Тропарь (глас 1)

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак (глас 4)

Явился еси Днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

В настоящее время в Православной Церкви под Богоявлением подразумевается праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Господа Иисуса Христа на Иордане.

Праздник Крещения, или Богоявления, издревле называется также днем Просвещения и праздником светов – от древнего обычая совершать накануне, в навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением. Описание событий Крещения дано у всех четырех Евангелистов (; ; ; ). Оно содержится также во многих стихирах и тропарях праздника.

«Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося Безгрешный и крещается от раба Владыка всяческих» . «Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень (ко Иоанну), пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха» . Первым таинством было воплощение и Рождество Христово, неизреченное сошествие Создателя (Боговоплощение), озарившее светом весь мир. Теперь Сам Христос, другое совершая таинство, приходит на Иордан, чтобы дать средство для чудного возрождения земных даром Крещения, богатством Духа, обогатить Божеством обнищавшее естество человека . «Избавление грядет Христос Крещением подати всем верным: сим бо очищает, падшаго возвышает, низложшаго мучителя посрамляет, Небеса отверзает, Духа Божсственнаго низводит и нетления причастие дарует» .

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи с делом спасения людей. Господь приходит на Иордан креститься от Иоанна Крестителя. Предтеча Иоанн, подготовляя людей к принятию Христа, проповедовал покаяние и как символ очищения грехов совершал свое Крещение . Христос является на Иордан, прося Крещения, один среди всех естеством Безгрешный , чтобы как Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира, в воды Иорданские погрузить и наше множество безмерных прегрешений , очистить в Себе наши грехи , подобным очищая в Крещении подобное . Через Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество . Человеколюбец Христос приходит на Иордан, чтобы, обновляя обветшавший прегрешениями мир, сотворить людям чудное рождение и сыновство водою и Духом , возвести человечество к первообразному состоянию , «обновляя паки бытием» . «Обновляет и назидает (воссоздает) нас водою и Духа обновлением чудным, Единый Благодетель» .

«О, преславных даров! О, Божественныя благодати и несказанныя любве! Се бо, водою очищает мя, огнем просвещает мя и Духом Божественным совершает мя Содетель и Владыка, ныне во Иордане в мое облекся естество, Безгрешный» .

Христос Спаситель в крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно» .

Крещение Христово во всем Богочеловеческом деле искупления человеческого рода имело основополагающее, спасительное действие. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, дарует свет, обновление, исцеление, возрождение и как бы новое рождение («пакибытие») .

«Новотвориши земнородныя, Нов быв Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме (без) сокрушения и горнил, Крещением богодетельным новотворя» . Таким образом, Крещение Христа в водах Иорданских не только символизировало очищение, но имело значение преобразующего, обновляющего действия на человеческое естество.

Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю . Присутствие божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Действие Крещения простиралось на все человеческое естество.

«Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело сложеное, животна назидая (воссоздавая имеющим в себе жизнь вечную) человека: сугубому бо человеческому естеству сродная потребно, лечбы (необходимое лечение) мудрым промыслом приносиши, яко Врач телес и душ» . Крещение Господа и Спасителя нашего было фактическим предызображением и основанием таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя перед людьми как Основатель нового благодатного Царства Христова, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения ().

«Со Мною Аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, – Христос ныне возвещает» . Троекратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает Христову, исхождение из воды – приобщение тридневному Воскресению . «Велие ко спасению напутие крещением подает Христос» . Господь Спаситель «от воды (Крещения) таинственно Духом соделал многочадну , первее (прежде) безчадну» .

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось «прославление Пресвятой Троицы» .

«Голос же (Бога) Отца, – говорится в другой стихире, – с неба был: «Сей, Кого Предтеча крещает рукою, Сын Мой возлюбленный (и Мне Единосущный), в Котором Мое благоволение» . Дух же Святой, сходящий в виде голубя, проповедовал всем в Лице Иисуса Христа воплотившегося Бога .

