Именно форты должны были по замыслу создателей стать той неприступной стеной, призванной сдержать наступление армии противника на то время, пока к границе не подтянется французская армия. Располагались форты вдоль французской границы возле стратегически важных дорог или населенных пунктов на расстоянии пары десятков километров друг от друга. Пространство между ними прикрывали ДОТы, а также противотанковые и противопехотные заграждения. Форты делились на два типа: малые форты (Petit Ouvrage) и большие форты (Gros Ouvrage). Сегодня я познакомлю читателя с устройством малого форта линии Мажино на примере форта Petit Ouvrage de Rohrbach (далее просто PO Rohrbach). PO Rohrbach идеально подходит для иллюстрации устройства малого форта по причине своей прекрасной сохранности. Форт отреставрирован полностью до своего оригинального довоенного состояния и все его механизмы, узлы и орудия полностью работоспособны. На сегодняшний день форт поддерживается группой энтузиастов военной истории и ежегодно открыт для посетителей в определенные дни недели. Побродить по подземельям форта можно лишь с экскурсоводом, как практически во всех музейных фортах линии Мажино. Это, конечно, минус, но экскурсовод очень понимающе реагирует на отставание человека с фотоаппаратом от группы, так что сделать фотографии без людей в кадре никто не мешает. Вход внутрь форта осуществляется через боевой блок №2, который изображен на фото. Экскурсии проводятся на немецком и французском языках, каждая группа со своим гидом соответственно. Длительность экскурсии составляет более двух часов.
Перед тем, как перейти к описанию внутреннего устройства форта вначале традиционно немного истории. Форт Rohrbach является фортом второго поколения, его сооружение началось в 1934 году и закончилось в 1938. Для сооружения форта потребовалось 6000 кубометров бетона и 500 тонн стали. Изначально на этом месте планировалось построить большой форт, состоящий из 13 боевых блоков, но в дальнейшем в связи с кризисом и нехваткой денег эти планы были сильно сокращены и в итоге на момент завершения строительства в 1938 году, форт состоял из трех боевых блоков. В таком виде он сохранился и до настоящего времени.
Рабочие позируют на фоне строящегося второго блока.
1 сентября 1939 года Германия нападает на Польшу и 3 сентября Франция объявляет войну Германии, с этого дня проводится мобилизация и форт заполняется солдатами, которые покинут его лишь в июне 1940 года после капитуляции Франции. До 10 мая 1940 года длиться период "странной войны", во время которой обе стороны: Германия и Франция отсиживаются за своими линиями укреплений и масштабных боевых действий не ведется. После прорыва немцами линии Мажино в районе области Saar в этом регионе начинаются боевые действия, но несмотря на мощные атаки немцев при поддержке артиллерии, форт так и не удалось захватить и он так и остался непобежденным. После капитуляции Франции 25 июня 1940 года солдаты форта вынуждены были сдаться на почетных условиях по приказу Высшего французского командования. Спустя несколько дней форт PO Rohrbach был передан немцам, а его защитники отправлены в один из лагерей для военнопленных. Немецкие солдаты возле второго блока в 1940 году.
Второй блок в наше время. Отверстие с решеткой на переднем плане - воздухозаборник вентиляционной системы, железные арматуры с проволокой, натянутой между ними - антенны радиосвязи. Рядом со входом амбразура пулемета, который должен был воспрепятствовать подходу противника близко к блоку. Перед стенами блока находится так называемый диамантовый ров, главная цель которого была - принять осколки бетона от стен и крыши в случае бомбардировки форта авиацией. Таким образом избегался завал выхода из форта бетонными обломками. Мостик, перекинутый через диамантовый ров при закрытии форта убирался внутрь. Эта дверь - единственный вход в форт, если не считать штольню запасного выхода.
Немецкая армия не использовала форт ни в 1940 году, ни в борьбе с союзническими войсками в 1944-45 годах. Благодаря этому форт не пострадал и отлично сохранился практически в оригинальном состоянии. В 1951 году многие форты линии Мажино в том числе и форт Rohrbach были модернизированы и приведены в боевую готовность в связи с появлением нового потенциального врага - Варшавского блока. Но после создания французами своего ядерного оружия, оборонительные сооружения линии Мажино окончательно утеряли свою актуальность и в 1970 году форт Rohrbach был выведен из состава армии. В 1987 году активисты из местных жителей при поддержке города Rohrbach-les-Bitche принялись за восстановление форта, a в 1989 году была создана ассоциация "Fort Casso", целью которой было восстановление форта до предвоенного состояния и открытие его для общественности. Американские войска возле второго блока в 1944 году.
Это все, что касается истории форта. Теперь пару слов об устройстве форта. Все форты линии Мажино имеют одинаковую структуру и состоят из определенного количества боевых блоков (3-4 блока у малых фортов и до двух десятков блоков у самых крупных фортов оборонительной линии), соединенных между собой подземными тоннелями (потернами). Кроме того, под землей располагаются казармы для размещения личного состава, кухня, электростанция, больница, командный пункт, помещения связистов, склады для провизии, топлива и боеприпасов. По сути форт представлял собой небольшой подземный город, способный держать оборону в течении двух месяцев, оставаясь полностью автономным. Глубина залегания подземной части форта Rohrbach 25 метров. Это безопасная глубина, на которую невозможно было пробиться взрывным методом, даже если бомбить в одно и то же место. Дело в том, что самая мощная бомба того времени, когда строилась линия Мажино, оставляла воронку глубиной шесть метров. Вторая бомба, сброшенная в воронку от первой, пробивалась уже не на шесть метров, а гораздо меньше. Таким образом, пробиться на 25-метровую глубину при помощи оружия того времени было невозможно. Рисунок внизу хоть и не относится к этому форту, но дает отличное представление о том, как выглядят боевой блок форта линии Мажино и его подземная система.
Схема малого форта PO Rohrbach представлена на рисунке ниже. Как видно из схемы, форт состоит из трех боевых блоков, связанных между собой потернами, протяжностью несколько сотен метров. Форт имеет один основной вход, расположенный во втором блоке. Кроме основного имеется также аварийный выход, который находится в конце штольни, берущей свое начало возле третьего блока. Длина этой штольни может быть несколько сотен метров, а может быть и километр или даже более. Вся подземная часть форта (казармы, кухня, склады, электростанция) сконцентрирована возле второго входного блока. Всего же в форте PO Rohrbach служило 182 человека: 6 офицеров и 176 рядовых солдатов. Что ж, давайте теперь зайдем внутрь и посмотрим, как же все это выглядит на самом деле.
Место пулеметчика со встроенным в амбразуру пулеметом МАС 24/29, охраняющим вход в форт. В случае, если входная бронедверь будет взорвана и противник начнет штурм форта, первое, на что он наткнется - дуло пулемета.
В соседней комнате находится фильтро-вентиляционная установка. На фильтрах можно заметить год, когда они были установлены в форт - 1939-й.
Второй блок оборудован двумя бронекуполами: первый GFM-купол, об этом типе куполов я писал в предыдущих постах, посвященных сооружениям линии Мажино. Второй купол типа АМ (Arme Mixte). Так они выглядят снаружи (на переднем плане АМ, на заднем GFM):
Наблюдательный бронеколпак типа GFM мог оснащаться оптикой для наблюдения, при необходимости в амбразуру встраивался ручной пулемет МАС 24/29 или же 50-мм капонирный миномет. Толщина брони колпака 300 мм, вес бронеколпака GFM составляет 26 тонн.
А это шахта бронеколпака типа АM. Тут уже аппаратура выглядит повнушительней.
