Развитие литературы в XVIII в. также связано с петровскими преобразованиями. Петр I провел ряд реформ, повли­явших на становление новой словесности. Одной из первых была реформа гражданского шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., ко­торая упростила сложную кириллицу и разделила области светской и церковной книжности. По известному выражению М.В. Ломоно­сова «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Реформа позволила наладить выпуск газет, первой из которых были «Ведомости» (1702). А с 1708 года начинается выпуск массовых ежегодных календарей и значительно увеличивается количество издаваемых светских книг. Для воспитания молодого дворянства были выпущены специальные книги: «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), «Юности честное зерцало, или По­казание к житейскому обхождению» (1719).

Поскольку начало века в целом являлось переходным периодом к новой культуре, то и литература этого времени носила переходный характер. Длительное время в литературе продолжали существовать старые формы, однако содержание произведений менялось. В прозе продолжали появляться повести, ориентированные на традиции древнерусской литературы. Хотя герой повестей уже иной. В мотивах деятельности нового героя наблюдаются просветительские идеалы личных достоинств: активности, решительности, здравого смысла. Герой говорит светскими утонченными фразами, претендуя на образованность. Но литературный язык Петровской эпохи крайне пестр: это использование церковнославянской лексики, старосла­вянизмов и применение иностранных слов. Вымысел играет веду­щую роль в художественном произведении. Создаются новые стили и жанры в светской литературе.

Популярным жанром в петровское время являются «гистории». «Гистории» этой эпохи чаще всего анонимны. Распространение получили повести о русском матросе Василии Кориотском, дворя­нине Александре, купце Иоанне, задача коих убедить читателя, что все жизненные успехи связаны с личными достоинствами.

В Петровскую эпоху наблюдается развитие поэзии. В традици­онных вариантах силлабическая поэзия развивалась в стенах духов­ных учебных заведений. Это и канты-виваты, и застольные песни, и любовная лирика.

Особенностью силлабического стихосложения являлось задан­ное количество слогов в стихотворной строке и наличие рифмы, но допускающих беспорядок в расположении ударных слогов относительно безударных. В результате получались довольно ритмически нескладные строки.

Реформы Петра I послужили появлению «литературы проек­тов» - публицистики, задачей которой в петровское время стало обоснование идеологии абсолютной монархии.

Крупным писателем и публицистом 1-й четверти XVIII в. пред­стает Ф. Прокопович, заложивший основы теории литературы и художественно-эстетические принципы раннего классицизма (трак­таты «О поэтическом искусстве», «Риторика»). Новая эстетика требовала строгого соблюдения норм и правил. Однако в поэзии Ф. Прокоповича долгое время наблюдалась традиционная линия патриотических виршей XVII в.

В публицистических произведениях Ф. Прокопович изложил теорию русского абсолютизма, развивая идею просвещенного абсо­лютизма, носителем которого является «философ на троне», про­свещенный монарх, выразителем идеи выступал Петр I. «Слово на пофебение Петра Великого» (1725) выражает всю силу преданности императору и глубину скорби по ушедшему монарху.

Новый этап в развитии русской литературы связан с именем А.Д. Кантемира (1708-1744), стоящего у истоков российского клас­сицизма. Основной чертой классицизма бьиа ориентация на антич­ность, на рационализм. Правила рационализма включали: строгое разграничение жанров, схематизм образов и деление их на положи­тельные и отрицательные, правило трех единств: времени, места, действия, дидактизм,- стремление поучать и воспитывать.

Классицизм утверждал государственно-гражданский пафос. Центральной темой являлась борьба чувства и долга, разрешаемая в пользу последнего.

Российский классицизм носил самобытный характер. Его отли­чала резкая обличительная направленность, сатира и тесная связь с фольклором.

Особенность его состояла в теснейшей связи с просветительст­вом. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распрост­ранение знаний.

Антиох Кантемир был талантливой личностью. Уже с 1725 года он сочиняет лирические стихи и любовные песни. А. Кантемир стал родоначальником нового жанра в русской литературе - сатиры. В 1729 году выходят в свет девять сатир, в которых автор метко и талантливо обличает типичные человеческие пороки: невежество, лживость, самодовольство, возвеличивая идеалы Просвещения: ра­зум, честь, гуманизм. Все сатиры написаны сквозь призму ожиданий преобразований, обличая нравы послепетровской эпохи. Он автор новых форм стихосложения и создатель русского литературного языка. Именно князю Антиоху Кантемиру Россия обязана появле­нием в языке слов: народ, гражданин, характер, вкус и т. п.

