Людовик XV правил 59 лет. Апатичная, ленивая, пресыщенная личность – так рисуют французского монарха историки. Но не все. Отдельные авторы биографической прозы изображают его человеком образованным, любознательным, презирающим строгие церемонии. В его эпоху Франция достигла небывалого культурного расцвета, но погрузилась в экономический кризис, приведший, в конечном счете, к революции.

Детство и юность

В XVIII веке люди часто умирали от кори, чахотки и прочих болезней. Причем и простолюдины, и короли. Будущий монарх родился в 1710 году. Через год скончался дед будущего короля. В 1712 году умерли родители. Прадед двухлетнего дофина здравствовал. Он правил страной 72 года, дольше, чем предстояло его наследнику. Но срок подходил к концу.

Маленький Людовик XV с гувернанткой, дедом, прадедом и отцом

Бурбоны опасались, что власть перейдет Орлеанам. За здоровье маленького престолонаследника королевский двор серьезно опасался. В 1715 году Людовик всё же стал монархом. Филипп Орлеанский – его регентом.

Воспитанием Людовика XV занялась герцогиня Вантадур. Она отстранила от мальчика врачей, залечивших до смерти его родственников, приучила его носить корсет, что сделало фигуру со временем стройной, подтянутой. Увлечения верховой ездой и охотой укрепили здоровье юного короля. Что же касается психологического состояния, то правнук с ранних лет отличался несдержанностью, склонностью к меланхолии.


Обычный ребёнок смог бы погасить волнение с помощью общения со сверстниками. Но речь идёт о маленьком монархе. Представители королевского рода были обречены на одиночество, несмотря на почести, уважение и снующих повсюду придворных. Мальчику едва исполнилось семь лет, когда его разлучили с Вантадур. Главным педагогом стал Вильруа.

Итак, образованием малолетнего короля занялся бездарный военачальник. Вильруа оказался и не лучшим педагогом. Основой воспитательного процесса стало участие в официальных церемониях, в которых мальчику отводилась главная роль. Детская нервная система не выдерживала нагрузок, Людовик начал бояться толпы.


Семен Блуменау – автор биографии французского короля – утверждал, что на характер правителя влияние оказали неверные педагогические методы Вильруа, занятого интригами. Юного монарха не приучали к труду. Вильруа привил воспитаннику нелюбовь к церемониям, праздность.

С науками дело обстояло несравненно лучше. Мальчику давали уроки латыни, математики, истории. Позже, став правителем в полном смысле этого слова, монарх будет предпочитать церемониям работу с бумагами. Несмотря на это, у потомков возникнет представление о никчемном и ленивом короле.


У Людовика имелась обширная коллекция книг, которая регулярно пополнялась. Кроме того, король располагал редким собранием атласов. В отрочестве он знал основы государственного управления и внешней политики. К тому же юный властелин Франции разбирался в истории благодаря удивительной памяти.

Филипп Орлеанский скончался незадолго до достижения королем совершеннолетия. Тогда первым министром назначили герцога де Бурбон. Первое, чем он занялся, получив новую должность, – поиском невесты для молодого короля. Женитьба монарха и рождение детей обезопасили бы Бурбонов от притязаний Орлеанов. Невесту нашли быстро. Ею стала Мария Лещинская, образованная девица, умевшая петь и рисовать, но не отличавшаяся красотой.

Начало правления

В 1726 году Людовик объявил о готовности править самостоятельно. Герцога де Бурбон король отослал подальше и наконец стал полноценным правителем. Однако лишь на первый взгляд. В действительности же государством управлял кардинал де Флери. Он играл ту же роль, что и некогда .


До 1743 года, то есть вплоть до своей смерти, де Флери решал все важные государственные задачи. Король тем временем предавался любимым увлечениям. Прежде всего охоте. Время от времени захаживал в театр, вечера предпочитал коротать за картами. Версаль с шумными церемониями раздражал монарха. Комфортнее он чувствовал себя в других замках.

