Михаль Маурер

Всем известно, что Израиль по сути своей страна эмигрантов. Чего здесь только ни увидишь! И каждый крупный город в Израиле имеет свои ярко выраженные особенности.

Все сказанное ниже относится только к Иерусалиму. Я очень люблю этот город. Больше половины его жителей — так называемые религиозные, т.е. практикующие иудаизм. Это накладывает особый отпечаток на внешний вид как женщин, так и мужчин.

Условно говоря, все население Израиля можно разделить на светское и религиозное. К светскому я отнесла и людей, практикующих религии отличные от иудаизма, потому что их внешний вид ничем особо не отличается.

Отдельная группа — арабские женщины — они также добавляют Иерусалиму особый колорит.

Вначале несколько общих слов. В отличие от моего родного Киева, в Иерусалиме очень мало парикмахерских и салонов красоты. Молодые девушки предпочитают носить длинные и очень длинные волосы. У израильтянок они очень красивые, часто вьющиеся. Их носят распущенными или убирают в пучок, причем как-то умудряются ничем не закалывать, а завязать пучок из самих волос.

А вот макияж на многих смотрится очень грубо из-за природной яркости лица.

Светские женщины

Если говорить о светской молодежи Израиля, то молодые девчонки надевают короткие шорты с заправленными в них футболками. Или леггинсы с точно также заправленными футболками. Леггинсы, как ни странно, любят и женщины постарше. Выглядит это иногда просто ужасно. Одежду, как мне кажется, никто не гладит. Носят футболки, майки на бретелях, модные длинные юбки, и конечно джинсы. В Иерусалиме кроме мировых брендов масс-маркета, много магазинов с дешевой и ужасной одеждой неизвестного производства. Молодежь охотно там отоваривается.


Много магазинов с таким же низким качеством обуви. Да и вообще, найти в Иерусалиме приличную обувь и при этом не разориться — задача не из легких. Израильтянки охотно носят балетки и совершенно не умеют ходить на каблуках. Комфорт прежде всего! Женщин из бывшего Союза можно идентифицировать сразу — по аккуратной и «нарядной» одежде.

Религиозные женщины

Внешний вид религиозных женщин, особенно в жару, вызывает неподдельный интерес туристов. Эта многочисленная группа жительниц Иерусалима не так однородна как может показаться на первый взгляд.

Сразу отмечу, что все мои критические замечания относятся исключительно к тому, как одеваются женщины в Иерусалиме, их внешнему виду, а не к самой религии, к которой принадлежу и я.

Всех религиозных женщин я для удобства разделю на три группы.

К первой отнесу строгих (харедимных) и ортодоксальных. Выглядят они в целом очень уныло. Как правило, это одежда свободного покроя и кажется, что она на два размера больше, чем надо. Одежда черных, коричневых или других неярких цветов. Немного разбавляется белым. Никакой косметики или украшений. Головные уборы, часто причудливых форм, плотно сидят на голове, так, чтобы ни один волос не был виден. Длины юбки — до середины икры. Слишком длинная и слишком короткая юбка считается неприличной. Рукава всегда длинные, горловина закрывает яремную впадинку. Ноги в плотных чулках, не менее 40 ден, и это в жару! Не подумайте, что эта одежда из легких тканей. Как правило, все очень плотное, непрозрачное, а иногда на блузку сверху надета еще и трикотажная кофта. Но сколько бы я ни общалась с такими женщинами, ни разу не замечала запаха пота. Подозреваю, что за время ношения такой одежды их организмы перестроились!


Вторая группа религиозных женщин Иерусалима очень неоднородна, но их объединяет желание быть красивыми. Парики — это одна из возможностей закрыть голову и выглядеть при этом красиво. Иногда бывает сложно догадаться, что на женщине парик.

Здесь уже бывают свои модные тенденции. Женщины из этой группы, при наличии вкуса, могут выглядеть просто роскошно! Они также носят только юбки, но они могут быть и модной длины макси. Тут есть и яркие цвета, украшения, косметика. Но выглядят такие женщины очень элегантно, конечно никаких выглядывающих бретелек. Но так как ноги должны быть закрыты, то колготки или гольфы (летом) выбираются так, чтобы их было видно, густого бежевого цвета. И это на строгий взгляд критиков, не очень красиво.

