чувствовал. Недаром он столицей сделал Белград, а не свой хорватский Загреб.

Как и в случае с Россией, ряд народов Югославии обязаны Сербии тем, что после распада они впервые в истории обрели свою государственность – Хорватия, Словения.

-  Нет. Советской модели здесь нет. Хорваты, словенцы, македонцы более самодостаточны. Заслуга Тито в том, что он создал успешно работающую модель многонационального государства. Гастарбайтеры с бывших окраин не едут в Сербию на заработки, как в России.

В этом конфликте все мы только потеряли. Получив независимость и членство в Евросоюзе, Хорватия ни на йоту не подвинулась в благосостоянии. Как и Словения, Македония. Ни одна из республик не достигла ни уровня экономического благосостояния Югославии времён 1980-х, ни уровня социальной защищённости, ни культурного подъёма.

«Старшие» и «младшие»

- «Сербы и русские – братья навек». С каких исторических событий это пошло?

-  Нас связывает многое. Бабка Ивана Грозного имела сербские корни. Культурно-политическое взаимодействие России с Сербией осуществлялось через монастыри на Афоне. В те времена Россия оказывала Сербии и её монастырям всяческую помощь. Как и позже, в годы русско-турецких войн. Сербы всегда воспринимали Россию как старшего брата. Она всегда была для них надеждой на помощь.

Конечно, в этой любви был определённый эгоизм младшего брата, который всегда рассчитывает на помощь брата старшего и не желает знать, какие проблемы есть у него самого.

Фото Ольги Арчибасовой

- «Россия сербов на Балканах сдала», – говорит персонаж фильма «Брат-2». Есть ли объективное мнение, что же произошло тогда, в 1990-е годы, при Ельцине?

-  Объективного мнения нет. Слишком мало времени прошло для оценки. Лично я думаю, что с распадом Союза его граждане потеряли государствообразующую идею, смысл и цели существования. Опустились до банального потребительского уровня. В том числе в немалой степени и власти. В целом было не до Сербии: самим бы сохранить остатки страны.

-  Что изменилось в сознании сербов с приходом Путина?

-  В Сербии бытует расхожее представление, что будь Путин на месте Ельцина – натовских бомбёжек не было бы. Я в этом не уверена. Чаще всего бомбёжки не связаны с соперничеством конкретных лидеров. Они результат сложных экономико-политических противостояний. Югославия должна была так или иначе пройти путь распада, особенно с тем внешним влиянием на события, которое было. Впрочем, возможно, это не было бы так трагически больно, не потеряли бы Косово. А Косово для сербов – это всё. Это душа Сербии.

Конфликт на Балканах длится 20 лет. Это результат внешних интриг, искусственно поддерживаемый конфликт в чьих‑то одних интересах.

Помощь и благодарность

- Первая волна эмиграции пришла в Европу после революции?

-  В Югославию – в 1919 году. Она была небогатой аграрной страной. Ей достались те, кто не привёз с собой значительных средств: солдаты, казаки, дворяне невысоких рангов, молодые члены кадетских корпусов. Те, кто не мог найти себя во Франции или в Германии.

Тем не менее благодаря премьер-министру Николе Пашичу и королю Александру I Карагеоргиевичу (он, кстати, учился в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге) для русских было сделано очень много.

Югославия помогла эмигрантам сохранить свою молодёжь, которую надо было учить. Страна выделяла стипендии, платила учителям, приняла соответствующие законы. Лечила русских ветеранов, инвалидов. В русских центрах работала система, как сейчас говорят, психологической помощи – ветеранам помогали пережить тяжёлые впечатления.

Более того, страна приняла не просто эмигрантов, а чужую регулярную армию, с сохранением её структуры и боеспособности. Ни одна из европейских стран на это не пошла. Это позволило эмигрантам чувствовать себя по‑прежнему людьми, не перейти в статус деклассированных элементов. Не случайно барон Врангель , умерший в Брюсселе, по собственному завещанию похоронен в Белграде, в русской церкви Святой Троицы.

- Чем наши эмигранты отплатили Югославии?

Очень многим. Национальная опера, балет, театр, архитектура, строительство мостов, система мелиорации, лесотехническое хозяйство – трудно перечислить все отрасли югославской науки, промышленности и культуры, в которые русские люди внесли свой громадный вклад. Ну и конечно, русский комикс (улыбается).

Прохоровская битва в комиксах?

- Как и оперетта, жанр комиксов в России не пошёл, а в других странах – пожалуйста. В чём причина?

В том, что эти жанры в советской пропаганде были неразрывно связаны с загнивающим капиталистическим образом жизни. Более либеральная Югославия была свободна от этих догм. Находясь в центре Европы, она чувствует себя частью европейской традиции.

Свою роль сыграло то, что с давних времён у нас был широко распространён немецкий лубок – своего рода протокомиксы. На Руси они были известны как развлекательные фряжские листы.

- И что же выбирают сербы в качестве сюжетов?