Кардинал, в руках которого была сосредоточена власть, избегал кардинальных мер. Он не делал решительных политических шагов, что способствовало ухудшению экономического положения. Особенности правления де Флери – отсутствие реформ, нововведений. Кардинал освободил представителей духовенства от налогов и повинностей. Навязчиво преследовал инакомыслящих, а в финансовых вопросах проявляла полное незнание.


Де Флери избегал войн. Всё же кровавые столкновения имели место. В результате военного конфликта за польское наследство к Франции была присоединена Лотарингия. Борьба за австрийское наследство привела к Ахенскому миру.

Людовик почитал искусство и литературу. В то время, когда де Флери руководил страной, король поддерживал архитекторов, живописцев, скульпторов, поэтов, поощрял медицину и естественные науки. По приблизительным подсчетам, он приобрёл 800 полотен. Сколько денег Людовик XV потратил на мебель и прочие элементы декора, неизвестно.

Внутренняя политика

После смерти де Флери король не стал назначать нового министра. Он снова настроился на независимое управление страной, но здесь продемонстрировал полную неспособность к решению государственных вопросов. Все это имело плачевные последствия для Франции. В министерствах начался беспорядок. Король же без всякого сожаления тратил деньги из казны на прихоти любовниц.


В середине 40-х годов Людовик попал во власть . В течение 20 лет эта женщины вмешивалась в государственные дела. Правда, немалое влияние уделяла искусствам и науке. Отчасти благодаря Помпадур появился термин «стиль Людовика XV», означающий стиль рококо и нашедший применение прежде всего в прикладном искусстве.

На самом деле главную фаворитку короля звали мадам д’Этиоль. Со временем она получила от короля и титул, и усадьбу Помпадур. Фаворитка Людовика XV приняла эстафету от Флери. Сначала государством правил кардинал. Затем его сменила мадам Помпадур. Примерно с 1750 года отношения между королем и фавориткой носили платонический характер. Тем не менее среди жителей Парижа росла неприязнь к монарху. По столице распространялись слухи о развратном правителе, потворствующем расточительной Помпадур.


В 1757 году на Гревской площади четвертовали человека по имени Дамьен. Такой тип казни не применялся во Франции более столетия. Дамьена приговорили к мучительной смерти по обвинению в покушении на короля. Удручающее положение в сфере финансов, недовольство народных масс, безнаказанность духовенства – все это говорило о необходимости реформ. Машо, заведовавший финансами, предложил ограничить права духовенства. Но его проект не был реализован.

Внешняя политика

В 1756 году ярые враги Бурбоны и Габсбурги вдруг оказались по одну сторону баррикад. Началась Семилетняя война. Французский король оказался на стороне Австрии. Результатом этого военного конфликта стал Парижский мир, согласно которому страна потеряла Канаду, Индию и прочие колонии. Отныне Франция не относилась к сильным европейским державам.

Людовик XV не принимал самостоятельных решений. Мадам Помпадур вмешивалась даже в дела армии, периодически назначая новых министров и полководцев. Война лишила страну последних сил.


Франция оказалась на грани кризиса, начался дефицит. Когда умерла Помпадур, в Версале появилась новая фаворитка короля – Дюбарри, которая, как и ее предшественница, проявила себя как талантливая интриганка.

Народное недовольство нарастало. Однако король не обращал на это внимание. Он по-прежнему охотился, развлекался с метрессами. Дабы укрепить мир с Австрией, заключил брачный договор. Людовик XV пережил своего сына.


Прямым наследником стал внук, которого король выгодно женил. и понесли наказание за грехи своего предшественника. Народное недовольство переросло в революцию. Внук Людовика XV и его жена были казнены. Фраза «ленивого монарха» – «После нас – хоть потом» – оказалась роковой.

