Параграф_16

Голосеменные

Вопрос 1. Почему голосеменные получили такое название?
Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных. У голосеменных семяпочки расположены открыто.

Вопрос 2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Голосеменные имеют стебель, корни и листья. В отличие от папоротников, которые размножаются спорами (спора состоит из одной клетки), голосеменные растения образуют семена (семена — многоклеточные структуры), с помощью которых они размножаются и распространяются.

Вопрос 3. Какие голосеменные растения вы знаете?
Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, секвойя (самое высокое дерево на Земле — ее высота может достигать 120 м) и др. Среди голосеменных есть и «долгожители»: Сосна остистая, которая произрастает в Калифорнии, может жить до 5000 лет.

Вопрос 4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?
Сосна обыкновенная — это дерево, достигающее 50 м высоты. На концах ветвей располагаются почки, которые дают начало новым побегам. Побеги у сосны двух типов: удлиненные и укороченные. На удлиненных побегах находятся коричневатые чешуйчатые листья, из пазух которых развиваются укороченные побеги. Каждый укороченный побег несет два листа — хвоины. Хвоины живут от 1,5 до 2 лет, а затем опадают вместе с побегом. Хвоины покрыты толстой кутикулой, у них всего два неветвящихся сосудистых пучка и немного устьиц, которые находятся в углублении, поэтому сосна экономно испаряет воду. Особенности строения листьев позволяют сосне обитать в относительно засушливых местах и переносить значительное переохлаждение. Неприхотливость сосны также объясняется строением ее корневой системы. Сосна имеет стержневую корневую систему. Главный корень проникает глубоко в почву и доставляет воду растению. При произрастании на зыбучих почвах (пески) у сосны мощно развиваются боковые корни, которые удерживают растение в грунте. Сосна светолюбива, может расти на бедных почвах и даже на болотах и на скалах. Толстая пробка ствола позволяет сосне переносить не очень сильные пожары. У сосны в лесах ветви остаются только вблизи вершины. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосна имеет мужские и женские шишки. У сосны, растущей на песке, наблюдается глубокая стержневая корневая система с сильно развитыми боковыми корнями; у сосны, растущей на болоте, стержневая корневая система поверхностная. Сосна светолюбива. Она нетребовательна к почве, растет на сухих песчаных почвах, в сырых заболоченных местах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых она укореняется. Семена сосны имеют прозрачное крылышко и распространяются ветром.
У ели крона пирамидальной формы; короткие хвоинки сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5—7 лет. У ели тоже образуются два типа шишек — мужские и женские. Главный корень развит слабо; боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы. Ель — теневыносливая порода. В густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

Вопрос 5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Сосна светолюбива, поэтому ее нижние ветви, затеняемые в лесу соседними деревьями, рано отмирают. Ель — теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются в хорошем состоянии даже самые нижние ветки. Ель теневынослива, растет на богатых почвах. Сосна не может расти под пологом ели, а ель может расти под пологом сосны. У ели поверхностная корневая система, хвоя существует 6-8 лет, пробка тонкая, поэтому ель не переносит даже несильные пожары. Корневые системы сосны и ели образуют симбиоз с гифами грибниц — микоризы.

Вопрос 6. Каково значение голосеменных растений?
Значение голосеменных в биоценозах огромно, так как они являются лесообразующими породами. В Северном полушарии большая часть лесов — это хвойные леса. Голосеменные растения дают пищу животным: лоси питаются молодыми побегами сосны, белки, клесты — семенами кедровой сосны и т.д. Древесина голосеменных используется человеком для разных целей (как топливо, как строительный материал, как сырье для получения бумаги и т.д.). Основную массу древесины в России заготавливают в хвойных лесах. Древесина лиственницы отличается особой прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу.