Среди последних модных тенденций — платки, завязанные на голове так, чтобы быть похожей на Нефертити.

В таком подходе к моде есть несомненный плюс. С возрастом, эти женщины не выглядят смешно, в погоне за последними модными тенденциями. Никаких маечек на увядших плечах. Все, что должно быть закрыто — закрыто.

И, наконец, третья группа. Это в основном молодые женщины, живущие в поселениях. Или просто любящие стиль а-ля пейзан. Они не столь строги к длине рукавов и ходят без колготок. В их одежде много кружев, тесемок, вышивки, джинсовых юбок, многослойности и украшений.

Израильские женщины на пляже:

http://laviniablog.com/?p=2259

Шанель для синагоги,

или Кошерные шаровары

Зимой 1989 года один наш друг умудрился скататься в гости в Израиль и, вернувшись, собрал друзей на просмотр слайдов. Его бомбардировали вопросами: что там? И как все выглядит на самом-то деле? В частности, девчонок, сидевших на чемоданах ввиду скорого отъезда, интересовало: что класть в эти чемоданы, что там носят? Он отмахнулся: «Израильтянки совсем не умеют одеваться. В Тель-Авиве ходят вообще почти голыми, шортики там, тряпочка-маечка до пупа. Религиозные — другое дело. В субботу в какой-нибудь большой синагоге можно увидеть элегантных женщин».

Скромненько, но чистенько
Как известно, верующие иудеи свою повседневную жизнь и быт выстраивают в соответствии с законами Галахи. А Галаха предписывает еврейке скромную одежду. Фишка лишь в том, что в каждую эпоху само понятие скромности сильно изменялось.


Например, в древнем мире совершенно не знали кроя. Одежду тогда моделировали из кусков материи с помощью драпировок, пряжек и поясов. Потом научились сшивать несколько кусков ткани. И все — мужчины и женщины — носили балахоны до пят, плащи, платки или покрывала. У наших предков, живших в Египте при фараоне, скромность выражалась в том, что еврейки не ходили с обнаженной грудью (или вообще топлесс), как египтянки…

В средневековой Европе все женщины всех сословий, постоянно носили головные уборы, даже спать ложились в чепцах. Все драпировались в закрытые длинные многослойные платья. Еврейки от них совершенно не отличались. Что тогда писали наши мудрецы о скромности? Да ничего. Зато вот Рамбаму приписывается высказывание о том, что красивая жена вызывает у всех уважение к ее мужу. В Средние века в еврейской купеческой среде считалось, что мужчина должен одеваться скромнее, чем позволяет его достаток, а жену и дочерей своих обязан одевать богаче, чем позволяет его достаток. Свидетельства об этом сохранились благодаря раритетным экземплярам ктубы — брачного договора.

Средневековая еврейская одежда

(Weiss, Kostümkunde).

Развратные венецианские куртизанки завели моду появляться прилюдно с непокрытой головой и с глубокими вырезами-декольте на платьях. Но известно также, что еврейки из гетто даже и не подумали перенять эту моду, впрочем, как и законные жены венецианцев титульной национальности. Позднее по всей Европе декольте вошли в моду в высшем обществе (но только на балах). И все равно еврейские благочестивые женщины прикрывали шею и грудь газовыми шарфами: это можно увидеть на многих портретах знатных евреек, например — из семейства Ротшильда.

Барон Альберт Ротшильд с женой Беттиной

Законы скромности стали актуальны гораздо позднее — во Франции, после тамошней революции, когда евреи получили свободу по указу Наполеона Бонапарта и вышли из гетто. Именно в этот период революционные француженки отказались от корсета и кринолина и внедрили античную моду на кисейные прозрачные платья с завышенной талией и смелыми декольте. Под этими нарядами даже не носили нижних юбок, в лучшем случае — трико телесного цвета. Именно тогда в высшем свете отказались и от головных уборов на балах и суаре, и шляпки стали приличны только на улице. Состоятельные еврейки стали выписывать первые парижские журналы мод, а еврейские религиозные авторитеты, обеспокоенные падением нравственности, — составлять циркуляры о надлежащем скромном виде.