Бронеколпак типа АМ оснащался комбинированным оружием, состоящим из пулемета и 25-мм противотанковой пушки. Это самый внушительный тип бронеколпаков, применяемых на объектах линии Мажино. Вес бронеколпака достигал до 50 тонн.
Комбинированное оружие из этого бронеколпака экспонируется для наглядности рядом.
За очередной бронедверью находится шахта лифта и огибающая ее спиралью лестница вниз. Лифтом имели право пользоваться лишь офицеры или прочие высокопоставленные посетители форта, солдаты ходили пешком. Помимо офицеров на лифте транспортировали продукты и боеприпасы на нижний уровень. Это единственный лифт форта. Кабина лифта вмещала восьмерых человек или тонну груза и была снабжена стопором, в случае разрыва несущего троса.
Спускаемся под землю по лестнице, огибающей огражденную решеткой шахту лифта. Под землю ведут 145 ступеней.
Подземный уровень форта PO Rohrbach залегает на глубине 25 метров в известняковом грунте - это примерно, как высота девятиэтажного дома.
Многочисленные коммуникации между подземной частью форта и поверхностью.
Вот мы и достигли глубины 25 метров, с этого места и начинается мое знакомство с увлекательным подземным миром.
Сразу напротив лифта находится маленькая кладовая с различной хозяйственной мелочевкой. Это помещение служило в качестве промежуточного склада, куда можно было быстро разгрузить лифт и отправить его за новой партией груза. Во время военных действий помещение выполняло также роль морга. Но за всю историю форта тут погиб всего один солдат, патрулирующий территорию вокруг форта и наткнувшийся на немецкий разведотряд.
Чтобы получить кадры без людей, я шел в самом конце экскурсии, поэтому часть фотографий получилась с оглядкой назад. За дверью на фото находится подъемный механизм лифта.
Вернемся еще раз к схеме форта. Красным овалом я обвел ту часть форта, которую я покажу в этом посте. Сразу же рядом с лестницей и лифтом находится кухня, напротив нее энергетический центр, включающий в себя трансформаторы для преобразование высоковольтного тока, получаемого извне по силовому кабелю, а также автономную электростанцию, состоящую из двух дизель-генераторов. Далее идут казармы солдат и комнаты офицеров, лазарет, командный центр и складская часть форта, в которой расположен небольшой музей с различным оружием и техникой форта. На схеме виден также аппендикс незаконченной потерны, которая должна была вести в еще один боевой блок, но в связи с урезанием финансирования этот блок так и не был построен, а потерна была забутована еще до войны. А теперь осмотрим всю подземную часть форта в перечисленной последовательности. Ближайшее помещение к лифтовой шахте - кухня. Там, где на фотографии видны люди - это выход, откуда мы начали подземную прогулку. То есть фото сделано спиной к потерне, ведущей дальше внутрь форта.
Жить месяцами в замкнутом пространстве бункера психологически очень непросто. Поэтому для сохранения боевого духа и бодрости личного состава питанию солдат отводилась особенная роль. В бункерах линии Мажино кормили намного лучше, чем на поверхности. В бункера привлекались лучшие повара и кухня была оборудована по последнему слову техники того времени. Многое из кухонного оборудования, установленного в фортах линии Мажино, появилось в обычных квартирах лишь спустя десятилетия.
Полностью все оборудование на кухне, включая печи, было электрическим. Большой серебристый ящик в правой части фотографии - кофеварка.
А этот удивительный девайс чистил картошку. Таким образом, солдаты освобождались от наряда по чистке картошки. Все в этом форте было призвано максимально облегчить жизнь под землей.
Такой вот кухонный хайтек середины 30-х.
За кухней находятся несколько каморок, в одной из них - крюки для мясных тушек.
В другой - аппаратура, предназначение которой установить не удалось. Возможно какая-то холодильная установка.
Окошко для выдачи солдатам еды.
Характерной особенностью фортов линии Мажино было отсутствие столовых. Каждый солдат получал свою еду и ел ее либо на своей кровати, либо за такими вот столиками, выставленными прямо в потернах форта. На фото внизу столики расположены прямо рядом с кухней.
А это потерна, уходящая к двум другим боевым блокам. Тут мы тоже видим столики с лавочками вдоль подземного хода.
Сразу напротив кухни находится электростанция с резервными дизель-генераторами. Заглянем туда.
Тут повсюду стильный дизель-панк. Дверь в центре кадра ведет в комнату с огромными топливными резервуарами.
На случай повреждения силового кабеля, питающего форт, в одном из помещений была сооружена локальная электростанция, состоящая из двух двигателей фирмы SMIM (Paris).
Оба двигателя четырехцилиндровые, развивающие мощность 100 л.с. на 600 об/мин. Благодаря работе на низких оборотах двигатели были очень надежны.
Щиток электроприборов.
В этом углу электростанции под полом находится скважина, глубиною 250 метров, из которой весь форт снабжается водой при помощи расположенного под полом электронасоса. На фото справа видна часть насосного оборудования для транспортировки воды из скважины в резервуары форта.
Так выглядит все помещение электростанции.
Двигатели весьма впечатляют своим внешним видом и размерами.
В углу зала электростанции находится небольшая мастерская, в которой было все необходимое для починки легких неисправностей в работе техники.
Инструмент.
Мастерская.
Каждый из двигателей был соединен с генератором переменного электрического тока. Огромные двигатели запускались при помощи сжатого воздуха, который подавался в два из четырех цилиндров для того, чтобы привести в движение карданный вал с огромным и тяжелым маховиком. После разгона двигателя, включался стационарный режим работы с впрыском топлива. Резервуары со сжатым воздухом, необходимым для запуска дизелей, видны на фотографии слева.
На выходе расположен еще один одноцилиндровый двигатель с небольшим генератором, возможно резервный. Осмотр электростанции окончен и мы возвращаемся в основную потерну.
Следующее за электростанцией помещение - трансформаторная. Заглянем и туда.
Как я уже упоминал, питание форта осуществлялось через силовой кабель извне. В трансформаторной ток, полученный снаружи, преобразовывался в 110 вольт внутренней сети форта. Так выглядят трансформаторы и сопутствующее электрооборудование. Все это работает до сих пор.
За трансформаторной находится помещение с огромными резервуарами. В них содержится вода для охлаждения оборудования электростанции.
Сфотографировать их очень трудно, так как они занимают большую часть объема комнаты. В сети нашел отличный план осмотренной нами части форта. Тут все очень наглядно показано. А мы идем дальше в казарменную часть форта.
За концом технической зоны потерна делает небольшой изгиб, его же видно на картинке сверху.
Бронедвери в левой части фотографии ведут к казарменной части форта, потерна в правой части форта - к двум другим боевым блокам.
Масштабы подземных лабиринтов весьма впечатляют.
Санузел. Все освещение форта было продублировано обычными свечами или газовыми лампами на случай выхода из строя электричества. Слева на фотографии можно заметить свечу. Закрытая дверь на фотографии - туалет для офицеров и командования, туалеты с полуоткрытыми дверьми - для простых солдат.
Нечистоты собирались в специальные резервуары с химическими растворителями - прообразы современных биотуалетов. Баки располагались под туалетами, классической канализации в форте не было.
По соседству с туалетами располагается небольшая комната с умывальниками.
Рядом душевые комнаты. Из трех душевых кабинок, одна предназначалась для дезинфекции пострадавших от ядовитых газов, две другие были обычными душевыми. Каждый солдат имел право помыться в душе раз в неделю.
Фильтро-вентиляционная установка, предназначенная для обеззараживания пострадавших от газовой атаки.
В двадцати метров от душевых и санузла находятся непосредственно сами казармы.
Одна из двух комнат с железными кроватями на десять мест была предназначена для профессиональных работников форта: механиков, санитаров, поваров, электротехников.