Самобытным русским писателем-классицистом был В.К. Тредиаковский (1703-1769).

В.К. Тредиаковский заявил о себе как о прекрасном переводчи­ке, впервые познакомившим русскую публику с переводом франуз-ского галантно-эротического романа: «Езда в остров любви», снабдив перевод вставками из собственных стихов. Автор здесь выступил реформатором русского стихосложения, заменив силла-бику на силлаботонику, перейдя к принципиальной, более совер­шенной системе стихосложения. Основа нового стихосложения в правильном чередовании ударных и безударных слогов, что более соответствовало природе русского языка. Принципы нового стихо­сложения излагались в трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735).

Постепенно Василий Тредиаковский расширяет метрический горизонт, овладевая ямбом и гекзаметром. Русский гекзаметр, ос­нованный на ударном принципе, позволил воспроизводить ритмы античных авторов.

Главный труд В.К. Тредиаковского - монументальная поэма «Телемахида» (1766). Поэма написана гекзаметрами в духе гомеров­ского эпоса.

В эпоху классицизма сложилась новая художественная литера­тура с разнообразием жанров и форм (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман).

Идеологом и теоретиком российского классицизма стал М.В. Ло­моносов (1711-1765). «Письмо о правилах российского стихотвор­ства» (1739) и «Риторика» (1745) - вот базовые теоретические про­изведения, в которых он обосновал и развил идеи классицистской эстетики и гражданственности, считая оду лучшим жанром. Ломо­носов определил ее форму, язык, тематику, установил канон, в соответствии с которым создал двадцать од (1739-1764), ставших образцом государственной словесности. Содержание од - картины русского Севера, восхваление реформ Петра I, прославление твор­ческой энергии русского народа, изложение взглядов на устройство государства, описание деяний императрицы Елизаветы Петровны:

Когда на трон она вступила, Когда вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец.

А.С. Пушкин назвал духовные оды М.В. Ломоносова («Утреннее размышления о божием величии», «Вечернее») «вечными памятни­ками русской словесности». Стиль их метафоричен, гиперболичен, торжественен и одновременно прост:

Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне одна..

Так я в сей бездне погружен, теряюсь мысльми утомлен...

М.В. Ломоносов оставил произведения и в других классических жанрах: две трагедии, поэма, послания, идиллии, многочисленные надписи, похвальные слова. Его творчество поражает глубоким интеллектуализмом и универсализмом.

Основоположником новой российской драматургии вошел в историю русской словесности А.П. Сумароков (1717-1777). Он обновил национальную культуру светскими началами, ориентиро­ванными на европейский опыт. Талантливый драматург, поэт, острый критик и публицист, директор первого в России отечест­венного публичного театра, он целью своей поставил создание национальной литературы, не уступающей по уровню литературе европейских стран.

Широкую известность Сумароков получает в 1748 году, когда выходят в свет его теоретические трактаты «о стихотворстве». В них он подробно характеризовал основные жанры классицизма и тре­бования к литературным образцам.

Тогда же Сумароков пишет свою первую трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из истории Древней Руси, но выдержанную в правилах французской классической трагедии. Он автор еще не­скольких трагедий: «Гамлет» (1748) - подражание Шекспиру, «Си-нав и Трувор» (1750)-на мифологический сюжет из истории Новгорода, «Семира» (1751) - обращение к событиям Киевской Руси. Конфликт в трагедиях каноничен: это столкновение личных интересов и общественного долга. Трагедии носили воспитательный характер и служили своеобразной школой добродетели, поскольку призывали к терпимости и гуманизму.

А.П. Сумароков автор ряда одноактных комедий: «Чудовищи», «Ссора мужа с женой», «Нарцисс» (1750-е гг.). В них он высмеивает невежество, алчность, тупость, нерадивость, слепую подражатель­ность и другие типичные пороки не только того времени. В середине 1760-х годов драматург создает цикл сатирических комедий: «Опе­кун», «Лихоимец», «Ядовитый».

