Этих людей больше, чем нам кажется, и встречаются они не только в штампованных сюжетах голливудских фильмов. Подобные персонажи могут оказаться среди ваших друзей, знакомых, а моя близкая подруга в течение четырех лет была замужем за таким человеком. Речь идет о патологических лжецах - людях, страдающих так называемым синдромом Мюнхгаузена. И хотя имя литературного персонажа вызывает приятные ассоциации, встреча с похожим человеком в жизни удовольствия не приносит.

Что такое патологическая ложь? Хронические лгуны, лгущие для собственной выгоды или из , а также люди, с авторитетным видом разглагольствующие о малознакомых предметах, к патологическим лгунам не относятся. Это обычные вруны, притворщики и мастера пускать пыль в глаза. Столкнуться с таким человеком неприятно, а поймать его на лжи – противно, но несложно. Всех этих лжецов отличает один-единственный признак: они прекрасно знают, что лгут. При наличии хороших актерских данных они могут разыграть перед вами целое представление - но про себя они всегда помнят, что говорят неправду.

Совсем иное дело – лгуны патологические. Эти люди живут в своих воздушных замках так долго, что уже считают их настоящими. Доводилось ли вам когда-нибудь встречаться со взрослыми людьми, которые вдруг под видом откровения начинали рассказывать захватывающие истории из жизни – притом невероятные настолько, что в них было трудно поверить? Вы, может, и поверили бы: мало ли, какие приключения подбрасывает жизнь? - да что-то факты не сходятся, и слишком много настораживающих деталей.

Моей подруги любил «по секрету» рассказывать о том, как в юности водил самолеты, хотя сертификата частного пилота не имеет и летное училище не заканчивал. Как же ему удалось? - Да нелегально, помогли связи и знакомства в аэропорту. – Вот здорово, а нас не возьмешь? - Нет, больше не летаю. С друзьями потерял все контакты… Теперь более строгие проверки, участились теракты… Вроде бы история не такая уж нереальная – мало ли людей подрабатывают нелегально. К тому же супруг моей приятельницы действительно отлично разбирался в авиации, знал все тонкости самолетостроения и мог назвать каждый рычажок на приборной панели. Но как ему далось попасть нелегально на такую ответственную работу? И почему не осталось связи с хорошими друзьями, которые рискнули взять его в рейс? И самое невероятное: о «тайных полетах» не знали его близкие родственники, а также друзья, чья работа была связана с авиацией. «Не поймут», - вздыхал он, и запрещал даже поднимать эту тему в присутствии упомянутых лиц. И вот это было уже совсем подозрительно.

Другой знакомый посулил молодым музыкантам, которые мечтали создать рок-группу, бесплатно достать усилитель для электрогитары, сославшись на дружбу с хозяином престижной звукозаписывающей студии. Шли недели и месяцы, об усилителе ничего не было слышно… Когда ребята напоминали ему об обещании, тот рассказывал невероятные истории: хозяин студии надолго уехал за границу , а после разорился и вынужден был продать все имущество.

Все перечисленные признаки – тревожные звоночки, при появлении которых стоит задуматься об адекватности вашего визави. Взять хотя бы историю с усилителем: соврав единожды, обычный человек в следующий раз придумал бы наиболее простое оправдание. К примеру – хозяин студии зазнался и не желает одалживать оборудование задаром, боится за его сохранность или просто не отвечает на звонки. И об истории все забыли бы через неделю. Но человеку с синдромом Мюнхгаузена нужен размах событий, драматизм.

Рассказывать фантастические истории, чтобы придать себе значимости – такое поведение характерно для четырех-шестилетних . Встретив его у своего ровесника, взрослый человек теряется и… порой верит рассказанному. Во-первых, сложно представить, что великовозрастный, с виду адекватный человек от начала до конца выдумал историю с таким количеством подробностей. Это попахивает чем-то нездоровым. Во-вторых, эмоции патологического лжеца искренни: он сам уже давно поверил в то, что говорит. То есть какая-то часть его сознания в курсе, что описываемых событий не происходило, но она блокируется. А главное, если патологический лжец – кто-то из ваших близких, вам трудно смириться с мыслью о его постоянном вранье.

Близкое знакомство, а тем более брак с человеком, страдающим синдромом Мюнхгаузена, может стать настоящей психологической травмой. Реальность, в которой существует ваш близкий, не стыкуется с привычной действительностью. Там происходят события, которых в действительности происходить не может. Вас будут уверять, что черное – это белое, и наоборот, а при попытке разобраться устроят вам скандал или бойкот.