Простые же солдаты спали в гамаках, которые вешались в два уровня. Эта комната вмещала 26 гамаков. Особенностью такой комнаты было то, что металлические конструкции были легко разборными, что позволяло за очень короткое время превратить комнату в праздничную залу. В 1939 году солдаты форта праздновали тут рождество с песнями, весельем и вином.
Рядом еще одна комната с гамаками, но уже поменьше.
Двухместная комната унтер-офицеров.
Комната команданта форта, единственная одноместная комната в форте.
Комната, в которой жили лейтенанты.
В форте также была небольшая санчасть, состоящая из перевязочной...
...и палаты для двух больных.
На этом осмотр казарм окончен, перемещаемся в следующую локацию, расположенную по соседству с казармами - командный центр, откуда осуществлялось управление фортом.
Командный центр расположен за очередным поворотом (на фото слева).
Главный зал командного центра. Обратите внимание на батарею отопления. Отопление форта осуществлялось калориферами, которые подавали теплый воздух во все помещения форта. Установка центрального водяного отопления была в процессе монтажа но работы были прерваны началом войны. Поэтому в разных помещениях форта можно встретить радиаторы отопления, которые никогда не работали.
В командный центр поступала информация о ситуации снаружи и внутри форта. Тут же проводился анализ ситуации и отсюда отдавались приказы различным боевым блокам и осуществлялась связь с соседними фортами.
Главными источниками информации были пять наблюдательных бронеколпаков форта, информация с которых по телефону докладывалась в командный центр. Также благодаря телефонной связи с соседними фортами командование форта было хорошо проинформировано о ситуации в десятках километров вокруг.
Обращение генерала де Голя к французской нации.
Телефонные кабели между фортами были проложены на глубине трех метров в окрестностях форта и на глубине двух метров в полях. Помимо прямой телефонной связи между фортами, каждый из фортов был соединен в единую телефонную сеть, проложенную в километре от потенциальной лини фронта. На случай выхода из строя телефонной линии, был резервный вариант коммуникации между фортами посредством сигнальных ракет.
Телефонная станция. Ближе всего к командному центру в форте были поселены офицеры и телефонисты. Таким образом, при объявлении тревоги командный центр начинал функционировать практически незамедлительно. Телефонисты записывали всю получаемую извне информацию в специальные документы, которые тут же изучались офицерами, анализировались карты местности и принимались решения о стрельбах, которые отсюда передавались в боевые казематы форта. Минусом фортов линии Мажино было то, что они слепли с наступлением ночи или при сильном тумане. Ведь наводка всех орудий была в то время исключительно визуальной.
На этом мы покидаем командный центр и перемещаемся в последнюю подземную локацию форта - склад.
На территории склада, дабы заполнить пустые складские помещения, организован небольшой музей с неплохой коллекцией различной техники, применяемой в фортах линии Мажино, начиная от вооружений и заканчивая перископами наблюдательных бронекуполов и различными электрическими приборами.
Машинный телеграф, аналогичный корабельному. При помощи этих устройств из командного центра форта посылались команды в боевые блоки и обратно приходило подтверждение об их выполнении.

