С какого момента человек становится человеком? Есть ли у новорожденного сознание, душа, психика, память? Когда все это появляется? Что чувствует и переживает новорожденный до того, как родится? Когда же собственно говоря появляется жизнь?
Эти вопросы волнуют не только родителей. Поиском истины занимаются и ученые. У нас есть все больше и больше информации о первых моментах жизни малышей, их развитии в материнской утробе. Оказывается,ощущения и умения новорожденного развиваются намного раньше, чем предполагали, иначе происходит формирование сверхтонких структур мозга. А связь с будущими родителями закладывается еще до беременности.
Наталья Мовчан.
Перинатальна психологія (греч. peri - вокруг, и лат. natalis - тот, кто имеет отношение к рождению) - отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. П. п. является одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей клинической психологии, но, несмотря на это, практическая П. п. интенсивно развивается в виде психокоррекционных программ для беременных женщин, родильниц, их семей.

Определение перинатальной психологии
Еще не так давно полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных. Однако более новые научные наблюдения говорят о другом: даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.
Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.
В тоже время происходили изменения и в различных нюансах материнского поведения. На разных этапах в обществе возникали различныевзгляды на«модель материнства».На каком-то этапе материнские функции стали заменяться на стремление к независимости, карьерный рост, свободу от обязательств и ответственности. Стало появляться все больше неполных семей. По мнению Г.Филипповой, настоящее время характеризуется наличием большого количества женщин, у которых отсутствуют качества, составляющие «модель материнства». Для этого они должны получать обучение, в организации которого должны принимать участие и перинатальные психологи.
В настоящее время появляется квалифицированная категория специалистов психологов, занимающихся подготовкой беременных к родам, материнству с помощью современных знаний о психической природе человека в этот период и о влиянии этих особенностей на развивающийся плод. Данная область и есть перинатальная психология (Бертин А., 1992). К сожалению, на государственном уровне это направление еще не обозначено четкими профессиональными рамками, однако программы перинатальной психологии активно используются в дородовой подготовке будущих родителей.

С точки зрения науки,перинатальная психология– сравнительно молодая отрасль психологии, которая занимается изучением диады «мать-дитя» и психики ребенка в период от зачатия до рождения и в первый год жизни, исследует обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Наука сочетает в себе два направления: пренатальный (от зачатия до рождения) и постнатальный (от рождения до года).

Перинатальную психологию можно представить в виде нескольких разделов:
психология материнства;
психология пренатального ребенка;
психология новорожденного.

В конце XX века появились научные знания о внутриутробном развитии, новые технологии, новые теории. Конечно, эти знания не могли не отразиться на становлении перинатальной психологии. Постепенно сложился единый подход, который стал некой базовой точкой. Суть ее в том, что в жизни человека есть период, когда отношения с миром осуществляются через маму.То есть, человек находится в тесных отношениях с мамой, образует с ней нечто целое – «диаду». Это целое постепенно разделяется, и к трём годам ребенок становится относительно самостоятельным и осознающим свое «Я». Таким образом, перинатальная психология изучает ту часть жизни человека, когда он еще не есть самостоятельное, независимое «Я», а является членом диады – единой системы «мать-дитя».
Началом принято считать момент, когда у родителей появляется некая «идея ребёнка»: «У ребёнка должно быть своё место в нашей жизни, так как от образа этого места – от представления родителей о ребенка и своем взаимодействии с ним - будет зависеть, каким он станет. Поэтому, когда мы, психологи, работаем с будущими родителями, мы вместе с ними готовим это место. И это уже начало диадических отношений. Есть мама, есть место её ребёнка и с этим уже можно что-то делать.» (Г.Филиппова).

Практическая деятельность перинатальной психологии
Практическая деятельность: перинатальная психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и консультирование, которые используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений, обеспечением и коррекцией условий развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, актуализацией перинатальных проблем в психике взрослого человека. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психодиагностики, консультирования, терапевтических программ определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем и содержаниемконтрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами.

Темы практической перинатальной психологии:
Психология беременности
Девиантное материнство
Типы переживания беременности
Проблема "нежеланных детей"
Суррогатное материнство
Психологические особенности ранней беременности
Аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности
Потеря ребенка
Страхи беременных
Психологическая подготовка к родам
Роды
Послеродовые депрессии
Травмы рождения
Психика новорожденного
Ресурсная терапия
Психология бесплодия и терпия психогенного бесплодия
Психологическое состояние женщины, кормящей грудью
Возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)
Семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка.

Кроме того в область практики входят психопрофилактика и формирование родительства – в форме подготовки к зачатию, родам и родительству, работа с родителями после рождения ребенка. Это рассматривается (и осуществляется) как формирование адекватной среды развития ребенка. В последнее время наблюдается тенденция создания комплексных медико-психологических центров, объединяющих в себе работу со всеми этапами репродуктивного цикла – от онтогенеза репродуктивной сферы, подготовки к зачатию, ведения беременности, подготовки и сопровождения родов - до работы с родителями и детьми после рождения, совмещающих всестороны этой работы: медицинскую, психологическую, просветительскую, педагогическую и психотерапевтическую.
Перинатальный психолог (консультант по перинатальному воспитанию) – это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка.

Практические задачи перинатального психолога
1.Занятия с беременными:
по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
формирование материнской доминанты;
настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).
2. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще.
3. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов.
4. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.
5. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.
6. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.
7. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.
8. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.
И самое главное - психологическая поддержка во время беременности, родов и в послеродовой период.

