Со времен великих подмосковных пожаров 2010 года, которые я благополучно переждал в юрте на берегу Байкала, зародилась мысль создания летнего юрт-лагеря. Не прошло и четырех лет, как мы с группой единомышленников решились сделать первый шаг... Первый блин всегда у русских похож на Колобка, так что граблей и банановых шкурок мы насобирали на своем пути вагон и маленькую тележку. Все лица, имена и фамилии законспирированы потому что... в Бурятии и Монголии все друг-другу родственники, и желая обличить тех, кто нам засовывал палки в колеса, я так или иначе испорчу жизнь тем, кто помогал. Восток - дело тонкое, Петруха!


Началось все с того, что я чуть было не опоздал на самолет в Улан-Удэ... При том, на этот раз, я приехал в аэропорт Шереметьево с получасовым запасом, но очередь на регистрацию была такая, что выстоять ее можно было только при условии приезда за пару часов, о чем мне, с укором, и поведал сотрудник неизвестной службы, к которому я обратился за помощью. Меня буквально за руку проводили в специальное окошечко, где не очень обрадованный моему появлению мужчина выписал мне... билет в бизнес-класс.
Я так и не понял что это было, но подарок судьбы мне пришелся по вкусу. Бизнесом я не летал со времен своего прощания с активной автомобильной журналистикой. Конечно, бизнес-класс авиакомпании "Аэрофлот" ничуть не лучше эконома в Emirates, но с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Схожу я весь такой нарядный с трапа самолета, прохожу в индивидуальный микроавтобус, меня подвозят к зданию аэровокзала столицы Бурятии, выхожу в город, и... через полчаса уже трясусь в грохочущей маршрутке по разбитому асфальту в сторону монгольской границы. Так дешевле, нежели лететь в Улан-Батор самолетом. Душно, тошно, тесно и ближе к народу.
Граница пересекается на попутках, за 100 рублей с человека. А может за 200. Микроавтобус SsangYong Istana на монгольских номерах с монголом за рулем курсирует туда-сюда наряду с десятком таких же челноков. Пешком перейти границу нельзя.
Пограничники заинтересовались моим паспортом, долго рассматривали штампы Омана, Эмиратов, Грузии, Украины... Но пропустили. Меняем рубли на тугрики, мы в Монголии! Весь процесс занял часа два.

Монгольскому тугрику, конечно, далеко до узбекского сума, но пачка банкнот не лезет ни в какие карманы. Курс на границе не самый хороший, а у менял менять и вовсе страшно, все они весьма неблагополучного вида. Если вы планируете шопинг в Монголии - лучше отложить обмен до Улан-Батора. По банковским картам курс так же не самый выгодный, но за те несколько лет, что я не был в Монголии, банкоматов развелось множество, что снимает ряд проблем для путешественников.
Так же, во всех населенных пунктах появилось множество гостиниц. Монголия перестает быть дикой, по крайней мере в северной части.

За 500 рублей с человека мы "поймали" тачку до Улан-Батора. За эти деньги у нас не каждый таксист в Шереметьево повезет, а в нашем случае это более 300 км! При том, парень и водит хорошо, и машина не бедная, и бензин дороже чем в России. Я так и не понял экономику процесса...

Прибыли в Улан-Батор, попали сразу под опеку родственников, благо среди них оказалась прекрасная девушка, говорящая по-русски, иначе бы мы вообще не смогли общаться даже меж собой. Монголы не знают русский язык, даже старшее поколение. Многие живут в типовых советских домах, ездят по советским дорогам, но самого главного, языка, они у русских так и не переняли. Английского так же почти никто не знает, и языковой барьер становится тотальным. Особенно в районах.
Юрты можно купить как в специализированных фирмах, ориентированных на иностранного потребителя, так и на рынке. Разница в ценах - двух-трехкратная, как повезет. Мы выбрали эконом-вариант, рынок, Зах по-монгольски. Понятное дело, продавцы по-русски не разумеют, а все детали юрты продаются по отдельности. Это вам не IKEA, тут надо разбираться...