В 1770 году он создает знаменитую и единственную трагедию, основанную на подлинных национальных событиях,- «Димитрий Самозванец», центральной темой которой является вопрос о долге и ответственности самодержца перед народом.

Сумароков издавал первый чисто литературный журнал «Трудо­любивая пчела», на страницах которого публиковались его переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация и Лукиана.

Особое место в русской литературе занимает Денис Иванович Фонвизин (1744-1792). Как рассказывает легенда, после представ­ления его комедии «Недоросль», Григорий Потемкин воскликнул:

«Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши; Имя твое бессмертно будет по одной этой пьесе». Автор классических национальных комедий известен был своим остроумием, незауряд­ными актерскими способностями и критическим умом, что впос­ледствии привело его в стан политической оппозиции правительству.

Комедия «Бригадир» (1769) написана как сатира, направленная против преклонения перед всем галантным - французским, хотя и создана по классическим канонам, при соблюдении правил трех единств. Однако комедия является самобытным художественным произведением, поскольку проблемы поставлены чисто российские и черты героев национальные, характеры и нравы легко узнаваемы.

Вершина творчества Фонвизина - бессмертный «Недоросль» (1782). По классическим канонам в основу пьесы положена любов­ная интрига, но это лишь фон, на котором разворачивается глубокий социальный конфликт. Автор показывает, что делает с человеком крепостное право, как оно уродует личность, формируя отврати­тельные черты. В комедии жестокость, грубость, варварство пока­заны в фотесковом виде. На сцену сатирически выведины глубоко типизированные образы с индивидуальными характеристиками:

Митрофанушка, Простаковы и Скотинины.

Комедия, направленная против невежества и помещечьего про­извола, оказала мощное влияние на развитие реалистических тра­диций в русской литературе.

Комедия ставилась в столицах и в других городах России. «Бабушка моя рассказывала мне,- писал А.С. Пушкин,- что в представлении «Недоросля» в театре была давка - сыновья Проста-ковых и Скотниных, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут и следственно видели перед собой своих близких и знакомых, свою семью».

А.С. Пушкин оставил замечательные стихи о Фонвизине:

Ты был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый. Денис, невежде бич и страх.

Крупнейшим поэтом 2-й половины XVIII в. был Г.Р. Державин (1743-1816). Его творческое наследие нельзя причислить ни к одному конкретному направлению в художественной культуре XVIII в. Творчество его неожиданное в сочетании стилей хранит образ мудрого и искреннего человека, посвятившего себя изображению реальной жизни. Одна из первых од Державина «На смерть князя Мещерского» (конец 1770-х гг.). Центральная тема - бренность жизни и неотвратимость гибели всего сущего. С того момента тема конца становится сквозной в творчестве поэта. А в оде «Бог» поэт описывает свое видение сути человека, которому отводится «поч­тенная средина естества» между телесными тварями и небесными духами. Прославила же Державина и выдвинула в число первых поэтов ода «Фелица» (1782), в которой он прославляет просвети­тельские идеалы и рисует образ просвещенной императрицы Ека­терины II.

Расцвет творчества поэта приходится на 1790-е годы, в которые он пишет несколько патриотических од: «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор», в которых придер­живаясь классических традиций, прославляет сильное государство и сынов Отечества.

Внимай, Европа удивленна, Каков сей Россов подвиг был...

А слава тех не умирает, Кто за Отечество умрет.

В завершающий период творчества поэт обратился к темам радостей семейной жизни. А за три дня до смерти написал редко­стные по выразительности и глубине стихи:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.

Противоречивые тенденции в национальном классицизме во второй половине XVIII в. привели к постепенному переходу от классического канона к сентиментализму и реализму.

Сентиментализм раскрывает внутренний мир конкретного че­ловека через эмоции и чувства. Расцвет национального сентимен­тализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766-1826). Литературная известность пришла к нему в начале 1790-х годов, когда в «Московском журнале» печатались «Письма русского путе­шественника» (1791-1792) и сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792). Теоретической основой которых явился антикласси­цизм: не разум, а чувства человека должны быть основой художе­ственной эстетики.

В «Письмах...» автор дает портреты многих европейских знаме­нитостей через их взгляды и чувства, облекая их в обыденный разговорный поэтический и лирический язык, избегая высокопар­ности и вычурности. На некоторых современников сентиментальная проза произвела впечатление манерности и слащавости, а на других, в частности на писателя Ф.Н. Глинку, книга произвела впечатление «благоухающей розы: до чего все ароматно и красиво».

