1. "Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев; ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И... Петр говорит ему: Равви! посмотри, смоковница, которую ты проклял, засохла" (Мк 11:12-14,21).

    За что проклинает Иисус смоковницу?
    Чего он ждал от нее - ведь, как рассказывает другой евангелист, Марк (11:13), "еще не время было собирания смокв" ?

  2. Может быть, Он ждал того, что было обещано мудрецами - свежий плод "во всякое время"? Возможно, Иисус, проклиная дерево, отказавшееся плодоносить в соответствии со словами мудрецов, проклинает старую иудейскую мудрость, символом которой оно является. Проклинает за то, что эта мудрость не сдержала своего обещания, за то, что действительность не соответствует ей.
  3. "Проклятие смоковницы Господь изрек в присутствии одних учеников, и только ученики были свидетелями ее засыхания. Изгнание торгующих из храма было совершенно явно, его наблюдали члены Синедриона и вожди духовной жизни иудейского народа. И тем не менее, оба события связаны не только внешне, но и внутренне. Мы должны понимать их, как символические акты, иначе говоря, как притчи в действии. И именно проклятие смоковницы, совершенное в присутствии одних учеников, дает ключ к такому пониманию обоих событий. Символические акты нам известны из Ветхого Завета. Так, по повелению Господню, Иеремия, пред лицом народа, возлагал себе на выю узы и ярмо и посылал такие же к царям других народов, в знак того, что все они будут служить Навуходоносору, царю Вавилонскому (Иер. 27:1 и слл.), а Иезекииль ставил перед собою кирпич, который должен был изображать Иерусалим, и вел против него осаду (Иез. 4:1 и слл.). Он же, по слову Господню, снаряжался в путь перед лицом Израиля, делал отверстие в стене, выносил через него свой скарб, и тем говорил народу, что его ожидает переселение и плен (Иез. 12:1 и слл.).

    Можно привести и много других примеров. Каждый представляет собою притчу в действии. В таком смысле - и только в таком смысле - надо понимать и проклятие смоковницы. В подробном повествовании Мк. сохранена подробность, опущенная в Мф.: “Еще не время было собирания смокв” (Мк. 11:13). Эта подробность сообщала бы проклятию смоковницы, если бы мы стали понимать его буквально, оттенок искусительного произвола: Господь иссушил смоковницу за отсутствие смокв, которых она и не могла еще иметь. На самом деле эта подробность подсказывает правильное понимание. Соблазн устраняется, если мы толкуем проклятие смоковницы, как символический акт. Смоковница еще в Ветхом Завете была образом Израиля. Поступая по примеру древних пророков, Господь, в образе смоковницы, произнес суд над современным Ему Израилем, не приносящим плода. Он шел из Вифании в Иерусалим, и, когда Он проклинал смоковницу - может быть, на горе Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом, - взоры Его и учеников были устремлены на святой город, расстилавшийся перед ними. Проклятие смоковницы проливает свет и на очищение храма. Господь совершил его, как власть имущий, с полною точностью, как Мессия.

    Но мог ли Он рассчитывать положить конец злоупотреблению? Очищение храма было обличение и свидетельство. Не больше. Как таковое, оно тоже получает символическое значение, и понимать его надо в связи с проклятием смоковницы. Означает ли проклятие современного Израиля его уничтожение? Иссыхание смоковницы оправдывало бы такое толкование. Но, пришедши в храм, Господь не разрушил его, а только очистил. Он прямо назвал его, словами Писания (Ис. 56:7), домом молитвы для всех народов (Мк. 11:17а, ср. Мф. 21:13а, Лк. 19:46а) и даже домом Отца Своего (Ин. 2:16). Только вожди современного иудейства сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:17в, Мф. 21:13в, Лк. 19:46в). В сознании учеников, очевидно, правильно понявших мысль Учителя, очищение храма, в его символическом значении, вносило корректив в тот урок, который вытекал из проклятия смоковницы. Осуждение современного иудейства оставляло незыблемым сокровище Ветхого Завета, в его значении основания и для Нового Завета" - из книги Владыки Кассиана (Безобразова) "Христос и первое христианское поколение".

