И путешественник, подполковник.

Перси Фосетт
Percy Fawcett

Имя при рождении Персивал Харрисон Фосетт
Дата рождения 18 августа (1867-08-18 )
Место рождения Торки (Великобритания)
Дата смерти (предположительно)
Место смерти Мату-Гросу (Бразилия)
Гражданство Великобритания Великобритания
Род деятельности артиллерийский офицер
топограф
исследователь
путешественник
Отец Эдвард Б. Фосетт
Мать Мира Фосетт
Супруга Нина Агнес Патерсон
Дети Джек Фосетт, Брайан Фосетт
Награды и премии
Перси Фосетт на Викискладе

Фосетт пропал при неизвестных обстоятельствах вместе со своим сыном в 1925 году во время экспедиции, целью которой было обнаружение некоего затерянного города в сельве Бразилии .

Ранняя жизнь и карьера

Экспедиции

Фосетт совершил первую экспедицию в Южную Америку в 1906 году , чтобы нанести на карту область джунглей на границе Бразилии и Боливии по поручению Королевского географического общества. Он прибыл в Ла-Пас (Боливия) в июне. Всего между и 1924 годом Фосетт совершил семь экспедиций. Во время Первой мировой войны он вернулся в Британию, чтобы служить в действующей армии, и участвовал в битве на Сомме (1916), но после войны вернулся в Бразилию и продолжил изыскания на местности и изучение дикой природы.

Поиски затерянных городов Атлантиды

Всю свою жизнь Фосетт был уверен в существовании заброшенных неизвестных городов в южноамериканской сельве. Собранные им данные (большая часть которых, нам, по-видимому, неизвестна) позволяли ему судить о том, что в этих местах некогда существовала высокоразвитая цивилизация , которую Фосетт считал цивилизацией Атлантиды . Главным указанием на существование в неисследованных районах Бразилии остатков доисторических городов Атлантиды (или её колоний) для него служила т. н. Рукопись 512 - документ XVIII века , в котором описывалось открытие португальскими искателями сокровищ (бандейрантами) в 1753 году руин неизвестного мёртвого города в глубине провинции Баия .

«Главной целью » своих поисков Фосетт называл «Z» - некий таинственный, возможно, обитаемый город на территории Мату-Гросу , лишь предположительно тождественный городу бандейрантов 1753 года . Источник сведений о «Z» остался неизвестным; эзотерические предания со времён Фосетта до наших дней связывают этот мифический город с теорией Полой Земли .

Материальным свидетельством существования неизвестной доисторической цивилизации на территории Бразилии Фосетт считал статуэтку из чёрного базальта высотой 25 см, которую ему подарил его друг сэр Генри Райдер Хаггард , приобретший её в этой южноамериканской стране. По словам Фосетта, эксперты из Британского музея не смогли объяснить ему происхождение статуэтки, и с этой целью он обратился за помощью к психометристу , описавшему при контакте с этим артефактом «большой, неправильной формы континент, простирающийся от северного берега Африки до Южной Америки», на который затем обрушилась природная катастрофа. Название материка была Атладта .

В последующие десятилетия предпринимались поисковые экспедиции, не имевшие никаких результатов, кроме слухов, которые не могли быть подтверждены. В дополнение к предположениям, что Фосетт был убит индейцами или дикими животными, появилась история о том, что он потерял память и стал вождем племени людоедов . Иногда встречаются утверждения, что 100 человек погибло в более чем 13 экспедициях, целью которых было раскрыть тайну исчезновения Фосетта, однако известный канадско-британский исследователь Южной Америки Джон Хемминг, критик мифов вокруг Фосетта, указывает, что на деле экспедиций было всего три (причём первая пришла к выводу, что не отличавшиеся компетентностью и тактом путешественники были убиты местными жителями), и в них никто не погиб, за исключением актёра Альберта де Уинтона, повздорившего с индейцем, пытавшимся отнять его ружьё . Экспедиция 1951 года обнаружила человеческие кости, которые позже признали не принадлежавшими Фосетту или кому-либо из его спутников. Экспедиция 1996 года была захвачена в плен местным племенем калапало , но через некоторое время была отпущена, когда её члены отдали индейцам всё своё оборудование.

Версия Виллаш Боаша

В 1998 году английский исследователь Бенедикт Аллен объявил, что обнаружил подлинные останки Фосетта. В то же самое время вождь калапало Вайюви признал, что кости, найденные Виллаш Боашем, в действительности не принадлежали Фосетту. Также он отрицал, что его племя приняло какое-то участие в его гибели.

Одной из нераскрытых тайн истории исследования Южной Америки остается исчезновение экспедиции полковника Перси Фосетта в самом сердце джунглей Амазонки в 1925 году.

Работая с 1906 года на границе Бразилии и Боливии, полковник составлял карты местности для Королевского Географического общества Великобритании. В 1908 году работа была продолжена в Парагвае, а в 1910-1912 годах - на границе Перу и Бразилии. В те времена не существовало карт этих регионов. Из-за непроходимых джунглей и труднодоступных гор эти районы мало исследованы до сих пор.

Фосетт в своих докладах Географическому обществу сообщал о влажных лесах, родине малярии и экзотических болезней, кишащих дикими животными и жалящими насекомыми, а также жестокими племенами охотников за головами. Большую опасность представляли огромные анаконды, полковник лично убил змею длиной 9 метров и толщиной 20 сантиметров.

