НОД по ознакомлению с миром природы

«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).

Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.

Ход НОД

1.Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Утром бабочка проснулась, Два – изящно покружилась

Улыбнулась, потянулась, Три – нагнулась и присела,

Раз – росой она умылась, На четыре – улетела.

К какой группе относится бабочка? (К насекомым)

Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.

Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

2.Ознакомление с различными насекомыми.

Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.

На цветок пахучий Все четыре лепестка.

Сел цветок летучий, Я сорвать его хотел,-

Шевелились у цветка Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое? (Бабочка)

Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)

Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)

А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

На лужайке, на ромашке Не хочу держать в руках-

Жук лета в цветной рубашке. Пусть летит в ромашки

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Дети паказывают)

Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.

Низко, низко наклоняюсь. Улетел зелёный жук,

Я нашла себе жука Улетел на крыльях

На большой ромашке (Дети машут руками)

О каком насекомом это стихотворение?

Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)

Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.

Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)

Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.

Мы встречаем нового насекомого.

Кто изображён на картине? (Паук)

Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?

А где они живут, какой у них домик? (В паутине)

А пауки летают? Почему нет?

Это насекомое ползающее.

Отгадайте ещё одну загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа::

Без работы, хоть убей,

Жить не может (воробей)

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)

А крылышки у них есть?

Могут ли они летать? (Нет)

Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскач.

Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)

Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)

Как прыгают кузнечики?

Поднимайте плечики, Тишину послушаем.

Прыгайте, кузнечики, Тише, тише, высоко,

Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай на носках легко

Сели, травушку покушаем, (Надо оттолкнуться одной

ногой и мягко приземлиться на другую)

Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, прауки, кузнечики –это насекомые.

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без крылышка и т.д.)

Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)

Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)

Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)

Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое.

Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,

Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.

Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)

Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).

Молодцы! Справились с заданием!

Рефлексия.

    Что нового узнали о насекомых?

    Можно ли убивать насекомых? Почему?

    Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?

Кто-то из людей брезгливо охнет и сморщится при виде таких чудес природы. Другой же с любопытством будет рассматривать причудливых членистоногих тварей.

Они фантастичны, удивительны и разнообразны. Но мы знаем о насекомых меньше, чем хотелось бы. А ведь эти существа оказывают огромное влияние на нашу жизнь и на жизнь на планете в целом. Их мириады. На каждого человека, живущего на планете, приходится более 250 000 000 насекомых!

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и комары, стрекозы и сверчки. Порой мы их не замечаем и настолько к ним привыкли, что особого интереса для нас они не представляют. Обычно при укусе комара мы стараемся прихлопнуть его рукой. А что если речь зайдет о насекомых более экзотических, которые вообще не встречаются в наших краях? Крупные скорпионы, гигантские жуки-рогачи, мухи цеце. Кто-то из людей брезгливо охнет и сморщится при виде таких чудес природы. Другой же с любопытством будет рассматривать причудливых членистоногих тварей и придет в восторге от их необычности. Что уж говорить о пяти следующих насекомых, внешность которых точно вас удивит.

  1. Фрин. Это древнейший обитатель нашей планеты, сохранивший внешность и повадки своих вымерших сородичей. Название этого паука переводится, как «тупой зад», что обусловлено отсутствием у него хвостовой нити.Фрины уникальны тем, что имеют шесть ходильных ног, тогда как другие пауки имеют восемь.Они изменили ходильные ноги в органы чувств. Длинные чувствительные щупальца могут быть в 2 раза длиннее тела, и используются для исследования окружающей среды. Так же у них отсутствуют паутинные и ядовитые железы. При всей своей устрашающей внешности фрины абсолютно безобидны. Будучи ночными хищниками, они питаются мелкими насекомыми и днем предпочитают прятаться в укромных местах.
  2. Суриманская фонарница. Эта бабочка имеет огромную выпуклую форму головы, которая напоминает издалека голову крокодила с ложными глазами. Возможно функция такого нароста на голове — защитная. Такая необычная мимикрия помогает бабочке защититься от врагов. Аналогичную функцию выполняют и два ярких ложных «глаза» на крыльях, похожих на глаза крупных хищников. К тому же бабочка умеет вырабатывать ядовитую жидкость, которая покрывает их крылья.
  3. Гусеница лономия. Личинки этого насекомого выделяют самый сильный из известных натуральных ядов. Гусеницы имеют своеобразную внешность с разветвленными шипами в форме елки, покрывающими их тело. К этим шипам подведены протоки желез, выделяющих специфический токсин из класса антикоагулянтов. Он разрушает белок фибриноген, содержащийся в плазме крови, из-за чего возникает геморрагический синдром. Симптомы заболевания проявляются уже через 1-12 часов после попадания яда в кровь. Еще одной особенностью гусеницы является белое пятно в форме латинской буквы «U» на спине.
  4. Горбатка. Эти насекомые имеют развитую переднеспинку с всевозможными гребнями, шипами и другими наростами. Иногда эти выросты превосходят размеры тела самих горбаток. Для чего этим животным на спине такие рога? Зоологи пока точно не выяснили. Но известно, что по мере продвижения от тропиков к северу и размеры, и форма этих выростов уменьшаются. Несмотря на свои рога, горбатки могут летать. Но полет их тяжелый, стрекочущий, как у большинства цикад.
  5. Гигантский водяной клоп. Эти гигантские насекомые, чья длина порой может достигать 15 см, обитают по всему миру, а особенно часто они встречаются в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. В последнем регионе он считается деликатесом, Жареных насекомых можно часто встретить в точках, продающих уличную еду. Водяной клоп плотояден, охотится на ракообразных, рыбу и мелких водных рептилий. Был случай, когда прожорливый хищник поедал небольшую черепаху. Взрослые клопы не могут дышать под водой, поэтому поднимаются на поверхность, чтобы сделать глоток воздуха. Они могут летать, но делают это только при переселении в другие водоемы или когда их привлекает свет ночных фонарей. Клопы отменно кусаются. И хотя их укус безвреден, он крайне болезненный. Иногда при встречах с человеком насекомые притворяются мертвыми, а если это не срабатывает, то выпускают в него жидкость из заднего прохода.