Типичные признаки патологического лжеца:

Рассказ об одном событии от раза к разу меняется. Ваш собеседник путается в деталях, датах и именах. В новой компании может рассказать ту же историю с другими подробностями.

Помимо крупной, детализированной лжи, лжет по мелочам там, где это не имеет очевидной практической выгоды. К примеру, может называть разные города, где родился.

Не видит в своей лжи ничего страшного (при меньшей выраженности расстройства), или вообще не признает ее ни при каких обстоятельствах (чаще всего бывает именно так).

Патологического лжеца невозможно припереть к стенке. При попытке изобличить его он будет изобретательно выкручиваться, придумывая еще более неправдоподобные оправдания, проверить которые, однако, затруднительно. Свидетели событий окажутся эмигрировавшими, погибшими, сбежавшими по поддельным документам. Может давить на вас эмоционально и попытается перевести вину, заставить вас устыдиться того, что вы ему не верите.

Для патологического лжеца нет ничего святого. Он может солгать о чьей-то тяжелой болезни или смерти, очернить своих близких, легко сказать гадость об общем знакомом.

Эмоциональные оценки одних и тех же фактов будут меняться в зависимости от ситуации и окружения. О том же знакомом может через месяц сказать, что он – прекрасный человек. Если напомнить о его негативной оценке, вспыхнет и обвинит вас в преувеличении, или, напротив, равнодушно скажет, что был неправ и изменил мнение.

Единственный случай, когда патологический лжец способен признаться во лжи: когда разоблачение реально может нанести ущерб его работе, семье или жизни – то есть сделать немилую реальность еще хуже. Причем признание обычно происходит в такой форме, которую и признанием-то не назовешь.

При наличии хотя бы трех-четырех признаков можно с уверенностью предположить, что человек страдает синдромом Мюнхгаузена. Что делать, если вы узнали в нем одного из своих близких?

Прежде всего – признайте проблему. Если ваш друг, или супруг часто выдает такую «художественную ложь», в глубине души вы уже догадались об этом. Перестаньте верить в его (ее) небылицы, они разрушают вашу собственную реальность. Не оправдывайте его и не надейтесь, что ради вас она (она) изменится, не пытайтесь переубедить. Синдром Мюнхгаузена – довольно серьезное расстройство поведения, корректировать которое должен психотерапевт. Если это возможно – отделитесь психологически и пространственно, а лучше – вообще разорвите все контакты. Упомянутая в начале текста подруга развелась со своим супругом. Она хотела жить в мире, где белое – это белое.

Личностные особенности и их влияние на возникновение и поведение в конфликте

Типы личностей и особенности их поведения в конфликте

Типы личностей: Очень часто конфликты не поддаются урегулированию либо правовые баталии разворачиваются по ничтожному поводу лишь по причине того, что в них участвуют т.н. «трудные люди». Они характеризуются такими качествами, как грубость, агрессивность, повышенная самооценка и мера притязаний, упрямство либо, наоборот, заниженная самооценка (комплекс Наполеона). Очень часто это люди, страдающие неврозами. Большинство людей стремятся избегать прямого конфликта, но для некоторых типов людей агрессия является обычным и даже желаемым стилем поведения.

Для выбора оптимальной модели поведения с подобными субъектами желательно изучить их более детально.

Грубиян идет напролом, не обращая внимания на внешние обстоятельства. В разговоре его задача - изложить все, что он думает, ваше же мнение его абсолютно не интересует. Наилучший выход для вас - это избежать нежелательного разговора, но если это неизбежно или, хуже того, этот разговор нужен вам самому, приготовьтесь к тому, что вам придется больше слушать, если говорить, то кратко и лаконично, при этом постоянно пытаться привлечь к себе его внимание. Вы можете называть его по имени, дотрагиваться до плеча или руки, смотреть ему прямо в глаза, в общем делать все, чтобы его взгляд остановился на вашей персоне. Идите на уступки, признавайте его правоту, где это только возможно, сохраняйте спокойствие, т.к. драка не приблизит вас к цели.

