What You"ll Be Creating

Нарисовать боковой вид чего-нибудь всего кажется самым интуитивным - без «перспективы» все так просто и весело. Однако, из-за этой простоты, рисунки сбоку такие скучные, и из-за этого очень трудно представить все особенности персонажа. В этом небольшом учебнике я покажу вам, как превратить их в интересный 3D-вид с помощью простого трюка в Photoshop.

1. Подготовьте чертеж с видом сбоку

Шаг 1

Откройте Adobe Photoshop. Создайте новый файл (Control-N ) и нарисуйте персонажа в виде сбоку на новом слое (Control-Shift-Alt-N ).

Шаг 2

Установите прозрачность слоя на 20% . Затем создайте новый слой .

Шаг 3

На этом новом слое нарисуйте упрощенную версию персонажа. Используйте максимально простые фигуры, забудьте о деталях на некоторое время.

2. Постройте ограничительную рамку

Шаг 1

Каждый трехмерный объект, независимо от того, насколько он подробный, можно вписать в коробку. Аналогично, боковой (2D) вид можно вписать в одну из сторон этой коробки - прямоугольник. Приступим!

Выберите инструмент Rectangle Tool (U ) и измените его параметры, как показано ниже.

Шаг 2

Нарисуйте любой прямоугольник. Не беспокойтесь о создании нового слоя - для фигур они создаются автоматически.

Шаг 3

Используйте Free Transform Tool (Control-T ), чтобы изменить размер прямоугольника и поместить персонажа внутрь. Скройте персонажа (щелкните значок «глаз » рядом со слоем).

Шаг 4

Дублируйте (Control-J ) прямоугольник и скройте оригинал.

Теперь нам понадобятся некоторые правила перспективы. Вы можете найти их все в моей - все не так сложно, как вы думаете. Вот пример!

  • Если вы хотите увидеть переднюю часть персонажа, сделайте прямоугольник более узким слева.
  • Если вы хотите увидеть заднюю часть, сделайте прямоугольник более узким справа.
  • Если вы хотите увидеть персонаж сверху, уменьшите прямоугольник сверху.
  • Если вы хотите увидеть нижнюю часть персонажа, уменьшите прямоугольник снизу.

Шаг 5

Вид сбоку должен быть искажен, чтобы вписаться в трехмерный вид. Откройте исходный прямоугольник и уменьшите его прозрачность . Используйте Direct Selection Tool (A ), удерживайте Shift и щелкните точки сбоку справа от «щели».

Когда выбраны обе точки, нажмите стрелку вниз , чтобы переместить их в нижнюю часть. Теперь у нас есть одна сторона ограничительной рамки 3D!

Шаг 6.

персонажа, но 3D - это все три измерения.

Создайте новый слой . Скройте прямоугольники и покажите персонажа. Включите линейки (Control-R ) и перетащите их по горизонтали к изображению, чтобы измерить ключевые части персонажа. Используйте эти линии, чтобы нарисовать простой вид сверху.

Подсказка: вы можете нарисовать только половину верхнего вида, а затем продублировать его (Control-J ) и Edit> Transform> Flip Vertical .

Шаг 7.

Создайте ограничивающий прямоугольник для вида сверху так же, как и раньше.

Шаг 8

Вернитесь к этому перекошенному прямоугольнику. Мы можем создать вторую сторону. Перетащите его, удерживая клавишу Alt , чтобы продублировать. Переместите его в соответствии с правилами перспективы:

  • Если вы хотите увидеть переднюю часть, двигайтесь направо.
  • Если вы хотите увидеть вид сзади, двигайтесь влево.
  • Если вы хотите увидеть верх, перейдите в низ.
  • Если вы хотите увидеть низ, перейдите в начало.

Поговорим о расстоянии:

  • Чем уже длина, тем больше расстояние по горизонтали.
  • Чем меньше высота, тем больше расстояние по вертикали.
  • Расстояние не может превышать ширину в виде сверху.

Шаг 9

Соедините стороны инструментом Pen Tool (P ) (используйте те же настройки, что и для прямоугольника). Наша коробка готова!

3. Изменяем вид сбоку с учетом трехмерной рамки

Шаг 1

Теперь нам нужно поместить персонажа в коробку. Сначала, используя Free Transform Tool (Control-T ), удерживая Shift , отрегулируйте высоту коробки.