Разбирались с карандашом блокнотиком целый день. Покупка юрты - это как купить Volkswagen Golf у дилера. Базовая комплектация - копеечная. А вот опции могут составить вторую стоимость машины. За минимальные $900-1000 можно купить юрту, да, но летнюю, с самым низкосортным войлоком, с "оцилиндрованными" рейками, с рассыпающимися на ветру решетками, без пола, без печки, без внутренней шелковой отделки, с простейшими накидками и т.п. Не хотите "базовую комплектацию"? В итоге, мы отбраковывали из десятков видов войлок, шелк, накидки, шнуры, веревки, стойки, жерди, кольца, решетки... оно еще же и подойти друг к другу должно. Никаких каталогов и инструкций, понятное дело, нет. Вы что, не знаете как юрта устроена что ли? И все это на тридцатиградусной жаре. Никто никуда не спешит, это вам не Турция. Продавцы не суетятся, все процессы протекают как в замедленной съемке, время бежит, а дела стоят на месте. Вами могут заниматься целый час, и вы можете просто встать и уйти - продавцы не расстроятся, не будут за вами бежать и дергать за рукав. Всем все равно. В следующей жизни они станут не продавцами на Захе, а продавцами в супермаркете. Тоже и с пунктуальностью. Народ, в принципе, слово держит, но тайминг не соблюдает. Верят на слово, готовы для тебя все перетащить в одно место без предоплаты, не подозревают тебя в том, что ты скроешься с товаром, при том именно рынок Улан-Батора славится изобилием карманников, и все предупреждают что утащить могут все что угодно.

Основные детали производятся на фабриках, но количество ручного труда впечатляет. В Москве монгольская юрта стоит от 120-130 тыс.рублей, и, скажу честно, увидев как это все производится, из какого числа комплектующих состоит, и сколь мудро каждый узел просчитан и устроен, я протестую против покупки простых дачных беседок за сотни тысяч рублей и голосую всеми руками за юрту... Единственный минус - в юртах не бывает окон, а русские дачники любят смотреть на соседей.

Чтобы не думать о стоимости сотовой связи, купили местную симку. Качество связи у Skytel хуже чем у МТС в роуминге MobiCom. На входящих, кстати, я в этот раз не разорился, а значит что-то изменилось в лучшую сторону с 2009 года, когда деньги на телефон утекали рекой.

Пару слов об общепите. Так как все наши движения происходили под чутким руководством местных, то и ели мы в заведениях неизвестных Tripadvisor. И, надо сказать, ни капельки не жалели об этом. Дешево и вкусно, я по приезду в Москву яростно скучаю по общепиту Улан-Батора! Те, кто едет со мной в августе на Волок.Монголия - готовьтесь, гастрономический туризм я вам обещаю!

Ради интереса мы сходили и в самый популярный у туристов ресторан Улан-Батора, где подают... индийскую кухню. Да, вкусно, да, хлеб у них вообще уникальный, но к концу ужина мы уже откровенно скучали по облюбованному подвальчику рядом с рынком!

Покупка юрт заняла трое суток. Несметное богатство было загружено в грузовик, и уже совсем не за копейки отправлено в сторону границы. Мы расслабленно выдохнули, хотя именно в этот день наши приключения вышли на новый виток...
Водитель спрашивал про какую-то декларацию. Что за декларация он объяснить не смог, продавцы про нее тоже не слышали, в Улан-Удэ все знакомые, включая брокеров, так же пожимают плечами.

Конечно, чисто теоретически, проще всего было бы провезти груз через грузовой терминал, но мы же не профессионалы грузоперевозок, а все местные таможенные брокеры совершенно не желают работать с такой мелочевкой. Не желают в типичной бурятской форме - обещают что помогут, но когда приходит время делать, все разбегаются в кусты, ибо очень заняты. У тебя стоит машина на границе, а тебе на том конце провода говорят что перезвонят и не перезванивают, потом просто не берут трубку, а еще через полдня говорят что никого нет дома, и обратитесь к другому брокеру. И это все по рекомендации, знакомые и родственники.
Попытки самостоятельно изучить правила ввоза юрт, да и вообще подобных товаров не привели к какому-то однозначному пониманию правильного алгоритма. Опрос тех, кто когда либо ввозил юрты тоже мало что дал - у каждого своя история.
Решили идти в лобовую атаку, ведь никто не может нам запретить привезти в Россию юрту, а за перевес свыше 50 кг заплатим по обычному тарифу. Как молоды и наивны мы были...