Спаренная капонирная пулеметная установка, которые обычно устанавливали в амбразуры боевых блоков форта. При необходимости эта пулеметная установка убиралась в сторону и на ее место становилась 47-мм противотанковая пушка.
А это установка с комбинированным оружием, которая размещалась внутри бронекупола типа АМ о котором было выше (фото 10, 12, 13). Комбинированное оружие являло собою два оружия в одном: пулемет и 25-мм противотанковая пушка. Бронеколпак типа АМ оснащался системой отвода пороховых газов и вентиляции, системой подачи в колпак боеприпасов и воды для охлаждения оружия.
Несмотря на то, что сам бронекупол был не поворачиваемым, при помощи поддерживающих кронштейнов тяжелое орудие можно было быстро переустановить в одну из двух амбразур бронеколпака. Все регулировки и настройки орудия осуществлялись вращением рукояток, что очень упрощало его эксплуатацию.
По дороге к первому боевому блоку, встречается такой вот аппендикс забутованной потерны (см. карту в начале поста). Во время постройки форта планировалось гораздо большее число боевых блоков, но после сокращения финансирования строительство пришлось ограничить тремя блоками. К тому времени уже успели пройти потерну к предполагаемому четвертому блоку, которую вскоре забутовали. Как далеко уходит забутованная потерна - до сих пор неизвестно. Работниками музейного форта тут был сооружен памятник Андре Мажино - военному министру Франции, который был инициатором строительства линии вооруженных укреплений на границе с Германией.
Еще одно небольшое помещение рядом с забутованной потерной. Изначально это помещение было вертикальным стволом, через который шла выемка грунта при проходке подземных тоннелей. Когда строительные работы были завершены, ствол сверху засыпали, и таким образом в форте образовалась еще одна дополнительная комната. Недолго думая, тут сделали еще одно казарменное помещение для солдат.

