Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Андрей Кузьмин – адвокат, кандидат юридических наук, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» – кратко рассказывает о том, что «антитеррористический пакет Яровой» значит для бизнеса и для отдельных людей. Прочитайте, если не было времени разобраться в изменениях, которые уже утвердили на высшем уровне.

В статье речь пойдет о так называемом «антитеррористическом пакете Яровой». Он уже подписан Президентом и вышел в свет как Федеральный закон от 06.07.2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Хотелось бы описать не только влияние резонансного закона на бизнес и технологии, но также и затронуть его общие последствия. Ведь бизнес – это самая активная часть общества, и тут важно не закрывать глаза на вопросы ограничения гражданских прав.

Общая характеристика

В достаточно краткой пояснительной записке к антитеррористическому законопроекту говорится, что изменения позволят обеспечить дополнительные меры по защите человека и общества от терроризма. Я считаю, что тут была использована тактика манипуляции – приковать внимание общества к одним поправкам, чтобы другие остались без обсуждения. Конечно, изменения, которые касаются сроков хранения информации операторами связи – самые резонансные, но не единственные.

Условно можно разделить все поправки на несколько блоков:

  • расширение полномочий правоохранительных органов;
  • новые требования к операторам связи и некоторым интернет-проектам;
  • новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

Начнем с самых нашумевших изменений.

1. Изменения в закон «О связи»

В течение трех лет будет храниться информация о фактах передачи голосовой информации, текстовых сообщений, звуков, видео и иных сообщений, а сами сообщения будут храниться в течение только шести месяцев.

Вырастут ли тарифы на сотовую связь?

Возможно, но у государства есть множество инструментов для ограничения этого роста. Прежде всего, в рамках полномочий Федеральной антимонопольной службы. Возможно, будет принято решение на госуровне о том, чтобы оставить тарифы на прежнем уровне.

Главное последствие изменений в законе заключается в том, что теперь запись всех телефонных переговоров происходит автоматически. Ранее разговоры могли записываться только после специального постановления правоохранительных органов.

Кстати, законодатель попытался разрешить проблему оформления SIM-карт на подставных лиц. Теперь оператор связи обязан будет приостановить обслуживание абонента, если выяснится, что данные о нем в договоре не совпадают с реальными. А если выяснится, что операторы связи не выполнили обязанность по идентификации абонентов, то они будут привлечены к административной ответственности.

2. Изменения в закон об информации

Так называемые организаторы распространения информации в интернете обязаны в течение одного года хранить данные о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях. Содержание сообщений должно храниться в течение шести месяцев.

Также в соответствующие органы власти должны передаваться сведения, необходимые для декодирования этих данных.

На кого распространяются эти поправки?

Согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатор распространения информации – это лицо, которое обеспечивает функционирование программ, предназначенных для операций с электронными сообщениями пользователей. Электронное сообщение – это любая информация, переданная или полученная пользователем. По сути, сюда можно отнести всех интернет-провайдеров, но не только.

На наш взгляд, этот закон распространяется на все ИТ-проекты, которые отвечают следующим критериям:

  1. Они осуществляют идентификацию пользователей (регистрация, вход через социальные сети и другие способы). Хотя, грубо говоря, любой пользователь может быть идентифицирован, например, по IP-адресу.
  2. Их пользователи совершают какие-либо действия по передаче сведений или данных. Любое действие пользователя, например, просто поиск и просмотр какого-либо товара в интернет-магазине, является передачей информации. То есть любые интернет проекты-должны будут хранить сведения обо всех действиях своих пользователях на сайте.

Таким образом, под закон подпадают многие сервисы для бизнеса, все , интернет-магазины и прочие проекты.

Конечно, для каждого проекта пределы хранения нужно будет обсуждать индивидуально. В том числе – необходимо будет запрашивать у государственных органов официальную позицию по тому или иному проекту.

3. Усилены требования к перевозчикам и операторам почтовой связи

Теперь каждое лицо, которое оказывает экспедиторские услуги, должно будет контролировать содержимое посылок, а также достоверность сведений о своем клиенте. То есть это требование фактически распространяется на любого перевозчика, в том числе на курьерские компании – такие как DHL, и на частных предпринимателей, у которых есть в собственности грузовой автомобиль.