В сентиментальной повести «Бедная Лиза» рассказана грустная история о любви с трагической развязкой, вызывающей не бурные чувства, а тихую печаль. Оказывается и крестьяне умеют любить и имеют право на внутреннюю свободу и выбор. Читатель через чужие переживания открывает свой собственный мир.

В 1790-1800 гг. Карамзин написал исторические повести «На­талья, боярская дочь», «Марфа Посадница, или покорение Новго­рода».

Главным трудом Карамзина является «История государства Рос­сийского». А.С. Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец».

Карамзин являлся самобытным писателем и реформатором язы­ка художественной литературы.

Особое место в русской литературе занимает творчество А.Н. Ра­дищева (1749-1802). Воспитанный на европейских ценностях и столкнувшийся с реалиями российской жизни Радищев становится ярым оппонентом царизма. В оде «Вольность» (1781-1783) автор предвидит гибель монархии.

В стихах поэт часто выступает новатором-реформатором.

В 1780-е годы писатель работал над главным своим произведе­нием «Путешествием из Петербурга в Москву». В нем он ведет повествование от первого лица, стилизуя изложение под жанр сентиментального путешествия. Картина, открывшаяся автору, бы­ла ужасающей: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Литературный стиль «Путешествия...» сложен: в текст автора вклиниваются высказывания героев со своеобразием языковых форм. В целом язык архаичен, но позволяет писателю добиться реалистических характеристик героев, передать всю грустность ситуации, высказать активную позицию: «самодер-жавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

В лице Радищева Россия поднялась до осуждения самодержавия.

С писателем-вольнодумцем быстро расправились, приговорив сначала к смертной казни, а затем, смягчив приговор и заменив казнь ссылкой. Но и в ссылке Радищев остался верен себе:

Ты хочешь знать кто я? что я? куда я еду? - Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Русская литература XVIII в. прошла удивительный путь разви­тия. От барокко в 1-й половине, до расцвета классики во 2-й и появления сентиментализма, что выступило толчком к ее дальней­шему развитию.

Музыка. Глубокие изменения в культуре в процессе петровских преобразований привели к изменениям и в музыке, хотя в гораздо меньшей степени, чем в других видах искусств.

До Петровских реформ не существовало светской музыки. В Петровскую эпоху наблюдается появление и развитие удивительно­го синтетического музыкального жанра, канта, ставшего любимым и массовым. Кант - трехголосная песня без сопровождения. В 1-й половине XVIII в. широкое распространение получили канты-ви-ваты, прославлявшие победы русского оружия под Полтавой и Нарвой, достоинства военачальников (например, Петр I часто сравнивался с Марсом) и официальные призывы «Виват, Россия, именем преславна!»

Существовали и лирические канты, имеющие форму строфиче­ской песни, когда на одну и ту же мелодию пели длинный текст в виде куплетов. Текст стихов был предельно прост и чувственен, а мелодия корнями уходила в народную песню. Влияние канта ощу­щалось очень долго. К этой традиции относится и гимнополонез О.А. Козловского на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791) и знаменитое «Славься» в финале оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

В культуру Петровской эпохи активно проникало и влияние западноевропейской музыки. Поскольку двор любил веселиться, а гулянья, иллюминации и фейерверки стали нормой, то распростра­нение инструментальной музыки стало обычным явлением. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи и театральные представле­ния. Создаются полковые духовые оркестры и домашние музыкаль­ные коллективы - оркестры, например, графа АД. Меньшикова, адмирала Ф.М. Апраксина и графа Г.А. Строганова.

В дворянской среде распространяется любительское музициро-вание. Широкое распространение получило партесное хоровое пе­ние. Корни его уходят в средневековое многоголосное храмовое пение. В Петербурге была создана Придворная капелла. Она сопро­вождала Петра I повсюду. По мнению заезжего итальянца «...между ними были прекрасные голоса, в особенности великолепные басы,... и они в Италии получили бы большие деньги».