    Последнее редактирование модератором: 2 фев 2010

  4. Когда Христос подходил с учениками к Иерусалиму, то «взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.» (Мф. 21,18-19). Почему Господь, учивший учеников своих прощать, в данном случае вынес столь суровый приговор? Недоумение ещё более усиливается, когда мы у Марка узнаём, что «ещё не время было собирания смокв» (Мк. 11,13). За что же проклинать, если смоковница принести плоды не могла? Или всё же плоды могли быть?
    Некоторую ясность в этот вопрос может внести другой отрывок из Евангелий: «... ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.» (Ин. 4,31-35).
    Сопоставление этих двух отрывков порождает следующие варианты ответа. Первый - Господь, проклиная смоковницу, исполнил волю Отца, и тем самым, утолил всё же Свой «голод». Другой вариант - существует два различных взгляда на одно и то же событие: человеческий и божественный. Глядя на нивы, ученики думали, что самое время сеять, а Господь сказал, что уже наступило время жатвы. Конечно, речь здесь идёт не о простой ниве и не о простой жатве. Буквально понять этот отрывок невозможно. Другое дело, если мы вспомним, что «семя есть слово Божие» (Лк. 8,11). Тогда спутать время сеяния и жатвы нам людям действительно не трудно. Глядя на разорённые храмы, на распространённость многочисленных суеверий, нам кажется, что сейчас самое время сеять - нести другим людям те знания о Боге, которые имеем мы сами. А Господь может сказать: нет, главное для вас сейчас не распространять среди других то, что вы уже знаете и считаете, что уже понимаете. Это дело сеятелей. Жатва же - это понимание и исполнение. Поэтому совершить жатву, т.е. понять то, что сделано (посеяно) другими людьми и что сказано нам в Писаниях Богом нам ещё только предстоит.
    Глядя на нивы, ученики, подобно смоковнице, считали, что до жатвы ещё далеко, для них ещё не время было собирания урожая. А Иисус утверждает иное - время жатвы уже наступило. Также и смоковница должна была принести плоды вовремя, т.е. приурочить их появление к тому времени, когда Господь приближается к ней и ищет плода. Однако, она не узнала «времени посещения» своего (Лк.19,44) и, подобно Иерусалиму, оказалась проклята.
    (http://www.igumen.ru/index.php3?id=60)
  5. Почему Иисус проклял смоковницу?
    А вы задайте себе вопрос – в чём здесь мудрость? С чем уподобим смоковницу.
    Я уподобил смоковницу с молодо девицею, красивою и нарядною, приученной жить только для себя. Придите к ней; она корочки хлеба не даст, кружки воды не предложит. Какой потомство вырастит у неё, и будет иметь она высокого звания – матери. И когда придет власть человека, сыновей Божиих из рода человеческого, их ждёт проклятие и отвержение во внешнее где будет плач и скрежет зубов.
    А ещё уподоблю смоковницу с женою наделённую Богом красотою и имеющей достатка, но не думая о муже и детей ибо она занята своими прелестями. И она оставила свои главное для чего её создал Бог, быть женою и матерю, быть кормилицей и хранительницей очага семейного, у которой в очаге всегда должно что–то быть.
    Ещё уподоблю смоковницу с миром богатых и пресыщенных, которые питаются соками мира сего, сами пребывают в пышностях; вам же не дадут и для нищенской жизни.

