Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

Женские судьбы. В суровые времена главные испытания выпадают на долю мужчин: они в самом пекле войны, их сила и мудрость решают исход битв и судьбу человечества, от них ждут защиты и спасения. И во все времена рядом с ними остается женщина - хранительница очага и мирной жизни. Она отогревает грубеющее сердце, наполняет душу теплом и светом.

Роман Шолохова невозможно представить без женских образов, без буйного очарования Аксиньи и тихого увядания Натальи, без грубоватого жизнелюбия Дарьи и житейской мудрости Ильиничны.

Бесспорно, самая яркая из шолоховских героинь - Аксинья. Природа наделила ее манящей красотой, сильным и смелым характером. Ей никто не указ: ни вековые традиции, ни гнев мужа, ни увещевания Пантелея Прокофьевича, потому что в ее жизнь, как подарок за все унижения и муки, вошла большая любовь. На край света готова она идти с Григорием, не думая о том, что ждет их впереди. «Моя любовь к тебе верная. Пойду, ни на что не погляжу!» - говорит она своему возлюбленному. Любовь Аксиньи и Григория не была ровным и светлым чувством. Пережила Аксинья и горечь оставленной женщины, и ревность, и гнев Мелехова, и его попытки жить правильной, «законной» жизнью с Натальей. Но в самые тяжелые периоды своей жизни, после самых страшных поражений возвращался Григорий к Аксинье. И она принимала и любила его всякого: озлобленного, страшного, запутавшегося.

Наталья, в отличие от Аксиньи, возвращала Григория на грешную землю, заставляла думать о том, о чем думать не хотелось. Но именно Наталья связывала Григория с тем, к чему тянулась его душа: с домом, с хозяйством, с детьми, с крестьянской работой. И кто может дать ответ на вопрос: почему судьба так неласкова к Наталье? Красивая, добрая, работящая, преданная жена и заботливая мать, она не смогла удержать Григория, хоть и любила его больше жизни, и погибла из-за него.

Неразделенная любовь Натальи, ее трагичная судьба не могут не вызывать сочувствия. Но все же она счастливее Дарьи, жадной до мимолетных утех. «А мне вот ни одного дюже не довелось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось», - роняет она в тоске перед смертью.

Есть в романе еще одна женская судьба - гордой и многострадальной казачьей матери Ильиничны, пережившей вражду собственных детей, оказавшихся по разные стороны в поисках правды и справедливости. Война и вражда забрала старшего сына, не дала повидаться перед смертью с младшим - Григорием, подкосила раньше срока и неуемного Пантелея Прокофьевича. Опустел мелеховский двор, умерла Ильинична. Но не иссякла жизнь в этом доме: лазоревым цветком распустилась красота дочери Дуняши, пришло время ее непростой любви к врагу семьи Мишке Кошевому, настал ее черед хранить затухающий очаг мелеховского дома.

Героини Шолохова во многом продолжают традиции русской литературы в изображении женских характеров. Но все же - это еще и особые, ни на кого не похожие характеры,женские судьбы. И в Аксинье, и в Наталье, и в Дарье живет свободный, гордый и непокорный нрав женщины-казачки. Их не обошли стороной всенародные беды, сердечные раны. Но каждая из них сама выбрала свою судьбу, каждая по-своему боролась за свое счастье.

В своем романе М. А. Шолохов поднимает множество вопросов и тем. Образы, которые описаны автором, воплощают не только свое время, но и подлинные человеческие характеры. Ильинична в романе «Тихий Дон» выступает как образ праведной матери, символ терпеливости, трудолюбия и смирения. Именно такие качества Шолохов вложил в героиню, которая стала олицетворением материнства.

Портрет героини

Василиса Ильинична Мелехова - мать Григория и Петра Мелеховых. В начале рассказа женщина уже находится в преклонном возрасте. Ее портрет, описываемый автором, говорит о том, что Ильинична приятная и мудрая женщина. «Дородный стан» Василисы, ее величавая походка не подверглись возрасту. Автор называет ее «мудрой и мужественной старухой». Из детей на нее больше всего был похож Петр.