В песнопениях описываются переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься и требующего у него Крещения. Иоанн Креститель перед всем народом, слушавшим его, указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа – Мессию. «Просветителя нашего (Христа Спасителя), просвещающаго всякого человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею, и трепещет, рукою показует Его, и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от нетления» .

И когда Господь просил у него Крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды» .

«Хотя Ты и Младенец от Марии, – говорит Предтеча, – но я знаю Тебя, Предвечного Бога» . «Во имя же чие Тя крещу? (Во имя) Отца? Но Того носиши в Себе. Сына? Но Сам еси воплотивыйся. Духа Святаго? И Сего веси даяти (можешь дать) верным усты (верующим устами Своими)» . Господь говорит Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех: прикоснися Божественному Моему верху (голове) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую» .

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Пророк и Предтеча Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов. Как Человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна Крестителя, а христианам преподал пример смирения и послушания воле Божией.

В песнопениях использовано пророчество (пс. 113) о том, что река Иордан остановит свое течение «от Лица Господня»: «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться спешит): «море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение» . «Иордан, видя крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», – говорится в первой стихире на освящение воды.

«Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе: яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитися не имяше?» . Песнотворец как бы обращается с вопросом к самой реке Иордан: «Что возвращавши твоя воды, Иордане? Что воспящаеши (останавливаешь) струи, и не преходиши еже по естеству хождение?».

И река Иордан как бы отвечает: «Не мощно (не в силах) ми терпети, рече, Огня, поядающаго мя. Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению: яко не обыкох Чистаго (от грехов) измывати. Не навыкох Безгрешнаго отирати: но оскверненныя сосуды очищати» .

Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслию и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» в «рабий зраце» пришедшего в мир Христа спасти род человеческий.

«Приидите увидим вернии, где крестися Христос». «Приидите, подражаим мудрыя девы», «приидите, всякую скверну страстную и уныния сон душевный оттрясше сердечною бодростию встретим явльшагося Владыку», «Грядущаго очистити души во струях Иорданских», «достойно Крещения Божественный образ приимем мысленно», «да присвоимся Ему жития чистотою» .

Церковь воспоминает в предпраздничной и праздничной службах и великого служителя и участника события – «Предтечу и Крестителя, и пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» Иоанна . Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать самый праздник, обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, Пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам.

«Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню, с неюже и перстом Того нам показал еси, воздежи (простри молитвенно) о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много: ибо болий пророков всех от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки, Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубя сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива нам соделай: и прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество» .

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Как было уже сказано в главе об истории праздника Рождества Христова, начало праздника Богоявления относится ко временам Апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и совершаемое перед этим праздником ночное бдение указывает учитель Церкви, пресвитер Климент Александрийский. В III веке о событии Богоявления упоминают в своих беседах священномученик Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский . Святые Отцы Церкви IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие – оставили нам свои поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. В V веке святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский, в VII веке святители Андрей Иерусалимский и Софроний Иерусалимский, в VIII веке святые Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византии – составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор воспеваемые Церковью в день праздника.

В установлении даты празднования Крещения Господня между Восточной и Западной Церквами не было разногласий, подобных тем, какие были относительно Рождества Христова, – на Востоке и Западе праздник с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.

Итак, до IV века Крещение и Рождество Христово праздновались повсеместно 6 января. Разделение праздников и перенесение даты празднования Рождества Христова на 25 декабря произошло в IV веке.

Древняя Церковь 6 января кроме указанных событий воспоминала и другие, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа, как при рождении Его, так и при выходе Его на проповедь после Крещения. Это, во-первых – поклонение волхвов как откровение языческому миру о пришествии Иисуса Христа, чудесно совершившееся посредством звезды. От этого воспоминания и самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей». В Восточной Церкви событие это, хотя и воспоминалось в богослужении праздника, но ничем в характере праздника не выразилось. Во-вторых, это явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской. В-третьих, чудесное насыщение Иисусом Христом пяти тысяч человек.

ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ (с 2/15 по 5/18 января)

СУББОТА И НЕДЕЛЯ ПЕРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ (БОГОЯВЛЕНИЕМ)

День Богоявления Господня издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, гл. 12) сказано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник, как и праздник Рождества Христова, в Православной Церкви совершается с особой торжествнностью. Оба эти праздника, между которыми находится период святок (с 25 декабря по 6 января ст. ст.), составляют единое торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова, начиная с 2/15 января, приготовляет нас к равноторжественному празднику Крещения специально посвященными ему тропарями и стихирами (на вечерне), канонами предпразднства (на утрене) и трипеснцами (на повечерии). А церковное пение в честь Богоявления начинается уже с 1/14 января: на праздник Обрезания Господня поются в виде катавасии ирмосы канонов Богоявления.

Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает» . «Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос, устами чистыми и душами измовенными, приидите, тайно оставя Вифлеем». «Ангельския, предыдите, силы, от Вифлеема ко струям Иорданским; и предгряди, Иоанне, оставль пустыню»; «готовься, Иордан река, готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим, – вся земля да радуется» .

Созерцая в Рождестве Господа Иисуса Христа Его спасительное явление миру, а в Крещении – Его вступление на служение спасению мира, сравнивая эти два праздника, говорит: «Светел убо мимошедший праздник (т. е. Рождество Христово), светлейший же, Спасе, приходящий...Он кровем изливаемым, яко безчаден рыдаше Вифлеем; и сей водам благословенным многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа». «Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Тамо пастырие, свиряюще, видевше и чудяхуся, зде же глас Отчий Единороднаго Сына проповеда» .

«В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна (возмужалого, взрослого) Тебе видим», – говорит святитель Софроний, патриарх Иерусалимский .

Как и для праздника Рождества Христова, ближайшие суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и Неделей пред Богоявлением (или пред Просвещением). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол и Евангелие, а в Неделю пред Богоявлением – особый прокимен, Апостол и Евангелие, посвященные наступающему празднику (см. Типикон, исследование 26 декабря и 2 января). Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.

НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Канун праздника (5/18 января) называется навечерием Богоявления, или сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходны со службой праздника Рождества Христова.

В сочельник Богоявления (5/18 января) предписывается строгий пост, как и в сочельник Рождества Христова: принятие пищи один раз. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза принятие пищи позволяется дважды: после Литургии и после освящения воды (см. Типикон, последование 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, вечерни с Литургией святого Василия Великого и следующего за ними великого освящения воды.

Если сочельник случится в субботу или в Неделю, то великие часы совершаются в пятницу, и Литургии в ту пятницу не бывает. Литургия же святого Василия Великого переносится на день праздника. В самый день сочельника Литургия Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем совершается – вечерня, после которой – великое водоосвящение.

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ

Схема построения великих часов и изобразительных, а также порядок их совершения, такие же, как и в навечерии Рождества Христова (см. выше праздник Рождества Христова).

В 1 часе, в особых 31 и 26 псалмах изображает принявшего Крещение Господа Пастырем, Который по предречению царя и пророка Давида «пасет мя и ничтоже мя лишит», Который есть «просвещение мое и Спаситель мой».

Тропари повествуют о том, как пророк Елисей разделил Иордан милотию пророка Илии. Это прообразовало истинное Крещение на Иордане Христа, которым освятилось водное естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре изображается чувство благоговейного страха, которое овладело Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь .

В паремии 1 часа словами пророка Исайи возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис., гл. 25). Чтением Апостола и Евангелия Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии (; ).

На 3 часе, в псалмах 28 и 41, пророк изображает власть и могущество крестившегося Господа над водой и всеми прочими стихиями мира: «Глас Господень на водах: славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии».

На 6 часе, в псалмах 73 и 76 Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения.

В паремии пророк Исайя возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (); Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (); Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия ().

В 9 часе, в псалмах 92 и 113, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?».

Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.

В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении ().

Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает таким же, как и в навечерии Рождества Христова.