Грубиян - «крикун» постоянно срывается на крик по любому поводу, при этом, если вы повысите голос, он может жестоко на вас обидеться. Поэтому говорите тихо и вежливо, проявите сочувствие, даже если на вас орут. Вашему собеседнику покажется, что этим вы дискредитируете свое уважение, и он пойдет вам на уступки. К этому типу относится человек - «граната» - взрывы эмоций у него проявляются редко, но бывают довольно интенсивными. Их причиной часто является ощущение утраты контроля над ситуацией. Здесь главное не суетиться, а спокойно разобраться в ситуации, что постепенно разрядит атмосферу.

«Привычный крикун». Он так общается, потому что так делали его мама, его папа и все его родственники. Это нормально, так что не стоит обращать внимание на его манеры.

Очень компетентный и всегда специалист - «всезнайка». Не стоит с ним спорить и тем более критиковать (нередко он и вправду бывает компетентен). «Если вы спешите, я не смею...» - фразы, не лишенные подобострастия, привлекут к вам его внимание.

«Пессимист» в ворохе недостатков и трудностей не способен увидеть пути решения проблемы. Стоит использовать его способности вскрывать недостатки, исправлять их и поддерживать его психологический настрой на высоком уровне, и вы в качестве союзников будете способны решить многие проблемы.

Часто встречающийся и потому особенно неприятный тип «пассивно-агрессивный» . Внешне он хоть завтра «в бой», он не спорит и не сопротивляется. Его враждебность имеет скрытые формы, он не успел, забыл, некачественно сделал свою работу. У него всегда есть оправдание своим «не», обычно в его неудачах виноват кто угодно, только не он сам. Больше всего этот тип боится четко очерченных задач, причем лучше всего поставлены в числительной форме. Контролируйте его работу, четко обрисуйте те санкции, которые последуют за невыполнение поставленных задач, укажите сроки и стремитесь к открытому общению, избегая кулуарных интриг.

«Сверхпокладистый» . Он очень хочет вам понравиться и действительно желает вам помочь, но проблема в том, что не только вам, поэтому обычно не в состоянии помочь никому. Не пытайтесь его критиковать, он очень обидится, т.к. его намерения были абсолютно искренни. При общении с ним попытайтесь понять реальность его обещаний, не давите на него, а наоборот - предложите ему самому определить для себя реальные задачи и фронт работы.

Есть типы личностей, которые не провоцируют конфликт, но явно способствуют его возникновению.

«Жалобщики» - они всегда недовольны, при этом не могут или не хотят что-либо делать для решения проблемы.

«Молчуны» . Отчужденные и немногословные личности. Их скрытность создает напряжение в процессе общения.

«Стопоры», «нерешительные» - не в состоянии принять решение, боятся совершить ошибку.

«Максималисты» - их девиз «все или ничего», и причем сразу и прямо сейчас.

«Невинные лгуны» - «ложь во спасение» помогает им оправдывать свои неудачи, но впоследствии трудно провести грань между правдой и ложью.

Это далеко не все «трудные типы», но не стоит забывать, что каждый из нас в трудные моменты нашей жизни может стать склон­ным к агрессивным реакциям, и очень важно помнить, что лояльное отношение друг к другу, желание идти на уступки и терпимость к чужим недостаткам облегчают общение и снижают количество конфликтных ситуаций.

Даже в тех случаях, когда необходимо уберечь кого-то от страданий, все-таки требуется усилие над собой, чтобы сказать неправду; человек должен переступить что-то внутри себя. Однако есть люди, для которых этой трудности не сущес твует, и никакого дискомфорта они не испытывают,- так называемые патологические лгуны.

Они не могут удержать в узде свое воображение.

При страсти к рисовке и пусканию пыли в глаза они не могут противиться искушению использовать пышные образы своей фантазии. Лгут они художественно, с подлинным мастерством и изобретательностью. Люди этого типа, как правило, не лишены способностей. Они сообразительны, усваивают все новое, недурно владеют словом и умеют использовать для своих целей любое знание, которым обладают (хотя знания их обычно поверхностны и нахватанны). Они быстро завязывают знакомства, умеют входить в доверие. Часто это люди ловкие, изящные, очень заботятся о своей внешности и о впечатлении, которое производят на окружающих.

Есть бескорыстные лгуны (своеобразное «искусство для искусства») -они так увлечены своими выдумками, что сами начинают верить в них.

Но в подавляющем большинстве случаев это делается для извлечения из лжи осязаемой пользы: человек выдает себя за высокопоставленное лицо, искусного врача и т. д. и вводит окружающих в заблуждение на довольно долгий срок. Поразительно при этом самообладание таких людей: они лгут так самоуверенно, не смущаясь ничем, так легко вывертываются, даже когда их припирают к стене и ловят «с поличным», что порой вызывают восхищение своей находчивостью.