Ответ оставил Гость

Голосеменные и покрытосеменные являются представителями двух группсеменных растений, последовательно появившиеся на Земле ираспространившиеся по ней.Покрытосеменные растения иначе именуютЦветковыми. Они относятся к высшим растениям, которые «обзавелись»цветком, как органом полового размножения и местом, где формируетсязавязь, а потом плод.Цветок покрытосеменных растений – это ключевойорган генеративного или полового размножения. В нем происходит двойноеоплодотворение, открытое у представителей группы Навашиным. Суть его втом, что из мужского гаметофита, представленного пыльцевым зерном,прорастает 2 спермия. Первый оплодотворяет яйцеклетку – семязачаток,другими словами - видоизмененный женский спорангий. При этом образуетсязигота, тотипотентная клетка, способная произвести на свет новую,получившую свой комплект генов от обоих родителей.Второй спермийсливается с полярными тельцами. Они находятся в «свободном плаванье» вцентре зародышевого мешка. После завершения процессаслияния-оплодотворения в архегонии образуется первичный эндосперм,обладающий полиплоидным набором хромосом. Большинство покрытосеменныхимеют триплоидный хромосомный комплект.Эндосперм нужен для того, чтобыобеспечивать семя питательными веществами, поступающими из материнскогоорганизма. Здесь же происходит импритинг генов, явление, при которомнаследственная информация, несомая нуклеотидами ДНК, преобразуется вфункциональную среду – белки и РНК. Здесь же находятся гормоныцитокинины, стимулирующие деление клеток и формирование органазародыша.Весь процесс происходит у покрытосеменных в полости завязи,нижней вздутой части пестика цветка. Завязь защищает семязачаток отвысыхания, температурных колебаний и атак насекомых. После удачногозавершения процесса оплодотворения завязь становится плодом, в серединукоторого надежно упрятаны семена, образованные из семязачатка.Строениезародыша семени позволило выделить у Покрытосеменных 2 класса –Двудольных и Однодольных растений. Популярными представителями первогоявляются магнолии, лютики, гвоздики, капуста, жимолость, колокольчик. Вовторую группу вошли лилии, пальмы, орхидеи, аир испаржа.Голосеменные растения появились в палеозое, в девоне. Онисчитаются прародителями покрытосеменных. К этой группе относятсягинковые, саговниковые, хвойные и самые продвинутые - гнетовидные,удивительные растения, семена которых покрыты оболочкой. Почемуудивительные? – Вельвичия, пенек с двумя листками, лианы и эфедраявляются яркими представителями класса.Вельвичия удивительная (лат.Welwítschia mirábilis)Основной особенностью голосеменных являетсянезащищенность семязачатка, а впоследствии – семян. Завязь представленачешуйкой женской шишки, на которой посажены одна или несколькосемяпочек. Из него развивается семя – зародыш, покрытый защитнойсеменной кожурой. Эндосперм, накапливающий питательные вещества,формируется из тела женского гаметофита до начала процессаоплодотворения.
прости что так много но обеснение должно быть понятно.
А если хочеш со мной дружить то добавляйся ко мне в друзья в Вк.

  • Продолжить углубление представлений учащихся об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия.
  • Формирование знаний о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений.
  • Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
  • Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о разнообразии и размножении хвойных голосеменных, гербарные экземпляры побегов и шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных работ.

    I. Домашнее задание. П. 42, завершить лабораторную работу.

    П. Актуальность

    • Органы растения.
    • Отделы растений.
    • Характерные черты водорослей . Представители.
    • Характерные черты мхов . Представители.
    • Характерные черты папоротникообразных . Представители.

    Ш. Изучение нового матеериала

    Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения .

    Как происходит размножение папоротников, мхов ?

    Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

    Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Все современные голосеменные – это деревья и кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках. Травянистых форм среди голосеменных нет.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите основные признаки голосеменных.

    1. Размножение посредством семян.
    2. Не образуют плодов.
    3. Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
    4. Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
    5. Чаще всего вечнозеленые растения.
    6. Настоящие сосуды отсутствуют.
    7. Разнополые растения.
    8. Оплодотворение происходит без участия воды.

    Наличие семян является большим эволюционным шагом , дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

    В чем заключается это преимущество?

    (В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание).

    Преимущество семян.

    1. В семенах имеется запас питательных веществ для зародыша.
    2. Внутри семени зародыш защищен.

    Назовите хвойные растения.

    Закрепление знаний и умений.

    Лабораторная работа

    Тема. “Изучение внешнего вида хвойных растений”.

    Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

    Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

    Ход работы

    1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

    2. Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

    3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер. Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину. Отметьте особенности хвоинок.

    4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия.

    5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от семян.

    8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

    1 вариант описывает сосну.

    2 вариант - ель.