МАЖИНО ЛИНИЯ - сис-те-ма французских дол-го-вре-мен-ных ук-ре-п-ле-ний и за-гра-ж-де-ний на гра-ни-це с Гер-ма-ни-ей, Люк-сем-бур-гом и час-тич-но с Бель-ги-ей.

Воз-во-ди-лась с 1926 года (по другим данным, с 1928 года) по пред-ло-же-нию Ко-мис-сии по при-гра-нич-ным ук-ре-п-ле-ни-ям под руководством во-енного министра Фран-ции (вна-ча-ле П. Пен-ле-ве, а с 1929 года А. Ма-жи-но, в честь ко-то-ро-го на-зва-на). Во-шла в строй в 1936 году, до 1940 года со-вер-шен-ст-во-ва-лась.

Главная по-ло-са обо-ро-ны, про-хо-див-шая от Лон-гюй-о-на до Бель-фо-ра, име-ла про-тя-жён-ность по фрон-ту около 400 км и глу-би-ну 10-22 км (вклю-чая по-ло-су обес-пе-че-ния глу-би-ной 4-14 км). «Мажино линия» со-стоя-ла из 3 ук-ре-п-лён-ных рай-онов: Мец-ко-го (Ло-та-ринг-ско-го), Лау-тер-ско-го (Эль-зас-ско-го) и Бель-фор-ско-го, а так-же 2 ук-ре-п-лён-ных сек-то-ров с сис-те-ма-ми за-то-п-ле-ния ме-ст-но-сти. Обо-ро-нительная по-ло-са от Страс-бу-ра до Бель-фо-ра опи-ра-лась на ес-тественные пре-пят-ст-вия (река Рейн и ка-нал Ро-на - Рейн) и не име-ла мощ-ных ук-ре-п-ле-ний. Строи-тель-ст-во обо-ро-нительных со-ору-же-ний по гра-ни-це с Бель-ги-ей к се-ве-ро-за-па-ду от «Мажино линии» на-ча-лось толь-ко в 1936 году и к началу 2-й ми-ро-вой вой-ны, в 1939-1941 годах, за-кон-че-но не бы-ло.

Все-го по-строи-ли около 5,6 тысячи дол-го-вре-мен-ных ог-не-вых со-ору-же-ний (в том числе 520 артиллерийских и 3,2 тысяч пу-ле-мёт-ных). На наи-более опас-ных на-прав-ле-ни-ях бы-ли соз-да-ны 22 круп-ные груп-пы (ан-самб-ля) дол-го-вре-мен-ных обо-ро-нительных со-ору-же-ний. Они со-еди-ня-лись ме-ж-ду со-бой под-зем-ны-ми га-ле-рея-ми и име-ли уби-раю-щие-ся внутрь ору-дий-ные баш-ни со 135-мм пуш-ка-ми, а так-же артиллерийские и пу-ле-мёт-ные ка-зе-ма-ты, по-ме-ще-ния для лич-но-го со-ста-ва, скла-ды с 3-ме-сяч-ным за-па-сом про-до-воль-ст-вия и бо-е-при-па-сов, ус-та-нов-ки для фильт-ра-ции воз-ду-ха, ав-то-ном-ные элек-тро-стан-ции, во-до-про-вод, ка-на-ли-за-цию и прочее. Бе-тон-ное пе-ре-кры-тие (до 3 м) вы-дер-жи-ва-ло пря-мое по-па-да-ние двух 420-мм сна-ря-дов.

Гар-ни-зон наи-бо-лее круп-ных со-ору-же-ний на-счи-ты-вал до 1,2 тысяч человек. Для об-слу-жи-ва-ния «Мажино линии» бы-ли соз-да-ны специальные кре-по-ст-ные вой-ска (к маю 1940 года - 224 тысяч человек). В начале 2-й ми-ро-вой вой-ны на «Мажино линии» на-хо-ди-лись 2 груп-пы ар-мий (50 ди-ви-зий).

Не-до-стат-ки «Мажино линии» вы-яви-лись ещё до на-ча-ла вой-ны. Ли-ния име-ла не-дос-та-точ-ную глу-би-ну, сла-бую про-ти-во-тан-ко-вую и про-ти-во-воз-душ-ную обо-ро-ну, не бы-ла под-го-тов-ле-на для про-ве-де-ния в её пре-де-лах ма-нёв-ра по-ле-вы-ми вой-ска-ми.

В мае - ию-не 1940 года германские вой-ска обош-ли «Мажино линию» с се-ве-ра че-рез Ар-ден-ны и вы-шли в тыл французской ар-мии, что пред-ре-ши-ло ис-ход всей Фран-цуз-ской кам-па-нии 1940 года. На-сту-п-ле-ние германской груп-пы ар-мий «Ц», пред-при-ня-тое на «Мажино линию» с фрон-та в по-ло-се ме-ж-ду Сент-Аволь-дом и Са-ар-брюк-ке-ном, ус-пе-ха не име-ло. Лишь по-сле от-хо-да по-ле-вых войск от «Мажино линии» нем-цам уда-лось пре-одо-леть по-ло-су на уз-ком уча-ст-ке. Многие гар-ни-зо-ны дол-го-вре-мен-ных обо-ро-нительных со-ору-же-ний про-дол-жа-ли со-про-тив-ле-ние и сло-жи-ли ору-жие лишь по-сле ка-пи-ту-ля-ции Фран-ции.

В по-сле-во-ен-ный пе-ри-од боль-шин-ст-во со-ору-же-ний «Мажино линия» бы-ло пе-ре-да-но под скла-ды во-енного иму-ще-ст-ва и для других це-лей.

Одна из самых известных линий оборонительных укреплений – это «линия Мажино», защищавшая западную границу Франции. Многие считают, что французы сделали стратегический просчёт, не прикрыв северный участок границы, через который гитлеровцы и пробились. Но, ошибки не было, задачей «линии Мажино» было заставить немцев повторить наступление 1914 года (по плану Шлиффена), то есть через Север –Бельгию, Люксембург, Нидерланды. Это давало французам и англичанам выигрыш во времени, позволяло навязать вермахту сражение в Бельгии.


К тому же «линия Мажино» была и на северной границе, не такая мощная, как на границе с Германией, но была, немцы её прорвали в Арденнах.

Справка: «Линия Мажино» - система это система укреплений французской границы на восточной границе, с Германией. Названа в честь военного министра Франции Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. Построена с 1929 по 1934 гг., до 1940 года шло её совершенствование.

