Машинист питерского метро Александр Каверин, который после взрыва стал одним из героев дня, оказался выходцем из Оренбургской области. Его семья переехала в село Залесово Красногвардейского района из Ферганы в начале девяностых годов. Шесть лет будущий машинист преподавал в оренбургской школе ОБЖ и физкультуру.

Нет человека, которого бы оставила равнодушным недавняя трагедия в метро Санкт-Петербурга. Но жители села Залесово смотрят программы с особым чувством, ведь в телесюжетах обязательно присутствует информация об их земляке - машинисте взорванного поезда Александре Каверине.

Это благодаря его грамотным действиям потери от действий террориста-смертника не увеличились многократно.

Страшно представить, что произошло бы, если бы он, поддавшись всеобщей панике, остановил взорванный поезд в тоннеле. Идти до станции в темноте по рельсам, один из которых находится под напряжением… Если, конечно, можешь идти. Но Александр Каверин за доли секунды принял единственно правильное решение - вывести состав из тоннеля, что позволило незамедлительно приступить к эвакуации и помощи пострадавшим. Его поступок не случайно был оценен как героический. Машинисту электродепо «Выборгское» Каверину вручен знак «Почетный транспортник России».

Уже в том, как человек ведет себя перед камерами, раскрывается его характер. Александр сдержан в ответах и предельно скромен: не считает, что совершил что-то выходящее за рамки обычной работы. «Я действовал согласно инструкции», - заявлял он журналистам. Но у тех, кто находился в тот момент в составе, и у прильнувших к телевизорам мнение иное. Пострадавшие произносят слова благодарности со слезами на глазах и называют его своим спасителем. А какой резонанс вызвал он в Сети, особенно среди знавших его людей!

Но сначала небольшая ссылка на биографию. Каверины появились в Залесове в начале девяностых. Нелли Семеновна с сыновьями Анатолием и Александром приехала сюда из Ферганы. Это было целым событием, ведь с их приездом школа пополнилась тремя педагогами: Анатолий был директором школы, Александр преподавал ОБЖ и физкультуру, а жена Анатолия Роза - английский язык и музыку.

Новоселы обратили на себя внимание и одаренностью: на музыкальных инструментах играли все члены семьи, а Роза ставила с детьми прекрасные танцы. Спустя шесть лет братья уехали в город, а позже перевезли и маму.

Отлично помню эту семью, даже помогала им устраиваться на новом месте, - бывшая заведующая районным отделом образования Нина Васильевна Мережко одной из первых увидела сообщение о трагедии, узнала в машинисте преподавателя одной из школ района и тут же позвонила нам. - Тон в ней задавала, конечно, Нелли Семеновна - очень образованная, интеллигентная женщина. На мой взгляд, Александр Леонтьевич многое перенял от мамы, был хорошим учителем и прекрасным человеком, очень простым и доступным.
Именно с подачи Нины Васильевны этот сюжет посмотрели многие красногвардейцы. Деятельная женщина тут же переговорила с залесовскими педагогами, убедилась, что они в курсе событий, и начала искать способ связаться с Александром. Но он, видимо, узнав от знакомых о ее намерении, позвонил сам, из Москвы, куда его пригласили для вручения награды. На поздравления отреагировал смущенно, но возможности пообщаться был рад. Сообщил, что, приехав в Санкт-Петербург, год проработал в детдоме, затем окончил курсы машиниста метрополитена и вот уже пятнадцать лет водит электропоезда.

Они называют меня героем, - пожаловался он на журналистов, - а какой я герой? Я просто выполнял свою работу.

Не менее бурно отреагировали на события залесовцы.

Такое ощущение, что каждый из настоящих и бывших жителей, кто имеет компьютер, оставил сообщение в адрес Александра, - рассказывает его бывшая коллега Тамара Бояркина. - Его, несмотря на молодость, уважали коллеги и родители и очень любили дети. Сейчас все село гудит, а страничка земляков пестрит поздравлениями, которые начинаются словами: «Мы гордимся». Очень много посланий из Ферганы, видно, и там его помнят и любят.

Думаю, такое поведение в характере Александра, - заключает Тамара Геннадиевна. - Он всегда был уравновешенным, рассудительным и очень ответственным.

Андрей Ивашин

Машинист Александр Каверин , спасший людей в петербургском метро во время теракта 3 апреля, получил награду от Министерства транспорта РФ. До этого он встретился с журналистами и рассказал, что во время взрыва «просто действовал по инструкции». Смотрите видеосюжет ФАН-ТВ.

Герой дня: машинист Каверин получил награду от Минтранса (ФАН-ТВ) - YouTube – 5 апр. 2017 г.

В России сегодня темой №1 остается теракт, произошедший 3 апреля в петербургском метро на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь». По последнем данным, взрыв унес жизни 14 человек, в городе объявлен траур. Следственный комитет возбудил уголовное дело, оно в настоящее время прорабатывается. Между тем оценку действиям машиниста, который управлял подорванным составом, следком уже дал. Положительную. Ведь если бы не его поведение в экстренной ситуации, жертв могло быть гораздо больше. Александр Каверин встретился с журналистами, среди которых были и корреспонденты ФАН-ТВ.