Шаг 2

Удерживая Control , перетащите нижнюю точку в нижний угол более удаленной стороны. Сделайте то же самое с верхней точкой. Наша цель - «вставить» персонажа в искаженную сторону.

Шаг 3

Удерживая Alt перетащите персонажа, чтобы поместить копию на другую сторону.

Шаг 4

Проблема заключается в том, что не каждый элемент тела имеет одинаковую ширину. Посмотрим на примере морды. Создайте новый слой , чтобы провести линию между основанием морды с обеих сторон.

Теперь нарисуйте такую же линию между двумя сторонами на виде сверху.

Шаг 5

Как вы можете видеть, морда начинается немного глубже внутри, а не по бокам.

Попробуйте подражать таким же пропорциям:

Шаг 6.

Выберите рыло с одной стороны с помощью инструмента Лассо (L ). Вырежьте и вставьте его обратно, чтобы получить его на новом слое.

Шаг 7.

Перетащите рот вдоль линии, чтобы поместить его в нужное место.

Шаг 8

Сделайте то же самое с другой стороной.

Шаг 9

Взгляните на вид сверху и решите, какие части нужно переместить вовнутрь. Если чувствуете себя уверенно, можете измерить их только глазами.

4. Завершите рисование

Шаг 1

Слейте все части и уменьшите их прозрачность . Затем создайте новый слой и соедините линии. Для этого вам потребуется немного творчества, но в итоге это должно оказаться гораздо проще, чем рисование без каких-либо направляющих линий!

Шаг 2

Уменьшите прозрачность и создайте новый слой . Нарисуйте все детали, так же, как это было бы с боковым видом.

Это все!

Сначала может показаться немного сложным, но как только вы поймете, о чем идет речь, вы сможете пропустить большинство этих шагов и сделать все в уме. Наконец, вы сможете нарисовать своих персонажей так, как они заслуживают этого заслуживают!

Изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета называют видом.

ГОСТ 2.305-68 устанавливает следующее название основных видов, получаемых на основных плоскостях проекций (см. рис. 165): 7 - вид спереди (главный вид); 2 - вид сверху; 3 - вид слева;

4 - вид справа; 5 - вид снизу; б - вид сзади. В практике более широко применяются три вида: вид спереди, вид сверху и вид слева.

Основные виды обычно располагаются в проекционной связи между собой. В этом случае название видов на чертеже надписывать не нужно.

Если какой-либо вид смещен относительно главного изображения, проекционная связь его с главным видом нарушена, то над этим видом выполняют надпись по типу «А» (рис. 166).

Рис. 166

Рис. 167

Рис. 168

Направление взгляда должно быть указано стрелкой, обозначенной той же прописной буквой русского алфавита, что и в надписи над видом. Соотношение размеров стрелок, указывающих направление взгляда, должно соответствовать приведенным на рис. 167.

Если виды находятся в проекционной связи между собой, но разделены какими-либо изображениями или расположены не на одном листе, то над ними также выполняют надпись по типу «А».

Дополнительный вид получается путем проецирования предмета или части его на дополнительную плоскость проекций, не параллельную основным плоскостям (рис. 168). Такое изображение необходимо выполнять в том случае, когда какая-либо часть предмета не изображена без искажения формы или размеров на основных плоскостях проекций. Дополнительная плоскость проекций в этом случае может быть расположена перпендикулярно одной из основных плоскостей проекций.

Когда дополнительный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующим основным видом, обозначать его не нужно (рис. 168, а). В остальных случаях дополнительный вид должен быть отмечен на чертеже надписью типа «А» (рис. 168, б), а у свя-

Рис. 169

занного с дополнительным видом изображения нужно поставить стрелку, указывающую направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением.

Дополнительный вид можно повернуть, сохраняя при этом положение, принятое для данного предмета на главном изображении. При этом к надписи нужно добавить знак (рис. 168, в).

Местным видом называется изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета (рис. 169).

Если местный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующими изображениями, то его не обозначают. В остальных случаях местные виды обозначаются подобно видам дополнительным, местный вид может быть ограничен линией обрыва («Б» на рис. 169).

§ 81. Построение третьего вида предмета по двум данным

Прежде всего нужно выяснить форму отдельных частей поверхности изображенного предмета. Для этого оба заданных изображения нужно рассматривать одновременно. Полезно при этом иметь в виду, каким поверхностям соответствуют наиболее часто встречающиеся изображения: треугольник, четырехугольник, окружность, шестиугольник и т. д.