Прорыв «линии Мажино»

17 мая 1940 года 2-ва 210-мм орудия открыли огонь по укреплению Ла-Фер (Ла-Ферте), 18-го гарнизоны двух казематов отступили. 19-го захвачено всё укрепление, немецкие штурмовые группы начали захватывать одно укрепление за другим. С 20-по 23 мая немцы ликвидировали 4-ре укрепления.

После этого, вермахт провел операции «Тигр» и «Медведь» - 14 июня вермахт прорвался через Саарский укрепрайон, и к 21-му вышли в тыл укрепрайона Мец. В укрепрайоне Лаутер вермахт прорвался между Битшем и Лембаком.

Кроме того, 15 июня немцы приступили к форсированию Рейна. Рейнские укрепления пытались было дать отпор наступающим, но старые слабые капониры оказались неспособны устоять перед огнем 88-мм зениток. Войска вермахта захватили первую линию укреплений и вышли на вторую. Полевые части французов получили приказ отходить. Рейнские укрепления пали.

Методы

Широко использовали тяжёлую артиллерию, 420-мм, 280-мм осадные мортиры, 355-мм, 305 мм, 210 мм орудия, даже 88-мм зенитки успешно использовали.

Удары штурмовой авиации, пикирующих бомбардировщиков.

Штурмовые группы, специальные саперные подразделения.

Внезапность и фантазия, так например: 10 мая 1940 года немецкая десантно-штурмовая группа, на 40 планерах приземлилась на крышу форта Эбен Эмаэль (в Бельгии) и заставила гарнизон капитулировать, подорвав кумулятивные заряды на куполах и башнях форта.

По той же методике были взломаны укрепления т. н. «линии Сталина» летом 1941 года. Да и «Линию Маннергейма» Красная Армия в Финляндии взломала.
Механизм армии 20 века без особых проблем перемолол бетонные укрепления. Форты, крепости, казематы, доты не были препятствием для современных армий. Атака побеждала оборону.

"Внутри цитадели статической (статичной?) войны.
Один из бастионов могучей Линии Мажино"
Из публикаций в английской (американской?) прессе за декабрь 1939 года.

В-принципе, английские подписи не должны смущать людей, знакомых с военным делом, но не владеющих английским языком - все очевидно.

Из Википедии:

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot ) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона . Была построена в 1929 —1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино.

В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:


  • Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу оборонных мероприятий.

  • Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в 1919 ) и их промышленный потенциал.

  • Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.

  • Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена к линии.

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.

Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землей находились склады боеприпасов и снаряжения, снабженные лифтами. Еще дальше размещались позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была также модернизирована старая оборонительная линия , состоящая из фортов Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км.

Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут и вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая Странная война). В 1940 году германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.

14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С» генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведён в генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали её. Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое количество сооружений не были приспособленыдля круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнемётами.

Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии, построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а произошло в результате многочисленных стратегических просчётов правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной линии.

После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса».

С начала 1930-х годов никто не сомневался, что немцам придётся взламывать французские полосы обороны.

Андре Мажино, чьё имя осталось в истории, вовсе не был профи по строительству крепостей. Он дослужился в армии всего лишь до сержанта. Тем не менее, месье Мажино оказался ушлым политиком, способным грамотно выбивать из парламентариев звонкие монетки.

Если социалисты утратили волю сразу после заклинания «рабочие места», то остальным маэстро разложил пасьянс с гениальной идеей. Казематы с пушками и пулемётами устаревают медленнее самолётов и танков.

Лучше сейчас, в начале 1930-х, потратить деньги на укрепления. А когда танго с немцами перестанет быть томным, денежный ручеёк можно легко перенаправить лётчикам и танкистам.

Строительство укреплений линии Мажино

Факта строительства никто не скрывал. В ответ в Третьем рейхе ни шатко ни валко началась работа над чудо-пушками. Их единственным предназначением стало разбить линию обороны имени ушлого француза.

К маю 1940 года ни 600-мм мортира «Карл», ни 800-мм «Дора» до стадии боеспособных образцов ещё не дошли. В строю была всего одна новинка - 355-мм гаубица М1 от «Рейнметалл-Борзиг». В запасе у вермахта имелись, конечно, в товарных количествах «окаменелости» чешского производства калибром 305 и 420 мм. Но энтузиазма их реальные возможности не внушали даже при кайзере.