Фосетт был одержим идеей, что зеленый полог непроходимых лесов скрывает много тайн. По его мнению, там должны жить люди, потомки древних атлантов, которые спаслись после катастрофы и переселились на материк. Кроме того, исследователь считал, что условия во влажных джунглях таковы, что там вполне могли сохраниться животные мезозойского периода. В 1911 году исследователь прочитал лекцию в Лондоне в Королевском Географическом обществе. Публика была взволнована заявлением полковника, что цивилизованному человечеству практически ничего не известно о стране, лежащей в нескольких сотнях метров от берегов крупных рек Южной Америки. В своих экспедициях он не раз слышал легенды о лесных пигмеях, живущих на развалинах древних городов, о затерянных в джунглях серебряных рудниках. Фосетт, в частности, сообщил, что местные жители рассказывали об огромных следах каких-то зверей, оставленных на песке по берегам озер в Северной Боливии, и лично видел такие следы, зарисовка которых была представлена слушателям доклада. Эту интригующую лекцию удостоил своим посещением уже известный в то время писатель Артур Конан Дойл, которого рассказ полковника вдохновил на написание знаменитой книги «Затерянный мир».

В 1912 году Перси жил на востоке Бразилии среди необычного племени индейцев тапуйя. Последние имели, подобно европейцам, светлую кожу и маленькие руки и ноги. Исследователь считал их потомками более древней и великой цивилизации, возможно, Атлантиды. Черты лица этих людей были очень пропорциональны, а волосы имели пшеничный или рыжий цвет, что резко отличало их от остальных коренных жителей Южной Америки. Белокожие индейцы носили многочисленные украшения из золота, жадеита и изумрудов, а мастерство в работе с золотом и драгоценными камнями поразило англичанина.

Во время своих экспедиций Фосетт сделал множество удивительных открытий. Индейцы тапуйя показали ему пещеру с петроглифами на стенах, являющимися словами какого-то неизвестного языка. В пещере горел негаснущий холодный огонь. По словам индейцев, этот огонь освещал пещеру всегда. Подобный феномен исследователи находили в захоронениях Тибета и Индии. Тайна этого явления до сих пор не раскрыта. Но главным предметом поиска полковника всегда оставались затерянные города, о которых сообщали еще иезуитские миссионеры в 1700-х годах. Фосетту удалось войти в доверие к вождям некоторых индейских племен, и те поведали, что в районе Риу-Ксингу есть древний город великанов, расположенный на равнине, окруженной непроходимыми джунглями и горами. В городе есть ров, мощеные улицы и статуи. Городские стены охраняет свирепое племя индейцев суйяс. В окрестностях затерянного города обитают животные, напоминающие динозавров, и гигантские обезьяны ростом 2,5 метра. Один из индейских вождей показал Фосетту маленький и очень старый камень из того района. На нем был вырезан человек, одетый в сандалии и римскую тогу.

Фосетт нашел в Рио-де-Жанейро в одном из старинных документов, датированном 1753 годом, данные о большом древнем городе без жителей в районе джунглей, известном как Серра-до-Ронкадор вблизи Риу-Ксингу в северо-восточной Бразилии. Позднее один из собственников каучуковой плантации показал исследователю необычного каменного идола, при прикосновении к которому возникал электрический разряд. По мнению полковника, этот идол был связан с древними затерянными городами атлантов, которые он искал. Один из индейских вождей побывал в затерянном городе. Вот его рассказ:

«Нужно двигаться вверх по реке Ксингуатане, притоку Ксингу, до тех пор пока не встретите озеро, заросшее тростником, где обитают красивые болотные птицы с малиновыми хохолками. Посередине озера находится островок, на котором высятся большие квадратные плиты, положенные друг на друга. К островку через заросли тростника можно с трудом добраться на каноэ. На островке находится вход в тоннель протяженностью в десятки метров. Другой конец тоннеля выходит к стене, огораживающей древний город. В каменном городе есть здания, мощеные улицы, красивые площади и храмы, поросшие мхом. Статуи в натуральную величину изображают красивых мужчин и женщин, одетых в тоги. На стенах храмов начертаны слова на непонятном языке.

В городе обитают люди, очевидно, ничего общего не имеющие с его строителями. У них светлая кожа и странные красноватые глаза. Представители свирепого племени обладают очень слабым умственным развитием».

В последнюю экспедицию, возглавляемую Фосеттом, входили его сын Джек и друг сына Ральф Римелл, газетный фоторепортер. С его помощью полковник рассчитывал запечатлеть для истории будущие открытия. Работу носильщиков выполняли индейцы. Несмотря на то, что индейцы относились к Фосетту с уважением, ему не всегда удавалось найти проводников: аборигены не осмеливались посещать районы, которые хотел исследовать полковник, считая их обиталищем злых духов.

Путешественники выступили из Сан-Пауло в апреле 1925 года. В последнем письме жене полковник написал, что отправляется на поиски затерянного города, называемого Маноа. Сообщал, что по последней информации статуи в городе целиком вырезаны из кварца. В мае 1925 года пришла последняя весточка от путешественника. Больше его никто никогда не видел. Перси навсегда исчез в непроходимых джунглях Бразилии.

Многочисленные экспедиции, предпринятые за последние 75 лет, так и не смогли установить, что же случилось с Фосеттом. Многие участники этих поисковых партий умерли от малярии и укусов змей. Существует множество различных слухов о том, что индейцы, живущие в джунглях, держали старого англичанина в качестве узника, и о том, что якобы найдены кости путешественника. По другой версии, Фосетт и его спутники были убиты индейскими проводниками. Все эти предположения кажутся маловероятными. В 1949 году немецкий антрополог Д. Эрманн, путешествовавший по северо-востоку Бразилии, заявил, что видел у индейцев высушенную голову, имевшую сходство с Фосеттом. Люди племени рассказали, что англичанин был убит, так как защищал сына, нарушившего табу.

Загадка исчезновения полковника Фосетта продолжает будоражить умы людей во всем мире. В 1998 году журналист Бенедикт Аллен попытался раскрыть тайну, отправившись в джунгли с очередной экспедицией. Он заявил, что нашел кости английских путешественников, но это утверждение остается недоказанным. Но даже если останки Фосетта будут когда-нибудь найдены, древние города с их секретами по-прежнему остаются глубоко запрятанными в непроходимых лесах, дожидаясь своего часа.

