Следовать негласной традиции игровой журналистики начинать рассказ о игре с некого подобия монографии студии разработчика в случае с Batman: Arkham City право дело даже как-то неудобно. И, правда, кто бы мог подумать, что студия Rocksteady смастерит совершенно шикарного Arkham Asylum после скверного, безыдейного консольного шутера прошлого поколения о полицейских и бандитах. Создав в 2009 году только один из лучших экшенов современности, но и главную игру о супергероях, Rocksteady взвалили на себя колоссальный груз ответственности, с которым не справлялись даже великие (ближайший ориентир - id Software). Британские разработчики в данном случае справились со своей задачей настолько непринужденно и виртуозно (у некоторых студий на подобные вещи уходит по пять лет), что диву даешься, как за такой короткий срок из Batman: Arkham City, от которого ожидалось классическое, в общем-то, продолжение, вышел один из главных проектов года.

Первое, что приходит на ум после нескольких минут после знакомства с Arkham City , - ощущение того, что Rocksteady пошли по накатанному Ubisoft Montreal пути и просто расширили уже существующую механику. Но так это лишь отчасти. Сохранив прежнюю формулу успеха и достаточно сильно ее расширив, разработчики выводят геймплей к новым горизонтам: перед игроком открывается целый преступный город. Не стоит, правда, строить в голове воздушные замки о заезженном бесшовном (загрузки в игре есть) и открытом (перед нами всего лишь небольшая и к тому же закрытая часть Готэма) мире. Являясь, по сути, идеальным местом для раскрытия всех способностей Темного рыцаря, создание «Аркхем Сити» стало отличным поводом еще больше рассказать о характере самого главного героя и о его антагонистах.

О Бэтмене как о персонаже уже давно ходит много нехороших слухов, и не важно, что перед нами вроде как супергерой. Мол, с головой у Брюса не все в порядке, злодеи, которые почти и не злодеи, рождены самим существованием темного рыцаря (и правда, ну какой пример может преподать мужчина, рассекающий по ночам в черном латексном обтягивающем костюме по крышам?) и доработаны воображением Брюса. А тут еще и неуставные отношения с Джокером - яркий пример нездорового психического состояния обоих персонажей. В «Batman: Аркхем Сити» Rocksteady выпускает всех злодеев в город. Не Готэм, а свой собственный, особенно темный, и туда же непременно спешит и наш герой с достаточно, заметим, странной мотивацией, но нам-то понятно - покуражиться. В этом смысле сама игра и мир, который она воссоздает, представляют из себя идеальную аллегорию того, что собственно творится у Брюса в голове: Джокер на коленках, море фриков-злодеев, психи, Альферд на проводе и условный город Готэм с совершенно надуманные проблемами.

Над антагонистами нашего летучего друга здесь поработали ничуть не меньше, чем с актерами среднестатистического голливудского блокбастера - их здесь без малого два десятка. Говорить обо всех не будем, но то, как ведет себя Джокер, никого не оставит равнодушным: порой он «одаривает» Брюса частичкой себя, почти флиртует, да и вообще не особо желает знать, кто скрывается под маской Бэтмена. Он пришел поиграть, как впрочем, и сам Бэтмен. Мистер Фриз сохранил тепло лишь к своей женщине, Пингвин выступает классическим мерзким рэкетиром, Виктор Зсасз - сумасшедшим маньяком, а Ридлер - все тем же надменным гением. Попадаются в «Аркхем Сити» и совсем малоизвестные для широкой, не знакомой с комиксами публики персонажи, например, бессмертный Соломон Гранди. Примечательно то, как у разработчиков получилось создать соответствующий бэкграунд вокруг каждого из персонажей. Помимо уникальных узнаваемых декораций для каждого антагониста, Rocksteady Studios припасли целый ворох архивной информации, привязывающей его комиксовую предысторию к игре.

Не отстают и немногочисленные союзники Бэтмена. На проводе у Брюса осталась Оракул, известная нам по прошлой части, наконец-то на сцену выходит знаменитый меланхоличный дворецкий Брюса, а также Робин (исходя из информации предоставляемой игрой его вторая итерация - Тим Дрейк) и, конечно, Женщина-кошка. Отдельно стоит отметить Альфреда, он невозмутимо принимает любые вести, не особо беспокоится за Брюса и, похоже, единственный понимает, что происходящее - всего лишь игра, хоть и игра на жизнь. А за Робина и Женщину-кошку так и вовсе дадут поиграть. Видно, что разработка игры подвернулась под руку по-хорошему «повернутым» парням, эдаким совершенным перфекционистам. Буквально все в столь обязательном аспекте, как атмосфера, и соответствующем ей фоне проработано на твердую «ять». Рука фанатов видна невооруженным глазом.

Вообще удивительно, как Rocksteady с помощью новых героев уже второй раз удается выставить Брюса Уэйна одновременно горой с мышцами и мышкой с комплексом супергероя. Тут мы вспоминаем и шикарные психологические сцены с родителями, и «лекарство» Шляпника. То есть Брюс, по большому счету, попал домой, где его, в общем-то, уютно встречают... каменные гаргульи, чернуха, полные улицы маньяков, психопатов, убийц, и только один из немногих вменяемых людей, связываясь с Бэтменом, напоминает, что он вроде как в городе преступников, пора бы уже привыкнуть.

Все эти персонажи легко наслаиваются на отличный, полностью проработанный как стальной каркас (веришь каждому поступку персонажей) сюжет. По понятным причинам раскрывать перипетии истории и портить впечатление читателям у нас нет никакого желания, но от количества «клифхэнгеров», гениальных диалогов, монологов и сцен приходишь в искреннее изумление.