Образовательная деятельность
Ведется подготовка специалистов в рамках общего и последипломного специального образования. Кафедрами ряда ВУЗов разработаны и утверждены программы спецкурсов и специализаций общего высшего и последипломного. Разработаны авторские образовательные программы обучения, которые проводят ведущие специалисты по перинатальной психологии и психотерапии. Эти образовательные курсы и программы постоянно обновляются и модифицируются в соответствии с новыми достижениями науки и практики в области перинатальной психологии и психотерапии.
Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, а также представление о системном строении общности «мать – дитя» послужили основанием для включения в область исследования перинатальной психологии проблем, связанных с особенностями матери, которая в диадическом подходе рассматривается как создающая условия для развития ребенка. В результате возникло новое направление, ориентированное на изучение материкак субъекта материнства – психология материнства.Сейчас уже можно говорить о психологииродительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства (последняя в настоящее время приобретает все большую популярность), общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т. п. Таким образом, перинатальная психология и психология родительства являются взаимосвязанными и взаимодополняющими разделами психологии, но при этом каждый из них имеет свой предмет исследования.
В теоретическом плане перинатальная психология имеет собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосомматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.

Краткая история
Известно, что первые шаги в перинатальной науке относятся к 1920–1950-м годам ХХв. В рамках психоаналитического течения, ее развивали Анна Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни.
Инициатором создания перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии.

Развитие западной перинатальной психологии в первую очередь связано с именем Станислава Грофа, американского психолога чешского происхождения, основателя трансперсональной психологии. Гроф предложил на основе опытов с использованием ЛСД также теорию четырех перинатальных матриц, в виде которых фиксируются все перинатальные события. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

В 1983 году в Торонто состоялся первый американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Назрела необходимость внедрения перинатальной психологии в акушерско-педиатрическую практику и в России.

В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine – ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках).

С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
Перинатальная психология в России развивается при активном участии РАППМ с 1994 года.
РАППМ - Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины - это общественное объединение, учрежденное в МИПУ (Международный Институт Психологии и Управления). Ежегодно проводит научные международные конференции и семинары для специалистов. www.mipu.org.ru
В настоящее время Ассоциация - солидное научное, общественное объединение, задающее тон в развитии Перинатальной Психологии в России.

С 2002 года Ассоциация сотрудничает с Международной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.


20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.
Руководителем РАППМ является доктор Психологических наук, профессор Коваленко Н.П.с 1996 года.

В 1994 году в Санкт-Петербурге прошла первая конференция по перинатальной психологии.

В 1994 году, в России (город Иваново) было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

В 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

В 1996 году в Москве прошла Первая конференция по психотерапии.

20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России.

Российская перинатальная психология развивалась на основе теорий Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и других психологов. Существует целый ряд концепций:

Онтогенетическая концепция материнства (Г.Г. Филипповой),

Биопсихосоциальная концепция девиантного материнства (В.И. Брутмана),

Концепция психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.),

Концепция психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.),

Концепция перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.),

Концепция трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.),

Теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.

При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

На Украине пп существует в тесном сотрудничестве с мировыми научными практиками и тенденциями. Проходят конференции и форумы для специалистов во многих городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Львов, Ивано-Франковск, Симферополь, Донецк и другие. Открываются новые кафедры на базе высших учебных заведений. Создаются Ассоциации Осознанного Родительства и перинатальные центры.

В числе первых больших и значимых событий, которые открывали мир ПП на Украине следует отметить: Первый международный форум негосударственных организаций "Семья от А до Я", Международная междисциплинарная конференция "Перинатальная культура Украины - путь к возрождению нации" (НПЦ осознанного родительства «Эйлития»), научно-практическая конференция по психологии для врачей акушеров-гинекологов "Ребёнок XXI века" (МОЗ Украины).

Современную перинатальную психологию можно охарактеризовать как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет выделение временного периода от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узким – от зачатия до конца первого года жизни.

Наталья Мовчан - перинатальный психолог.

Статья напечатана в газете "Психолог дошкольника", январь 2010 г.

Понятие перинатальной психологии

Определение 1

Перинатальная психология является отраслью психологии развития и включает в себя психологию беременности, психологию родов и послеродового периода.

Еще российский психолог Л.С. Выготский обращал особое внимание на важную роль матери в процессе развития ребенка как представителя рода человеческого, непосредственного субъекта познавательной деятельности. Непосредственный момент рождения Выготский считал нижним рубежом детской психологии. Основываясь на работах Ранка, акт рождения ребенка относят к психической травме, создающей высокий уровень тревожности, который в критических ситуациях проявляется в виде невротических симптомов. Главная жизненная проблема новорожденного ребенка появляется на этапе разрушения психоэмоциональной связи, которая возникла еще пренатально и требует преодоления чувства страха отделения ребенка от матери. В такой момент ребенку показана психотерапия, которая помогла бы справиться ему со стрессом. Плод и новорожденный благодаря трудам многих ученых перестали быть просто объектом медицинского ухода, а превратились в объект изучения перинатальной психологии.

Перинатальной психологией изучаются:

  • психология беременных;
  • психология родильниц;
  • законы возникновения, функционирования психики плода и новорожденного;
  • процессы, происходящие в семьях, которые ожидаю рождения ребенка и семьях новорожденных.

Существует необходимость взаимодействия таких специалистов, как акушеры-гинекологи, неонатологи, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги для качественного сопровождения диады «мать-ребенок» на этапах беременности и родов, а также послеродового появления триады «отец- мать-дитя».

