Тема сада, насыщенный зелёный цвет и растительные принты будут весьма актуальны в вашем интерьере, независимо от времени года за окном. Своим присутствием они сделают пространство более свежим, лёгким и даже чуточку игривым. Хотите немного обновить интерьер? Тогда впустите природу в свой дом! Вот некоторые идеи по использованию ботанических мотивов в интерьере.

1. Вы можете купить белые обои с ненавязчивым растительным узором и использовать их по всей комнате или же сделать акцентной одну из стен. Причем самое интересное, такие мотивы довольно часто встречаются не только в гостиной или спальне, но и без особых сложностей находят свое место в ванной комнате, кухне и прихожей. Кстати, тропики - еще одна модная тенденция в интерьерном дизайне, так что не бойтесь экспериментировать.

2. Хотите чего-то менее радикального? Что ж, тогда можно вспомнить веселые школьные годы и вдохновиться красивыми иллюстрациями, которые мы так часто наблюдали в кабинете биологии, учебниках, атласах лекарственных растений. Постеры и плакаты с изображениями различных видов трав или цветов способны очень гармонично вписаться в любой интерьер, причем помимо эстетической, они несут еще и познавательную функцию.

3. А как насчет гербария? Это тоже прекрасный способ наполнить свой дом растительными мотивами и природной красотой. Только не нужно его прятать - лучше повесьте или поставьте любимую коллекцию на самое видное место.

4. Не забывайте, что живые растения тоже обязательно должны присутствовать в вашем доме. Особенно волшебно и необычно смотрятся подвесные горшки, которые сейчас так популярны. И помните: живых цветов много не бывает!

5. Еще хотелось бы уделить внимание текстилю с растительными принтами. Занавески, декоративные подушки, мебельная обивка, постельное белье, полотенца, коврики... Любая, даже незначительная, деталь подобного плана идеально поддержит тренд ботаники в вашем интерьере.

Обратите внимание, насколько роскошно смотрятся глубокие зелёные оттенки в паре с латунью, золотыми деталями и медью. Можно остановиться и на нежных пастельных тонах, чтобы немного смягчить палитру.

В моде рисунки, постеры, гравюры, принты ботанической тематики. Если вы в детстве собирали гербарий, то поскорее доставайте его помещайте в рамку и вешайте на стену. Те, кто не были столь прозорливы, не расстраиваемся, модных принтов хватит на всех. Итак, самые модные ботанические (растительные) мотивы в нашей фото-подборке.

Под винтаж

Пожелтевшие страницы, словно вырванные из старинного учебника по ботанике, вот к чему стоит стремиться. Такие рисунки отлично смотрятся в матовых, пастельных интерьерах. Стиль: классика, английский, прованс. Также в моде гравюры, изображающие флору и фауну.

Ботанические постеры, фото keith-scott-morton

Листы из старинных книжек и их имитация, фото

Штампы и оттиски

Штампованные очень условные контуры растений, деревьев, листьев и цветов — очень популярны.

На грани китча

Аляповатые рисунки на обоях, четкие прорисовки растений в вакууме, рождает не чудовищные, но модные вещи. Помните, подруга подарила вам пейзаж неизвестного художника? Так вот, можете больше его не прятать! А заменив раму на более стильную, вывешивать на самое видное место.

Гербарий

Засушенные цветы под толстым стеклом не только модно, но и полезно, с просветительской точки зрения.

Растительный орнамент

Никогда не выходил из моды и сейчас один из фаворитов.

Наполнить дом цветами и растениями, которые никогда не завянут, можно с помощью ботанической живописи. Когда-то она служила чистому научному разуму, а теперь – чистой красоте.

Ботаническая живопись, изображающая цветы с предельной точностью, вышла из научного мира. Ее предшественницей была ботаническая иллюстрация, как и любая иллюстрация – первая помощница текста. Возрождение разрешило человеку вглядываться в материальный мир, а человек эпохи Просвещения уже пытливо проникал в его суть, препарируя животных и пересчитывая пестики и лепестки цветов. Ему только предстояло начертить контуры новых континентов на карте и детально разобрать и разложить их флору и фауну по альбомам и склянкам. Ни одна экспедиция, ни один поход за три моря не обходился без энтомолога или ботаника, который радовался разнообразию открывшегося мира больше, чем его спутники – золоту и пресной воде.