На выставку и лекцию в Белгород я привезла комиксы по сюжетам русской классической литературы. Гоголевский «Тарас Бульба», «Руслан и Людмила» Пушкина , «Воскресение» и «Хаджи Мурат» Льва Толстого

А эмигрант из России, житель Курска Сергей Соловьёв – казак и художник, пытался изобразить историю Курской битвы, Прохоровского танкового сражения. Работа не была завершена, эти комиксы не были изданы. До нас дошло лишь несколько рисунков, без текстов. Могу предположить, что они готовились для какого‑то итальянского издания, потому что на них есть итальянские надписи (campi dei partigiani – лагерь партизан). Вдобавок Соловьёв до этого уже печатался в Италии – есть комиксы по «Сыну полка» Валентина Катаева .

Будучи в Белгороде, я побывала на Прохоровском танковом поле. Это великое, символическое место – как для сербов Косово поле. Там ад прошёл, а теперь на этом месте колосятся поля. Даже музеи и памятники в таком количестве не говорят нам о прошедших событиях столько, сколько сама Прохоровская земля.

«Россия – это перспектива»

- Кто такой русский и кто такой серб?

Русский – это упорядоченность, серб – это хаос (смеётся). Каждые пять лет в Сербии мне попеременно кажется, что я о ней то знаю всё, то не знаю ничего.

-  Что же такое Россия для сербов? Для ваших студентов?

Для них Россия – некий благотворный миф, идеал, надежда. Говоря о том, что сербы стремятся в ЕС, мы забываем, что они всегда были частью Европы, она для них не удивительна. Не идея фикс. Тем более что, свободно путешествуя, югославы и сербы видели не только плюсы стран Евросоюза, но и минусы. Чётко понимают, что ЕС – палка о двух концах. И можно стремиться к европейскому благосостоянию, но душою быть с Россией.

У нас очень многие студенты изучают русский язык, тяготеют к русской культуре. Это не в пику Евросоюзу. Восприятие России происходит по совершенно другому механизму.

- И какие перед ними перспективы?

Обширные. От учителя русского языка в сербских школах до учёного-слависта в ведущих университетах мира. Знания сербского или любого другого славянского языка для этого мало. Серьёзному слависту нужен русский.

Наконец, обычные жизненные перспективы, которые есть у носителя языка такой крупной державы, как Россия.

- Разве нет здесь конкуренции с английским?

Английский вне конкуренции. Его знание – такой же базовый навык для человека, как владение компьютером или умение водить машину. Сравнение с ним некорректно.

Но в конкуренции с другими иностранными языками, которые идут в школьных программах как «второй иняз», например французским, русский язык в Сербии выигрывает.

Фото Ольги Арчибасовой

Справка . Ирина Антанасиевич – доктор филологических наук, фольклорист, славист, балканист. Родилась в 1965 году в Северодонецке Луганской области, вскоре переехала с семьёй в Одессу, затем в Измаил, где вышла замуж.

В 1986 году вслед за мужем сменила СССР на Югославию, хорватский Сплит. С распадом Югославии – вновь череда переездов. В 1991 году, в свой день рождения – 27 июня – бежала с семьёй из ставшей независимой Хорватии в сербское Косово, вначале в посёлок Обилич, потом в Приштину, где в местном университете преподавала русскую литературу.

В 1999 году, снова 27 июня, пришлось уехать и из Косово. Несколько лет с тех пор не отмечала день рождения – по её словам, на всякий случай. Сейчас отмечает по‑прежнему, решив: «Ненужные рефлексии всё это, и никто нас не поставит на колени». Но с гораздо большим трепетом относится к своим именинам 18 мая – это день святой Ирины Македонской.

Преподавала русскую литературу на философском факультете университета сербского города Ниш и в университете в Косовской Митровице. Сейчас живёт в Белграде, работает в столичном университете на кафедре славистики филологического факультета. Кроме научных работ, публикуется в литературно-художественных изданиях Сербии и России. Член редколлегии выпускаемого в БелГУ сетевого междисциплинарного журнала «Научный результат». Имеет взрослых дочь и сына. И двух взрослых котов.

Олег Гончаренко

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему «сербы»?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним «сербы» до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово «сербы» к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово «сербы» как «принадлежавший к тому же роду, тому же племени». Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, «серб» - это «человек, член родового союза».

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова «серб» с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение «сторожить, охранять скот».

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово «сербы» родственно русскому диалектному глаголу «сербать» (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой «с-р», значение которого «отделять,выделять, выдавливать».

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит «резать, разрезать,отделять». В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало «отделять, выделять, выдавливать». Это значение сохранилось, например, в русском главголе «черпать», который произошел от того же глагола «сербать». Такого же происхождения и слово «сера». Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово «сербы», вероятнее всего, значит «выделенный, отделенный по какому-либо признаку». Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним «сербы» произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре I. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини «Славянское царство».

В 1723 году Пётр I разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.