Одежда евреек начала XVIII в. в Фюрте (Бавария)

А сегодня Галаха выдвигает к одежде еврейской женщины следующие требования:

1) подол юбки должен покрывать колени
2) рукава должны закрывать локти
3) на ногах — чулки
4) вырез платья у шеи не должен быть ниже ключиц
5). замужняя женщина покрывает волосы головным убором или париком
6) запрещено женщине носить мужскую одежду, а мужчине — женскую

Иное дело, что многие еврейки на эти установления давно махнули рукой…

Национальное одеяние евреев всегда приковывает взгляд и многим кажется старомодным. И это неудивительно, ведь представители данной национальности не меняют манеры одеваться уже два столетия. А за несколько тысячелетий их национальное одеяние пережило немало метаморфоз.

Расцвет государства и одежда

В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами - тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян - царь Саул - не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.

Заимствования из других культур

Давид любил окружать себя роскошью и богатством, наступило время подъема израильского государства. Одежда богатых представителей общества становится особенно пышной. Однако через время восстания и междоусобицы подточили стабильность в стране, и Израиль распался на две части. Сначала в Иудее правили ассирийцы, а в 788 г. н. э. - вавилоняне. Если исследовать, как выглядели в национальном костюме евреи тех времен , можно заметить в их одеянии немало элементов, характерных для убранства ассирийцев. Во времена же «вавилонского пленения» одежда иудеев практически не отличалась от одеяния вавилонян. Позднее она еще не раз поменяется под воздействием римской и греческой культур.

Мужчины под низ одевали шерстяную рубашку, а наверх - полотняную. Рукава могли быть как длинными, так и короткими. Обязательно носился пояс. У знатных людей этот элемент одежды изготавливался из шерсти или же льняной ткани, расшивался золотом, а также украшался драгоценными камнями и пряжками. Представители низших сословий носили пояса из кожи или войлока.

Верхняя одежда

Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее углах крепились кисти, которые назывались «цисес ». Также существовал особый элемент еврейского национального костюма - нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом - чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.

Одеяние иудеек

Описание национального костюма евреев было бы неполным без рассмотрения женского гардероба. До начала царствования Соломона даже иудейки из богатых семей использовали простую одежду - такую, которую носили женщины еще в древности. С началом правления Давида вещи стали шить из прозрачных тканей, привезенных изразных стран - Египта, Финикии , Индии и Ассирии . Материал был дорогим, и потому из него шили наряды только женщины из зажиточных семей. Одежда, как правило, была длинной, со множеством складок. Чтобы создать напуск, элементы платья стягивали различными пряжками.

Гардероб евреек из богатых семей состоял из нескольких предметов верхней и нижней одежды. Он стал особенно ярким и роскошным, когда к власти пришел царь Соломон. Нижняя одежда была до самых пят и обшивалась красивой каймой по краям. Ее носили в сочетании с дорогими поясами. Для выхода в свет поверх нее одевалось еще одно платье - ослепительно белого цвета, с широкими рукавами в складку. Пояс также украшался драгоценными камнями, золотом. Иногда вместо пояса использовались широкие кушаки, к которым с помощью золотых цепочек крепились небольшие мешочки с золотой вышивкой. Верхняя одежда, как правило, была ярко-пурпурного цвета или же расшитая узорами. Она могла быть без рукавов или же распашной с рукавами.

Головные уборы

Чаще всего предмет, по которому ученикам задают подобрать фото национального костюма евреев - «Окружающий мир». Однако иногда такое задание можно получить на дом и по истории или культурологии. К любому из этих предметов можно подготовиться хорошо, если исследовать национальную одежду иудейского народа как можно подробнее. Для получения высокой оценки необходимо также рассмотреть, какие прически и типы головных уборов были приняты у евреев. В Сети или в учебниках можно найти немало картинок национального костюма евреев. «Окружающий мир» - это не самый сложный предмет, и юным учащимся не составит труда подготовиться к нему на «отлично».

