Изменения физических качеств с возрастом достаточно индивидуальны. Можно встретить людей среднего и пожилого возраста, у которых состояние нервно-мышечной системы носитявные призна­ки увядания, тогда как у других людей того же возраста функциональные показатели высокие. Например, унекоторыхлиц сила мышц снижается после 20-25 лет, когда поступательное биоло­гическое развитие организма заканчивается; у других - после 40-45 лет. В первую очередь с возрастом ухудшаются быстрота, гибкость и ловкость; лучше сохраняются - сила и выносливость, особенно аэробная. Существенные коррективы в возрастную динамику двигательных качеств вносят занятия физической культурой и спортом, которые отодвигают наступление инволюционных процес­сов.

Быстрота с возрастом ухудшается по всем составляющим ее па­раметрам (латентному периоду сенсомоторныхреакций, скорости одиночного движения и темпа движений). От 20 до 60 лет время ла­тентного периода возрастает в 1.5-2 раза. Наибольшее падение ско­рости движения отмечается в возрасте от 50 до 60 лет, а в период 60-70 лет наступает некоторая стабилизация. Темп движения наиболее за­метно снижается в возрасте от 30 до 60 лет, в период 60-70 лет он мало изменяется, а в более старшем возрасте - существенно замедляется. Создается впечатление, что в возрасте 60-70 лет возникает какой-то новый уровеньжизнедеятельности, который обеспечивает опреде­ленную, хотя и несколько сниженную скорость движений. Улиц, регулярно выполняющих физические нагрузки, снижение всех

Рис. 64. Сила кисти в зрелом возрасте

(по: Asmussen E., 1968)

показателей быстроты идет более медленными темпами. Например, у тренированных лиц в возрасте 50-60 лет снижение быстроты состав­ляет

20-40%, а у нетренированных - 25-60% от исходных величин, полученных в 18-20-летнем возрасте.

Сила различных групп мышц достигает максимальных значений к 18-20 годам, остается на высоком уровне до 40-45 лет, а к 60 годам снижается примерно на 25% (рис. 64). Инволюция силы как физи­ческого качества может быть оценена по ее показателям в отдельных движенияхипоперестройкетопографииразличныхгруппмышц. К 60 годам в большой степени снижается сила мышц туловища, что обусловлено, прежде всего, нарушением трофики нервно-мышечно­го аппарата и развитием в нем деструктивных изменений.

У лиц, не занимающихся выполнением физических упражнений, наибольшее снижение силы отмечается в возрасте от 40 до 50 лет, у регулярно тренирующихся - от 50 до 60 лет. Преимущество тренированных людей становится наиболее ощутимым в возрасте 50-60 лет и старше. Например, улиц, занимающихся спортом или физи­ческим трудом, сила кистей рук при динамометрии даже в возрасте 75 лет составляет 40-45 кг, что соответствует в среднем уровню 40-лет­него человека. Снижение мышечной силы связано с ослаблением функций симпато-адреналовой системы и половых желез (уменьша­ется образование андрогенов). Эти возрастные изменения приводят к ухудшению нейро-гуморальной регуляции мышц и снижению в них уровня метаболизма.

Скоростно-силовые качества также с возрастом снижаются, но вклад того или иного качества (силы, быстроты) в общую

двигательную реакцию зависит от характера упражнений. Напри­мер, при прыжках в длину с возрастом больше снижается сила, при метаниях - скорость. При выполнении большинства физических упражнений скоростно- силовые качества взаимосвязаны и влия­ют друг надруга. Тренировкаскоростно-силовой направленности в большей мере развивает эти качества человека и мало влияет на раз­витие выносливости. И наоборот, тренировка выносливости вызы­вает ее повышение, мало затрагивая системы и механизмы, ответ­ственные за проявления мышечной силы. Именно поэтому люди зрелого и пожилого возраста при занятиях физическими упражне­ниями должны использовать их различные комплексы, позволяю­щие противодействовать инволюционным изменениям большин­ства органови систем.

Выносливость по сравнению с другими физическими качествами с возрастом сохраняется более длительное время. Считается, что ее снижение начинается после 55 лет, а при работе умеренной мощ­ности (с аэробным энергообеспечением) нередко она остается дос­таточно высокой в 70-75 лет. Это подтверждают широко извест­ные факты участия людей такого возраста в длительных забегах, заплывах, туристических походах. При выполнении упражнений скоростного, силового и скоростно-силового характера (с анаэ­робным энергообеспечением) выносливость снижается уже после 40-45 лет. Это обусловлено тем, что развитие выносливости зави­сит, прежде всего, от функциональной полноценности органов кровообращения, дыхания и системы крови, т. е. от кислородтран-спортной системы, которая при выполнении вышеназванных уп­ражнений тренируется недостаточно. Регулярные занятия физи­ческими нагрузками на выносливость (бег, лыжи, плавание) за­метно отдаляют ее снижение, упражнения силового характера (гири, гантели, эспандер) мало влияют на возрастную динамику выносливости.

