Последнее обновление: 30/11/2017
В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».
Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.
Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.
1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены
Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их , но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.
2 Творческие люди умны, но и наивны
Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень , небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.
Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.
Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.
3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны
Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости .
При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.
Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.
4 Креативные люди – реалисты-мечтатели
Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.
«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».
5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы
В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.
Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.
С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.
6 Креативные люди горды, но скромны
Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.
7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями
Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее и более чувствительны, чем другие мужчины.
«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».
8 Креативные люди консервативны, но мятежны
Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.
Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.
9 Креативные люди страстные, но целеустремленные
Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.
Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.
10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны
Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.
Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.
Есть что сказать? Оставть комментарий!.
Мышление творческих людей постоянно требует копания в себе и генерации новых идей, которых с каждым днем становится все больше и больше. Благодаря этим идеям, творческие люди могут улучшить свою жизнь тем или иным способом.
Желание задавать вопросы
Творческий ум очень . Он активно пытает себя большим количеством вопросов и усердно ищет на них ответы. В этом он схож с умом ребенка.
Умение начинать мыслить с нуля
Это второе качество, присущее творческим мыслителям, которое значит, что они пользуются «мышлением с нуля». Это значит задавать себе вопрос: «Интересно, начал бы я это делать, если бы не знал того, что знаю на данный момент, и не делал бы того, что делаю сейчас?»
И если такой человек на этот вопрос отвечает отрицательно, то он прекращает делать данное дело, и принимается за какое-нибудь другое занятие. Просто поразительно, какое количество умных людей продолжают с настойчивостью делать то дело, к которому у них совсем нет тяги.
Готовность к изменениям
Третье качество этих людей заключается в том, что они готовы принять изменения. Они хорошо осведомлены о том, что в нашем жизни нежелание или неспособность изменяться ведет к грустным последствиям. И если вы хотите быть ответственным за свою жизнь, то надо не только приспосабливаться к жизненным переменам, но и самому осуществлять эти перемены.
Считается, что 70% тех решений, которые мы принимаем на жизненном пути, впоследствии оказываются неверными, о чем можно почитать и на www.psyhodic.ru . Исходя из этого утверждения, человек должен быть готов поменять свое мнение в любой момент и начать осуществлять что-то новое.
Умение признавать неверные суждения
Четвертое качество креативных личностей — это готовность спокойно признать неправоту своих суждений. Большой поток энергии люди тратят, чтобы защитить себя от принятия той мысли, что они сделали неверное решение. А творческие люди гибки в этом плане. Они могут поменять свое мнение и признать тот факт, что они были не правы.
Обучение без перерывов
По-настоящему креативные люди свободно признают, что они могут чего-то не знать. Ведь знать все — невозможно.
Без разницы, какая проблема у вас возникла. Все равно кто-то, скорее всего, уже решал ее. И значит, решение у такой проблемы есть. Самый простой способ решить какую-либо проблему: найти готовое решение и попытаться повторить его. Опыт ошибок других людей на то и нужен, чтобы находить ему применение на своей практике.
Целенаправленность
Творческие люди уперто следуют за своей целью. Они хорошо знают, что именно они хотят. Они представляют свою цель так, как будто она уже реальна. И чем больше они занимаются визуализацией своих целей, тем больше они придумывают методов их достижения. А значит, и быстрее приходят к желаемому.
Контроль состояния своего эго
Седьмое качество творческого человека состоит в том, что его эго не имеет большого значения в принятии им каких-либо решений. Он готов принять хорошую идею из любых источников.
Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.
К ним можно отнести:
Продуктивное самосознание;
Интеллектуальная творческая инициатива;
Жажда познания и преобразования;
Чувствительность к проблеме, новизне;
Потребность в нестандартном решении задач;
Критичность ума;
Самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем.
Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.
Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т.д.) - одна из центральных проблем. Ее разработка важна для правильной трактовки коренных вопросов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю.
Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуждениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от др. форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой социальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами. Честолюбие (стремление к достижению лидерства в общественной жизни, науке, культуре, карьеризм и т.д.), напр., может служить могучим двигателем поведения, характеризующим самую сердцевину личности. И тем не менее оно -внешний мотив, поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства достижения целей, внеположных, напр., для идущего собственными путями процесса развития научной мысли. Известно, что внешнее одобрение, выражающееся в разнообразных видах признания и почестей, является важным стимулом для многих творческих людей. Непризнание научных заслуг со стороны коллег и научных организаций приносит ученому большие огорчения. Ученым, попадающим в подобную ситуацию, Г. Селье рекомендует относиться к ней философски: «Пусть лучше люди спрашивают, почему он не получил высоких званий и должностей, чем почему он получил их». Своеобразной разновидностью честолюбия является любовь к женщине как внешний мотив творчества, Некоторые выдающиеся люди считали это чувство сильным стимулятором творчества. Напр., А.С. Пушкин писал: «Сладостное внимание женщин - почти единственная цель наших усилий». Эту точку зрения разделял И.И. Мечников. Неудовлетворенность своим положением также служит важным мотивом творчества (Н.Г. Чернышевский). Как неудовлетворенность своим положением, так и стремление к самовыражению могут быть стимулами творческой деятельности одного и того же человека. Отчетливо эту мысль высказал A.M. Горький: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительной бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог. Значительное место среди мотивов творческой деятельности занимает также нравствен но-психологическая сторона этой деятельности: сознание социальной важности и нужности проводимых исследований, чувство долга и ответственности за характер и использование результатов научного труда, сознание тесной связи своей деятельности с работой научного коллектива и др. Особенное значение в нравственной мотивации научной и любой др. творческой деятельности имеет чувство нравственного долга творческих личностей перед своим народом и человечеством. Творцы должны постоянно помнить о гуманной направленности своей деятельности и отказываться от работ, возможные трагические последствия которых заранее известны. Об этом не раз говорили многие крупнейшие ученые и представители искусства XX в. - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С.Лихачев и др. Одним из внешних мотивов является социальная фацилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности творческой личности вследствие воображаемого или реального присутствия др. человека или группы людей (без непосредственного вмешательства их в деятельность), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Одним из мощных стимулов творчества можно считать скуку. По мнению Г. Селье, творческие люди интенсивно ищут «духовные отдушины». И если они уже приобрели вкус к серьезным умственным упражнениям, все другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. К самым непривлекательным стимулам творчества следует отнести зависть и стремление приобрести большие материальные блага, высокие должности и громкие звания. Среди творческих работников встречается зависть двух видов. Первый - «белая зависть», при которой признание чужого успеха оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Именно такую зависть А.С. Пушкин считал «сестрой соревнования». «Черная зависть» подталкивает индивида к свершению враждебных действий по отношению к объекту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструктивное влияние на самую личность завидующего.
К внутренним мотивам творчества относятся интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при неудаче, чувство юмора и иронии - вот примеры интеллектуальных чувств. Академик В.А. Энгельгагдт полагал, что врожденной инстинктивной силой творчества является стремление уменьшить степень неведения об окружающем нас мире. Он считал этот инстинкт родственным инстинкту утоления жажды. Именно поэтому справедливо утверждать, что не ученый отдал жизнь служению науке, а наука служила удовлетворению его потребности в творчестве. То же можно сказать и о поэте, и о поэзии, и вообще о любой творческой личности и ее творениях. О том, что потребность в творчестве, в создании нового и оригинального находится в почти инстинктивной потребности человека, говорит опыт многих талантливых людей. Напр., И.С. Тургенев, по словам его биографа, брался за перо под влиянием внутренней потребности, не зависящей от его воли. Л.Н. Толстой говорил о том, что он писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. Сходные высказывания можно найти у Гете, Байрона, Пушкина и многих выдающихся ученых. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению - необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Жажда знания, или инстинкт познания, является основным отличием от животных. И этот инстинкт в высшей степени развит у творческих личностей (Л. С. Соболев). Труд ученого является источником большого наслаждения. По словам академика Н.Н, Семенова, истинного ученого его труд привлекает сам по себе - вне зависимости от вознаграждения. Если бы такому ученому за его исследования ничего не платили, он стал бы работать над ними в свободное время и готов был бы приплачивать за это, потому что наслаждение, получаемое им от занятий наукой, несравненно больше, чем любые культурные развлечения. Тот, кому научный труд не доставляет наслаждения, кто не хочет дать по способностям, тот не ученый, это не его призвание, какие бы степени и звания ему ни были присвоены. Материальная обеспеченность приходит к настоящему ученому сама собой, как результат его верной привязанности к науке (Н.Н. Семенов, 1973). Любознательность, любовь к истине ученого в большой мере обусловлены общим уровнем развития науки, его собственным жизненным опытом, общественным интересом к той или иной проблеме, над которой работает ученый. Самое главное, без чего даже высокие профессиональные качества не приводят к успеху, - это способность радоваться и удивляться каждой малой удаче, каждой разгаданной загадке и относиться к науке с тем благоговением, о котором говорил А. Эйнштейн: «Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». Со времен Платона чувство удивления («таинственности») считается мощным мотивом всех познавательных процессов. Стремление к таинственному, необычному, жажда чуда заложены в человеке так же, как И стремление к прекрасному. А. Эйнштейн по этому поводу говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности". Ярко выраженное ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве. Занимаясь творчеством, люди часто испытывают эстетическое удовлетворение, к-рое, как правило, повышает их творческую энергию, стимулирует поиск истины. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разнообразия явлений, восторг перед открывающейся красотой познанных закономерностей, ощущение силы человеческого разума, сознание растущей власти, которую человек благодаря науке приобретает над природой и обществом, порождают гамму чувств и сильнейших человеческих переживаний, глубоко входящих в процесс творческих исканий ученых: удовлетворения, восхищения, восторга, удивления (с которого, как говорил Аристотель, начинается всякое познание). Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвяэанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. Чтобы полнее использовать эстетические мотивы научного творчества, их роль в активизации науки, важно научиться сознательно воздействовать на них, способствовать их беспрепятственному и социально полезному развитию. Огромную и во многом незаменимую роль может сыграть укрепление и развитие связей ученых с миром искусства и литературы. Известный математик ГГ.С. Александров отмечал, что на его развитие как ученого огромное влияние в молодые годы оказала музыка. Именно в те моменты, когда он, возвращаясь с концерта, испытывал какое-то особенно хорошее состояние, к нему приходили ценные мысли. Известны подобные высказывания А. Эйнштейна, отмечавшего исключительную роль художественной литературы в стимулировании новых научных идей.