    Сравнительная характеристика сосны и ели.

    Закрепление.

    Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки . Шишки представляют собой видоизменнный побег . У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка , в каждом из них образуется яйцеклетка.

    Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы . Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка , в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии . Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька , наполненных воздухом . Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

    В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление к перекрестному опылению).

    Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.

    Слайд цикл развития сосны (Приложение)

    После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

    При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

    Закрепление знаний и умений.

    1. В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
    2. Каково строение женской и мужской шишек сосны?
    3. Чем отличается строение женской шишки от мужской?
    4. Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
    5. Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
    6. Какими способами распространяются семена сосны?
    7. В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
    • Использование древесины в строительстве и как поделочный материал.
    • Получение бумаги (древесина ели).
    • Сырье для промышленности (получение спирта, пластмасс, лаков).
    • Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины сосны).
    • Получение витаминов (витамин С, каротин).
    • Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование ее семян в пищу.
    • Изготовление мебели, музыкальных инструментов.
    • Получение смолы и ее производных: скипидара, канифоли.
    • Использование для закрепления почв и прекращения эрозии (сосна).
    • Озеленение дворов и улиц.
    • Декоративное значение.

    Знакомство с некоторыми представителями хвойных.

    (Это интересно – сообщения учащихся)

    IV. Выводы

    • Голосеменные – в основном древесные растения, реже кустарники.
    • Размножаются с помощью семян, которые развиваются в семязачатках, лежащих открыто на чешуях женских шишек.
    • Оплодотворение происходит без помощи воды.
    • Мужские гаметы – неподвижные спермии.

    Цель: познакомить обучающихся с голосеменными растениями.

    Задачи:

    • расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности; на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;
    • продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с объектами; продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
    • формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

    Оборудование: рисунки растений разных отделов, коллекции голосеменных растений и их шишек, карточки для деления на группы, ватманы, фломастеры, презентация по теме урока. (проектор один на всю школу, поэтому на урок мне не достался, пришлось по ноутбуку показывать)

    Дополнительная информация (для раздачи по командам)

    «Разрезанные карточки» для объединения в команды (по 3-4 чел)

    Организационный момент:

    Создаём рабочие гнёзда, перед уроком [ ?! – В.Б. ] , чтобы сразу начать урок.
    Садятся все на свои места.

    Изучение нового материала

    – Итак. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдела Голосеменные.

    Задача нашего урока сегодня – на примере местных видов голосеменных растений познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни, выявить черты более сложной организации голосеменных по сравнению со споровыми растениями.

    Для того, чтобы начать урок, делимся на группы по карточкам (рисунки сосны, ели, можжевельника, лиственницы). Разделились быстро. Расселись в свои уже подготовленные рабочие гнёзда (сами организовали, кому, куда – фото 6-10).

    На столах лежат ватманы, фломастеры. Даю задание назвать свои команды. Почему-то все по рисункам и назвали свои команды «Ель», «Сосна», «Лиственница», «Можжевельник» (последняя у нас не произрастает, поэтому спросили, что это). Записали на ватманах.

    Теперь моё вводное слово . Параллельно по ноутбуку шла презентация иллюстраций-слайдов, специально мною подготовленных по теме урока.


    Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн лет назад. Расцвет голосеменных пришелся на триасовый период. Судя по ряду признаков в это время на Земле был сухой и холодный период. Именно поэтому голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений.

    Отдел голосеменные растения насчитывает около 700 видов. Несмотря на их небольшое число, современные голосеменные широко распространены по всему земному шару. Среди них наибольшие площади заняты сосной и елью

    Высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

    Общая характеристика.

    Как уже было сказано, отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Жизненная форма голосеменных, в основном, деревья, реже – кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет. Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода. Голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений:

    1) небольшая площадь листьев и видоизменение их в хвою,
    2) небольшое количество заглубленных устьиц,
    3) восковой налет на поверхности хвои –

    все это способствует уменьшению испарения влаги.

    — Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками? (наличие семян)

    В названии отдела «голосеменные» заключена важная отличительная особенность.
    — Ребята, кто может сказать, в чем заключается принципиальное отличие этой группы растений от высших споровых?
    (В способе размножения, они размножаются семенами) (слайд 4-6)

    Появление семени – важнейший этап в эволюции растений :

    1) в отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития
    2) внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий
    3) оплодотворение не зависит от воды.

