Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Легенда - это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.

Введение

http://mypresentation.ru/documents/7ac31004cdcd60935a9db0cf5b7e20f3/img13.jpg

Картина В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

http://v.900igr.net:10/datas/istorija/Pokorenie-sibiri-Ermakom/0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg

Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

http://ybobra.ru/uploads/url/4949.jpg/Vasnetsov_Ioann_4.jpg

Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: "Может, чем помогу я тебе?". И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.

О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь "святой", а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками "а мы - не праздно в мире жили!".

В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.

Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Чтение легенды с комментариями

1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его... всё думу думал, как это царство хана покорить».

2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкно-венный мужик.

с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из кре-стьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь... Ис-ходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».

3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».

4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?

Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с ува-жением к самому Ермаку и к его делам.

5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.

Ермак представляется сильным духом и крепким по те-лосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время за-воевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?

Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить та-тар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. По-этому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.

Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без кро-ви, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).

Итоги

Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;

ИСТОЧНИК

http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html

http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom

http://etosibir.ru/statii/pokorenie-sibiri-ermakom/

http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/

История покорения Сибири Ермаком начинается в 1552 г., когда русское войско завоевало Казанское ханство. После этого непосредственным соседом России на востоке стало ханство Сибирское. В 1555 г. его правитель хан Едигер (Эдигар) получил согласие на подданство Ивану IV Грозному. В царскую казну стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Он составлял одну соболиную и одну беличью шкурку в год с человека.

Именно этот ясак и стал тем самым магнитом, который тянул к себе людей. Сибирь издавна славилась пушными богатствами, а меха в те времена очень ценились не только за красоту. Потому неудивительно, что этот край был излюбленным местом русских купцов, которые совершали чрезвычайно выгодную торговлю с местным населением, нередко обманывая его.

Однако Сибирское ханство подчинялось требованиям Ивана Грозного недолго: вскоре в Сибири произошел переворот, и ханом стал потомок Чингисхана Кучум. Поначалу он продолжал считать себя вассалом царя, но затем перестал присылать ясак, сам обложил данью племена, ранее подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже осмелился нападать на уральские поселения русских купцов.

Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы

Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. Несмотря на то, что войска эти представляли значительную силу, они не могли препятствовать постоянным набегам отрядов сибирских князей. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Хитрые купцы, всюду искавшие выгоду, помышляли одним ударом убить двух зайцев: и отвести опасность от своих стен, и заполучить новые земли, способные принести немалый доход.

Казаки подходили на роль таких людей идеально. Будучи прекрасными воинами, они были готовы ради денег на все. Поход «за Камень», как в те времена называли Урал, сулил огромную прибыль, и отказываться не имело смысла. Кроме того, в это время один большой казачий отряд находился в царской опале за набег на ногайцев, что царь строжайше запретил.

Иван Грозный вызвал отряд из волжских степей, чтобы направить его в самое пекло бушующей Ливонской войны.

Когда главный атаман отряда Ермак Тимофеевич узнал о плане царя, то сразу откликнулся на предложение Строгановых – во многом из-за заботы о своих казаках. Иван Грозный собирался не просто отправить их на войну, а выставить в авангарде, что означало неминуемую смерть. Несогласные с решением царя, казаки решили бежать на волжские степи. Но на Волге они были в досягаемости царской власти, тогда как за Камнем никто не смог бы достать их, кроме хана Кучума.

Начало покорения Сибири Ермаком

После разгрома отряда Карачи, покорение Сибири Ермаком вошло в завершающую стадию. Кучум стал действовать хитро. Он послал к крепости двух всадников, представившихся бухарскими купцами. Они сообщили Ермаку, что хотят торговать с Россией, и что Кучум этому препятствует и держит купеческий караван в плену.

Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. В ночь, когда Ермак был вынужден пристать к берегу на ночлег, на его отряд напало войско Кучума. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак. Любопытно то, что атаман до конца прикрывал отступление своих солдат и умер из-за того, что, бросаясь в уходящий струг, промахнулся и утонул – два драгоценных и тяжелых панциря, царский подарок, не оставили Ермаку ни малейшего шанса. Это случилось 5 августа 1585 г.

Но, несмотря на это, покорение Сибири Ермаком фактически состоялось. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. Кучум потерпел окончательное поражение, после чего бежал, сначала в Барабинские степи, затем к Иртышу, и, наконец, к ногайцам, которые его и казнили. В историю вошел знаменитый факт: во время своих скитаний по степям Кучум как-то раз попросил царя Федора Ивановича вернуть ему один из вьюков бухарских купцов, на котором те везли специальное зелье для больных ханских глаз.

После этого на Сибирской земле стали возникать русские города, первым из которых была Тюмень. Покорение Сибири Ермаком открыло новую страницу в истории России.

Данил Рудой – 2003 г.

Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. Легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла. «Вокруг света» разоблачает мифы об атамане казаков, попавшие в его жизнеописания - фольклорные, летописные и даже научные

Ермак - покоритель Сибири

Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября (н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу - Кашлык, или Искер (в 17 километрах от современного Тобольска), - и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что «его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».

На самом деле покорением Сибири поход 1582–1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа (н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.

Ермак был выходцем из Ногайской орды

Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время - в 1996 году - в журнале «Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.

На самом деле в русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток - Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…

Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя

«Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» - так в исторической песне обозначили цель похода казаки.