Перевозчик при заключении договора должен осуществить два действия:

  1. Проверить документы отправителя и убедиться в соответствии их действительности (учредительные документы для юридического лица и паспорт для физического лица);
  2. Убедиться в содержимом отправления и отсутствии там каких-либо запрещенных предметов.

Надежды телеком-отрасли не оправдались: Владимир Путин подписал «антитеррористический» пакет, который в обиходе сейчас называется «пакетом Яровой». Теперь операторы связи и интернет-компании обязаны будут в течении полугода хранить содержимое сообщений своих пользователей. Более того, президент отдельно поручил ФСБ разработать порядок расшифровки сообщений пользователей.

«Пакет Яровой»: закон теперь «писан»

Президент России Владимир Путин подписал «антитеррористический» пакет поправок, разработанных депутатом Ириной Яровой и сенатором Владимиром Озеровым. Помимо прочего, теперь операторы связи должны будут в течении трех лет хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений их абонентов, включая текстовые сообщения, звук, видео, изображения и прочее.

Более того, сроком до более полугода необходимо будет хранить содержимое самих сообщений. Сейчас операторы связи должны в течении трех лет хранить информацию об абонентах и оказанных им услугах связи, а вот требований по хранению содержимого самих сообщений нет. Также операторам связи запрещаются использовать несертифицированное оборудование шифрования.

Аналогичные требования вводятся и в отношении организаторов распространения в интернете (ОРИ). Данный термин был введен в 2014 г. в рамках другого «антитеррористического» пакета законов, разработанных все той же Ириной Яровой. Речь идет об интернет-площадках, позволяющих пользователям общаться друг с другом, в частности, социальные сети, блог-платформы и т.д.

В рамках закона от 2014 г. ОРИ обязаны хранить на территории России данные о всех сообщениях, переданных их пользователями в течение полугода. Сейчас же ОРИ обязали хранить данные о переданных сообщениях в течении года, а содержимое самих сообщений - в течении до полугода. Более того, в случае применения пользователями шифрования (кодирования) ОРИ должны будут передать ФСБ ключи для их расшифровки.

Когда вступает в силу "закон Яровой": поручения президента

Одновременно Владимир Путин дал ряд поручений правительству в связи с принятием этого законопроекта. В частности, кабинет министров должен совместно с ФСБ подготовить проекты нормативных актов, «направленных на минимизацию рисков, связанных с применением данного закона. Президент особенно указал, что необходимо «уточнить этапы применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических требований хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие закона, с учетом необходимости применения отечественного оборудования».

Уже к 20 июля ФСБ должно утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в сети интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования спецслужбам. Таким образом, у чекистов есть всего две недели на то, чтобы разработать порядок дешифровки сообщений пользователей интернета.

К 1 ноября ФСБ должна будет разработать и ввести «реестр организаторов распространения информации в сети интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования».

Сейчас реестр ОРИ ведет Роскомнадзор. Из данной формулировки следует, что либо ФСБ заберет у Роскомнадзора данный реестр, либо создаст свой, отдельный реестр. Источник в Роскомнадзоре признает: данный реестр в любом случае введется в интересах ФСБ.

Владимир Путин поручил правительству подготовить производство в России ПО и оборудования, необходимого для выполнения «закона Яровой».В срок до 1 сентября 2016 г Минпромторг совместно с Минкомсвязи должны будут проанализировать и представить предложения о возможностях, сроках и объемах финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного ПО, необходимого для хранения и обработки информации всех видов сообщений, передаваемых пользователями сети интернет, и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в России.

Также необходимо будет обратить внимание на применение норм закона об ответственности за использование на сетях связи и в интернете несертифицированных средств кодирования (шифрования) и о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах. Соответствующие поручения необходимо будет выполнить до 1 ноября 2016.