Что касается механики, то и здесь все более чем хорошо. Выпустив главного героя с больничной койки Аркхема, разработчики снабдили его куда большим количеством гаджетов, улучшили анимацию, научили планировать и пикировать на собственном плаще. В перерывах между заданиями Бэтмен путешествует по городу при помощи максимально удобного крюка и опять же плаща. Сказать, что все это выглядит завораживающе - не сказать ничего, уже после первого же спуска с местного небоскреба на землю вы станете любоваться буквально каждым телодвижением темного рыцаря.

Понятно, что перемещения по городу представляют из себя не бездумное следование по контрольным точкам. К вашим услугам и уже ставшие традицией загадки Ридлера, и охота на телефонного маньяка Зсасза, и спасение политических заключенных, и просто случайные задания. Главная особенность сторонних квестов заключается в том, что по содержанию это нисколько не сторонние задания. Во-первых, каждое из них сюжетно обоснованно, во-вторых, аккуратно вписано в происходящие события. Вообще, во время прохождения складывается стойкое ощущение, что, не пройдя все побочные задания, понять все сценарные задумки Rocksteady просто нельзя.

Спускаться с небес на землю, впрочем, тоже придется - здесь вас встретит всячески улучшенная боевая система. Используя сканер, Брюс Уэйн проникает в помещение, аккуратно исследует местность, отключает огнестрельное оружие противников с помощью очередного гаджета, устанавливает взрывчатку, готовит бэтаранги, слезоточивый газ и бесшумно, но хирургически методично расправляется со всеми противниками. Кто-то висит на горгулье, кого-то оглушило взрывом, кто-то получил незаметный электрический заряд в спину. Скрытное прохождение, как видите, по-прежнему в почете. Если же описанных приемов вам не хватило, а нахрапистые верзилы, которые порой наваливаются на героя десятками, таки затащили Бэтмана в драку, то на помощь придет боевая система, заметно похорошевшая с предыдущей части. Темный рыцарь еще более кинематографично разбрасывает часть противников налево, часть - направо, ломает, что называется, полностью, но не убивает. Заметно увеличилось количество комбо-ударов, тут же разнообразные враги, требующие к себ индивидуального подхода и, опять же, гаджеты Бэтса. И даже при условии, что в пылу схватки вы позабудете об одной половине приемов и устройств, а о второй будете вспоминать лишь изредка, здешний экшен все равно покажется вам аддиктивным. Или просто идеальным.

Причем в данном случае невозможно сказать, что «Batman: Аркхем Сити» тесно в этих рамках. Это очень правильно скроенная, цельная, мощная и стоеросовая игра, очередная медийная страница Бэт-истории, такая же оригинальная, как комиксы, мультфильмы и фильмы. Примечательно, что видеоигровой аналог совершенно от них не отстает. Каждая игровая ситуация, каждый «босс», количество которых стало заметно большим, буквально каждый сантиметр игрового пространства здесь пропитан юношеской любовью к деталям. Персонажи, которых, как кажется поначалу, «завезли» уж слишком много, стремительно раскрываются и радуют оригинальными характерами. Перемещение по городу, к счастью, не превратилось в очередной симулятор паркура. К каждому компоненту игры в Rocksteady нашли собственный подход, что в сегодняшней индустрии практически нонсенс. Практически все в этом проекте хорошо, если бы не один нюанс.

Делать игры про супергероев всегда сложно, поскольку у тех миллионы фанатов по всему миру, с особым трепетом покупающих новый комикс или ставящих на полку коллекционную фигурку. Поклонники готовы в один миг смешать неудачный проект про любимого персонажа с грязью, если им не понравится костюм или характер последнего. Но сотрудникам Rocksteady Studios, представившим Batman: Arkham City, удалось избежать народного гнева.

«Я не видел тебя с тех пор… Как давно это было?»

Задача разработчиков была вдвойне сложной и оттого, что от них требовалось выпустить сиквел, не уступающий по качеству первой части. И даже превосходящий, поскольку нынешней публике недостаточно продолжения, в котором логично продолжается история, но отсутствует множество новшеств. «Совсем зажрались, господа», — как говорили классики. Удалось ли Rocksteady удивить геймеров? Отчасти, но это не помешало игре претендовать на звание «Лучшей» в 2011 году.

События сиквела напрямую связаны с первой частью, поэтому, по-хорошему, сначала нужно пройти Arkham Asylum, и лишь затем приниматься за Arkham City. Да, первая игра заметно меньше продолжения, но, во-первых, никто не говорит, что она хуже, а во-вторых, вы ведь хотите быть тру фанатом, не так ли? К примеру, чтобы понять, почему Темный рыцарь неожиданно стал сотрудничать с Бэйном для уничтожения «Титана», нужно знать сюжетную линию первой игры.

В ней разработчикам удалось создать уникальную формулу успеха, которая не продемонстрировала себя в полной красе из-за ограниченности. Бэтмена заперли в «четырех стенах», и нам приходилось бегать вперед-назад, по пути задействую свои недюжинные детективные способности и крепкие кулаки. В сиквеле формулу увеличили в разы и сдобрили большим открытым миром, правда, ограничив его территорией недавно созданного района для преступников, убийц и психически больных.

Инициатором выступил новоизбранный мэр Готэма, а руководить этой утопией назначили доктора Хьюго Стрейнджа — «величайшего организатора преступлей», как в одном из комиксом говорит сам Брюс Уэйн. Злодей даже и не думает наводить порядок на вверенной ему территории, вместо этого вынашивая загадочный план «Протокол 10». Именно это и привлекает внимание Бэтмена, не по своей воле оказавшегося в Аркхем-Сити, уже в начале игры.