    Р.Б. Георгий

  6. Как объяснить это 8 летнему ребенку. И еще вопрос от дочери при чтении о смоковнице, почему Иисус проклинает дерево, ведь говорить проклятия грех?
  7. Лопухин:

    Господь знал, что плодов на дереве нет, но эта смоковница, против естественного порядка (в начале Апреля, когда Господь проходил мимо смоковницы, на ней - и вообще на смоковницах - не бывает еще листвы), была украшена листьями. Вот это обстоятельство и подало повод Господу дать вразумление ученикам о подобном же обмане, какой представлял из себя тогдашний Иерусалим и величественное храмовое богослужение, которое только что накануне было предметом внимательного наблюдения Господа. Иерусалим и храм - как бы хочет сказать евангелист - не принесли желанных Христу добрых плодов: для этого еще не наступило время. Со временем и иудейство должно было принести плод веры. Теперь же ему предстояло испить чашу гнева Божия и подвергнуться грозному проклятию Божию (ср. Мф XXIII, 28). - И ученики слышали, т.е. вникали в смысл слов Христовых, который не мог быть для них непонятен после притчи о смоковнице, под которою Господь еще раньше изобразил им печальную судьбу иудейства (Лк XIII, 6-9).

  8. Ну, если восьмилетний ребенок поймет, тогда он богослов с пеленок.
  9. Мир Вам. Не передёргивайте Словами Иисуса Христа. Такое заключени на Его слова дал человек, а людям свойственно ошибаться. И за свои слова, человек сам и ответит. Странно только слышать, от рабы Божьей, что Бог должен давать нам отчёт в своих делах, или словах, не требуя от нас отчёта, за наши дела и слова, и давая нам время на покаяние и исправление своей жизни. Раб не знает, что делает Господин его. Вы рабы греха своего. Это тоже Слова Христа. Храни Вас Бог.

    ___________________________________________
    Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

  10. Вы знаете, даже в мыслях не было "передергивать слова Иисуса". Но спасибо за ваш ответ. Сейчас Евангелие читаем вместе с дочерью, не спеша, по главе в день и все равно возникает много вопросов от ребенка, часть ответов находим на православных сайтах, а часть остается открытыми. Вы уж извините, но теперь как-то и не ловко вопросы задавать.
  11. Есть на Евангелия толкования, к примеру Иоанна Златоустого или других отцов, (можно найти в нете), и чтение Евангелия будет более понятным.
  12. Мир Вам. Простите меня грешного, забыл каким был сам, простите, и рад за Вас, что читаете Евангелие не спеша. Просите у Господа помощи в понимании смысла написанных Им Слов. Размышляйте над ними. А спрашивать не бойтесь, страх не от Бога, но не принимайте советы или ответы людей за Истину. Истину ищите в Евангелии,
    только там Слово Божие. Проси"те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
    Да поможет Вам Бог. Хотел бы Вам написать некоторые афоризмы Сони Шаталиной, у неё аутизм, но.читая её некоторые стихи и афоризмы, мне казалось, она здорова, а я болен, но не принимайте мои рассуждения за Истину. Спаси Вас Бог.

    Мне почему то очень надо
    Стекло бордовое заката
    В оранжевое утро превратить.

    Своею радостью окрасить
    Дома, заборы,
    Плачем и слезами
    Омыть все окна и дороги.
    Весь мусор жизни
    Мощным током крови
    Снести и в своем сердце сжечь.

    И это все не жертва, нет,
    А просто помощь заблудившемуся миру.

    ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет
    – мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет
    ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет
    МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет
    – смелость ума оформлять словами образы. 8 лет
    – то, что отличает мир от хаоса. 8 лет
    СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет
    СТРАХ – возбудитель трусости
    – тормоз на пути к действию
    ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет

    __________________________________________________________
    Итак по плодам их узна"ете их.

  13. Вы знаете, даже в мыслях не было "передергивать слова Иисуса". Но спасибо за ваш ответ. Сейчас Евангелие читаем вместе с дочерью, не спеша, по главе в день и все равно возникает много вопросов от ребенка, часть ответов находим на православных сайтах, а часть остается открытыми. Вы уж извините, но теперь как-то и не ловко вопросы задавать.

    Нажмите, чтобы раскрыть...


    Вы такая молодец, замечательная мама. :ax:
    Спрашивайте дальше и не обращайте внимания на колкости, со всеми бывает. Игорь писал о том, что всё равно останется масса вопросов, Библию всю жизнь изучают.
  14. Просите у Господа помощи в понимании смысла написанных Им Слов. Размышляйте над ними. А спрашивать не бойтесь, страх не от Бога, но не принимайте советы или ответы людей за Истину. Истину ищите в Евангелии,
    только там Слово Божие. Проси"те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
    Да поможет Вам Бог..