Во 2-й половине XVIII столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и разнообразной. Проникновение эле­ментов европейской культуры способствовало возникновению вольных, любительских и крепостных музыкальных театров, в репертуаре которых особое место занимала молодая отечественная комическая опера, повлиявшая на создание национального светского музыкаль­ного языка, сформировавшегося на русской народной песне. Со­держание комической оперы составляли бытовые сюжеты. Фабула здесь незамысловата, юмор грубоват, характеры лубочно-одномер­ны, мелодии часто сведены к простой куплетной форме. По законам жанра сложные сюжетные ходы заканчивались победой добродетели над пороком. Первой подобной оперой была «Анюта» (1772). А любимой публикой стала опера М.М. Соколовского «Мельник-кол­дун, обманщик и сват» (1779).

Интерес к музыке привел к становлению музыкального образо­вания в России. Музыкальные классы существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть на духовых инструментах.

Музыкальная жизнь оживляется распространением публичной концертной деятельности, инициатором которой стал известный итальянский композитор и исполнитель В. Манфредини. На кон­цертах исполнялись произведения как европейской инструменталь­ной и вокальной музыки, так и произведения российских авто­ров - Бортнянского, Хандошкина, Кашина.

Во 2-й половине XVIII в. формируется национальная компози­торская школа. Родиной школы был Петербург. Корни националь­ной музыки глубоко традиционны. Основу их составляет хоровая духовная и народная музыка. Однако в ранних произведениях заметно влияние и корифеев европейской музыки: Моцарта, Гайдна и Глюка.

Еще в 1730-годы в России началось увлечение музыкальной культурой Европы, в частности, оперой и инструментальной музы­кой. Это увлечение активно росло не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. В Санкт-Петербурге выступали италь­янская, французская, немецкая оперные труппы, здесь годами работали музыканты с мировыми именами: Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Сарти и другие.

В Москве в 1780 году открылся Петровский театр М." Медокса - предтеча будущего Большого. Оперы ставились и во дворцах ари­стократов, которые содержали крепостные труппы, славившиеся прекрасным репертуаром и высоким уровнем исполнения. Богатст­вом постановок славился театр Н.П. Шереметьева.

Гордостью российской композиторской школы является Д.С. Бортнянский (1751-1825). Ранний период его творчества свя­зан с хоровой церковной музыкой. Но основой его музыкального языка является классицизм. А любимыми формами - концерт и ансамбль. Все его произведения легки, праздничны, величественны и торжественны, в основном написаны в мажоре. Среди наиболее известных произведений - духовные концерты «Скажи им. Госпо­ди, кончину мою», «Живый в помощи Вышняго» и семь херувимских песен.

Кроме этого Бортнянский сочинял пьесы для клавесина, роман­сы, песни, гимны и так называемые «французские» комические оперы. Их у него три: «Празднество сеньора», «Сокол» (1786) и «Сын-соперник, или новая Стратоника» (1787). Их музыкальную основу составляли веселые и фривольные французские «шансон».

Современник и друг композитора М.М. Херасков посвятил ему такие строки:

Какие б ни были дела, Хоть малы, хоть велики, Милее нам хвала Бортнянского музыки...

Во 2-й половине XVIII столетия на музыкальном олимпе России творили талантливые композиторы: М.С. Березовский (1745-1777), В.А. Пашкевич (1742-1797), И.Е. Хандошкин (1747-1804). Их творчество вдохновляла русская народная песня, расцвеченная ин­струментальными вариациями и удивительными хорами. Ф.М. Ду-бянский (1760-1796) и О.А. Козловский (1756-1831) вошли в историю национальной музыки как сочинители романсов. Мелодии романсов рассказывают о «жизни сердца».

Особенность национального музыкального искусства XVIII в. состоит в том, что ему удалось при сохранении национальной самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской музыки, создать национальную ком­позиторскую школу, пройти в развитии вместе с общим художест­венным процессом от барокко к классицизму и сентиментализму.

Театр. Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственно­сти и через театральные подмостки провозглашать свою внутрен­нюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: три­умфальные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».

В 1730-е годы в Москве появлялись «публичные игрища» на масленицу, на которых представляли «Евдона и Берфу», «Соломона и Гаера». А с 1742 года в Москве представляла «Немецкая коме­дия» - постоянно действующий городской театр, на чьи спектакли ходило много народа.