Далее все имена, пароли, явки и лица будут скрыты, потому что все кругом родственники, а кроме отрицательных героев, были и положительные. Хотя так и подмывает сделать пост с фамилиями.
Сперва выступили монголы. Мы на рынке сто раз спросили у всех нами встреченных, существуют ли какие-то специальные документы для вывоза юрт из Монголии. Все дружно пожали плечами. Звонок российским таможенным брокерам дал ответ "нужна какая-либо бумажка-накладная с перечнем товаров, ценой и штампиком". Отлично.
И вот мы с бумажкой и штампиком стоим на монгольской таможне, а они на нас смотрят как бараны на новые ворота, и говорят что им нужны документы... Говорят по-монгольски, нам, говорящим по-русски и чуток по-бурятски. На наше счастье, всевышний приводит нам за руку очередного проводника, знакомую знакомого одного знакомого, которая сама добровольно решает нам помочь, едет с нами в соседний городок имени монгольского революционера, отыскивает контору, которая делает нам липовые документы, декларацию, и сопровождает нас на протяжении всего процесса прохождения монгольской границы... Сами бы мы на этот процесс потратили бы дни, и скорее всего пришлось бы возвращаться в Улан-Батор. А так - всего день.
Снято скрытой камерой

С новым пакетом документов прибываем к вечеру на границу, достаточно быстро проходим все проверки, но оформление затягивается потому что... бумагомаратели чудовищно невнимательны. Сколько раз они все переписывали, путались в бумажках, что-то забывали - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сперва терпели, потом меж собой негодовали, затем искрили в бешенстве, но вскоре поняли что монголам по-барабану, и они иначе не умеют. Это обычный процесс, делопроизводство так сказать. Надо отметить, что граница не круглосуточная, и монгольская сторона прекращает работу в 19:00, а российская в 20:00. Если бы не время бежать домой к семье и детям, наша уважаемая таможенная оформительница вообще бы не имела стимула шевелиться. А так - суета, бежим туда, сюда, бумажка в одно окошка, забрать нужно из другого, какие-то копии, пошлины, декларации... Голова кругом. Одно радует - на российской стороне позвонили "кому надо" и нас уже ждут...
Ждут, и правда ждут. Пятеро таможенников чуть ли не с кулаками нападают на нас причитая "какого черта вы под закрытие приперлись", потом говорят что мы не можем везти юрты через обычный, пассажирский терминал, так как они подозревают что они, юрты, для коммерческого использования и нам надо выезжать назад в Монголию, переоформить документы и въезжать через грузовой терминал. А впереди праздники, банки уже не работают, и заплатить пошлину безналом мы сможем только после великого праздника, Дня России, т.е... 16 июня. А дело было 11-го. Начинаем разбираться, единственное условие провоза юрт через обычную таможню - у каждого из нас должна быть земля в собственности, на которую, якобы, и везем мы эти юрты. Ни у кого из нас с собой, понятное дело, таких документов нет. Приехали...
Товар вместе с машиной ставим на СВХ (склад временного хранения), забираем монгольского водителя с собой, и отбываем врассыпную за документами. Мое свидетельство летело из Москвы через специальную службу авиакомпании S7, так как никакой DHL на праздниках не работает...

Не унываем, коротаем тихие бурятские вечера в Кяхте, катаемся встречать самолеты в Улан-Удэ на маршрутках, и вообще отлично празднуем День России и день города Кяхта. Кстати, ровно год назад в этот день вы с Казбеком стартовали в - рекордный забег Мурманск-Магадан... Кто бы знал что будет через год.