«Без страха жизнь не имеет смысла»

По-настоящему титаническую работу проделали художники и дизайнеры из Rocksteady Studios. Мрачный мир, постоянно падающие с неба хлопья снега, тьма и освещаемые лишь фонарями и неоновым светом улочки позволяют проникнуть той особой атмосферой, что всегда окружала Темного рыцаря. Он не сладковато-приторный герой в синих треко, не быстроногий весельчак и даже не асоциальный хохотун в красно-черном костюме. Жизнь Брюса Уэйна полна боли и потерь с раннего детства. Постепенно разум ребенка, взирающего на беззаконие и гнев из огромного особняка, деформировался, все больше отдаваясь мраку.

Бэтмен стал был идеальным антагонистом, но человечеству нужен именно такой супергерой — временами злой, предпочитающий скрываться под покровом ночи и не гнушающийся далеко не положительных поступков. И разработчики смогли идеально передать характер протагониста, окружить его подходящем местом, благодаря чему — создать уникальную атмосферу с элементами нуара.

Но игра не получилась бы такой классной, не появись в ней столько героев из комиксов. Достаточно просто перечислить имена, чтобы тру фанаты (это же вы, помните?) начали бросать в монитор деньги: Джокер, Двуликий, Женщина-Кошка, Пингвин, Робин, Харли Квинн, Глиноликий, Загадочник, Ядовитый плющ, Найтвинг, Бэйн, Мистер Фриз, Ра’с аль Гул, Пугало, Дэлшот, Зсазс и многие другие. В какой еще игре можно встретить столько героев и антигероев, у каждого из которых уникальный характер, свои помысли и цели?

Особенно стоит выделить возможно побегать за Селину Кайл — ее грация, плавные движения даже во время боя, прыжки по стенам, которым позавидовал бы и Человек-Паук, харизма влюбляют в себя буквально с первых минут. После Женщины-Кошки уже не хочется возвращаться к Темному рыцарю, но, увы, ей отвели всего несколько часов в дополнении.

«Как ты мог угадать больше половины моих загадок?»

Сценарий сюжетной кампании не получился таким, что тебе не хочется отрываться от Batman: Arkham City даже на пару минут. Не получилось у Rocksteady и создать не занудную боевую систему, как бы странно это ни звучало. По сути, прохождение строится на нескольких компонентах: пикирование на головы противников, по возможности стелс, разгадывание не самых сложных загадок и драки против одновременно десятка-другого врагов. Со временем это начинает утомлять, что портит впечатление от игры. Даже драки с боссами, увы, не запоминаются надолго.

Но на помощь приходят излюбленные сейчас разработчиками дополнительные задания — благодаря ним вносится жизненно-важное разнообразие. Будете вы собирать вопросы от Загадочника, отвечать на звонки психопата-убийцы или спасать редкого прохожего от манька — не важно. Главное, что благодаря всему этому игра притягивает к себе, буквально заставляя проходить все больше миссий и разбираться с очередной толпой противников.

Интересно и решение Rocksteady добавить элементы RPG, а именно — прокачку протагониста, что достигается открытием новых способностей, облегчающих прохождение. Также нельзя не отметить и появление новых гаджетов, включая замораживатель и электрошокер, с помощью которых можно как разбираться с противниками, так и открывать заклинившие двери, перемещаться по воде и так далее.

Сиквел не стал откровением, многое мы уже видели в Arkham Asylum, чья основная проблема заключалась в ограниченности, которую с лихвой решили в продолжении. Увы, сценаристам не удалось передать тот же накал, но это проблема всех больших и долгих игр, которую решают введением большого количества второстепенных персонажей и дополнительных сюжетных линий. То же сделали и разработчики из Rocksteady Studios, но разве игра из-за этого получилась плохой? Наоборот. В итоге Batman: Arkham City получает заслуженные 9 баллов из 10 .

Но после этой статьи решите взять Arkham City , сделайте себе одолжение и сначала пройдите оригинал. Во-первых, потому что это один из лучших экшенов 2009 года. Во-вторых, события двух игр связаны, и следить за сюжетом сиквела, зная его подоплеку, еще интереснее (да и вопросы вроде «что такое TITAN?» отпадут). В-третьих, только оценив Asylum , вы поймете, как далеко шагнул прогресс в City .

The Dark Knight rises

Системные требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.4 ГГц

2 Гб памяти

GeForce 8800/Radeon HD 3800

17.5 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.5 ГГц

4 Гб памяти

GeForce GTX 460/Radeon HD 6850

17.5 Гб на винчестере

Не меняя обкатанной формулы, Rocksteady ударила ногой и выбила двери, соединявшие кусочки открытых уровней. Аркхем-сити — город в городе, резервация для преступников, созданная профессором Хьюго Стрейнджем с одобрения экс-начальника тюрьмы, пересевшего в кресло мэра. По меркам современных «песочниц» пространство тесновато, зато берет за душу отменной проработкой деталей. Снег падает на грязные улицы, заброшенную сталеплавильную фабрику, обветшавшую церковь и бесполезный музей, но тает в полете, не успевая скрыть горы мусора и кровь на асфальте .