Судьба Ильиничны

Василиса Ильинична - примерная и образцовая жена и мать. Она настоящая хранительница очага. Несмотря на то, что ей пришлось много вытерпеть от мужа, она осталась верна ему и смогла воспитать детей хорошими людьми. В разговоре с невесткой, Ильинична признается, что в ее семейной жизни не все было хорошо и гладко - ей приходилось терпеть и измены, и побои. Но она сумела простить мужа, сохранила семью. Женский долг оказался для нее превыше всего.

Василиса сильная женщина. Узнав о смерти мужа, она не дает волю чувствам, справляется с потерей на уровне внутренних переживаний, не выпуская наружу свое горе. Все свое время эта женщина проводит в трудах - смысл ее жизни заключается в работе ради детей и семьи.

Ильинична редко видела счастье в собственной жизни, но это не озлобило ее. Своим детям она пытается привить самые нравственные качества. Добро и справедливость - вот основные критерии жизни для Василисы, такими хочет она воспитать и своих детей. Видя разногласия между сыном и невесткой, Ильинична пытается дать мудрые советы, является голосом разума. Она пытается отговорить Наталью от решения избавиться от ребенка, пытается показать ей несправедливость такого намерения.

Множество тяжелых испытаний выпали на долю этой женщины, но самым страшным из них стала война. Она забрала у нее любимых людей, но даже это не смогло подорвать для нее веру в светлое будущее, истинные человеческие добродетели.

Образ материнства

Образ Ильиничны Шолохов описывает как символ материнства. Она безумно любит своих детей, готова на все ради них. До последнего момента она ждет возвращения Григория, но судьба не позволила ей еще раз увидеть сына.

Чужих детей для нее не бывает, и даже Мишку Кошевого, несмотря на его поступок, она прощает и всячески помогает ему. Отношение к детям показывает Ильиничну мудрее, чем все воюющие стороны. Она не разделяет людей на «белых» и «красных». Она понимает, что все они – люди, которые являются чьими-то сыновьями, их всех любят и ждут матери. Стрельба друг в друга, массовые убийства среди двух воюющих сторон ранят сердце Василисы Ильиничны, она пытается вразумить своего сына, взывая его сознание к Богу, чести и справедливости.

Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон» является воплощением женской судьбы того времени, поломанной, но не сломленной. Через ее образ Шолохов передает добродетельность истинных материнских чувств, горечь потери детей, весь страх и несправедливость проводов сыновей на войну. Ильинична олицетворяет величие народа, его стойкость и силу духа, даже в таких страшных обстоятельствах, как война.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон», описать образ и судьбу героини, указать символику и глубину образа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

С превеликим удовольствием я прочитала роман «Тихий Дон». Спешу отметить, что роман интересный, по-своему разнообразный. И я всем, без исключений, советую прочесть его. Как я уже писала, роман разнообразный. Ведь в нем присутствует очень много интересных тем для обсуждения.

Мне были интересны моменты про любовь. Поэтому я рассматривала судьбы жителей тихого Дона. А в частности, судьбы женщин. Давайте вспомним Мастера и Маргариту, они искали в любви забвения, спасения от трудных вопросов. Мне же более жизненными представляются образы Аксиньи , Натальи, Дарьи . Они прекрасные героини со сложными судьбами.

Героини Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни. Аксинья отличается своей привлекательностью: чернобровая красавица с румяными щечками. Наталья также по-своему была красива, с сильными руками, с доброй душой. И Дарья, ленивая и циничная женщина, но в то же время, очень обаятельна.

У меня складывается такое впечатления, что в те времена женские судьбы, как впрочем, и в наше время, были нелегки.

Что представляет собой женщина в настоящем времени: слабый пол, как говорят мужчины (и только мужчины). Но вот для сравнения, Аксинью либо Наталью очень трудно назвать слабой. Так как они твердо знали свое назначение. И это помогало им выстоять.