Давеча посмотрел достаточно интересное кино "Затерянный город Z", посвященный Перси Фосетту, чья экспедиция пропала в 1925 в Амазонии. В свое время читал про эту историю, так что было интересно посмотреть на ее экранизацию.
Сама история на вид тривиальна - британский офицер не добившийся больших свершений на военной службе, многократно путешествовал в Южную Америку, чтобы в неразведанной части Амазонии отыскать следы древней индейской цивилизации, до которой в свое время не добрались испанцы. В ходе последней экспедиции он ушел в джунгли и исчез. Что с ним там стало достоверно неизвестно до сих пор, хотя есть ряд более менее аргументированных версий.

Фильм представляет собой по сути краткое жизнеописание полковника Фосетта, который с точки зрения авторов фильма стремился к славе и известности, а также к тому, чтобы доказать, что индейцы не отличаются от других людей. Авторы судя по всему так до конца и не определились - был ли Фосетт абсолютным эгоцентристом, который принес и себя и свою семью в жертву своим личным амбициям или же им двигала возвышенная тяга к первооткрывательству порожденному природным любопытством человека.

В конечном итоге, исходя из известных фактов о Фосетте, личные амбиции на мой взгляд там превалировали, иначе бы он не скрыл маршрут своего похода к "затерянному городу Z" на основании того, что он боялся, что его может кто-то опередить. С другой стороны, трудно судить о том, насколько именно Фосетт отошел от традиционного Киплинговского образа белого человека. несущего бремя цивилизации и просвещения отсталых народов. Создатели фильма вложили в уста Фосетта ряд тезисов, который прямо скажем оппонируют типичному киплинговскому взгляду конца XIX-начала XX века. Возможно это просто дань современным толерантным ветрам, с другой стороны - возможно Фосетт был более чем прогрессивен для своего времени, когда память о работорговле еще была жива, а индейцев относительно недавно начали считать людьми.

В итоге, когда он вместе с сыном последний раз ушел в джунгли, он в первую очередь стремился быть первым белым человеком, который достигнет затерянного города. Нашел ли Фосетт то, что искал - достоверно неизвестно. Авторы в этом плане поступили достаточно резонно, не став выдумывать какую-то отсебятину, а остановились на последних известных свидетельствах о том, что Фосетт и его сын оказались у индейцев, а что с ними было дальше, это уже вопрос дискуссионный. В итоге, получился более-менее дословный пересказ некоторых вех биографии Фосетта, хотя и определенные домыслы в некоторых моментах они себе позволили, хотя на общую структуру истории Фосетта эта коррекция не сильно повлияла.

В целом, получилось достаточно занимательное, хоть и весьма размеренное кино про закат эпохи классического первооткрывательства, когда смельчаки на своих двоих отправлялись в неизведанное, находя там славу или смерть, а порой и то и другое.
Вскоре, развитие техники, а затем и появление спутников, позволило закрасить подавляющее число белых пятен, что фактически привело к отмирании целой профессии первопроходцев, что вынудили людей это склада характера искать себя в других сферах, хотя как показывает пример Федора Конюхова, целеустремленный и стойкий человек, всегда найдет как бросить вызов трудностям путешествий.

С технической точки зрения фильм снят хорошо. Красивая природа Южной Америки, отличная операторская работа, годная игра актеров, разве что музыка особо не запомнилась. И что главное, фильм продвигает правильную мысль о том, что настоящие свершения получаются у тех, кто не хватает то, что лежит рядом, а тянется к дальним рубежам и неизведанному. В этом отношении жизнь и судьба Фосетта служит достаточно наглядно иллюстрацией этого тезиса, но вместе с тем и напоминанием, что и риски связанные с преодолением фронтира человеческого восприятия, порой могут стоить жизни. И если в долгосрочной перспективе, встанет вопрос освоения новых миров, такие люди человечеству безусловно понадобятся, со всеми их достоинствами и недостатками.

Фосетт родился в 1867 году в Торквее, графство Девон, Англия. Мать - Мира Фосетт. Отец - Эдвард Б. Фосетт - родился в Индии и был членом Королевского географического общества. Вероятно, именно от него Перси Фосетт унаследовал любовь к путешествиям. В 1886 году он начал служить в артиллерийских войсках в Тринкомали, Цейлон, где встретился со своей будущей женой. Позже работал на британскую разведку в северной Африке и выучился на топографа. Фосетт был другом таких писателей, как Г. Райдер Хаггард и Артур Конан Дойль. Последний черпал вдохновение из рассказов Фосетта при написании романа «Затерянный мир».

Экспедиции

Фосетт совершил первую экспедицию в Южную Америку в 1906, чтобы нанести на карту область джунглей на границе Бразилии и Боливии по поручению Королевского географического общества. Он прибыл в Ла-Пас (Боливия) в июне. Всего между 1906 и 1924 годом Фосетт совершил семь экспедиций. Во время Первой мировой войны он вернулся в Британию, чтобы служить в действующей армии, но после нее вернулся в Бразилию и продолжил археологические изыскания и изучение дикой природы.

Последнее путешествие

В 1925 году Фосетт вместе со своим старшим сыном Джеком отправился на поиски затерянного города. Экспедицию финансировала группа лондонских финансистов под названием The Glove («Перчатка») . Изучив древние легенды и исторические записи, в частности «Рукопись 512», он пришел к выводу, что где-то на плато Мату-Гросу существует город, который он назвал «Z». Фосетт оставил записку, в которой говорилось о том, что, если они не вернутся, то не надо посылать на поиски спасательную экспедицию, иначе ее участников будет ждать та же судьба, что и его.

29 мая 1925 года Фосетт телеграфировал своей жене, что готов отправиться в неиследованные территории втроем с Джеком и его другом Рэйли Раймеллом. Сообщалось, что они пересекли реку Шингу, юго-восточный приток Амазонки. Больше о них никто не слышал.