На сбор документов со всех концов страны ушло два дня. Вдохновленные скорым финалом затянувшейся эпопеи приезжаем из Улан-Удэ в Кяхту (230 км), подходим к границе, а погранцы нам говорят, что нам нужен пропуск на СВХ, а пропуск делается в Улан-Удэ... Добиваемся чтобы они связались с таможней, к нам выходит самый главный таможенник, проверяет документы и бракует одно из свидетельств. После некоторого нажима, и требования написать письменный отказ "вдруг" документ становится уже нормальным. Большой начальник говорит чтобы мы на "челноке" проехали на таможню, так как ходить пешком по территории границы нельзя.
Ловим монгола-челнока, стоим на жаре полчаса в очереди, подъезжаем к будке пограничника, протягиваем документы, он в них смотрит... и спрашивает где наши визы. Отвечаем, что нам на таможню. А он говорит что не может нас пустить без пропуска, а пропуск можно оформить в понедельник в Улан-Удэ... У меня падает маска сварщика на глаза, и я начинаю требовать мне начальника таможни и начальника погранперехода. Сперва нас пытаются вытолкать из ворот, но я запрещаю монголу-челноку отъезжать, тем самым блокирую движение через КПП, а сам начинаю снимать все объявления, таблички, бейджики, лица, при том, что съемка на границе официально законодательно запрещена (я проверял). Это дает эффект - начальство бежит на место ЧП. Главный таможенник только всплескивает руками, но по делу ничего сказать не может, а главный пограничник говорит спокойно и взвешенно, ФСБ есть ФСБ, что так мол и так, с таможней они не знакомы, никак не связаны, и он, конечно, попробует сделать запрос верховному начальству, чтобы нас пропустили, но за результат не ручается. Я ему рассказываю что нам таможня предложила проехать "на монголе", на что он заявляет что это запрещено и является нарушением государственной границы... Тут я не выдержал, и брякнул что одним полушарием - журналист, и все что происходит ляжет на страницы СМИ. Не моргнув и глазом (профи!) главный пограничник просит подождать какое-то время. А время то идет, таможня работает до 20:00! Стою под палящим солнцем без панамки. Наблюдаю как пограничники в кооперации с ГАИ вяжут молчаливого монгола-менялу, расхаживавшего меж машин с голым пузом и каске, на манер фашистской времен Великой Отечественной. На его китайском чоппере нет номеров. Пока они разбирались, другой монгол прикрутил к чопперу номер и конфликт был исчерпан.
Вымораживает до нервного тика хамское обращение погранцов с людьми, стоящими в очереди на границу... Время перевалило за 16 часов. Ко мне выходит девушка-пограничник, и говорит что начальник просил передать что в пропуске нам отказали, приходите в понедельник. Благодарю сердечно и ухожу в кафе кушать бурятские позы. Занавес.

Сидим, горюем, носы повесили. Скрипим вилками по дну тарелок, утираем слезы-сопли, допиваем чай с молоком, обсуждаем что на таможне нужно развесить такие вот аппараты, которые есть во многих монгольских гостиницах, здесь они нужней. "Доколе! Нет, доколе кровопийцы-таможенники и полицаи-пограничники в нашей Великой стране будут разлагать торговлю и дружбу российского и монгольского народов?! А? Я вас спрашиваю!"
Импровизированный митинг прервал телефонный звонок. Наши телефоны к этому моменту знали все таможенники, пограничники, администрации сел и городов, и даже руководство Бурятии, как мне кажется. А по поводу моей личности и вовсе, как потом оказалось, развернулось целое расследование под девизом "Что это за москвич у вас там?..."
Через полчаса, уже в 18 часов вечера, мы пешком (!) без всяких челноков были отконвоированы в здание таможни.

Над нами взяли шефство несколько таможенников, и буквально под диктовку мы оформили все юрты. Там же, краем глаза, я увидел такое вот извещение о размере таможенной пошлины. Как ни считал, у нас вышла совсем иная сумма, нас считали по весу. А это отдельная пытка, о которой стоит рассказать.
Грузчиков на границе нет. А груз есть. Кто будет выгружать более тонны комплектующих из грузовика для подетального (!) взвешивания и фотографирования (!!!) каждого аксессуара? А потом загружать назад в фургон? Конечно же хозяева груза. Из всей нашей команды, таскать тяжелое мог я один. К счастью, водитель-монгол, фура которого попала в заложники на СВХ, оказался парнем отзывчивым, и сам вызвался помочь, безвозмездно . Понятное дело, я не мог его потом не отблагодарить, но этот жест очень не русский. Наш бы наверняка сказал "я чо вам грузчик штоль" и ушел бы в кабину спать.
В конечном итоге, все в мыле, в 19:55, за пять минут до закрытия таможни, мы выехали на свободу. Нас к этому моменту уже знала каждая собака, а на КПП и вовсе прощались как с родными.

Пройдя всю эту пытку, я прихожу к выводу, что процесс ввоза юрт, да и вообще товаров из Монголии в Россиию похож на такую вот корягу. Несколько витиеватый. Цена же юрты выросла вдвое от закупочной.