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Не проще войти туда, где уже открыто, найдено, получено? Ведь многие сами стучали, сами искали и не видели открытых ворот. Все читают одно Евангелие, но у каждого и разное понимание оного, потому множество сект, которые до сих пор стучат и ищут и найти не могут, хотя уверены что нашли. Потому хорошо читать Евангелие, размышлять над ним, и свои выводы сверять с толкованиями св. отцев, и их толкования брать за основу, даже если они противоречат нашим логичным (на наш взгляд).

(Евангелие от Луки 13:6-9)

6 . И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7 . и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8 . Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9 . не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.


Истолкование:

Давайте я сначала постараюс ь объяснить образы, которые показаны в этой притче. В этой притче господином виноградника показан сам Бог. 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой -- виноградарь. (От Иоанна 15:1 ) }. Бог имел у винограднике посажанную смоковницу. Смоковница это плодовитое дерево, которое приносит плоды. Людей можно сравнить из смоковницей. СМОКОВНИЦА, СМОКВЫ (Ис. 34:4, Вт 8:8, Мф. 21:19, Ин 1:48, От 6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ енном Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт 3:7) . В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение "сидеть под смоковницею" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25, 4 Пар 18:31, Ин 1:48) . Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф. 21:19) . Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн. 2:13, Мф. 24:32) . Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер. 5:17, 8:13, Иол. 1:7,12) . Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:

Ранние смоквы (Песн. 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер. 24:2). Так пророк Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. "Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я oтцoв ваших", - говорит он (Ос 9:10) . В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пророк Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: "Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть" (Наум. 3:12) .

Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять.

Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их собирают даже в после зимние время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар 25:18) . Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пророк Исаия сказал: "возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел" (4Цар 20:7) .

Бог пришел у виноградник чтобы собрать плодыи пришел искать плода на ней, и не нашел;

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Евангелие от Иоанна 15:1-6 ).

Дерево, которое не приносять плод, срубают и бросают в огонь. 10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Матфея 3:10) .

Давайте представим себе такую картину. Например, у нас есть свой сад или плодовитое дерево. И вот мы дождались время урожая. А наше дерево не принесло плод. Что же мы будем делать с ним? Я думаю, что каждый человек сказал бы: « Давай я срублю это дерево, которое не приносит плод. Его можно использовать для обогрева дома, больше с него ни какой пользы нет!»

Деревья приносят разные плоды, одни приносят хорошие плоды, а другие плохие плоды. Не возможно чтобы было все наоборот. 17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.(Евангелие от Матфея 7:18) .

Деревья распознаются по плодам. 33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Евангелие от Матфея 12:33) .

В новом завете Иисус Христос видел смоковницу . 19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Евангелие от Матфея 21:19) . Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв уже наступило; Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Бог хочет, чтобы мы приносили много плода. 8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Евангелие от Иоанна 15:8 ) .

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни…, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. (Откровение 22:2) .

Обратите внимание, что господин хотел срубить смоковницу . 7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? (Евангелие от Луки 13:7) . Господин хотел получить какую то пользу с смоковницы. В притче сказано, что Он три года ждал от смоковницы плодов. Господин принимает решение: с рубить смоковницу. Но дальше в притчи за смоковницу заступаетсявиноградарь.

8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий _год_ срубишь ее.

(Евангелие от Луки 13:8-9).

Мы видим, что виноградарь не хотел, чтобы господин срубал смоковницу. Виноградаря в этой притчи можно сравнить с Иисусом Христом. Виноградарь в притче делает все для того, чтобы смоковница принесла плоды.Обкапывает смоковницу, удобряет землю навозом. Виноградарь дает еще один шанс, чтобы смоковница принесла плоды. Иисус Христос есть наш ходатай перед Богом. Он пострадал за всех нас, умер на кресте и в третий день воскрес. Иисус Христос, как виноградарь в этой притче просит у Бога, не срубить смоковницу. Иисус Христос дает нам с вами шанс исправится на протяжении года. Какой чудный и милостивый наш Иисус Христос. Не желает смерти грешника! Хочет, чтобы все спаслись. От нас самых зависит наше спасение! Бог желает, что бы мы принесли обильный плод.