Область изучения перинатальной психологии

Определение 2

Перинатальная психология – область знаний, изучающая закономерности и обстоятельства развития человека на ранних этапах его жизни.

Выделяется три основные фазы перинатального периода:

  • пренатальная или внутриутробная фаза, которая начинается с 22-ой недели внутриутробного развития и заканчивается началом родовой деятельности;
  • интранатальная фаза длиться с начала до окончания родовой деятельности;
  • постнатальная или ранняя неонатальная фаза, включающая первую неделю жизни ребенка.

Теория перинатальных матриц

Очень тесно связан перинатальный процесс с биологическим рождением, он включает в себя также психологические, философские, духовные измерения. Матрицы, описанные Грофом, имеют связи с определенными воспоминаниями из жизни человека и являются динамическими управляющими системами, несущими собственное содержание духовного и биологического характера. Биологическое содержание перинатальной памяти состоит из реалистических, конкретных переживаний, которые связаны с индивидуальными этапами родовой деятельности. В каждом этапе биологического рождения присутствует определенная духовная составляющая.

Первой перинатальной матрицей является внутриутробное безмятежное существование - матрица наивности , в которой закладывается жизненный потенциал индивида, его способности к адаптации в период после родов. Следует отметить, что желанные дети имеют изначально высокий уровень психического потенциала.

Вторая перинатальная матрица приходится на начало родов и сопровождается переживанием чувства всеобъемлющего поглощения, так называемая матрица жертвы . Формируется она с сжатия ребенка в закрытой маточной системе и сопровождается переживанием чувства отсутствия выхода. Продолжается эта матрица до окончательного раскрытия шейки матки матери. Ребенок в этот момент регулирует свое рождение выбросом собственных гормонов в кровь матери и родостимуляция, в данный момент, формирует в матрице жертв патологическую направленность.

Третья перинатальная матрица охватывает период проталкивания ребенка через родовой канал во второй части родов и заключается в борьбе смерти и повторного рождения – это матрица борьбы . Она характеризует уровень активности человека в такие моменты жизни, когда от его выжидательности или активности ничего не зависит.

Четвертая перинатальная матрица, так называемая матрица свободы , включает завершение родового процесса и непосредственное извлечение плода, при котором происходит переживание смерти «Эго» и второго рождения. Матрица начинается с момента рождения, а вот завершиться может в по-разному: и после недели жизни, и в первый месяц или охватывать всю жизнь. Следует отметить, что если разлука ребенка с матерью происходит сразу после рождения, то независимость и свободу человек может воспринимать как обузу.

Основой философских взглядов перинатальных матриц являются представления о непрерывности жизни человека, взаимной зависимости всех стадий его развития, единстве биологического, социального и психологического уровней организма.

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -

Рождение ребенка – важнейший момент в жизни супругов. К нему следует готовиться, так как за эти девять предстоящих месяцев будет заложена основа его личности и фундамент его судьбы. Это самый таинственный этап жизни человека и, наверное, чрезвычайно важный. Для будущих родителей важно знать не только особенности внутриутробного физического развития, но и познакомиться с духовной жизнью своего еще не родившегося ребенка, с основными положениями его интеллектуального и психического развития, которые обосновывает перинатальная психология. Это – новое направление в науке, изучающее формирование и развитие психики ребенка с момента зачатия и до его появления на свет, включая все этапы рождения. Действительно, психическая жизнь еще не появившегося дитя таинственна и сложна. Она тесно связана с жизнью матери в этот период. Все мысли, слова, эмоции, стрессовые переживания теперь касаются не только ее, но и ребенка. Не случайно во многих странах Востока отсчет прожитых лет человека начинается с момента зачатия. В давние времена на Руси оберегали беременную женщину от дурного глаза и от худого слова, от травмирующих ситуаций от травмирующих не родившегося, но и.

Перинатальная психология: основные положения

Основоположником данного направления научного знания является известный ученый в области трансперсональной психологии Станислав Гроф, который утверждает, что именно в период внутриутробного развития и рождения в психике каждого человека прочно закладываются программы, которые раскрываются или проявляются в дальнейшей жизни человека. Эти девять месяцев невидимой жизни маленького человека могут предопределить всю его дальнейшую жизнь, проявляясь в особенностях поведения, свойствах личности, увлечениях и выборе профессии. Ученый назвал эти программы, каждая из которых связана с определенным периодом развития и стадией родов перинатальными базовыми матрицами. Наше сознание подобно сложнейшему компьютеру, и информация, записанная в этих базовых программах, работает всю жизнь человека.

Перинатальная психология, как область психологических знаний о человеке, возникла недавно, но она уже привлекла пристальное внимание не только психологов и психотерапевтов, но и педагогов, специалистов медицины.

Матрица Наивности

Первая базовая перинатальная программа формируется в период внутриутробного развития ребенка. Ее называют Матрицей Наивности или Нирваны. Для нее характерно состояние полного удовлетворения всех потребностей, любви и блаженства, ощущения бесконечного благополучия. Все желания этого крошечного человечка осуществляются в момент их возникновения, ему не нужно прикладывать никаких усилий. Он един с организмом матери, поэтому все осуществляется само собой. При благоприятном течении беременности ребенок получает более высокий психический потенциал к адаптации к окружающему миру и возможность быть здоровым, сильным и успешным в будущем.