На виде сверху в форме треугольника могут изобразиться (рис. 170, а): треугольная призма 1, треугольная 2 и четырехугольная 3 пирамиды, конус вращения 4.

Рис. 170

Изображение в виде четырехугольника (квадрата) могут иметь на виде сверху (рис. 170, б): цилиндр вращения 6, треугольная призма 8, четырехугольные призмы 7 и 10, а также другие предметы, ограниченные плоскостями или цилиндрическими поверхностями 9.

Форму круга могут иметь на виде сверху (рис. 170, в): шар 11, конус 12 и цилиндр 13 вращения, другие поверхности вращения 14.

Вид сверху в форме правильного шестиугольника имеет правильная шестиугольная призма (рис. 170, г), ограничивающая поверхности гаек, болтов и других деталей.

Определив форму отдельных частей поверхности предмета, надо мысленно представить изображение их на виде слева и всего предмета в целом.

Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отчета размеров изображения предмета. В качестве таких линий применяют обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета и проекции плоскостей оснований предмета). Разберем построение вида слева на примере (рис. 171): по данным главному виду и виду сверху построить вид слева изображенного предмета.

Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предмета включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четырехугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 вращения и усеченного конуса 5 вращения. Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф,которую удобно принять за базу отчета размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением со-

Рис. 171

Рис. 172

ставляющих поверхности. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, а строить их нужно по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. 172 построен вид слева предмета, поверхность которого образована поверхностью вертикального цилиндра вращения, с T-образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием с фронтально проецирующей поверхностью. В качестве базовых плоскостей взяты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф. Изображение Г-образного выреза на виде слева построено с помощью точек контура выреза A В, С, D и Е, а линия пересечения цилиндрических поверхностей - с помощью точек К, L, М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф.

Инструкция

Принципы построения третьего вида одинаковы для классического , составления эскиза и построения чертежа в одной из предназначенных для этого компьютерных программ. Прежде всего проанализируйте заданные проекции. Посмотрите, какие именно виды вам даны. Когда речь идет о трех видах, то это фронтальная проекция, вид сверху и вид слева. Определите, что именно вам дано. Сделать это можно по расположению чертежей. Вид слева располагается с правой стороны от фронтального, а вид сверху - под ним.

Цилиндр вращения может быть представлен в виде вращающегося прямоугольника, одна из сторон которого принимается за ось вращения. Вторая прямоугольника - противоположная оси вращения - боковую поверхность цилиндра. Остальные представляют нижнее и верхнее цилиндра.

Ввиду того, что поверхность цилиндра вращения при построении заданных проекций выполняется в виде горизонтально-проецирующей поверхности, проекция точки F1 обязательно должна совпадать с точкой Р.

Третью проекцию точки F постройте при помощи оси ординаты: отложите на ней F3 (эта точка-проекция будет расположена правее оси z3).

Видео по теме

Обратите внимание

В ходе построения проекций изображения руководствуйтесь основными правилами, используемыми в начертательной геометрии. В противном случае, выполнить проекции не удастся.

Полезный совет

Чтобы построить изометрическое изображение, используйте верхнее основание цилиндра вращения. Для этого сначала постройте эллипс (он будет расположен в плоскости х"О"у"). После этого проведите касательные линии и нижний полуэллипс. Затем проведите координатную ломаную и с ее помощью постройте проекцию точки F, то есть точку F".

Источники:

  • Построение проекций точек, принадлежащих цилиндру и конусу
  • как построеть проэкцию целиндра

Не так уж много найдется в наше время людей, которым ни разу в жизни не приходилось чертить или рисовать что-то на бумаге. Умение выполнить простейший чертеж какой-либо конструкции иногда бывает очень полезным. Можно потратить уйму времени, объясняя «на пальцах», как сделана та или иная вещь, в то время как бывает достаточного одного взгляда на ее чертеж, чтобы понять это без всяких слов.

Вам понадобится

  • – лист ватмана;
  • – чертежные принадлежности;
  • – чертежная доска.

Инструкция

Выберите формат листа, на котором будет выполняться чертеж – в соответствии с ГОСТ 9327-60. Формат должен быть таким, чтобы на листе можно было разместить основные виды детали в соответствующем масштабе, а также все необходимые разрезы и сечения. Для несложных деталей выбирают формат А4 (210х297 мм) или А3 (297х420 мм). Первый может располагаться своей длинной стороной только вертикально, второй – вертикально и горизонтально.

