6. Цитирование и оформление ссылок

Это важная и весьма ответственная часть работы. Необходимо понимать, что строгая, классическая форма работы очень помогает выстроить и содержательную сторону проектной работы. Сверка цитат и ссылок и их оформление является существенной частью работы.

Прямыми цитатами не следует злоупотреблять. Так, недопустимы монолитные цитаты на треть страницы.

Также, считается неуместным цитирование в проектной работе справочной литературы - словарей, энциклопедий, справочников. Такое цитирование может быть оправдано лишь во введении и теоретической части, где «договариваются о терминах», уточняют содержание ключевых теоретических понятий работы.

Цитату следует правильно ввести в текст. Существует следующие способы:

a) Исследователь полагает, что «авторская позиция...». (Цитата включена в придаточное предложение после союза «что». В таких случаях цитата идет в кавычках со строчной буквы.)

б) Исследователь пишет: «Авторская позиция...». (Обычно таким образом цитируется какой-то целостный, но не очень большой по размерам отрывок, отдельное предложение или его часть. Цитата в таких случаях начинается с заглавной буквы.)

в) Приведение цитаты в кавычках без каких-либо дополнительных комментариев. В этом случае цитата как бы составляет часть собственных рассуждений автора проектной работы.

г) Приведение цитаты после двоеточия без кавычек. Это уместно в случаях особенно объемных прозаических цитат и стихотворных цитат объемом в четверостишье и более. В этом случае текст цитаты набирается более мелким шрифтом, чем основной текст работы (например, 12-ым, если основной текст набран 14-ым), выделяется в отдельный абзац (или несколько абзацев) и для текста цитаты задаются большие поля, чем для основного текста работы. Стихотворный текст размещается примерно посередине страницы, ближе к левому полю, выравнивание по левому краю.

Приведем пример цитирования в проектной работе: « Он благополучно избегнул встречи со своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться » [Достоевский 1982: 5].

7. Оформление проектной работы

Проектная работа в окончательном варианте должна быть отпечатана на компьютере. Работа пишется на стандартной белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы пишется только на одной (лицевой) стороне листа. Заполнять текстом оборотную сторону листа недопустимо.

Размещение текста на странице:

при написании текста необходимо оставлять поля.

верхнее нижнее правое левое

2,54 см 2,54 см 3,17 см 3,17 см

При компьютерном наборе текста устанавливаются поля «по умолчанию» редактора MS Word.

Объем проектной работы не должен превышать 30-35 страниц текста. Превышение объема не рекомендуется.

Нумерация страниц проектной работы. Все страницы индивидуального проекта нумеруются от титульного листа, считающегося 1-й страницей. Номер страницы на титульном листе не ставится. Порядковый номер страницы, начиная от номера «2», ставится в правом верхнем углу листа.

8. Защита проектной работы

Завершающим этапом работы над проектной работой является ее защита.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, (титульный лист, оглавление, текст проекта, список использованной литературы) в распечатанном виде, в папке с файлами. Текст печатается на одной стороне листа, в каждый файл кладется по одному листу.

2) подготовленная студентом презентация (объемом не более 15 слайдов) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) доклад, т.е. краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов.

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнении проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Примечание. Доклад - это не отчет о проделанной работе, а изложение ее результатов. Для доклада можно использовать Введение и Заключение, но по стилю доклад должен быть ближе к разговорной речи, чем научный текст, более доходчивым для восприятия на слух (проще синтаксис, короче предложения, меньше наукообразной лексики). Задача докладчика – донести до слушателей идею работы, ее интересные результаты. Доклад должен быть в известной мере занимательным, оставаясь при этом научным докладом. Продолжительность доклада - 5-7 минут.

После доклада студенту могут быть заданы вопросы.

После ответа на вопросы (если они имеются) научный руководитель оглашает свой отзыв, в завершении которого звучит балл, который, по мнению руководителя, заслуживает работа. На этом процедура защиты проектной работы заканчивается.

Приложение 1

ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

и отчетности перед преподавателем

ВИД РАБОТЫ

и период ее выполнения

КРАЙНИЙ СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

    Выбор темы и ее согласование с преподавателем

До декабря 2015

Утверждение темы преподавателем

Январь-март 2016

    Составление списка литературы по теме (с оформлением по ГОСТу)

Предоставление списка преподавателю (в электронном виде)

Март – май 2016

    Составление предварительного развернутого плана работы (на основании проработанных источников)

Предоставление плана преподавателю (в электронном виде)

Сентябрь – ноябрь 2016

    Написание первой главы

    Написание второй главы, введения, заключения.