Гибкость характеризуется способностью выполнять движения с максимальной амплитудой. Без специальной тренировки это качест­во начинает снижаться уже с 15-20лет, что нарушает подвижность и координацию в различных формах сложных движений. У лиц пожилого возраста, как правило, гибкость тела (особенно позвоноч­ника) существенно снижена. Тренировка позволяет сохранять это качество долгие годы. При попытке восстановить гибкость лучший результат наблюдается у тех, кто имеет хорошую физическую подготовленность.

Основным проявлением ловкости является точность двигательной ориентации в пространстве. Это качество также снижается довольно рано (с 18-20лет); специальные тренировки замедляют снижение ловкости и она остается на высоком уровне в течение многих лет.

Но в первой загадке можно увидеть и вторую, разгадка которой до сих пор не найдена. Почему научившись ходить на двух ногах, человек в старости теряет эту способность и вынужден использовать дополнительную опору в виде палки?
К сожалению, такое мнение существует, начиная с давних времен и до наших дней. Нас приучили думать, что старение обязательно приводит к снижению гибкости, подвижности суставов и связок.
Почему же современная медицина, успешно противостоящая различного рода инфекциям и вирусам, до сих пор не может защитить человека от этих симптомов? И...

0 0

Наверно, ни одно из физических качеств не связано таким тесным образом с возрастом человека, как гибкость. Чем старше вы становитесь, тем все неуклонней год от года сокращается амплитуда движений. Можно ли его - это сокращение - приостановить, задержать? Конечно можно!

Младенец очень гибок - вспомните, как легко он кладет большой палец ноги себе в рот. С взрослением человека растет и его гибкость, достигая наилучших показателей в 14-16 лет. Однако процесс этот неравномерен: интенсивный прирост показателей подвижности в суставах наблюдается в младшем школьном возрасте, в 11-13 лет он замедляется и только к 14 годам вновь набирает темп.

Поэтому самое лучшее время для развития гибкости (если, конечно, ребенок не стал развивать ее раньше) - это 14-16 лет. Тут важно не опоздать, ведь, по мнению некоторых ученых, уже в 16-18 лет гибкость в отдельных суставах начинает снижаться.

Что же делать тем - а таких, наверно, большинство - кто уже пропустил наилучшее время для...

0 0

Знаете ли вы, что развитие гибкости тела очень важно для вашего здоровья? И вот почему…

С возрастом ваши мускулы, естественно, теряют силу и размер. Кроме того, они могут стать менее податливыми и менее эластичными. А это, в свою очередь, влияет на диапазон движения вокруг суставов, что может привести к малоподвижности мышц и суставов. Именно эта потеря эластичности ткани приводит к тому, что мышцы и суставы становятся «затянутыми».

Одной из основных причин утраты мышцами естественной податливости и гибкости, а также того, почему у человека возникают разрывы мышц и боль в мышцах, является малоподвижный образ жизни. Если ситуацию не исправить вовремя, потеря гибкости может привести к постоянным изменениям в осанке и нормальной мышечной функции. Вот почему нужно обязательно развивать гибкость тела. Это важный компонент основных фитнес упражнений.

Итак, что же такое гибкость?

Гибкость – это способность ваших суставов и частей тела выполнять полную...

0 0

Если в молодости мы мечтаем сесть на шпагат и можем сделать это достаточно легко, то с возрастом эластичность мышц и подвижность суставов уменьшаются, и многим становится сложно делать даже простые бытовые движения. Чтобы этого не происходило, нужно заниматься растяжкой. Даже если никогда ей не занимались. Почему и как - мы узнали у экспертов MIOFF 2016 и рассказываем в этой статье.

Что такое гибкость

«Понятие гибкость расшифровывается как способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой, - говорит Анна Полякова, фитнес-тренер, руководитель и методист учебно-методического центра «Зебра-Знание». - А амплитуда напрямую зависит от подвижности суставов, то есть легкости движения сустава во всех плоскостях, в которых он должен двигаться».

Гибкость - наряду с силой, выносливостью, скоростью и координацией - является составляющей понятия хорошей физической формы. Если у вас не развита гибкость, но развиты другие качества - вы не можете говорить о...

0 0

«Пусть гибкими будут дети акробатов, циркачей и гимнастов, а наши – сильными, ловкими и выносливыми» – примерно так рассуждают многие папы и мамы. Мы докажем, что они ошибаются, ответив на шесть главных вопросов о детской гибкости.

1. Зачем развивать гибкость?

Счастливчикам гибкость и хорошую подвижность в суставах дарит природа, но эти качества можно развить и физическими упражнениями. Вот только зачем это делать?

Для хорошей координации. Подумайте о том, что через некоторое время вашему чаду придется делать кувырки и лазать по канату на уроках физкультуры, а потом – танцевать вальс на выпускном вечере. Когда гибкость развита на должном уровне, ребенок будет легче овладевать другими двигательными навыками (бег, прыжки, лазание, танцевальные па и т. п.).

Для профилактики травматизма. Бытовые травмы, такие как вывихи и растяжения, часто являются результатом недостаточной гибкости. Растяжка оберегает мышцы от чрезмерного напряжения – снижает риск...

0 0

Одна из самых древних и самых знаменитых загадок - это загадка Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

Томас Ханна

^ Введение. Миф о старении

Одна из самых древних и самых знаменитых загадок - это загадка Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и, наконец, опирается на палку в старости».Это - правильный ответ на загадку Сфинкса. Но здесь нет ответа на вторую загадку, которая скрыта в первой, - почему люди, научившись ходить прямо, могут потерять...