После появления новости о подписании "Пакета Яровой" Рунет запестрил подобными открытками

Некоторые послабления в рамках антитеррористического пакета

Телекоммуникационная и интернет-отрасль с самого начала появления «антитеррористического» законопроекта Ирины Яровой отнеслась к нему крайне отрицательно. В первоначальном варианте законопроекта предполагалось, что и операторы связи, и ОРИ (интернет-компании) должны будут хранить как информацию о сообщениях своих пользователей, так и содержимое всех сообщений три года. В число прочего свой протест против такой нормы высказало и правительство, попросившее законодателей изменить данные сроки в сторону уменьшения.

Во время II-го чтения данного пакета законопроектов в ГосДуме законодатели решили частично прислушаться к критике отрасли: норма о хранении содержимого сообщений - и для операторов связи, и для ОРИ - была скорректирована и сокращена на срок на срок «до полугода». Более того, в законе сказано, что более подробные требования к формату и срокам хранения сообщений пользователей должно будет установить правительство.

Уже после принятия закона Ирина Яровая заявила, что данный документ вообще не обязывает операторов хранить сообщения пользователей: это вопрос остается на усмотрение правительства. Кроме того, если сам закон вступает в силу уже 20 июля текущего года, то требования по хранению содержимого сообщений заработают только 1 июля 2018 г. То есть у операторов будет время подготовиться.

Для ОРИ снизило и срок хранения информации о фактах передачи сообщений их пользователями: до одного года. В то же время в ходе II чтения депутаты подготовили для интернет-компаний другой неприятный «сюрприз»: в случае применения их пользователями шифрования (кодирования), ОРИ должны будут передать ФСБ ключи для их дешифрования.

Данная норма невыполнима, предупреждают участники рынка. Вмешательство в функционирование международных стандартов шифрования, например, SSL, приведет к тому, что российских пользователей могут просто исключить из международных операций, например, в банковской сфере, отмечают эксперты. Кроме того, зачастую шифрование производится на стороне пользователя, и обслуживающий его интернет-сервис просто не в состоянии передать спецслужбам ключи для дешифровки.

И, в любом случае, иностранные интернет-компании не будут выполнять требования российского законодательства, подобно тому, как уже сейчас они отказываются регистрироваться в реестре ОРИ. Соответственно, российские интернет-сервисы проиграют им в конкурентной борьбе.

"Пакет" стоимостью 5 трлн руб

Перед рассмотрения «антитеррористического» закона в Совете Федерации руководители сотовых операторов «большой четверки» - МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2 - обратились с призывом к спикеру Верхней Палаты Валентине Матвиенко с призывом отклонить документ.

Каждый из крупных сотовых операторов оценивает свои затраты на реализацию данного минимум в 200 млрд руб. Общие затраты на реализацию всей системы операторы оценивают в 2,2 трлн руб, а Экспертный центр правительства называет еще большую сумму - 5,2 трлн руб. Результатом этого станет рост тарифов для абонентов, отказ от развития сетей и даже потери государства в виде недополученных налогов на прибыль (при таком раскладе бизнес телекоммуникационных компаний станет убыточным»).

В Tele2 и «Мегафоне» откровенно пообещали, что тарифы для абонентов вырастут в два - три раза. «На своей странице в Facebook он дал следующий прогноз. Абонентов стоит приготовиться к росту цен на интернет и сотовую связь в два-три раза, - рисует пессимистичный прогноз директор по связям с общественностью «Мегафона» Петр Лидов - Лидовский. - Министерству финансов стоит ждать исчезновения поступления в виде налога на прибыль от операторов связи в течении десяти-двадцати лет, так как расходы операторов на выполнение требований закона превысят их выручку.»

«Российскую отрасль связи в целом ждёт стагнация, так как все деньги вместо развития новых технологий пойдут на запись и хранение телефонных разговоров, видео, просмотренных в интернете каждым гражданином и всех остальных файлов, текстов и документов пересылаемых физическими и юридическими лицами», - продолжает Лидов- Лидовский. - Зато выиграют американские и китайские компании, которые получат сверхприбыль (миллиарды долларов) за счет продажи оборудования для хранения данных массивов информации».