На самом деле решение покорять новые земли от имени царя люди Ермака приняли на общем совете уже после первых успехов экспедиции. Скорее всего, казаков изначально наняли уральские солепромышленники Строгановы, чтобы нанести удар по хану Кучуму, чьи воины совершали набеги на их владения. А Иван IV сперва был даже против подобной внешнеполитической «самодеятельности». Наместник Чердыни, главной царской крепости в Пермском крае, Василий Пелепелицын написал государю донос на Строгановых, не приславших ему военную помощь в обороне от «сибирских людей», но при этом отправивших отряд в дальнюю экспедицию за Урал. Кляуза возымела действие: в послании промышленникам в ноябре 1582 года государь, грозя опалой, потребовал вернуть Ермака со товарищи из похода. Но когда царское письмо еще только запечатывали, казаки уже были далеко - осваивались в завоеванной столице Сибирского ханства.


Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни

В фольклоре атаман выглядит этаким Робин Гудом - благородным разбойником, которого государь прощает за доблесть. Разбойником, только не благородным, представал любой вольный донской или поволжский казак в летописях, где пересказывалась история о том, как Ермак и его люди приняли послов персидского шаха, шедших по Волге, за купеческий караван, напали на них и взяли в плен. Потом, поняв ошибку, отпустили, но царь все равно приказал схватить виновных и повесить. И тогда Ермак «с дружиною», как сказано в Кунгурской летописи, «здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и по Каме вверх».

На самом деле то скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно «светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.


С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань

«Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.

На самом деле сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике.


В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек

Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII– XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».

На самом деле людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек (эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек - такую цифру приводит один из осведомленных летописцев.


Ермак распространял в Сибири христианство

В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить «Синодик…» распорядился в 1621–1622 годах Киприан - первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.

На самом деле казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману.


У Ермака был двойник

Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го (учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.

На самом деле , как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода.

Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти

Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими «бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался «полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.

На самом деле в народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.


Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского

Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.

На самом деле документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе.


В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели

По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.

На самом деле , как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков «многим жалованьем - деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми (монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча».


Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным

В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.

На самом деле никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.

Фото: Fine Art Images / Legion-Media (x4), iStock, RKLAW TON (CC-BY)

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО - 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Предметные : Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить доказательства цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

строить рассуждения, подводить под понятие.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.

Оборудование

1. мультимедийный проектор, физическая карта России,

2. презентация в формате MS.ppt.,

3. раздаточный материал «Жанры литературы»

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Действия учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся

Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Индивидуальная

  1. Актуализация знаний, целеполагание

Предметные результаты:

знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.

Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражают свои мысли.

Познавательные УУД:

строят рассуждения.

Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.

Попробуйте дать определение каждому жанру.

Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.

Выясним определение жанра «легенда»

(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).

Сегодня мы познакомимся с произведением

«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Поставьте цель урока.

Анализируют

Дают определения

Высказывают предположения.

Дают определение жанра легенда

Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:

Определить жанр нового произведения;

Узнать о походе Ермака в Сибирь;

Установить подлинность описываемых событий.

Работа в парах

Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»

Л.А.Ефросининой

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Предметные результаты:

осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду

Познавательные УУД: строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме

Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:

Что беспокоило царя?

Кто помог найти Ермака?

С какой просьбой обратился царь?

Прочитайте монолог Ивана- царя.

Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - учебник, с. 37. Выполнить задание:

Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?

Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.

Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.

Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.

Индивидуальная

  1. Применений знаний и способов действий

Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой

Познавательные УУД: подводят под понятие

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).

Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.

Работа в группах

(наблюдение, практическая работа, работа с картой)

  1. Итог урока

Предметные:

умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

оценивать результаты своей деятельности

Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста

Организует оценочные высказывания обучающихся

Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения

Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная

  1. Домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Комментирует д.з. (по выбору)

Пересказ по плану

Составление кроссворда

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

Приложение

Исследование легенды

Этапы исследования

I этап исследования (1 группа учащихся)

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.

Заносят в кластер: Историческая личность

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

II этап исследования (2 группа)

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление и завоевание Ермаком Сибири (1581 год)

Заносят в кластер: Временные рамки

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Методы исследования: наблюдение.

III этап исследования (3 группа)

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.

Заносят в кластер: Географическое место

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: практическая работа.

IV этап исследования (4 группа)

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль

Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Освоение Сибири – одна из самых значимых страниц в истории нашей страны. Огромные территории, в настоящее время составляющие большую часть современной России, в начале XVI века были, фактически, «белым пятном» на географической карте. И подвиг атамана Ермака, завоевавшего для России Сибирь, стал одним из самых значимых событий в формировании государства.

Ермак Тимофеевич Аленин – одна из самых малоизученных личностей подобного масштаба в российской истории. До сих пор достоверно неизвестно, где и когда родился прославленный атаман. По одной из версий, Ермак был родом с берегов Дона, по другой – с окрестностей реки Чусовая, по третьей – местом его рождения была Архангельская область. Неизвестной остается и дата рождения – в исторических хрониках указывается период с 1530 по 1542 гг.

Воссоздать биографию Ермака Тимофеевича до начала его Сибирского похода практически невозможно. Достоверно неизвестно даже, является ли имя Ермак его собственным или это все-таки прозвище казачьего атамана. Однако с 1581-82 гг., то есть непосредственно с начала Сибирского похода, хронология событий восстановлена достаточно подробно.

Сибирский поход

Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.

Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.

В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.

Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.

После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.

Гибель Ермака

Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.

У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.

Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества. При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России.