Предположения, поиски и объяснения

Многие считают, что исследователи были убиты индейцами - возможно, племенем калапало, которые видели их в последний раз, или одним из тех племен, через территории которых они проходили. Оба молодых человека были больны и хромали, когда их видели в последний раз, и вполне вероятно, что они умерли в джунглях от естественных причин. В 1927 году табличка с именем Фосетта была найдена индейцами.

В 1933 году компас, принадлежавший Фосетту, был найден вблизи владений индейцев племени бачиари.

В последующие десятилетия предпринимались поисковые экспедиции, не имевшие никаких результатов, кроме слухов, которые не могли быть подтверждены. В дополнение к предположениям, что Фосетт был убит индейцами или дикими животными, появилась история о том, что он потерял память и стал вождем племени людоедов. 100 человек погибло в более чем 13 экспедициях, целью которых было раскрыть тайну исчезновения Фосетта. Экспедиция 1951 года обнаружила человеческие кости, которые позже признали не принадлежавшими Фосетту или кому-либо из его спутников. Экспедиция 1996 года была захвачена в плен племенем калапало, но через некоторое время была отпущена, когда ее члены отдали индейцам все свое оборудование.

Версия Вильяс Боаса

Датский исследователь Арне Фальк-Рённе путешествовал по Мату-Гросу в 1960-ых. В 1991 году он выпустил книгу, в которой написал, что узнал о судьбе Фосетта от Орландо Вильяс Боаса, одного из братьев Вильяс Боас, известных бразильских активистов и знатоков индейских племен. В свою очередь, Орландо узнал об этом от одного из убийц Фоссетта. По его версии, Фосетт и его спутники в результате несчастного случая на реке потеряли большую часть даров, предназначавшихся индейским племенам. Из-за этого и из-за того, что члены экспедиции в то время страдали от болезней, племя калапало, с которым они столкнулись, решило их убить. Тела Джека Фосетта и Рэйли Раймелла были выброшены в реку; полковник Фосетт же был похоронен в соответствии с обычаем, как старый человек. Фальк-Рённе был у племени Калапало и сообщал, что один из его членов подтвердил историю Вильяс Боаса.

Останки Фосетта?

В 1951 году Орландо Вильяс Боас обнаружил кости, которые могли принадлежать Фосетту. Анализ, предположительно, подтвердил это, но Брайан Фосетт (1906-1984), сын путешественника, отказался признавать их принадлежащими его родителю. Вильяс Боас заявил, что Брайан слишком заинтересован в получении прибыли от книг об исчезновении отца. По сообщению 1965 года, кости находились в коробке в доме одного из братьев Вильяс Боас.

В 1998 году английский исследователь Бенедикт Аллен объявил, что обнаружил подлинные останки Фосетта. В то же самое время вождь калапало Вайюви признал, что кости, найденные Вильяс Боасом, в действительности не принадлежали Фосетту. Также он отрицал, что его племя приняло какое-то участие в его гибели. Оба этих заявления не имеют под собой каких-либо решающих доказательств.

Община в джунглях

21 марта 2004 года британская газета The Observer сообщила, что телережиссер Миша Уильямс, изучавший личные записи Фосетта, обнаружил, что тот не собирался возвращаться в Великобританию, намереваясь создать в джунглях общину, основанную на теософских принципах и религиозном поклонении его сыну Джеку. Статья в журнале New Yorker, где рассматривалась эта версия, также сообщает о том, что предположительно «затерянный город Z» был обнаружен археологом Майклом Хекенбергером и представлял собой несколько групп поселений (всего 20), каждая из которых могла вмещать до 5000 человек. По словам Хекенбергера, «все поселения были построены по сложному плану, с таким знанием инженерного дела и математики, которое могло посоперничать со всем, что было в то время в большей части Европы».

Перси Фоссет (1867-1925?), английский путешественник по Южной Америке. Исследовал Амазонию, пограничные районы Перу и Боливии. Пропал без вести при поиске затерянного древнего города…

В 1886 г., окончив военное артиллерийское училище, он приехал на остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в качестве военного топографа и получил назначение в город Тринкомали. Почти двадцать лет провел Фоссет на этом острове.

Здесь он стал настоящим исследователем, изучал древние памятники культуры и традиции коренного населения. Здесь он увлекся парусным спортом - до такой степени, что даже сам сконструировал две гоночные яхты и получил патент на открытый им новый принцип сооружения судов, известный под названием «ихтоидная кривая». Таким образом он стал еще и изобретателем.

А кроме того, он мечтал о новых ярких впечатлениях, о дальних дорогах, обо всем том, что олицетворяло независимость, потому что был он в эту пору человеком зависимым: армейский офицер себе не принадлежит.

В 1906 г. правительство Боливии попросило Королевское географическое общество Великобритании прислать опытного топографа, чтобы установить точные границы на стыке трех стран - Боливии, Перу и Бразилии. Именно в этих местах росли каучуковые деревья, которые стали, после того как был открыт способ вулканизации каучука, ценнейшим промышленным материалом. Надо было точно определить, какая часть Полковник Фоссет этого каучукового «месторождения» принадлежит Боливии, какая - Перу, а какая - Бразилии.

Выбор пал на майора Перси Гаррисона Фоссета. Британское Королевское географическое общество предложило ему еще попутно собрать сведения о тамошних народах.

Первая экспедиция Фоссета продолжалась пятнадцать месяцев. Прибыв на место работ, он сразу попал в особый мир, полный чудес и опасностей. Бескрайняя сельва уходила за горизонт. Над зеленым морем возвышались таинственные и сказочно прекрасные горы Рикардо-Франко-Хиллс. В этом зеленом лабиринте Фоссету предстояло отыскать истоки реки Верде, по которой проходила граница, проследить ее русло и прочертить на карте реальную границу между двумя странами, чтобы впоследствии те могли избежать стычек и раздоров из-за спорных пограничных территорий.

Предполагалось, что отряд Фоссета поднимется вверх по реке Верде на лодках. Но многочисленные мелководные перекаты вскоре заставили отказаться от этой идеи и прорубать тропу сквозь прибрежную чащу.