На этом фоне увлеченных и смелых мужчин удивительной выглядит история Марии Сибиллы Мериан , голландской женщины-энтомолога, бабушки ботанической иллюстрации. Дочь художника и падчерица книгоиздателя Мария с детства училась рисованию и в юности зарабатывала, обучая рисованию аристократических барышень и разрабатывая узоры для вышивок. Ее мать занималась производством шелка, а Мария присматривала за драгоценными куколками тутового шелкопряда. В наблюдении за гусеницами и проявился ее талант внимательного ученого. Со скрупулезной точность она зарисовывает циклы метаморфоз насекомых – альбом «Метаморфозы» позже и прославит ее в научных кругах. Но еще большую славу принесут рисунки суринамской флоры и фауны, которые она сделает за два года жизни на острове – для женщины XXII века это путешествие - революционное. Петр I во время поездок по Европе был поражен живописью Сибиллы и скупил множество рисунков, теперь они хранятся в разных музеях страны. Кстати, Дарвиновский музей до 14 мая выставляет одну из ее работ - альбом южноамериканских насекомых, в честь 370-летия художницы.


Параллельно с европейской ботанической живописью развивалась японская. Ее главные герои - традиционные для Японии растения – ирисы, хризантемы, бамбук, насекомые и птицы. Но, как и для западных художников, для восточных точность передачи всех подробностей важнее эстетики.

Работы Карла Линнея не представить без рисунков растений и насекомых во всех подробностях. Великий швед заказывает рисунки каждого упомянутого лепестка в нескольких ракурсах, всего периода цветения, всех процессов превращения насекомых.


В России в период расцвета ботанической живописи в 1780-е годы был выпущен фолиант «Flora Rossica» , академиком Петербургской и Берлинской академий наук, профессором «натуральной истории» Петером Симоном Палласом . Гравюры, иллюстрирующие текст, были раскрашены вручную.


С приходом фотографии с живописи вообще и с ботанической живопись в частности сняли функцию фиксации реальности. Но осталась эстетика – ее «модели» так совершенны, а сюжеты так вечны, что ботаническая живопись превратилась в аристократическое хобби. Среди современных художников с долей условности можно назвать француженку Клер Баслер ,выставка которой только что прошла в московской галерее «К35».


Но ближе к классической традиции подошла американка Венди Холлендер , художница и преподаватель ботанической живописи, чьи рисунки публикуют New York Times и каталоги Faber-Castell.


Старинные ботанические иллюстрации можно найти на европейских блошиных рынках – в виде листов, и в антикварных магазинах – уже в багете и за стеклом. И как отдельное направление в живописи ботаническую иллюстрацию активно преподают, есть множество коротких курсов.

Текст: Екатерина Полякова

Панорамные обои Hope с ботаническим декором, суперпрочное полотно на основе стекловолокна, Inkiostrobianco, www.inkiostrobianco.com

Ботаническая иллюстрация появилась в Европе примерно в XV-XVI веках, как дополнение к фармацевтическим исследованиям. Внимание художников и медиков привлекали лекарственные растения, подробное описание и изучение свойств которых было необходимо для разработки лечебных снадобий.

Обои из коллекции Scandinavian Designers II, Borastapeter, магазины O Design, www.odesign.ru

В те времена точность передачи подробностей строения растений была важнее эстетики. Одним из первых художников этого жанра, чье имя дошло до наших дней, был швейцарский ученый Конрад Геснер, создавший тысячи детальных изображений представителей флоры и фауны. Страстным поклонником ботанической иллюстрации был великий немецкий художник эпохи возрождения Альбрехт Дюрер.

Тарелка из коллекции Botanic Garden, Portemeirion, www.portemeirion.com, «Дом Фарфора»

Сегодня ботаническая иллюстрация - модное увлечение в странах Европы и Америки. Антикварные постеры с ботаническими гравюрами и рисунками и современные панно создают в интерьере атмосферу избранности и элитарности.

Обои с изображением ботанической иллюстрации, Arjumand"s World, wwwarjumandsworld.com

Ботаническая иллюстрация художницы Julia Trickey, www.juliatrickey.co.uk

Декоративные панно из сухих растений под стеклом, дизайн Марии Очеретянной для My Botanica, www.my-botanica.com

Обои с принтом в виде растений из гербария, Pixersize, www.pixersize.com

Антикварный постер Плющ, 1905 год, Франция, размер 30х39 см, www.decogravure.fr

Кухонное полотенце, Yves Delorme, www.yvesdelorme.com

Обои с ботаническими рисунками из коллекции Majolica, Designers Guild, магазины Manders, www.manders.ru

Билли Шоуэлл - признанный профессионал в ботанической живописи. В ее книге «Портреты цветов от А до Я» можно найти множество ярких и необыкновенно реалистичных изображений, примеры, подробные объяснения и секреты различных техник и способов рисования. Публикуем 7 советов из этой книги. Они вдохновят и придадут уверенности как начинающим, так и более опытным художникам.