Предоставление текста главы преподавателю (в электронном виде)

Март – конец мая 2017

6. Завершение работы

Предоставление полного текста проектной работы преподавателю, с учетом его замечаний и исправлений (в электронном виде)

Примечания

1. В графике указан крайний срок выполнения каждого вида работы. Весьма желательно завершение каждого этапа работы ранее указанного срока. Отставание от графика отрицательно сказывается на качестве работы и создает неудобства для преподавателя

Приложение 2

ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

Проектно-исследовательская работа

Тема: __________________________

Выполнил:

Руководитель:

Белгород, ____ г.

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………….………………………..……….….............3

Глава I . Название..……..……………………………………..…….…............…....8

1. Название……………..……...……………...........… .………........….…...8

а) Название......................................................... ..................................8

б) Название......................................................... ................................11

2. Название........………………………. ……………. ..........................…….14

а) Название..............................................................................................14

б) Название..............................................................................................17

Глава II . Название.....................................................................................................20

1. Название……………..…......…...……………..............….……….….…...20

а) Название..............................................................................................20

б) Название..............................................................................................23

2. Название........…………….............…………. ………..……..............…….26

а) Название..............................................................................................26

б) Название..............................................................................................29

Заключение……………………………………..…………………………..............30

Список использованной литературы……………………….…………………….33

Такая страшная картина заставила задуматься нас над вопросом: «Кто и как охраняет русский язык? ». Поэтому, мы нашли и изучили разные проекты защиты русского языка, и не только государственные, и представили их в данном разделе.


Против засорения русского языка модными в своё время французскими терминами выступали писатель А.П. Сумароков (середина XVIII века) и просветитель, писатель, издатель Н.И. Новиков (конец XVIII – начало XIX века).

Против языкового «чужебесия » выступал и Пётр I , говоря о том, что за иностранными словами «самого дела разуметь невозможно ».

Великий М.В. Ломоносов , учёный, историк, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, в своей “Теории трех штилей ” (середина XVIII века), выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из неславянских языков. Так, например, он предлагал заменить слова “театр ” и “цирк ” соответственно на “зрелище” и “позорище”.

Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов последовательно стремился находить в языке эквиваленты для замены иноязычных терминов, подчас искусственно перенося подобные образования в язык науки. Именно он заменил латинские термины: “солюцию ” на “раствор ”, “оксигениум ” на “кислород ”, “гидрогениум ” на “водород ”, “абрис ” на “чертёж ” и так далее.

В XIX веке министр просвещения России славянофил Александр Шишков предложил отказаться от иностранных слов и заменить их русскими. В результате были придуманы «мокроступы » вместо «галош », «трупоразъятие » вместо «анатомии », «шарокат » вместо «бильярда », "топталище " вместо "тротуара ", "хорошилище " вместо "щёголь " (Отсюда фраза: "Хорошилище грядёт в мокроступах по топталищу на позорище") и другие замены. Все эти слова в языке не сохранились.

Ярким примером не государственной борьбы с заимствованиями стал «Русский словарь языкового расширения », созданный Александром Солженицыным и впервые опубликованный в 1990 году. Его целью было, как писал сам Солженицын, восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств русского языка.

В нем можно найти удивительные диалектные, старинные и, кажется, вообще немыслимые русские слова, например, «брякотун », «взабыль », «вредослов », «двойчить », «дерзословить », «заимчивый », «можнёхонько », «мокрозимье ».


Читать словарь необычайно интересно, но, несмотря на авторитет Солженицына, эти слова в современный русский язык не вошли (кроме разного рода уменьшительных и ласкательных).

В ноябре 1999 года решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Международный день родного языка и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Международный день родного языка побуждает оберегать и ценить свое родное наречие.

Наконец, последний пример заботы властей о чистоте языка - закон «О государственном языке Российской Федерации » от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ, в котором есть специальный «запретительный » параграф (статья 1, п. 6).

Вначале в одной из редакций было сказано: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке ».

В окончательном варианте закона запрет был переформулирован: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке », но и в такой редакции этот запрет никак не работает и никем не соблюдается.