ЧИН ВЕЧЕРНИ БОГОЯВЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Вечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно той, какая бывает и в навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паремий, Апостола, Евангелия и прочее (см. Чин рождественской вечерни). Но только паремий на вечерне Богоявления читается не 8, а 13 . Возглашение же тропаря с пением окончательных слов его бывает, как и в навечерие Рождества Христова: после трех первых и трех следующих за ними паремий. После первых трех паремий певцы припевают к тропарю на 5 глас «Да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе» (на время пения царские врата открываются). После 6 паремии припев на 6 глас «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

Если в навечерие Богоявления вечерня соединяется с Литургией Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом «Яко свят еси, Боже наш», затем поется Трисвятое и обычным порядком совершается Литургия. На вечерне же, отдельно совершаемой от Литургии (в субботу и воскресенье), после паремии и малой ектений произносится прокимен, читаются Апостол и Евангелие (те, которые положены в Субботу и Неделю пред Просвещением). Затем – ектения «Рцем вси» и прочее последование вечерни.

ПОСЛЕДОВАНИЕ «ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ СВЯТЫХ БОГОЯВЛЕНИЙ»

Воспоминание Иорданского события обновляет особым чином великого освящения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы. Если вечерня совершалась особо, без соединения с Литургией, то освящение воды бывает в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву» и возгласа священника. Освящение воды совершается и в самый праздник, после Литургии (после заамвонной молитвы).

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды, как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же – и в навечерие, и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, а также и крещения оглашенных, которое в древности происходило в навечерие Богоявления («Постановления Апостольские», кн. 5, гл. 13. Свидетельства историков: блаженного Феодорита Киррского, святителя Никифора Каллиста); в самый же день праздника освящение воды совершается в воспоминание Крещения Христа Спасителя.

Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось только в этой Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. В навечерие же водоосвящение совершается в храмах (см. об этом определение Московского Собора 1667 г.).

Великое освящение воды получило начало в первые времена христианства. Об освящении воды в праздник упоминают Тертуллиан и святой Киприан Карфагенский . В «Постановлениях Апостольских» содержатся и молитвы, произносившееся при освящении. Так, в кн. 8 говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию и даждь ей благодать и силу». Святой Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду Крещения? – от Апостольского предания, по преемству в тайне» (91 правило). Святой Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: от продолжительного времени она не портится («Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года, остается свежей и неповрежденной, и после столького времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» – Беседа 37; См. также: Типикон, 5 января).

Последование Великого освящения воды, как в навечерие, так и в самый праздник – одно и то же, и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит из воспоминания пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его знаменования в ектении и молитвах, из призывания благословения Божия на воды и в троекратного погружения в них животворящего Креста Господня.

Чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (на Литургии) или ектений «Исполним вечернюю молитву» (на вечерне) все священнослужители в полном облачении выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источники. Впереди – певцы с пением тропарей «Глас Господень» и прочих, в которых воспоминаются обстоятельства крещения Спасителя. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диакон с кадилом и священник, несущий честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздýх). На месте водоосвящения Крест полагается на столик, на котором должна стоять водосвятная чаша с тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершают каждение воды, приготовленной к освящению, а если водоосвящение происходит в храме, то и алтаря, священнослужителей, певцов и народа.

По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: «Премудрость» и читаются три паремии из Книги пророка Исайи, в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от Живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен, читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле говорится о таинственном Крещении иудеев среди облака и моря, о духовной их пище и питии, дарованных Богом по молитвам пророка Моисея. В Евангелии повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. Во время ектений настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе» (без возгласа). В ектений содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и о даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, к отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов, ко освящению домов и на всякую пользу. Затем священник читает во всеуслышание молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя» (трижды). Затем – продолжение этой молитвы: «Ты бо хотением от несущих» (и прочее).

ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА

После отпуста вечерни или Литургии на амвоне (или посреди церкви вместо аналоя с иконой) поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь, а на «Слава, и ныне» – кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения – Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого священник дает молящимся крест и окропляет их святой водой.