Личная жизнь

Мария не была привлекательна, но с королем у нее сложились поначалу идиллические отношения. В ту эпоху интимные подробности личной жизни обсуждались без лишней скромности. О том, что молодой король оказался неутомимым любовником, узнала вся страна. Потомство быстро увеличивалось, и это на время успокоило Бурбонов. К 1737 году Мария родила 10 детей.


Но отношения Людовика и Марии постепенно портились. Причина разлада в королевской семье – разница в характере и темпераменте. Из-за холодности жены король стал заводить любовниц, что в конечном счете отразилось на манере правления. Он не скупился на содержание фавориток, а экономическое положение в стране ухудшалось с каждым днём.

Мария умерла в 1768 году. Четверо из десяти королевских детей умерли в младенчестве. Овдовев, Людовик больше не женился, хотя такой вариант в качестве способа укрепления франко-австрийских отношений рассматривали.


Людовик XV – яркая личность в истории. Об эпохе «ленивого монарха» пишут книги, режиссеры снимают фильмы. О фаворитках короля рассказано в одной из серий «Истории нравов». Первая кинолента, в которой присутствует образ деда казненного короля, вышла в 30-е годы. Одна из последних картин – «Людовик XV: Чёрное солнце».

Смерть

Последние годы Людовик XV самозабвенно предавался разврату, чем приводил в негодование даже придворных. Дюбарри регулярно поставляла ему юных и непорочных любовниц.


От одной из них монарх в конце апреля 1774 года и заразился оспой. 10 мая скончался. В этот день в Париже никто не горевал. Народ ликовал, возлагая надежды на нового правителя.

Память

  • 1938 - Фильм «Мария-Антуанетта»
  • 1952 - Фильм «Фанфан-тюльпан»
  • 1956 - Фильм «Мария-Антуанетта - королева Франции»
  • 2005 - Памятник в Петергофе «Пётр I с малолетним Людовиком XV на руках»
  • 2006 - Фильм «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур»
  • 2009 - Фильм «Людовик XV: Чёрное солнце»

король Франции c 1 сентября 1715 года из династии Бурбонов

Детство. Чудом выживший наследник

Правительство кардинала Флери

В 1726 году король объявил, что он берет бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флери, который руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой.

Правление Флери, служившего орудием в руках духовенства, может быть характеризовано так: внутри страны - отсутствие каких бы то ни было нововведений и реформ, освобождение духовенства от уплаты повинностей и налогов, преследование янсенистов и протестантов, попытки упорядочить финансы и внести большую экономию в расходах и невозможность достигнуть этого ввиду полного невежества министра в экономических и финансовых вопросах; вне страны - тщательное устранение всего, что могло бы повести к кровавым столкновениям, и, несмотря на это, ведение двух разорительных войн, за польское наследство и за австрийское. Первая, по крайней мере, присоединила к владениям Франции Лотарингию, на престол которой был возведён тесть короля

ЛЮДОВИК XV Бурбон (Louis Le Bien-Aime , Людовик Возлюбленный) (15 февраля 1710, Версаль - 10 мая 1774, там же), король Франции с 1 сентября 1715 года. Правнук , младший из оставшихся в живых детей Людовика Бургундского и Марии-Аделаиды Савойской.

Будущий король осиротел в возрасте двух лет: вся его семья погибла от оспы и, как были уверены многие придворные, от некомпетентного лечения. Маленький Людовик был спрятан от врачей преданной воспитательницей, герцогиней де Вантадур. После смерти Людовика XIV в 1715 году пятилетний мальчик становится королем Франции, а регентом - герцог Филипп Орлеанский. Он был предан Людовику, но, желая воспитать наследника величия "Короля-солнце", относился к нему почтительно и отчужденно. Король вырос замкнутым, гордым и одновременно застенчивым человеком. В 1721 году регент объявил о помолвке Людовика с двухлетней кузиной, испанской инфантой, которая прибыла во Францию и жила при дворе в качестве королевской невесты.