Фоссет изведал удушающий, насыщенный влагой воздух тропического леса и пронизывающий холод ночевок в горах. При крушении плота в реке погибли ящики с грузом экспедиции. В другой раз ночью во время грозы при быстром подъеме воды перевернуло баркас. Вал схлынул так же внезапно, как налетел, оставив на берегу множество пауков, таких огромных, что их жертвами становятся даже небольшие птицы, а также множество змей, которыми кишели окрестные болота.

Через несколько дней, когда отряд Фоссета спускался на небольшой лодке по реке, из воды внезапно появилась гигантская анаконда. Фоссет удачно всадил в нее пулю, хотя спутники умоляли его не стрелять: раненая анаконда способна напасть на лодку и переломить ее. Сила этого пресмыкающегося, достигающего десяти и больше метров в длину, огромна, и человек, вступивший в края, изобилующие анакондами, начинает игру со смертью.

Однажды люди, спавшие в лесном лагере, были разбужены сдавленным криком. Вскочив, они увидели, что гамак, в котором спал их товарищ, оплела железными кольцами анаконда. Началась беспорядочная стрельба, заставившая змею выпустить жертву. Но к этому времени у несчастного были переломаны все кости, и он вскоре умер…

Запасы пищи быстро иссякли. Пополнить их путники не могли: в реке не было рыбы, а в лесу - дичи. От голода пали собаки, сопровождавшие отряд.

Местные жители, отважившиеся идти проводниками, начали первыми терять силы. Их старшина, обессилев совсем, лег в кусты, готовясь к смерти. Фоссет сумел заставить его идти, только приставив нож к груди, ибо уговоры уже не действовали на индейца.

Спустя несколько дней люди увидели какое-то парнокопытное животное вроде оленя. Ослабевшими руками Фоссет едва поднял ружье - от его выстрела зависела жизнь его спутников… Добытое мясо ели вместе с кожей и волосами.

Из шести индейцев, сопровождавших Фоссета в этом походе, пятеро умерли вскоре после возвращения: сказались перенесенные лишения.

Несмотря на трудности. Перси Фоссету удалось успешно выполнить все работы, связанные с демаркацией границы. Фоссет произвел топографическую съемку обширного района и наметил трассу железной дороги, которую предполагалось провести здесь, а также впервые исследовал и нанес на карту верхнюю часть реки Акри, открыл и заснял неизвестный прежде приток Акри - реку Явериху, исследовал верховья другой реки - Абунан.

Президент Боливии предложил продолжить работы на другом участке. Фоссет согласился, однако надо было получить еще и согласие своего военного начальства в Лондоне. Уезжая, он не был уверен, что ему разрешат вернуться в Южную Америку, и, по правде сказать, не думал настаивать на таком возвращении.

О пережитом и увиденном он подробно рассказывал по возвращении в Лондон Артуру Конан Дойлу, автору «Записок о Шерлоке Холмсе». В результате этих бесед появилась знаменитая повесть Конан Доила «Затерянный мир», а Фоссет стал прототипом ее героя, профессора Челленджера. Впрочем, внешнего сходства между ними нет: спокойный, сдержанный Фоссет, высокий, худощавый, с трубкой в зубах, совершенно не был похож на коренастого бородатого коротышку профессора Челленджера, бешеный нрав которого отталкивал от него людей. Сходство есть в одержимости своим делом, в готовности идти на риск ради поисков истины. И, конечно, в приключениях, которые, раньше, чем выпасть на долю профессора Челленджера и его спутников по пути к «затерянному миру», стали уделом Перси Фоссета. Кстати, и писал Фоссет о своих путешествиях не хуже Конан Доила. Только записи его непохожи на роман.

В марте 1908 г. майор Фоссет снова был на борту корабля, направлявшегося к берегам Южной Америки. Перед ним вырисовывались новые, еще более важные и увлекательные цели, чем топографические работы в пограничных районах.

Еще во время своей первой экспедиции Фоссет услышал о живущих в глубине сельвы «белых индейцах». Само сочетание этих слов казалось странным.

И тем не менее находились очевидцы, встречавшие в глуши лесов рослых, красивых дикарей с белой кожей, рыжими волосами и голубыми глазами. Это не могли быть потомки инков. Тогда кто же они, белые индейцы?

Фоссету рассказывали о таинственных пещерах, на стенах которых видели удивительные рисунки и надписи на неведомом языке. Передавали смутные слухи о развалинах древних городов в сельве. И Фоссету казалось, что все это звенья одной цепочки.

Возможно, что еще до инков и помимо них в Южной Америке существовала древняя цивилизация. Обнаружить ее следы - значит открыть новую страницу в истории континента. И в истории человечества вообще: разве можно совершенно исключить предположение, что в Южной Америке могли оказаться пришельцы с легендарного затонувшего материка Атлантиды?

Вторая экспедиция Фоссета началась в 1908 г. Тогда он уточнил истинное местоположение Верде, притока реки Гуапоре. Это было трудное путешествие: река оказалась извилистой, путь вдоль нее занял больше времени, чем предполагалось, съестные припасы кончились…

В 1909 г. Фоссет снова направился к истокам реки Верде, на этот раз в сопровождении представителей властей Боливии и Бразилии, которые поставили пограничные знаки. Ему тут же предложили работу в пограничной зоне между Боливией и Перу. Однако для этого пришлось бы бросить службу в армии.

Может быть, год-два назад Фоссет еще испытывал бы колебания. Но теперь мысль о поисках исчезнувших цивилизаций все более овладевала им. Он и так слишком долго занимался делами, несвойственными британскому офицеру.