«Так как хранить всю информацию о вас - от фотографий любимой тещи до денежных переводов - будут около десяти тысяч частных компаний - крупных и мелких, то с гораздо большим интересом скоро можно будет читать желтую прессу, а любые данные о любом гражданине, включая самое сокровенное, можно будет купить совсем недорого, не вставая с дивана», - делает еще один вывод представитель «Мегафона».

Еще одна спорная норма нового закона в области - обязанность прекратить обслуживание абонента в случае неподтверждения его фактических паспортных данных тем данным, что были указаны в договоре на услуги связи. Это может привести, в частности, к отключению от связи несовершеннолетних детей, чьи контракты оформлены на их родителей.

Высоки будут затраты на реализацию закона и интернет-компаний. Так, Mail.ru Group, по данным газеты «Ведомости», оценила их в $2 млрд. Свои оценки представила и « ». Одна из норм нового закона гласит, что операторы почтовой связи обязаны проверят посылки на всех этапах отправлений на предмет наличия запрещенных к перевозке веществ (например, взрывчатых веществ).

Для этого следует использовать специальное оборудование: рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру. Сейчас такого рода оборудование установлено только в пунктах международных отправлений, а также в пунктах сортировки почты. Оснащение же специальной техникой всех 42 тыс почтовых отделений обойдется к 500 млрд руб, подсчитали в «Почте России». Еще 100 млрд руб потребуется на обслуживание этой технники и содержание соответствующего персонала.

То есть совокупные затраты «Почта России» на реализацию закона составят 600 млрд руб. В то же время выручка предприятия за прошлый год была в четыре раза меньше - 149 млрд руб. Более того, по данным министра связи Николая Никифорова, аналогичная картина - превышение будущих расходов над выручкой - наблюдается и у 700 других участников почтового рынка.

Сам Никифоров также активно критиковал данный законопроект. После его принятия ГосДуомй в II-III чтениях министр выразил сожаления, что позиция правительства не была услышана. Впрочем, после того, как президент попдисал закона и раздал связанные с ним поручения, министр заявил, что президент его «услышал».

«Антитеррористические» штрафы

Одновременно с «пакетом Яровой» были приняты поправки и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) об установлении штрафов не невыполнение требований нового закона. За непредоставление организаторами распространения информации ключей шифрование будет накладываться штраф. Для физических лиц он составит от 3 тыс руб до 5 тыс руб, для должностных лиц - от 30 тыс руб до 50 тыс руб, для юридических лиц - от 800 тыс руб до 1 млн руб.

Также повышен размер штрафов для организаторов распространения информации за непредоставление доступа правоохранительным органам к сообщениям своих пользователей. Для юридических лиц он сейчас составляет от 300 тыс руб до 500 тыс руб, новый размер штрафов составит от 800 тыс руб до 1 млн руб.

В отношении операторов связи также приняты меры для дешифровки связи. Статья о штрафах за использование телекоммуникационными компаниями несертифицированного оборудования связи дополнена наказанием за использование несертифицированного оборудования шифрования. Штраф за это составит для юридических лиц от 30 тыс руб до 40 тыс руб с возможностью конфискации соответствующего оборудования.

Штраф для операторов связи за невыполнение требования по включению в договора об оказании услуг связи данных об абонентах будут взиматься и в случае нарушения действующего порядка идентификации абонентов. Размер штрафов составляет от 200 тыс руб до 400 тыс руб для юридических лиц.
Запрещено будет и использование СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения гостайны: за это штраф для юридических лиц составит от 400 тыс руб до 1 млн руб.

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

  • три года – сведения о звонках абонентов мобильной связи;
  • один год – данные об электронной переписке россиян.

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

"Закон суров, но это закон", гласит одна из формул Римского права. Но может ли закон быть слишком суровым, особенно к тем, кто преступления не совершал и совершать не собирается? Судя по реакции на документы, принятые в пятницу 13 мая 2016 года в Госдуме в первом чтении, может быть и такое.