0 0

Попробуйте отгадать старинную загадку: кто сначала передвигается на четырех, после на двух ногах, а в конце на трех? Ответ прост – это человек. Будучи ребенком, не научившись ходить, ползает на четвереньках, взрослея, передвигается на двух ногах и в преклонном возрасте ходит, опираясь на палку. Вот такой невеселый ответ.

Неужели старость - это потеря способности нормально передвигаться?

Зимние детокс-процедуры

Почему мы теряем гибкость?

Еще в прошлом веке ученые разработали соматическую теорию, в соответствии с которой все стрессы, неприятности и волнения, пережитые нами, начиная с детства, отражаются на состоянии нашего тела, оказывают влияние не...

0 0

Современные люди смирились с тем фактом, что после 30 лет физическая активность и гибкость тела снижаются. Что является причиной таких возрастных изменений и есть ли возможность убрать знак равенства между старением и увяданием?

Почему мы теряем гибкость?

Еще в прошлом веке ученые разработали соматическую теорию, в соответствии с которой все стрессы, неприятности и волнения, пережитые нами, начиная с детства, отражаются на состоянии нашего тела, оказывают влияние не только на психику, но и на мышцы и суставы, которые реагируют непроизвольными или рефлекторными сокращениями.

Что самое неприятное, мы не можем расслабить их с помощью одного лишь желания. В результате годам к тридцати, а иногда и ранее человек уже не помнит, что значит двигаться свободно. Эти изменения даже получили специальный термин: сенсорно-моторная амнезия. Именно она виновата в появлении ложного чувства старения. Одними из основных симптомов данного заболевания являются снижение эластичности мышц и...

0 0

Гибкость - врожденное качество, которое у каждого человека различается. Одни дети способны сесть на шпагат без особых усилий и болевых ощущений, другим приходится много работать над растяжкой для того, чтобы добиться хоть малейших изменений.

Проявление гибкости зависит от анатомического строения суставов, эластичности мышц и связок, тонуса мышц, возраста, общего функционального состояния организма, внешних условий.

А уровень гибкости определяется способностью человека выполнять движения с определенной амплитудой.

Безусловно, тем, кто обладает гибкостью с рождения, очень повезло. Хорошая эластичность мышц и связок снижает риск получения травм при занятиях спортом. Она позволяет легче осваивать различные упражнения, не только гимнастические, но и самые простые, такие как, например, быстрый бег, наклоны в разные стороны, прыжки ноги врозь.

Большое значение для развития гибкости имеет возраст. С научной точки зрения самый...

0 0

10

Все знают, что в здоровом теле - здоровый дух. Однако далеко не все следуют данному принципу. Гибкость – это один из важнейших параметров здорового состояния организма. Что такое гибкость? Она представляет собой не что иное, как возможность тела двигаться с наибольшей амплитудой. Давайте разберемся, что такое гибкость, зачем нам она нужна и каким способом ее можно тренировать.

Формирование гибкости

Гибкость тела можно и, безусловно, нужно тренировать. Однако она не обязательно прямо зависит от количества проделанной работы. Гибкость человека зависит главным образом от работоспособности суставов, которые в свою очередь придают движениям амплитуду. На ее развитие могут повлиять такие факторы:

Анатомические особенности суставов.Состояние центральной нервной системы.Эластичность мускулов и связок.Гармоничное распределение функций между мускулами синергистами и антагонистами.Окружающая среда. К примеру, чем выше температура, тем лучше гибкость. Поэтому перед...

0 0

11

Основной показатель силы и молодости нашего тела – это его гибкость. Маленькие дети всегда очень пластичны и подвижны, но, к сожалению, с возрастом мы теряем этот прекрасный навык. Суставы со временем становятся не такими подвижными, очень часто преследует боли в спине. Не желаете мириться с такой действительностью? Тогда начинайте развивать гибкость тела прямо сейчас. Но для начала необходимо оценить уровень вашей пластичности, для этого достаточно сделать несколько простых тестов.

Позвоночник.

Для начала проверить гибкость позвоночника. Предложенный нами тест позволит вам определить, насколько суммарно подвижны суставы позвоночного столба. Встаньте прямо, наклонитесь вперед и постарайтесь с выпрямленными ногами достать пальцами рук до пола. Если у вас получилось, то гибкость вашего позвоночника можно считать нормальной. Вам нужно развивать позвоночные суставы так, чтобы вы могли положить ладони на пол.

Второй тест на определение гибкости позвоночника...

0 0

12

105. Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?

Для развития гибкости в основном используют:

маховые (активные) движения с максимальной амплитудой;

статические положения с максимальной амплитудой;

пассивные движения с максимальной амплитудой.

Указанные виды движений лучше использовать комбинированно: 40% - маховые; 40% - пассивные и 20% статические.

При развитии гибкости приемлемо правило - чем больше движений, тем лучше. Во время тренировки необходимо соблюдать следующую последовательность: упражнения для суставов верхних конечностей и плечевого пояса; туловища, суставов нижних конечностей. Между упражнениями на гибкость целесообразно выполнять упражнения на расслабление. Через 1-2 месяца тренировки показатели гибкости могут улучшаться на 20-50 %.

106. Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?

Для новичков наибольший эффект дают 3-разовые занятия в неделю. При...

0 0

13

Старость - потеря способности нормально передвигаться

Попробуйте отгадать старинную загадку: кто сначала передвигается на четырех, после на двух ногах, а в конце на трех? Ответ прост – это человек. Будучи ребенком, не научившись ходить, ползает на четвереньках, взрослея, передвигается на двух ногах и в преклонном возрасте ходит, опираясь на палку. Вот такой невеселый ответ.

Неужели старость - это потеря способности нормально передвигаться?

Современные люди смирились с тем фактом, что после 30 лет физическая активность и гибкость тела снижаются. Что является причиной таких возрастных изменений и есть ли возможность убрать знак равенства между старением и увяданием?

Почему мы теряем гибкость?

Еще в прошлом веке ученые разработали соматическую теорию, в соответствии с которой все стрессы, неприятности и волнения, пережитые нами, начиная с детства, отражаются на состоянии нашего тела, оказывают влияние не только на психику, но и на мышцы и...

0 0

14

Как быстро с возрастом теряется гибкость? Какой возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития активной гибкости?

Декан ФФК и С

Шпорин Э.Г.

Вопросы к теоретическому экзамену по дисциплине «Физическая культура»

1. Что понимается под физической культурой?Что является основой физической культуры?

Что такое физическое воспитание?

Назовите основателя отечественной системы физического образования.

В чем заключается главное отличие спорта от физической культуры? Каково социальное значение спорта?

Что является основным специфическим средством физического воспитания?

Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?

Что служит на современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства?

С какой периодичностью проводятся летние Олимпийские игры?...

0 0

Основы развития гибкости

Как ни странно, многие люди, даже далекие от спорта, часто мечтают о том, чтобы сесть на шпагат, свернуться в йоговскую позу лотоса или развить гибкость позвоночника и научиться становиться на мостик. Надеюсь, эта статья поможет кому-нибудь воплотить свои желания в области развития гибкости и пластичности собственного тела в реальность.

Итак, поговорим о развитии гибкости.

Общие основы развития гибкости

Упражнения для развития гибкости, базируются на различных движениях: наклоны, повороты, вращения, махи, сгибания-разгибания. Это могут быть упражнения с партнером или самостоятельные, с простейшими тренировочными приспособлениями или разнообразными отягощениями.

Помимо возможностей собственного организма, для развития гибкости применяются...

0 0

Ответы на тесты по физ-ре.

1.Физиологической основой какого методического принципа физического воспитания является супекомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы)?

Принцип систематичности

2. Какой метод физического воспитания предполагает точную дозировку нагрузки и отдыха?

Метод строго регламентированного упражнения

3. Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?

Принцип динамичности

Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?

Влияет положительно

5. Что является основным средством физического воспитания?

Физическое упражнение

6. Что такое физическое упражнение?

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

7. Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?

Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания и направлено на физическое совершенство, а трудовое двигательное действие - в соответствии с закономерностями производства и направлено на предмет труда.



8. Что понимают под техникой двигательного действия?

Это наиболее целесообразный способ управления движениями.

9. Разучивание - это какой этап в обучении движениям?

Второй этап обучения.

10. На каком этапе обучения формируется двигательный навык?

При совершенствовании движения.

11. Что такое физическая подготовка?

Это направленный процесс развития физических качеств, необходимых для успешной спортивной деятельности.

12. В чем суть общей физической подготовки?

Это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

13.Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Развитие физических качеств, обеспечивающих развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

14. Сколько мышц в теле человека?

Примерно 600.

15.Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности?

16. Что такое абсолютная сила мышц человека?

Это сила мышц, необходимая для преодоления максимального сопротивления (пружины динамометра или веса штанги).

17.Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине?

Относительная сила мышц.

18. При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается?

При уступающем режиме работы мышц.

19. Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?

Комбинированный.

20. Каковы параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений по методу максимальных усилий?

Отягощение 90% от максимального, 1-3 повторения в одном подходе, 5-6 подходов, отдых 4 мин.

21. Каковы оптимальные параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений с целью увеличения мышечной массы?

Отягощение 70-75% от максимального, 6-10 повторений в одном подходе в медленном темпе (30-60 с на один подход); 4-10 подходов, отдых до восстановления.

22. Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека?

Влияют отрицательно.

23. Сколько занятий силовыми упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

3 занятия в неделю.

24. Что понимают под быстротой человека?

Способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.

25. Какие физические упражнения применяются для развития быстроты?

Хорошо знакомые физические упражнения, которые можно выполнять на предельных скоростях и длительность которых не более 20-22 с.

26. Какие выделяют элементарные формы быстроты?

Время реагирования на сигнал, время одиночного движения и частота движения.

27. Сколько занятий скоростными упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

3-4 раза в неделю.

28. Что понимают под гибкостью человека?

Способность выполнять движения с большой амплитудой.

29. Зависит ли гибкость от возраста человека?

Сильно зависит.