На уроке можно упомянуть и тот факт, что длинные волосы раньше носили только юноши. У мужчин среднего возраста отращивать шевелюру было не принято. На более поздних этапах истории даже тех молодых парней с длинными волосами стали расценивать как женоподобных. И среди мужчин, и среди женщин лысина считалась позором.

Борода

Интересно, что стрижка бороды была запрещена законом. Точно так же, как и ассирийцы, иудеи уважительно относились к этому элементу имиджа. Борода считалась признаком богатства и достоинства. Также считалось, что только свободные мужчины могут ее носить. За бородами тщательно ухаживали при помощи масел, разнообразных благовоний. Считалось серьезнейшим оскорблением отхватить кому-либо бороду. Но если погибал кто-то из родственников или близких друзей, у иудеев был обычай рвать на себе бороду или даже полностью ее отрезать.

Волосы

Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами - густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.

Костюм иудеев во второй половине XIX века

Если поискать изображения национального костюма евреев (картинки для детей можно найти как на соответствующей тематики порталах, так и в специальных книжных изданиях), то можно обнаружить два особенно важных элемента иудейского мужского костюма. Основными атрибутами традиционно считаются шали и шапочки. Шаль надевается во время молитв и выполняется в двух цветах. В одном из вариантов используется белый и голубой, в другом - белый и черный . Края шали дополняются кистями. Верхняя одежда у иудеев состоит из кафтана, плаща и длинного халата. Как правило, предпочитается черный цвет. В облике евреев часто присутствуют длинные пряди волос, пейсы, и бороды.

Одежда женщины того же времени

Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой - отвесная, а другая - пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.

Кипа

Какой национальный костюм евреев будет полным без особой шляпки- «ермолки»? Иначе она называется «кипой». Это традиционный иудейский головной убор. Кипа в еврейской традиции символизирует скромность и послушание Всевышнему. На вид она представляет собой небольшую шапочку, которая прикрывает макушку. Ее носят как отдельно, так и под большой шляпой. Иногда кипу крепят к волосам при помощи заколок. Традиция носить ермолку уходит своими корнями в те времена, когда головные уборы были обязательным атрибутом богослужений. Тора предписывает служителям храма покрывать головы. Некоторые иудеи стали носить шапочку постоянно. С помощью этого они хотели показать, что все их поступки направлены на то, чтобы служить Всевышнему. Смысл ношения шапочки - продемонстрировать, что иудей осознает величие Бога и ценит его мудрость даже выше собственной головы.

Одежда мужчин

Иногда школьники получают в качестве задания описать национальные костюмы народов России. Евреи - одна из самых многочисленных диаспор на территории страны. Численность их составляет порядка 254 тыс. чел. По некоторым оценкам, еще около 20 тыс. не стали во время переписи населения указывать свою принадлежность к какой-либо национальности. Сейчас наиболее характерными элементами гардероба иудеев являются темные сюртуки и брюки, а также светлые рубашки. Туристы, которые приезжают в Израиль, иногда с удивлением наблюдают за толпами иудеев в одинаковых черно-белых костюмах.

Женский костюм сегодня

Женщины также одеваются скромно, предпочитая темные или неяркие оттенки и добавляя элементы белого цвета. Даже для жаркой погоды женский костюм изготавливается из плотной ткани. Короткие или длинные юбки расцениваются как знак распущенности, поэтому средняя длина - до середины икр. Туфли обычно без каблуков. Еврейки редко пользуются косметикой или украшениями, а замужние дамы носят головной убор.

Даже среди религиозных женщин есть те, которые предпочитают одеваться красиво, однако при этом соблюдаются все правила приличия - никаких вырезов, декольте или мини-юбок. Манера одеваться в дорогие вещи присуща иудейкам с давних времен . Даже очень зажиточные мужчины одевались более чем скромно, в то время как их супруги носили пышные наряды. Но и евреи со скромными доходами, согласно традиции, должны были приобретать своим женам красивую и дорогую одежду. Таков современный национальный костюм евреев. На картинках (для детей такие иллюстрации - самое лучшее наглядное пособие) часто изображен упрощенный традиционный наряд, поэтому можно воспользоваться фотографиями из данной статьи, чтобы иметь представление об исторической одежде иудеев.