Мы не будем подробно рассказывать о пяти последующих путешествиях Фоссета по Южной Америке. Он совершил две экспедиции в приграничные районы Боливии и Перу. Затем была экспедиция 1913-1914 гг. по новым маршрутам в малоисследованные районы Боливии. Эти экспедиции были трудны, полны приключений, они дарили радость географических открытий. И хотя все они дали интереснейшие материалы, сам Перси Фоссет назвал их подготовкой к самой главной экспедиции своей жизни: к путешествию на поиски древнейшей цивилизации Земли…

В этот период он намечал новые маршруты и читал старинные книги. В них было много недостоверного, много устаревшего и просто вздорного, и все же Фоссет находил все новые и новые подтверждения своей гипотезы.

«…В древности коренное население Америки жило в стадии, значительно отличающейся от существующей ныне. Вследствие множества причин эта цивилизация выродилась и исчезла, и Бразилия является страной, где еще можно искать ее следы. Не исключено, что в наших пока что мало исследованных лесах могут существовать развалины древних городов».

Так написал некогда «один выдающийся бразильский ученый». Но кто именно? Фоссет, приводя его высказывание в своих записках, почему-то не называет его имени. В чем тут дело? Скорее всего, в том, что мечтатель Фоссет, не всегда умея отличить правду от выдумки, слишком многое принимал на веру просто потому, что ему хотелось в это верить. Легенду, изобилующую фантастическими сведениями, он считал вполне достоверным историческим свидетельством. Высказывания людей несведущих могли показаться ему мнениями ученых. Может быть, и в этом случае Фоссет назвал «выдающимся ученым» человека, весьма далекого от науки, и не стал приводить его имени, потому что читателям оно все равно ничего бы не сказало?

Правда, легенды и предания о древнейших городах на территории Бразилии, которые собрал Фоссет, могли бы тогда вскружить голову и человеку, куда менее увлеченному. Это только сегодня, когда с карты Южной Америки стерты последние белые пятна, его стремление искать следы древнейшей цивилизации может показаться наивным. Это только современные исследования показали, что даже в самых «затерянных мирах» нет городов, которые можно было бы считать древнейшими на Земле. А в начале XX в. о «затерянных мирах» было известно так мало, что можно было поверить всему Еще с XVI в. португальцы, колонизовавшие Южную Америку, верили в то, что где-то в непроходимых джунглях, на северо-востоке территории, занимаемой сегодня Бразилией, находятся богатейшие серебряные рудники индейцев. На поиски их, движимые алчностью, не раз уходили экспедиции конкистадоров. Большей частью они бесследно пропадали в лесах, а если и возвращались, то участники похода, оставшиеся в живых, еще долго вспоминали отравленные стрелы индейцев, подстерегавшие незваных пришельцев на глухих лесных тропах.

Об истории одной из таких экспедиций рассказывалось в старинном документе, который Перси Фоссет обнаружил в библиотеке Рио-де-Жанейро. Долгое время он пролежал на полках какого-то архива. Рукопись с плохо различимым текстом на португальском языке оказалась порванной во многих местах, записи на некоторых страницах были сделаны так небрежно, что даже имена большинства участников похода не всегда можно было разобрать. Речь шла об одной экспедиции, отправившейся на поиски серебряных рудников в 1743 г.

Возглавлял ее некий португалец, уроженец Бразилии. Его отряд бродил по затерянным уголкам Бразилии в течение десяти лет.

В одном из них португалцы и нашли некогда великолепный каменный город, разрушенный землетрясением Рукопись, которая попала в руки Фоссета и которую он с величайшим вниманием изучил, была секретным донесением начальника экспедиции вицекоролю Бразилии.

Фоссет поверил в этот рассказ безоговорочно. Но насколько он достоверен на самом деле? Ведь даже и в кратком пересказе рукописи можно найти немало противоречий, которые заставляют усомниться в правдивости автора.

Скорее всего, в основе рукописи, наиденной Фоссетом, лежала одна из легенд, которые слагали сами же европейские пришельцы, страстно желавшие, чтобы где-то в бразильских джунглях действительно были древние города с погребенными в них несметными сокровищами. И нельзя сказать, чтобы эти легенды создавались совершенно на пустом месте: в основе их лежали какие-то реальные сведения о городах древних инков. Одним из таких городов был, например, Мачу-Пикчу Но сведения достоверные - они были, несомненно, и в рукописи, найденной Фоссетом, - переплетались в этих легендах с невероятными, фантастическими подробностями, їлавной же подробностью неизменно оставалась одна - золото, несметное, невиданное количество золота. Потом, с течением времени, этим легендарным городам на территории теперешней Бразилии стали приписывать и небывалую древность - древнейшие города древнейшей на Земле цивилизации…

Не сокровища, которые были скрыты в этих легендарных городах, интересовали Перси Фоссета. Он стремился раскрыть тайны древней истории Америки. Вот что написал он однажды: «Я ставил своей целью поиски культуры более ранней, чем культура инков, и мне казалось, что ее следы надо искать где-то дальше на востоке, в еще не исследованных диких местностях… Я решил… попытаться пролить свет на мрак, окутывающий историю этого континента. Я был уверен, что именно здесь скрыты великие секреты прошлого, все еще хранимые в нашем сегодняшнем мире…»

Фоссет к тому времени уже достаточно знал Амазонию, чтобы приблизительно представить, где мог находиться таинственный город. Но прошло немало лет, прежде чем он смог отправиться на его поиски.

Известие о начале Первой мировой войны заставило Фоссета изменить все планы. Он поспешил к побережью, чтобы с первым судном вернуться в Англию.

Войну Фоссет закончил полковником. Он попробовал организовать новую экспедицию, но ни Королевское географическое общество, ни другие научные организации Лондона не собирались тратить деньги на поиски каких-то мифических городов в Южной Америке. Фоссета «почтительно выслушивали пожилые джентльмены, археологи и музейные эксперты в Лондоне, но заставить их поверить хоть в частицу того, что я доподлинно знал, было решительно не в моих силах».

Вскоре семья полковника покинула Англию. Жена и дети отправились на Ямайку, а сам он в 1920 г. вернулся в Бразилию.