Однако в конце концов, будучи окончательно разоблаченными, не видя выхода, впадают в отчаяние и совершенно теряют лицо, вызывая брезгливость и презрение. Впрочем, спустя некоторое время они, переменив круг знакомств, возобновляют свои «трюки».

С подобного рода людьми сталкивается правосудие: ведь они легко переступают границу, отделяющую моральную нечистоплотность от нарушения закона. Нередко суд назначает медицинскую экспертизу, и люди этого типа оказываются в поле зрения врачей-психиатров. Наиболее подробно изучил и описал патологических лгунов советский психиатр П. Б. Ганнушкин. Механизм этой психопатии не выяснен до конца, но несомненно, что в значительной мере она связана с дефектами воспитания.

Врачи имеют дело с патологическими лгунами в их крайних, наиболее выраженных вариантах. Но почти каждому человеку приходилось сталкиваться с переходными, или промежуточными, типами. Особенности их поведения в целом те же, но в несколько смягченном виде.

Наказание этих людей состоит даже не в том, что им в конце концов перестают верить, а в том, что они сами никому не могут поверить.

Главная > Учебно-методический комплекс

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999г. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина. С-Петербург, 1999. Коузер Льюис. Основы конфликтологии.Учебное пособие, СПб, 1999. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996. Тема 3. Характеристика и диагностика конфликтов. Вопросы к семинару:

    1. Основные черты конфликта и его определение. Чем отличается конфликт от других видов социальных противоречий? Основные функции конфликта. Методы, используемые в диагностике конфликтов. Их слабые и сильные стороны.
Ключевые слова: конфликт, функции конфликта, активизация социальных связей, средство инновации, профилактика разрушительных противоборств, методы диагностики конфликтов. Рекомендуемая литература:
    Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 С-Петербург, 2000. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика.- М., Тандем, 2000.
Тема 4. Развитие конфликта. Вопросы к семинару:
    1. Отличия структурной и процессуальной моделей описания конфликта. Конфликтная ситуация как явление и основные элементы ее структуры. Характеристика инцидента. Этапы и фазы конфликтной стадии. Сущность циклического развития конфликта на конфликтной стадии. Наиболее широко применяемые методы для профилактики конфликтов в организации. Основные особенности забастовки как крайней формы социально-трудового конфликта. Стили конфликтного поведения. Значение сетки Томаса-Киллмена для классификации стилей поведения в конфликтах.
Ключевые слова: структура конфликтной ситуации, конфликтное пространство, субъекты конфликта, объект (предмет) конфликта, динамика конфликта, предупреждение конфликтов, стратегия разрешения конфликтов, стили конфликтного поведения, методика урегулирования конфликтов. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Москва, 1996. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина. С-Петербург, 1999. Основы конфликтологии под ред. Кудрявцева.М.: Юрист, 1997.
Тема 5. Внутриличностные конфликты. Вопросы к семинару:
    1. Что такое внутриличностный конфликт и почему он является социальным? Основные виды внутриличностных конфликтов. Что такое неосознанный внутренний конфликт? Специфика анализа внутриличностного конфликта по З. Фрейду. Основные типы поведения людей в конфликтных ситуациях. К какому из типов Вы можете отнести себя? Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Каким способом можно решить неосознанный внутриличностный конфликт? Стресс, дистресс и причины их возникновения. Австресс.
Ключевые слова: Адаптивность и социализация личности. Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Виды тенденций. Причины и источники внутриличностных конфликтов. Стресс и защита от стресса. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Рекомендуемая литература
    Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Психология конфликта.- С-Петербург, 2000. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учебное пособие. Красноярский ун-т., 1995-99. Хорни К. Ваши внутренние конфликты.- СПб.: Лань, 1997. Шибутани Т. Маргинальный статус и внутренние конфликты. Разд. В кн. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999. С.-489-496.
Тема 6. Межличностные конфликты. Вопросы к семинару:
    1. Межличностный конфликт и его суть. Структура и особенности межличностного восприятия. Роль стереотипов и установок в межличностном восприятии. Трансакциональный анализ в межличностном восприятии по Э. Берну. Основные причины межличностных конфликтов. Основные типы конфликтных людей. Что такое «готовность к разрешению конфликта» и в чем она выражается?
Ключевые слова: взаимодействие и взаимозависимость людей. Статусы и роли. Проблема доминирования. Социально-психологическая рефлексия, трансакционный анализ. Типологизация отношений: представления, стереотипы, установки. Предупреждение межличностных конфликтов. Разрешение межличностных конфликтов. Налаживание коммуникаций. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. Лефевр В.Л. Конфликтующие структуры.- М., 1967. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учебное пособие. Красноярский ун-т., 1995-99.
Тема 7. Группа и конфликт. Вопросы к семинару: 1.1 Малая социальная группа и ее отличительные признаки. 1.2 Основные виды малых групп и их характеристика. 1.3. Принципы формирования формальных и неформальных групп и их функции. 1.4 Внутренняя структура группы и ее формирование. Понятия «групповое место» и «зона неопределенности» в группе. 1.5 Основные причины внутригрупповых конфликтов. 1.6 Основные причины межгрупповых конфликтов. Ключевые слова: Виды групп. Внутригрупповые структуры и функции. Проблемы лидерства. Причины возникновения групповых конфликтов. Их классификация. Персонификация конфликта. Функции групповых конфликтов. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993. Гришина Н.В. Психология конфликта.- С-Петербург, 2000. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000 Коузер Льюис. Основы конфликтологии.Учебное пособие, СПб, 1999. Обозов И.П. Психология межгрупповых отношений. Киев, 1990.
Тема 8. Конфликты в организации. Вопросы к семинару: 1.1 Основные этапы развития организации с точки зрения ее конфликтности. 1.2 Основные виды конфликтов в организации и причины их возникновения. 1.3 Основные функции и возможные последствия организационных конфликтов. 1.4 Как, каким образом измеряется социальная напряженность в организации? 1.5 Способы урегулирования и разрешения организационных конфликтов. 1.6 «Сопричастный менеджмент» и «система социального партнерства» и их роль в предупреждении и урегулировании конфликтов. Ключевые слова: Организации. Виды организаций, ее структура. Классификация возникающих в организации конфликтов. Причины возникновения конфликтов в организации. Предупреждение конфликтов в организации. Диагностика конфликта. Управление конфликтами. Развитие коммуникаций. Сопричастный менеджмент. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993. Зигерт В., Ланг Л. Руководитеь без конфликтов. М., 1990. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. М., 2002