По мнению многих ученых, русский язык как живой организм сам очистится от всего ненужного, и ничего существенного в его структуре не произойдет. Ведь пережил же он французское вторжение 19 века, когда незнание французского было признаком плохого тона, переживет и современный век «преведов » и «аффторов ». Но без образованного начитанного общества этот язык превратится в лоскутную скатерть из многих языков.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта , ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной .

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения для решения познавательных и практических задач;

    приобретают коммуникативные знания для решения познавательных и практических задач;

    развивают у себя исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, развивают системное мышление.

Принципы организации проектной деятельности:

    Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия.

Так, мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили проблемы с усвоением материала. Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы(пары), каждая из которых получила задание: собрать информацию.

Это практико-ориентированный проект, цель проекта - решение практических задач.

Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства. В данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса

Данный проект - групповой (между группами участников), группы разновозрастные(5, 6 и 8 класс)

Общая тема проекта «Синтаксис простого предложения». Продумывался вариант объединения выделенных подтем в единый проект для разновозрастной группы. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме.. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением


Краткая аннотация проекта

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

Данный проект предназначен для расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку. Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения. Проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему. Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Результаты будут оформлены в виде публикации. Также при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса учащихся и расширение их кругозора. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса. В процессе работы у учеников будут сформированы:

1. Знания по теме "Простое предложение".

2. Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

3. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

4. Умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Работа по проекту прошла успешно, т.к. в ней приняли участие все ученики класса. Каждый получил не только прочные фактические знания по учебной теме, но и был вовлечён в познавательную, творческую деятельность, приобрёл дополнительные сведения путём самостоятельной работы. Дети на практике убедились, что русский язык – это интересный и увлекательный предмет, а любая, на первый взгляд, «скучная» работа может радовать и результатом и самим процессом, если делать всё сообща.


«журнал проекта»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области

Гаврилова Эвелина Андреевна

Куракина Ксения Григорьевна

Складанов Тимофей Игоревич

Малеина Анастасия Алексеевна

Енжиевская Анна Андреевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Бакиджанов Артем Тимурович

Смирнова Виктория Валерьевна

Руководитель проекта

Руководитель:

ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по русскому языку и литературе

(предмет, предметная область)

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта

Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения,

вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Ожидаемые результаты

    справочник по русскому языку «Простое предложение»

    результаты будут оформлены в виде публикации

    при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой новую форму работы: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

    знания по теме "Простое предложение".

    умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

    умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

    умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Этапы работы над проектом

    планирование;

    этап обобщения информации;

Результат проекта

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (публикация в печатном виде)

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/)

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта

    http://ru.calameo.com/

АННОТАЦИЯ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема группового проекта:

Объем группового проекта страниц, он содержит источников литературы.

Ключевые слова: справочник, алгоритмы, синтаксис простого предложения

Объектом исследования группового проекта является синтаксис простого предложения

Предмет исследования русский язык и литература.

Ориентировочные временные затраты 2 месяца.

Групповой проект состоит из «титульного листа», «приложений», «списка источников».

Актуальность группового проекта состоит в том, что в данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена.

В «Приложении» отражён процесс над проектной групповой работой по теме «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Результат проекта

Работа предполагает создание справочник по русскому языку.

Уникальность проекта состоит в том, что проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В следующем году можно продолжить работу над темой «Сложное предложени е»

Рецензия

На групповой проект по русскому языку и литературе

Работа выполнена по 2 варианту оформления.

Ф.И.О. участников -Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна

Класс _5в, 6а, 8б

На тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

В групповом проекте тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» сформулированы цели; указан предмет исследования; задачи реализации ГПР, представлены основные результаты деятельности, выводы.

Материалы также содержат: памятки для работы в группах, инструкции для создания справочника, листы работы в микрогруппах.

В приложении содержатся материалы по темам справочника, которые подбирали дети в соответствии с программным материалом, схемы, практические упражнения, тесты

С точки зрения заявленной темы «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» и ее цели особый интерес представляет то, что в нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему, практическое применение продукта проекта. Тема актуальна.

    Работа выполнена вполне самостоятельно, каждый участник проекта выбрал подтему, сформировались группы, работающие по одной подтеме.

    Во время работы научились систематизировать материал самостоятельно, работать с информацией.

    Материалы данной работы могут использоваться на уроках русского языка, в дистанционном обучении. так как создан электронный вариант работы.

