К 1831 году относится намерение Лермонтова писать «записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеалы...».

Возвратившись из кавказской ссылки, Лермонтов обратился к прежнему замыслу. Но, в отличие от первых опытов, новый материал - кавказский - стал неотъемлемым, органическим элементом создаваемой поэмы. Действие её развивается в Грузии. Герой - молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (по свидетельству родственников поэта, он подразумевал при этом генерала А.П. Ермолова).

На обложке чернового автографа рукою Лермонтова написано: «1839 года Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова».

В черновом автографе поэма носила название «Бэри». К этому названию Лермонтов сделал сноску: «Бэри, по-грузински: монах». Но герой поэмы не монах - его только готовят в монахи. Слову «послушник» в грузинском языке соответствует слово «мцыри». Под этим заглавием произведение и было напечатано в сборнике 1840 года.

В окончательной редакции поэма заключает в себе двадцать шесть глав. Кроме двух вступительных, они представляют собою исповедь главного героя.

В качестве эпиграфа Лермонтов выбрал библейское изречение, которое означает: «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю». Этот эпиграф подчёркивает вольнолюбие Мцыри.

В первой строфе Лермонтов описал древний мцхетский собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей - Ираклия II и Георгия XII, при котором состоялось присоединение Грузии к Русскому царству.

Сцена битвы с барсом подсказана Лермонтову распространённой в Грузии старинной народной песней о тигре и юноше. В главе 10-й имеется отголосок грузинской легенды о богатыре Амирани, поверженном с небес и провалившемся в подземную бездну.

В мае 1840 года Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» -бой с барсом - на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно», - передавал СТ. Аксаков со слов гостей, присутствовавших в тот день на именинном обеде.

По И.Л. Андроникову

В творчестве русского поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова поэма как жанр, а также тема Кавказа всегда занимали особое место. «Мцыри» - это произведение, написанное уже в зрелом возрасте и воплотившее в себе лучший опыт автора-романтика, не раз воспевавшего величественную природу гор и создававшего образ неукротимого и свободолюбивого героя.

Непростая история создания поэмы «Мцыри» Лермонтова всегда вызывала интерес у читателей. Тем более что ее сюжет помогает понять идеалы и нравственные убеждения самого автора. В какой-то мере можно считать исповедь героя способом выражения помыслов и надежд, томивших поэта в сложное для России время.

Как возник замысел поэмы «Мцыри»

История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он оставил запись, в которой отмечал, что хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Сам Лермонтов писал, что самым трудным для него в тот момент стал выбор идеалов. Пока они были непонятны в полной мере страстной натуре автора, произведение не удавалось. Все, что получалось написать (это поэмы 30-х годов «Исповедь» и «Боярин Орша»), являлось не тем, о чем мечтал молодой человек.

История создания поэмы «Мцыри» Лермонтова: хронология

Герой-послушник имел родственные образы в более ранних произведениях поэта. В 1830 году была написана поэма «Исповедь». Ее основу составлял монолог молодого испанца-отшельника, попавшего в монастырь-тюрьму. Герой, приговоренный к смерти, ничуть не жалеет о своей участи. Напротив, он бунтует против жестоких законов и проявляет готовность к борьбе за человеческую любовь. О своих нереализованных мечтах и стремлениях он поведал старому монаху - в этом уже угадывается сюжетная основа «Мцыри».

Чуть позже история создания рассказа «Мцыри» получает свое развитие. В середине 30-х годов Лермонтов пишет другую поэму - «Боярин Орша». Действие в ней происходит в страшные годы правления Ивана Грозного. История жизни главного героя Арсения напрямую перекликается с судьбой испанца, а некоторые строки их пламенных речей практически полностью повторяются. В новой поэме сюжет становится более сложным и включает историю несчатной любви простого холопа и дочери знатного боярина. Позже основные идеи этих произведений (кстати, Лермонтов их так и не опубликовал) найдут воплощение в рассказе о Мцыри, что позволяет говорить об их прямой взаимосвязи.

Таким образом, прошли годы, прежде чем юношеская идея М.Ю. Лермонтова нашла воплощение в сюжете известной романтической поэмы. Так история создания произведения «Мцыри» охватила несколько лет работы автора.

Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Очередным толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту «заточения», проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Лермонтов, по свидетельству П. Висковатова, после состоявшейся беседы вспомнил о своей давней мечте.

Бэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал грустную историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом (по версии Лермонтова - Ермоловым) в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Так судьба старого бэри и история создания поэмы «Мцыри» превратились в одно целое.

Работа над произведением

Вернувшись с Кавказа, поэт вернулся к своему давнему замыслу и органически объединил его с услышанным рассказом. Дикая и прекрасная кавказская природа, а точнее окрестности монастыря Джавари, расположенного рядом с местом слияния двух могучих и Арагвы, более всего подходила в качестве фона (особенность романтических поэм) для разворачивавшихся событий. Вспомнились и грузинские фольклорные произведения (например, легенда о диком барсе), услышанные Лермонтовым в предыдущие поездки на Кавказ. Они-то и повлияли существенным образом на характер Мцыри. История создания поэмы, таким образом, все больше привязывалась к хорошо знакомым особенностям жизни на Кавказе и личным впечатлениям, оставшимся от многократных посещений этих мест. В результате довольно скоро родился текст романтической поэмы: на ее рукописи сохранилась пометка автора, указывавшая на день завершения работы: 5 августа 1839 года. А на следующий год произведение было напечатано в сборнике со стихотворениями поэта.

Выход в свет

История создания поэмы «Мцыри» включает и рассказ С. Аксакова о том, как в мае 1840 года поэт лично читал главу «Бой с барсом» на именинах писателя Н.В. Гоголя. Писатель сам не присутствовал на вечере, но общался с бывшими там гостями. По его словам, новое «детище» Лермонтова было встречено с восторгом и вызвало живой отклик.

Другие воспоминания о знакомстве с поэмой оставил Он писал, что в 1839 году посетил Царское Село, где в тот момент находился поэт. В один из вечеров он навестил Лермонтова, который пребывал в возбужденном состоянии и прочитал ему от начала до конца новую «великолепную» поэму под названием «Мцыри».

Формирование сюжетной основы

Обработка услышанного рассказа и соотнесение его с идейным замыслом произведения - это тоже история создания «Мцыри». Лермонтов не сразу придумал такое название. В черновом варианте поэма именовалась «Бэри». По мере работы и воплощения творческого замысла заголовок произведения изменился. Слово «бэри» в переводе на русский язык означает «монах». Но герой Лермонтова еще не прошел обряд пострига, поэтому для его названия больше подходило «мцыри». Кроме того, в грузинском языке это слово имело еще одно значение - чужеземец, человек одинокий, без родни и друзей. Это в полной мере характеризует главного героя поэмы.

Зов страстной души

Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному - это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри.

История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника - образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе.

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

Идейный замысел «Мцыри», история создания поэмы свидетельствуют о бунтарском духе самого поэта, задыхавшегося в атмосфере бездушия, царившего в России в 30-е годы 19 века. Это его мечта об «исполинской натуре», стремящейся к борьбе и готовой идти в своем стремлении до конца.

Лермонтов - знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, художник. Он с раннего детства отличался богатым воображением, которое еще в юном возрасте стало его спасением - будущий поэт страдал золотухой. В собственных грезах он находил пристанище от физической боли, которая преследовала его. Со временем маленький Миша начал писать стихи. И хотя по желанию бабушки Михаил Юрьевич строил карьеру военного, в душе он оставался романтичной, страстной натурой, настоящим поэтом.

Лермонтов в своем творчестве сочетал личные, гражданские и философские мотивы. Его поздние произведения отличает мудрость, которая приходит лишь с годами и опытом. Одну из его лучших поэм - "Мцыри", написанную за несколько лет до смерти поэта, мы и рассмотрим.

О "Мцыри"

Поэма была опубликована в 1840 году, в сборнике "Стихотворения М. Ю. Лермонтова". А в 1842 Лермонтов был убит. Это одно из последних творений поэта, жемчужина его творчества. История создания поэмы "Мцыри" также очень интересна. Ее мы рассмотрим ниже.

Назвать поэму "Мцыри" Лермонтов решил не сразу. Изначально он планировал дать своему герою имя Бэри, что означает на грузинском "монах", но позже изменил свое намерение. Он хотел наделить юношу жаждой жизни и любви, поэтому назвал его "послушником" - Мцыри. Однако это слово имеет и другое значение. Мцыри называют человека, оторванного от дома и выросшего в чужом краю.