В каждой девушке, независимо от любых внешних обстоятельств, живет маленькая девочка, которая обожает наряжать свою любимую куклу и одеваться сама в неимоверно красивые мамины туфли и шляпы. И эту маленькую девочку в волшебное благоговение вводят разнообразные ленточки, бусинки, кружева, бантики, блестки. Быть может, есть в этом голос веков, шуршащий шелками и парчой красавиц древности, поражающий скромной аскетичностью Средневековья, увлекающий французскими модами XVIII-XIX столетий.

Пройдя сквозь века, еврейский национальный костюм сохранил свою уникальность и самобытность, несмотря на то, что в евреи много позаимствовали из одеяний других народов. Заимствованиям этим есть причины, уходящие корнями в далекое прошлое: очень долго еврейский народ подвергался гонениям, и для того, чтобы “слиться” с местным населением, нужно было стать похожим на него.

Еврейский наряд в древности был похож на одежду представителей арабских кочевых племен. Евреи одевались очень просто и без роскоши. Позже, при первом еврейском царе – Сауле, одежда израильтян стала богаче. Этому способствовала богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах.

После убийства Саула царем стал . В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений.

В период расцвета Израиля, во время правления , модной стала баснословная восточная роскошь. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Позже междоусобные войны раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. – вавилоняне. В костюмах евреев стало очень заметным влияние ассирийских одежд, а во время “вавилонского пленения” еврейский наряд почти не отличается от вавилонской одежды. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Одним из основных элементов одежды знатных мужчин была нижняя шерстяная и верхняя полотняная рубашка с длинными или короткими рукавами. Обязательный элемент мужского еврейского костюма – пояс. Знатные и богатые граждане носили роскошные пояса, сделанные из шерстяной или льняной ткани и расшитые золотом, украшенные драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.

После освобождения из вавилонского плена зажиточные иудеи носили верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов была роскошной. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны ярко-красного цвета, отороченные мехом. На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти – “ ”.

Носили также широкую одежду без рукавов – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным облачением и назывался ефодом.

В одежде еврейских женщин также были особенности. Во времена правления Давида появились прозрачные индийские и египетские, узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские ткани. Они были очень дорогие, а потому доступны лишь богатым еврейкам, которые делали из них длинные и очень широкие, со множеством складок, одежды. Для того, чтобы создать на одежде напуск, ее стягивали кушаками и разнообразными пряжками.

До царствования Соломона даже знатные еврейки ходили в простой скромной одежде. Богатый женский костюм состоял из нескольких нижних и верхних одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась красивой каймой по подолу и рукавам. Носили ее с дорогим поясом. Поверх нее для выходов надевалась вторая одежда - роскошная, ослепительно белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава украшались драгоценными камнями и жемчугами, золотыми фигурками. Это одеяние подпоясывали металлическим поясом, на котором были украшения: золотые цепочки, драгоценные камни. Иногда вместо поясов женщины использовали широкие вышитые кушаки, к которым на золотых цепочках подвешивали небольшие, расшитые золотом мешочки. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была без рукавов или распашная с рукавами.

На голову простые евреи накидывали шерстяные платки или просто перевязывали волосы шнурком. Знать носила повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Знатные женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру. В косы вплетались нити жемчуга, кораллов, золотые пластинки.

В эпоху Средневековья, после ухода евреев в изгнание, появились темные наряды, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались. Интересно, что в XVI и XVII веках Ваад – общееврейский сейм Польши и Литвы – специальными постановлениями не единожды запрещал излишнюю роскошь в одеждах евреев, дабы те не выделялись среди местного населения. Запреты особенно остро касались женских нарядов, которые не должны быть кричаще богатыми. В общины даже отправляли особых посланцев – в целях недопущения дорогих платьев, особенно из материй с нитями из золота и серебра, и собольих шапок.