    А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
    — спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование
    — запас питательных веществ
    — зародыш надежно защищен.

    Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

    По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

    Все это послужило причиной широкого распространения голосеменных на суше.

    Многообразие голосеменных (слайд 7-12)
    Голосеменные включают в себя несколько групп, но по численности и распространению превосходят все другие голосеменные растения хвойные . Их насчитывается около 600 видов.

    О бщие признаки хвойных растений

    1. Лист – хвоинка.
    2. Органы — лист, стебель, корень, семя.
    3. Шишка – видоизмененный побег.
    4. Нет плода, нет цветка.

    Голосеменные растения – это, в основном. древесные формы, имеющие все вегетативные органы – корни, стебли, листья. В их строении имеются приспособления для уменьшения испарения воды (хвоя покрыта толстостенной кожицей, устьиц немного и они находятся в углублении). Корневые системы зависят от условий произрастания растений. И ель, и сосна в своем строении приспособлены к конкретным условиям обитания.

    Секвойя из Калифорнии имеет возраст 4900 лет
    и высоту 100 м, диаметр ствола — 11 м.

    Первое задание : На столе лежат рисунки растений разных отделов:
    – Найдите среди них голосеменные, прикрепите на доску.
    Вместе проверили, убрали лишние, а на обратной стороне были названия растений, их прикрепили (фото 2,4,5,11,12,14).





    Второе задание : Прочитайте в учебнике страницы:
    1 группа — с.75-76, сосна,
    2 группа — с.76-77, ель,
    3 группа — с. 78, лиственница,
    4 группа — с.78, можжевельник.



    После чтения начинаем игру-загадку «Сколько букв в незнакомом слове». Записали на большом листе несколько вариантов (справились за 5 минут) . Например, в команде «Сосна» было записано: 7, 5 и 10 б [ укв ] .

    Теперь команды по очереди отгадывают слова другой команды (фото 16-19). Для этого читают уже и незнакомый текст.





    После того, как на большом листе окажутся вписанными все отгадки, выбегают и закрепляют готовый лист с найденными словами (фото 20-22).

    Когда все закончили, вместе проверяем, исправляем ошибки. Объясняю незнакомые слова.

    Третье задание :Каждой команде через посыльного даю задание – вы должны продолжить предложения.

    Вопросы команде «СОСНА»

    1. Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
    2. По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
    3. Хвоинки расположены по две на …(укороченных побегах)
    4. Хвоинки покрыты..(кутикулой)
    5. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается… (главный корень)

    Вопросы команде «ЕЛЬ»

    1. Ель принадлежит к классу… (хвойные)
    2. У ели шишки кожистые… (висячие)
    3. Латинское название «пицеа», что значит …(смола)
    4. Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
    5. У ели одиночные хвоинки обычно… (четырехгранной) формы.

    Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

    1. Лиственница переносит городские условия… (хорошо)
    2. Осенью ее хвоя … (опадает)
    3. На укороченных побегах хвоинки …(мягкие) расположены … (пучками)
    4. Шишки мелкие созревают … (в течение года), а держатся на ветках… (несколько лет)
    5. По отношению к освещенности лиственница растение светолюбивое. (Да)

    Объясняю по слайдам значение и применение голосеменных (слайд 13-17)

    Четвёртое задание : Делю командам вопросы, на минуту, сама проверяю предыдущее, через посыльных отдаю, просматривают свои ошибки, записываем на большом листе количество правильных ответов.

    1. Какой класс голосеменных имеет наибольшее число видов (хвойные)
    2. Чем представлены листья хвойных (иглы, хвоя)
    3. Из чего развиваются семена хвойных (семязачатков)
    4. Сколько лет живут листья лиственницы (до зимы)
    5. Что получают из древесины сосны (спирт, искус, шелк, бумагу)
    6. Как называются летучие вещества хвойных деревьев (фитонциды)
    7. Как называется смола хвойных (живица)
    8. Что такое смола?

    Пятое задание : Загадочная гавань (берут на столе загадки, перевёрнутые вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают и прикрепляют к доске к правильному ответу.