Эпиграф к поэме изначально гласил On n’a qu’une seule patrie, что означает "Каждый имеет только одно отечество". Однако позже Лермонтов изменил его на цитату из Ветхого Завета: "Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю".

Лермонтов также из соображений цензуры убрал из поэмы отрывок, где Мцыри упрекает Бога за то, что дал ему вместо дома тюрьму.

Перед тем как рассмотреть краткую историю создания поэмы "Мцыри", обсудим ее краткое содержание.

"Я мало жил - и жил в плену"

В месте слияния рек Арагвы и Куры издавна стоял монастырь. Молодой послушник монастыря Мцыри был захвачен в плен генералом Ермоловым после битвы с горцами. Ребенок заболел в пути, и генералу пришлось оставить его среди монахов.

Мальчик рос нелюдимым. Он тосковал по родине, мечтал увидеть близких. Даже отеческая любовь одного из монахов не приносит мальчику облегчения. Он сбегает незадолго до пострига, желая вернуться домой.

Через три дня юношу находят в бесчувственном состоянии в степи и приносят в монастырь. Он исповедуется старому монаху, который все детство опекал его. Мцыри говорит, и монолог его наполнен болью. Нет, он не жалеет, что пытался отыскать родину. Он жалеет лишь о том, что вырос вдали от дома, в "монастырской тюрьме". Эти три дня, которые он скитался по дикой местности, оказались самыми яркими и интересными в его жизни. Он чувствовал, как внутри него кипит жизнь.

После горячей исповеди юноша умирает, хотя напрямую автор не пишет о его смерти. Но читатель без труда читает печальный конец между строк. Теперь юноша наконец освободился телесно и духовно.

А теперь перейдем к обсуждению краткой истории создания поэмы Лермонтова "Мцыри".

Как создалась поэма "Мцыри"?

Лермонтов планировал написать поэму о монахе, погибающем в холодных стенах монастыря, еще в 17 лет. Однако в таком юном возрасте он бы не смог создать столь глубокое произведение - ему не хватало мудрости и жизненного опыта. В одной из своих заметок в 1831 году поэт написал: "Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы...».

Самым сложным для Лермонтова было найти идеалы, ради которых юноша был готов погибнуть. И лишь по прошествии многих лет он нашел единственный идеал, ради которого стоило бороться и не жаль было погибнуть - свободу. Литераторы видят в характере героя тайные страсти самого поэта.

Долгий путь к шедевру

В 1830 году Михаил Юрьевич пишет поэму "Исповедь", которому предшествовали далеко не самые радостные переживания поэта. Он пережил смерть родных, предательства друзей, любовные неудачи. В основе поэмы лежит монолог монаха, который ожидает казни, запертый в монастырской келье. Оно осталось незаконченным и позже было включено в поэму "Мцыри".

"Боярин Орша" - еще одно произведение, которое станет дополнением к "Мцыри". Главный герой ее также является монастырским воспитанником.

Пока оба произведения остаются незаконченными - неудовлетворенный Лермонтов откладывает создание поэмы на неопределенный срок. История создания поэмы "Мцыри" Лермонтова продолжается.

Посещение Кавказа

Сам Лермонтов в 1837 году отправляется на Кавказ - его высылают прапорщиком в Нижегородский драгунский полк после стихотворения "Смерть поэта", которое он посвятил Пушкину. Лермонтов пробыл на Кавказе всего на несколько месяцев, но дикая красота его природы восхитила поэта. Позже в "Мцыри" он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой молодого послушника, вырвавшегося на свободу.

Однако это не первое посещение Кавказа Михаилом. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой. Первым, самым ярким воспоминанием маленького поэта стала история из цикла кавказских преданий. Она повествовала о юноше, который сразился с тигром в смертельной схватке - и победил его. Эта сцена войдет в поэму "Мцыри", когда герой бросится на снежного барса и убьет его голыми руками.

В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, ознакомился с горским фольклором. Он лег в основу многих его произведений. Как пишет литературный историк Висковатов П. А., особенно на творчество Лермонтова повлияла старая военно-грузинская дорога, полная старинных легенд и преданий.

