Узнал о том, что конус Дейла есть на сайте, благодаря мелькнувшему названию в разделе Хорошие старые статьи.
На фоне обращения (и аналогичного на ПКФ) эта составляющая педагогики (1-го приоритета ОСУ) выглядит иначе, чем в 2016 г., когда материал был здесь выложен.
В «деле Скрипалей» метод обсуждение действительно работает на ура в интересах конкретной страны (сначала написал «стороны» – вот насколько эффективна провокация; нет у этого события сторон). А так ли всё однозначно в системе образования, к которой относятся исследования Э.Дейла? Вопрос достаточно исследован, приведу выдержки и ссылки.

А на основе «конуса обучения» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.
Более основательный разбор: Все врут, а ты не ври, или Развенчание мифа о запоминании . Он достоин прочтения и репостов, здесь же цитирую больше не то, что касается Пирамиды обучения, приписываемой Дейлу, а то, что увязывает разные методы информационной войны против человечества:
[Э.Дейл] Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.
Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.
конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.
с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.
Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.
[Англоязычная Википедия этого не скрывает : ‘’Цифры произошли с 1967 года, когда сотрудник нефтяной компании Mobil , Д. Г. Трейхлер, опубликовал не научную статью в «Кино и аудио-визуальной коммуникации»’’]
Главное (на мой взгляд) и вывод автора:
В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.
Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.
Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.
А я всё думал: если это такое открытие, то почему информации о нём нет в вузовских учебниках, ведущих свою историю со времён СССР, да и в современных отечественных не густо? Эдгар Дейл не приводил цифр в своём конусе и предостерегал от того, чтобы одни методы обучения считать лучшими, а другие худшими.

Эдгар Дейл (1900-1985) – всемирно известный Пионер в области использования аудио-визуальных материалов в обучении. С 1929 по 1970 г. преподавал в Государственном университете штата Огайо (США). Изучал проблемы усвоения вербального преподавания и тестирования «читаемости текстов».

Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, преподавал обучаемым один и тот же учебный материал, но разными способами. А после окончания курса выявлял и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты эго исследований были оформлены в виде «Dale’s cone of experience» (известном как конусе Дейла ).

КОНУС ОПЫТА Эдгара Дейла

Особо отметим, что указанные на схеме проценты вычислялись не Дейлом, а его последователями в ходе их собственных исследований. И не смотря на то, что конус содержит не совсем точные данные, тем не менее, он получил широкое признание, так как является прекрасным руководством для педагогических поисков самых эффективных техник обучения, ориентированных на природные способности восприятия человеческого мозга.

На основе «конуса Дейла» к концу 1970-х годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения ».

ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты

ПОДСКАЗКИ ОТ ЭДГАРА ДЕЙЛА на тему, как же эффективно изучить или запомнить нужную информацию.

Проводите лекции

  • Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (когда вы становитесь преподавателем) – один из самых эффективных.

Пишите статьи

  • Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

Создавайте видеопрограммы

  • Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube , куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями

  • Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

Умейте делать то, чему учите других

  • Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что без труда сможете это сделать и сами.

О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта»и «пирамиде обучения», предложенной его последователями.

Эдгар Дейл (1900-1985) – всемирно известный Пионер в области использования аудио-визуальных материалов в обучении. С 1929 по 1970 г. преподавал в Государственном университете штата Огайо (США). Изучал проблемы усвоения вербального преподавания и тестирования «читаемости текстов».

Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, преподавал обучаемым один и тот же учебный материал, но разными способами. А после окончания курса выявлял и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты эго исследований были оформлены в виде «Dale’s cone of experience» (известном как конусе Дейла ).

Особо отметим, что указанные на схеме проценты вычислялись не Дейлом, а его последователями в ходе их собственных исследований. И не смотря на то, что конус содержит не совсем точные данные, тем не менее, он получил широкое признание, так как является прекрасным руководством для педагогических поисков самых эффективных техник обучения, ориентированных на природные способности восприятия человеческого мозга.

На основе «конуса Дейла» к концу 1970-х годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения ».

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты.

Проводите лекции

Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (когда вы становитесь преподавателем) – один из самых эффективных.

Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

Создавайте видеопрограммы

Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube , куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

Умейте делать то, чему учите других

Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что без труда сможете это сделать и сами.

Порой мы прикладываем большие усилия в изучении английского языка, читаем много литературы, посещаем лектории, смотрим фильмы, слушаем песни, а полученная информация отказываться “запоминаться” в том объеме, на который рассчитывает каждый из нас. Это происходит, потому что уровень концентрации на том или ином виде деятельности постепенно снижается, а поддержать его порой стоит колоссальных усилий. Усталость и абстракция растут, а внимание падает. Как с этим бороться? Как выбрать правильную методику в обучении?