Итак, депутаты обсуждали законопроекты "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

Среди прочих нововведений, в первом из документов сказано: "...УПК РФ дополняется положением, согласно которому на основании судебного решения и при наличии достаточных оснований допускается получение следователем информации, содержащейся в электронных и иных сообщениях. При этом получение такой информации может быть установлено в отношении сообщений, передаваемых или получаемых пользователем в течение трех лет до момента вынесения судебного решения".

Поправки же, которые предлагается внести в закон "О связи", должны обязать операторов сообщать правоохранительным органам "о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей". Ныне действующий закон обязывает операторов три года хранить данные только о фактах соединения.

То есть, операторам связи предлагается три года хранить всю информацию об общении своих клиентов - записи телефонных разговоров, иногда длинные и бессвязные, sms, фото, картинки. Со стороны предложение выглядит более чем логично, но только со стороны.

Человеку, не имеющему понятия о современных технологиях, кажется, что записать и спрятать в хранилища все наши разговоры - дело пустяковое. Всё равно же вся информация проходит через серверы. Доступ к ней без санкции прокурора будет запрещён, следовательно, гарантия неприкосновенности частной жизни сохраняется (да-да, условно, очень условно, но конституционные права будут гарантированы). Впрочем, когда всё записано и охраняется только шифрами и паролями, то шанс украсть чьи-то личные тайны у продвинутых специалистов остаётся. А уж как их можно потом использовать… Не буду перечислять варианты, детективы читали и смотрели все.

Впрочем, главная проблема поправки Яровой отнюдь не в опасности нарушения тайны частной жизни. Собственно, вскрыть серверы с личными тайнами пока что не может никто. Просто потому, что их нет, и создать такое огромное хранилище данных, мягко говоря, проблематично. Задачу на сегодня и операторы, и эксперты считают нерешаемой.

По приблизительным оценкам, хранение трафика в течение трёх лет будет стоить порядка 5,2 триллиона рублей, что равно трети российского бюджета. Причём, из-за постепенно вводимого шифрования данных, более половины этой информации использовать будет нельзя. Доля шифрованного трафика в сетях операторов связи сейчас составляет 49 процентов, а через три года вырастет до 90 процентов. Следовательно, половина хранимой информации уже непригодна для анализа, а в перспективе - почти все данные будут зашифрованы.

Если закон будет принят, то, возможно, дешевле будет вернуть коммутаторы и "девушек", как на первой в мире телефонной станции, чем строить хранилища для информации

Операторы "большой тройки" оценивают расходы на хранение таких данных объёмом в пять-шесть эксабайт (один Эб равен одному миллиону терабайт) в 18-20 миллиардов долларов каждый, и каждый отмечает, что расходы эти в несколько раз превышают годовую выручку (даже не прибыль, а именно выручку) операторов.

Вторит операторам и Экспертный совет при правительстве России. В заключении , размещённом на сайте Совета, сказано: "Законопроект о внесении изменений в ФЗ "Об усилении мер по противодействию терроризму и обеспечению безопасности" необходимо доработать, исключив статьи, которые технологически и экономически нереализуемы".

Эксперты, как сказано в заключении, разделяют озабоченность государственных органов по вопросам обеспечения противодействия терроризму и экстремизму, но:

"Учитывая объёмы информации, которую требуется хранить в течение 3 лет, потребуются радикальные изменения механизмов получения и обработки данной информации со стороны уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечение безопасности РФ. Организованные в соответствии с требованиями действующего законодательства пункты управления, каналы передачи данных и контрольные соединительные линии от сетей связи до контрольных систем уполномоченных государственных органов поддерживают скорость передачи данных от 2048 кбит/с до 155 Мбит/с и не смогут обеспечить оперативную обработку уполномоченными государственными органами нескольких сотен эксабайт информации. В связи с чем очевидно, что принятие законопроекта потребует расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, для обеспечения уполномоченных государственных органов, а также повлечёт изменения финансовых обязательств государства".

Эксперты выяснили, что примеров хранения информации в подобных объёмах в мировой практике либо не существует, либо такое хранение запрещено. Сумму в 5,2 триллиона эксперты считают вполне реальной, но понимают, что найти такие средства бизнес не сможет, ресурсов для реализации инициативы у провайдеров просто нет.