Начертите рамку чертежа, отступив от левого края листа 20 мм, от остальных трех – 5 мм. Начертите основную надпись – таблицу, в которую заносятся все данные о детали и чертеже. Ее размеры определяются ГОСТ 2.108-68. Ширина основной надписи является неизменной – 185 мм, высота варьируется от 15 до 55 мм в зависимости от назначения чертежа и вида учреждения, для которого он выполняется.

Выберите масштаб главного изображения. Возможные масштабы определяются ГОСТ 2.302-68. Их следует выбрать такими, чтобы на чертеже хорошо просматривались все основные элементы детали . Если при этом некоторые места просматриваются не достаточно ясно, их можно вынести отдельным видом, показав с необходимым увеличением.

Выберите главное изображение детали . Оно должно представлять собой такое направление взгляда на деталь (направление проецирования), с которого ее конструкция раскрывается наиболее полно. В большинстве случаев главным изображением является положение, в котором деталь находится на станке во время выполнения основной операции. Детали, имеющие ось вращения, располагаются на главном изображении, как правило, таким образом, чтобы ось имела горизонтальное положение. Главное изображение располагается в верхней части чертежа слева (если имеется три проекции) или близко к центру (при отсутствии боковой проекции).

Определите расположение остальных изображений (вида сбоку, сверху, сечений, разрезов). Виды детали образуются ее проецированием на три или две взаимно перпендикулярные плоскости (метод Монжа). При этом деталь должна располагаться таким образом, чтобы большинство или все ее элементы проецировались без искажения. Если какой-то из этих видов является информационно излишним, не выполняйте его. Чертеж должен иметь только те изображения, которые необходимы.

Выберите разрезы и сечения, которые необходимо выполнить. Их отличие друг от друга состоит в том, что на показывается и то, что находится за секущей плоскостью, в то время как на сечении отображает только то, что располагается в самой плоскости. Секущая плоскость может быть ступенчатой и ломаной.

Приступите непосредственно к черчению. При начертании линий руководствуйтесь ГОСТ 2.303-68, в котором определяются виды линий и их параметры. Располагайте изображения друг от друга на таком расстоянии, чтобы оставалось достаточно места для простановки размеров. Если плоскости разрезов проходят по монолиту детали , штрихуйте сечения линиями, идущими под углом 45°. Если при этом линии штриховки совпадают с основными линиями изображения, можно чертить их под углом 30° или 60°.

Начертите размерные линии и проставьте размеры. При этом руководствуйтесь следующими правилами. Расстояние от первой размерной линии до контура изображения должно быть не менее 10 мм, расстояние между соседними размерными линиями – не менее 7 мм. Стрелки должны иметь длину около 5 мм. Написание цифр осуществляйте в соответствии с ГОСТ 2.304-68, их высоту принимайте равной 3,5-5 мм. Цифры размещайте ближе к середине размерной линии (но не на оси изображения) с некоторым смещением относительно цифр, проставленных на соседних размерных линиях.

Видео по теме

Источники:

  • Электронный учебник по инженерной графике

Выполнение точного чертежа нередко требует больших затрат времени. Поэтому в случае срочной необходимости изготовить какую-то деталь чаще делается не чертеж, а эскиз. Он выполняется довольно быстро и без применения чертежных инструментов. При этом есть целый ряд требований, которым эскиз должен соответствовать.

Вам понадобится

  • - деталь;
  • - лист бумаги;
  • - карандаш;
  • - измерительные инструменты.

Инструкция

Эскиз должен быть точным. По нему человек, который будет делать копию детали, должен составить представление как о внешнем виде изделия, так и о его конструктивных особенностях. Поэтому прежде всего внимательно осмотрите предмет. Определите соотношение между разными параметрами. Посмотрите, есть ли отверстия, где они находятся, их размер и отношение диаметра к общему размеру изделия.

Определите, какой вид будет главным и насколько точное представление он дает о детали. От этого зависит количество проекций. Их может быть 2, 3 и больше. От того, сколько проекций вам понадобится, зависит их расположение на листе. Исходить необходимо из того, насколько сложным будет изделие.

Начните построение эскиза с центровых и осевых линий. На чертежах они обычно обозначаются пунктирной линией с точками между штрихами. Такими линиями обозначают середину детали, центр отверстия и т. д. Они остаются и на рабочих чертежах.