История национального еврейского наряда в XVIII - XIX веках – это, прежде всего, история царских запретов на ношение национальной одежды. Именно они постоянно оказывали сильнейшее влияние на внешний вид евреев. Автор книги «Из Николаевской эпохи. Евреи в России» А. Паперна пишет: «Впервые ограничение на традиционную одежду было введено в России в 1804 году. Долгое время это положение в черте оседлости практически не соблюдалось, хотя и неоднократно подтверждалось в законодательном порядке. В 1830–1850 гг. ношение национальной одежды каралось значительными штрафами». Штраф на ношение парика составлял 5 рублей, что в то время составляло значительную сумму.

Итак, теперь давайте разберемся с одеждой ортодоксальных евреев.
Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
- Я не знаю,- ответил ребе, - ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

2. Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды. По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства — белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

3. Существует базовая одежда, галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис - кисти заповеданные Торой. Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет - синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

4. Традиционная еврейская мужская одежда - это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается с право на лево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

5. Халаты - как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ - бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

6. Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например, лацканы - заостренные или закругленные, или вместо обычных трех пуговиц - шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. И все это строго черного цвета.

7. Брюки. Они могут быть или обычные черные, или до колена - еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы - зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется "казацкие" гольфы (козак-зокн).

8. Одежду нечерного цвета носят, главным образом хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн). Ткань кафтна — белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.


Фото отсюда

9. Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши - каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

10. Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми - плуш. Ее еще называют флиикер-теллер - по-народному летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью — всего 10 см.

11. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

12. Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) - без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

13. Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор - штраймл! Это самая натуральная меховая шапка! Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или встречаясь с ребе. Причем их больше двух десятков типов! Обычно, это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы собственно и есть "штраймл", низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются "чернобль", а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка - "сподик".
Цена штреймла может достигать тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

14. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль - украинские, а сподик - польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха, колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл. Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы - в тринадцать лет.
В 2010 гг. Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написал письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их ввести запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов…:))

В посте использованы материалы с

Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм . Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей . Голова покрывается специальной шапочкой . Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках . В ашкеназском мужском костюме обязательными атрибутами была туникообразная рубаха, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрная ермолка или шляпа, отделанная мехом (штраймл) . Замужние женщины покрывали голову париком.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя-тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок, и заканчивалось оно небольшим шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти-шести нижних юбок и тугой корсет. Шлейф делал дамский силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или из той же ткани, что и платье. Модные платья такого покроя женщины старого ишува - и ашкеназки, и сефардки - носили с последних десятилетий 19-го века примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20-го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона и обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел и от возраста, и от семейного положения. Немногие женщины отваживались носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья в серых, бежевых или серо-голубых тонах. Черное платье означало траур. Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста и поплина, а зимние - из креп-сатена, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки с блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, так как они были плиссированными, в оборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости - накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - «строгая рука» (так, кстати, озаглавлена одна из книг Маймонида), а левую сторону каббалисты называют ситра ахара (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся порочные желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные . Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.

В дамское белье входили панталоны с кружевами, поверх которых надевали плотно облегавшую бедра длинную нижнюю юбку. Между нижней и верхней юбками были еще две-три шелковые или батистовые юбки белого цвета. Лиф имел форму жилетки. Корсет делался с плотно облегающими металлическими обручами, но позже их замена зашитыми в ткань пластинками из китового уса. Корсет сужал талию, увеличивал грудь и, естественно, затруднял дыхание. Нижние юбки шили прямыми спереди и расклешенными сзади, что вместе с зашитыми в них подушечками на бедр придавало фигуре модные тогда формы: в те времена худощавые женщины считались непривлек тельными, и одежда должна была исправить этот изъян. Иерусалимские старушки еще помнят пышную юбку на толстой ватной подкладке.

Нижнее белье составляло существенную часть приданого девушки, а его количество и качество отражало материальное положение ее родителей. Ночные сорочки свободного покроя из тонко батиста, непременно белого, с длинными рукавами и закрытым воротником отделывались вышивкой лентами неяркого розового или голубого цвета . Зимой женщины носили поверх платья темные накидки до щиколотки, обычно серого цвета, с узким воротником и прорезями для рук. Некоторые ходили в шерстяных пальто, сшитых местными портными по привезенным из Европы выкройкам.

