В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербай-джанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвий-ская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Уз-бекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек - представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в прин-ципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в от-крытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народ-нохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряжен-ность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно уси-ливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей сре-ды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыль-ской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям рес-публик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народ-ные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украи-не, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из соста-ва СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению про-блем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против руси-фикации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначе-ние Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем ком-партии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недоволь-ство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о де-портациях населения из прибалтийских государств и из западных рай-онов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Уча-стились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфлик-тов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербай-джаном из-за Нагорного Карабаха - территории, населенной по пре-имуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Ферга-не. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев - таков был один из результа-тов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требова-ниями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в респуб-ликах официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспече-нии реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления эконо-мики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленче-ских структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представите-ли народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достиже-ние полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верхов-ный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Лит-вой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР 1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декла-рацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом - А.В. Руц-кой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и по-рядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обнов-ленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских дек-ларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределе-ние и демократическое развитие, территориальная целостность. В соот-ветствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референ-дум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как феде-рации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле - мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись пере-говоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов вла-сти и управления, принятие новой Конституции, изменение избира-тельной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углу-били раскол в обществе. Приверженцы М.С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Группаученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подго-товленный к подписанию документ был расценен как результат капиту-ляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в рес-публиках. Противники нового договора справедливо опасались, что де-монтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпри-нята попытка положить конец политике реформ и остановить развал

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева - в связи с состоянием его здоровья - исполнять прези-дентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинга и забастовки. Было объяв-лено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и полити-ческого кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление по-рядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддерж-ки членам ГКЧП. Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ель-цина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совеща-ние руководителей трех суверенных государств - России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окон-чании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Не-зависимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Незави-симых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

"Перестройка", задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение совет-ского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие пар-тийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федера-ции эти задачи предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддер-живающим его демократическим силам.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково-дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра-зование общества и создание правового государства. В числе первооче-редных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Распад Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед СССР, была проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М, Горбачева проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).
Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования (разгон войсками демонстрации в Тбилиси в апреле 1989 года, ввод войск в Баку, захват армией телецентра в Вильнюсе). В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн беженцев.

Новые органы власти в союзных республиках, сформированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемешалась из Центра в республики.

Противостояние Центр — республики выражалось не только в «войне законов», т.е. ситуации, когда республики объявляли одна за другой верховенство республиканских законов над союзными, но и в положении, когда Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик принимали законы, противоречащие друг другу. Отдельные республики срывали воинский призыв; минуя Центр, .заключали между собой двухсторонние соглашения о государственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в Центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М. Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9 + 1», т.е. девяти республик и Центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М. Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М. Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г. Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М. Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей, и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, «идя навстречу требованиям широких слоев населения», на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. В состав ГКЧП вошли: Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Павлов - премьер-министр, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел, О. Бакланов - первый председатель Совета Обороны СССР, A. Тизяков - председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и B. Стародубцев - председатель Крестьянского союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - «Обращение к советскому народу». В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик («растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества, потеряли радость жизни десятки миллионов советских людей… в самом недалеком будущем неизбежен новый виток обнищания.»). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д.
В тот же день было опубликовано постановление №1 ГКЧП, в котором предписывалось считать недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие законам и Конституции СССР, запретить митинги и демонстрации, установить контроль над средствами массовой информации, обещалось снизить цены, выделить желающим 0,15 га земли и повысить зарплату.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП, По свидетельству председателя Гостелерадио СССР Л. Кравченко, Н. Назарбаев подготовил специальный видеоролик со словами признания и поддержки ГКЧП. Телеобращение Н. Назарбаева было отправлено в Москву для трансляции по первому каналу, но показано не было.

Опубликованное 19 августа обращение Н. Назарбаева «К народу Казахстана» никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержке, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится. В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий и движений - «Азат», «Азамат», «Алаш», «Единство», «Невада-Семей», СДПК, профсоюз «Бiрлecy» и др. собрали митинг и выпустили листовку, в которой произошедшее было названо государственным переворотом и содержался призыв к казахстанцам не быть соучастниками преступления и предать суду организаторов переворота.

На второй день путча, 20 августа, Н. Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.

21 августа путч провалился. Горбачев М. вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана.

В тот же день был опубликован Указ Н. Назарбаева от 22 августа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР».

25 августа вышел Указ Президента «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК. Пленум принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года XVIII (чрезвычайного) съезда Компартии Казахстана с повесткой дня «О Компартии Казахстана в связи с политической ситуацией в стране и КПСС».

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях».

29 августа - Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
Кроме того, Н. Назарбаев издал указы «Об образовании Совета Безопасности КазССР», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства КазССР», «О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР».

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР. По предложению М Горбачева, Н. Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

  • — во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;
  • -во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом - большая часть республик не послали в Государственный совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.
В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе, но он не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь ML Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.
Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование. Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и, как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов (по свидетельству Н. Назарбаева) предложил рассмотреть возможность создания Конфедерации Центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской Пуще.

В конечном итоге лидеры «пятерки» дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившиеся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на «нейтральной» территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены, и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки» (Белоруссия, Россия, Украина) и «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан).

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация () о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.
Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов,
согласно которым:

  • — констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;
  • — сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • — создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и»Совет глав правительств»;
  • — объявлялся открытый характер Содружества.
26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование.

Причины распада СССР.

Социально-экономические:

Тотальная государственная форма собственности, следствием чего стали отсутствие конкуренции, материальной заинтересованности коллективов в постоянном развитии производства; техническое отставание во всех сферах промышленности, кроме космической отрасли и военно-промышленного комплекса (ВПК);

Развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики. «Холодная война», афганская война и гонка вооружений приводили к тому, что ВПК попросту разорял бюджет;

Принудительный коллективизм в сельском хозяйстве, неэффективная модель колхозно-совхозного хозяйствования;

Неспособность советской экономики обеспечить в стране приемлемый уровень жизни, который соответствовал бы уровню развитых стран Запада. Постепенно политическое значение обретали такие явления, как постоянный дефицит товаров первой необходимости и перебои с продовольствием, нелепые запреты и ограничения (например, на размер садового участка и т.п.), низкое качество производимых товаров народного потребления: постепенно термин «советское» стал синонимом слова «некачественное». В конце концов у людей пропало доверие к существующей экономической системе, зато крепло желание изменить ее по образцу западных экономик, основанных на частной собственности и рыночных отношениях;

Непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря и третьего мира: на эту помощь из бюджета также уходили огромные деньги, которых и так не хватало.

К середине 80-х годов экономика СССР была настолько слабой и неэффективной, что неожиданное снижение мировых цен на нефть обернулось для нее катастрофой.

Гегемония компартии во всех сферах жизни, отрицание любой другой идеологии, кроме коммунистической, преследование инакомыслия;

Отсутствие реальных свобод (свободы выбора, слова, собраний и т.п);

Навязывание поведенческих моделей, имевших идеологический подтекст;

Невозможность свободного творчества, независимого от идеологических установок;

Закрытость советского общества, запрет на общение с заграницей, существование «железного занавеса», который разделил планету на две части: СССР и остальной мир и создавал ощущение изолированности, несвободы;

Скрытые национальные противоречия, которые долгое время подавлялись и ретушировались властями.

Предпосылки развала СССР.

Политика гласности, объявленная властями, вскрыла все недостатки советской системы. Люди впервые явственно осознали, в какой стране живут и куда ведет их идеология «светлого будущего». Это знание изменило людей. Демократизация, объявленная сверху, была энергично подхвачена снизу и постепенно обрела черты стихии, которая смела не только устоявшиеся идейно-политические основы страны, но и саму страну.

В ходе перестройки в СССР появились новые политические силы демократической ориентации. Началось их противостояние с коммунистическим режимом. Это была борьба коммунистов с либералами, традиционного с новым. Противостояние вело к обострению политической ситуации.

Пи этом экономическое положение в стране год от года только ухудшалось. Причина – непоследовательность и неуверенность в проведении экономических реформ. В результате старые хозяйственные связи разрушались, а новые не сформировались в достаточной степени. В конце концов в экономике наступил глобальный кризис, следствием которого стал беспрецедентный дефицит товаров первой необходимости. Это довело до кипения политические страсти в стране.

Благодаря гласности и политическим реформам неизбежно вскрылись все общественные противоречия, которые тлели в советском обществе многие десятилетия, подавляемые властями. Вспыхнули первые межнациональные конфликты, стал нарастать сепаратизм. А ухудшающееся экономическое положение их только подогревало, ускоряя центробежные силы.