Начертите внешние контуры детали. Они обозначаются толстой непрерывной линией. Старайтесь точно передать соотношение размеров. Нанесите внутренние (невидимые) очертания.

Выполните разрезы. Это делается точно так же, как и на любом другом чертеже. Сплошная поверхность заштриховывается косыми линиями, пустоты остаются незаполненными.

Проведите размерные линии. От точек, расстояние между которыми вы хотите обозначить, отходят параллельные вертикальные или горизонтальные штрихи. Между ними начертите прямую линию со стрелками на концах.

Замерьте деталь. Укажите длину, ширину, диаметры отверстий и другие размеры, необходимые для точного выполнения работ. Напишите размеры на эскизе. Если необходимо, нанесите знаки, указывающие способы и квалитеты обработки различных поверхностей изделия.

Правила изображения изделий на чертежах всех отраслей промышленности и строительства устанавливает ГОСТ 2.305-2008. Изображения предметов выполняются по методу прямоугольного проецирования. При этом предмет располагают между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекций (рис.15). За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба, на которые проецируется предмет; грани совмещают с плоскостью, как это показано на рисунке.

Изображения на чертеже, в зависимости от их содержания, делятся на виды ,разрезы и сечения .

Количество изображений (видов, разрезов, сечений) должно быть наименьшим, но обеспечивающим полное представление о предмете при применении установленных в соответствующих стандартах условных обозначений, знаков и надписей.

8.1. Виды

Вид – это ортогональная проекция обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.

Виды разделяют на основные, дополнительные и местные.

Основные виды – виды, получаемые на основных плоскостях проекций (гранях куба). Стандарт устанавливает следующие названия основных видов (рис. 16):

1 – вид спереди (главный вид);

2 – вид сверху;

3 – вид слева;

4 – вид справа;

5 – вид снизу;

6 – вид сзади.

Рис. 16. Основные виды

Если расположение видов на чертеже соответствует рис. 16, то названия видов на чертеже не подписывают. Главный вид предмета (главный вид)- основной вид предмета на фронтальной плоскости проекции, который дает наиболее полное представление о форме и размерах предмета, относительно которого располагают остальные основные виды. Если виды сверху, слева, справа, снизу, сзади не находятся в проекционной связи с главным изображением, то они отмечаются на чертеже по типу ""À"" (рис. 17).

Рис. 17. Обозначение вида, расположенного вне проекционной связи

Направление взгляда указывают стрелкой, обозначаемой прописной буквой русского алфавита, начиная обозначения с буквы À. Так же оформляют чертежи, если вид отделен от главного изображения другими изображениями (рис. 18) или расположен не на одном листе с главным изображением.

Рис. 18. Обозначение вида, отделенного другим изображением

Размер шрифта буквенных обозначений примерно в два раза больше размера цифр размерных чисел. Стрелки, указывающие направление взгляда, по форме должны быть такими же, как и размерные, но более крупными, с утолщенной линейной частью.

Дополнительные виды – изображения на плоскостях, непараллельных основным плоскостям проекций. Применяются в тех случаях, когда какую-либо часть предмета невозможно показать на основных видах без искажения формы и размеров.

Дополнительный вид отмечается на чертеже надписью типа ""À"", а у связанного с ним изображения предмета должна быть поставлена стрелка, указывающая направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением (рис.19).

Рис. 19. Расположение дополнительных видов

Дополнительный вид можно повертывать относительно указанного направления взгляда, сохраняя при этом положение, принятое для данного предмета на главном изображении. В этом случае к надписи ""À"", добавляется знак ” ” (рис.19), заменяющий слово ""повернуто"".

Размеры стрелок, указывающих направление взгляда и знака, приведены на рис. 20.

Рис. 20. Стрелки для дополнительных и повернутых видов

Когда дополнительный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующим изображением, стрелку и обозначение вида не наносят.

Местный вид – изображение отдельного ограниченного места поверхности предмета на одной из основных плоскостей проекций (рис. 21).

Рис. 21. Изображение и обозначение местного вида

Местный вид может быть ограничен линией обрыва, по возможности в наименьшем размере или не ограничен. Местный вид должен быть отмечен на чертеже подобно дополнительному виду .

Основные, дополнительные и местные виды служат для изображения формы внешних поверхностей предмета. Выявление формы внутренних поверхностей предмета штриховыми линиями значительно затрудняет чтение чертежа, усложняет нанесение размеров. Поэтому для выявления – внутренней (невидимой) конфигурации предмета применяют разрезы и сечения.

Изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета называют видом.

ГОСТ 2.305-68 устанавливает следующее название основных видов, получаемых на основных плоскостях проекций (см. рис. 165): 7 - вид спереди (главный вид); 2 - вид сверху; 3 - вид слева;

4 - вид справа; 5 - вид снизу; б - вид сзади. В практике более широко применяются три вида: вид спереди, вид сверху и вид слева.

Основные виды обычно располагаются в проекционной связи между собой. В этом случае название видов на чертеже надписывать не нужно.

Если какой-либо вид смещен относительно главного изображения, проекционная связь его с главным видом нарушена, то над этим видом выполняют надпись по типу «А» (рис. 166).

Рис. 166

Рис. 167

Рис. 168

Направление взгляда должно быть указано стрелкой, обозначенной той же прописной буквой русского алфавита, что и в надписи над видом. Соотношение размеров стрелок, указывающих направление взгляда, должно соответствовать приведенным на рис. 167.

Если виды находятся в проекционной связи между собой, но разделены какими-либо изображениями или расположены не на одном листе, то над ними также выполняют надпись по типу «А».

Дополнительный вид получается путем проецирования предмета или части его на дополнительную плоскость проекций, не параллельную основным плоскостям (рис. 168). Такое изображение необходимо выполнять в том случае, когда какая-либо часть предмета не изображена без искажения формы или размеров на основных плоскостях проекций. Дополнительная плоскость проекций в этом случае может быть расположена перпендикулярно одной из основных плоскостей проекций.

Когда дополнительный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующим основным видом, обозначать его не нужно (рис. 168, а). В остальных случаях дополнительный вид должен быть отмечен на чертеже надписью типа «А» (рис. 168, б), а у свя-

Рис. 169

занного с дополнительным видом изображения нужно поставить стрелку, указывающую направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением.

Дополнительный вид можно повернуть, сохраняя при этом положение, принятое для данного предмета на главном изображении. При этом к надписи нужно добавить знак (рис. 168, в).

Местным видом называется изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета (рис. 169).

Если местный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующими изображениями, то его не обозначают. В остальных случаях местные виды обозначаются подобно видам дополнительным, местный вид может быть ограничен линией обрыва («Б» на рис. 169).

§ 81. Построение третьего вида предмета по двум данным

Прежде всего нужно выяснить форму отдельных частей поверхности изображенного предмета. Для этого оба заданных изображения нужно рассматривать одновременно. Полезно при этом иметь в виду, каким поверхностям соответствуют наиболее часто встречающиеся изображения: треугольник, четырехугольник, окружность, шестиугольник и т. д.

На виде сверху в форме треугольника могут изобразиться (рис. 170, а): треугольная призма 1, треугольная 2 и четырехугольная 3 пирамиды, конус вращения 4.

Рис. 170

Изображение в виде четырехугольника (квадрата) могут иметь на виде сверху (рис. 170, б): цилиндр вращения 6, треугольная призма 8, четырехугольные призмы 7 и 10, а также другие предметы, ограниченные плоскостями или цилиндрическими поверхностями 9.

Форму круга могут иметь на виде сверху (рис. 170, в): шар 11, конус 12 и цилиндр 13 вращения, другие поверхности вращения 14.

Вид сверху в форме правильного шестиугольника имеет правильная шестиугольная призма (рис. 170, г), ограничивающая поверхности гаек, болтов и других деталей.

Определив форму отдельных частей поверхности предмета, надо мысленно представить изображение их на виде слева и всего предмета в целом.

Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отчета размеров изображения предмета. В качестве таких линий применяют обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета и проекции плоскостей оснований предмета). Разберем построение вида слева на примере (рис. 171): по данным главному виду и виду сверху построить вид слева изображенного предмета.

Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предмета включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четырехугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 вращения и усеченного конуса 5 вращения. Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф,которую удобно принять за базу отчета размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением со-

Рис. 171

Рис. 172

ставляющих поверхности. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, а строить их нужно по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. 172 построен вид слева предмета, поверхность которого образована поверхностью вертикального цилиндра вращения, с T-образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием с фронтально проецирующей поверхностью. В качестве базовых плоскостей взяты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф. Изображение Г-образного выреза на виде слева построено с помощью точек контура выреза A В, С, D и Е, а линия пересечения цилиндрических поверхностей - с помощью точек К, L, М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф.