Контрольная работа по мировой экономике.

Тема: «Проблемы мирового сообщества в аспекте международной торговли и пути решения этих проблем.

Выполнила студентка III курса группы Маркина Ольга

I . Международная торговля.

Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр.

Внешняя торговля - традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению
Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы»
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно- технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

Международная торговля обладает некоторыми специфическими чертами, которые заслуживают того, чтобы им было уделено особое внимание.

1) Различия в мобильности.
Следует отметить, что мобильность (способность к перемещению) ресурсов между странами существенно ниже, чем внутри страны. Различия в налоговых законодательствах, других мерах государственного регулирования, в деловой практике

и ряд прочих институциональных барьеров ограничивают миграцию реального капитала через национальные границы. Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные

ресурсы не могут свободно перемещаться между странами то движение товаров и услуг способно эффективно восполнить этот пробел.

2)Валюта .
Каждая страна использует различную валюту. В связи с этим американская фирма, занимающаяся сбытом автомобилей “хонда” и “ягуар” в США, должна приобретать иены или фунты стерлингов для того, чтобы рассчитаться с японскими и британскими производителями.

3)Политика .
Международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю, которые заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли.

Экономическая основа торговли.

Специализация и сравнительные преимущества.
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.
В основе более углубленного исследования вопроса: “Почему страны торгуют?”,- лежат 2 обстоятельства.
1) Экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.
2) Эффективное производство различних товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Международная торговля, несомненно, имеет важное значение для экономической деятельности каждого государства. Способствуя развития внешнеэкономических отношений, она имеет и ряд проблем, связанных с обменом товарами и услугами. Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.
Современные теории международной торговли имеют свою историю. Вопрос - почему страны торгуют друг с другом? - был поставлен экономистами одновременно с возникновением в начале XVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять внимание развитию внешней торговли.
Международная торговля занимает особое место в сложной системе межхозяйственных связей. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, все же международная торговля по своим масштабам и функциям в

общем комплексе международных экономических отношений сохраняет исключительно важное значение. Оно включает практически все виды международного сотрудничества, совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т.п.

II. Проблемы международной торговли.

Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности (международной торговли) по разным причинам: Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.

Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть, становясь экспортерами.

Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, то есть, являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.

Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

  • время и расстояние — кредитный риск и время выполнения контракта;
  • изменение курсов иностранных валют — валютный риск;
  • различия в законах и правилах;
  • правительственные постановления — валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.

а) Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.

Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.

Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков.

В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя) , или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера) . Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена. полученной иностранной валюты на валюту своей страны.

Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, порождают серьезный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных соглашений по купле или продаже.

Валютный риск не возникает там, где платежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут выполнены из поступлений наличными в той же валюте.

б) Кредитный риск и время выполнения контракта.

Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки.

Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров.

Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.

Контроль за отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняется, если клиент находится в другой стране.

в) Иностранные правила и законы.

Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений.

Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.

г) Суверенный и страновой риск.

Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:

  • получает ссуду от иностранного кредитора;
  • становится должником иностранного поставщика;
  • выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.

Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру (например, предпринимает необходимые шаги в соответствии с постановлениями по валютному регулированию, обращаясь к властям за разрешением провести необходимый обмен валюты для расчета с экспортером) , но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.

д) Правительственные постановления.

Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:

постановления по валютному регулированию;

лицензирование экспорта;

лицензирование импорта;

торговое эмбарго;

импортные квоты;

правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;

документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;

пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Постановление по валютному регулированию.

Валютное регулирование представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в стану и из страны. Термины "постановления по валютному регулированию" и "ограничения по валютному регулированию" относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменяться.

Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.

Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.

Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколько-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран, как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли: Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п.. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.

В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.

В заключение нужно отметить, что, не смотря на множество проблем возникающих при обмене товарами и услугами между государствами, международная торговля является одной из самых необходимых форм внешнеэкономических отношений. Она способствует развитию государств, благодаря ей возможен обмен опытом между странами, и люди получают гораздо более широкий выбор товаров и услуг. Преодолевая все сложности и проблемы, внешняя торговля все более развивается в наше время.

Контрольная работа по мировой экономике.

Тема: «Проблемы мирового сообщества в аспекте международной торговли и пути решения этих проблем.

Выполнила студентка III курса группы Маркина Ольга

I . Международная торговля.

Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр.

Внешняя торговля – традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению
Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы»
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно- технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

Международная торговля обладает некоторыми специфическими чертами, которые заслуживают того, чтобы им было уделено особое внимание.

1) Различия в мобильности.
Следует отметить, что мобильность (способность к перемещению) ресурсов между странами существенно ниже, чем внутри страны. Различия в налоговых законодательствах, других мерах государственного регулирования, в деловой практике

и ряд прочих институциональных барьеров ограничивают миграцию реального капитала через национальные границы. Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные

ресурсы не могут свободно перемещаться между странами то движение товаров и услуг способно эффективно восполнить этот пробел.

2)Валюта .
Каждая страна использует различную валюту. В связи с этим американская фирма, занимающаяся сбытом автомобилей “хонда” и “ягуар” в США, должна приобретать иены или фунты стерлингов для того, чтобы рассчитаться с японскими и британскими производителями.

3)Политика .
Международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю, которые заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли.

Экономическая основа торговли.

Специализация и сравнительные преимущества.
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.
В основе более углубленного исследования вопроса: “Почему страны торгуют?”,- лежат 2 обстоятельства.
1) Экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.
2) Эффективное производство различних товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Международная торговля, несомненно, имеет важное значение для экономической деятельности каждого государства. Способствуя развития внешнеэкономических отношений, она имеет и ряд проблем, связанных с обменом товарами и услугами. Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.
Современные теории международной торговли имеют свою историю. Вопрос - почему страны торгуют друг с другом? - был поставлен экономистами одновременно с возникновением в начале XVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять внимание развитию внешней торговли.
Международная торговля занимает особое место в сложной системе межхозяйственных связей. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, все же международная торговля по своим масштабам и функциям в

общем комплексе международных экономических отношений сохраняет исключительно важное значение. Оно включает практически все виды международного сотрудничества, совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т.п.

II. Проблемы международной торговли.

Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности (международной торговли) по разным причинам: Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.

Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть, становясь экспортерами.

Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, то есть, являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.

Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

· время и расстояние - кредитный риск и время выполнения контракта;

· изменение курсов иностранных валют - валютный риск;

· различия в законах и правилах;

· правительственные постановления - валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.

а) Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.

Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.

Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков.

В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя) , или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера) . Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена. полученной иностранной валюты на валюту своей страны.

Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, порождают серьезный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных соглашений по купле или продаже.

Валютный риск не возникает там, где платежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут выполнены из поступлений наличными в той же валюте.

б) Кредитный риск и время выполнения контракта.

Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки.

Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров.

Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.

Контроль за отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняется, если клиент находится в другой стране.

в) Иностранные правила и законы.

Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений.

Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.

г) Суверенный и страновой риск.

Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:

· получает ссуду от иностранного кредитора;

· становится должником иностранного поставщика;

· выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.

Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру (например, предпринимает необходимые шаги в соответствии с постановлениями по валютному регулированию, обращаясь к властям за разрешением провести необходимый обмен валюты для расчета с экспортером) , но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.

д) Правительственные постановления.

Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:

постановления по валютному регулированию;

лицензирование экспорта;

лицензирование импорта;

торговое эмбарго;

импортные квоты;

правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;

документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;

пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Постановление по валютному регулированию.

Валютное регулирование представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в стану и из страны. Термины "постановления по валютному регулированию" и "ограничения по валютному регулированию" относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменяться.

Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.

Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.

Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколько-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран, как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли: Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п.. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.

В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.

В заключение нужно отметить, что, не смотря на множество проблем возникающих при обмене товарами и услугами между государствами, международная торговля является одной из самых необходимых форм внешнеэкономических отношений. Она способствует развитию государств, благодаря ей возможен обмен опытом между странами, и люди получают гораздо более широкий выбор товаров и услуг. Преодолевая все сложности и проблемы, внешняя торговля все более развивается в наше время.

Позиции России на фоне сложившихся тенденций в мировой торговле подтверждают факт отсталости ее развития по тем направлениям, которые демонстрируют высокоразвитые страны и значительное число развивающихся государств. В мировом товарообмене товарами и услугами она занимает долю около 2%. Однако из-за резкого падения объема внешней торговли РФ в 2009 г. (на 36,2%) ее удельный вес снизился до 1,4%. В международном рейтинге стран- экспортеров коммерческих услуг 2008 г. Россия переместилась на 22-е место, т. е. на три строки выше 2007 г. с долей в 1,3% на мировом рынке.

Также можно отметить, что внешнеторговый оборот России в течение последних лет, а в частности с 2008г. стабильно увеличивается. В 2011г. внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил в текущих ценах 713,8 млрд.долларов США (20948,9 млрд.рублей) и по сравнению с 2010г. вырос на 29,5%, с государствами-участниками СНГ - 131,4 млрд.долларов США (3857,1 млрд.рублей) и вырос на 34,4%. Однако более развита динамика импорта нежели экспорта, что мы видим из гистограммы 1. Так, хотя процентное соотношение и экспорта, и импорта возросло к 2011г. в сравнении с 2008г, но относительно экспорта это составляет около 28%, тогда как относительно импорта этот показатель равен 77%.

Структура внешнеторгового оборота РФ в целом и экспорта в частности за последний период не изменилась. По-прежнему в его составе преимущество сохраняется за топливно-энергетическим сырьем (ТЭС) и продуктами низкотехнологичной переработки, значительная часть которых (до 46%) производится в металлургической, нефтехимической, лесоперерабатывающей и в других подобных отраслях. Размер поставок такой продукции на внешний рынок в совокупности достигает 90% общероссийского экспорта. Хотя из-за финансового кризиса и общего падения спроса на углеводородное сырье на внешнем рынке в 2009 г. существенно снизился стоимостный объем вывоза ТЭ и несколько сократилась его доля в экспорте. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, газа природного, угля каменного, кокса и полукокса, электроэнергии) в общем объеме экспорта в 2011г. составил 68,0% (в 2010г. - 66,4%), металлов (черных металлов, меди рафинированной, никеля необработанного, алюминия необработанного) - 7,2% (8,8%).

Таким образом, преобладание в России до сих пор производства продукции первичной стадии переработки, как наиболее энергоемкого, и в результате высокая степень подверженности экспорта конъюнктуре мировых рынков сырья подтверждают неконкурентоспособность отечественной экономики. К тому же сохраняется импортная зависимость многих секторов экономики и внутреннего потребительского рынка. Особенно в части импорта машинотехнической продукции (МТП), доля которой в общем объеме ввозимых товаров в Россию к настоящему времени достигла 48% в совокупности и 51% и 30,4% со странами дальнего зарубежья и странами СНГ соответственно (см диаграмма 1), однако все же наметилась тенденция сокращения подобного рода зависимости, т.к. в сравнении с 2010 (см диаграмму) и 2009 (53%) годами объем импорта МТП все же сократился. Также существенной является доля импорта продовольственных товаров (около 14%), это 13,8% со странами зарубежья и 14,7% с государствами-участниками СНГ.

В то же время стабильно низким остается размер экспорта российской МТП - на уровне 4,5% в совокупном объеме экспорта РФ в 2011 г. , где 3,6 % со странами дальнего зарубежья и 9,4% со странами СНГ (см диаграмма 2). На мировом рынке МТП Россия занимает всего лишь около 0,5%. Но и в этих малых объемах экспортных поставок МТП преобладающая часть (до 40% и более) это -- военно-техническая продукция (ВТП). Так, в 2009 г. ее доля в экспорте МТП достигала 61,2%. Структура экспорта российской ВТП в значительной мере (на 50-60%) формируется за счет продажи авиационной военной техники, а также поставок вооружения (19%), морских военно-транспортных средств (13,7%) и технических систем для ПВО (13,3 %).

Следует признать, что для России поставки ВТП на мировой рынок в настоящее время являются одной из немногих возможностей, где она способна конкурировать с ведущими западными производителями высокотехнологичной продукции. Уже длительный период она удерживает свои позиции на мировом рынке вооружения и военной техники как одна из крупнейших стран-экспортеров, наряду с США, Германией, Францией и Великобританией. В 2010 году на долю России пришлось 14% объема мирового рынка ВТП и 2-е место после США, которым принадлежит здесь 38%. Более того, за счет расширения границ и объемов поставок ВТП в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами Россия в перспективе может обеспечить «прорыв» и на международные рынки отдельных видов гражданской промышленно-технической продукции.

При общих неоднозначных показателях, характеризующих положение России в системе мировой торговли, на международных рынках наукоемкой продукции и услуг ее позиции более слабые. Так, если доля продаж наукоемких товаров и технологий вместе взятых в составе российского экспорта доходит до 2,7%, то на мировом рынке это всего лишь 0,3-0,4%. В то же время на страны-продуценты мирового рынка высоких технологий (США, Япония, ЕС) приходится соответственно около 39, 30 и 18%, а их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции -- 24,13,15%. Закономерно, что в 2009 г. Россия по поставкам инновационных продуктов и технологий на международные рынки оказалась только на 80-м месте из 160 стран.

Скромные позиции занимает Россия и на мировом рынке наукоемких услуг -- менее 1 %. Такая ситуация имеет место даже на фоне того, что в этом секторе отечественной экономики в последние годы были достигнуты более высокие среднегодовые темпы роста экспорта, чем в поставках высокотехнологичной продукции. По объему и структуре экспортируемых услуг Россия серьезно отстает от целого ряда стран. В частности, по экспорту компьютерных и информационных услуг она отстает в 36 раз от Индии, в 20 раз от США, в 4,5 раза от Китая.

Еще меньшие объемы экспорта Россия имеет по образовательным услугам - не более 0,2% на мировом рынке. Так, по заключению The Economist Intelligence Unite, она находится на 55-м месте по уровню готовности к процессам интернет-образования (данные на 2010г). В итоге, стоимость экспорта таких услуг оценивается не более чем в 200 млн долл. США, а их доля в общем объеме экспортируемых из России наукоемких услуг -- 1,6%. В то же время, согласно международной статистики, в США и Великобритании, например, экспорт образовательных услуг достигает соответственно около 15 и 9 млрд долл.

Существующее положение России на мировых рынках не дает оснований для оптимизма в расчете на то, что ей в ближайшем будущем удастся нарастить производство и объемы экспорта наукоемкой продукции и услуг и уж тем более диверсифицировать его структуру. Для этого необходимо осуществить реальный перевод экономики на инновационный путь развития, который потребует, по оценкам специалистов, не менее двух десятилетий, учитывая нынешнее ее состояние. Факторов, указывающих на эту ситуацию, достаточно. Один из последних -- это озвученное недавно руководством страны заключение о том, что в настоящее время даже в системе Минобороны РФ находится в эксплуатации до 85% устаревшей техники и 80% кабельной сети, требующих их полной замены.

Проблема диверсификации экспортоориентированного производства и его технологического обновления остается одной из важнейших для России, не решив которую невозможно рассчитывать на повышение уровня ее конкурентоспособности. Современные международные тенденции свидетельствуют, что эффективность национальных экономических систем в настоящее время во многом опирается на инновационную деятельность в различных сферах хозяйствования, а прирост ВВП обеспечивается в значительной части за счет создания, выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Это подтверждает опыт развитых стран, где наблюдается ускоренный рост вклада инноваций в прирост ВВП.