Несмотря на крохотные размеры, умение маскироваться и прятаться, насекомые довольно хорошо изучены. Но ученые до сих пор не перестают удивляться, совершая очередное открытие. Вот несколько фактов о насекомых, которые наверняка повергнут вас в шок.

Некоторые осы превращают гусениц в зомби

Осы вида Glyptapanteles, также широко известные как осы вуду, откладывают под кожу гусеницы примерно по 80 яиц за один раз. Как только яйца вылупляются, личинки выделяют особый фермент, превращающий гусеницу в подобие зомби. Она при этом сгибает свое тело над коконами, как личный телохранитель. Если какие-нибудь хищники осмеливаются приблизиться к молоди, гусеница дико бьется, чтобы отпугнуть их.

Умирает гусеница медленно. Ее смерть наступает примерно к тому времени, когда осы достаточно подрастают и обретают способность охотиться.

Домашние мухи едят свою рвоту

Если вдруг у вас недостаточно причин, чтобы испытывать отвращение к мухам, вам стоит узнать следующий факт.

Домашние мухи используют свои лапки, чтобы попробовать на вкус то, что может быть пригодно для еды. У них нет ртов, предназначенных для кусания и пережевывания пищи. Если они находят что-то вкусное, они рвут на него особой жидкостью, содержащей пищеварительные ферменты, которые помогают растворить пищу.

Некоторые муравьи взрываются, когда на них нападают

Муравьи Colobopsis способны убивать себя, чтобы защитить свою колонию. В случае опасности они взрываются, разбрызгивая на врагов ядовитую желтую слизь. Вещество способно не только отпугнуть или отбить обоняние - в некоторых случаях оно может даже убить.

В иерархии муравейника эти взрывоопасные особи занимают низшую ступень. Они нечто вроде расходного материала.

Богомолы едят друг друга во время и после спаривания

В брачных ритуалах богомолов нет ничего романтичного. Это кровавое действо нередко завершается не только зачатием новой жизни, но и смертью партнера.

На протяжении нескольких часов спаривания самка терпеливо ждет прекрасной возможности, чтобы откусить и съесть голову своего партнера. Несмотря на жестокую судьбу самца, его предсмертные спазмы способствуют выталкиванию большего количества спермы.

Некоторые гусеницы могут маскироваться под птичий помет

Эта яркая красивая бабочка живет в Азии. Гусеницы этого насекомого имеют своеобразный окрас, который делает их похожими на птичий помет. Уникальный камуфляж делает этих существ крайне непривлекательными в глазах хищных птиц, что помогает им выжить.

Тараканы могут жить без головы несколько дней

Тараканы дышат через маленькие отверстия в их сегментах тела, называемые дыхальцами, а не органами, расположенными в голове.

Таракан может жить в течение короткого времени, после того как был обезглавлен, потому что дыхальца доставляют кислород из воздуха в ткани через крошечные трубки трахеи. В конце концов таракан умрет из-за голода.

Божьи коровки выделяют зловонную жидкость из коленных сочленений

Когда божья коровка испугана, она часто испускает вонючий запах, чтобы сдержать хищников. Железы, вырабатывающие жидкость, расположены на лапках насекомого.