1. Рисуйте то, что нравится

Первый шаг к созданию красивого рисунка - выбор объекта. Начните с цветка, который вам нравится. Гораздо легче рисовать что-то вдохновляющее, чем то, что в нужный момент оказалось под рукой. Если объект вам по душе и приводит в восхищение, вы наверняка получите удовольствие от его изучения и работы над ним.

Иллюстрация из книги

2. Заведите ботанический скетчбук

Для оттачивания техники, скетчбук просто необходим. В нем можно прикинуть разные варианты композиции и затем выбирать самый удачный. Наброски не нужно прорисовывать детально. Например, пион или розу в композиционном эскизе можно обозначить окружностью, а лилии - треугольниками. Это нужно для схематичного изображения задумки - чем быстрее, тем лучше. Иногда рука начинает двигаться непроизвольно, следуя за воображением, и вдруг вы видите интересную композицию, которая получилась как будто сама собой.

Скетчбук становится частью вашей жизни, копилкой для постоянно приходящих идей. И не стоит относиться к нему как к драгоценности.

Скетчбук - предмет первой необходимости для начинающего художника. Куда бы вы ни направлялись, всегда берите с собой карандаш и скетчбук. Зарисовывайте в нем все свои идеи, включая самые странные и незначительные.

3. Продумайте, как оформить кончики стеблей

Это вечная дилемма для художников-ботанистов: смягчить, чтобы те растворялись в пространстве, решительно срезать под углом либо по горизонтали или вывести за пределы рисунка. Если вы решили продлить стебель до края изображения, нужно так же поступить с каким-нибудь другим элементом растения. Пусть он тоже выходит за пределы картины сбоку или вверху. Иначе может возникнуть ощущение, что цветок вот-вот ускользнет за рамку.


Концы стеблей как будто растворяются в пространстве. Иллюстрация из книги

4. Применяйте технику «Мокрым по мокрому»

Чтобы получился мягкий равномерный цвет, предварительно увлажните бумагу водой. Это обеспечивает естественное растекание краски, прежде чем она начнет впитываться в бумагу, и дает дополнительное время для растяжки цвета (создания плавного перехода от одного цвета к другому) и промакивания бликов. Начните увлажнение с середины области, над которой собираетесь работать, и размывайте воду к краям. Повторите пару раз, чтобы убедиться, что бумага хорошо увлажнена. В этом случае края высохнут не так быстро. После того как вы равномерно распределили воду, проверьте, не осталось ли на поверхности бумаги «лужиц», и если они есть - промокните их влажной кистью.


Иллюстрация из книги

5. Чтобы получить бархатистую текстуру используйте сухую кисть

Техника «сухой кисти» подходит для добавления мягкой текстуры, углубления цвета и создания объема без необходимости лишний раз увлажнять бумагу. Придется потренироваться, чтобы точно наносить краску, поэтому для начала поработайте на ненужном листе бумаги.


Иллюстрация из книги

6. Набирайте краску на кисть правильно

Соболиная кисть № 4 с заостренным кончиком идеальна для промакивания краски. Ее нужно бережно хранить и следить, чтобы кончик всегда был заостренным. Плавно подкручивайте ее за ручку большим и указательным пальцами, чтобы покатать головку по палитре. Никогда не ведите кисть кончиком вперед: так вы его испортите.

Старайтесь набирать краску на кисть одним плавным движением, используя всю ее головку. В процессе подкрутите кисть и потяните ручкой на себя (шаги 1–3). Это поможет сформировать заостренный кончик и одновременно набрать достаточно краски. Затем аккуратно вытяните кисть из замеса на себя (шаги 4–5). Перед тем как смешивать краски, убедитесь, что они достаточно мягкие, чтобы не испортить хорошую кисть.


Иллюстрация из книги

7. Рисуйте каждый день

Нужно находить время для рисования, хотя бы 10 минут в день, и получать удовольствие от процесса, даже если рисунок не удался. Разочаровывающий результат важен тем, что будет напоминать о том, чего в следующий раз делать не надо. Прежде чем приступить к работе над картиной, заполните один лист бумаги набросками цветка и пробами приемов.