Тема 9. Социальные конфликты в сфере труда и распределения материальных благ. Вопросы к семинару: 1.1 Понятия: «социально-трудовой», «социально-экономический», «социально-политический» конфликты. 1.2 Процесс и трансформации социально-трудовых конфликтов в социально-политические. 1.3 Основные линии противоречий в социально-трудовых конфликтах и формы, в которых проявляются данные конфликты. 1.4 Основные способы урегулирования и разрешения социально-трудовых конфликтов. Ключевые слова: Социально- трудовой конфликт. Причины возникновения и сущность социально-трудовых конфликтов. Действующие силы конфликта. Способы прогнозирования социально-трудовых конфликтов. Конфликтологический мониторинг. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Психология конфликта.- С-Петербург, 2000. Шалекно В.П. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992
Тема 10. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Вопросы к семинару: 1.1 Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе. 1.2 Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе. 1.3 Варианты предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе. 1.4 В чем суть общего кризиса системы образования? Ключевые слова: Социально-педагогический процесс. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании. Школа и общество, конфликты «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-родитель», «ученик-ученик» и др. Сложные конфликты. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993. Гришина Н.В. Психология конфликта.- С-Петербург, 2000. Лишин О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Тема 11. Межэтнические конфликты. Вопросы к семинару: 1.1 Основные субъективные и объективные индикаторы этничности. 1.2 Основные причины возникновения этнических конфликтов. 1.3 Особенности развития межэтнических конфликтов. 1.4 Способы урегулирования межэтнических конфликтов. 1.5 Конфликтологический мониторинг. Ключевые слова: «этничность», национально-этнические особенности и стереотипы. Классификация межэтнических конфликтов. Причины возникновения. Идеологическое «обеспечение», «мифологическое» мышление, эмоциогенность, «воронка противостояния», образ «врага», антидвойники. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина. С-Петербург, 1999. Коузер Льюис. Основы конфликтологии.Учебное пособие, СПб, 1999. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент:учеб. Пособие. М., 2005
Тема 12. Супружеские и семейные конфликты. Вопросы к семинару: 1.1 Основные факторы конфликтности в семейных отношениях. 1.2 Основные причины детско-родительских конфликтов. 1.3 Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. 1.4 Способы предупреждения супружеских конфликтов и их разрешения. Ключевые слова: Семья. Кризисные периоды в развитии семьи. Семейные конфликты. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Социально-психологические и ролевые различия супругов. Причины и источники супружеских конфликтов. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учебное пособие. Красноярский ун-т., 1995-99. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002
Тема 13. Политические конфликты. Вопросы к семинару: 1.1 Специфика политического конфликта? 1.2 Что является основным интегральным объектом политического конфликта? 1.3 Типы политических конфликтов и их различие. 1.4 Основные способы разрешения политических конфликтов. 1.5 Особенности легитимного применения насилия в политическом конфликте. Ключевые слова: «политический конфликт». Власть. Политический режим. Социальная стратификация. Типология политических конфликтов. Общее правовое поле. Силовые методы. Революции и гражданские войны. Функции политических конфликтов. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993. Гришина Н.В. Психология конфликта.- С-Петербург, 2000. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Москва, 1996. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина. С-Петербург, 1999. Коузер Льюис. Основы конфликтологии.Учебное пособие, СПб, 1999. Основы конфликтологии под ред. Кудрявцева.М.: Юрист, 1997. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент:учеб. Пособие. М., 2005
Тема 14. Юридические конфликты. Вопросы к семинару: 1.1 Что такое юридический конфликт? 1.2 Субъекты или участники юридического конфликта. 1.3 Основные причины возникновения юридического конфликта. 1.4 Основные способы и процедуры разрешения юридического конфликта. Ключевые слова: Юридический конфликт. Третья сторона. Динамика юридического конфликта. Рекомендуемая литература
    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007 Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000 Юридический конфликт: процедуры разрешения / Под ред. В.Кудрявцева. М., 1995.
7.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕКУЩЕГО, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