    1. Ты – растение-кустарник,
      Синь в осенней желтизне.
      Дай мне ягодок растение,
      Подари колючку мне.
    2. Высока, стройна, душиста
      В небо тянется она.
      Вся одежда золотиста,
      Только шапка зелена.
    3. На берегах Тавриды
      Мы увидели пирамиды.
      Не простые – каменистые,
      А зеленые – деревянистые
      Стоят на страже
      И нет их краше.
      Шишки треснут. Семя разлетится.
      На земле Тавриды… родится.
    4. Иголки у него, а не елка
      «Ягоды» красные, а не вишня.
      Что же это вышло?
    5. Весною цвету,
      Летом плод приношу,
      Осенью не увядаю,
      Зимой не умираю.
    6. Два листа у нее, два листа.
      Почему же живет столько лет?
      Очень жаркие там места
      И дождей то все нет и нет.

    (Ответы: 1.Можжевельник; 2. Сосна; 3. Кипарис; 4. Ель; 5. Тис; 6. Вельвичия; см. фото – 1, 2, 23, 24, 25, 26, 27)



    Молодцы! И последнее задание.

    Шестое задание : Ответить: верно или неверно утверждение.
    По пять заданий каждой команде.

    Одной команде :
    1. Гинкго появилось 250млн лет назад [+]
    2. Во время бури сосны ломаются, а ели выкорчевываются [+]
    3. У голосеменных в плодах образуются семена [-]
    4. Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму [+]
    5. У ели хвоя опадает каждый год [–]

    Второй команде :
    1. Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. [+]
    2. У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. [+]
    3. В народе её называют «степной малиной», из неё делают лекарство эфедрин [+]
    4. У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. [-]
    5. Шишки у можжевельника созревают в первый год [+]

    Третьей и четвёртой командам :
    1. У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет [+]
    2. Ель, сосна, пихта живут 10-3- лет [-]
    3. Вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов [+]
    4. Для оплодотворения голосеменным нужна вода [-]
    5. У сосны шишки созревают в тот же год как опылились [-]

    Так как новая тема, то у каждой команды была ещё и дополнительная информация , по которой они могли найти ответы на вопросы.
    Проверяем и проставляем оценки.

    Домашнее задание : (задала в начале урока) параграф 16, сообщение о об одном представителе голосеменных.

    хохохохохохохохохохохохохохохохохох

    Плюсы:
    интересный урок, понравилось всем, не заметили, как прозвенел звонок, последнее задание доделывали на перемене, урок закончился, а ученики всё продолжали искать ответы.

    Минусы:
    опять не уложилась за урок, пятёрок за урок никому не было, в основном 4 и 3. Допускали много ошибок.

    Не успевала засекать время. Всё делали быстро, но всё равно не успели чуточку.

    Сидеть на уроке мне не пришлось. Класс маленький, тесный – сядешь, мешаю для выхода к доске.

    В начале спорили по делению (никак не хотелось некоторым быть с мальчиками в команде). Хотели только мальчики отдельно, но всё таки решили по картинкам разделится.

    хохохохохохохохохох

    Для просмотра
    нажать на выбранный ярлычок или






    Дополнительная информация (для раздачи по командам)

    а) ЕЛЬ
    ¨Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь. Каждый год отрастает прямой однолетний побег. Он словно ведет ель, указывая путь ввысь. Если у молодого дерева эта почка была повреждена, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют и изгибаются. Но каждый год отрастает не только вертикальный побег, под ним на стволе отрастают боковые побеги.
    1¨ Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 (в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).
    2¨ У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.
    3¨ Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.
    4¨ Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.
    5 ¨ Крона у ели пирамидальной формы. Короткие хвоинки сидят поодиночке. Каждые 5-7 лет хвоинки опадают. Но не все сразу, примерно 7-ю часть хвои ель сбрасывает каждую осень.
    6¨ Весной побеги ели становятся изумрудные и рубиново-красные. Это появляются молодые шишки, которые потом темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки, в которых зреют семена. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности склеены смолой. Но вот созрели семена, и чешуйки отогнулись, выпуская их на свободу. Семена имеют по одному крылышку и с помощью ветра переносятся довольно далеко.
    7¨ Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
    8 ¨Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
    -строительный материал — высокосортная бумага и картон
    — целлофан — кинопленка
    — автомобильные покрышки — кормовые дрожжи
    — глицерин — лекарства
    — искусственная кожа — музыкальные инструменты.
    б) ЛИСТВЕННИЦА
    ¨ Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700- 900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенных из корней лиственниц. Все это было сработано более25 веков назад топорами кочевников. Но древние изделия не тронуло время. Они лишь потемнели и приобрели твердость камня. Теперь эти находки хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
    1¨ Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.
    2¨ Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.
    3¨ Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.
    4¨ из 1 м 3 древесины изготовляют:
    2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка;
    200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.

    сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.
    5¨ Лиственница даёт ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
    6¨ Почему же ботаники назвали ее лиственницей? Они подметили очень важное свойство этого дерева: в отличие от других хвойных, лиственница осенью сбрасывает все свои иголки и зиму стоит голая, как осина или береза.
    7¨ Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.
    Лиственница особенно хороша ранней весной, когда за 1-2 теплых дня расцвечивается щеточками яко-зеленых хвоинок. На их фоне огоньками загораются красноватые, розоватые или зеленые шишечки и жёлтые колосочки.
    8 ¨ Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

    в) СОСНА
    ¨ Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда и взбираются на голые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней.

    1¨ Латинское название сонны «пинус», что означает – скала. Может быть, она названа так потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.
    2¨ У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 3 раза меньше, чем дуб, и в 5 раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в 12 раз длиннее, чем у ели, и в 24 раза длиннее, чем у пихты.
    3¨ Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.
    4¨ Хотя сосна – дерево вечнозеленое, у нее каждую весну появляются новые побеги. Настоящей хвои на них еще нет, вместо нее – беловатые отростки. Каждый отросток – пара молодых хвоинок, еще не успевших вырасти. Хвоинки-двойняшки плотно прижаты друг к другу и одеты снаружи пленчатым чехлом. Подрастут, прорвут чехол, но по-прежнему будут держаться парой. А через 2-3 года вместе и опадут.
    5¨Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.
    6¨ Шишечки поначалу и не заметишь среди хвоинок, они чуть больше булавочной головки. К осени становятся примерно с горошину. Зато на второй год наверстывают упущенное и к зиме превращаются во всем знакомую коричневатую сосновую шишку.
    7¨Дерево-скала на многое способно. Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
    8¨ Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.
    9¨Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
    10¨ Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
    11¨ А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
    12¨ Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
    13¨У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

    ____________________________________

    ___ Напомним , что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
    ___ Ваши деловые

    Основной отличительной чертой растений, относящихся к данному виду, является размножение с помощью семян. Голосеменные и покрытосеменные растения относятся к общей группе семенных (сперматофитов). Они представляют собой группу высших. Рассмотрим, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных представителей растительного мира.

    Вконтакте

    Структура и особенности размножения

    Этот отдел семенных растений считается самым древним (появился около 350 млн лет назад). Предполагают, что они эволюционировали от споровых — папоротников. Однако первые уже имеют семяпочку (женский спорангий) и пыльцевые зерна.

    Внимание! Размножение семенами – одна из основных адаптаций к наземному существованию. Это является эволюционным скачком, с помощью которого семенные растения могут размножаться без непосредственного взаимодействия с водой, распространяться на большие территории и повысить сохранность потомства за счёт запаса питательных веществ. Растения выполняю важную функцию, создавая покров планеты и выделяя большое количество .

    Древесные растения без цветения

    • жизненные формы голосеменных растений – деревья и кустарники. Большая часть представителей имеет игловидные листья или чешуйки – хвою, которая покрыта кутикулой. Они называются вечнозелёными. Лишь у небольшого числа голосеменных есть листья;
    • размножение происходит без взаимодействия с водной средой;
    • основную часть ствола занимает ксилема – проводящая ткань, которая содержит трахеиды и смоляные ходы;
    • наличие смолы – характерный признак всех жизненных форм голосеменных. Она придаёт деревьям особенный хвойный запах и обладает бактерицидными действиями, пропитывая древесину и мешая её загниванию;
    • процесс размножения проходит с помощью половых органов стробил (шишек). Чаще всего стробилы являются разнополыми, расположены либо на одном растении (их называют однодомными), либо разведены по разным (двудомные). В таком случае шишки различаются своими размерами и цветом. Женские называются мегастробилы, мужские — микростробилы;
    • подразделяются на несколько классов: гнётовых (вельвичия удивительная, мелинжо), гинкговых (гинкго двулопастный), саговниковые (саговник) и хвойных (араукария, агатис, сосна, лиственница, пихта).