Отрезанные от сияющих огней мегаполиса ледяной водой и пулеметными вышками, злодеи замышляют гнусности. Банды Пингвина, Джокера и Двуликого делят сферы влияния, Ядовитый Плющ свила уютное гнездышко в бывшем отеле, маньяк Виктор Заз опять похищает людей, громила Бейн ищет емкости с драгоценным препаратом «TITAN», снайпер-убийца Дедшот исполняет «заказы», и лишь Календарный Человек скучает в подвале… Пусть Стрейндж — злой гений, раскусивший личину Бэтмена, он совершил фатальную ошибку, схватив и притащив Брюса Уэйна в свой криминальный зверинец. Теперь все коварные планы, включая таинственный «Протокол-10», на грани провала!

Впрочем, в Аркхем-сити есть занятия и без доктора-садиста. К текущей цели ведет прожекторный луч с силуэтом летучей мыши, но как тут не отвлечься на сторонние квесты! Избиение праздношатающихся бандитов пополняет копилку опыта, однако Rocksteady приготовила ворох более увлекательных развлечений. Постепенно город подбрасывает ушастому детективу свежие тайны, усеивая карту значками. Многие побочные миссии посвящены известным негодяям первой или второй величины. Причем в большинстве случаев это не «пришел-увидел-победил», а длинная цепочка эпизодов. Так, чтобы изловить Дедшота, придется сканировать улики на местах его преступлений, а психопат Заз обставил спасение заложников как настоящую мини-игру.

Старательнее же всех подготовился наш старый знакомый Эдвард Э. Нигма. Пытаясь выставить Бэтмена дураком, Загадочник раскидал по округе 440 вопросительных знаков, достать которые сложнее прежнего. Без внимания, терпения, ловкости и полного арсенала приспособлений заядлым коллекционерам не обойтись. Что любопытно, поиск зеленых символов «?» наделен смыслом. Раньше игроки упорствовали ради статистики и «достижений», сегодня же на кону — судьбы невинных людей. Расколов немаленькую порцию «секреток», мы получаем ключ к очередной потайной комнате, где спрятана жертва. Вызволить беднягу непросто — подлец и здесь подсовывает пазл! Авторы не солгали, сказав, что на расправу с Загадочником уйдут десятки часов, особенно если учесть, что, помимо Бэтмена, значки собирает и Женщина-Кошка.

Bat & Cat

Мисс Селине Кайл в Arkham City отведена уникальная роль. Не опускаясь до статуса помощницы Бэтмена (в конце концов, на это есть Робин), она, тем не менее, полноценный персонаж со своими повадками. Ее приключения вплетены в канву не самой ровной стежкой, зато Rocksteady точно не обвинить в безыдейности. Хвостатая дамочка использует хлыст для затяжных прыжков, карабкается по стенам и решетчатым потолкам, проводит зрелищные контратаки. На ее примере ярче всего видно, как работает улучшенная механика боя — враги набрасываются по 2-3 человека сразу, превращая драку в шоу. Аниматоры студии и актеры motion capture заслуживают аплодисментов.

Женщина-Кошка здорово выгадала и от другой новинки — дважды нажав «горячую» кнопку гаджета, мы тотчас пускаем его в ход. Бэтмен швыряет замораживающие гранаты, поражает электрошоком и взрывчатым клеем; технично, только не идет ни в какое сравнение с грязными, но архиполезными трюками Селины. Острые шипы валят с ног любого противника, а обмотавшие шею болас мигом вышибают дух. Все средства хороши, когда на хрупкую леди выбегает толпа мужиков с автоматами.

Уэйн тоже не любит стрелков, хотя броня чуть дольше защищает его от пуль. Угодив под свинцовый дождь, он кидает дымовую шашку. Пока уголовники протирают глаза и ищут обидчика, летун сигает на соседнюю трубу или крышу. Сидя в безопасном месте, можно устроить забавный эксперимент: запустить «клешню» и вырвать оружие из чужих рук, дистанционно обезвредить спусковой механизм или заманить патрульного в ловушку звуковым бэтарангом. В ближнем бою выручают спецумения, срабатывающие после нескольких успешных ударов. Мгновенный нокдаун — ерунда; куда веселее призвать стаю летучих мышей или выплюнуть шквал бэтарангов, «вырубающих» упавших врагов.

Благо снаряжения и приемов — уйма. Что-то дают по сценарию, что-то мы раскрываем сами при достижении уровня. Скажем, апгрейд для костюма, делающий его невидимым для тепловых сканеров. О да, не только Бэтмен ступает в ногу с прогрессом! Есть смысл притормозить и «подкачаться» заранее, невзирая на желание узнать, что будет дальше. Уж больно лихо закрутили интригу (хотя уверен: знатоки нолановской «бэтмениады» сходу угадают, к чему клонит Стрейндж и кто стоит за кулисами).

…а выход — рубль

В общем, британская студия вновь выдала образец для подражания. За два года она развила немало идей Arkham Asylum , не поскользнулась на самоцитировании и избежала соблазна пришить к «синглу» полусырой мультиплеер. Вопреки тенденции к упрощению и обмельчанию экшенов, Arkham City глубже предшественницы. Былые ошибки исправлены: затянутых подземелий нет, музыка расцвела героическими нотками, «боссы» не размножены под копирку. Правда, сражения умнее не стали — выбрал нужный гаджет и трави им недруга до одури.

За всех соратников отдувается мистер Фриз — битва с ним заставит поломать голову. Достойный вызов серым клеточкам бросает и режим «Riddler"s Revenge» со всяческими испытаниями, которые займут не один час (мало? DLC с отдельными миссиями для Найтвинга и Робина уже лежат на цифровых полках).