Все, чем живет в это время будущая мать, все ее переживания, мечты, разочарования, сомнения запечатлевается в программе, становятся неосознанными фактами биографии будущего человека. Ведь стоит заволноваться женщине, как малыш сразу же откликнется. Любое эмоциональное состояние заставляет малыша реагировать. Пока они представляют собой единое целое, он, малыш, прилежно усваивает на неосознанном уровне материнский опыт. Формируется первая базовая матрица, которая, если не управлять, то влиять будет весьма серьезно на жизнь человека.

Что же происходит, когда завершающая фаза формирования первой перинаталной матрицы нарушается, когда по медицинским показаниям ребенку помогают родиться через кесарево сечение? Он лишается двух последующих — они просто не откладываются в его психике. Такой человек становится носителем только матрицы наивности, и это ведет к появлению своеобразных свойств личности. Он отличается слишком высоким доверием к окружающим людям и сниженным инстинктом самосохранения. Волевые качества недостаточно развиты: ему трудно определить цели в жизни, а если они появляются, ему не хватает настойчивости, трудолюбия и упорства в их достижении. Ведь в его матрице живет неосознанная программа, что все необходимое должно прийти само собой. Нет, они не становятся бездельниками. Но некая пассивность присутствует в их характере.

Желанные дети. Случайные дети. Мы редко планируем рождение своих детей. Все происходит часто неожиданно, а иногда и не вовремя. Начинаются сомнения, просчитываются различные варианты, выслушиваются мнения самого разного толка. Быть или не быть ребенку – этот вопрос может стоять перед женщиной не один день. Наконец решение принимается в пользу жизни. Но что там записалось в матрице? Ему рады? Ему сделали одолжение, разрешив родиться и жить? Будет ли он здоров после того, как его собирались убить? Почувствует ли себя малыш желанным и любимым? Какую миссию мы иногда возлагаем на плечи еще не родившегося ребенка? Как часто он становится спасителем , заставляя их вступать в брак или сохранить его от распада. Страшно подумать, насколько разрушительны слова недовольства и раздражения матери или, не дай Бог, проклятия в адрес ребенка. Он родится, и она будет безумно любить его, но программа может начать свою разрушительную работу. Поэтому каждой женщине следует быть чрезвычайно ответственной в этот период своей и его жизни.

Матрица жертвы

Начало родовых схваток знаменует собой формирование второй базовой матрицы. Тяжелый момент не только для матери, но и для ребенка. Страдает и женщина, и ее рождающийся ребенок. Пока они еще крепко связаны, поэтому и боль, и эмоции у них общие. Эту, формирующуюся во время схваток программу называют матрицей Жертвы. После девяти месяцев блаженства все меняется. Стенки матки начинают сжиматься, причиняя боль и лишая его состояния благополучия и любви. Все остается в прошлом. Он – жертва, ему нужно «бежать», но выхода нет, так как шейка матки еще не раскрылась. Но даже, казалось бы, в этой безвыходной ситуации ребенок принимает участие в своем рождении, как утверждают специалисты. Он борется за свою будущую жизнь; он помогает матери и себе, вбрасывая через плаценту в кровь женщины гормоны, замедляющие или ускоряющие процесс. Что же приводит к патологическому формированию этой матрицы? Стремительные роды, а также долгий период схваток фиксируют в программе безвыходность ситуации, состояние отчаяния. Страх матери перед родами способствует выработке гормонов стресса, что ведет к переживанию ребенком ужаса, беспомощности и безысходности.

Какова роль программы второй перинатальной матрицы в жизни человека? Все, что пережил малыш на этой стадии родов, может проявиться в его поведении в трудных ситуациях. Тот, кто благополучно прошел эту стадию своего рождения всегда найдет в себе силы для борьбы, терпения в достижении поставленной цели, не отчаиваться и не винить себя в случае поражения. Он получил опыт решения безвыходных ситуаций. В его программе зафиксировалась уверенность, что все трудности и препятствия можно преодолеть, что, борясь, он справится с ними.

Если человек становиться обладателем матрицы, в которой записались какие-либо ошибки, то в нем развивается обостренное чувство долга, он отличается высокой ответственностью и повышенной старательностью, склонностью к самообвинению. Любая сложная ситуация вырастает в его глазах до чудовищных размеров, из которой он боится не найти выхода. В нем присутствует бессознательный страх перед трудными обстоятельствами, и он является препятствием в решении проблем. Даже маленький ребенок начинает пасовать перед какой-либо трудностью. «Нет, у меня не получится!», — говорит такой малыш, даже не попытавшись что-либо сделать. Нужно отметить, что у совсем маленьких детей часто проявляются «базовые страхи» — страх темноты, одиночества, боли, сказочных существ, необъяснимых явлений и конечно, страх смерти. Эти детские необъяснимые страхи хранятся в памяти многих взрослых людей.

Матрица Борьбы и Пути

Она закладывается с момента раскрытия шейки матки и до рождения дитя. Эта матрица характеризуется тем, что переживания отчаяния и безысходности преодолены, так как есть выход. Но, проходя через родовой канал, плод временно переживает нехватку кислорода, страх смерти. Это толкает его действовать, чтобы пройти через препятствие к жизни. Он – больше не Жертва, он – Борец за свою жизнь, сам прокладывает себе путь. Поэтому эта программа и называется матрицей Борьбы и Пути. Если этот этап рождения пройден малышом благополучно, то он получает бесценный опыт преодоления препятствий и трудных ситуаций. Став взрослым, он будет ценить свою жизнь и бороться там, где необходимо, но не будет кидаться в бой, если в этом нет необходимости и ради своего самоутверждения.