Иерусалимские сефардки носили длинные черные платья и кружевные платки, покрывавшие голову, лоб и плечи . Когда женщина навещала родственников и друзей, хозяйка этот платок с нее сама снимала и держала при себе, а когда гостья собиралась уходить, хозяйка из вежливости отказывалась его вернуть, уговаривая не торопиться, выпить еще чашечку чаю. Носили сефардки и красивые теплые шали с бахромой, в ярких узорах .

О восточном влиянии на одежду того времени свидетельствуют традиционно вышитый по краям платок, которым сефардки покрывали голову и плечи, и черное платье с корсажем в форме накидки, с широким низом до пят.

В Иерусалиме такое одеяние можно было видеть только на улочках Старого города, и женщины в нем к тому же обычно закрывали черным платком лицо, чтобы никто к ним не приставал. В начале века женщины собирали длинные волосы в шиньон и, чтобы подчеркнуть женственность, стягивали его не очень туго. Такая прическа, занесенная из Европы, где ее называли «Мария Антуанетта», была особенно популярна среди молодых женщин, и ее делали на своих париках даже женщины из крайне ортодоксальной общины.

Следуя религиозным предписаниям и традиции, замужние ашкеназки обычно прикрывали волосы шляпками , которые закреплялись на голове шпильками или лентами. Шляпки были фетровые или соломенные, отделанные кружевами, лентами, искусственными цветами или плодами. А сефардки прикрывали голову разными платками: в будни - из тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани с тонкой бахромой или узорами по краям, праздничные платки отличались более яркими цветастыми узорами . До свадьбы девушки носили на голове легкий светлый платок, а в волосы вплетали цветные ленты. Молодые замужние женщины носили яркие платки, а женщины постарше предпочитали темные тона.

Поверх головного платка обычно носили своего рода жгут, сзади завязанный узлом, а спереди свободно свисавший по обе стороны лица, от него отходило нечто вроде подвесок, прикрывавших уши и доходивших до плеч. Женщины из балканских стран носили на голове большую цветастую накидку, сложенную треугольником и закрепленную шпилькой. В дождь они надевали на туфли галоши и носили зонтики. В моде у них были также вязаные шерстяные перчатки.

На благосостояние женщины указывали золотые и серебряные украшения: типичные для того времени цепочки, браслеты, броши, кольца, медальоны, нередко с драгоценными камнями. Девочкам повивальная бабка сразу после рождения протыкала ушки и пропускала через дырочки белую нитку, а вскоре ушки были украшены крошечными золотыми сережками.

Сефарды дома обычно носили белую рубаху и хлопчатобумажные штаны, на рубаху надевали небольшой таллит (еврейское молитвенное покрывало), затем жилет и кафтан с кушаком. Выходя в город, надевали длинное пальто, а на голову - феску .

Почти все мужчины носили головные уборы турецкие фески вишневого цвета с черной кисточкой, европейские фетровые шляпы, соломенные шляпы с широкими полями, иногда загнутыми с одной стороны, иногда с обеих, иногда незагнутыми . Щеголи носили соломенные каноть е по французской моде и даже летом надевали перчатки. Выбор шляпы безошибочно указывал на oриентацию ее владельца: феска - на верность турецким властям, фетровая шляпа - на умерено прозападную ориентацию, соломенное канотье - на щегольство, французская каскетка на оппозиционные настроения , солнцезащитный пробковый шлем - на космополитизм . А отсутствие головного убора воспринималось как открытый бунтарский вызов. Галстуки в то время носили разные длинные, пошире или поуже («селедки», «бабочки!», «банты»), шелковые, в полоску или в клеткку. Мужские ботинки или полуботинки чаще были черными, иногда белыми, со шнурками. Щегольской костюм дополняли трость и часы на золотой цепочке в кармане жилета. Волосы мужчины старательно смазывали бриллиантином, тщательно расчесывали. Большинство отпускало усы бороды.