Оба вида мотивации так тесно связаны друг с другом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мотивации проявляется в самом факте существования н развития природной склонности человека к творчеству, в потребности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате противоречия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние атрибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко именно их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности многих ученых.
К средствам повышения Т.м. в творческом коллективе относится не только использование материальных и моральных поощрений и повышений в статусе. Важное значение, имеют также создание условий для самоактуализации творческих возможностей научного работника, раскрытие перед ним перспектив. Среди факторов большого мотивационного значения следует выделить и приобретающие важную роль в современных условиях побуждения ученого, связанные с внедрением результатов научных исследований (в особенности фундаментальных) в практику, и т.д.
Обобщая сказанное можно выделить две группы мотивов творчества :
· внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);
· внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).
1. Достойная цель – новая (еще не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор – маховик; начал делать маховики – своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательных задач. Упорно шел к цели (один штрих: а.с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. – по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.
2. Комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов – на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов – каждый день, каждый месяц.
В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А.А. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности – приходится начинать с нуля. М.К. Чюрленис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивали азы живописи.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу – составление личной картотеки – нужно около трех часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листов тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения»… Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим – даже по современным меркам – набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачи ТРИЗ – в качестве учебных упражнений.
5. Способность отстаивать свои идеи – «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением – мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.
6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже не пути к цели. Отсутствие таких результатов – тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.
Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;
2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в ре. Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.шении задач, внесение необходимых корректив.
Творчество не есть редкостная привилегия незаурядных личностей. Большинство людей создает что-то новое в их повседневной жизни. Каждый человек создает свои собственные идеи и пускает их в общественный обиход. В свою очередь он черпает идеи из своей социальной среды, обновляет и обогащает свои взгляды, навыки, знания и культуру новыми элементами.
Различия между людьми в этом отношении носят лишь количественный характер, они определяют большую или меньшую социально-значимую ценность того, что создает тот или иной человек.
Творческая способность — это особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения новых операций в поле явлений. Это определение предполагает существование двух «полей» — поля сознания , и поля явлений , то есть того физического окружения, из которого человек получает информацию. Все люди творят, во всяком случае в детстве. Но у многих эта функция довольно скоро атрофируется; у некоторых она не только сохраняется, но и развивается, составляет цель и смысл всей их жизни.
Наука есть средство создания новых знаний. Поэтому при решении научных проблем реализация творческих возможностей человека требует владения необходимыми знаниями. Научное творчество доступно только профессионалам, специалистам, которые с помощью воображения создают образы и понятия, обладающие универсальной ценностью.
Всю науку условно можно подразделить на «первичную» и «вторичную» . К первой относится сфера получения фундаментальных знаний. Ко второй — сфера освоения и практического (прикладного) использования фундаментальных знаний. Обе сферы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.
Для геофизики непонимание академическим и министерским начальством принципиальной важности этого взаимодействия оказалось далеко не безобидным. Геофизическая наука была искусственно разделена по ведомственному признаку на фундаментальную (академические НИИ) и прикладную (отраслевые НИИ Мингео и Миннефтепрома). Это разделение стало одной из причин современного кризиса отечественной геофизики.
При анализе творческой активности важно различать такие понятия, как «творчество» и «продуктивность» . Продуктивный ученый может, не обладая высоким творческим потенциалом, быть отличным систематизатором, оформляющим и развивающим в определенную систему идеи и гипотезы, предложенные другими специалистами (это сфера «вторичной» науки). Ученый, обладающий большими творческими возможностями, может быть малопродуктивным по количеству созданных им научных трудов. Но можно указать немало ученых, одновременно сочетавших высокий творческий потенциал с высокой продуктивностью (Эйлер, Гаусс, Гельмгольц, Менделеев, Н.И.Вавилов, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Н.В.Тимофеев—Ресовский, В.П.Эфроимсон, А.А.Любищев).