Вывод неутешительный - принятие закона в нынешнем его виде, заставит немало игроков уйти с рынка, и как следствие - общую деградацию интернет-отрасли.

Эксперты считают, что и действующего законодательства, которое обязывает операторов связи в течение трёх лет хранить только данные о фактах приёма, передачи, доставки информации без содержания голосовой информации и текстовых сообщений вполне достаточно, чтобы противостоять террористам. В части хранения информации о содержании действующее законодательство ограничивается требованием обеспечить возможность её хранения для уполномоченных государственных органов в отношении не менее чем 2000 субъектов контроля за период не менее 12 часов в соответствии с приказом Минкомсвязи России.

Вывод строг: "Статьи 7 и 10 законопроекта в текущей редакции являются технологически и экономически нереализуемыми, противоречат существующему постановлению Конституционного суда и не представляются эффективными даже в краткосрочной перспективе".

Официальный отзыв на законопроекты, данный Правительством РФ - в целом, положительный, но и Правительство предлагает сократить срок, в течение которого операторы связи в РФ должны будут хранить данные. В заключении правительство рекомендует доработать документ ко второму чтению в соответствии со сделанными замечаниями. То есть, совсем отказаться от хранения наших снимков и sms самого разнообразного содержания, всё-таки никто не планирует.

"Совет полагает, что конечными выгодоприобретателями от этой поправки будут не правоохранительные органы, не государство, а интернет-компании, сделавшие избыточные инвестиции в центры по хранению данных, поскольку практика применения федерального закона "О персональных данных" не позволила им заполнить достаточного количества серверных стоек".

Вот так. Эксперты по правам человека внезапно отыскали в неких интернет-компаниях свободные серверные стойки (хотя на стойке без сервера разве что бумаги или книги можно хранить).

Но Совет по правам человека - единственная пока организация, которая увидела за законопроектом выгодоприобретателей. Все остальные видят в обязанностях, которые могут быть вменены операторам, только убытки и проблемы. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров, уверен, что принятие законопроекта в текущем виде приведёт "к драматическому росту цен на услуги связи".

Итог дискуссии, которая развернулась как только депутаты вышли с новой законодательной инициативой, пока один - документ принят в первом чтении. Возможно, депутаты успеют до каникул принять законопроект во втором чтении, а по осени, после каникул, грядёт и решающее, третье чтение.

Задача шума, который поднялся вокруг продвижения проекта к статусу "закон", скорректировать документ, пока не стало поздно. Мы привыкли к тому, что услуги связи стоят недорого, что мобильный интернет доступен в любой точке города, что сотовый телефон всегда на связи. Но, похоже, закон о хранении данных вернёт нас как минимум на полтора десятка лет назад, во времена, когда мобильный телефон был предметом роскоши и признаком достатка, хотя "умел" только звонить и слать смс.

Впрочем, ладно, лишь бы террористы не прошли. Отдадим операторов в жертву. Правда, поймать террористов по переговорам будет непросто. Едва ли в эфире можно зафиксировать такой диалог: "Эй, Мустафа, вези бомбу к Саиду, а он с Алибабой пусть отправляется в аэропорт. Время взрыва - 12.30". Нарушители закона, вне всяких сомнений, выработали уже свой условный язык, фразы в котором не вызывают никаких подозрений, потому что невозможно интересоваться каждым килограммом картошки или ящиком лимонов, к примеру. А летом и переговоры о "маслятах" не кажутся подозрительными. Так что три года хранения данных угрожают всем, кроме террористов. Честным гражданам - потерей приватности, операторам связи - миллиардными убытками. Выиграют разве что производители оборудования, которые могут под шумок и цены поднять, да законодатели прибавят себе "плюсик" за принятый документ. Впрочем - круговая порука - связь подорожает, безлимитные тарифы останутся в прошлом, держать в этих огромных хранилищах будет нечего. Самая современная и быстрорастущая отрасль российской экономики начнёт сдавать позиции и, соответственно, сокращать налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Перспектива нерадостная, зато неумолимая как формула Римского права.