Если потужной период был долгим и трудным, в программе человека жестко фиксируется стадия страдания и борьбы. Вся его дальнейшая жизнь станет бессознательным вызовом смерти и бесконечной борьбой за выживание. Это проявляется в выборе деятельности человека и профессии, его часто опасных увлечениях. Посмотрите на людей, занимающихся экстремальными видами спорта: их жизнь – это бесконечный поединок со смертью. Вызывают недоумения рискованные действия молодых людей, которые ради лайков и роликов в Интернете бросают вызов смерти. Кто победит?

Многие специалисты утверждают, что при кесаревом сечении третья матрица не закладывается, другие утверждают, что в момент извлечения плода из матки она формируется, хотя в усеченном виде.

Матрица Свободы

Первый вздох ребенка, первый его крик знаменуют начало формирования четвертой матрицы. Он пришел в этот мир, преодолев столько трудностей, боли, борьбы, напряжения и переживаний. Путь пройден, борьба закончилась, все испытания остались в прошлом. Но что он получил взамен? Свободу! Но она принесла ему ощущение полного одиночества в этом чуждом ему мире. И как важны для пришельца первые минуты и часы жизни! Ему так нужны именно в этот момент любовь и защита матери, так важно ощущать ее дыхание и слышать, как и прежде, спокойное биение ее сердца. Если эти потребности ребенка соблюдены, то Свободу он воспринимает с чувством безопасности и уверенности. Если в первые часы своей жизни его отлучают от матери, и он не получает по каким-либо причинам ее заботу и внимание, то страх свободы зафиксируется в матрице. Став взрослым, человек может испытывать бессознательное напряжение в ситуации свободы, так как она для него непосильная ноша. Возможности свободно действовать и принимать самостоятельные решения будут напрягать его всегда.

Исследователи называют различные сроки формирования четвертой матрицы – от первых минут и часов после рождения и до месяца. Многие специалисты утверждают, что она формируется всю последующую жизнь, и отношение к свободе постоянно претерпевает изменения.

Какой же можно сделать вывод? Наверное, мало у кого проходит формирование этих на первый взгляд мистических матриц гладко, без нарушений и всякого рода сбоев. К сожалению, не все находится в нашей власти. Но и не так уж мало. Вот несколько советов будущим мамам.

Во-первых, серьезно отнеситесь к своему здоровью. Наиважнейший фактор, от которого зависит и благополучное течение беременности, и роды, и здоровье малыша.

Во-вторых , помните, что судьба ребенка во многом закладывается еще в период беременности. И вам выбирать то, как вы проживете эти девять месяцев, какие чувства и эмоции впустите в свою жизнь, чему будете радоваться и с кем общаться.

В-третьих, не отчаивайтесь, если в период беременности и родов произошли какие-то отклонения от нормы. Специалисты по перинатальной психологии считают, что любые ошибки в формировании базовых матриц можно скорректировать. Грудное вскармливание (желательно до года), внимание, любовь и ласка, разумное воспитание способны исправить многие ошибки, случающиеся во время родов.

В –четвертых, займитесь интеллектуальным развитием еще не родившегося малыша. Да, да! Не удивляйтесь! Уже пора. Знаете ли вы, что к концу шестого месяца развития плода завершается формирование клеток головного мозга. Он начинает слышать и воспринимать все, что происходит вокруг вас. Научитесь общаться со своим малышом. Ваш голос он слышит прекрасно. Поэтому пойте ему песенки, разговаривайте с ним, слушайте вместе с ним музыку, читайте стихи. Известно, что детишки, приобщенные к музыке еще до рождения, бывают более спокойными, легко обучаемыми. Они более способны к овладению иностранными языками. Какую музыку слушать? Специалисты советуют спокойную, мелодичную музыку, а вот агрессивную лучше избегать. Произведения Вивальди и особенно Моцарта пользуются в наше время у будущих мамочек большой популярностью. Вы слышали о феномене Моцарта? Эта музыка оказывает, по мнению специалистов, уникальное воздействие на развивающийся плод.

Перинаталная психология — модное в наши дни научное направление. Найдите время познакомиться с ее основными положениями. Это поможет решать многие проблемы не толко в вашей жизни, но и в жизни вашего ребенка.

Перинатальная психология - это область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психического развития человека на самых ранних этапах его онтогенеза от зачатия до первых месяцев жизни после рождения. Длительность постна-тального периода, включаемого в сферу интересов перинатологов, разными авторами оценивается по-разному. Однако если считать основными особенностями перинатального периода симбиотическую связь матери с ребенком, неспособность ребенка выделять себя из окружающего мира, то есть отсутствие четких телесных и душевных границ, несамостоятельность его психики, то максимально этот период может быть расширен до появления самосознания, то есть примерно до трех лет жизни.

Даже условия и процесс зачатия могут влиять на нервно-психическое и физическое развитие будущего ребенка. С биологической точки зрения для его здоровья, безусловно, будут иметь значение возраст родителей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, благосостояние семьи и т. п.

О влиянии психосоциальных факторов на зачатие, на становление психических функций и развитие личности будущего ребенка писал основатель теории трансакционного анализа Е. Bern (1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, следует анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Е. Bern, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку. На основании своих исследований Е. Bern выделял «родовые сценарии». Наиболее часто встречающимися он считал сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго - знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери. Большое значение Е. Bern придает очередности рождения, именам и фамилиям.

Разделяя эти его взгляды, в то же время трудно согласиться с утверждением, что влияние течения родов, родовых травм на жизненный сценарий человека является «чистой спекуляцией». Удивляет также, что Е. Bern не уделяет должного внимания влиянию особенностей течения беременности, состояния беременной женщины на формирование жизненного сценария будущего ребенка.