После смерти герцога Орлеанского в декабре 1723 году первым министром стал герцог Луи Генрих Конде-Бурбон, который решил женить короля как можно быстрее. Испанская инфанта была еще совсем ребенком и ее отправили обратно домой. Впоследствии она стала португальской королевой. Для Людовика подходящей по возрасту принцессой-католичкой (хотя и старше короля на 7 лет) оказалась Мария Лещинская, дочь бывшего польского короля Станислава Лещинского. Поначалу брак с Лещинской был счастливым: к двадцати семи годам у короля было семеро детей, но общество супруги, бесцветной и заурядной женщины, не удовлетворяло Людовика. Династическая связь со Станиславом Лещинским втянула Францию в неудачную для нее войну за Польское наследство (1733-1738).

Разочаровавшись в жене, король начал заводить любовниц. Вскоре выяснилось, что он способен принимать государственные решения под женским влиянием: так, одна из метресс, маркиза де Вентимий, убедила короля вступить в войну за Австрийское наследство. В 1744 году, выехав к своей армии в Мец, король опасно заболел; чтобы причаститься, он вынужден был согласиться удалить свою любовницу, но, не удовлетворившись этим, церковники заставили его покаяться публично, вывесив к тому же текст покаяния во всех церквах страны. Выздоровев к ликованию народа, именно тогда прозвавшего короля "Возлюбленным", он с отвращением до конца жизни вспоминал об "истории в Меце", сохранив натянутые отношения с церковью.

В 1726 году Конде на посту первого министра заменил кардинал Флери, бывший воспитатель короля; вплоть до его смерти в 1744 году все государственные дела находились в ведении кардинала, хотя в 1743 году король объявил о своем намерении царствовать сомостоятельно. В 1745 году любовницей Людовика стала мадам Помпадур, чье влияние на государственные дела было решающим. Внутренними делами король занимался мало, но на международные пытался влиять с помощью специально организованной (около 1747-1748) тайной службы "Секрет короля", агенты которой состояли при всех европейских дворах. Несмотря на таких умелых и неординарных агентов, как, например, шевалье д"Эон, реально Франция получала мало выгод. В 1756 году не без усилий мадам Помпадур страна вступила в Семилетнюю войну, после которой Франция потеряла свои североамериканские и индийские владения. Другое решение Помпадур - назначение герцога де Шуазель - было более удачным; ему удалось в какой-то степени восстановить военную мощь страны. В 1757 году на Людовика XV было совершено покушение.

После смерти Помпадур ее сменила мадам Дюбарри, не обладавшая даже тем пониманием государственных интересов, которое было у Помпадур; кроме того, существовал целый королевский "гарем" близ Версаля. Несмотря на успешное развитие французской промышленности, огромные траты короля и его любовниц вызывали серьезное недовольство. Состояние финансов было угрожающим. Конфликт с церковью, особенно с иезуитами (изгнаны из Франции в 1764), усугублялся конфликтом с янсенистами внутри самой французской церкви. В последние годы царствования Людовика добавился конфликт с Парижским парламентом, добивавшимся реформ судебной системы, созыва Генеральных штатов и финансовых реформ. Канцлеру Рене де Мопу удалось погасить конфликт, пойдя на отмену продажи судебных должностей, но в целом архаичный феодальный строй не был реформирован. Поощряемое королем падение морали вызывало протест всего общества, ни одна проблема не была решена, а лишь отсрочена, и Людовик, вступивший на престол при полном ликовании всего народа, скончался, всеми ненавидимый, от оспы. Девизом его царствования стала его крылатая фраза: "После нас хоть потоп". Правление Людовика XV знаменует кризис французского абсолютизма.