Эта игра — сама как Аркхем-Сити. Попасть туда легко, выбраться в окружающий мир — очень непросто.

Жаль, DirectX 11-рендеринг, добавляющий к местным красотам SSAO и тесселяцию, не отладили к релизу — он политкорректно «глючит» на видеокартах как NVIDIA, так и AMD. Любуемся на танцы PhysXческих листьев и ждем обещанного патча…

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 10 из 10

Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.

Большинство игр по лицензиям относятся к категории мусора, что покупают на распродажах или берут на время у менее продвинутых друзей для выбивания трофеев и ачивок. Batman: Arkham Asylum, как гигантское исключение из правил всегда возвышалась над кучей отбросов, доказывая личным примером, что главное - это отношение к продукту, а не злой рок в виде держателей лицензии или торопливых издателей. Batman: Arkham City продолжает это движение к совершенству, следуя лозунгу “круче, больше, сильнее” и раздвигая границы дозволенного в рамках комикс-вселенной.

Batman: Arkham City продолжает историю Arkham Asylum, превращая родной город Бэтмена в еще более мрачное место. Новый мэр Готэма Квинси Шарп при поддержке доктора Хьюго Стренджа начинают безумный эксперимент: часть города огораживают неприступной стеной, чтобы создать город-тюрьму - Аркхем Сити, приютивший всех негодяев Готема, включая Пингвина, Двуликого, Фриза и неподражаемого Джокера, а заодно и тысячи узников совести, несогласных с политикой нового мэра. В список врагов города попадает и миллионер Брюс Уэйн, который по совместительству скрывается под маской темного рыцаря. Когда все ключевые персонажи оказываются в одном месте, доктор Стрендж запускает таинственный Protocol 10. А Джокер втягивает Бэтмена в очередную авантюру, где на кон поставлено нечто большее, чем их смертные жизни.

Основное отличие Batman: Arkham City от предшественника - это структура окружающего мира. Новый Batman это открытый многослойный мир, где сюжетное повествование глубоко переплетается с вторичными и третичными заданиями, а населяющие мир NPC рассказывают часть истории, цепляясь за незначительные события или отталкиваясь от последствий решений главного героя игры. В городе-тюрьме идет борьба между тремя группировками. Первые - это бандиты Двуликого, вторые питомцы Пингвина и третьи сторонники Джокера. Стоит вам победить лидера одной из группировок и расстановка сил в замкнутом мире меняется. Одна банда поглощает другую или вступает в невидимый союз. Кроме того, внутри группировок происходят свои разногласия. Болезнь Джокера раскалывает его сторонников на две части, одна из которых согласна на руководство Харли Квин, а вторая готова примкнуть к Пингвину. И это не считая многочисленных шпионов Риддлера. Кроме того, в игру вмешиваются сторонние силы, поставляющие группировкам современное оружие и единичные маньяки, ставящие под угрозу жизнь жителей города. История Batman: Arkham City настолько сложная, что основная, вторичные и третичные задачи образуют органичное полотно дарящее иллюзию свободы выбора и участия в качестве одной из многих фигур на доске истории. Прибавьте к этому сериальные клифхангеры, которые переключают вас между Бэтменом и женщиной-кошкой, создавая необходимое напряжение. Кошка (за нее вы можете сыграть, воспользовавшись специальным кодом) не только отличается уникальным набором движений и хлыстом, но и способна при помощи когтей проникать в места, недоступные Бэтмену в поисках трофеев Риддлера, соединяя темные моменты истории.

Трофеи Риддлера в Arkham Asylum были просто объектами, которые можно было собирать по мере совершенствования геджетов. В Arkham City более 400 трофеев, не считая уникальных для Кошки, разбитых на несколько сегментов. Меньшая часть из них спрятана в темных местах города. Вторая и большая часть требует чего-то большего, чем обычная внимательность игрока. Для их получения надо решить специальные головоломки, которые могут включать управление батерангом, быстрые перемещения или использование нескольких гаджетов в правильной последовательности. Так, в одном случае вам предложат использовать электромагнит, чтобы протащить металлический шар с трофеем через опасный лабиринт. В другом, управляя батерангом, вы должны успеть нажать на три кнопки, прежде чем закроются автоматические двери ловушки. Третий и самый редкий вид трофеев спрятан в комнатах с неразрешимыми головоломками. Для их получения вам понадобится прокачать способности Бэтмена до максимума, иначе героя ждет неминуемая и мучительная смерть. Решение головоломок и выполнение испытаний Риддлера активирует код энигмы, открывая на карте новую комнату с заложником злодея. Эти секретные локации чем-то напоминают извращенные ловушки из фильма Пила, требуя от игрока быстрых и неожиданных решений.

Перемещаясь по городу, главный герой использует набор из нескольких гаджетов, который постоянно пополняется новыми экземплярами. Если на раннем этапе игры, в распоряжении темного рыцаря дымовые бомбы и крюк, то к концу игры он способен блокировать оружие злодеев, замораживать врагов, быстро перемещаться из точки в точку на зип-линии, стрелять электроразрядом для открытия дверей, использовать скоростной крюк, подрывать врагов взрывным батерангом и перемещаться на импровизированной льдине по течению реки. Но враги в Batman: Arkham City также стали умнее. Они прекрасно ориентируются на местности, замечают пропажу товарищей, используют щиты, ножи и бронежилеты не говоря уже про автоматическое оружие и вертолеты. И конечно, они замечают точки перемещения Бэтмена, адаптируясь к его тактике. Если вы будете часто использовать горгулий для устранения врага, то они уничтожат оставшиеся статуи, а если вы будете слишком медлить - возьмут в заложники мирных граждан, это не говоря про специальные способности, вроде блокировки режима детектива или использование тепловизоров для нахождения темного плаща.