В конце 60-х годов прошлого века всемирно известный профессор Эдгар Дейл, прославился тем, что активно использовал в методике своего преподавания разнообразные аудио-визуальные средства и интерактивные практики. Он предложил “конус опыта” , который позже лег в основу “пирамиды обучения” .

Это открытие заключает в себе чарт разнообразных способов подачи информации и процентное соотношение их эффективности. Стоит сказать, что числа являются приблизительными, и они были выявлены уже не самим профессором Дейлом, а его последователями в ходе дальнейшего изучения предложенной концепции. Как и во всякой теории, здесь есть свои исключения, потому что человеческая психика и возможности всегда остаются сугубо индивидуальной чертой.

Таким образом, “конус опыта”, разработанный Дейлом выглядит следующим образом:

Итак, основными положениями теории Эдгара Дейла стало заявление о том, что слушание лекций и чтение учебных материалов являются наименее эффективным способом усвоения информации и растворяются в нашей памяти в довольно короткий срок, либо воспринимаются и усваиваются с большим трудом.

Наиболее эффективным способом в изучении материалов по предмету является личный опыт - то есть преподавание, обучение других и активное использование изученного материала в жизни.

Наиболее важные советы, которые можно выделить на основе работ Эдгара Дейла, перечислены в качестве рекомендаций. Вы можете практиковать их с друзьями и коллегами, а также самостоятельно.

1. Одним из афоризмов, которые приписывают Дейлу является следующее высказывание:

“Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано”.

Пишите статьи на сайты и форумы, оформляйте их в самостоятельные наблюдения, вступайте в дискуссию в комментариях. Вы можете сделать выжимки из разных работ, оформив их в одном тексте, но постарайтесь не просто копировать предложение за предложением, а строить логически переработанные публикации.

2. Проводите лекции , например, в кругу своих друзей, которые тоже изучают иностранный язык. Договоритесь о темах, которые подготовит каждый и создайте собственный лекторий. Обсуждайте, вступайте в дискуссии. Приводите примеры.

3. Ведите видеоблог или создавайте программы. Это одно из наиболее сложных видов деятельности. Здесь требуется не только логичность изложения, но и интересная презентация. Во время подготовки к такому “мероприятию” вы будете вынуждены изучить материал досконально.

4. А вот один из наиболее простых способов усвоения информации - обсуждение с друзьями . Предложите, например, на обычной прогулке разговаривать только по-английски, чего бы это ни стоило. А что касается теоретической стороны, разверните дискуссию, добейтесь демонстрации практических примеров, постарайтесь узнать, почему именно так, проводите аналогии с другими родственными или похожими аспектами в языке. Например, обсудите появляющееся у некоторых слов окончание -s/ -es - ведь оно встречается в разных частях речи. А что вы знаете о ‘s ?

5. Обучайте и будьте способны рассказать и на практике продемонстрировать свои способности. Как полагал сам Дейл, необходимо самому уметь делать то, что пытаетесь объяснить другим, чему хотите научить.

Желаем вам успехов в обучении и изучении, активной и интерактивной практики и высокой эффективности!

Виктория Теткина


Сколько человек запоминает после пройденного им обучения? Обучаемый в среднем запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного … 90% того, что сделал сам. Многие сталкивались c этими цифрами. Они приводятся отдельно или часто совмещаются с так называемой пирамидой обучения или конусом опыта. И все было бы хорошо и замечательно, если бы этими цифрами не был заполнен весь интернет, а сами они не являлись обманом и мистификацией.

Конус опыта, конус обучения или пирамида обучения пользуются большой популярностью. На них часто ссылаются в различных статьях, книгах, научных работах и презентациях. В Интернете легко найти множество картинок с изображением треугольника, в который последовательно вписаны методы обучения. Заявляется, что у вершины треугольника указаны менее эффективные способы обучения, а более эффективные – у основания. Эффективность каждого метода подтверждается цифрами, показывающими какой процент данных обучаемый способен запомнить.

Цитата из книги Роберта Кийосаки и Дональда Трампа «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты»:

«В 1969 году в рамках системы просвещения было проведено исследование, которое продемонстрировало эффективность различных типов обучения. На базе материалов исследования был создан «Конус обучения». Из него видно, что наименее продуктивным средством обучения является чтение и лекции, а наиболее эффективным – практическая работа. Между ними занимают положение методы, имитирующие реальный опыт. Не кажется ли вам парадоксальным, что наша система образования все ещё использует в процессе обучения главным образом чтение и лекции? И это при том, что «конус обучения» известен уже с 1969 года!»


Проблема в том, что фундамент их умозаключений построен на зыбучем песке и в любой момент может рухнуть. Собственно, сейчас мы эту катастрофу и устроим.

Меня терзают смутные сомнения

Горькая правда

Поиск правды о пирамидах и конусах в русскоязычном Интернете положительных результатов не дал. Везде, как в мантре, повторяется примерно одно и то же:

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
- слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
- обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки.

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching . Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Постскриптум

Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.

Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.