ВЕЛИКАЯ АГИАСМА

Богоявленская вода – вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой и является великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектений великого освящения воды молится – «о еже освятитися водам сим... и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа», «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению: во исцеление души и тела... черплющим и емлющим во освящение домов, ...и на всяку пользу изрядну (сильную)», «о еже быти (воде) сей во очищение душ и телес всем верою черплющим же и причащающимся от нея, ...приводящей в жизнь вечную», «о еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа».

В прошениях на ектении и в молитве священника на освящение воды свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой святыни. Так, в молитве на освящение воды священник молится: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления (спасения); благословение Иорданово, сотвори ю (ее): нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление; демонов всегубительство; сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающий и причащающиеся, имеют ю ко очищению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну», «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

Крещенскую воду употребляет для окропления храмов и жилищ, для врачевания, благословляет ее пить тем, кто не может быть допущен к Святому Причастию. Священнослужители в праздник Богоявления, взяв сосуд с водой и Крест, с пением тропаря праздника посещают жилища своих прихожан, окропляя дома и живущих в них. Окропление начинается с храма Божия, в котором после Литургии в навечерие священнослужители славят Христа, крестившегося в день Богоявления.

В крещенский Сочельник установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. в богослужебном Уставе (см. Минею и Типикон под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъясняет: те, кто отлучают себя от святой воды из-за того, что вкушали до этого пищу – «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (для очищения) от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон, 6 января «зри»).

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы оно ни случилось, начинается, как и в праздник Рождества Христова, великим повечерием, потому что вечерня праздника совершается прежде, особо. Схема великого повечерия та же, что и на Рождество Христово. Великое повечерие завершается литией. Затем служится утреня.

На утрене, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», затем степенны – первый антифон 4 гласа, 50 псалом, «Слава»: «Всяческая Днесь да возрадуются, Христу явлылуся во Иордане»; «И ныне»: то же, стих: «Помилуй мя, Боже», и стихира: «Бог Слово плотию роду человеческому». Канонов – два: святого Космы Маиумского «Глубины открыл есть дно» и святого Иоанна Дамаскина «Шествует морскую волнящуюся бурю».

«Честнейшую Херувим» не поется. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор (иногда повторяя и припев) поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица: но Ты, как Благая, приими веру, а любовь нашу божественную (пламенную) Ты знаешь; ибо Ты Предстательница христиан; Тебя мы величаем». Этот ирмос с указанным первым припевом 9 песни является задостойником на Литургии (до отдания праздника включительно). К тропарям канона на 9 песни припеваются свои припевы.

В конце утрени – отпуст праздника (см. Служебник).

ЛИТУРГИЯ ПРАЗДНИКА

Литургия в день Богоявления, как и в день Рождества Христова, бывает святого Иоанна Златоуста , если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, или Литургия святого Василия Великого, если праздник случится в воскресенье или понедельник, так как накануне этих дней (в субботу и воскресенье) в навечерие праздника совершалась Литургия святого Иоанна Златоуста, а положенная в навечерие Литургия Василия Великого перенесена на самый день праздника. На Литургии поются антифоны праздника. Входное: «Благословен грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Господь и явися нам».

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся» – в напоминание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие праздника, во Христа «облекшимся». Задостойник. Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком».

ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА

На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи. На вечерне в день праздника (под 7 января – ст.ст.) вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, – сотвори». Если праздник случится в субботу, то великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу).

ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА

Попразднство продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14/27 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника.

На Литургии во все дни попразднства, до отдания включительно, после входа поется окончание: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа».

В день отдания праздника служба вся Просвещения кроме входа, паремий, полиелея – на вечерне и утрене, и кроме антифонов и входного стиха – на Литургии. «Честнейшую Херувим» не поется 7/20 и 14/27 января, за исключением совпадения с воскресеньем, когда «Честнейшую Херувим» поется. Утреня на отдание – с «великим славословием».

Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает их совпадение с Неделей о Мытаре и фарисее (см. Типикон, последование 11 января и 14 января).

СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО ПРОСВЕЩЕНИИ

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон, последование 7 января).