Боевая система получила несколько серьезных улучшений. Кроме уже упомянутой прокачки, где вы можете распределить очки опыта на гаджеты или комбат, например, улучшив броню против пуль до максимума или купив звуковой батеранг, на каждую опасность у игроков есть своя защита и наоборот. Главный герой теперь может создавать боевые цепочки из ударов и контр-ударов, встраивая туда использование гаджетов. Например, вы можете нанести удар противнику, отбить атаку второго врага, увернуться от ножа, парализовать электричеством четвертого, заморозить опасного противника с щитом, вырвать автомат крюком у шестого, подорвать заряд, кинуть тяжелый предмет обратно в бандита, бросить дымовую шашку, отключить автомат у еще одного и добить двух предыдущих специальными приемом. И все это не прерывая связки. Кроме того, Бэтмен может отбивать удары сразу нескольких врагов одновременно, обездвиживать серией специальных ударов и наносить быстрые удары кулаками, что особенно эффективно против мини-боссов. Режим хищника остался без изменений. Только теперь Бэтмен может отнимать оружие, минировать территорию и отключать оружие противника. Режим детектива пополнился радиочастотой, на которой можно услышать переговоры противников и сообщения полиции, а так же он позволяет анализировать место преступления, находя улики, помогающие сузить круг подозреваемых.

С боссами у Бэтмена трудные отношения еще с первой части повествования. И уникальная тактика оригинала теперь уступает стандартным маневрам и быстрым перемещениям, отточенных до совершенства на обычных противниках. Правда, идея уникального подхода местами сохранилась - одного из боссов можно победить только серией уникальных решений. Нашлось в игре и место синтетическим галлюцинациям, возникающим по зависящим и независящим от основой сюжетной линии причинам. Тяжелые препараты отсылают к миру Алисы с безумными кроликами и странными переживаниями.

Как уже отмечалось выше, в игре есть сайд-миссии, влияющие скорее на общую атмосферу, чем развитие основного сюжета игры. Вы разгадываете загадки Риддлера, пытаясь спасти невинных заложников, охотитесь на телефонного маньяка, пытаетесь узнать личность таинственного незнакомца и вычислить зловещего снайпера. Все эти задания включают элементы исследования, погони и использования специальных навыков главного героя. И в качестве награды вы услышите осторожные перешептывания на улицах города об очередном подвиге вашего героя.

Есть у Batman: Arkham City свои недочеты. Истории основных персонажей обрываются в спешке (например, Двуликого). Женщина-кошка, имеет запас на отдельную игру, но при этом зажимается в рамках очень узкого повествования, некоторые сюжетные дыры так и не находят своего объяснения (вроде синтезированного Робином лекарства), а вновь возникающие в зачищенной локации враги лишь вызывают стойкое раздражение. Мелкие недочеты незначительны, но некоторые из них, вроде торможения камеры при управлении батерангом, вызывают неприятное разочарование при провале испытания.

Batman: Arkham City - почти совершенная игра с сильной сюжетной историей, открытым миром, массой возможностей и очень сильной атмосферой, стильной и технически совершенной графикой, где гомоэротичные фантазии авторов имеют устойчивый привкус ЛСД. Многослойность повествования позволяет удовлетворить поклонников комиксов и донести до широкой публики несколько важных идей об одиночестве в большом мире, о том, что единственным другом и родной душой может оказаться тот, кого ты больше всего ненавидишь и, наконец, что добро с кулаками - это всего лишь зажатое моральными ограничениями зло. В мире рельсовых шутеров - это бесценно.

Тестировалась версия для Xbox 360

Сделав чудесный Batman: Arkham Asylum пару лет назад, незаметные до этого Rocksteady Studios сами вырыли себе яму. Если не произойдет какого-то чуда, игры про Бэтмена и спин-оффы про его друзей/врагов — это все, чем им теперь предстоит заниматься до конца жизни. Хотя если все они будут хотя бы наполовину так же хороши, как Batman: Arkham City, — никто, в принципе, не будет против. Вселенную, в которой целых два центральных персонажа носят обтягивающий черный костюм садомазо, а главный злодей — Джокер — кокетливо красит губы и волосы, не любить просто невозможно.

Все говорят, что я люблю тебя

В Arkham City взаимоотношения Бэтмена и Джокера выведены на принципиально новый уровень — пока Бэтмен сосредоточенно глядит на Луну с крыш Аркхем Сити, Джокер шлет ему на PDA задушевные голосовые е-мейлы: «Ты еще не думал о том, что будешь делать, когда я умру?! Не будет ли тебе слегка одиноко? » Ответить почему-то нельзя, но хочется — этим двоим и правда есть о чем поговорить.

Мелкий снег, падающий при лунном свете на кожаный плащ Бэтмена, — одна из самых красивых сцен года.

Джокер, заразивший свою кровь мутагеном в Arkham Asylum, потихоньку умирает на руках у Харли Куинн, но при первой же возможности заражает и самого Бэтмена (внешние симптомы заражения слишком уж похожи на ВИЧ-инфекцию, поэтому от грязных аналогий удержаться все сложнее и сложнее). Противоядие можно извлечь из ДНК вечноживущего злодея Ра"са аль Гула, а изготовить его может только другой злодей — мистер Фриз. В общем, бегать по различным адресам Бэтмену придется не меньше, чем драться или чесать репу.