Работа сопровождается мультимедийной презентацией.

Представленные отчетные материалы позволяют сделать выводы об успешности завершения работы над проектом «Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Дата 14.04.2015 год Руководитель (подпись) ________________

Журнал занятий групповой проектной работой

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна

Номер занятия

Темы занятий

(этапы работы)

Гаврилова Эвелина

Складанов Тимофей

Енжиевская Анна

Бакиджанов Артем

Куракина Ксения

Малеина Анастасия

Антонов Дмитрий

Смирнова Виктория

Выбор темы проекта.

Определение целей и задач

Распределение участников проекта на подгруппы. Выбор тем в соответствии с программным материалом.

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Создание справочника. Структура справочника

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание презентации.

Создание презентации

Создание презентации

Публикация проекта

Публикация проекта в электронном и печатном виде

Защита проекта

План работы над ГПР

на 2014-2015 учебный год

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы

Обучающиеся Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна, 5в, 6а, 8б класс

Этапы работы

Формы работы

Сроки

Планирование

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

ЖУРНАЛ

ГРУППОВОЙ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель проекта – учитель Кочулина Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

2014-2015 учебный год

Название (тема) проекта

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Проблема, решаемая проектом

Мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили трудности с усвоением материала по теме. _____________________

Почему этот проект важен (актуальность проекта)

Какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические – единицы. Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка. __________________

Девиз проекта (эпиграф) 0

Цель проекта

Вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    Формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Тип проекта

практико-ориентированный проект

Ожидания от проекта (планируемый результат)

    Справочник по русскому языку «Простое предложение»

    Результаты будут оформлены в виде публикации(электронной и печатной)

    При реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    Проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

    В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

-знания по теме "Простое предложение".

-умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

-умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

-умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Участники проекта

Фамилия, имя участника

Класс

Гаврилова Эвелина Андреевна

Складанов Тимофей Игоревич

Енжиевская Анна Андреевна

Бакиджанов Артем Тимурович

Куракина Ксения Григорьевна

Малеина Анастасия Алексеевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Смирнова Виктория Валерьевна

Образ будущего результата

(продукт проекта может быть описан словесно, представлен фотографией,

рисунком или коллажем, схемой или планом и др.)

План выполнения проекта 0

Этап

Срок

Результат

Планирование

Выбор темы

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Создание публикации, работа в облаках Google с единым документом

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/) и печатном виде

Что сделано (описание полученного результата)

Пособие «Синтаксис простого предложения» в печатном и электронном варианте

Как проект помог решить проблему

(положительный эффект от выполнения проекта) 0

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что не получилось (резервы)

1. Не все темы рассмотрены в справочнике, так как в самом начале работы над проектом долго решали, кто, что будет делать. ____________________________

2. Не все ученики вовремя выполняли свою часть общего задания .___________

Список источников информации, использованных в проектной деятельности 0

www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»,

http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

http://ru.calameo.com/

http://gramota.ru/book/litnevskaya.php

http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Номер занятия

Этапы работы

Гаврилова Эвелина 5в

Складанов Тимофей 5в

Енжиевская Анна 6а

Бакиджанов Артем 6а

Куракина Ксения 8б

Малеина Анастасия 8б

Антонов Дмитрий 8б

Смирнова Виктория 8б

Теоретический курс

(заполняет руководитель теоретического курса)

Журнал групповой проектной деятельности

Самооценка участника группы

(Лист самооценки)

(заполняет руководитель группового проекта из листов самооценки)

Презентация проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая))

Защита проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая)

Оценка за практический курс (из листа самооценки каждого ученика)

0 Руководитель не ставит оценки, а ведёт учёт посещаемости знаком «+». Оценивает свою работу в группе сам ученик в Листе самооценки.

0 Заполненными должны быть не менее 3 строк

0 Пункт для заполнения необязателен

0 Не менее 5 источников, включая Интернет-ресурсы

Просмотр содержимого документа
«план занятия по проектной групповой деятельности»

Тема проекта «Такое непростое простое предложение. Создание пособия «Простое предложение»

Предмет:

Русский язык

Междисциплинарные связи:

Литература

Проект по теме «Это непростое простое предложение».

Создание учебного пособия «Простое предложение» (коллективный проект из индивидуальных)

Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему.

Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Дидактические цели и методические задачи:

    формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    научить применять новые компьютерные технологии, закрепить навыки отображения полученных результатов в наглядной форме;

    развивать навыки коллективной работы

    воспитание интереса к родному языку.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением

1.Учебник, справочник, алгоритмы

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области.

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Пособие «Синтаксис простого предложения»… (коллективный проект из индивидуальных)

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

План проведения занятия по проектной деятельности

1. Вступительное слово.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.”

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький (слайд 1)

– Согласны вы с этими словами?

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.

Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

2. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса. Итак, что же такое «синтаксис» ? какова же роль синтаксиса ? Слайд 2

Ответы детей.

Вывод

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.

3. Работа по листам планирования.

Ученики еще раз проговаривают основные вопросы, которые прорабатывают в проекте. Сопровождается презентацией

    Ознакомление с темой проекта. слайд 3-4

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

- Что такое простое предложение?

Учебные вопросы

Что такое синтаксис?

Что такое словосочетание?

Что такое согласование, управление, примыкание?

Какой тип связи в словосочетании?

Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

Как называются главные члены предложения?

Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

Какие виды сказуемых известны?

Какие второстепенные члены предложения знаете?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Зачем нужно вводить вводные слова? Какова роль обращения в предложении?

В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

Что такое обособление?

Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

Какие слова не являются членами предложения?

4. Этап обобщения информации .

Фронтальная работа с группами учеников.

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?

Кого можно пригласить для консультации?

Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Работа с информацией:

Домашние задания

- www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru», http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

Поиск информации по выбранным темам, микрогруппы отбирают материал для своих глав, вносят в пособие, редактируют, так как проект носит практико-ориентированный характер, учащиеся работают с различными источниками.

В выборе нужного источника информации консультирует учитель

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

Систематизируют полученные данные;

Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Обсуждение происходит коллективно: одни варианты принимаются, другие ребята отвергают и заменяют новыми. Учащиеся задают друг другу вопросы, уточняют информацию, анализируют полученные сведения.

5. Оформление проекта. Практикум.

Ученики получают памятки для работы.

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать другую группу?

Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

Давайте еще раз вспомним, как должен быть построен справочник или учебное пособие?

Ребята составили план-схему построения пособия, рассмотрим варианты под документ камерой, выберем единую схему построения.

«Корректирование» своих проектов для создания общей публикации. Учитель даёт последние указания в работе и оформлении.

Создание публикации в облачных технологиях, ученики работают парами, в соответствии с их маршрутами. Дети работают в облаках Google с единым документом

    Предварительный просмотр, работу можно вывести на доску.

6. Рефлексия

    «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.»

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Ответы учеников.

7. Домашнее задание .

Продолжим работу по оформлению пособия, работая в облаках, дополняя свой раздел.

Просмотр содержимого презентации
«защита проекта»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 10 ГОРОДА СОВЕТСКА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый групповой проект

Русский язык и литература

Такое непростое простое предложение. Создание справочника по русскому языку.

Выполнили: Гаврилова Эвелина(5в класс),

Складанов Тимофей,(5в класс)

Енжиевская Анна(6а класс),

Бакиджанов Артем(6а класс),

Куракина Ксения(8б класс),

Малеина Анастасия(8б класс),

Антонов Дмитрий(8б класс),

Смирнова Виктория (8б класс)

Научный руководитель : Кочулина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы


Эпиграф проекта: «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» (Максим Горький)

Цель проекта: Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения, вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения . Задачи проекта: 1. Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения. 2. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров. 3. Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы.


Актуальность проекта

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса.


Актуальность проекта

Итак, какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.


Что хотим выяснить?

Основополагающий вопрос

Почему простое предложение может быть «непростым»?

Проблемные вопросы

Что такое простое предложение?

Всегда ли просто узнать тип простого предложения?

Какой из главных членов предложения главнее?

Какие члены предложения способны участвовать в построении предложения?

Как определить тип подчинительной связи в словосочетании и почему это важно знать при построении простого предложения?

Как научиться правильно объединять слова в словосочетания, чтобы получилось предложение, отвечающее всем правилам?

Почему обособляться могут только второстепенные члены предложения?


Учебные вопросы

- Что такое синтаксис?

- Что такое словосочетание?

- Что такое согласование, управление, примыкание?

- Какой тип связи в словосочетании?

- Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

- Как называются главные члены предложения?

- Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

- Какие виды сказуемых известны?