Расписание общественных богослужений в храмах.

Во сколько часов начинается и заканчивается утренняя ранняя и поздняя служба в церкви?

Важно: каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений! Общего расписания для всех храмов не существует!

Две литургии, ранняя и поздняя, служатся по большим христианским праздникам и воскресным дням в храмах, имеющих большие приходы.

Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя - в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра - для поздней.

Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.

Во сколько часов начинается и заканчивается вечерняя и ночная служба в церкви?

Вечернее общественное богослужение служится не ранее 16:00 и не позднее 18:00. Каждый храм составляет свое расписание.

Длительность богослужения составляет 2-4 часа и зависит от значимости приближающегося праздника. По Уставу вечерня может быть вседневной, малой и великой.

Вседневная вершится в будние дни, если на них не выпадает праздник с полиелеем или бдением.

Малая является частью Всенощного бдения. Великая служится в большие праздники и может отправляться отдельно или объединяться с утреней.

Мир изменяется, и эти изменения влияют, в том числе, и на церковный Устав. Ночные или всенощные бдения редко длятся от трех до шести часов (для монастырей). В обычных храмах длительность ночной службы 2-4 часа.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви сегодня: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу?

Причастие и окончание Литургии

Суточный круг церковных богослужений состоит из девяти разных служб. Сюда входят:

  • Вечерня - с 18:00 - начало круга,
  • Повечерие,
  • Полунощница - с 00:00,
  • Утреня,
  • 1-й час - с 7:00,
  • 3-й час - с 9:00,
  • 6-й час - с 12:00,
  • 9-й час - с 15:00,
  • Божественная литургия - с 6:00-9:00 и до 12:00 - не входит в суточный круг богослужений.

В идеале в каждом действующем храме эти богослужения должны отправляться ежедневно, однако, на практике суточный круг свершается только в больших храмах, кафедральных соборах или монастырях. В малых парафиях обеспечить постоянное богослужение в таком ритме невозможно. Поэтому каждый приход определяет свой темп, согласовывая его со своими реальными возможностями.

Из этого следует, что точное расписание богослужений нужно узнавать в храме, который вы собираетесь посетить.

Примерное время проведения утренних и вечерних служб приводится в начале статьи.

Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?

Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня).

Что это значит?

Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее - заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.

Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также - всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье?

Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее - заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений.

Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание

Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.

Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!

Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» - особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.

Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.

Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?



Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя
  • Служба 1-го часа. Время - с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время - с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время - с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время - с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма - с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких - 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

О народных традициях празднования Рождества можно прочитать .

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник?

Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения.

В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие.

В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться.

19 января служатся утреннее и вечернее богослужения с обязательным последующим водоосвящением.

Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение?

Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования - 15 февраля.

После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей.

Обязательно уточните время проведения литургии в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье?



Поздравление с Благовещением

Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения.

7 апреля служатся ранняя и/или поздняя литургии с обязательным исповеданием и причащением мирян.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?

Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю.

Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота - день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки.

В Вербное Воскресение совершаются ранняя и/или поздняя литургии с последующим освящением вербы.

Время богослужений зависит от внутреннего устава храма.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?

Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений!

Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения (16:00-18:00). В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.

Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00.

После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца.

Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба. Однако куличи уже не благословляются.

Красивые поздравления с Пасхой можно найти .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу?



Значение праздника Радоница

Радоница - особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких.

Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.

Намедни совершается вечернее богослужение, а с утра ранняя и/или поздняя литургия. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений - все зависит от внутреннего устава храма.

Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.

Больше информации о Радонице .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Троицу?

Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.

Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших.

Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением.

В воскресенье совершаются ранняя и/или поздняя праздничные литургии. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав.

Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить!

Советы о том, как говорить с детьми о Троице .

Года поможет вам не пропустить знаковые богослужения.

Видео: Как вести себя в Храме?