Рассматривая взаимоотношения, возникающие в системе мать-дитя, исследователи изучают поэтапное формирование в субъективном мире ребенка представлений о внешнем мире. Их интересует, каким образом отношение матери к плоду или новорожденному отражает ее собственную историю до и после рождения. Привязанность матери и ребенка возникает не вдруг, а связана с мотивами зачатия, отношением к беременности, родам (влияя на их течение), с личностными особенностями беременной и ее отношениями с партнером (отцом ребенка).

Другим, также широко распространенным в западных странах является направление перинатальной психологии, исследующее взаимоотношения в системе мать-дитя, которое является по сути этологическим. При таком подходе связь мать-дитя трактуется как форма запечатления. То, как происходило общение матери с новорожденным ребенком в первые часы жизни, оказывает большое влияния на их последующее взаимодействие. Согласно теории социального научения, мать и ребенок находятся в состоянии непрерывного обучения, реагируя на поведение друг друга. Таким образом, их взаимодействие является взаимно вызванным стимул-реактивным поведением.

В настоящее время назрела актуальность пересмотра традиционных представлений о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная-плод» с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Подобное освещение проблемы может иметь большое практическое значение, открывая новые возможности воздействия на развитие плода, течение беременности и родов, профилактики нервно-психических нарушений у новорожденных и матерей.

Еще в 1966 г. П. Г. Светлов установил критические периоды онтогенеза:
- период имплантации (5-6-й дни после зачатия);
- период развития плаценты (4-6-я недели беременности);
- 20-24-я недели беременности также являются критическими, так как именно в это время идет бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода характер, свойственный новорожденным [Анохин П. К., 1966; Бодяжина В. И., 1967].

Развитие различных структур головного мозга идет в строго детерминированной генетической последовательности. При этом отмечаются периоды повышенной уязвимости к повреждающим воздействиям, характеризующиеся высоким темпом размножения органоспецифических нейробластов. В англоязычной литературе подобные периоды наивысшего напряжения получили название «spurt» (англ. «рывок»). «Можно выделить спурты созревания какой-либо функции головного мозга. Выявление характера «спур-тов» в различные сроки беременности уточняет содержание критических периодов внутриутробного развития» [Гармашова Н. Л., Константинова Н. Н., 1985]. Состояние беременной в критические периоды, таким образом, может существенно влиять на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его жизненный сценарий. «Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой» [Батуев А. С, Соколова Л. В., 1994]. Матка представляет собой первую экологическую нишу человека. На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавским было предложено понятие «гестационной доминанты» (лат. gestatio - беременность, dominans - господствующий), наиболее удачно отражающее особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры.

Различают физиологический и психологический компоненты гестацион-ной доминанты. Физиологический и психологический компоненты соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для перинатальных психологов.

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологичес-ких наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними, было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный [Добряков И. В., 1996].

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Гипогестогнозический (греч.: hypo - приставка, означающая слабую выраженность; лат.: gestatio - беременность; греч.: gnosis - знание) тип ПКГД нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застает врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом риск возникновения осложнений повышается. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них не хватает времени встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения. Женщины с ги-погестогнозический типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, манкируют занятиями. После родов среди этой группы женщин часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери очень заняты. При гипогестогнозическом типе ПКГД чаще всего формируются такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.

Эйфорический (греч.: ей - хорошо; phero - переношу) тип ПКГД отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Часто тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщина считает, что беременность «изуродовала ее», боится быть покинутой мужем, часто плачет. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющих все «капризами», не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу, всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии и провести соответствующий курс лечения. К сожалению, у беременных встречаются и ятрогенные депрессии. Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД аналогичны развивающимся при тревожном типе, но более брутальны. Встречаются также эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение с ним. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивается ребенок, понять, как складываются отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям.

Учитывая это, вряд ли можно считать «спекуляциями» представления о том, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в интрана-тальном периоде и в течение родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие, определяют нервно-психические особенности. Эти идеи были разработаны наиболее подробно St. Grof (1985). Как и его предшественники, он подчеркивал, что при нормально протекающей беременности желанным ребенком плод находится в состоянии комфорта и безопасности. Роды являются для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. Это положение St. Grof перекликается с утверждением К. Ногпеу (1946) о том, что ужас, испытываемый рождающимся и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой во многом предопределяет в дальнейшем поступки человека. К. Ногпеу выделяет три основных типа стратегии поведения, связанные с базальной тревогой:
- стремление к людям;
- стремление от людей (независимость);
- стремление против людей (агрессия).

St. Grof считает, что отражающие перинатальный уровень бессознательного переживания смерти и возрождения проявляются в четырех типичных паттернах или констелляциях. Существует глубокое соответствие этих тематических кластеров клиническим стадиям биологического рождения. Для теории и практики глубинной эмпирической работы оказалось весьма полезным постулировать существование гипотетических динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, и назвать их базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

Биологической основой первой перинатальной матрицы (БПМ-1) является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в периоде безмятежного, почти идеального внутриматочного существования.

Эмпирический паттерн второй перинатальной матрицы (БПМ-2) относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки еще закрыта, выхода нет. St. Grof считает, что ребенок испытывает при этом неодолимое чувство возрастающей тревоги, связанной с надвигающейся смертельной опасностью, усугубляющейся тем, что определить источник опасности невозможно. Символическое выражение БПМ-2 - бесконечное и безнадежное заточение в комнате без выхода, порождающее чувства беспомощности, неполноценности, отчаяния.