Следующая организованная им экспедиция оказалась неудачной. Фоссету редко везло на спутников. Впрочем, трудно было найти людей, равных ему по выносливости и целеустремленности. Однако на этот раз спутники стали просто тяжелой обузой. Один оказался лгуном и проходимцем, другой в трудные минуты ложился на землю и начинал ныть: «Не обращайте на меня внимания, полковник, идите дальше и оставьте меня здесь умирать».

Между тем до Фоссета доходили слухи, укреплявшие его в том, что он на верном пути. В одном месте нашли серебряную рукоятку старинного меча, в другом видели надписи на скалах. Какой-то старик, разыскивая пропавшего быка, вышел по тропе к развалинам города, где на площади возвышалась статуя человека. Правда, этот город находился подозрительно близко к населенным районам, и совсем не там, где его думал искать Фоссет.

Надо было спешить, непременно спешить, чтобы другие не опередили его!

Чем больше становились известными глухие прежде районы центральной части Южной Америки, тем меньше оставалось надежд на то, что затерянные города неведомых древних культур существуют на самом деле. К 1920-м гг. практически только в одном месте можно было рассчитывать на их находку - на севере бразильского штата Мату-Гросу. К этому месту и было приковано внимание путешественника, когда он готовил свою последнюю экспедицию.

Полковнику Фоссету исполнилось пятьдесят семь лет. К этому времени его имя было достаточно известно и он сумел заинтересовать идеей своей новой экспедиции различные научные общества, а кроме того, продал право публикации всех посылаемых им известий с маршрута Североамериканскому газетному объединению. Теперь он был не только исследователем, но еще и специальным корреспондентом ряда американских газет, который должен был посылать сообщения о своей собственной экспедиции. Можно было отправляться в неизведанное.

«Наш нынешний маршрут начнется от Лагеря мертвой лошади… По пути мы обследуем древнюю каменную башню, наводящую ужас на живущих окрест индейцев, так как ночью ее двери и окна освещены. Пересекши Шингу, мы войдем в лес… Наш путь пройдет… к совершенно не исследованному и, если верить слухам, густо населенному дикарями району, где я рассчитываю найти следы обитаемых городов. Горы там довольно высоки. Затем мы пройдем горами между штатами Байя и Пиауи к реке Сан-Франциску, пересечем ее где-то около Шики-Шики и, если хватит сил, посетим старый покинутый город. Между реками Шингу и Арагуая должны быть удивительные вещи, но иной раз я сомневаюсь, смогу ли выдержать такое путешествие. Я стал уже слишком стар…»

Эти строки написаны в 1924 г. Фоссет понимал, что если намеченное путешествие окажется безрезультатным, придет конец его давним стремлениям.

На этот раз экспедиция была невелика. Для снаряжения большей у Фоссета не было денег, да он, уже наученный горьким опытом, и не старался собрать большой отряд. С ним отправились старший сын Джек - крепкий, тренированный юноша, которого отец научил, кажется, всему, что нужно для трудной экспедиции, - а также школьный товарищ Джека, Рэли Раймел. Несколько носильщиков из числа местных жителей должны были дойти только до определенного места. После этого трое путешественников углубятся в дебри и надолго исчезнут из привычного цивилизованного мира.

«Цель 2» - так Фоссет условно обозначал свой затерянный город.

Из сельвы приходили обнадеживающие новости. В том направлении, куда они идут, обнаружены таинственные надписи на скалах, скелеты неизвестных животных, фундаменты доисторических построек, непонятный каменный монумент. Получены также новые подтверждения слухов о покинутых городах. Но говорили и другое: места эти населены воинственными дикими племенами, находящимися на низкой ступени развития и живущими в ямах, пещерах, а то и на деревьях…

Экспедиция Перси Фоссета выступила в поход весной 1925 г.

Сначала путь проходил по хорошо изученным, освоенным местам. Лишь после города Куяба экспедиция должна была попасть в «затерянный мир».

Осталось немало свидетельств о начале последнего путешествия Фоссета - многие подробности сохранились в письмах, адресованных Брайану Фоссету, младшему сыну путешественника, или жене Перси Фоссета. 5 марта 1925 г. Джек Фоссет написал из Куябы: «Вчера мы с Рэли опробовали винтовки. Они бьют очень точно, но производят страшный шум…

Говорят, что, покинув Куябу, мы войдем в местность, покрытую кустарником, и через день пути достигнем плато. Потом пойдет низкорослый кустарник и трава - и так всю дорогу, до поста Бакаири. Через два дня пути от поста нам попадется первая дичь». 14 апреля полковник Фоссет не скрывает своей радости: «После обычных задержек, свойственных этой стране, мы наконец готовы отправиться через несколько дней. Мы выходим, глубоко веря в успех… Чувствуем мы себя прекрасно. С нами идут две собаки, две лошади и восемь мулов. Наняты помощники… До нашего приезда тут стояла чудовищная жара и шли дожди, но теперь становится прохладнее - близится сухой сезон. …Не так давно, когда я впервые привлек внимание к Мату-Гросу своей деятельностью, образованному бразильцу совместно с армейским офицером было поручено нанести на карту одну из рек. Работавшие у них индейцы рассказали, что на севере существует какой-то город, и вызвались провести их туда, если они не боятся встречи с ужасными дикарями. Город, как рассказали индейцы, состоит из низких каменных зданий и имеет много улиц, пересекающихся под прямым углом; там будто бы есть даже несколько крупных зданий и огромный храм, в котором находится большой диск, высеченный из горного хрусталя.

На реке, которая протекает через лес, расположенный у самого города, есть большой водопад, и грохот его разносится на много лиг вокруг; ниже водопада река расширяется и образует огромное озеро, воды которого стекают неизвестно куда. Среди спокойных вод ниже водопада видна фигура человека, высеченная из белого камня (может быть, кварца или горного хрусталя), которая ходит взад-вперед на месте под напором течения.