    Чаще всего в качестве примера для процесса размножения выбирают сосну обыкновенную. Она является однодомной. Мужские (крупные с красноватым оттенком) и женские (маленьких размеров, зелёного или сизого цвета) генеративные органы расположены на одном растении.

    Пыльца микростробил переносится с помощью ветра и попадает на семязачатки мегастробил, где осуществляется опыление. Через пыльцевые трубки частицы пыльцы проникают к яйцеклетке, формирующейся в архегонии. Пыльцевые зёрна образуют два спермия, один из которых оплодотворяет яйцеклетку. Так зарождается зигота. Она остаётся окруженной семязачатком, несущим в себе запас питательных веществ. Семя может прорастать в течение нескольких лет внутри шишки. Спустя необходимый промежуток времени – семена покидают оболочку и рассыпаются по поверхности земли.

    Цветущие растения

    Отдел покрытосеменных – самый высокоразвитый из всех представителей растительного мира. Он насчитывает более 300 тысяч видов и распространён практически повсеместно. Органы покрытосеменных растений бывают генеративные (цветок, отвечающий за размножение) и вегетативные, которые обеспечивают наличие механической опоры, транспортировку, прохождение процессов фотосинтеза, газообмена, а также накопление питательных веществ.

    Основными характерными чертами покрытосеменных являются следующие:

    • жизненные формы представлены как деревьями, кустарниками, так полукустарниками и травами (однолетними, двухлетними и многолетними);
    • корневая система мощная, хорошо выраженная. Выделяют мочковатую и стержневую;
    • органы размножения покрытосеменных растений: женские (гинецей) и мужские (андроцей). Находятся внутри цветка. Андроцей – это объединенные тычинки, каждая из них включает в себя нить и пыльник. Именно там происходит созревание спермиев. Гинецей представляет собой совокупность плодолистиков. Они, в свою очередь, состоят из завязи и удлинённого столбика с широкой частью сверху – рыльцем;
    • особенное значение для развития зародыша имеет завязь. Это замкнутая полость и есть то, чем защищена семяпочка покрытосеменных растений. Располагается на нижней расширенной части пестика и предохраняет зачаток от резких изменений температуры, высыхания и любых других воздействий внешней среды;
    • различают два класса покрытосеменных: однодольные и двудольные, которые сильно различаются по своему строению. К однодольным относятся такие представители, как гладиолусы, лилии, пырей, орхидея. К двудольным: одуванчик, яблоня, малина, толстянка и многие другие.

    Главные различия

    Для разграничения видов необходима сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений. Два их отдела практически полностью отличаются друг от друга. Для более яркого примера, в чем состоит разница между голосеменными и покрытосеменными, ниже представлена поясняющая таблица.

    Таблица: Различие и сходство покрытосеменных и голосеменных растений

    Признак Голосеменные Покрытосеменные
    Число видов Примерно 800 Более 300 тысяч
    Жизненные формы Древесные и кустарниковые Древесные, кустарниковые, полукустарниковые, травы.
    Форма листьев Чешуи или хвоинки. Разнообразная: округлая, овальная, мечевидная, яйцевидная и т.д.
    Проводящие У большинства нет ситовидных трубок и сосудов. Есть ситовидные трубки, сосуды и клетки-спутницы.
    Генеративные органы Микро и макроспорангии Цветок
    Положение семязачатков Открытое на внешней стороне шишки. Семена скрыты внутри плодов. На этапе оплодотворения – в завязи пестика.
    Скорость образования зародыша 1,5-2 года. Несколько недель.
    Наличие видоизменённых органов для вегетативного размножения и запасания веществ. Отсутствуют. Корнеплоды, корневые клубни, луковицы.
    Тип опыления Перекрёстное ветром и самоопыление Перекрёстное (животными, ветром, водой) и самоопыление
    Роль в природе и жизни человека Образуют леса холодных регионах мира, являются прибежищем многих животных. Широко используются в различных сферах жизни человека (строительство, медицина,