Вступил на трон в пятилетнем возрасте. Регентом королевства был принц Филипп Орлеанский. После чопорных нравов последних лет царствования Людовика XIV наступили времена свободной морали. После смерти регента Филиппа власть получил другой принц крови, Герцог де Бурбон. В 16 лет король стал мужем польской принцессы Марии Лещинской. Но молодой монарх не желал заниматься государственными делами. И с 1726 по 1743 Францией управлял престарелый кардинал де Флери, ставший первым министром в 70 лет. Этот опытный политик сумел укрепить финансовое положение страны, содействовал развитию промышленности и торговли. После смерти Флери (1743) Людовик сам стал управлять государством и для страны наступили тяжелые дни. Король часто проявлял безразличие к делам, уделяя основное время пирам, охоте и любовным развлечениям. Его фаворитки могли оказывать большое влияние на государственные дела. Среди них наиболее влиятельной была маркиза Помпадур (1721–1764). Король щедро награждал своих возлюбленных за счет бюджета страны, налоги росли. Война за Польское наследство (1733–1735), война за Австриийское наследство (1740–1746), Семилетняя война (1756–1763) истощали казну. Итог последней войны был особенно печальным. Англичане разбили французские войска в Северной Америке и в Индии. В результате этих поражений французы фактически были изгнаны из Индии и потеряли Канаду. Некоторый подъем Франции был связан с деятельностью герцога Шуазеля, с 1758 он получил большую по власть по протекции маркизы Помпадур, которая покровительствовала энциклопедистам. Король к началу 1750-х сильно деградировал как морально, так и физически. Из красивого юноши он превратился в непривлекательного обрюзгшего толстяка, страдавшего отдышкой. Обжорство и разврат все больше сочетались с ханжеством. За годы своего правления Шуазель пользовался относительной самостоятельностью, хотя король не доверял своему министру, прибегая к методам «секретной дипломатии». Все же Шуазелю удалось изгнать из страны иезуитов, провести реформу в армии, улучшить экономическое положение страны. Он сумел присоединить к Франции Корсику (1768) и добиться мира. Но поднять авторитет короля Шуазель не смог. Парижский и другие парламенты Франции, которые при Людовике XIV были полностью покорны, стали выступать против политики короля. После смерти Помпадур ее место заняла Дюбарри. В 1770 Шуазель был отставлен. Людовик назначил Мопу, который исполнял прихоти «дикой» фаворитки.

При Людовике XV резко упала роль королевского двора. В предшествующее царствование двор играл большую роль в культурной жизни страны. В век Людовика XV просвещенные французы иронически воспринимали придворную жизнь. Для читателей

8 марта - 1 сентября Предшественник: Людовик Преемник: Людовик Фердинанд Рождение: 15 февраля (1710-02-15 )
Версаль Смерть: 10 мая (1774-05-10 ) (64 года)
Версаль Место погребения: Базилика Сен-Дени , Париж , Франция Род: Бурбоны Отец: Людовик, герцог Бургундский Мать: Мария Аделаида Савойская Супруга: Мария Лещинская Дети: сыновья: Людовик Фердинанд , Филипп
дочери: Мария Луиза Елизавета , Генриетта Анна , Мария Луиза, Аделаида , Виктория , София , Тереза Фелисите, Мария Луиза Награды:

В 1714 году погиб, не оставив наследников, дядя Людовика герцог Беррийский . Ожидалось, что он будет регентом при племяннике, так как другой его дядя, Филипп V Испанский , в 1713 году по Утрехтскому миру отрёкся от прав на французский престол. Судьба династии, которая ещё несколько лет назад была многочисленной, зависела от выживания одного-единственного ребёнка. За маленьким сиротой постоянно следили, не оставляли одного ни на минуту. Беспокойство и сочувствие, которое он вызывал, сыграло определённую роль в его популярности в первые годы царствования.

Регентство

Правительство кардинала Флёри

В 1726 году король объявил, что он берет бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флёри , который руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой.