Празднование Святого Богоявления для православных амурчан начнется 18 января, в пятницу, в Крещенский сочельник. В этот день во многих храмах утром будут читаться великие (царские) часы Навечерия . Отрывки из Ветхого и Нового Заветов, включенные в это богослужение, подробно раскрывают духовный смысл грядущего праздника. Затем совершается великая вечерня в соединении с торжественной литургией святителя Василия Великого. После службы духовенство освятит воду великим чином.

Еще одно такое водосвятие будет совершаться 19 января, в субботу, праздник Крещения Господня, после литургии святителя Иоанна Златоуста.

Тем, кто в эти дни собирается принять участие в праздничных богослужениях, лучше прийти в храм со своей водой, заранее набранной в чистую тару. Бутылка или банка, в которой будет хранится святыня, должна быть без этикеток, промытой от остатков ароматизированных напитков, желательно небьющейся. Подпишите свою емкость, заранее снимите с нее крышку и поставьте на столик для освящения рядом с большим баком.

После Великого водосвятия, особого молебного чина, в котором на воду призывается исцеляющая благодать Святого Духа, верующие, по традиции, выпивают по кружечке крещенской воды в храме, умывают ею лицо, а затем разбирают свои бутылочки и банки с агиасмой и уносят их домой. И 18, и 19 января великое освящение воды проводится в конце службы (около 12 часов).

Крещенскую воду можно набрать в храме и в другое удобное время. В дни праздника труженики православных храмов разливают ее всем желающим в порядке очереди. Церкви в Навечерие Богоявления и на Крещение открыты до 19-20 часов. Святую воду можно взять и после Крещения - ее обычно раздают в течение следующей за праздником недели в обычные часы работы храма. Очереди в эти дни уже нет.

В России на Крещение принято освящать воду и на естественных водоемах. Для этого во льду вырубается специальная крестообразная прорубь - иордань. Обливание водой или окунание в иордань на Крещение – старинный народный обычай. Однако вопреки народным поверьям, такое купание не смывает с человека грехи: это происходит только в Таинстве Исповеди. В Благовещенске специальная иордань будет устроена на р. Зея в районе ул. Амурской, 1. Воду в ней освятят 19 января, в 13.30 часов . Освящать организованные места для крещенских купаний будут также в с. Белогорье (комплекс «Живоносный Источник» на въезде в село), в с. Ивановка, в с. Тамбовка и в г. Тында.

Вода из проруби (иордани), освященная в праздник Крещения, имеет те же свойства, что и крещенская вода, которую раздают в храмах. При этом не следует забывать, что Великое освящение меняет только духовные свойства воды, а не ее физический состав, поэтому святую воду из проруби советуют использовать только для окропления помещений и помазывания больных мест, но не для питья.

Расписание богослужений и водосвятий в праздник Крещения Господня

Благовещенский кафедральный собор

пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 215-500

  • 8:00 – Царские часы. 9:00 — Литургия, по окончании — великое освящение воды. 17:00 – всенощное бдение.

Раздача воды после освящения – в храме, с 13 до 19.00 часов.

  • 08:30 — исповедь, часы. 09:00 – литургия, по окончании — великое освящение воды.

Раздача воды после освящения – в храме и на улице. Храм открыт до 19:30. Воду на улице можно будет набрать с 13 до 21 часов.

Крещенскую воду также можно будет взять в течение недели в обычные часы работы собора.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

ул. Красноармейская, 53, тел. (8-41-62) 54-00-48, www.vsehradost.ru

  • 8:00 – исповедь. 9:00 — Великая вечерня с литургией свт. Василия Великого. Великое освящение воды. 17:00 – всенощное бдение.
  • 9:00

Храм Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных подворья Свято-Троицкого мужского монастыря

ул. Горького, 133, тел. (8-4162) 33-03-17

  • 8:00 – исповедь. 09:00 17:00 – всенощное бдение.
  • 09:00 – исповедь. 10:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды.

Раздача воды после освящения – в храме и на улице. Храм открыт до 19 часов, воду на улице можно будет набрать с 13 до 20 часов.