30. От чего зависит активная гибкость?

От силы мышц, окружающих сустав и их способности производить движения с максимальной амплитудой.

31. Какие упражнения более эффективны для тренировки на гибкость?

Комбинированное применение маховых, статических и пассивных движений с максимальной амплитудой.

32. Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?

Для суставов верхних конечностей и плечевого пояса - туловища - суставов нижних конечностей.

33. Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?

Чем больше, тем лучше.

34. Как быстро с возрастом теряется гибкость?

Быстрее других физических качеств.

35. Что понимают под выносливостью человека?

Способность успешно выполнять движения, несмотря на наступающее утомление.

36. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для поддержания уровня аэробных возможностей человека?

120 - 140 уд/мин.

37. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для повышения аэробных возможностей человека?

140 - 165 уд/мин.

38. С какой частотой сердечных сокращений (ЧCC) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для максимального повышения аэробных возможностей организма?

165 - 180 уд/мин.

39. Какой дистанции достаточно студентам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости применительно к беговым упражнениям?

3000 метров.

40. Какой дистанции достаточно студенткам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости, применительно к беговым упражнениям?

2000 метров.

41. В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также - развития волевых и физических качеств занимающихся?

В основной.

42. В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?

В подготовительной.

43. Что такое моторная плотность урока (занятия)?

Это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к общему времени занятий.

44. Что такое плотность урока?

Это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию).

45. Можно ли сегодня рассматривать традиционную утреннюю гигиеническую гимнастику как эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной)?

46. Что такое производственная гимнастика?

Это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний.

47. Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности. Какой из приведенных ниже видов спорта в большей степени формирует настойчивость?

Бег на длинные дистанции (циклический вид спорта).

48. Что является целью диагностики?

Способствование укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

49. Что относится к видам диагностики?

Диспансеризация.

50. Какова периодичность врачебного контроля для студентов?

1 раз в год.

51. Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

1 раз в полгода.

52. Укажите основное предназначение врачебного обследования.

Определение состояния здоровья студентов и распределение их по группам: основной, подготовительной, специальной.

53. На что направлены мероприятия врачебного контроля?

На исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

54. Чем определяется физическое развитие человека?

Морфологическими и функциональными свойствами организма.

55. Какой тип осанки считается нормальным?

56. Как называются боковые искривления позвоночника?

57. До какого возраста можно ожидать увеличение роста у юношей?

До 19-22 лет.

58. До какого возраста можно ожидать увеличение роста у девушек?

До 17-19 лет.

59. С помощью какого прибора определяется жизненная емкость легких?

С помощью спирометра.

60. Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

Среднее и стандартное отклонение.

61. На чем основан один из методов оценки физического развития - метод корреляции?

На том, что физическое развитие отдельных частей тела взаимосвязано между собой.

62. Как вычисляется весо-ростовой показатель?

Делением массы тела на его длину.

63. Как вычисляется росто-весовой показатель?

РОСТ(см)-105=Масса(кг).

64. Какая должна быть масса тела у человека, если его рост равен 171 кг?

65. Определите оптимальную величину пульса при продолжительных физических упражнениях для начинающих в возрасте 20 лет.

150 уд/мин.

66. Каковы параметры физической нагрузки одномоментной функциональной пробы с приседанием?

20 глубоких приседаний в течении 40 с.

67. На чем основан метод определения физической работоспособности PWC170?

На линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы.

68. Что оценивается с помощью Гарвардского степ-теста?

Восстановительные процессы после дозированной мышечной работы.

69. Что является оценкой теста Купера?

Расстояние в метрах, пробегаемое за 12 минут.

70. С какой целью проводится педагогический контроль?

Чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

71. Укажите один из видов педагогического контроля.

Оперативный.

72. Укажите один из типов психофизического состояния занимающихся физической культурой.

Оперативное.

73. Что является целью самоконтроля?

Самостоятельные регулярные наблюдения за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений.

74. Укажите субъективные данные самоконтроля.

Самочувствие.

75. Укажите объективные данные самоконтроля.

Масса тела.

76. Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует?

О хорошей физической тренированности.

77.После подъема на 4-й этаж ваш пульс составил 105 уд/мин. Оцените состояние сердечно-сосудистой системы.

78.Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

79.Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

80.Какую величину пульса не следует превышать при занятиях физическими упражнениями в возрасте 18 лет?

202 уд. в мин

81.Что такое гомеостаз?

Процесс поддержания или восстановления относительного динамического постоянства внутренней среды и физиологических функций организма.

82.Что такое организм?

Саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей.

83.Почему кости детей более эластичны и упруги?

В них больше органических веществ.

84.Посредством чего кости человека соединяются между собой?

Суставами, связками и сухожилиями.

85.К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы?

К поперечно-полосатым.

86. Сколько мышц насчитывается у человека?

87. Какие мышечные волокна обладают более быстрой сократительной способностью?

88. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?

На молочную кислоту.

89. Что образуется при окислении углеводов и жиров?

Вода, углекислый газ и энергия.

90. Какой процесс энергообразования обладает большими возможностями во времени?

Аэробный.

91. Какую функцию осуществляют клетки крови - эритроциты?