Людовик XV и Россия

В целом контакты были и непредпочтительны, и непостоянны. Один из эпизодов - это приезд во Францию Петра I в 1717 году , обнадёженного возможным политическим союзом; другой, опять же памятуя о возможном союзе, - «прожект» о браке между королём и цесаревной Елизаветой (будущая Елизавета I Петровна). Ни то, ни другое обстоятельства не оказали заметного влияния на отношения между государствами. Скорее напротив, возможно, неудавшийся брак существенно осложнил влияние французских интересов в России во времена правления Елизаветы Петровны.

Памятник в Петергофе

13 сентября 2005 года в Петергофе состоялось открытие воссозданного памятника основателю города, Петру I в Нижнем парке. Автор - скульптор Н. Карлыханов . Открытие памятника было приурочено к 300-летию Петергофа.

Нынешний монумент - копия утраченного после войны памятника «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» работы Р. Л. Бернштама. Скульптура иллюстрирует визит российского царя во Францию в 1717 г., когда Петр поднял на руки малолетнего французского короля и произнес: «В моих руках - вся Франция».

Образ в кино

  • «Доктор Кто »; 2 сезон - 4 серия (2005-настоящее время)
  • «Чужестранка (телесериал) »; 2 сезон. (2014- настоящее время)

См. также

Напишите отзыв о статье "Людовик XV"

Примечания

Литература

  • Voltaire, «Siècle de L. XV» (П. 1768);
  • «Mémoires de Saint-Simon»;
  • «Mémoires d’Argenson»;
  • «Journal de Barbier»;
  • Duc de Luynes, «Mémoires sur la cour de Louis XV» (П., 1860-1865);
  • Lemontey, «Histoire de la Régence et de la minorité de Louis XV» (П., 1832);
  • Tocqueville, «Histoire philosophique du règne de Louis XV» (П., 1847);
  • Capefigue, «Louis XV et la société du XVIII s.» (П., 1854);
  • Boutaric, «Etude sur le caractère et la politique personnelle de L. XV» (П., 1866);
  • Jobez, «La France sous L. XV» (П., 1869);
  • Bonhomme, «L. XV et sa famille» (П., 1873);
  • Rousset, «Correspondance de L. XV et du maréchal de Noailles» (П., 1865);
  • duc de Broglie, «Le Secret du roi» (П., 1879);
  • его же, «Frédéric II et L. XV» (П., 1884);
  • Vandal, «L. XV et Elisabeth de Russie» (П., 1882);
  • Mouffle d’Angerville, «Vie privée de Louis XV»;
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Капетинги (987-1328)
987 996 1031 1060 1108 1137 1180 1223 1226
Гуго Капет Роберт II Генрих I Филипп I Людовик VI Людовик VII Филипп II Людовик VIII
1226 1270 1285 1314 1316 1316 1322 1328
Людовик IX Филипп III Филипп IV Людовик X Иоанн I Филипп V Карл IV
1328 1350 1364 1380 1422 1461 1483 1498
Филипп VI Иоанн II Карл V Карл VI Карл VII Людовик XI Карл VIII
1498 1515 1547 1559 1560 1574 1589
Людовик XII Франциск I Генрих II Франциск II Карл IX Генрих III
Бурбоны (1589-1792)
1589 1610 1643 1715 1774 1792
Генрих IV Людовик XIII Людовик XIV Людовик XV Людовик XVI
1792 1804 1814 1824 1830 1848 1852 1870
- Наполеон I (Бонапарты) Людовик XVIII Карл X Луи-Филипп I (Орлеанский дом) - Наполеон III (Бонапарты)

Отрывок, характеризующий Людовик XV

– Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.]
Наташа багрово покраснела услыхав эти слова.
– Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu"un, ma delicieuse, ce n"est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d"ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.]
«Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен.
К обеду вернулась Марья Дмитриевна, молчаливая и серьезная, очевидно понесшая поражение у старого князя. Она была еще слишком взволнована от происшедшего столкновения, чтобы быть в силах спокойно рассказать дело. На вопрос графа она отвечала, что всё хорошо и что она завтра расскажет. Узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер, Марья Дмитриевна сказала:
– С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассеешься, – прибавила она, обращаясь к Наташе.