Третья перинатальная матрица (БПМ-3) отражает вторую клиническую стадию биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии шейка матки уже открыта. Это позволяет плоду постоянно продвигаться по родовому каналу, что сопровождается сильнейшими механическими сдавлениями, удушьем, часто непосредственным контактом с такими биологическими материалами, как кровь, моча, слизь, кал. Все это происходит в контексте отчаянной борьбы за выживание. Ситуация при этом не кажется безнадежной, а сам ее участник не беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем, чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель.

Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4) связана с заключительной стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. St. Grof считает, что акт рождения - это освобождение и, в то же время, безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы за рождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребенок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым. Полученная в процессе родов физическая и психическая травма, связанная с угрозой жизни, с резким изменением условий существования, во многом определяет дальнейшее развитие ребенка. Ее интенсивность и последствия можно свести к минимуму, проведя подготовку к родам и правильно оказав родовспоможение.

После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. Если в родах ребенок может получить и, как правило, получает острую психологическую травму, то при неправильном отношении к нему в постнаталь-ном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.

3. Фрейд считал, что «младенец, при условии включения заботы, которую он получает от матери, представляет психическую систему». Только в системе «мать-дитя» запускается процесс, названный Э. Фроммом «индивидуализацией» и приводящий к развитию самосознания. В 1941 г. Э. Фромм писал: «Относительно быстрый переход от внутриутробного к собственному существованию, обрыв пуповины обозначают начало независимости ребенка от тела матери. Но эту независимость можно понимать лишь в грубом смысле разделения двух тел. В функциональном смысле младенец остается частью тела матери. Она его кормит, ухаживает за ним, оберегает его. Постепенно ребенок приходит к сознанию того, что его мать и другие объекты - это нечто отдельное от него. Одним из факторов этого процесса является психическое и общее физическое развитие ребенка, его способность схватывать объекты - физически и умственно - и овладевать ими. Ребенок осваивает окружающий мир через посредство собственной деятельности. Процесс индивидуализации ускоряется воспитанием. При этом возникает ряд фрустраций, запретов, и роль матери меняется: выясняется, что цели матери не всегда совпадают с желаниями ребенка, иногда мать превращается во враждебную и опасную силу. Этот антагонизм, который является неизбежной частью процесса воспитания, становится важным фактором, обостряющим осознание различия между «Я» и «Ты»».

Д. Винникотт, подчеркивая неразрывность психической деятельности матери и ребенка, писал: «Нет такого создания, как младенец» (1960).

О том, что лишь через несколько месяцев после рождения младенец вообще начинает воспринимать других людей как других и становится способным реагировать на них улыбкой, что лишь через годы перестает он смешивать себя с миром, в 1932 г. писал Жан Пиаже.

Эти идеи нашли отражение и развитие в работах английского психолога и педиатра Дж. Боулби в 1951-1960 гг. Дж. Боулби показал, что для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло.

3. Фрейд считал, что основой отношения ребенка к матери является «принцип наслаждения» (1926), так как младенец стремится получить удовольствие, утоляя голод материнским молоком. В отличие от 3. Фрейда, не отвергая принцип удовольствия, Дж. Боулби полагал, что связь ребенка и матери обусловлена выраженной потребностью в близости к ухаживающему за ним человеку. Развитие психических и моторных функций детей Дж. Боулби связывал с развитием способов достижения близости к матери. Близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям. Таким образом, потребность в близости - базовая потребность ребенка.

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныканьем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состоянии относительной безопасности.

Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизируется деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать. Дж. Бо-улби подчеркивал важность ощущения безопасности и развития «ego» ребенка. Если «ухаживающая персона» признает и пытается удовлетворить потребность младенца в комфорте и в безопасности, у ребенка снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах, и его деятельность направляется на познание окружающего мира. В противном случае - уровень тревоги высок, растет, а деятельность ребенка направлена на попытки обеспечения безопасности.

Теоретические положения Дж. Боулби были блестяще подтверждены экспериментами М. Эйнсфорт (1978). Наблюдая детей первых месяцев жизни, она пыталась определить, каким образом особенности взаимоотношений с матерью проявляются в процессе кормления грудью, в плаче ребенка и в игровых моментах. Начав свои исследования в Англии, она затем вместе с мужем переехала в Африку, где он получил работу. Продолжив эксперименты на новом месте, М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковый результат. В России при проведении подобных исследований были получены аналогичные данные. В результате исследований установлено, что взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем. Благоприятно на развитие ребенка влияют матери, движения которых синхронны движениям младенца во время общения с ним, эмоции экспрессивны, контакты с ребенком разнообразны. Общение же детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»), напротив, не способствует развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путем М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью.

Тип А. Избегающая привязанность - встречается примерно в 21,5% случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на ее возвращение ребенок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идет на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать.

Тип В. Безопасная привязанность - встречается чаще других (66%). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно. Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.

Тип С. Амбивалентная привязанность - встречается примерно в 12,5% случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берет его на руки, он вырывается.

Работы Дж. Боулби и М. Эйнсфорт ставили под сомнение основные принципы бихевиоризма. Основываясь на принципах оперантного обусловливания и формирования реакции, бихевиористы, оказавшие большое влияние на педагогику, рекомендовали матерям «не приучать детей к рукам», так как это, с их точки зрения, тормозило исследовательскую деятельность.