Главная проблема — попасть

При стрельбе навесом, когда ствол орудия задран наверх, вести огонь очень непросто. Ветер, ошибки в определении дистанции, мельчайшие отклонения в весе и температуре порохового заряда становились неизбежным злом для артиллеристов. Они уводили снаряд в сторону от цели, которую приходилось накрывать массой выстрелов. На поражение компактного дота уходили порой сотни тяжёлых снарядов.

То же самое с самолётами. Бомбардировщики Ю-87 почти отвесно пикировали на оборонительные сооружения и бросали бомбы. Но чаще всего никуда не попадали. Одним словом, немецкие штурмовые группы ничего хорошего не ждало.

Позвонить в колокольчик

С надутыми индюками в высоких чинах дела обстояли хорошо по обе стороны границы. Плотность постройки «линии Мажино» была неравномерной. Менее опасный участок в Арденнах строили позже и послабее. А на Маасе солдат в окопе командиры превратили в стройбат для доделки укреплений.


Немцы, напротив, месяцами учились наступать. В итоге в мае 40-го бомберы Ю-87 в доты Седана не попали, но здорово подорвали дух строителей с винтовками воем сирен и разрывами бомб по полтонны весом.

Штурмовые группы взяли французов тёпленькими. Однако повезло не всем атаковавшим. Требовалось расширить прорыв и сокрушить полноценные узлы обороны на флангах.

Решение нашли не наверху, в штабах, а на поле боя

Чтобы наблюдать за врагами, в сооружениях линии Мажино ставили специальные бронеколпаки. За характерную форму французы называли их «колоколами» (cloche).

Отливали «колокольчики» из броневой стали, с толщиной стенок около 300 мм.

Броня на зависть любому танку Второй мировой.

Некоторые колпаки вооружались пулемётами и вполне могли счистить штурмовую группу со «спины» дота.

Индюки в верхах не дали немецкой пехоте в руки эффективных тяжёлых орудий. Но штурмующие части получали зенитки калибра 88 мм («ахт-комма-ахт», как их называли немцы.). Броню в 300 мм они формально не пробивали. Но солдаты подумали: «А если выстрелить много раз в одну точку? Цель неподвижная, снарядов завались, затвор полуавтомат - знай закидывай…».


Эффект оказался поразительным. С дистанции в километр зенитки всаживали в колпаки снаряд за снарядом - и таки проламывали броню. Дот становился слепым. Его уже можно было уверенно «тыкать в ухо шомполом» силами штурмовой группы.

Ещё бодрее пошло дело у немецких зенитчиков в расстреле укреплений на берегу Рейна, в южном секторе линии Мажино. Методом «капля долбит камень не силой, но частотой падения», «ахт-комма-ахт» пробивали не только бронеколпаки, но и пару метров бетона, оставляя только хитросплетения арматуры. Неудивительно, что зенитки тащили через Рейн сразу за пехотой: выносить следующую линию бетонных коробок.

Всегда ли у немцев получалось? Разумеется, нет

В Эльзасе 246-я пехотная дивизия поставила зенитки в трёх километрах от передовой. Бронеколпаки штурмовики увидели не все. И оживший «колокольчик» с пулемётами превратил атаку 20 июня 1940 года в кровавую неудачу. Наступающие потеряли десятки солдат убитыми и сотни ранеными.

В другом случае гарнизон французского дота красной ракетой вызвал подмогу артогнём из тыла.

Вопли о помощи свои проигнорировали, зато отозвались враги. По капризу судьбы немцы тоже договорились вызывать огонь красной ракетой.

Расчёты германских гаубиц с энтузиазмом накидали на укрепления снарядов, поубивав и покалечив свои штурмовые группы.

Убийцей линии Мажино стали не опоздавшие суперпушки, не пикировщики и даже не танки. Им стали 88-мм зенитки, поставленные на прямую наводку. Их эффективность оказалась выше всех ожиданий.


Немецкие и японские офицеры осматривают захваченные укрепления

Это заставляет задуматься: а могла ли Красная армия устроить взбучку финнам на линии Маннергейма русскими 85-мм зенитками? Во-первых, в 1939 году выпустили всего 20 таких пушек. Во-вторых, орудия - это полдела. А дело будет, если к ним приложить выучку штурмовых действий пехоты. Здесь без опыта никуда.

Франция пала летом 40-го года. И причиной этому стал не прорыв линии обороны имени ушлого сержанта, а стратегические просчёты правительства Республики. Французы не смогли использовать все преимущества столь мощной системы укреплений. Самой совершенной в истории.