Произошел хлопок, задымление. Я связался с диспетчером, сообщил о ситуации, в этот момент стали поступать сообщения по связи «Пассажир-машинист» непонятные, потому что одновременно говорили все, во всех вагонах. О чем я тоже сообщал диспетчеру. И, согласно инструкции, поскольку состав шел, принял решение о выводе состава на станцию, – рассказывает «герой дня».

Теперь его подвиг оценен Министерством транспорта РФ. Каверин вместе с еще двумя коллегами получил высокую государственную награду. Вместе с ним была отмечена дежурный по станции «Технологический институт» Нина Шмелева , которая оперативно и профессионально организовала эвакуацию пассажиров. В общей сложности было эвакуировано более 1200 человек. К слову, профессиональный стаж Нины Шмелевой составляет почти 16 лет.

Также награду получил Альберт Сибирских – инспектор по станциям Дистанции контроля №2 Службы контроля на метрополитене. Его действия выше всяких похвал: именно он обнаружил самодельное взрывное устройство на станции метро «Площадь Восстания» и затем сразу дал сигнал к закрытию станции для пассажиров. Эти, казалось бы, простые действия привели к спасению огромного числа человеческих жизней. Ведь, как ранее уже сообщало ФАН-ТВ, мощность устройства на «Площади Восстания» в несколько раз превышало взорвавшееся на перегоне между «Технологическим институтом» и «Сенной».

Во время недавней встречи с журналистами Каверин также поделился своими воспоминаниями о том, как всё произошло в тот день:

Поезд после хлопка темпа не изменил, толчка машинист не почувствовал. К слову, в этой работе он 15-й год, петербургскую подземку знает и отмечает, что с локацией (насколько при таких обстоятельствах возможно) повезло – на станции находились три машиниста-инструктора, резервные машинисты и другой персонал. Все оперативно включились в работу. Некоторую сумятицу внесли пассажиры первого вагона, которые были уверены, что «хлопок» случился именно в их части состава (на самом деле взрыв, как уже сообщалось, произошел в третьем вагоне). Однако замешательство продлилось не более минуты.

Паники не было, поверьте! Когда открылись первые вагоны, все пассажиры стояли и объясняли хором, что случилось. Они даже не сразу вышли из вагона, а хором объясняли, что произошло.

Времени и намерений размышлять о том, кто виноват, и что стало причиной взрыва (теракт, несчастный случай или что-то еще), у Каверина, по его же словам, не было. Нужно было эвакуировать людей. В герои он записываться не планировал, свое поведение объясняет просто:

Я действовал согласно инструкции. Вы же знаете, что у нас в стране подобный взрыв не первый. Взрывы были уже. Поэтому я думаю, что умные головы разработали умную инструкцию.

Руководство Петербургского метрополитена почти сразу же после взрыва заявило, что за правильные действия в экстренной ситуации машинист будет представлен к награде. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин подтвердил эту информацию и обосновал принятое решение:

Много историй есть на транспорте (и террористические акты, и аварии), когда люди просто теряются. Были случаи, когда поезда останавливались в тоннеле – не у нас, это случай из мировой практики, – и при возгорании люди задыхаются, сгорают! И вот здесь человек, безусловно, пользуясь инструкцией, не растерялся от этого большого количества информации, раздававшейся от пассажиров. Он сделал единственно правильное решение, которое – я могу четко сказать, – безусловно, спасло жизни людям!

Главное, чего удалось достичь благодаря действиям машиниста, – оперативная госпитализация тяжелораненых пассажиров.

Сотрудники метрополитена точно выполнили должностные инструкции и спасли тем самым много жизней. Мы назовем их имена.

Инспектор Альберт Сибирский обнаружил на станции «Площадь Восстания» взрывное устройство. Эта бомба не взорвалась. Дежурная по станции «Технологический институт» Нина Шмелева первая пришла на помощь раненым. Машинист взорванного поезда Александр Каверин за доли секунды принял единственно правильное решение - вывести состав из тоннеля. Александр Каверин рассказал нашему корреспонденту то, что пока никому не говорил.

Жизнь в городе постепенно нормализуется. Метрополитен открылся сегодня вовремя. Все линии, без исключения. В течение дня из-за бесхозных предметов закрывались несколько станций. Но после того как специалисты убедились, что они безопасны, движение поездов быстро восстанавливали. И сейчас метро работает в обычном режиме. Наземный транспорт также курсирует по своему расписанию. Трафик - стандартный для этого времени суток.

Конечно, меры безопасности усилены: количество полицейских нарядов увеличено примерно в два раза. Но в целом сегодня был обычный рабочий день.

Съемочная группа нашла героев вчерашнего дня: Александр Каверин - машинист того самого состава, Нина Шмелева - дежурная по станции «Технологический институт». Это удивительно скромные люди. Рассказывают, что в метрополитен оба пришли 15 лет назад. Начинали с учеников, добились высоких квалификаций.

И тут же спрашивают – ну, какие мы герои. Но чтобы принять единственно верное решение, организовать эвакуацию и помощь раненым в той ситуации, в которой оказались они, наверное, все-таки нужно иметь особый характер, волю и смелость.

«»Вы понимаете, что Вы совершили героический поступок?» Я говорю: «Я совершил работу». Первое впечатление было, что что-то произошло с вагонным оборудованием, со сработкой какого-то огнетушителя порошкового, который у нас имеется. Потому что пошла запыленность, было непонятно - хлопок и запыленность. Пока я докладывал, начали поступать сообщения по связи «пассажир-машинист», но понять их было невозможно, потому что говорили все - в каждом вагоне по два прибора связи. При этом состав продолжает движение. В этот момент я обращаю внимание на то, что по зеркалам препятствий для движения нет, по движению состава чувствую, что он идет. Я доложил о том, что буду выезжать на станцию «Технологический институт», так как в этот момент станция уже была видна», - рассказал машинист.

Вопрос: «Если бы остановился состав, сдвинуть его было бы уже практически невозможно?»

«Вы представляете себе замкнутое пространство, грубо говоря, труба, в которой стоит состав. С одной стороны, контактный рельс - не пройти. Эвакуировать в этой ситуации только через одну сторону по банкетке. Шесть вагонов. Представляете, сколько это по времени? Произошел хлопок. Взрыв - значит, может быть возгорание, а кто будет тушить? Если состав остановился - один машинист. Решение только одно - по возможности вывести состав на станцию», - рассказал машинист.

«Поезд к нам уже приехал не то чтобы сильно раскореженный, но как пузырь. Когда я прибежала, там уже немножко дымилось. Машинисты тушили. Самого огня не было, просто дым. Люди многие не растерялись, помогали другим, потому что было много крови. Кто-то доставал людей с вагона, кто-то проверял, дышит или нет. Все слаженно. Когда мне дежурная звонила, она сразу и «скорую» вызывала. Она говорила, что нужно много «скорых», потому что взрыв. Если честно, я не плакала. Это сейчас у меня слезы на глазах, не очень хорошо себя чувствую, потому что, скажем так, до меня сегодня только дошло, что это глубочайшая трагедия для всех», - сказала дежурная по станции «Технологический институт» Нина Шмелева.

Есть и еще один герой - инспектор по станции «Площадь Восстания». Он нашел второе взрывное устройство. Благодаря его бдительности бомба так и не сработала, ее обезвредили взрывотехники. Имя инспектора - Альберт Сибирский. Вместе с Ниной Шмелевой и Александром Кавериным он ночью отправится в Москву, их представили к государственным наградам. А от имени петербуржцев мы еще говорим им спасибо!

В петербургском метро на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт", не подлежит восстановлению, сообщил журналистам начальник ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин. "Он был настолько сильно поврежден, что не помещался в тоннель", - сказал Гарюгин. Сейчас поезд находится в депо на станции Автово, в дальнейшем его утилизируют.

Гарюгин отметил, что машинист поезда, в котором произошел взрыв, Александр Каверин принял единственно верное решение и вывел состав на станцию. Тем самым он спас жизнь многим пассажирам и будет представлен к награде.

50-летний Каверин работает машинистом в метрополитене уже 15-й год. Начинал он с технической школы, был машинистом четвертого класса, потом третьего, потом второго класса. Сейчас он машинист первого класса и старший машинист на составе. Он женат, воспитывает двух несовершеннолетних детей.

"Этот человек в нужный момент принял единственно правильное решение - вывел состав на станцию согласно инструкции. Такая инструкция действительно есть, - сказал руководитель метрополитена. - Это было правильное решение".

Сам Каверин рассказал, что в момент происшествия слышал, как произошел хлопок, и стали поступать сообщения по связи "пассажир - машинист", передает ТАСС.

"Произошел хлопок и запыление. Я связался с диспетчером и сообщил ему о ситуации. В этот момент стали поступать непонятные сообщения по связи "пассажир - машинист". Одновременно говорили все во всех вагонах, о чем я также сообщил диспетчеру и принял решение согласно инструкции по действиям в таких случаях, которая была специально разработана в метрополитене. Я принял решение о выводе состава на станцию, так как состав шел без замедления, мы поняли, что произошло, только после остановки состава", - добавил он.

"Удачно получилось в том смысле, что в этом месте находится линейный пункт "Технологический институт", где находились в этот момент три машиниста-инструктора, которых я вызвал звуковым сигналом, они сразу же вышли. Резервные машинисты также вышли для оказания помощи. Естественно, в вагонах сразу же открыли двери, чтобы пассажиры могли выйти", - рассказал Каверин.

"Я действовал по инструкции согласно указаниям диспетчеров. В тот момент о страхе думать было некогда, надо было работать. Паники не было. Когда открылись двери первого вагона, все пассажиры стояли и хором объясняли, что произошло, даже не вышли из вагона. Они говорили, что произошел хлопок. В данной ситуации я обязан был вывести поезд на станцию, что я и сделал. После произошедшего состав продолжал движение", - сказал машинист.