Красивая блондинка в блузке и короткой юбке просит о помощи в подготовке к первому дню в колледже. Помочь ей нужно в выборе одежды, так как у принцессы нарядов много, а выбрать ей помочь должны именно вы. Красавица стоит в классной комнате, а справа от нее на зеленой доске висит одежда и аксессуары, в которые и нужно одеть модную студентку. Поможете? Приступайте, потому как блондинке не терпится покрасоваться перед подружками.

Как играть?

Красивая блондинка хочет быть самой нарядной в колледже в первый день учебы, и в этом ей нужна ваша активная помощь. Красотка стоит в классе, а справа от нее – зеленая доска. На ней сверху есть 4 кнопки: платья, блузки, юбки и аксессуары.
Не нужно очень долго наряжать красотку, так как после 3-4-х одетых вещей можно переходить к следующей маленькой девочке. Она просит приодеть ее к школе.
У нее те же кнопки с одеждой вверху зеленой доске, но внутри каждой кнопки элементов побольше.
Именно так нужно одеть взрослую студентку и маленькую школьницу. Игра, сама по себе, абсолютно ненапряжная, а девушки будут вам только благодарны за проявленное к ним внимание. Само собой, хочется сделать девушек покрасивее, и если у вас есть время и желание, поработайте основательно над их внешним видом.

В одном из упражнений по русскому языку во 2-а классе было предложено вспомнить свой первый день в школе, написать сочинение, поделившись воспоминаниями и впечатлениями .

Я с нетерпением ждала 1 сентября. Всё лето я готовилась этому дню. И вот, когда он настал, я очень волновалась. На линейке было так много людей, что я растерялась. Когда мы пришли после линейки в класс, я не знала, куда садиться, так как мои одноклассники заняли все места. Я села на последнюю парту. Но потом учительница всех нас рассадила по-другому.

Особую радость мы все испытали, когда выпускали в небо шары и загадывали желания.

Мой первый день в школе прошёл классно, и я его не забуду никогда!

Адамян Римма

Самый первый день в школе мне очень запомнился. Я с мамой и бабушкой пришёл в школу в хорошем настроении и ждал, когда начнется линейка. Звучала музыка, было много цветов и шаров. На линейке для нас, первоклашек, прозвенел первый звонок. А потом учитель повёл нас в класс. В классе мы знакомились, играли, ели каравай, который подарили нам старшеклассники. Для меня первый день в школе был праздник!

Добринский Вячеслав

В свой первый день в школе я познакомился со своим учителем и своими одноклассниками. Мне очень понравились первые уроки, особенно урок математики. На перемене я вышел в коридор и осмотрел нашу школу. Я заметил, что она просторная и светлая.

В первый день всё казалось непривычным. Я получил много новых впечатлений. Мне сразу понравилось учиться. Свой первый школьный день я запомню навсегда, буду рассказывать о нём своим детям. Ведь с первого дня я нашёл в школе новых друзей и много всего интересного для себя.

Билалов Ильфат

Крепко держась за мамину руку, со страхом и трепетом я вошла первый раз в школьный двор. Первый класс… Торжественная линейка. Как сильно бьётся сердце, сколько непонятного и интересного вокруг! Меня встречает мой первый в жизни учитель Анна Владимировна. На первых уроках нам было очень интересно, легко и весело. Меня окружали улыбающиеся лица моих одноклассников. Глядя на ребят, я знала - это будет самый дружный класс!

Малых Лилия

Когда я был ещё дошкольником, мне очень хотелось в школу. В первый школьный день я очень волновался. Я одел костюм, взял цветы, и мы с мамой пошли в школу. Около школы нас встретила моя первая учительница. Она привела меня в класс, где уже были другие дети. Все шумели, смеялись, радовались. Учительница провела наш первый урок - Урок Знаний. К сожалению, первый день в школе закончился очень быстро, запомнился на всю жизнь!

Как обычно, день накануне ответственного события был переполнен делами различной степени важности. Еще утром мы были за городом, а в обед уже очутились в аэропорту – провожали в дальнюю дорогу наших любимых сестричек.

Цветы я решила купить заранее, чтобы была возможность поспать лишних двадцать минут. Мы решили остановиться на традиционном варианте – большой букет астр. Они и гладиолусы были самыми популярными вариантами у первоклассников.

Заранее я подготовила и одежду – все, вплоть до белья и гольфов. Все еще раз примерили, нагладили и повесили. Рюкзак в первый день учительница сказала не брать.

Удивительно, но мы успели даже погулять в последний день лета, хоть и площадки были полупустыми. Для дочери каждая возможность встретиться с любимыми подружками в радость, поэтому, если такая возможность есть, прогулку мы никогда не пропускаем.

Ранний подъем для нас непривычен, поэтому я так боялась проспать, что поставила аж четыре будильника. На удивление, мы с дочкой проснулись раньше них – уж очень боялись опоздать в школу. В итоге встали так рано, что даже успели зайти за бабушкой, которая живет неподалеку от школы.

Несмотря на традиционные для этого дня дожди, в этом году было очень жарко. Ни о каких пиджаках и речи быть не могло, жарко было даже в тоненьких рубашках. Мы «вручили» детей учительнице и пошли ждать детей на линейку у центрального входа школы.

Народу на линейке было очень много, чего стоят одни только сопровождающие первоклашек – наша школа в этом году приняла аж 161 ребенка! В других школах вся начальная школа насчитывает такое количество детей, а у нас это только первые классы.

Программа была стандартной – несколько стихов, танцевальные номера, приветствие от директора и первый звонок на плечах у старшеклассника. Правда, жара и волнения дали о себе знать и у меня жутко закружилась голова, конец линейки я досматривала из тени близлежащих деревьев.

Пока дети были в школе мы с мужем успели перекусить и купить вазон для воспитательницы детского сада, с которой мы расстались в этом году. Все-таки букет цветов – это слишком недолговечно и банально, а вот вазон, я уверена, будет еще долго напоминать о нас.

В 11 утра закончился первый школьный день, эмоции переполняли нашу малышку. За эти два часа они успели позавтракать, познакомиться с учителями, кабинетом, правилами поведения в школе, выучить стих и многое другое.

Тем временем, температура воздуха поднялась до 37, поэтому мы решили отложить нашу прогулку до вечера. По дороге домой мы зашли в дочкин детский сад, и, наверное, были единственными, кто сделал это. Воспитательница была очень рада нас видеть и даже ставила дочку в пример своим новоприбывшим малышам.

Уже в час дня дочка заснула и проснулась аж через три часа. Наполненные силами мы с друзьями-первоклассниками отправились кататься на речном кораблике. Дети вновь получили массу впечатлений, ведь для них эта прогулка по реке была первой.

Я очень рада, что школа у дочери связана с приятными эмоциями. Сегодня, второго сентября, она вновь проснулась раньше будильника и бежала на учебу впереди меня!

А как у ваших детей прошел первый школьный день? Давайте делиться впечатлениями!

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Первый день в средней школе, скорее всего, запомнится вам на всю жизнь. Это новый этап в вашей жизни, так как вы покидаете начальную школу и переходите в среднюю, где сможете познакомиться с интересными людьми. Возможно, вы переживаете о том, как сохранить отношения со старыми друзьями, создать приятное впечатление у новых, организовать свой рабочий день и построить хорошие отношения с учителями. От вашего поведения в первый день зависит многое. Постарайтесь завоевать уважение учителей и одноклассников, приложите максимум усилий для того, чтобы первый день прошел идеально! Все в ваших руках! Если вы хотите чтобы ваш первый день прошел наилучшим образом, подготовьтесь заранее и с правильным настроем отправляйтесь в школу. Сделайте все возможное, чтобы ваш первый день прошел незабываемо!

Шаги

Подготовка

  1. Подготовьте все школьные принадлежности. Хотя ничего страшного не произойдет, если вы придете в школу без тетради, однако если вы хотите, чтобы ваш первый день прошел идеально, позаботьтесь о том, чтобы у вас были все необходимые школьные принадлежности. Вряд ли вам удастся создать приятное впечатление у учителя, если вы не будете иметь необходимых принадлежностей. Кроме того, вы не сможете принимать участие в уроке в полной мере. Хотя в каждой школе свои требования, убедитесь, что у вас есть тетради, письменные принадлежности и другие вещи, которые могут понадобиться во время учебного процесса. Если ваша школа прислала вам список необходимый вещей, не забудьте купить все, что полагается. Если такого списка нет, будьте готовы приобрести все необходимое в первый день учебы.

    • Приобретите прочный рюкзак. В первый день, скорее всего, вы получите учебники, и, возможно, вам придется взять их домой, чтобы выполнить домашнее задание.
    • Посмотрите на ситуацию объективно: в первый день в школе маловероятно, что у вас начнется серьезный учебный процесс. Скорее всего, вы познакомитесь с одноклассниками, учитель сделает перекличку, расскажет в вкратце о том, чем вы будете заниматься в течении года и скажет, что необходимо носить на уроки. Тем не менее, если ваш классный руководитель дал вам список принадлежностей, которые вы должны иметь на уроке заранее, вы должны иметь их в первый день в школе.
  2. Подготовьте одежду. Помните, вам нужно выбрать одежду для вашего первого школьного дня. Как правило, это непростая задача. К счастью, мало кто будет помнить ваш наряд, так как каждый будет сосредоточен только на себе. Тем не менее, вы должны выбрать одежду, которая будет хорошо вам подходить и создавать приятное впечатление о вас. Кроме того, подумайте, не испортит ли выбранный наряд вашу репутацию, о чем вы будете сожалеть последующие месяцы. Подумайте об этом заранее, чтобы утром не перебирать шкафы в поисках наряда.

    • Выбирая одежду, возьмите во внимание погодные условия. Очень часто в первый школьный день бывает жарко. Вы можете надеть новые джинсы, но, если на улице 40 градусов, то вряд ли вы будете чувствовать себя в них комфортно. Вы можете продумать несколько вариантов школьных нарядов, на случай если погода изменится.
    • Многие девушки любят общение с друзьями. Вы будете чувствовать себя комфортнее в платье, если ваши подруги тоже будут одеты в них. Тем не менее, решение за вами!
    • Кроме того, заранее узнайте требования школы к внешнему виду ученика. Будет очень обидно, если вам придется переодеваться в школьную форму, так как ваше платье слишком короткое или открытое, что противоречит уставу школы.
  3. Узнайте как можно больше информации о школе. Сделав это, вы будете чувствовать себя более уверенно в первый день. Посетите школьный сайт, ознакомьтесь с размещенной на нем информацией. Вероятно, в этом году вы будете часто пользоваться этим сайтом, поэтому, полезно осмотреться, что к чему. Прочтите рекомендуемые руководства и прочие предлагаемые материалы. Поговорите с кем-то старшим, кто ходил (или еще ходит) в вашу школу. Задайте ему все интересующие вас вопросы. Вы можете собрать информацию об учителях и о том, как вести себя в столовой или в классе.

    • Посмотрите правде в глаза: сложно предугадать каждую ситуацию. Тем не менее, собрав много информации, вы будете чувствовать себя более непринужденно.
    • Если у вас есть уже расписание, посоветуйтесь с учениками старших классов, у которых есть опыт. Благодаря этому вы будете знать, чего следует ожидать.
  4. Посетите ознакомительные экскурсии по школе. В большинстве школ проводятся ознакомительные экскурсии по библиотеке, столовой, спортзалу и учебным кабинетам, чтобы помочь новичкам сориентироваться в новой для них обстановке. Часто у администрации школы вы можете получить раздаточный материал, на котором будет схема школы (номера кабинетов, расположение туалетов, столовых и так далее). Если это возможно, не поленитесь прогуляться по школе до начала учебного года, это придаст вам уверенности в первый день занятий. Не забудьте посмотреть, где находится ваш шкафчик, куда вы будете складывать свои вещи.

    • Скорее всего, во время ознакомительной экскурсии будут и другие ученики. Это может стать прекрасной возможностью познакомиться с ними поближе. Будьте дружелюбны и открыты. Скорее всего, ваши одноклассники тоже испытывают стеснение и будут рады, если вы сделаете первый шаг. Если вы познакомитесь с новыми людьми, вы сможете хорошо провести время в ваш первый школьный день. Не забудьте имена ваших новых друзей.
    • Кроме того, во время такой экскурсии вы сможете познакомиться с вашими учителями. Благодаря этому вы более уверенно будете идти на свой первый урок.
    • Если вы заранее познакомитесь со своей новой школой и всем, что относится к ней, вы не будете испытывать страх и волнение, а будете чувствовать себя более уверенно.
  5. Запишите расписание ваших уроков и перемен. Если вы уже знаете, где и когда будут проходить ваши занятия и где находится ваш шкафчик, то вы можете заранее продумать свой маршрут из одного кабинета в другой. Благодаря этому вы не будете опаздывать на уроки и сможете воспользоваться своим шкафчиком тогда, когда это будет необходимо.

    • Нет необходимости подходить к своему шкафчику на каждой перемене. Вы можете заглянуть туда только тогда, когда вы находитесь неподалеку. Если вам необходимо взять книги, то, конечно, вам нужно будет подойти к своему шкафчику. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было все, что вам нужно на уроке.
  6. Будьте организованным учеником. Разложите все тетради, папки и прочие материалы и подпишите их. Если возможно, используйте цвет как ориентир: все, что касается математики, может быть синим (тетради, папки, обложки учебников), английский – розовый, физика – в горошек! На папки-скоросшиватели наклейте указатели и подпишите их (ФИО и предмет); украсьте их картинками, которые заставят вас улыбнуться. Вы не будете испытывать стресс, если ваши вещи будут в порядке.

    • Вы можете вести записи на листах А4, а потом подшивать их в папки по предмету или пользоваться тетрадями, все будет зависеть от требований вашего преподавателя. Если вы будете использовать тетради, то возьмите общую тетрадь с разделителями на несколько предметов (опять-таки, если преподаватель не против) или используйте отдельную для каждого предмета.
    • Сложите все в рюкзак. Не забудьте сложить карандаши, ручки, ластики и другие необходимые принадлежности в пенал. Собрав все в одном месте, вам не придется искать нужную вещь по всему рюкзаку.
    • Найдите в рюкзаке безопасное место, куда можно будет сложить ученический и читательский билеты и другие документы. Подготовьте в комнате зону для выполнения домашних заданий (стол, стул и так далее). Убедитесь, что вас ничего не будет отвлекать, вы ведь не хотите тратить на домашнее задание больше времени, чем нужно. Рядом с учебным местом повесьте доску для стикеров, календарь, расписание уроков и так далее.
    • Вы можете также принести вещи, которые могут пригодиться вам в школе и положить их в шкафчик. Принесите зеркало, магниты, держатели для карандашей и небольшие полки (хотя, возможно, в шкафчике уже будут полки). Разложите аккуратно эти вещи в шкафчике; следите за чистотой в вашем шкафчике.
  7. Договоритесь с друзьями. За пару дней до начала учебы позвоните друзьям и предложите пойти в школу вместе. Чем бы вы ни добирались до школы (велосипед, автобус или метро), вы не должны делать это в одиночестве, разумеется, это вызывает тревогу; к тому же, если вы заблудитесь в школе, то сможете помочь друг другу. Вы не будете чувствовать себя одиноко, если ваши друзья будут рядом.

    • Тем не менее, если никто из ваших друзей не идет в эту школу, не волнуйтесь! Вы не одиноки, вы сможете найти новых друзей, если будете иметь положительный настрой.
  8. Хорошо отдохните ночью. Хотя возможно вам сложно будет уснуть перед первым школьным днем, постарайтесь это сделать. За пару недель до школы начните привыкать к школьному режиму. Постепенно ложитесь спать и просыпайтесь чуть раньше обычного, до тех пор, пока не достигнете времени, в которое вам придется просыпаться во время учебного года. Облегчите себе переход на школьное расписание.

    • Откажитесь от напитков, содержащих кофеин перед школой. В противном случае вам вряд ли удастся уснуть.
  9. Приготовьтесь. Вечером перед первым днем в школе (по большому счету, вечером перед любым учебным днем), приготовьте одежду на завтра. Наденьте что-нибудь милое и удобное, в чем вы будете чувствовать себя уверенно. Не забудьте приготовить также носки, обувь и другие аксессуары, которые вам понадобятся. Если все будет готово, вы будете испытывать меньше стресса утром.

    • Приготовьте себе еду в школу или убедитесь, что положили в рюкзак деньги на нее, если планируете ее покупать.
    • Подумайте, какую прическу хотите сделать, если есть желание уложить волосы как-то по-особенному (но не перестарайтесь). Продумав все заранее, вы не окажетесь перед зеркалом за 5 минут до выхода с мыслью: «О боже, что же мне сделать с волосами?».
    • Возьмите с собой ID-карту, если у вас она есть, ваше расписание, телефон и все то, что вам может понадобиться в школе.

    Первый учебный день

    1. Проснитесь на 15 минут раньше, чем вам на самом деле нужно. Благодаря этому у вас будет время в запасе, если что-то пойдет не так. Если же все пойдет по плану, то в вашем распоряжении будут дополнительные 15 минут на что угодно. Утром, скорее всего, вы будете в напряжении. Чтобы не испытывать лишний стресс, встаньте пораньше и вам не придется бегать по квартире. Это дополнительное время поможет вам привести себя в порядок, позавтракать, принять душ и сделать то, что необходимо, чтобы ваш день начался как надо.

      • Отличная идея – упаковать рюкзак вечером перед первым учебным днем. Вы сможете убедиться, что у вас есть все необходимое, и сэкономите время утром, вам не придется спешить.
    2. Убедитесь, что вы знаете, куда вам нужно идти. Вы должны знать, где будет проходить ваш первый урок. Благодаря этому вам не придется искать кабинет по всей школе. Если вы все-таки не можете найти нужный кабинет, вы можете обратиться за помощью к учителю или ученику старшего класса. Лучше обратиться за помощью, чем пропустить что-то важное. Скорее всего, на этом первом уроке вы сможете познакомиться со своим классным руководителем и получить важную информацию.

      • Хотя возможно вы придерживаетесь расписания, будьте готовы к тому, что что-то может пойти не так. Не расстраивайтесь. Будьте готовы к сюрпризам, которые могут произойти в ваш первый школьный день.
    3. Будьте дружелюбны ко всем. Хотя возможно вы будете испытывать смущение, постарайтесь проявлять дружелюбие к вашим новым соученикам. Представьтесь, расскажите о себе и поинтересуйтесь, как зовут ваших одноклассников, и какие у них интересы. Улыбайтесь, другие будут чувствовать себя легко в вашем присутствии. Не бойтесь учеников, которые ведут себя слишком вызывающе. Просто приложите усилия, чтобы быть доступным и спокойным.

      • Ваши соученики будут с большей готовностью заводить дружбу в начале года. Чем раньше вы начнете знакомиться с другими, тем больше шансов, что вы найдете настоящих друзей.
      • Если вы увидели симпатичного парня или девушку, не бойтесь поздороваться с ним или с ней. Если хотите, чтобы другие тянулись к вам, будьте уверены в себе и не стесняйтесь, когда общаетесь с другими.
    4. Принимайте участие в уроке. Хотя возможно, вы думаете, что в этом нет необходимости, поверьте, очень важно слушать учителя и принимать участие в обсуждении, когда он задает вопросы. Делайте заметки, а также постарайтесь убрать все, что может отвлекать вас. Приложите усилия, чтобы быть хорошим учеником и из учебного процесса извлечь максимум пользы. Если вы заинтересуете себя тем, что обсуждается на уроке, вы будете получать удовольствие от процесса обучения. Время пройдет быстрее, и вы не будете сидеть весь урок, поглядывая на часы.

      • Хотя, скорее всего, в первый день будет мало возможностей проявить свою заинтересованность, постарайтесь сделать все возможное, чтобы показать, что вы хотите учиться, даже если вы просто зададите вопрос о программе.
    5. Постарайтесь построить хорошие отношения с учителями с самого начала. Не опаздывайте на уроки и постарайтесь оставить хорошее впечатление. Вы можете сами того не подозревая испортить свою репутацию, если будете много смеяться или разговаривать с одноклассниками во время урока. К сожалению, первое впечатление сложно изменить, поэтому сделайте все возможное, чтобы зарекомендовать себя с хорошей стороны.

      • Однако не стоит подлизываться к учителю. Просто покажите, что вы заинтересованы в его предмете и будете делать все возможное, чтобы узнать что-то новое для себя.
    6. Посетите школьную столовую. Каждая школа имеет свои правила посещения столовой. В некоторых столовых за вами будет закреплено место. Если вы можете выбирать новое место каждый день, садитесь со своими друзьями, чтобы у вас была возможность общаться с ними. Если вам нужно выбрать место, которым вы будете пользоваться на протяжении всего года, постарайтесь остановить свой выбор на компании, в которой вы будете приятно себя чувствовать. Если вы еще мало кого знаете в новой школе, не волнуйтесь. Просто будьте дружелюбным, остановите свой выбор на приятных молодых людях и спросите разрешение сесть с ними вместе.

      • Постарайтесь прийти в столовую пораньше. Благодаря этому вы сможете найти место и сесть со своими друзьями.
    7. Сохраняйте положительный настрой. Если вы хотите, чтобы ваш первый день прошел наилучшим образом, улыбайтесь. Не жалуйтесь на друзей, не критикуйте учителей и не испытывайте страх перед каждым уроком. Вместо этого смотрите на все с положительной стороны. Если вы улыбаетесь, знайте, будет все хорошо. Поддерживайте оптимистичные темы, и настраивайте себя на то, что ваш день будет удачным.

      • Кроме того, помните, люди, как правило, тянутся к положительным личностям; если вы будете иметь положительный настрой, вам легче будет найти новых друзей и поддерживать с ними хорошие отношения.
      • Не сравнивайте себя с другими людьми. Вам может казаться, что кто-то лучше вас одет или ведет себя более непринужденно, но, поверьте, такое мышление бесполезно и может плохо отразиться на вашей самооценке. Помните, что у вас есть что-то, чего нет у других. Например, девушка, одетая по последней моде, может не иметь основательных знаний по какому-либо предмету.
    8. Не осуждайте других. К сожалению, не каждый ученик имеет хорошую репутацию. Иногда общаясь с такими учениками, невольно можно начать сплетничать или осуждать тех, кого вы вообще не знаете. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ваш первый школьный день прошел наилучшим образом, не судите других и не слушайте чужие сплетни, даже если они глупые. Вы же не хотите, чтобы кто-то осуждал вас?

      • Вы не можете до конца быть уверенным в том, кто станет вашим лучшим другом. Поэтому постарайтесь не испортить отношения с человеком в первый же день.

    Окончание первого дня

    1. Сложите вещи. Когда уроки закончатся, вам нужно будет сложить портфель. Не забудьте забрать учебники и тетради, так как вам придется выполнять домашнее задание. Скорее всего, в первый день вам вряд ли зададут много домашнего задания, однако в любом случае проверьте еще раз все ли вы взяли, чтобы не переживать дома о том, что у вас чего-то нет для выполнения домашней работы. Не торопитесь, спокойно соберите необходимые вещи. Вы даже можете составить список вещей, которые могут вам пригодиться дома.

      • Если вы добираетесь домой на автобусе и не хотите опоздать на него, вы можете сложить портфель между уроками на перемене, чтобы успеть на свой автобус.
      • Самое главное хорошо отдохните и сохраняйте положительный настрой. Чем раньше вы начнете готовиться, тем успешнее пройдет ваш школьный день.
    • Узнайте заранее, какой первый урок, вы ведь не хотите ошибиться классом!
    • Записывайте все домашние задания (даже самые простые).
    • Не откладывайте все покупки на последний день. Приготовьте учебные принадлежности и одежду заранее.
    • Улыбайтесь! Радуйтесь своему первому дню в средней школе. Получайте удовольствие от этого!
    • Посмотрите, нет ли здесь ваших друзей из начальных классов. Если встретите их, общайтесь и проводите с ними время, но не забывайте заводить новых друзей тоже!
    • Нетерпение в ожидании первого дня, как и тревога в связи с этим событием – не то, что вам нужно. Если вы расслабитесь, все пройдет гораздо приятнее.
    • Не ведите себя плохо и не нарушайте школьных правил в первый же день, это оставит у учителей плохое впечатление о вас.
    • Внимательно слушайте учителей и ведите конспекты.
    • Убедитесь, что вы ознакомились с требованием школы в отношении одежды учеников, прежде чем отправляться за покупками.
    • Если вы не знаете, как добраться до следующего по расписанию урока, обратитесь за помощью к преподавателю или старшим ученикам, они подскажут вам, где находится кабинет.
    • Будьте собой. Это звучит банально, но поверьте, у вас будет больше друзей, если вы не будете подражать другим.
    • Наденьте удобную одежду в первый день.
    • Старайтесь не следовать стереотипам, вы будете выглядеть глупо.
    • Не подражайте другим. Не стоит делать то, что вам не хочется. Лучше не тратить свое время на пустые разговоры, посвятите его чему-то полезному.
    • Будьте добры ко всем, даже если вам не хочется это делать.
    • Не сплетничайте. Не стоит создавать себе лишние проблемы.
    • Не стесняйтесь, если вы хотите чтобы кто-то пошел с вами в школу в первый день, например, мама или старший брат.
    • Не позволяйте другим людям брать ваши вещи, если вы знаете, что они не вернут их.
    • Будьте собой не только в первый день, но и во все последующие дни. Зачем создавать хорошее впечатление среди девочек, которые вам не интересны или имеют плохую репутацию?
    • У вас будет много домашнего задания, однако, не перетруждайтесь.
    • Еще раз посмотрите на свое расписание, обратите внимание на то, какой урок у вас будет и в каком кабинете.

    Предупреждения

    • Некоторые учителя будут вести себя неприветливо. Старайтесь изо всех сил, и если учитель будет по-прежнему недоброжелателен к вам, не принимайте это близко к сердцу. У него может быть просто плохое настроение.
    • Некоторые люди могут вести себя грубо. Игнорируйте их. Не воспринимайте всерьез их слова; будьте собой и не меняйтесь из-за желания впечатлить окружающих.
    • Средние школы обычно больше начальных, но не стоит впадать в панику. Вы всегда можете спросить дорогу к нужному кабинету у друзей или учителей!
    • Обычно учителя предлагают дополнительные задания для тех, кого не устраивает оценка. Если вы хотите повысить свои показатели, рекомендуем воспользоваться дополнительными заданиями, это улучшит ваши семестровые/четвертные оценки.

Первые дни и недели пребывания в школе, дни вхождения ребенка в новую для него обстановку, налаживания новой системы отношений с учителем и товарищами, усвоения правил поведения,

Первых успехов и неуспехов - едва ли не самые ответственные за все время школьного обучения. От того, как будет введен ребенок в свои первые серьезные обязанности, как пойдет освоение всего строя школьной жизни, во многом зависит дальнейшее обучение и определяемое им формирование личности и интеллектуальных способностей ребенка.

Для меня, когда я работал учителем начальной школы, самыми трудными всегда были первые дни занятий в I классе. Запомнились некоторые эпизоды, допущенные промахи и ошибки.

Первый день - трудный день. Что делать с только что пришедшими в школу ребятами? После того как закончилась торжественная линейка, я отправляюсь со своими учениками в класс. Цветы поставлены в вазы. В классе чисто и немножко торжественно. Дети рассаживаются за столы.

Прежде всего мы учимся правильно располагать на столах учебные принадлежности. Я проверяю, что дети принесли с собой. Затем показываю, как надо вставать из-за стола и садиться, чтобы не нарушать тишины. Несколько раз мы повторяем вставание. Наступает момент знакомства с учениками. Я сажусь за учительский стол, раскрываю журнал. В классе очень тихо. Почти шепотом, но очень отчетливо, так, чтобы слышно было всему классу, я называю по алфавиту фамилии и имена учеников. Они поочередно встают, по возможности тихо, а затем столь же тихо садятся. Я внимательно смотрю на каждого из них, одобряю взглядом, улыбаюсь и говорю: «Садись, пожалуйста, Коля!»

Очень важно сразу же, с первого урока, установить доброжелательно-внимательное отношение с каждым учеником. Для того чтобы во время этой довольно утомительной процедуры дети тоже знакомились друг с другом, я предупреждаю их о необходимости внимательно слушать и запоминать, как зовут каждого из них. И хотя некоторые ребята уже знакомы или по совместному пребыванию в детском саду, или по месту жительства, они внимательно слушают фамилии и имена друг друга, поворачивая головы в сторону каждого встающего.

В классе тихо. Я много раз замечал впоследствии, что тишина и рабочая обстановка в классе во многом зависят от того, как я начал урок. Если я начинал урок с такого почти шепота, то и дети говорили негромко и старались не нарушать тишины. Когда же я приходил в класс несколько возбужденным, предваряя занятия замечаниями, произнесенными громким голосом, то урок проходил шумно. Очень важно своим собственным поведением внушить детям необходимость соблюдать тишину в классе, создавать рабочую обстановку.

На втором уроке мы заучивали стихотворение С. Маршака, посвященное первому дню школьных занятий. Я вставал, принимал несколько подчеркнуто артистическую позу и отчетливо и выразительно прочитывал стихотворение 2-3 раза. Затем дети по очереди выходили к доске, становились перед классом и читали стихотворение наизусть. Конечно, выступить хотел каждый, все поднимали руки, выказывая желание продемонстрировать перед учителем свои достоинства. Вызвать всех невозможно, но я обещал тех, кого не удалось послушать на этом уроке, вызвать на следующий день.

Некоторые дети, выступая, обращались только к учителю. Они старались повернуться к нему лицом и произносили стихотворение тихо, невнятно. Необходимо сразу учить детей обращаться к классу, а не к учителю, говорить громко и отчетливо. Я всегда при этом старался занять такое положение, чтобы ученик не мог повернуться ко мне, ибо в этом случае он оказался бы спиной к классу. У только пришедших в школу детей имеется тенденция к непосредственному общению с учителем - необходимо с самого начала научить их обращаться к классу. Конечно, каждого прочитавшего стихотворение необходимо похвалить. После похвалы они, полные собственного достоинства, отправляются на свое место подчеркнуто «по правилам» и тихо садятся.

Индивидуальная декламация стихотворения завершилась коллективной. Некоторые слова или строки произносили отдельные ученики, а остальные ребята уже все вместе продолжали. Коллективная, или, как ее иногда называют, хоровая, декламация - средство не просто методическое, служащее для разнообразия деятельности, но и прекрасное дисциплинирующее, позволяющее организовать собственно коллективную деятельность, в которой общий результат зависит от действий каждого отдельного участника и от согласованности этих действий.

Вообще, всякий методический прием должен оцениваться не только со стороны его эффективности как средства обучения, но и как воспитательное средство, как способ формирования согласованной коллективной деятельности. Это особенно важно потому, что в учебной работе есть слишком много элементов, когда ученик выступает как отдельный, не зависящий от остальных членов коллектива индивид, со своими собственными, ему одному принадлежащими способностями, успехами и неудачами. Необходимо поэтому всячески использовать методические приемы, в которых элементы коллективной деятельности выражены достаточно отчетливо. Таких возможностей довольно много: коллективная, или хоровая, декламация, чтение сказок по ролям, всевозможные виды драматизации, коллективное решение задачи, коллективное составление сочинения и т. п.

Вернемся, однако, к первому дню в школе.

Особое мероприятие - перемена. В первые дни, когда связи друг с другом еще не налажены, дети на перемене льнут к учителю. Они окружают его стайкой, стараясь занять место поближе, взять его за руку, притронуться к нему, обратить на себя внимание. Им еще необходимо непосредственное общение С учителем, необходимо его внимание, поощрение, ласковый взгляд. Бывает, что учитель их в этом случае одергивает. Это неправильно. Лучше переключить внимание детей. Предложить побегать или организовать совместную игру, какой-нибудь хоровод или еще что-либо не очень шумное.

На последнем уроке (обычно в первый день бывало три урока) мы учились чертить поля в тетрадях. Я показывал, как надо отсчитывать вверху и внизу тетради пять клеточек, как поставить точку, как приложить линейку, как держать карандаш, как провести тонкую линию от одной точки до другой. Дело это для первоклассников довольно трудное. Вспоминается, как один из них неправильно посчитал и у него получились поля не в пять, а в четыре клеточки. Сколько было слез! Как быть? Рассердиться, сделать замечание или, наоборот, утешить, приласкать? И то и другое неправильно. Надо подчеркнуть ошибку, но вместе с тем ободрить и обнадежить ученика, сказав, что на следующей странице он будет внимателен и сделает все правильно.

Необходимо отметить, что первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Они в некотором смысле формалисты, стараются сами неукоснительно соблюдать правила и требуют этого от своих товарищей. Нередко приходится наблюдать, как дети указывают учителю на несоблюдение правил соседом по парте: «Он неправильно поднял руку!»; «Он неправильно держит карандаш!»; «Он не туда положил тетрадь!» Этими замечаниями они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они эти правила знают. Конечно, можно сделать замечание и тому ученику, который нарушает правило, и тому, который сообщает об этом учителю. Но делать этого не следует, поскольку подобные замечания могут обострить отношения обоих ребят. Надо поступить так, чтобы не нарушить между ними товарищеских отношений и не огорчить нечаянного нарушителя: «Он тоже знает, как надо поднимать, руку, только забыл правильно это сделать. В следующий раз он поднимет руку правильно». Вообще, требования должны быть неукоснительными, но выражать их следует в уважительной и доброжелательной форме. Это особенно важно в первые недели пребывания в школе, когда правила только осваиваются.

Наконец, закончился третий урок. Надо проводить детей к уже ждущим их родителям. Я сказал, что урок закончен и теперь можно идти домой. Дети продолжают сидеть за партами. Я еще раз предложил им встать и подготовиться к тому, чтобы покинуть класс. Тогда один из учеников, видимо самый смелый, спросил: «А уроки?» И тут только я понял, что допустил непростительную ошибку. Я не задал никакого задания на дом.

Вопрос поставил меня в тупик. В самом деле, какое домашнее задание можно дать ребятам в первый день их пребывания в школе? Попросить их повторить стихотворение, но задание показалось мне недостаточно «материальным». А нужно ли вообще было задавать урок на дом? Видимо, да, если сами ребята напомнили мне об этом. В самом деле, ведь это так важно - сказать своим бывшим товарищам, еще не посещающим школу, в самом разгаре игры во дворе: «Ну, я пошел. Мне надо сделать уроки». Не менее важно, чтобы и дома мама сказала младшим и старшим братьям и сестрам: «А теперь тихо. Пете надо готовить уроки». Ведь если все останется по-старому, как оно было и до этого дня, то новая позиция, позиция человека, выполняющего ответственную работу, важную не только для него, но и для всех, не будет подкреплена новым отношением к нему со стороны других людей - товарищей, родителей, братьев и сестер. Она останется нереализованной. Поступление в школу окажется лишенным того смысла, который вкладывал в него ребенок, с нетерпением ждавший этого момента.

Я задал моим школьникам урок. Я предложил им на отдельном листочке нарисовать дом, такой, какой они только умеют.

К следующему дню я подготовил уроки уже более содержательные и относящиеся к программе. Это должны были быть первые уроки чтения, письма, счета. Я забыл о данном накануне домашнем задании.

Каково же было мое удивление, когда ребята, придя в класс и заняв свои места, прежде всего вынули рисунки, положили их перед собой и затихли в ожидании. Они ждали... Ждали, что я посмотрю их работу и, главное, оценю усилия. По лицам детей, по их торжественно натянутым, полным ожидания позам я понял, что не посмотреть рисунки, не сказать каждому несколько слов по поводу его домика нельзя.

И я, потратив на это почти половину урока и сорвав свои прекрасные планы, переходил от одного стола к другому, смотрел рисунки и каждому говорил что-нибудь хорошее и одобряющее. Ребята сидели тихо, но я ясно видел, с каким нетерпением они ожидали, пока я подойду. Некоторые из них были так натянуты, что казалось, кто-нибудь из них сейчас не выдержит и скажет: «Посмотрите же скорее у меня!» Конечно, я не ставил никаких отметок, а просто оценивал сделанное, стараясь похвалить за усердие, но указывая и на некоторые недостатки: «У тебя замечательный дом, многоэтажный. Ты хорошо его нарисовал, только вот дерево уж очень высокое. Разве есть деревья высотой в девять этажей?» или «Дом у тебя хороший, но, видимо, он уже старенький. Что-то у него окна и двери покосились!» После окончания проверки я похвалил всех ребят за то, что они все сделали урок, старались, и сказал, что и дальше надо всегда стараться выполнять все уроки, которые я буду им задавать.

Уже в первые дни пребывания детей в школе возникают по крайней мере два вопроса: об оценках работы учеников и о домашних заданиях, их значении и содержании на самых начальных этапах школьного обучения. Рассмотрим сначала второй вопрос - о домашних заданиях.

Больше ста лет тому назад К. Д. Ушинский ставил этот вопрос и решал его отрицательно. Он писал: «Задавать детям внеклассные уроки в этом возрасте положительно вредно; и только на десятом году, и то только после хороших предварительных классных заданий в прежние годы, можно допустить небольшие уроки вне класса, имея в виду, что такие уроки ожидают детей в большинстве наших учебных заведений. Припомним только себе, сколько слез и мучений стоили каждому из нас эти заданные внеклассные уроки и какую ничтожную пользу они принесли. Нет ничего легче для учащих, как отметить ногтем или карандашом страницу в книге и задать ребенку выучить ее к следующему разу. Но посмотрите, как ребенок, предоставленный слишком рано самому себе, бьется над этой мучительной страницей, как зубрит ее бестолково, удесятеряя свой труд неумением за него взяться, как пачкает и тетрадь, и руки, и лицо чернилами, какими горькими слезами обольет иную, неудающуюся букву,- и вы поймете, откуда иногда берется в детях отвращение к учению. Кроме того, помните, что вы вашим уроком не только испортили ребенку то время, когда он сидел за ним, но испортили ему целый вечер, а может быть, и целый день и что, играя, он бледнеет и вздрагивает, вспоминая залитую чернилами страницу или невыученные строки.

Итак, при первоначальном обучении дети должны исполнять все свои уроки в классе, под надзором и руководством учащих, которые сначала должны выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому» (1949, т. 6, с. 252-253).

В последние годы вопрос о домашних заданиях встал особенно остро. Иногда приготовление домашних заданий занимает у младших школьников чрезмерно много времени, а это приводит к перегрузке детей и даже отражается на их здоровье. В некоторых школах домашние задания приготовляются под руководством учителя во время пребывания детей в группах продленного дня, что увеличивает учебную нагрузку учащихся с 4 до б ч, а иногда и больше.

Такое увлечение домашними заданиями, приводящее к умственному и физическому переутомлению, отнимающее у учащихся время отдыха, свободных занятий и игр, конечно, недопустимо. Это свидетельствует о том, что некоторые учителя еще недостаточно овладели методикой работы и воспитательные функции домашних самостоятельных заданий приносят в жертву чисто учебным целям, заполняя домашние задания упражнениями, не имеющими того значения, которое они должны иметь, и приписывая им те функции, которые они выполнить не могут.

К. Д. Ушинский, несомненно, прав, утверждая, что именно приготовление домашних заданий часто приводит к отрицательному отношению к школе вообще.

Дело не только в том, что над детьми висит угроза отрицательной

Оценки выполненного ими задания, а отсюда и нервозность при его приготовлении. Ведь если задание не обеспечено всей предшествующей работой в классе и ребенок не знает достаточно точно, как его надо выполнить, то к приготовлению уроков привлекаются родители, дедушки и бабушки, которые берут на себя функции учителя, по-своему объясняя заданное, контролируя выполненное, заставляя по многу раз переделывать сделанное. Очень часто их требования и объяснения не совпадают с полученными в школе, а это приводит к конфликтам между ребятами и «домашними учителями» - родителями, старшими братьями и сестрами. Создается атмосфера эмоциональной неудовлетворенности, отрицательное отношение к приготовлению домашних заданий, которое затем переносится и на школьные занятия вообще.

Если ребенок недостаточно хорошо знает способ выполнения задания, то он может прибегнуть к нерациональному способу и, используя его, закреплять неправильный навык, а это, несомненно, скажется отрицательно даже на усвоении узкоучебного материала. Например, при решении дома арифметических примеров дети, стремясь прежде всего к получению правильного результата, прибегают к счету на пальцах. Результат-то они получают, может быть, и правильный, но способ, который они используют и который вследствие такого упражнения закрепляется, вреден. Так самостоятельные домашние задания могут принести не пользу, а вред.

В последние годы в ряде экспериментальных школ накоплен довольно большой опыт обучения в начальных классах вообще без домашних заданий. Оказалось, что материал программы может быть глубоко и прочно усвоен при использовании только классного учебного времени.

Секрет такого обучения довольно прост. Дело в том, что навыки или умения - а именно они часто составляют основную заботу учителя - могут приобретаться разными способами. В одном случае внимание преимущественно обращается на упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы, выполняя их, ребенок в конце концов пришел к установлению того правила, которое лежит в основе заданного действия. Например, дети учатся сложению чисел в пределах первого десятка. Они заучивают таблицу сложения, решают массу примеров и, наконец, приобретают навык быстрого и безошибочного решения примеров данного типа. Обычно на такое обучение тратится масса времени, а сформировавшийся навык неустойчив.

В другом случае основное внимание обращается на выяснение отношений между предметами, с которыми должно быть произведено действие (решение примеров на соотношение между слагаемыми и суммой - на то, как изменяется сумма в зависимости от увеличения или уменьшения слагаемых), и тогда на усвоение этого навыка требуется гораздо меньше времени, а сам навык становится более обобщенным и гибким. Так, обучавшийся ученик, даже забыв какой-либо случай сложения, легко его восстанавливает, применив соответствующий способ.

Еще один пример. При обучении быстрому и слитному чтению, как правило, просто заставляют детей больше читать, иногда многократно повторяя один и тот же текст. Чтение одного и того же текста несколько раз само по себе бессмысленно. Но есть и другой способ обучения слитному чтению, и его используют некоторые опытные учителя. Они много времени уделяют установлению связи в предложениях, находят в них без применения синтаксической терминологии главные слова и слова, от них зависящие; устанавливают, какие слова в предложении с какими связаны, как осуществляется эта связь, и тогда чтение значительно быстрее становится и быстрым, и осмысленным, и выразительным.

Представим себе такое идеальное положение вещей, так разработанную дидактическую и методическую систему, при которой весь программный материал может быть легко усвоен на уроках, под непосредственным руководством учителя. Отменяется ли в этом случае необходимость в самостоятельных домашних заданиях? Представляется, что нет, не отменяется.

Самостоятельные домашние задания не только имеют чисто учебное значение, как закрепляющие материал, усвоенный в классе, на уроке, но играют и большую воспитательную роль. Они важны для воспитания организованности, формирования самой учебной деятельности. Мы уже говорили о том, что самостоятельные домашние задания могут помогать в укреплении общественной позиции школьника, его нового положения в семье и среди товарищей. Они важны именно тем, что выполняются вне непосредственного контроля учителя и требуют особой внимательности. Учитель в классе может и не вмешиваться в работу каждого отдельного ученика, но уже само его присутствие делает поведение подконтрольным. Истинная организованность и произвольность поведения обнаруживаются и воспитываются в самостоятельной работе.

Поэтому небольшие домашние задания должны практиковаться уже в первые дни и недели пребывания ребенка в школе. Это особенно важно еще и потому, что в данный период дети особенно чувствительны и педантичны в отношении указаний учителя. Конечно, очень существенно, чтобы домашние задания выполнялись действительно самостоятельно, без вмешательства и помощи со стороны взрослых. Помощь взрослых должна выражаться только в организации внешних условий для работы - постоянного рабочего места и тишины во время приготовления уроков. Об этом, думается, легко договориться с родителями. Приготовление же домашних заданий с помощью взрослых теряет свою ценность.

Для того чтобы маленький школьник, только начинающий учение, еще, как правильно писал К. Д. Ушинский, не умеющий учиться, смог самостоятельно и успешно, обязательно успешно, справиться с заданием, оно должно удовлетворять некоторым требованиям.

Во-первых, следует давать небольшие по объему задания, рассчитанные на короткое время исполнения, приблизительно минут на двадцать. Во-вторых, самостоятельное выполнение необходимо тщательно подготовить в классе, подготовить настолько, чтобы была полная уверенность: ученик с ним хорошо справится самостоятельно, без помощи взрослых, получит от его выполнения удовлетворение и приобретет уверенность в своих силах.

Возникает вопрос: зачем же, если ребенок может хорошо справиться с каким-либо действием, задавать повторное его выполнение еще и на дом? Ведь узкоучебная цель уже достигнута, и можно двигаться дальше. Обычно в качестве домашних заданий даются именно такие работы, в которых дети еще не достигли совершенства. Но вот это-то, особенно в первые месяцы пребывания в школе, как раз ошибочно. Выполнение домашнего задания в первые школьные месяцы должно преследовать задачу воспитания самостоятельности, организованности, умения контролировать способ выполнения действий, действий уже освоенных. Самостоятельный контроль возможен лишь за действиями уже освоенными, а не за только еще осваиваемыми.

В-третьих, домашние задания, особенно в первое время пребывания в школе, должны по возможности выражаться в получении «материального продукта» путем выполнения строго определенных и проводимых в установленном порядке действий. Каждое действие должно быть четко детерминировано, чтобы ребенок мог производить его по строго заданным ориентирам и в определенной последовательности.

Многие опытные учителя используют в качестве таких заданий подготовительные упражнения к письму в форме рисования на бумаге в клетку всевозможных орнаментов, в которых один и тот же элемент повторяется несколько раз. В орнаментах, состоящих из прямых линий различного направления и длины, точно указаны ориентиры и порядок выполнения всех операций. Упражнения предварительно проделываются в классе под диктовку учителя: «Три клеточки вверх, две клеточки направо, три клеточки вниз и т. д.». Дети выполняют орнамент под диктовку учителя несколько раз, а затем продолжают его самостоятельно под собственную диктовку. Такая самодиктовка имеет большое значение для организации действий. Орнаменты могут постепенно усложняться. Несколько минут работы в классе неизменно приводят к формированию внимательности, а затем и самоконтроля и самоорганизации.

Возможны, конечно, и другие задания. Важно, чтобы образец был четко расчленен на отдельные операции и каждая проводилась по ясно выделенным ориентирам.

Первоклассникам на дом задается правописание букв и их элементов. Такие домашние упражнения приносят ученикам немало огорчений. Их, конечно, можно давать, но при соблюдении некоторых условий. Простого образца конечного продукта тут недостаточно,

Чтобы ученик самостоятельно получил более или менее удовлетворительный результат. Мало написать в начале каждой строки образец буквы или элемента или показать его по прописи. Это только нам кажется, что нет ничего проще, чем написать по образцу такой простой элемент, как палочка, даже без крючочка. Во-первых, палочка имеет определенный наклон и повторить его вовсе не так просто; во-вторых, палочки должны располагаться на некотором, конкретном расстоянии друг от друга. Все это делается без предварительного уяснения ориентиров и приводит в результате к большому разнообразию и часто к неправильному выполнению задания.

Нужно предварительно проанализировать образец с учениками, найти в тетради те точки, через которые должна проходить линия, научить находить эти точки самостоятельно, т. е. ввести необходимые критерии, по которым выделяются точки, ориентирующие правильное выполнение образца. Только после того как ученик научится этому, ему можно поручить самостоятельно выполнить работу с уверенностью, что она будет сделана правильно.

Таким образом, общее правило, которому надо следовать при задавании уроков на дом, особенно в первое время пребывания детей в школе,- это тщательная проработка в классе и создание условий, при которых гарантировано правильное самостоятельное выполнение задания. Конечно, каждое задание, выполненное ребенком дома или в классе, должно быть оценено. Без оценки процесса работы над заданием и его результата невозможно обучение. Ребенок должен знать, что он умеет, а чего еще не умеет и над чем ему еще необходимо поработать.

В практике школы оценка отождествляется с отметкой по пятибалльной системе. Подобное отождествление не совсем верно. Оценка предполагает указание на то, что усвоено или выполнено правильно как по способу, так и по результату и что еще не усвоено. Отметка содержит оценку, но в снятом виде. Она содержательна для учителя, но не имеет никакого содержания, кроме указания на общее качество работы, для ученика. Отметки очень глобальны, очень общи. Так, например, два ученика могут получить одну и ту же отметку за работы, выполненные совершенно по-разному. Один допустил прямые ошибки, а другой грубых ошибок не сделал, но его работа неряшлива. Возникают недоразумения. Для того чтобы понять, почему учитель поставил ту или иную отметку, ученик должен уметь сам оценивать свою работу, т. е. применить к своей работе те критерии, которыми руководствуется учитель. Таким образом, понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, что приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих.

Так как отметка есть не что иное, как свернутая, сокращенная и выраженная в символе оценка, то, прежде чем ее употреблять, надо научить ребенка ее читать. А это значит научить школьника

Самооценке через развернутую и аргументированную оценку достоинств и недостатков работы как по процессу, так и по достигнутому результату. Дети, только пришедшие в школу, еще не понимают сути отметок, они для них имеют совершенно другое значение, нежели для учителя. Поэтому на первых этапах школьного обучения правильнее применять не отметки, а оценки, т. е. развернутый разбор работы. Лишь Постепенно такие развернутые оценки могут сокращаться и превращаться в отметку.

В последние годы проводились исследования по «безотметочному» обучению. Их результаты показали, что вполне возможна такая организация обучения, при которой отметки заменяют развернутыми оценками. Это приводит к ряду положительных сдвигов в отношении формирования самой учебной деятельности, снимает излишнюю тревожность учащихся, ликвидирует погоню за хорошими отметками как самоцель, заслоняющую познавательные мотивы учения, формирует самооценку и самоконтроль, смягчает отношения внутри коллектива между учениками с различной успеваемостью.

Класс, коллектив учащихся в первые месяцы пребывания в школе, может быть приравнен к простой кооперации, при которой в помещении собраны Люди, осуществляющие одну и ту же работу без всякого разделения труда. Однако уже такая «простая кооперация» создает новое качество работы каждого входящего в ее состав. Новое качество связано с возникновением особого «духа соревнования», при котором каждый хочет показать себя с самой лучшей стороны и быть лучше Другого. Оценка и отметка становятся мощными средствами регулирования духа соревнования, и в этом заключается их огромная воспитывающая сила. При неправильном использовании отметки дух соревнования легко превращается в дух соперничества и класс распадается на группировки детей по степени их успеваемости, что весьма нежелательно. При правильном использовании оценка регулирует отношения внутри классного коллектива так, что на основе духа соревнования возникают сотрудничество и взаимопомощь, т. е. формируется коллектив в собственном смысле слова.