Еще пару дней я потратил на то чтобы освоить монтаж юрт. Задачка не сложная, если знать ньюансы. А если не знать - получится криво, косо, или будет протекать и продуваться всеми ветрами. Чтобы освоить этот процесс, по-хорошему нужно собрать их не один десяток. Детали меж собой не стыкуются, все нужно подгонять по месту, подрезать или подтачивать, подвязывать и утягивать. Настоящий handemade...

И, что приятно, в отличии от беседки или гостевого домика, юрту всегда можно собрать и убрать. У нас процесс установки от А до Я занял полдня. Разбирать, понятное дело, быстрее.

Перед вами одна из собранных юрт, привезенных собственными руками и установленная в с. Турка, на берегу озера Байкал. В настоящее время собирается еще пять юрт. Таким образом, у нас теперь есть летний юрт-лагерь на Байкале, и если соберетесь в те края этим летом - не проезжайте мимо. Меня там не застанете, но теплый прием я вам обещаю. (не реклама)

Все совпадения, имена, фамилии, населенные пункты, страны, объекты и события вымышленные, не более чем научная фантастика и бред сумасшедшего увиденный во сне и тщательно записанный на бумагу. Иллюстрации к публикации заботливо отрисованы в редакторе photoshop, а все указанные даты провел на даче, ловил рыбу, катался на велосипеде и собирал слизняков с ботвы картофеля...

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту - главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Традиционное жилище кочевника - легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая - для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась "страной войлочных юрт". Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

Основные элементы юрты - деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 - 6 деревянных решеток-стен.

Кровля юрты составлялась из жердей - уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг - тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.

Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали "святые камни", стояли чашечки для жертвоприношений.

Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.

До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт.

    Без спроса хозяев входить в юрту

    Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

    Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.

    Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

НЕЛЬЗЯ:

    Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

    Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику.

    Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

    Постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина,

    Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;

    Нельзя свистеть это сигнал, созывающий злых духов.

    Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

    Запрещается дарить нож и острые предметы.

    При застолье гости не имеют права менять свои места.

До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. Огромные повозки на которых перевозились большие юрты можно увидеть на туристической базе "Чингис Хан хурэе" (повозки остались после съемок художественного фильма о "Чингис Хане".

Старайтесь уважать культуру и традиции жителей страны. Если вы не знаете как поступить правильно, в том или ином случае - не бойтесь - спрашивайте, и вам с интересом расскажут о том, что вы не знаете. Если хотите сфотографировать обитателей дома, обязательно спросите их разрешения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Юрта прежде и теперь. Майдар Дамгинжавын. Памятники истории и культуры Монголии.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
  • Монгольская юрта. Страницы фотоальбома. (32 фотографии, 2010 - 2013 годы)

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.


Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.


Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.


У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.


На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.


В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.


Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Монголия – удивительная страна! Степь да степь кругом, людей практически нет. Но в столице не протолкнуться! Улан-Батор уже сегодня страдает. Город не может обеспечить комфортом всех своих жителей, а их число с каждым годом только растёт!

До революции почти все монголы жили в юртах. Сейчас большинство населения сконцентрировано в городах, но и там есть целые микрорайоны, состоящие из юрт. Юрта сегодня – по-прежнему основное жильё примерно для 30% монголов.

Напомню, кстати, что словом "юрта" традиционное жилище монголов называем только мы. Для самих монголов это "гэр". Это же слово обозначает дом в целом. Давайте посмотрим, как живут современные монголы!

01. Начнём с кладбища и постепенно будем подниматься вверх. На кладбище нет оград, в этом плане монгольские кладбища куда круче наших!

02. Странно, что многие могилы провалились. Если кладбище заброшенное, то почему его вообще не снести? А если ещё есть родственники, то почему они не следят за могилами?

03. За кладбищем на окраине столицы начинается самое дешёвое жильё для живых.

04. Пригороды – это либо частные маленькие домики, либо юрты!

05. Юрта – это главная монгольская жилая единица. Они тут повсюду. Многие семьи покупают юрту, летом ставят её в степи и живут как на даче! Можно детей с бабушкой отправить в степь! В этом плане очень удобно, все кочуют с места на место. Юрту можно поставить в любом месте за городом.

Гэр представляет собой конструкцию из нескольких решётчатых секций (их делают из дерева), каркаса свода и толстого войлока, который всё это покрывает. Летом слой войлока обычно один, зимой – два или больше. Причём летом хозяева обычно открывают некоторые части гэра так, чтобы он естественным образом вентилировался.