Последний штрих

Путешествуя по этой дороге, Лермонтов приезжает в город Мцхета, что стоит у слияния рек Арагви и Куры. Там он встречает старого монаха, жившего в монастыре поблизости города. Мужчина рассказывает ему историю, которая легла в основу поэмы. Совсем маленьким, его привез в монастырь генерал Ермолов, так как мальчик был болен и не мог продолжить путь. Он рос, и росла его тоска по дому. Не раз юноша пытался сбежать. Однако после очередной неудачной попытки заболел, и эта болезнь едва не стоила ему жизни. В результате юноша все же смирился с судьбой и остался в монастыре.

Но история создания поэмы "Мцыри", тему и идею которой мы обсуждаем, более глубока, чем кажется на первый взгляд. Ведь чем-то Мцыри был схож с Лермонтовым - та же страстность, любовь к жизни, непонимание окружающих.

История создания поэмы «Мцыри», известной романтической поэмы М. Лермонтова, могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы». Но понадобилось достаточно много времени, почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился. Самым сложным оказалось найти те идеалы, за которые мог бы погибнуть герой.

В 1830 году Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь. Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря. Однако эти ранние разработки (позднее включенные в текст «Мцыри») не могли удовлетворить Лермонтова. Главное произведение еще ждало его впереди.

Следующим этапом в истории создания «Мцыри» становятся впечатления Лермонтова от природы Кавказа. Говорят, что все мы родом из детства – и великий поэт не становится исключением. Еще ребенком бабушка привозит его на Кавказ лечиться. Здесь он знакомится с величественной природой, слушает горные легенды. Одна из таких легенд, кавказские предания о юноше и тигре, позднее отобразится в «Мцыри» в сцене битвы с барсом.

Став взрослым, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, и воспоминания детства вспыхивают перед ним с новой силою. Особенно поражает его старая Военно-грузинская дорога. «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.

Искренний рассказ не мог не произвести на Лермонтова впечатления. Соединив услышанное от монаха со своими более ранними набросками, поэт создает окончательный вариант поэмы. Интересно, что он практически не изменил рассказанного монахом, за исключением одной ключевой детали. Герой «Мцыри» не может смириться с монастырем, это остается для поэта наиболее важным. Так рождается романтическое произведение «Мцыри».

У литературоведов существуют сомнения в точности поэтичной легенды о создании «Мцыри», изложенной все тем же Висковатовым. Одно, по крайней мере, точно не вызывает сомнений – такая история вполне могла произойти в то время. Война России с Грузией послужила причиной для появления множества детей-пленных, отличающихся неугасимой любовью к своему краю. Известен и еще одни похожий случай, который также наверняка был знаком Лермонтову: печальная история художника П. З. Захарова. Он, по рождению чеченец, также был захвачен в плен русскими. Все тот же генерал Ермолов привез его в Тифлис, где он и вырос.

Разумеется, какая бы из историй не лежала на самом деле в основании поэмы, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить ее из простого рассказа о военных событиях в гениальную поэму. Создание «Мцыри» Лермонтова потребовало от него многих лет вдохновенного труда, а их результат восхищает читателей и поныне

Тест по произведению

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Словарная работа.

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Ход урока

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни к одному,

Но только пьяную тревогу,

Я променял бы, если б мог.

М.Л. Лермонтов «Мцыри».

1. История создания поэмы. Слово учителя.

В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 - 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша>, герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предал суду монахов, но ему удается бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимает монологи - исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри>, написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия ХII. Там, по свидетельству родственников

Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

II. Выразительное чтение поэмы учителем.

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно.

для классов неподготовленных- составление плана поэмы с записью в тетрадях.

III. Беседа по прочитанной поэме.

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.

Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

Каким вы представляете себе главного героя?

Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

Каким вы назовете главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

IV. Определение темы и идеи произведения.

Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном>, как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

V. Сюжет и композиция поэмы.

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

Что видел Мцыри на свободе?

Что делал он, вырвавшись из монастыря?

Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать- о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

(Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

(В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог - исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху.)

Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Композиция монолога - исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?

(Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7- Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.)

VI. Выводы

Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VII. Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Ответить на вопросы:

Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Почему погиб Мцыри?