В обществе росло разочарование перестройкой, которая не оправдала ожиданий населения: жизнь становилась все хуже. Достигли апогея антикоммунистические настроения. Идея «совершенствования социализма» была отброшена – в обществе прочно утвердилась идея перехода к рыночным отношениям и капитализму.

Усиливаются центробежные силы на периферии. В республиках к власти приходят сепаратистски настроенные силы. Начинается «парад суверенитетов».

Хронология распада.

В 1990 году Литва первой из союзных республик объявила о своей независимости. На ее территории было прекращено действие Конституции СССР. В Вильнюс были введены советские войска. Но остановить процесс распада уже было невозможно. Вслед за Литвой о своем суверенитете объявила Грузия.

Центральные власти прилагали большие усилия для сохранения СССР.
В марте 1991 года в стране прошел референдум, на котором большинство поддержали сохранение Советского Союза как единого государства. Был подготовлен проект нового Союзного договора, который предполагалось подписать в августе большинством союзных республик.

Но все изменилось в августе 1991 года , когда группа коммунистов-заговорщиков осуществила попытку государственного переворота. Благодаря решительным действиям властей РСФСР во главе с президентом России Ельциным путч был подавлен. Но после этого начался стремительный распад СССР. Союзные республики одна за другой стали заявлять о выходе из состава Советского Союза.

24 августа 1991 года о своей независимости объявила Украина. В оставшиеся дни августа суверенитет провозгласили Белоруссия, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, в сентябре-октябре – Таджикистан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, в декабре – Казахстан.

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще (Белоруссия) главы России, Украины и Белоруссии объявили о создании Содружества Независимых Государств как альтернативы СССР. Это было фактическим концом Советского Союза.

Советского Союза не стало.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Это международная региональная организация, страны-члены которой являются полностью независимыми и не делегируют СНГ часть своих полномочий по образцу Евросоюза.

Создан 8 декабря 1991 года Россией, Белоруссией и Украиной с целью не допустить хаоса во взаимосвязанных экономиках стран, входивших в СССР, регулировать отношения сотрудничества между ними.

В соглашении о создании СНГ страны-учредители констатировали, что СССР прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

В 1993 году членом СНГ стала Грузия. Но в 2009 году она вышла из Содружества.

О роли СНГ на постсоветском пространстве

МОЖЕТ ЛИ РАЗВАЛИТЬСЯ СНГ?

В Интернет-пространстве появилась такая шутка, авторы которой сравнивают ситуацию в СНГ с атмосферой, в которой оказались герои детективного романа Агаты Кристи «Десять негритят». Напомню сюжет: Десять не знакомых друг с другом людей приезжают на некий остров. И тут происходит нечто страшное: гости начинают умирать один за другим в соответствии с детской считалкой про негритят, статуэтки которых исчезают с каждой смертью. Примерно то же самое происходит с Содружеством Независимых Государств, которое в свое время Леонид Кравчук назвал «бракоразводным процессом». В 1991 году, после распада СССР, три прибалтийские республики - Латвия, Литва и Эстония - отказались войти в СНГ. Спустя 17 лет, после августовской войны в Южной Осетии, из состава СНГ вышла Грузия, которая к тому же разорвала дипломатические отношения с Россией. Теперь, судя по всему, становится неизбежным выход из СНГ еще одной страны - Украины, которая попутно хотела бы разорвать дипломатические отношения с Москвой.

По мнению экспертов, выход Киева из этой структуры - вопрос решенный, и власти «незалежной» не торопятся выходить из Содружества лишь по технической причине: они ждут выборов президента Украины, назначенных на 25 мая с.г. Согласно прогнозам многих экспертов, именно после вступления в должность нового главы украинского государства Киев начнет процедуру выхода из СНГ, который украинцы называют «тонущим кораблем».

Чем же вызвано стремление Украины выйти из СНГ. Многие эксперты склоняются к тому, что Киев не видит смысла в участии в программах СНГ после того, как Россия без единого выстрела подчинила своему влиянию Крым и добилась перехода полуострова в состав России. В Киеве случившееся оценили как «аннексию после агрессии». Киев не может понять, почему сразу после начала крымского кризиса ни одна страна СНГ не осудила попытку России «нарушить территориальную целостность Крыма». И только парламент Грузии решительно осудил действия России, а МИД Киргизии косвенно поддержал новую власть на Украине, обвинив Януковича в попытке дестабилизировать ситуацию на Украине». Остальные страны СНГ хранили гордое молчание. Они не поддержали Киев, опасаясь осложнения осложнений с Москвой. Так что обиду Киева можно понять.