Судьбы Аксиньи и Натальи тесто связаны между собой. Шолохов изобразил любовный треугольник, где счастливой может быть только одна женщина.

Моей самой любимой героиней является Наталья. Эта женщина нежная и хрупкая. Больше всего мне нравится в ней той, что она любила своего мужа всей душой: «…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».

Только Наталью мне по-настоящему жалко. Она, как и все женщины, хотела любить и быть любимой. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. И как бы вы не пытались ее осудить, но Наталья действительно изменилась.

Что касается Аксиньи, то ее судьба также не осталась незамеченной. Потеряв дочь, она не думала ни о чем. Ужасная боль. И как бы она не пыталась жить дальше, жизнь ее прервана.

Как я уже писала, что судьбы А и Н чем-то похожи. Что касается судьбы Дарьи, то это совсем другое «дело». Дарью можно назвать эгоисткой. Она жила лишь для себя. Больше всего меня удивило то, что смерть мужа ненадолго ее опечалила, она быстро пришла в себя. За свое легкомыслие она дорого заплатили. Дарья решилась на самоубийство. Ее жизнь, ее боль, судьба, слезы слились с водами Дона. Незадолго до этого Аксинья также умирает.

О судьбах женщин Шолохов поведал нам с горечью. Она заставил нас почувствовать ту боль, которую чувствовали женщины.

В «Тихом Доне» вообще очень много смертей, очень много различных событий, переживаний, «крушений судеб». Но что самое интересное, Дон по-прежнему называют тихим…

И я снова хочу обратиться к такому понятию как любовь. Нет ничего прекраснее и опаснее, чем любовь. Только она способна высоко поднять человека, но также и бросить с невыносимой болью.

Трудно и представить, что из-за любви человек способен на сокрушение, уничтожение самого себя.

И в заключении хочу написать, что если ты поднимаешься так высоко, то не забудь постелить себе солому, на всякий случай…

Шолоховская эпопея – это война, смерть, измена, революция, власть. Множество слов женского рода – основа сюжета. Одни женские образы в романе «Тихий Дон» являются основными. На примере их судьбы можно понять проблемы, которые хочет донести до читателя автор. Другие персонажи второстепенны. Но без них не понять характера донского казачества, разнородность и многоликость русской женщины.



Образы женщин, являющимися основными персонажами романа, вы найдете по ссылкам, представленным ниже:

Елизавета Мохова

Дочь купца Сергея Мохова Лизавета – девушка с ореховыми глазами. Впечатление от девушки нельзя назвать одинаковым. Для одних она «дьявольски хороша», видная недурная собой девушка. У других вызывает невыгодное впечатление: неприятные глаза, мокрая ладонь. Купчиха окончила гимназию. Воспитанием ее занимается мачеха, ее нервный нрав оказал свое действие. Лиза вращается среди кухарки, не отличающейся благонравием и скромностью. Распутство меняет всю жизнь избалованной барышни. Автор сравнивает ее с кустом дикой волчьей ягоды, свободной и опасной.

Лиза, понадеявшись на себя, пошла на рыбалку с Митькой Коршуновым. Он изнасиловал девушку, по деревне быстро поползли слухи. Парень хотел взять Лизавету в жены, но отец отсылает дочь на учебу. Первый сексуальный опыт не сделал девушку скромной, наоборот, к 21 году она стала «испорченной», разложившейся морально особой. Лиза живет с доктором-венерологом. Читатель может пофантазировать о такой связи. Девушка меняет партнера, она сама предлагает казаку Тимофею жить вместе. Такое поведение для описанного века – редкость. Отношения длятся недолго, девушка легко меняет партнеров. К отцу девочка относится потребительски, ей нужны деньги, подарки. Привязанности и искренности дочерней в характере нет.