Это похоже на город 1753 г. (т.е. на город, о котором шла речь в старинной португальской рукописи. - Прим. авт.), но место, указываемое индейцами, совершенно не совпадает с моими расчетами…» 20 мая 1925 г. Перси Фоссет рассказывал в письме о первых трудностях, что подстерегали экспедицию:

«Мы добрались сюда (до поста Бакаири. - Прим. авт.) после нескольких необычных перипетий, которые дали Джеку и Рэли отличное представление о радостях путешествия… Мы трижды сбивались с пути, имели бесконечные хлопоты с мулами, которые падали в жидкую грязь на дне потоков, и были отданы на съедение клещам. Как-то раз я далеко оторвался от своих и потерял их. Когда я повернул назад, чтобы их найти, меня захватила ночь, и я был вынужден лечь спать под открытым небом, использовав седло вместо подушки; меня тотчас же обсыпали мельчайшие клещи…

Джеку путешествие идет впрок. Беспокоюсь за Рэли - выдержит ли он наиболее трудную часть путешествия. Пока мы шли по тропе, одна нога у него от укусов клещей вся опухла и изъязвилась…» 29 мая полковник отправил жене письмо из того пункта, где трое путешественников должны были расстаться с сопровождавшими их местными жителями-носильщиками.

«Писать очень трудно из-за мириадов мух, которые не дают покоя с утра до вечера, а иногда и всю ночь. Особенно одолевают самые крошечные из них» меньше булавочной головки, почти невидимые, но кусающиеся, как комары.

Их тучи почти не редеют. Мучения усугубляют миллионы пчел и тьма других насекомых. Жалящие чудовища облепляют руки и сводят с ума. Даже накомарники не помогают. Что касается противомоскитных сеток, то эта чума свободно пролетает сквозь них!

Через несколько дней мы рассчитываем выйти из этого района, а пока расположились лагерем на день-другой, чтобы подготовить возвращение индейцам, которым больше невмоготу и не терпится выступить в обратный путь. Я на них за это не в обиде. Мы идем дальше с восемью животными - три мула под седлами, четыре вьючных и один вожак, заставляющий остальных держаться вместе. Джек в полном порядке, с каждым днем он крепнет, хотя и страдает от насекомых. Сам я весь искусан клещами и этими проклятыми пиум, как называются самые мелкие из мушек. Рэли внушает мне тревогу Одна нога у него все еще забинтована, но он и слышать не хочет о том, чтобы вернуться назад. Пока у нас достаточно пищи и нет необходимости идти пешком, но как долго это будет продолжаться - не знаю. Может случиться так, что животным нечего будет есть. Едва ли я выдержу путешествие лучше, чем Джек и Рэли, но я должен выдержать. Годы берут свое, несмотря на все воодушевление.

Сейчас мы находимся в Лагере мертвой лошади, в пункте с координатами 11 градусов 43 минуты южной широты и 54 градуса 35 минут западной долготы, где в 1920 г. у меня пала лошадь. Теперь от нее остались лишь белые кости.

Здесь можно искупаться, только насекомые заставляют проделывать это с величайшей поспешностью. Несмотря ни на что, сейчас прекрасное время года.

По ночам очень холодно, по утрам свежо; насекомые и жара начинают наседать с полудня, и с этого момента до шести вечера мы терпим настоящее бедствие».

Письмо заканчивалось словами: «Тебе нечего опасаться неудачи…»

Это было последнее письмо полковника Фоссета. Ни он, ни двое его спутников из экспедиции не вернулись.

Его будто бы видели на обочине глухой дороги: он был больным, несчастным и, казалось, лишился рассудка. Рассказывали, что Фоссет находится в плену у индейцев. Говорили, что он стал вождем другого индейского племени. Передавали слух о том, что Фоссет и его спутники были убиты свирепым предводителем дикарей. Указывали даже могилу полковника в сельве.

Но ни одна из этих и многих других версий не была подкреплена достоверными данными. Многочисленные поисковые экспедиции проверяли их одну за другой. Была вскрыта и «могила Фоссета». Останки исследовали видные лондонские эксперты и пришли к выводу, что здесь был похоронен кто-то другой.

Поисковым партиям, направленным в сельву по следам Фоссета, удалось собрать несколько отрывочных сведений о судьбе пропавшей экспедиции. Вождь одного из индейских племен утверждал, что он провожал трех белых людей до дальней реки, откуда они пошли на восток. Офицер бразильской армии нашел, как он считал, компас и дневник Фоссета, однако компас оказался простой игрушкой, а «дневник», судя по его содержанию, - записной книжкой какого-то миссионера.

Высказывалось множество предположений, куда направилась маленькая экспедиция после того, как рассталась с носильщиками в Лагере мертвой лошади. Дело в том, что Фоссет умышленно не назвал точно свой предполагаемый маршрут. Он писал:

«Если нам не удастся вернуться, я не хочу, чтобы из-за нас рисковали спасательные партии. Это слишком опасно. Если при всей моей опытности мы ничего не добьемся, едва ли другим посчастливится больше нас. Вот одна из причин, почему я не указываю точно, куда мы идем».

Загадочный город, который искал полковник Фоссет, не найден до сих пор.

Впрочем, в тех местах, куда направлялась его последняя экспедиция, никакого древнего города нет. К этому выводу пришел младший сын полковника, дошедший впоследствии до указанного отцом пункта. Воздушная разведка также не обнаружила в сельве ничего похожего на покинутый город.

Полковник Фоссет не успел дописать книгу о своей жизни и приключениях. Это сделал за него младший сын, Брайан Фоссет, использовав рукописи, письма, дневники и отчеты отца. Свою книгу он назвал «Неоконченное путешествие», в надежде, что его продолжат другие, и на ее страницах постоянно присутствует Перси Фоссет - профессор Челленджер, исследователь, бросивший вызов тайнам сельвы и навсегда затерявшийся где-то в огромном и таинственном мире, загадки которого он так стремился постичь…