Нашу с вами жизнь можно сравнить из смоковницей. Каждый из нас отдельно растет как дерево. Бывает очень часто, что мы приносим худые плоды. Доброе дерево должно приносить добрые плоды. Если Иисус Христос является нашим виноградарем, то мы соответственно должны приносить добрые плоды, угодные Богу. Давайте задумаемся, что означает плод? Плоды можно сравнить с делами каждого человека. В библии написано, что каждый человек будет судим по своим делам. Если мы хотим жить с Богом вечно, мы должны делать добрые дела, приносить плод. 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. (Евангелие от Иоанна 15:16) . Бог нас нашел и избрал. Надо помнить нам, что мы все блуждали в этом мире. Бог избрал нас еще, когда мы были грешники. И как часто бывает больно Нашему Небесному Отцу, когда Он не находит у нас плода. Давайте будем справляться! Бог дал нам все необходимое для нас. Нам остается лишь принести обильные плоды, чтобы приобрести вечную жизнь с Иисусом Христом.

Вся Страстная седмица, начина с самого Вербного воскресенья, тесно привязана к Евангельскому повествованию. Она как бы прослеживает последние дни земной жизни Спасителя. Именно поэтому каждый день этой седмицы дважды читается Евангелии: на утрени и на вечерни, в отличие от всего остального времени Поста, когда мы могли услышать Евангельские слова только в субботние и воскресные дни.

На утрени Великого понедельника читается повествование о бесплодной смоковнице. Эта история излагается двумя Евангелистами, Матфеем и Марком. Рассмотрим оба текста.

Св. Евангелист Матфей описывает эпизод со смоковницей как бы кратко, подчеркивая мысль, которую он почел главной, а именно: если иметь веру и не сомневаться, то природа послушается повелению учеников Христовых. Вот как писал евангелист Матфей:

"Поутру же, возвращаясь в город, [Христос] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21: 18-22).

В Евангелии от Марка этот эпизод приведен более подробно:

"На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его" (Мк. 11: 12-14).

"Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мк. 11: 20-26).

Св. Евангелист Марк упоминает одну важную подробность: было не время собирания смокв! В чем "виновато" дерево? И что двигало Господом, когда Он произносил слова проклятия: гнев, безрассудная прихоть, проявление немощи человеческого ествества, невежество законов природы? Или же все происшедше имеет более глубокий смысл?

Заметим прежде всего, что чудо со смоковницей совершил Тот, Кто сказал прежде через пророка о Себе: "Аз есмь изсушаяй древо зеленое и проращаяй древо сухое (Иез. 17,24)", Тот, Кто сотворил небо и землю, всякое бытие и древо, и все мироздание.

Все случившееся на подступах к Иерусалиму имеет глубочайший символический смысл и описано символическим языком. Смоковное древо является символом, который очень часто использовался в Священном Писании не только Нового, но и Ветхого Завета. Сам Спаситель неоднократно прибегал к нему за время Своей проповеди. Для того, чтобы правильно понять чудо со смоковницей, необходимо иметь в виду и понимать все другие параллельные места, в которых упоминается смоковное дерево в символическом и прямом значении.

Для начала вспомним о событии, совершившимся за год до описываемого нами времени. О нем повествует св. Евангелист Лука.

6. И сказал сию притчу: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7. И сказал Виноградарю: вот, Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8. Но Он сказал Ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока Я окопаю ее и обложу навозом, -
9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.
(Лук.13:6-9)

Некто – это Хозяин сада, Бог, Который приходит искать плодов добродетели в Своем винограднике. Виноградарь – Сам Сын Божий, Христос, явившийся во плоти, для того, чтобы приложить попечение и очистить виноградник. Виноградник – дом Израилев, как именуется он у пророка Исаии. Смоковница – Иудейское сонмище.