Способствуют транспортировке кислорода и углекислого газа.

92. Какой пульс считается нормальным для здорового взрослого человека?

60 - 70 уд. в мин.

93. Какое кровяное давление является нормой у здорового человека в возрасте 18 - 40 лет?

94. Какое воздействие оказывают систематические занятия физическими упражнениями на дыхательную мускулатуру?

Укрепляют дыхательную мускулатуру и способствуют увеличению объема и подвижности грудной клетки.

95. Какой процент глюкозы, образуемой печенью, потребляется головным мозгом?

96. Укажите наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.

Активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

97. От чего защищает организм такое функциональное состояние, как утомление?

От перенапряжения.

98. До какого уровня восстанавливаются энергетические ресурсы в восстановительном периоде после физической нагрузки?

До уровня, превышающего исходный.

99. Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?

Во второй половине дня.

100. К чему приводит пониженная двигательная активность?

К развитию гиподинамии.

101. Какова продолжительность работы в зоне умеренной мощности?

50 мин. и более.

102. Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей?

У тренированных меньше на 10 - 15%

103. На что указывает урежение пульса в покое (брадикардия) у тренированных людей?

На эффективность работы сердца.

104. В каких видах спорта наблюдается тесная связь между максимальным потреблением кислорода (МПК) и тренированностью?

Бег на 10000 м.

105. Какова норма потребления белков в день для взрослого человека?

106. Что является главным источником энергии в организме?

Углеводы.

107. Когда преимущественно используются жиры как источник энергии при физической деятельности?

При длительной мышечной работе.

108. Каково основное значение витаминов для организма?

Регулирование реакций обмена веществ.

109. Сколько калорий расходует в течении рабочего дня (8-10 ч) мужчина, занимающийся умственным и физическим трудом?

110. Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности?

Не менее 1200 - 1300 ккал.

111. Какова причина "гравитационного шока"?

Резкое прекращение длительной, циклической работы.

112. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?

Циклические упражнения на свежем воздухе.

113. Какова причина так называемой "мертвой точки"?

Несоответствие интенсивной деятельности двигательного аппарата и возможностей функциональных систем организма.

114. Как можно ослабить проявление "мертвой точки"?

Провести полноценную разминку.

115. Какие меры способствуют качественной готовности студентов к активной учебной работе?

Регулярные занятия физическими упражнениями с оптимальными нагрузками.

116. Укажите правильную формулу для вычисления PWC170.

2 N1+(N2-N1)*(170-f1)/f2-f1

117. Укажите правильную формулу для вычисления Гарвардского степ-теста.

3 ИГСТ= t*100/2*(f1+f2+f3)

118.Что такое физическая культура?

Часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

119. Что является важнейшей функцией физической культуры?

Создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

120. Что такое физическое совершенство?

Процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

121. Что относится к показателям физического совершенства?

Физическая подготовленность, уровень здоровья, творческое долголетие.

122. Что такое физическое воспитание? Педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

123. На каких общих принципах основывается отечественная система физического воспитания?

Принципах всестороннего гармоничного развития личности, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительной направленности.

124. Что понимают под функциональной подготовленностью?

Состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение.

125. Что такое физическое развитие?

Это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

126. Из каких разделов состоит учебный материал?

Учебная программа состоит из теоретического, практического и контрольного разделов программы.

127. На какие учебные отделения распределяются студенты?

Основное, подготовительное, специальное медицинское.

128. Какие основные зачетные требования?

Овладеть знаниями теоретического, методического разделов и жизненно необходимыми умениями и навыками, выполнить тесты по ОФП и спортивно-технической подготовке, посетить не мене 90% занятий, участвовать в спортивно-массовых, оздоровительных мероприятиях.

129. Что включает итоговая аттестация по учебному предмету "Физическая культура"?

Итоговая аттестация включает оценки за практический и теоретические разделы программы, а окончательная аттестационная оценка определяется как средняя арифметическая оценок за эти разделы.

130. Какое определение здоровья дает Всемирная организация здоровья (ВОЗ)?

Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

131. Какие компоненты здоровья в настоящее время принято выделять?

Здоровье соматическое, физическое, психическое, сексуальное, нравственное.

132. Что является наиболее объективным показателем здоровья?

Величина максимального потребления кислорода (МПК).

133. Что предполагает здоровый образ жизни?

Плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание.

134. Что такое закаливание?

Это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

135. Какие существуют виды закаливания?

Закаливание воздухом, закаливание водой, местное закаливание холодом, закаливание солнцем.

136. Какими принципами необходимо руководствоваться при закаливании?

Постепенность, систематичность, разнообразие средств закаливания.

137. Какие существуют разновидности закаливания водой?

Обтирание, обливание, душ и купание.

138. За сколько часов приблизительно до занятий физическими упражнениями и до спортивных соревнований необходимо завтракать, обедать, ужинать?

Завтракать за 1.0 - 1.5 часа до занятий физическими упражнениями и за 3 часа до соревнований, обедать - за 2-3 часа до занятий и за 3,5 - 4 часа до соревнований, ужинать за 1,5-2 часа до сна.

139. Что такое спорт?

Составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

140. Каковы основные черты соревновательной деятельности?