Вторая причина возросшего количества беготни — открытый город, совсем непохожий на клаустрофобическую психбольницу из первой части. Комендант Аркхема, Квинси Шарп, успел за прошедшее время стать мэром Готэма и переселить всех буйных сумасшедших в строго охраняемый район города — тот самый Аркхем Сити. Никаких случайных прохожих, никаких машин (в том числе и вожделенного бэтмобиля), только банды отморозков, работающих на всех основных врагов Бэтмена. Управляет этой готической версией Южного Бутово профессор Хьюго Стрейндж, который занимается разведением преступников не просто так — на город у него есть свои планы.

Прежде чем ломиться в бой, всегда нужно включить режим детектива и осмотреться. Если вовремя не убрать этого снайпера — дальнейшая битва была бы проиграна.

Но даже без бэтмобиля передвигаться по Аркхем Сити все равно удобнее, чем в любом inFamous или Prototype : у Бэтмена появился усовершенствованный гарпун, который позволяет цепляться за макушку любого небоскреба или башни чуть ли не с километрового расстояния. Ходить пешком нет никакой нужды — при желании можно пересечь весь город, раскачиваясь на домах, как Спайдермен. А еще лучше — забраться куда-нибудь повыше, расправить плащ и полетать, периодически резко пикируя вниз, чтобы набрать скорость. В крайнем случае можно всегда незаметно уцепиться за один из вертолетов, патрулирующих Аркхем Сити, и летать над городом вообще без усилий. Уверяем, там есть на что посмотреть: гигантская Башня чудес (чтобы забраться на ее верхушку в одной из миссий, нужно потратить примерно полчаса), готические церкви, мрачный полицейский участок, заросшее грязью метро и секретные подземелья братства ассасинов — все эти локации потрясающе красивы и не надоедают даже при пятом посещении.

Единственное, что по-настоящему раздражает, — это отсутствие нормальной мини-карты, поэтому, если цель вдруг находится наверху или под вами (например, в канализации), понять это практически невозможно. В итоге большая часть времени, проведенного в городе, уходит на то, чтобы додуматься, куда же идти. Самые мерзкие в этом плане, наверное, миссии по поиску какой-нибудь неочевидной ерунды посреди нагромождения построек — источника радиосигнала Джокера, места, куда ведут следы крови убийцы, крыш, где спрятаны глушилки и т.д. Выручает, как всегда, режим детектива, в котором важные для прохождения или просто интерактивные объекты (рубильники, генераторы) ярко подсвечивают.

Тени и туман

Но стоит только зайти в помещение, как игра сразу обретает знакомый по Arkham Asylum темп: Бэтмен крадется по вентиляционным шахтам, сбивает в полете сразу двух охранников, цепляется за горгулий, прячется, сворачивает шеи и бьет морды. Врагов на экране теперь стало почти как зомби в Dead Rising — целая толпа, но количество рукопашных приемов и комбо тоже увеличилось чуть ли не вдвое. Все по-прежнему работает на трех кнопках (удар, альтернативный удар, блок), но выглядит так, будто у нас тут сложнейший файтинг.

Однако против вооруженных врагов Бэтмен по-прежнему бессилен — они срезают его с двух пуль. Тут-то на сцену и выходит стелс. Чтобы вырубить двух автоматчиков, Бэтмен бесшумно планирует к ним за спину с потолка, еще одного достает через стекло, а третьего мягко хватает за шею из-за угла, не дав даже пискнуть. Стелс больше не сводится к одному-единственному приему «сигани вниз с горгульи»: уровни часто многоэтажные, и вас заметят — если не с балкона, так с галерки.

Женщину-кошку явно рисовали с Холли Берри, а не с Мишель Пфайфер. Так или иначе, но она — лучшее, что есть в игре.

Тут можно, конечно, взорвать дымовую шашку и, махнув плащом, удалиться в темноту, но враги запоминают ваше последнее местоположение и начинают истерично расстреливать каменных горгулий, после чего на них уже не отсидишься. Где-то с середины игры вооруженные враги начинают носить щиты, бронежилеты, электрические дубинки и даже радиоглушилки, которые не позволяют включать режим детектива, что практически равносильно слепоте. Таких мерзавцев нужно уметь вычислять и устранять в первую голову.

По современным меркам игра довольно сложная и часто оставляет вас один на один с задачей, просто указав цель и давая подумать над решением. Арсенал гаджетов увеличился, и каждый из них — будь то радиолокатор, взломщик, взрывчатый гель, натяжной трос, управляемые бетаранги, электрические и замораживающие пушки — обязательно пригодится. При этом Arkham City абсолютно линеен (часто, чтобы пройти уровень, нужно просто вырубить всех врагов на нем) и лишь однажды позволяет сделать сюжетный выбор. А сложность прохождения (кроме топографического кретинизма) частенько нагоняется за счет какого-нибудь едва заметного на фоне богатых узоров люка в полу, который маскирует собой единственный выход с уровня. Видно, что главнее в команде были все-таки художники, а не левелдизайнеры.

Что нового, кошечка?

Но даже без блуждания в трех соснах сюжетная кампания Arkham City занимает не меньше 15-16 часов — не считая сторонних заданий, которых тоже достаточно. К счастью, искать все это время вход в канализацию, где скрывается Джокер, или в десятый раз возвращаться назад за костюмом для Мистера Фриза не приходится.

Можно, конечно, вырубить этих отморозков с шумом и битыми витринами. Но тогда кто-нибудь из безоружных негодяев наверняка прибежит и поднимет с земли оставленный автомат.