На примере этой смоковницы мы понимаем, что дерево обязано приносить плоды. Доброе дерево – добрые плоды. Бесплодное дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь. 3 года – это время служения Иисуса Христа. В эти 3 года Он призывал Израиль к покаянию, творил чудеса, проповедовал, показывая, что Он и есть долгожданный Мессия. Однако все эти 3 года Израиль, как и смоковница, не приносил никакого плода покаяния, отвергая Иисуса. В притче виноградарь умоляет своего господина (ссылка на Христа) подождать еще год. Он обещает «окопать ее и обложить навозом – не принесет ли плода». Если же и через год все останется по-прежнему, смоковницу обязательно срубят.

Нельзя исключить того, что в притче, сказанной год назад, Господь подразумевал то же самое дерево, уже давно заметив его неплодность, которую сделал символом бесплодия Иудейского сонмища. Господь дал ему 3 года, – время Своей проповеди, предупредив, что секира уже лежит при корне смоковницы. Проклятие этого дерева в конце Своего служение символизировало окончание данного срока и проклятие самого сонмища.

Интересно то, что произнося эту притчу с предостережением, Христос фактически повторял символическую притчу пророка Исаии, подводя ее к логическому завершению.

Ис. : 7. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. ... 25. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

Не будет лишним ознакомиться с полным текстом пророка Исаии о возлюбленном винограднике. Для желающих вот текст:

Ис.: 5, 1 – 13. Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках.

Не трудно заметить, что слова пророка Исаии удивительно перекликаются с еще одной притчей Спасителя о злых виноградарях, то есть – служителях Иудейского сомища, которая читатеся в тот же день вечером.

Св. Евангелие от Матфея 21:33-46

33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.


42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46. и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Таким образом, притчей о злых виноградарях и чудом со смоковницей, Господь хотел показать, что пришло время исполнения страшных пророчеств св. пророка Исаии и "винограднике Господа Саваофа".

Каких же плодов искал Господь от смоковницы – Иудейского сонмища? Покаяния. Покаяние изменило бы осуждение на милость. Как сонмище – то есть Иудейская церковь, не принесла покаяния, так и Иерусалимская смоковница не принесла плода. И как здесь не вспомнить еще один текст, связанный со смоковницей.

«Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1–10).

Иерихонская смоковница, в отличие от Иерусалимской, принесла Спасителю долгожданный плод – покаяние. И как следствие – это дерево стоит до сих пор и плодоносит.

Но нельзя не упомянуть еще об одном толковании чуда о смоковнице. Преподобный Исидор Пелусиот видел в смоковнице древо преслушания или древо познания добра и зла, от которого вкусили вопреки благословения прародители, из листьев которого сделали себе опоясания, чтобы скрыть от Бога открывшуюся внезапно свою наготу. потому оно и проклято Христом – Новым Адамом, чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха.

Существует также еще одно толкование, которое говорит, что смоковница пострадала за то, что не узнала времени посещения своего, то есть не увидела в убогом Галилеянине своего Создателя, просящего у нее плода в преддверии Своей смерти.

Солнце померкло и земля содрогнулась, узнав Своего Творца, страждущего на кресте, а смоковница оправдывается, как бы говоря: "Господи, не время плодов!" Бесплодная смоковница является образом бесплодной с духовной точки зрения, души, не стяжавшей послушания. Как смоковница не узнала своего Создателя, так и непослушная душа всегда противится воле Божией, не узнавая ее в словах дающего послушания, и всегда оправдывает свое неповиновение благовидными, разумными и объективными причинами. Конец же и у той и у другой одинаковый: "Да не будет же впредь от тебя плода вовек!"

Протоиерей Андрей Чичеринда

Проклятие смоковницы: жестокость или притча?

В первый день Страстной седмицы Церковь напоминает нам о том, как Иисус Христос проклял смоковницу. Зачем Он это сделал? Какое отношение это событие имеет к нам с вами? Комментирует благочинный Николаевского округа в г. Константиновка протоиерей Андрей Чичеринда.