Характерный запах божьей коровки - это ужасная смесь запахов ореха, зеленого перца, картофеля и плесени.

Азиатские гигантские шершни могут делать дыры в человеческой плоти

Эти насекомые являются самыми крупными среди всех шершней на планете. Размер взрослой особи составляет почти 5 см. Насекомое может передвигаться со скоростью 88 км/ч.

Азиатский гигант выделяет яд, способный растворять кожу.

Хорошей новостью является то, что шершни живут далеко в тропических и умеренных регионах Восточной Азии.

Личинки тли рождаются беременными

Тля - небольшие насекомые, которые питаются растениями. Нимфами называют молодых особей, которые, в отличие от большинства насекомых, не вылупляются из яиц, а выходят из тела их матери. Странным является то, что все нимфы рождаются беременными, поэтому для размножения им не нужны самцы. Всего через десять дней после рождения эти маленькие букашки откладывают яйца, из которых вылупляются и мужские, и женские особи.

Этим объясняется феноменальная скорость размножения. Примечательно, что рожденные матерью нимфы не имеют крыльев, в то время как у вылупившихся из яиц тлей они есть.

В улье может быть только одна королева

Медоносные пчелы могут устраивать настоящие войны. Если в улей попадут две матки, рой будет сражаться насмерть.

У гусеницы больше мышц, чем у человека


В теле человека более 650 скелетных мышц. Гусеницы же могут похвастаться колоссальным количеством мускулов. У некоторых видов оно достигает 4000, 248 расположены в голове.

Уши кузнечика расположены на коленях

Звук может проходить через все тело насекомого по своеобразным полостям.

Бабочки могут чувствовать запах друг друга на расс тоянии в несколько миль

Самцы могут обнаружить некоторые женские феромоны на расстояние до 10 миль! Они способны распознавать не только друг друга, но и других насекомых.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

На тему: «Эти удивительные насекомые»

Цель:

Закрепление знаний детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о разнообразном мире насекомых. Расширить представление детей о жизни насекомых; Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида; Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде; Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания);

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Материалы:

цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки, увеличительное стекло.

Ход занятия:

Ребята мы сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы поедем на поезде. Занимайте места в вагонах. А впереди вагонов - паровоз. Поехали! (Воспитатель впереди, дети держатся друг за друга). Чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз, он маленьких деток на полянку повез!

Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

Ой, а что это такое лежит на полянке?

Это конверт с письмом.

Кто-то нам оставил письмо, давай те его прочитаем.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её (стрекоза)

Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может…. (муравей)

Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он (кузнечик)

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт коготком душистый сок (бабочка)

Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

Какие вы молодцы!

А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

Давайте сядем на стульчики.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

(показываю схему развития бабочки )

Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Посмотрите на рисунок , это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Дидактическая игра «Найди насекомое».

Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

(На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому ).

Кого из насекомых вам удалось найти?

(Ответы детей)

Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла . Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.

Молодцы! Справились заданием.

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка (летает).

Пчёлы летают, а паук (ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).

Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).

Молодцы, ребята.

Вот и подошло наше путешествие к концу, пора в д/с возвращаться, садимся в вагоны и едем назад. Чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз, он маленьких деток в садик повез!

Рефлексия:

Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка?

В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.

За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :

1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);

2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).

.

Рис. 2. Первый способ размножения ()

Рис. 3. Второй способ размножения ()

В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).

Рис. 4. Палочник ()

Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).

Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.

Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.

Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.

А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.

Рис. 7. Стрекоза ()

Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.

Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.

Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.

Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).

Рис. 9. Жук-могильщик ()

Рис. 10. Жук-трупоед ()

Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.

Рис. 11. Жук-навозник ()

Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.

Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.

Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели, осы.

Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).

Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()

Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.

Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).

Рис. 13. Жук-пожарник ()

Рис. 14. Муха-журчалка ()

Рис. 15. Златоглазка ()

Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.

Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.

Многие из насекомых являются пищей для других животных.

В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).

Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.

Рис. 18. Колорадский жук ()

Рис. 19. Листовертка ()

Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).

Рис. 20. Жук-точильщик ()

Рис. 21. Жук-усач ()

интересные факты из их жизни.

Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.

Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.

Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.

Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).

Рис. 27. Водяной клоп ()

Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.

Рис. 28. Жук-титан ()

Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.

На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.

Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.

Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.

Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.

Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Mir-nasekomyh.ru ().
  2. Maaam.ru ().
  3. Micromirok.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
  2. Расскажите о строении насекомых.
  3. Какие интересные факты вам известны о насекомых?
  4. * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.