п. / п.

Форма контроля

Метод контроля

Вид занятий, по которым осуществляется контроль

Критерий

Устный ответ

Лекции и семинары

Самостоятельный

Самостоятельная работа

Знание об основных вопросах и проблемах конфликтологии

Итоговый

Аудиторные занятия и самостоятельная работа

Знание об основных вопросах и проблемах конфликтологии

7.3 Методические указания для студентов

по организации самостоятельной работы по дисциплине «Конфликтология».

« Конфликтология» - одна из самых аткуальных на сегодняшний день наук. Отношения людей, производственные конфликты, поведение в экстремальной ситуации, войны и локальные столкновения- все это изучается наукой, исследуется с древних времен проблема противоречия в мире. Преподавателю важно, чтобы студенты соединили истолкования понятия конфликта в эпоху Средневековья, Нового времени и научные постулаты современной науки конфликтологии. Тернистый путь развития мировой истории человечества породил множественные теории конфликтов и студентам необходимознать переодизацию формирования различных теорий (социал-дарвинизм, социология конфликта, конфликтный функционализм, современные теории Р. Дарендорфа и М. Дойча), чтобы использовать полученные знания в социальных контактах при решении сложных социальных проблем. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:
    познавательный компонент высшего образования (усвоение необходимой суммой знаний по данной дисциплине, способность самостоятельно пополнять их); развивающий компонент высшего образования (выработка навыков аналитического и логического мышления, способность профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение); воспитательный компонент высшего образования (формирование профессионального сознания, развитие общего уровня личности).
Самостоятельная работа студента предполагает:
    работу с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями интернета, проработкой конспектов лекций; написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем; участие в семинарах, научно-практических конференциях; подготовку к зачётам и экзаменам.
При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого. Задания для самостоятельной работы должны отвечать содержанию предлагаемой дисциплины и быть направленными на развитие личностных качеств студентов, на формирование поисково-исследовательской и аналитико-познавательной деятельности. Для этого предлагается перечень контрольных вопросов и заданий позволяющий качественно подготовиться к практическому занятию, проявить свои интересы к различным аспектам тематики (приготовить доклад, составить таблицу, схему, написать эссе, сделать анализ дополнительной литературы). При подготовке дискуссии, диспутов, выступлений студент формирует навыки публичного выступления, состязательного общения, умение входить в контакт при наличии экстремальной ситуации (неожиданные вопросы, сложность выдерживания сопротивления, иногда уход от решения ситуации). При подготовке докладов, написании рефератов формируется внутренняя потребность в развитии собственных потенциалов, степень желания осваивать новые знания, личностно и профессионально развиваться.
      Тестовые материалы по курсу.
Задание 1. Вопрос 1. Что такое конфликт? 1) это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможной реализацию ее целей и интересов*; 2) это особый вид воздействия руководителя на подчиненного; 3) это массовое столкновение рабочих, вызванное их недовольством по поводу задержки выплаты заработной платы; 4) это специальная мера воздействия на работников, которые не выполняют порученную им работу; 5) наука об умении управлять на производстве. Вопрос 1. Какой конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества, эффективности организации? 1) функциональный; 2) межличностный; 3) групповой; 4) дисфункциональный*; 5) личностный. Вопрос 3. На какой стадии конфликта какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны? 1) конфликтная; 2) предварительная; 3) разрешение конфликта; 4) предконфликтная*; 5) послеконфликтная. Вопрос 4. Что происходит на послеконфликтной стадии? 1) поиск способов полного разрешения конфликта; 2) накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия; 3) конфликт интересов на этой стадии принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляет; 4) предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидируется социально-психологическая напряженность и прекращается любая борьба*; 5) какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны. Задание 2. Вопрос 1. Каковы причины межличностных конфликтов? 1) недостатки, связанные с организацией труда, нормирования, использования моральных и материальных стимулов; 2) трудности и напряженность, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива; 3) недоработки в сфере управленческой деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностям; 4) неправильный стиль руководства; 5) все вышеназванные*. Вопрос 2. Что позволяет предупреждать конфликтные ситуации? 1) откровенность и простота руководителя; 2) умение замечать положительные и отрицательные реакции на свое поведение; 3) трезвая оценка своих способностей и достижений; 4) содержание пунктов 1,2, 3* Вопрос 4. Что такое профилактика конфликта? 1) проведение медицинских исследований среди подчиненных; 2) своевременная помощь работника руководителю в его работе; 3) своевременное осуществление мероприятий по ограничению вероятности конфликта и регулированию его развития в заданном направлении*; 4) заранее спланированное мероприятие по введению новых правил работы и новых условий труда на производстве; 5) профессиональная подготовка работника, который продвигается по служебной лестнице. Вопрос 5. Что должно учитываться при выборе мер по преодолению конфликта? 1) экономическая ситуация в стране; 2) интересы сторон, находящихся в конфронтации*; 3) цели организации; 4) интересы одной из конфликтующих сторон; 5) все вышеназванное. Задание 3. Вопрос 1. Как классифицируются конфликты по коммуникативной направленности? 