Какие черты свойственны Лизавете:

  • взбалмошность: злословие, грубость, избалованность;
  • самолюбие: гордится своим телом, формами, не принимает ничье мнение за эталон, кроме своего;
  • страстность: «не баба, а огонь»;
  • опытная в делах любви женщина.

Образ Лизаветы – пример барского воспитания, потеря связи с корнями, распутство и пустота. Но следует понимать, что отсутствие таких женщин – приукрашивание реалий жизни.

Образ матери Григория (Василиса Ильинична)

Василиса Ильинична – мать Григория, Петро и Дуняши. Дети разные по характеру, но у всех есть общая черта: они любят свою семью и свои корни. Доброе сердце матери покоряет. Страницы, где Ильинична умирает невозможно читать без слез. В ней стержень женской силы, гордость и стать, поэтому в лице мертвой старушки появляется облик молодой сильной и мужественной матери. Женщина отвечает добром на добро, прощает Мишку Кошевого, убившего сына. Заставляет Наталью вымаливать прощения у Бога за неправильные поступки. Мудрость, женственность, трудолюбие – основные черты характера Ильиничны. Тяжело дается матери гибель детей. Она не верит похоронке на Григория, горестно оплакивает Петра. Мать принимает невестку и поддерживает ее в сложные минуты как дочь. Женщина не принимает войны, для нее жестокость, насилие и братоубийство далеки и непонятны. Пережившая побои мужа («синяя, как железо»), она сумела сохранить к нему хорошее отношение, ни разу не пришла к мысли, уйти из дома. Казачий характер просматривается в поведении хозяйки семьи: стать, гордость, ум.

Анна Погудка

Женщина-большевичка Анна Погудка помогает проникнуть внутрь сложной судьбы революционерок. Здоровая, физически крепкая девушка выглядит нелепо в солдатской одежде: ватная теплушка, большие сапоги, платок. Форма портит внешний вид девушки, скрывает женские прелести. Автор по-доброму описывает внешность, но его нельзя сравнить с другими женскими образами. Здесь смесь мужских характеристик с женскими:

  • шаркая подошвами;
  • тугая полнота;
  • широкая прядь волос;
  • розовые ноздри.

В облике постоянно выбиваются волосы, они не держатся в узле, не укладываются под платок. Милые черты привлекли Бунчука. Он полюбил ее веснушки, вдумчивую складку на лбу. По национальности девушка – еврейка. Семья живет скромно, почти бедно. Девушка окончила гимназию, работала на фабрике, чтобы помочь родным материально, давала уроки. Она гордится, что может заработать себе на жизнь. Ценный работник занимается большевистской агитацией. Страницы, где Анна становится пулеметчицей, вызывают разные чувства. С одной стороны, сама хочет ею стать. Значит, понимает, что хочет научиться убивать. С другой стороны, боится стрелять. Пулемет девушка изучает досконально, как технику. Поражают и строки ее участия в атаке. Строги и четки фразы писателя:

«Посвист пуль, жалкий заячий вскрик Анны».

Героиня умирает на руках у любимого (главная героиня также умирает на руках), но здесь у писателя другие чувства. Бунчук увидел смерть в глазах любимой, ее образ крепко засел в душе и тускнел от времени.

Ольга Горчакова

Женщина, которая стала женой Листницкого и причиной его смерти, - Ольга Горчакова. Высокая женщина с золотыми волосами, с ладной фигурой. Возраст героини – за 30. В ее облики много противоречий: жаркие губы – розовые щеки, низкий голос – срезанные мелкие зубы. Евгению она показалась настоящей красавицей. Он просит Аксинью уехать из имения, когда привозит туда свою жену. Ольга вызывает тяжелое плотское влечение барина. Автор вообще не говорит о чувствах Ольги. Поступками она напоминает Елизавету Мохову. Оставшись вдовой, быстро находит утешение в Листницком. Затем связывается с генералом Покровским. Понятно, что это не последний мужчина в ее жизни, но читатель благодарен ей за вмешательство в судьбу Евгения: не выдержав измены, он застрелился. Эта расплата за грех и свое распутство.