От среднеазиатских юрт монгольский гэр отличается тем, что он пониже, а в его центре есть два столба, которые поддерживают свод.

06. Вот так выглядит магазин юрт на рынке. Их много! Можно собрать юрту как конструктор, но самый шик – это сделать себе крутую юрту на заказ у хорошего мастера. Тут указаны цены: деревянный каркас стоит миллион тугриков (24,6 тысячи рублей), а гэр целиком – от 1,9 до 2,4 миллиона (от 46,7 тыс. до 59 тыс. рублей).

В интернете 5-секционный монгольский гэр можно купить за 1–1,5 миллиона тугриков – это примерно от 27 до 37 тысяч рублей. Если юрта старая, то попадаются варианты и за 15 тысяч. Если юрта новая, большая и богато украшенная, она может стоить несколько миллионов. Например, на главном монгольском сайте объявлений Unegui есть предложения за 3,7 млн тугриков (91 тысяча рублей). Самая дорогая юрта, которая попалась мне на глаза – 8-секционный гэр с богатой резьбой – стоила 25 миллионов (615 тысяч рублей).

07. Отличаются юрты материалом исполнения, размерами и декором. Самые крутые юрты расписывают вручную.

Кстати, раньше большинство монгольских юрт было чёрного или бурого цвета, в белых селилась только знать. Но сейчас почти у всех монголов юрты именно белого цвета.

08. Детали

09. Кстати, зацените национальный костюм. Шик!

10. Итак, юрту купили, теперь грузим её в грузовичок – и можно ехать устанавливать!

11. Юрты встречаются в самых неожиданных местах! Во дворе жилого дома:

12. За забором в деревне:

13. На отдельном участке за домом. Тёща приехала – где её поселить? В юрте, конечно!

Современные юрты "украшают" спутниковые тарелки и панели солнечных батарей – это самый дешёвый источник энергии для кочевников. Кстати, юрта до сих пор может выполнять свою кочевую функцию. Во времена Чингисхана юрты, не разбирая их, перевозили на телегах, которые тянули волы или верблюды. Иногда юрты были просто огромными (опять же, если хозяин был каким-нибудь ханом), и волов требовались десятки. Но обычно с ней управлялись от одного до четырёх тягловых животных. Сегодня же юрту можно перевезти на новое место на грузовике или даже в прицепе. Собирается она довольно быстро, за несколько часов, а разбирается и вовсе за час.

Кстати, с юртами в Монголии связан ряд запретов, с которыми лучше заранее ознакомиться туристу:

1. Нельзя входить в юрту без разрешения (ну это понятно).
2. Нельзя говорить с хозяевами через порог.
3. Нельзя наступать на порог или садиться на него.
4. Нельзя тащить в юрту свой рюкзак и другие вещи.
5. Нельзя проносить в юрту оружие, пустую посуду и землеройные инструменты типа лопаты или мотыги.
6. Нельзя свистеть в юрте (об этом мы уже говорили).
7. Нельзя выносить из юрты огонь очага или молоко.
8. Нельзя облокачиваться на столбы-подпорки.

На самом деле, традиционных правил гораздо больше, но это основные. Распространяются ли они на те юрты, которые турист может арендовать через Airbnb (а сейчас это нормально), я не знаю.

В самом Улан-Баторе юрты обычно стоят на огороженных участках. Иногда это только юрта. Иногда это частный дом плюс юрта во дворе. Иногда две-три юрты. Комбинации могут быть самые разные. Забавно, конечно, видеть частный сектор с юртами, к которому уже подступают многоэтажки.

14. В частном секторе юрт иногда даже больше, чем обычных домов.

Главная проблема жизни в юрте – в холодное время года (а это месяцев 7-8) её надо как-то отапливать. Лесов в Монголии мало, огульно тратить древесину монголы себе позволить не могут. Поэтому печку-буржуйку, главный обогревательный прибор в гэре, они топят в основном углём. Тем самым, .

Причём бедные семьи тратят на отопление юрт до 40% своего дохода. Из-за большого числа юрт в Улан-Баторе постоянно висит смог. Загрязнению воздуха способствует и большое число автомобилей, и то, что город лежит в долине между горными хребтами и не всегда хорошо продувается.