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Среднебельского женского монастыря

ул. Тополиная, 80, тел. (8-4162) 55-06-44

  • 8:00 – исповедь. 9:00 – Великая вечерня с литургией свт. Василия Великого. Великое освящение воды. 17:00 – всенощное бдение.

Раздача воды после освящения – в храме, с 13 до 17 часов.

  • 09:00 – исповедь. 09:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды.

Раздача воды после освящения – в храме, с 13 до 20 часов.

Крещенскую воду также можно будет взять в течение недели в обычные часы работы церкви.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

с. Белогорье, ул. Мухина, 44, тел. 8-924-440-50-05

  • 17:00 – Всенощное бдение.
  • 9:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды. 13:00 — Великое освящение воды в православном комплексе «Живоносный Источник» на въезде в Белогорье.

Храм благоверного князя Александра Невского

с. Игнатьево, ул. Советская, 3, тел. 8-962-295-96-16

  • 9:00 – Царские часы. Великая вечерня с литургией свт. Василия Великого. Великое освящение воды. 18:00 – всенощное бдение.
  • 09:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды. 14:00 и 16:00 – Таинство Крещения.

Раздача воды после освящения – на улице и в храме, с 13 до 20 часов.

19 января православные отметят праздник Крещения Господня или Богоявление, которому 18 января будет предшествовать Сочельник. О том, что такое Крещенский Сочельник и какое место он занимает в Церкви нам рассказал протоиерей Максим Первозванский.

Что такое Крещенский Сочельник?

Крещенский Сочельник (Сочевник) – это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постного блюда, которое верующие едят в этот день.

Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями . В церковной же традиции это время называется – Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Богослужение Сочельника

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению . Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

Крещенская вода и купания

На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях . К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема.

Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много.

Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь нет.

Пост в Сочельник

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января . По традиции же верующие вкушают сочиво.

По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества , так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время

Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается . Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.

Протоиерей Максим Первозванский

Служба на Крещение Господне установлена православной церковью в честь важного и знаменательного евангельского события – крещения в Иордане . Праздник Крещения относится к двунадесятым церковным праздникам, то есть таким, которые рассказывают о событиях из жизни Спасителя и Богородицы, и отмечаются с особенной торжественностью.

Православная служба на Крещение Господне, за исключением некоторых нюансов, почти полностью повторяет службу Рождества Христова. Происходит это совпадение из-за того, что до V века эти два праздника отмечались в один день – 6 января по старому стилю. Раньше в этот день было принято тожественно крестить оглашенных – людей, которые прошли подготовку к таинству крещения, поэтому его называли также праздником Света и праздником Просвещения.

Особенности проповеди на Крещение Господне

Служба на Крещение Господне необычна и красива – священнослужители в белоснежных облачениях, множество свечей, хор поет праздничные тропари. И на вечерне, и на Божественной Литургии проходит чин Великого освящения воды, который служится только на Крещение, и поэтому всегда собирает большое количество верующих. Проходит этот чин очень торжественно: священник выходит из алтаря, неся на голове крест, ему предшествуют служители с большими свечами. Непосредственно в день праздника освящение воды, если есть такая возможность, проводится на природном водоеме. Во время Литургии священник обязательно говорит проповедь на Крещение Господне, которая рассказывает об этом евангельском событии и раскрывает догматический смысл праздника.

Служба на Крещение Господне завершает Святки

В некоторых храмах служба на Крещение Господне проходит ночью, плавно перетекая из вечерни в Божественную Литургию. Желающие причаститься на этой службе должны помнить, что еду можно принимать за шесть часов до Причастия. В Евангелии ничего не сказано о дате Крещения Господня, вполне возможно, что Иисус крестился летом, а не зимой, и именно поэтому служба Крещения Господня в свое время была привязана к службе Рождества – два объединяли в себе Богоявление. На Рождество Бог родился во плоти, явив себя миру, а на Крещение открылся всем, показав свою троичность: все, кто присутствовал при крещении Иисуса, увидели одновременно Отца, и Сына, и Святого Духа, как повествуют об этом все четыре евангелиста.