Позиций бихевеоризма придерживался видный исследователь психического развития младенцев Т. Бауэр (1974). Изучая значение невербальных форм общения младенцев со взрослыми для развития когнитивных процессов и моторики, он игнорировал роль активного усвоения ребенком социального опыта, накопленного предыдущим поколением. И хотя исследователь писал о важности «психологического окружения для ускорения или замедления процесса приобретения ребенком основных познавательных навыков», способность двухнедельного младенца адекватно реагировать на раздражитель он объяснял только генетической запрограммированностью.

Большинство исследователей психического развития младенцев не учитывали значения для формирования психических функций взаимоотношений матери и дитя или уделяли этому недостаточно внимания.
Так 3. Фрейд полагал, что для детей от рождения до 6 месяцев характерны нарциссизм и первичный аутоэротизм, а с 6 месяцев начинается «оральная стадия» развития, заканчивающаяся к 12 месяцам. В этом периоде дети достигают удовлетворения libido во время сосания, покусывания, жевания соска матери.

Ж. Пиаже в 1966 г. доказал, что ребенка нельзя рассматривать, как маленького взрослого, отличающегося от последнего лишь меньшим объемом знаний. Изучая в основном развитие когнитивных процессов, Ж. Пиаже показал, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур, формирующихся благодаря равновесию, к которому стремится эволюция. Еще в 1955 г. им была предложена гипотеза о стадиях развития ребенка. Согласно этой гипотезе с момента рождения до двух лет ребенок переживает стадию сенсомоторного развития, разделяющуюся на 6 субстадий.
1-я субстадия врожденных рефлексов продолжается в течение первого месяца жизни. Рефлексы младенцев (сосание, хватание, ориентировочный и др.) вызываются внешними раздражителями и в результате повторений становятся все более эффективными.
2- я субстадия моторных навыков длится с 1 до 4 месяцев и характеризуется формированием у ребенка условных рефлексов, связанных со взаимодействием с окружением (например, сосательные движения при виде бутылочки с молоком).
3- я субстадия циркулярных реакций (с 4 до 8 месяцев), формирующихся на основе уже зрелой координации между моторными схемами (сотрясение погремушки, хватание игрушки, сосание соски) и перцептивными системами.
4- я субстадия координации средств и целей (с 8 до 12 месяцев) характеризуется появлением в действиях ребенка все большей преднамеренности, целенаправленности (например, он отодвигает предмет, мешающий достать игрушку).

В отличие от J. Piaget, H. Wallon (1945) не признавал единого ритма развития детей, однако выделял периоды развития, каждый из которых характеризовался «своими признаками, своей специфической ориентацией и представляет собой своеобразный этап в развитии ребенка»:
1. Импульсивный период (до б месяцев) - стадия автоматизированных рефлексов, являющихся ответом на раздражительность. Постепенно они все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.

2. Эмоциональный период (с 6 до 10 месяцев) характеризуется «зачатками субъективизма». Репертуар эмоций у ребенка становится все богаче (радость, тревога, страх, гнев и др.). Это в свою очередь расширяет возможности установления контакта с окружающей средой; повышается эффективность мимики, жестов.

3. Сеисомоторный период (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Перцептивные процессы тесно связаны с движениями, у ребенка появляются целенаправленные жесты. Совершенствуются циркулярные формы активности (например, голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу), это способствует прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов.

Ch. Buhler (1968) в основу своей классификации развития ребенка положила теорию интенции. Согласно ее мнению, интенциональность проявляется в выборах, чаще неосознанных, которые делает человек, поставив перед собой цель. Стадию 1-го года жизни ребенка она называет «стадией объективизации». Характеризуется эта стадия формированием первых субъективных связей с предметами.

A. Jessil (1956) полнее, чем Ch. Buhler, раскрывает особенности взаимоотношений ребенка с окружающим его миром. По его систематике развития ребенка первая стадия (1-й год жизни) отличается знакомством ребенка с собственным телом, установлением различий между знакомыми и чужими людьми, началом ходьбы и манипулятивных игр.

Большой вклад в изучение психического развития ребенка сделали отечественные психологи. Л. С. Выготский выдвинул концепцию, согласно которой развитие психических функций связано с особенностями взаимодействия человека с внешней средой, не ограничено завершением морфологических изменений, а также предложил вытекающий из этой концепции «ис-торико-генетический» метод исследования. Применение метода позволило проследить за формированием той или иной психической функции, а не просто констатировать их состояние на определенный момент. Для становления психических функций Л. С. Выготский наиболее важными считал процессы опосредования. Вместо общепринятой в психологии 2-членной схемы анализа (стимул-реакция) им была предложена 3-членная (стимул-опосредование-реакция).

Л. С. Выготский, а затем его ученики С. Л. Рубинштейн (1946), А. Н. Леонтьев (1972), Д. Б. Эльконин (1978) и другие показали, что психические функции ребенка формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Ими показано, что переход одного этапа возрастного развития к другому связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим.

На основе биогенетической теории этапности онтогенеза В. В. Ковалев в 1969 г. выделил 4 основных возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей. Согласно его представлениям, дети в возрасте от 0 до трех лет в основном реагируют на соматовегетативном уровне.

Работы в этом направлении следует считать основополагающими для развития перинатальной психологии, психиатрии и психотерапии. Изменение социальной ситуации в нашей стране в настоящее время привело к созданию благоприятных условий развития перинатологии и перинатальной психологии и психиатрии в частности. Очевидно, что их дальнейшее полноценное развитие возможно лишь при формировании методологии междисциплинарных связей, обеспечивающей им интеграцию соответствующих биологических, психологических, медицинских и социальных направлений исследований