Несколько лет назад государство впервые задумалось об экологии Улан-Батора, половина районов которого отапливается углём, и закупило для населения 140 тысяч "бездымных" печей. Печи благодаря госсубсидиям можно было купить со скидкой в 93%. Многие уланбаторцы так и сделали, но потом перепродали их в несколько раз дороже жителям сельских районов, а сами продолжили топить свои буржуйки.

Эпопея с переселением жителей юрт в многоэтажки тоже ничем хорошим не закончилась: люди просто остались и без своих участков, и без квартир . Попытка ввода дешёвого ночного тарифа на электроэнергию, чтобы стимулировать электрическое отопление юрт, также ни к чему не привела. Большинство уланбаторцев по-прежнему топят печи углём и сами же страдают от смога, который висит над городом.

Недавно глава Бурятии Алексей Цыденов предложил монголам и бурятам вместе перейти на отопление пеллетами, но к чему это приведёт, пока непонятно. Наверное, решением было бы строительство завода по производству пеллет в самой Монголии с доставкой сырья, например, из России. Но для эффективного отопления пеллетами нужен специальный котёл. И их закупку в простые юрты, видимо, опять предстоит субсидировать государству. Если их вообще можно там устанавливать, конечно.

15. Следующий уровень – это построить себе дом. Тут варианты разные, от сарайчика до кирпичного домика.

16. Частный дом строят уже на своей земле, и в этом главная проблема. Если для юрты земля не обязательна, то дом так просто в поле не построишь! Нужна земля, коммуникации, электричество.

17. Если не хочется жить в доме с туалетом на улице, то можно жить в квартире с удобствами. Тут есть огромный выбор знакомого нам всем советского наследия на любой вкус. Все типовые серии строились в Монголии.

Забавно, но есть вариант этого ракурса начала 70-х годов!

"Как вы думаете, какой в Монголии самый распространенный вид транспорта? Вернувшись из поездки, я задавала этот вопрос знакомым и друзьям. Большинство, не колеблясь, отвечали: "Лошадь". "Автомобиль", – прибавляли некоторые. И никто не назвал самолёта! Неужели араты прямо с коня пересели на самолёт? Пусть не покажется это громкой фразой, но так оно и есть. Сегодня, словно автобусы, курсируют из конца в конец страны "АН-24", "АН-2", и скотоводы, посасывая дорожную карамельку, летят из аймака в аймак, а то и в соседний сомон, на расстояние всего ста километров".

Из статьи Новеллы Ивановой "Крылья аратов"



18. В общем, советских панелек много!

19. Но жизнь там так себе...

20. Дворов нет... Благоустройства нет... Всё развалено.

21. Каждый свободный клочок земли отдан под парковку.

Цены на однокомнатные квартиры в Улан-Баторе начинаются где-то с 35 миллионов тугриков (860 тысяч рублей), в среднем просят 50-70 миллионов – от 1 230 000 рублей до 1 722 000 рублей. По двушкам разброс цен очень большой, где-то от 75 до 120 миллионов (1,85 – 2,95 млн рублей). То есть в принципе как в российской провинции. Юрты, конечно, стоят на порядок дешевле.

22. В России повсюду пивные на первых этажах, а в Улан-Баторе игровые компьютерные центры.

23.

24. Остановка

25. Главный вокзал

26. Из-за пыли кто-то носит маску.

27. Мужичок продаёт батарейки для часов.

29.

30. Окраины Улан-Батора продолжают застраиваться.

31. Тут жильё уже немного получше.

32. Это север города, тут хорошая экология и живут богачи.

33. Обратите внимание, опять же, на юрты. В них, как в строительных вагончиках, живут рабочие, которые строят дома.

34. Пробка в центр

35. А вот уже растут убийцы города – многоэтажки. Именно они погубят город! Безумное уплотнение без инфраструктуры... Монголия, одумайся!

36. Куда это годится?

37. Ужас.

38. Это самые дорогие дома в Улан-Баторе. Жилой комплекс с закрытой территорией на окраине города.

39. Тут красота, чистота и хорошее благоустройство.

40. Но скоро появятся дома ещё лучше и выше.

41. Ещё активное строительство идёт в центре. Тут можно жить в модном небоскрёбе, но надо понимать, что из центра невозможно выехать из-за пробок!