Это система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований); унификация состава действий, посредством которых ведется состязание, условие их выполнения и способов достижения, регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципом неантогонистической конкуренции.

141. Какие изменения в функциональном состоянии вызывает соревновательная обстановка? Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20-30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение.

169.Что такое массовый спорт?

Это занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или физическими упражнениями с целью активного отдыха, снятия эмоционального и нервного напряжения, повышения работоспособности и достижения физического совершенства.

142. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

Это систематическая плановая многолетняя подготовка и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

143. Что такое профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт)? Это коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

144. Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением? Международная федерация университетского спорта (FISU).

145. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады? Всемирные Универсиады проводятся один раз в два года (каждый нечетный год).

146. Когда состоялась первая Всемирная летняя Универсиада?

В 1959 году в Турине.

147. В каком году г. Москва принимала Всемирную летнюю Универсиаду?

В 1973 году.

148. Какая общественная организация в масштабах России занимается развитием и управлением студенческого спорта?

Российский студенческий спортивный союз (РССС).

149. Что такое профессиональная прикладная физическая подготовка?

Это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

150. Какова цель профессиональной прикладной физической подготовки (ППФП)?

Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

151. Какие задачи ставятся при профессиональной прикладной физической подготовке (ППФП)?

Приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний; физических качеств; психических и личностных качеств; социальных качеств; умений и навыков.

152. На какие группы можно условно разделить профессии, в связи с профессиональной прикладной физической подготовкой (ППФП)?

Профессии связанные с умственным трудом; легкими однообразными движениями; станками, механическими приспособлениями и инструментами; тяжелым физическим трудом и большими энергетическими затратами.

153. Какие основные физиологические показатели необходимо учитывать при оценке степени тяжести труда?

ЧСС, минутный объем дыхания, энергозатраты, потери воды, потребление кислорода.

154. Что относится к объективным факторам обучения?

Состояние здоровья

155. Что относится к субъективным факторам обучения?

Работоспособность

156. Какое воздействие оказывает на организм длительное пребывание в "сидячей позе"?

Уменьшается объем циркулирующей крови

157. Что такое утомление?

Реакция организма на выполняемую работу

158. Что такое усталость?

Психическое явление, вызванное утомлением

159. Что такое работоспособность?

Способность человека быстро и эффективно выполнять конкретную деятельность

160. На какой период суток приходится подъем жизненно важных функций организма?

6-14 ч. и 17-22

161. Чем можно объяснить наличие второго подъема работоспособности в течении суток?

Суточной ритмикой и психологической установкой на выполнение учебной работы

162. Какова динамика изменения умственной работоспособности в течении недели?

Понедельник врабатывание, вторник-четверг устойчивая высокая, пятница-суббота снижение

163. Какие физические упражнения оказывают благоприятное воздействие при утомлении учебным трудом?

Циклические упражнения умеренного характера

164. Физические упражнения какой направленности следует применять в первой половине семестра?

На развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости

165. Физические упражнения какой направленности следует применять во второй половине семестра?

На развитие силы, общей и силовой выносливости

166. При каком варианте планирования занятий по физическому воспитанию наблюдается наибольший их положительный эффект на умственную работоспособность студентов?

Занятия по физическому воспитанию в конце учебного дня

167. Какая интенсивность физических упражнений предпочтительнее для оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов?

130-160 уд/мин.

168. Какой вариант занятий со специальной медицинской группой оказывает наибольший положительный эффект?

6 занятий по 30 мин.

Современные люди смирились с тем фактом, что после 30 лет физическая активность и гибкость тела снижаются. Что является причиной таких возрастных изменений и есть ли возможность убрать знак равенства между старением и увяданием?

Старость — потеря способности нормально передвигаться

Попробуйте отгадать старинную загадку: кто сначала передвигается на четырех, после на двух ногах, а в конце на трех? Ответ прост - это человек. Будучи ребенком, не научившись ходить, ползает на четвереньках, взрослея, передвигается на двух ногах и в преклонном возрасте ходит, опираясь на палку. Вот такой невеселый ответ.

Неужели старость - это потеря способности нормально передвигаться?


Почему мы теряем гибкость?

Еще в прошлом веке ученые разработали соматическую теорию, в соответствии с которой все стрессы, неприятности и волнения, пережитые нами, начиная с детства, отражаются на состоянии нашего тела, оказывают влияние не только на психику, но и на мышцы и суставы, которые реагируют непроизвольными или рефлекторными сокращениями.

Что самое неприятное, мы не можем расслабить их с помощью одного лишь желания. В результате годам к тридцати, а иногда и ранее человек уже не помнит, что значит двигаться свободно. Эти изменения даже получили специальный термин: сенсорно-моторная амнезия. Именно она виновата в появлении ложного чувства старения. Одними из основных симптомов данного заболевания являются снижение эластичности мышц и связок, искривление позвоночника, хронические боли в суставах, хромота.

Но снижение гибкости проявляется не только внешне. Гораздо серьезнее то, что она приводит к нарушениям кровообращения и, как следствие, ухудшению обмена веществ - прямой дороги к различным заболеваниям.