КИШИНЕВ ЗАДУМАЛСЯ О ВЫХОДЕ ИЗ СНГ

Между тем, Молдова также собирается выйти из СНГ. На днях Либеральная партия Молдавии зарегистрировала в парламенте страны законопроект о выходе республики из СНГ. По данным СМИ, руководство Молдовы серьезно отнеслось к этому законопроекту, так как в Кишиневе опасаются, что следующим после Крыма объектом внимания Москвы может оказаться Приднестровье. Молдавское правительство еще два десятилетия назад утратило контроль над этим районом, где проживает русскоязычное население и где размещены несколько тысяч российских миротворцев. В Кишиневе опасаются, что Россия вскоре с помощью своих миротворцев добьется выдворения из Приднестровья молдавских полицейских и военнослужащих.

Кроме того, в Модове грозит запылать с новой силой тлеющий огонек другого кризиса - гагаузского. В местах компактного проживания гагаузов Молдовы на днях были созданы отряды Народной гвардии для защиты от Молдавии». Башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал заявил: «Подготовительные работы к действию Народной гвардии будут проведены в двухнедельный срок. В частности, во всех населенных пунктах Гагаузии оборудуют помещения, где будут располагаться участковые полицейские и участники отрядов. Кроме того, будет разработан механизм поощрений жителей автономии, принимающих участие в деятельности организации. "Наша задача обеспечить стабильность и порядок всеми допустимыми законодательством способами». Напомню, что 2 февраля в Гагаузии был проведен запрещенный Кишиневом референдум от 2 февраля «об отложенном статусе независимости Гагаузии.

Если выход Молдовы из СНГ не повлечет за собой серьезных последствий для Содружества, попытка Украины покинуть судно под названием «СНГ», может подорвать саму основу существования СНГ, так как Украина является второй после России крупнейшей по роли и значению страной СНГ. Именно на Украине работают многие предприятия «оборонки» бывшего СССР, и если они прекратят реализацию российских заказов, то под угрозой окажутся не только экономические, но и военные интеграционные связи в рамках Содружества. Кроме того, без Украины почти теряют свой первоначальный смысл такие масштабные проекты, как Таможенный союз и Евразийский союз.

ОТНОШЕНИЯ КИЕВА И МИНСКА ОСЛОЖНЯЮТСЯ

Видимо, поэтому Александр Лукашенко предостерег украинские власти от выхода страны из СНГ, назвав это решение «опрометчивым шагом». «Выход Украины из СНГ будет сильным ударом по Содружеству, но не смертельным, - заявил президент Беларуси журналистам в Минске. - Я думаю, что выход Украины из СНГ будет неправильным, неразумным шагом. Почему бы не использовать эту площадку для того, чтобы хотя бы прозвучала твоя точка зрения, чтобы ты мог донести свой мессидж до других государств? Я буду стараться донести все это до украинцев. В ближайшее время я намерен встретиться с некоторыми украинскими политиками. В том числе я попрошу их, чтобы они не делали опрометчивые шаги. Что, СНГ к чему-то сильно обязывает Украину? Зачем захлопывать дверь, которую можно использовать?”

Однако эксперты скептически относятся к попыткам Минска убедить Киев остаться в СНГ. Более того, на днях после эмоционального заявления Лукашенко о том, что «Крым - это российская территория», в Киеве в МИД для объяснений был вызван посол Белоруссии в украинской столице. Таким образом, в отношениях Украины и Белоруссии, которые минувшие два десятилетия жили дружно, могут образоваться осложнения. Кроме того, Киеву придется вести непростой разговор с Астаной по поводу недавнего заявления Нурсултана Назарбаев о поддержке итогов референдума в Крыму о включении полуострова в состав России. Отвечая на обвинения Запада о том, что Россия, присоединив Крым, перекроила границы в Европе и нарушила нормы международного права, Назарбаев сказал: Разве соблюдалось международное право, когда бомбили Югославию? Точно так же, как сегодня Крым, отделилось Косово. Международное право не соблюдалось, когда нападали на Ливию. Совет безопасности ООН установил бесполетную зону, а получилось фактически нападение. Международное право нарушалось и в Ираке. И вся вот эта "арабская весна", теперь наступает действительно "зима". Откат экономики на десятилетие назад. Все это привело к тому, что случилось там».