Однако переход к инновационному развитию предполагает создание новой технологической базы, а его стержнем является машиностроительная сфера производства. Это означает, что создание «умной экономики» и инновационных секторов, о которых в последнее время так часто говорит руководство страны, невозможно без решения непростых задач по модернизации промышленно-производственной базы в короткий период, разве что в авральном режиме. Проблема осложнена и тем, что многие годы наука в направлении технического прогресса в современной России финансировалась по остаточному принципу, уровень которого далеко отстает от развитых стран и не способен активизировать инновационные процессы.

Помимо этого, развитие в России конкурентоспособных по мировым критериям производств высокотехнологичных продуктов в инновационных и наукоемких секторах потребует не только приобретения и повышения компетенций в плане производственных процессов, но и в сфере управления глобальным бизнесом. Одновременно потребуется направить часть «инвестиций» в область формирования надежной деловой репутации отечественных компаний-производителей высококачественных видов продукции и услуг.

Несмотря на попытки российского правительства ускорить инновационный процесс и создать необходимые для этого организационно-экономические и правовые условия, на данном этапе ощутимых результатов пока не достигнуто. Конкурентная среда здесь остается также не развитой, что предопределяет низкую востребованность инноваций в экономике России. Так, если в США, Японии, Великобритании внедряется до 70% новых научно-технологических разработок, то в отечественной практике - только 2-3%. Причем преимущественный объем результатов инновационной и интеллектуальной деятельности в России отражается лишь в составе проектно-технологической документации.

Перспективы России по наращиванию экспорта наукоемкой продукции будут в значительной степени определяться в зависимости от того, насколько изменится или нет в дальнейшем инерционно-сырьевая модель экономики. Следствием сохранения существующей хозяйственно-экономической модели по-прежнему является замедленный рост технологического уровня в отраслях промышленности и формирования новых секторов производства инновационной продукции.

В то же время инновационный путь развития экономики потребует более активного участия государства в выборе стратегически приоритетных проектов, создания благоприятного инвестиционного климата, формирования необходимой инфраструктуры. Не должна оставаться неизменной и внешнеэкономическая политика государства, так как инновационные процессы объективно невозможно обеспечить без последовательной интеграции в мировые рынки, в глобальные и региональные технологические и финансовые потоки.

Суть внешнеторговой политики и основные направления внешней торговли

Внешнеторговая политика является элементом национальной экономической политики страны. Ее объектом выступает обмен продуктами производственной деятельности (товарами и услугами) между отдельными государствами.

Выделяют два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики - политику свободной торговли и политику протекционизма. Международная практика свидетельствует, что обе тенденции - и либерализация (свобода торговли), и протекционизм - являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия. Рассмотрим основные направления внешней торговли.

1. Политика свободной торговли (free tradering) - это отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики

Положительные стороны:

Дает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена; - страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты; - дает преимущество более сильным в экономическом плане странам или более сильным отраслям.

2. Политика протекционизма (protection) - это государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. Политика исключает свободное действие рыночных сил, предпочитается слабыми странами.

Положительные стороны:

Облегчает развитие молодых отраслей производства, которые лучше развиты в других странах; - является необходимым условием индустриализации в развивающихся странах; - сокращает безработицу.

Отрицательные стороны:

В длительном периоде приводит к формированию неэффективной отраслевой структуры национальной экономики; - автаркия - крайняя форма, стремление страны ограничить импорт только объемами экспорта, внешнеторговое сальдо стремится к нулю.

3. Селективный протекционизм - защита не всей экономики, а отдельных отраслей.

4. Коллективный протекционизм - протекционизм, проводимый интеграционными группировками по отношению к третьим странам.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.

К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т. д.

Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п.