В игре полно гениальных моментов, но по-настоящему все меняет появление Женщины-кошки, которая (с такой-то харизмой!) достойна отдельной игры. Достаточно один раз увидеть, как она сигает с небоскреба в пустоту или с какой пластикой и изяществом сворачивает охраннику шею ногами, и желание снова играть за танкообразного Бэтмена пропадет надолго. Кошка умеет ползать по потолку, а магнитный крюк ей заменяет не менее эффективный кнут, которым, конечно, можно наказывать и врагов. Жалеешь только об одном — ее слишком мало, но еще до релиза Rocksteady анонсировали выход четырех DLC-эпизодов, посвященных только ей.

Кроме Кошки, представлена вся основная злодейская сборная сериала — начиная от экс-прокурора Двуликого, Хьюго Стрейнджа, Пингвина, Ра"са аль Гула, его дочери Талии (которая неровно дышит к Бэтмену и поэтому частенько ему помогает), Соломона Гранди и других, рангом пониже. Есть даже Робин — вечный сайдкик Бэтмена, который доступен только в режиме схваток на арене, а в сюжете появляется лишь на десять секунд, видимо, чтобы не раздражать. Все-таки Arkham City — совсем не про него.

Rocksteady снова выложились как в последний раз. Игра просто кишит какими-то неочевидными секретами, необязательными испытаниями и бонусными костюмами. Обычно с такой фанатичной дотошностью блокбастеры делают только в Японии, для Запада — это почти уже забытый подход. Arkham City — игра, которую не пройдешь за пару вечеров. Это игра, которая заставит полюбить своих героев, даже если вы на дух не переносите комиксы и Нолана. Будь она чьим-то платформенным эксклюзивом — продавала бы консоли не хуже Uncharted и Gears of War . Но, к счастью, доступна абсолютно всем.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

Звук и музыка:

Интерфейс и управление:

Дождались?

Вообще-тоБэтмен никого не убивает: даже сброшенные с небоскреба злодеи у него превращаются в стайку летучих мышей. Но на этот раз все действительно умерли — от счастья.

«Великолепно»

Ты для меня — как открытая книга

Комикс-гики любят рассуждать о том, что сюжетная линия Batman: Arkham City очень похожа на серию комиксов No Man’s Land, где Готэм тоже оказывается во власти конкурирующих банд беглых преступников и психопатов. Мы взяли на себя труд прочитать оригинальный сериал и убедились, что сеттинги у игры и комикса действительно сходные. Зато сюжет у Arkham City более чем самостоятельный.

No Man’s Land — постапокалиптический эксперимент уровня S.T.A.L.K.E.R. или «Метро 2033» , проведенный во вселенной комиксов издательства DC с марта по ноябрь 1999 года.

Землетрясение магнитудой 7,6 балла по шкале Рихтера разрушило большую часть Готэма. За землетрясением последовали цунами, массовый побег заключенных из тюрьмы «Блэкгейт» и Аркхемской лечебницы, эвакуация мирных жителей. Все мосты уничтожены, населенные бандитами и отказавшимися уходить из города честными готэмцами руины объявлены нейтральной территорией, где не действуют американские законы. Вход и выход строго регулируются, черные вертолеты парят над обломками небоскребов.

Итак, мы имеем Готэм вместо Зоны. Киллер Крок, Ядовитый Плющ и Пингвин тут — вместо атомных мутантов, мистер Фриз в роли обязательной в таких проектах техногенной фракции, Двуликий и комиссар Гордон объединились на правах человеческого альянса, Пугало возглавляет туземный религиозный культ. Газовые ловушки Джокера заменяют смертельно опасные аномалии, ну а разгуливающие по улицам многочисленные бэтгерлши, найтвинги и робины — это местные костюмированные сталкеры.

Серия расползлась аж на 80 выпусков основных и второстепенных комиксов про Бэтмена и его друзей, позднее изданных увесистым пятитомником.

90% страниц посвящены потасовкам супергероев и сверхзлодеев в декорациях разоренного мегаполиса, — но случаются и ответвления в безрадостные жизни простых граждан (лазающих за банками тушенки в обиталище Джокера), и даже необычный до 9/11 и урагана «Катрина» социально-политический комментарий про неэффективность действий правительства (выпуски про гуманитарные визиты Супермена и Лекса Лютера из благополучного Метрополиса).

В начале сериала Бэтмен загадочно отсутствует. Но скоро стены разрушенных зданий начинают украшать граффити летучей мыши — к концу первого тома Темный рыцарь выигрывает устроенный Пингвином турнир по боям без правил, а в третьем начинает район за районом отвоевывать Готэм у бандитов, сектантов и мутантов.

Четвертый и пятый тома посвящены войне между фракциями Бэтмена и Джокера за контроль над городом, ну а завершается все кровавой битвой под Рождество, в которой Джокер похищает всех родившихся за время действия No Man’s Land младенцев, убивает жену комиссара Гордона и получает пулю в коленную чашечку.

В целом «Ничья земля» — не шедевр уровня «Долгого Хэллоуина» Джефа Лоэба или «Возвращения Темного рыцаря» Фрэнка Миллера (как и всем кроссовер-проектам, шизофреническому сериалу не хватает цельности авторского видения), но пятитомник все равно красуется на полке у любого серьезного поклонника Бэтмена.

Это уникальная в истории DC возможность посмотреть на любимого героя в постапокалиптическом сеттинге, превосходная работа художников (см. картинки!), а общая идея у комикса ясная и гуманистическая: даже при самом полном распаде цивилизации человек должен оставаться человеком, а Бэтмен — Бэтменом.