СЮПРИЗ ДЛЯ МОСКВЫ ИЗ ТАШКЕНТА

Неожиданно для Москвы свою полную солидарность с Киевом проявил Ислам Каримов. 25 марта по поручению президента Узбекистана МИД страны выступил с заявлением, в котором выражается полная поддержка территориальной целостности Украины. «Республика Узбекистан, исходя из основополагающих принципов Устава ООН и норм международного права, твердо и неизменно придерживается позиции по разрешению возникающих международных споров мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства", - говорится в заявлении МИД Узбекистана. Это витиеватое заявление узбекского внешнеполитического ведомства не оставляет сомнений: Ислам Каримов решил бросить вызов Владимиру Путину, словно стремясь доказать, что дестабилизировать политическую и экономическую стабильность в Узбекистане Москве не удастся.

Кстати по иронии судьбы, когда в Ташкенте озвучили заявление МИД, косвенно не одобряющее позицию России в крымском вопросе, Госдума Российской Федерации приняла закон о ратификации протокола о применении в отношении Узбекистана договора о зоне свободной торговли СНГ. Как известно, этот протокол был подписан на заседании Совета глав правительств СНГ в Минске 31 мая 2013 года. В конце декабря президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон, ратифицирующий протокол, который ранее был принят парламентом страны. Замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев, представляя документ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что «целью протокола является более активное подключение Республики Узбекистан к сотрудничеству в рамках СНГ, а также унификация торговых режимов между государствами-участниками Таможенного союза и Узбекистаном». Кстати торгово-экономические взаимоотношения России с Узбекистаном развиваются динамично: в прошлом году объем товарооборота между двумя странами достиг рекордной планки - более $4 млрд.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» свое мнение о роли СНГ на постсоветском пространстве выразил исполнительный директор политологического центра Север-Юг Алексей Власов:

Если страны, входящие в СНГ, будут стремиться к развалу СНГ, то этой цели им достичь будет легко. Для этого Странам-участницам СНГ придется лишь ликвидировать все преференции и экономические льготы, а также ввести визовый режим на пространстве бывшего СССР. Тем не менее, мне кажется, что СНГ вряд ли распадется в ближайшей перспективе. Более того - роль организации может возрасти в случае появления внешнего фактора, который заставит страны СНГ объединиться вокруг ключевой страны Содружества - России. Сегодня на пространстве СНГ существуют общие для всех 11 стран Содружества риски и вызовы, связанные борьбой с терроризмом, наркотрафиком и религиозным экстремизмом. И для успешной борьбы с этими угрозами страны СНГ должны объединить свои усилия.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его .

Создание организации

8 декабря 1991 г. главы , Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.

21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).

В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. - Молдавия.

Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ - основной документ организации.

Государства - участники СНГ

В состав Содружества входят следующие страны:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Грузия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Россия;
  • Таджикистан;
  • Туркменистан;
  • Узбекистан;
  • Украина.

Цели СНГ

В СНГ все страны-участники имеют равные права и являются самостоятельными субъектами.

Рассмотрим главные цели СНГ:

  • сотрудничество во всех областях;
  • развитие участников в пределах общего экономического рынка;
  • гарантия соблюдения прав и свобод человека;
  • сотрудничество для обеспечения безопасности и международного мира;
  • правовая помощь на взаимных условиях;
  • разрешение возникших конфликтов и споров между странами-участниками мирным путем.

На основании Устава СНГ главным органом организации считается Совет глав государств, занимающийся решением всех вопросов, связанных с деятельностью СНГ. Его первым председателем с 1994 г. был Б.Н. Ельцин.

В дальнейшем с участием СНГ были сформированы организации, имеющие более узкие рамки в общих целях и проблемах:

  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности);
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);
  • Таможенный союз;
  • ЕЭП (Единое экономическое пространство);
  • Евразийский экономический союз;
  • ЦАС (Центральноазиатское сотрудничество);
  • ШОС (Шанхайская организация сотрудничества);
  • Союзное государство России и Белоруссии.

В большей части из них Россия выступает как лидирующая сила.

В 1997 г. была создана организация ГУАМ, в состав которой вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, а в 2005 г. - СДВ (Содружество демократического выбора).

В 1995 г. была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ для решения проблем сотрудничества парламентов.

Военные организации СНГ

На данный момент в рамках СНГ существует две военные структуры:

  • Совет министров обороны СНГ - основан для ведения единой военной политики. В его распоряжении находятся Постоянный совет и ШКВС (Штаб по координации сотрудничества СНГ);
  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - основана для активной борьбы с терроризмом.