Закончилось время Святой Четыредесятницы и, внимая себе, мы можем увидеть - принесла ли наша душа плоды покаяния, или пост был всего лишь сменой рациона? С сегодняшнего дня началась Страстная седмица, каждый день которой посвящён воспоминанию важных Евангельских событий.

В богослужении Великого понедельника вспоминается евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Притча о проклятии смоковницы вызывает очень много споров. За что Иисус проклял дерево, которому еще не настал срок цвести?

Евангелие от Марка, глава 11, стихи 12-21:

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он (Иисус) взалкал;
И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней;
Но пришед к ней, ничего не нашей, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от себя плода вовек. И слышали то ученики его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.»

За что Иисус проклял дерево?

Проклятие Иисусом смоковницы (Мф. 21:18-19) - это чудо, на которое часто «накидываются» критики, утверждая, что такой поступок просто недостоин Господа. Один из них даже замечает, что Иисус, мол, «после спора со Своими врагами, ради смеха обратил весь Свой гнев на невинное дерево, которое, впрочем, ничего не потеряло, разве что было лишено листьев и цветов на тот год».

Ведь чаще всего чудеса, совершаемые Иисусом, представляли собой исцеления, помощь людям в несчастьях, неся радость угнетенным сердцам. Когда Он совершал чудеса в области природы - например, в случае усмирения шторма на море - то это все делалось с целью помочь нуждающимся.

Единственным исключением кажется проклятие смоковницы. Небольшое размышление, однако, поможет решить эту трудность.

Во-первых, данное чудо не повлекло за собой боли или страданий. Более того, оно показало апостолам всемогущество их Учителя и дало Ему возможность поведать им о силе веры.

Вот толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского:

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. Ввиду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно.

Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость.

Проклятие смоковницы - это одна из притч. Из слов Иисуса ясно вырисовывается проводимая им аналогия бесплодного дерева с грешником, зарывшим данный ему талант в землю. Проклиная смоковницу, Иисус как бы говорит нам: смотрите, чтобы когда вы внезапно предстанете на суд, Я вас нашёл не бесплодными, но с плодами покаяния и добрых дел. А иначе, если вы за свою жизнь не принесёте никаких полезных плодов, то будете под вечным проклятием.

Но возникает второй вопрос. Если бы смоковница вообще никогда не плодоносила, тогда понятно, за что ее прокляли. Но ведь еще не время было собирания смокв
Да. Именно так. Иначе притча-действие не была бы столь глубокой.

Человек (а притча обращена-то к людям!) должен в любое время приносить плоды, не ссылаясь на обстоятельства и время.

ЗА ЧТО ХРИСТОС ПРОКЛЯЛ СМОКОВНИЦУ? Последнюю неделю своей земной жизни Христос Спаситель провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мф. 11:13). На первый взгляд КАЖЕТСЯ, что Христос НИ ЗА ЧТО НАКАЗАЛ дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Чтобы ПОНЯТЬ какое-либо место в Библии, надо ЗНАТЬ КОНТЕКСТ. Говорится ли где-то ещё о смоковницах? Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6-9). Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу. Какой же плод должна была принести «смоковница»? ПОКАЯННОЕ ОБРАЩЕНИЕ к Богу и ВЕРА в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот ПЛОД, которого ждал Господь от иудеев. Однако ко времени проповеди Иисуса многие ждали не избавления от власти греха, а избавление от власти язычников, достижение политической независимости от Римской империи. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи НЕ УЗНАЛИ и НЕ ПРИНЯЛИ Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды… Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось ещё полгода, и все это время Он, как и раньше, «удобрял», «окапывал» и «возделывал» окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд. Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жёг огнём неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – а иссушив смоковницу, показал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения ещё не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли ещё обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но… Всё, что делал Христос тогда, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены… Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своём пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей, усвоенных лишь ФОРМАЛЬНО, не изменивших человеческое сердце… Будем помнить, что на месте БЕСПЛОДНОГО растения может оказаться ЛЮБОЙ человек. По материалам православного журнала «Фома»