1) межличностные, групповые; 2) горизонтальные, вертикальные, смешанные*; 3) простые, сложные; 4) активные, пассивные, конструктивные; 5) эмоциональные, психологические, нравственные. Вопрос 2. К какому виду относится конфликт, в котором участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого? 1) межличностный; 2) смешанный; 3) вертикальный*; 4) горизонтальный; 5) эмоциональный. Вопрос 3. Наличие каких трех факторов предполагает процесс общения? 1) разногласие, соглашение, интерес; 2) восприятие, эмоции, обмен информацией*; 3) единодушие, простодушие, искренность; 4) любознательность, находчивость, обмен мнениями; 5) зависимость, скромность, опыт. Вопрос 4. От каких факторов зависит конструктивное разрешение конфликта? 1) открытость и эффективность общения; 2) адекватность восприятия конфликта; 3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; 4) готовность к всестороннему обсуждению проблем; 5) все вышеназванное*. Вопрос 5. Какой вид конфликтов могут породить субъективные причины? 1) деструктивные*; 2) конструктивные; 3) деловые; 4) вертикальные; 5) горизонтальные. Задание 4. Вопрос 1. Чем занимается конфликтология? 1) поиском новых видов конфликтов; 2) поиском ответов на вопрос, что есть конфликт в различных сферах жизни*; 3) поиском ответов на вопрос как сделать, чтобы разрешение конфликтных отношений принесло вред обеим сторонам; 4) поиском социально-психологических, экономических, или иных отношений субъектов; 5) всем вышеназванным. Вопрос 2. Кто или что является объектом или предметом конфликта? 1) то, что вызывает противодействие участников, является основой их спора*; 2) те, кто оспаривает мнения, интересы, цели друг друга; 3) те, кто вступает в конфликт; 4) отдельные личности, социальные группы; 5) организации. Вопрос 3. Что такое конфронтация? 1) отрицание; 2) противостояние*; 3) соглашение; 4) компромисс; 5) все вышеназванное. Вопрос 4. Какие вы знаете основные направления деятельности по "профилактике" конфликтов? 1) соблюдение этики отношений; 2) соблюдение законов; 3) постоянная работа по улучшению условий труда; 4) учет ожиданий подчиненных; 5) все вышеназванное*. Вопрос 5. В чем заключается стиль компромисса? 1) вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки; 2) стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки*; 3) хочется выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; 4) в стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов; 5) Вопрос 6. Для чего необходимо составлять карту конфликта? 1) чтобы поднять свой авторитет; 2) чтобы снизить число конфликтных ситуаций; 3) с ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций*; 4) для изучения статистики конфликтных ситуаций, и предотвращения их в будущем; 5) с ее помощью руководитель может в дальнейшем быстро и достоверно определять виновников последующих конфликтов. Задание 5. Вопрос 1. Кто или что относится к оппонентам второго ранга? 1) окружающая среда; 2) группа*; 3) организация; 4) индивид, вырабатывающий решение с самим собой; 5) индивиды. Вопрос 2. Что со временем может произойти с конфликтной ситуацией? 1) может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее; 2) сохраниться в прежнем состоянии; 3) обостриться под воздействием инцидента, то есть столкновения оппонентов; 4) трансформироваться в другую; 5) все вышеназванное*. Вопрос 3. Что такое «предельное обострение противоречий»? 1) конфликт*; 2) чрезвычайная ситуация; 3) модель конфликта; 4) самовыражение; 5) соглашение. Вопрос 4. Если вы стараетесь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны, то какой стиль разрешения конфликта вы используете? 1) компромисса; 2) принуждение; 3) приспособление; 4) уклонение; 5) сотрудничества*. Задание 6. Вопрос 1. Какие вы знаете типы трудных людей? 1) всезнайки; 2) молчуны; 3) жалобщики; 4) «агрессивисты»; 5) все вышеназванные*. Вопрос 2. Кто такие «наивные лгуны»? 1) те, кто заметают следы ложью или серией обманов, так что наблюдаются недопонимание во что верить, а во что – нет; 2) те, кто хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; 3) те, кто считают себя выше других, потому что они, как они сами полагают, знают все на свете; 4) те, кто держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на коллегу, когда считается, что все идет прекрасно; 5) те, кто якобы делают добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вопрос 3. Какие чувства вызывает общение с трудными людьми? 1) огорчение; 2) подавленность; 3) гнев; 4) растерянность; 5) все вышеназванное*. Вопрос 4. На каких принципах следует основываться при общении с трудным человеком? 1) не попадать под влияние «трудного» человека, его точки зрения, мироощущения, при этом сохранять спокойствие и нейтралитет; 2) уклониться от общения с таким человеком и постараться поговорить с ним и выявить причину его «трудности»; 3) осознать, что человек труден в общении и определиться к какому типу он относится; 4) постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд; 5) п. 1, 2, 3 *. Задание 7. Вопрос 1. Каким понятием определяется конфликт, возникающий в сознании индивида (или группы индивидов), находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами, требованиями? 1) культурный конфликт*, 2) ролевой конфликт, 3) социальный конфликт Вопрос 2 . Каким понятием определяется конфликт, который связан с выполнением индивидом несовместимых, противоречащих друг другу социальных ролей? 1) культурный конфликт, 2) ролевой конфликт*, 3) социальный конфликт Вопрос 3 . Каким понятием определяется тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, ценностей, а также социальных статусов, ролей и функций? 1) культурный конфликт, 2) ролевой конфликт, 3) социальный конфликт* Вопрос 4. Конфликт между субъектами, занимающими в общественной системе один и тот же статусный уровень, называется: 1) культурный конфликт; 2) ролевой конфликт; 3) социальный конфликт; 4) горизонтальный конфликт*; 5) вертикальный конфликт. Вопрос 5. Конфликт между субъектами, занимающими в общественной системе неравный статусный уровень, называется: 1) культурный конфликт; 2) ролевой конфликт; 3) социальный конфликт; 4) горизонтальный конфликт; 5) вертикальный конфликт*. * - верный ответ