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges.
Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади.
M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
– Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то.
После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг.
– Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе.
– Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал….
– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
– Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
– Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
– Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.
«Отчего же бы это не могло быть вместе? иногда, в совершенном затмении, думала она. Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива. Одно, думала она, сказать то, что было князю Андрею или скрыть – одинаково невозможно. А с этим ничего не испорчено. Но неужели расстаться навсегда с этим счастьем любви князя Андрея, которым я жила так долго?»
– Барышня, – шопотом с таинственным видом сказала девушка, входя в комнату. – Мне один человек велел передать. Девушка подала письмо. – Только ради Христа, – говорила еще девушка, когда Наташа, не думая, механическим движением сломала печать и читала любовное письмо Анатоля, из которого она, не понимая ни слова, понимала только одно – что это письмо было от него, от того человека, которого она любит. «Да она любит, иначе разве могло бы случиться то, что случилось? Разве могло бы быть в ее руке любовное письмо от него?»
Трясущимися руками Наташа держала это страстное, любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым, и, читая его, находила в нем отголоски всего того, что ей казалось, она сама чувствовала.
«Со вчерашнего вечера участь моя решена: быть любимым вами или умереть. Мне нет другого выхода», – начиналось письмо. Потом он писал, что знает про то, что родные ее не отдадут ее ему, Анатолю, что на это есть тайные причины, которые он ей одной может открыть, но что ежели она его любит, то ей стоит сказать это слово да, и никакие силы людские не помешают их блаженству. Любовь победит всё. Он похитит и увезет ее на край света.
«Да, да, я люблю его!» думала Наташа, перечитывая в двадцатый раз письмо и отыскивая какой то особенный глубокий смысл в каждом его слове.
В этот вечер Марья Дмитриевна ехала к Архаровым и предложила барышням ехать с нею. Наташа под предлогом головной боли осталась дома.

Вернувшись поздно вечером, Соня вошла в комнату Наташи и, к удивлению своему, нашла ее не раздетою, спящею на диване. На столе подле нее лежало открытое письмо Анатоля. Соня взяла письмо и стала читать его.
Она читала и взглядывала на спящую Наташу, на лице ее отыскивая объяснения того, что она читала, и не находила его. Лицо было тихое, кроткое и счастливое. Схватившись за грудь, чтобы не задохнуться, Соня, бледная и дрожащая от страха и волнения, села на кресло и залилась слезами.
«Как я не видала ничего? Как могло это зайти так далеко? Неужели она разлюбила князя Андрея? И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. Что будет с Nicolas, с милым, благородным Nicolas, когда он узнает про это? Так вот что значило ее взволнованное, решительное и неестественное лицо третьего дня, и вчера, и нынче, думала Соня; но не может быть, чтобы она любила его! Вероятно, не зная от кого, она распечатала это письмо. Вероятно, она оскорблена. Она не может этого сделать!»
Соня утерла слезы и подошла к Наташе, опять вглядываясь в ее лицо.
– Наташа! – сказала она чуть слышно.
Наташа проснулась и увидала Соню.
– А, вернулась?
И с решительностью и нежностью, которая бывает в минуты пробуждения, она обняла подругу, но заметив смущение на лице Сони, лицо Наташи выразило смущение и подозрительность.
– Соня, ты прочла письмо? – сказала она.
– Да, – тихо сказала Соня.
Наташа восторженно улыбнулась.
– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня…
Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.
– А Болконский? – сказала она.
– Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь…
– Но, Наташа, неужели то всё кончено?
Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса.
– Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня.
– Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа.
– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.