- Какие второстепенные члены предложения знаете?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Зачем нужно вводить вводные слова Какова роль обращения в предложении?

- В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

- Что такое обособление?

- Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

- Какие слова не являются членами предложения?


Как мы выполняли работу? Планируем свою деятельность

  • Разделились на микрогруппы. Решили, кто, что будет делать; каждый выполняет свою часть общего задания.
  • Разделили между собой учебные темы (в зависимости от программы) Определили задания, которые необходимо будет выполнить для проекта.
  • Обсудите, в какой форме нужно будет представить свою часть задания. Решили, каким будет наш проект и как его лучше представить.
  • Познакомились с Google Doсs, научились работать с документом в облаках.
  • Поиск информации по выбранным темам: микрогруппы отбирали материал для своих глав, вносили в пособие, редактировали. Мы работали с различными источниками.
  • Основной источник теоретического материала портал http://www.gramota.ru /

Как мы выполняли работу?

В выборе нужного источника информации нас консультировал учитель

Систематизировали собранную информацию;

Объединяли в единое целое полученную каждой группой информацию;

  • выстраивали общую схему справочника

Узнали, что…..

Обязательными элементами в таком пособии должны являться контрольные задания, глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Пособие должно содержать:

  • Введение в дисциплину.
  • Оглавление.
  • Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
  • Контрольные упражнения (тестирования, задания).
  • Глоссарий.

Что у нас получилось? Результаты

1.Создали справочник по русскому языку, который содержит теоретические сведения и практическую часть

2. Напечатали справочник в типографии.

Описание проектА

Добрый день. 6-А класс представляет Вашему вниманию проектную работу.

Многие из нас не раз слышали фразеологические обороты в речи взрослых, но сами используем их редко и часто не понимаем смысла услышанного фразеологизма. Но фразеологизм важная выразительная единица русского языка. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в речь детей и обогатить её. Русский человек должен уметь пользоваться этим средством выразительности. Исходя из этого, мы сформулировали тему проекта - «Фразеологизмы в нашей речи». Творческое название проекта: «Ох, уж эти фразеологизмы».

Мы провели анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. Результаты вам сейчас покажем. Задавали такие вопросы….

Выводы анкетирования…..

Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Попробуйте угадать фразеологизмы по рисункам:

В ходе нашего проекта мы узнали, что источники возникновения фразеологизмов могут быть разные:

1)исконно русские

2) старославянские

3) латинские и греческие 4) западноевропейские

Мы знаем, что Древняя Греция дала начало развитию цивилизации. Посмотрите, какие фразеологизмы берут начало из древней мифологии…

Из Библии, Евангелия произошел, например, такой фразеологизм, как «манна небесная»…

Из Древней Руси берут своё начало следующие выражения….

Одной из задач нашего проекта было: найти литературные, авторские фразеологизмы. Как оказалось, многие поэты и писатели сами придумывают новые интересные выражения, которые становятся крылатыми. Например, знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, мы нашли очень много интересных крылатых выражений.

Также много крылатых выражений у писателя- сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина…..

Я вижу, что вы устали. Предлагаю провести небольшую фразеологическую физминутку…

Продолжаем нашу работу. Обязательно нужно сказать, что такое явление, как фразеология или идиомы есть не только в русском языке. Например,

В английском языке есть такие фразеологизмы, которые соответствуют нашим…

работая над проектом, мы узнали, что у ФР. бывают синонимы, антонимы, омонимы….

А как вы думаете, какое любимое выражение у наших учителей?...

У учеников?...... у родителей?.....

Итак, работая над проектом, мы узнали около 100 фразеологизмов. Убедились, что нужно знать значения фразеологизмов, чтобы уместно использовать их в своей речи. Выяснили, происхождение некоторых выражений. Узнали, что у них есть синонимы и антонимы. Мы учились работать с информацией (выбирать нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы). Приобрели навыки работы в группе.

Уверены, мы убедили вас, что фразеологизмы необходимо использовать в речи, т.к. они делают ее более яркой и выразительной.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку»

Проектная работа учеников 6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Лещенко О.В .



Ох, уж эти фразеологизмы!

И что же они затеяли?


Задания нашего проекта:

Познакомиться

Узнать

с новыми фразеологизмами и их значениями

историю возникновения фразеологизмов

Провести опрос и сделать анализ результатов





Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?

Ответы учителей:

  • Украшают нашу речь, делают ее более выразительной
  • Заставляют думать, размышлять о значении сказанного
  • Эмоционально обогащают нашу речь

Ответы учеников:

  • Украшают нашу речь
  • Помогают точно выразить свою мысль

Результаты исследования показали:

  • Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников. Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм.
  • Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи.
  • Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи.
  • Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что

фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.


Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

  • Угадайте фразеологизмы

Водить за нос

Лить крокодиловы слёзы


Заткнуть за пояс


Источники фразеологизмов

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)


Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Ахиллесова пята уязвимое место.

Дамоклов меч нависшая, угрожающая опасность.

Двуликий Янус - двуличный человек.


Интересный факт

  • Пуп земли по-другому называется Омфал. Это камень, обозначавший центр мира. По легенде, именно его проглотил бог Крон вместо малыша Зевса.

Манна небесная –

что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.

Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».


Русские фразеологизмы:

  • «Без копейки» – совсем не имея денег.
  • «Болтать языком» - говорить много и не по существу дела.
  • «Типун тебе на язык» - Не надо так говорить ни в коем случае, чтобы эти слова не оказались пророческими.
  • «Бросить на ветер» – попусту растратить.
  • «Висеть на волоске» – быть под угрозой чего либо.

Спустя рукава –

относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой

В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.


Фразеологизмы из басен Крылова

  • «А Васька слушает,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»).
  • «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»).
  • «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»).
  • «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Фразеологизм

Лексическое значение фразеологизма

держать камень за пазухой

Название сказки

таить злобу

ни пяди не уступить

«Дикий помещик»

нисколько не отдать

стоять на своём

«Дикий помещик»

добиваться выполнения своих требований

моя изба с краю

на бобах разводить

нежелание принимать участие в каких-либо делах

«Дикий помещик»

«Вяленая вобла»

гадать

некуда носу высунуть

«Вяленая вобла»

некуда выйти

ума палата

«Премудрый пескарь»

иметь много ума

гляди в оба

«Премудрый пескарь»

будь бдителен

«Премудрый пескарь»


Отдохнём!

Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.


Фразеологизмы в других языках

  • Английские фразеологизмы:
  • «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев)
  • «Hungry as a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк)
  • « Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы

Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха –поджечь что-то.

Ума палата -семи пядей во лбу

Голова на плечах - светлая голова.

Два сапога пара – одного поля ягоды.

Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Засучив рукава – спустя рукава.

Заварить кашу – расхлёбывать кашу.

Тяжёл на подъём - лёгок на подъём


Любимый фразеологизм

У учителей – ни свет ни заря.

У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.


Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой


Харик

Проект по русскому языку

МОЕЙ ШКОЛЫ

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ ЦО «Альянс»

Полярж Мария Владимировна

Руководитель Марининская Надежда Анатольевна

Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ

Учебный предмет : русский язык.

Возраст участников : 13-17 лет.

Продолжительность: длительный (учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.

Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.

М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.

Ход проекта

    Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.

    Изучить специальные слова в речи учащихся.

    Изучить жаргонную лексику школьников.

    Изучить сленг школьников 8-11 классов.

    Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся

Итоговый продукт.

Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

    Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.

Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.

Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:

Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

    Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.

Профессионализм

Значение

Дискуссия

Мировоззрение

Точка зрения

Медикаменты

Лекарства


В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодёжный сленг

Значение

Привет, здравствуй

Зеньки, шары

Чувак, чел

Супер, класс, ништяк

Локаторы

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.

Жаргонная лексика

Что означает

Башка, бубен

Домашняя работа

Дивидишка

Проигрыватель

Тот, кто младше

Мобильный телефон

Родители

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава:

По происхождению: исконно - русская, заимствованная

По степени употребления: пассивный, активный

Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Социологический опрос

    Нужен ли речевой этикет?

    Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

    Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

    Допустима ли ненормативная лексика?

    Необходима ли цензура в периодических изданиях?

    Нужен ли закон о речевом этикете?

Результаты опроса:

1.Обучающиеся 8 классов

№ вопроса

Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.

2.Обучающиеся 9 классов

Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.

    Обучающиеся 10 класса

Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.

4. Обучающиеся 11 класса

Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.

Вывод из опроса

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.

Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.

Пути исправления

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.

Заключение

    Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

    Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

    Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

    В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

    Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.

Использованная литература :

    Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.

    Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.

    Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.

    Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.

    Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.

    Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.

    Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск: «Харвест», 2008.