Для избавления от стресса недостаточно одного расслабления, как утверждают психологи. Только ежедневная разминка и растяжка может победить ложное чувство старения, надолго сохранить высокую физическую и умственную активность. Тем более что многие специалисты утверждают, что в действительности не существует причин, по которым мы должны испытывать физические страдания в старости.

Что же происходит с нашим телом?

Физическая активность современных людей значительно снизилась. Этим мы обязаны работой в офисах и глобальной компьютеризацией.


Каждый день миллионы людей по 8-10 часов работают за компьютером, находясь в одном и том же положении. При этом мы так устаем, что даже не допускаем мысли подняться к себе на этаж без помощи лифта. Без ежедневных физических упражнений, в том числе на развитие гибкости, наши мышцы слабеют и теряют подвижность. Наши дети, глядя на нас, уже приучены к тому, что ухудшение здоровья и одеревенение тела - стандартный сценарий жизни.

Потеря человеком гибкости - первый признак старения организма и начала болезней.

Если вы когда-нибудь наблюдали за кошкой, то замечали, как часто она растягивает свое тело, без усилий, абсолютно естественно разминая мышцы, которые собирается использовать. К сожалению, этот природный инстинкт нами практически утрачен.


Проведите простой тест. После пятиминутной разминки основных мышц постарайтесь с прямой спиной в наклоне вперед дотянуться пальцами рук до пола. Ноги в коленях при этом не сгибайте. Если вам за 50 лет и это удалось - хорошо. Для тех, кто младше, хорошей оценкой считается возможность коснуться пола ладонями.

Однако какого бы результата в тесте вы не достигли, развитие гибкости вплоть до шпагата возможно в любом возрасте.

Упражнения на растяжку помогут вернуть природную гибкость тела, улучшат состояние здоровья за счет увеличения поступления кислорода к мышцам и вывода из них продуктов распада. Укрепляются кости и связки, улучшается осанка, во много раз снижается вероятность заболевания остеопорозом и гипокинезией, нормализуется артериальное давление. Но, что самое важное, вы поверите в себя, свои возможности и силы, восстановите здоровье и активность.

Вы, наверное, замечали, что гибкий человек даже будучи физически усталым, сохраняет хорошее настроение и выглядит на удивление бодро. В то же время даже хорошо отдохнувший человек со скованными мышцами выглядит вяло и подавлено.


Запомните: гибкость - свойство приобретаемое. Занимаясь регулярно можно добиться серьезных результатов и сохранить их до глубокой старости. Есть только одно условие: постоянная работа над собой. Ведь однажды приняв душ, вы же не считаете, что этого достаточно до конца жизни?

С чего начать?

В интернете существует множество видео-уроков, посвященных растяжкам, которые абсолютно не подходят начинающим, поскольку даже исходное положение для многих упражнений невозможно принять, не обладая отличной гибкость. Кажется, что авторы таких уроков, добившись хороших личных результатов, утратили чувство реальности, забыв, с чего они сами много лет назад, начинали. Увидев в интернете короткий ролик, с успехами в растяжке молодых людей и сравнив свои возможности, не расстраивайтесь. Вы даже представить не можете, сколько времени им для этого понадобилось. Поверьте, у каждого за спиной не один год занятий гимнастикой или балетом.

Для начала выберете себе самый простой комплекс упражнений. Усложнять его будете по мере развития гибкости.

Конечно, самый надежный и безопасный способ - записаться в ближайший фитнес-клуб, но учитывая финансовое положение многих людей, предлагаем вам заниматься дома, используя видеоуроки или литературу, написанную квалифицированным специалистом.

1. Никогда не начинайте упражнения на растяжку без предварительного разогрева мышц в течение 10-15 минут (легкой аэробной нагрузки: бег, прыжки, приседания и т. д.). Даже люди-змеи, способные заплестись в клубок не позволяют себе этого. Только не перестарайтесь: если мышцы переутомлены, они плохо отзываются на растяжение.

2. Используйте как статические, так и динамические упражнения (махи и приседания) и никаких рывков.

3. Всегда держите спину прямую.

4. Никогда, запомните, никогда не выпрямляйте туловище, из наклона вперед держа ноги прямыми. Перед выпрямлением обязательно слегка сгибайте ноги в коленях. Так вы застрахуете себя от травм в области поясницы.

5. Начинайте с 8-10 повторов каждого упражнения или с 30 секунд статической растяжки. Не допускайте болевых ощущений или сильного дискомфорта.

Индикатор молодости: Первый признак старения организма и начала болезней

6. Старайтесь расслабить ту мышцу, которую вы растягиваете, и сконцентрировать на ней внимание.

7. Вдох делайте, находясь в исходном положении, и выдыхайте во время растяжения.

8. Из растянутого положения выходите медленно и плавно.

9. Не спешите увеличивать нагрузку и не гонитесь за быстрым результатом.

10. Не ленитесь, выполняйте упражнения ежедневно и с удовольствием.

Но перед тем как приступить к практике физических упражнений, возвращающих телу гибкость, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом! При отсутствии противопоказаний, проявите настойчивость и терпение. Не устанавливая для себя жестких сроков, вы приобретете завидную растяжку, а с ней - здоровье, уверенность в себе и хорошее настроение.