Рождение национального профессионального театра связано с именем Ф.Г. Волкова (1729-1763) и городом Ярославлем, где он впервые поставил драмы своего великого земляка Д. Ростовского, а затем первые трагедии А.П. Сумарокова. С 1756 года публичный театр открывает свой занавес и в Санкт-Петербурге. Создателем репертуара и директором театра был драматург Сумароков. А гени­альным актером и режиссером был Федор Григорьевич Волков. Подтверждением его гениальности служит последнее его тво­рение - «Торжествующая Минерва», в котором проявились мно­гочисленные таланты Волкова. «Театральное искусство знал он в высшей степени»,- вспоминали современники. Ставился этот грандиозный праздник по случаю восшествия на престол Екате­рины II. Во время торжества Ф. Волков простудился и безвременно скончался «к великому и общему всех сожалению».

В труппе Волкова начал свою актерскую карьеру знаменитый актер И.А. Дмитриевский (1736-1821), который с 1779 руководил частным театром на Царицыном лугу. На сцене этого театра впервые была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой сам И.А. Дмитриевский сыграл роль Стародума.

В Москве существовал университетский театр с итальянской труппой Д. Локателли. А в 1780 году открылся Петровский театр, в репертуаре которого были как драматические, так и оперные спек­такли.

Своеобразным явлением культурной жизни второй половины XVIII в. был крепостной театр.

В конце XVIII в. роль театра в общественной жизни значительно выросла и стала предметом публичных обсуждений.

Итак, национальная художественная культура в эпоху Просве­щения отразила сложную общественную жизнь в ее развитии и многообразии вариантов и форм, жанров и направлений. Опреде­ляющей чертой стало формирование «русской европейскости» и светскости.

Эпохой Просвещения называют период конца 17 и всего 18 века в Европе, когда произошла научная революция, перевернувшая взгляд человечества на устройство природы . Просветительское движение зарождается в Европе в тот период, когда становится очевидным криз ис феодального строя . Общественная мысль находится на подъёме, и это приводит к появлению нового поколения писателей и мыслителей, которые пытаются осмыслить ошибки истории и вывести новую оптимальную формулу человеческого существования.

Началом эпохи Просвещения в Европе можно считать выход в свет труда Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (1691), что впоследствии позволило называть XVIII век «веком разума». Локк утверждал, что во всех людях заложены задатки для разных форм деятельности, и это привело к отрицанию любых сословных привилегий. Если нет «врождённых идей», то нет и людей «голубых кровей», которые претендуют на особые права и преимущества. У просветителей появляется новый тип героя – человека деятельного, уверенного в себе.
Основными для писателей Просвещения становятся понятия Разума и Природы . Понятия эти не были новыми – они присутствовали в этике и эстетике предшествующих веков. Однако просветители придали им новый смысл, сделали их главными как в осуждении прошлого, так и в утверждении идеала будущего. Прошлое в большинстве случаев осуждалось как неразумное. Будущее энергично утверждалось, так как просветители верили, что путём воспитания, убеждения и непрерывных реформ можно создать «царство разума».

Локк «Мысли о воспитании»: «Воспитатель должен научить воспитанника разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью».
Также обсуждались и так называемые «законы природы». Локк писал: «Естественное состояние есть состояние свободы, оно управляется законами природы, которым всякий обязан подчиняться»
Таким образом, в литературе появляется новый тип героя – «естественный человек» , который воспитан на лоне природы и по её справедливым законам и противопоставляется человеку дворянского происхождения с его извращенными представлениями о себе и о своих правах.

Жанры

В литературе Просвещения стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Это особенно заметно в жанре эссе, который получил наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения (фр. essai – попытка, проба, очерк). Доходчивый, непринужденный и гибкий, этот жанр позволял быстро откликаться на события. Кроме того, этот жанр часто граничил то с критической статьей, то с публицистическим памфлетом, то с просветительским романом. Возрастает значение мемуаров (Вольтера, Бомарше, Гольдони, Гоцци) и эпистолярного жанра (форму открытого письма часто принимали развернутые выступления по самым разнообразным вопросам общественной, политической и художественной жизни) Достоянием читателей также становятся и личная переписка видных деятелей Просвещения («Персидские письма» Монтескье). Популярность приобретает другой жанр документальный – путешествия или путевых заметок, который дает широкий простор для картин социального быта и нравов, и для глубоких социально-политических обобщений. Например, Дж. Смоллетт в «Путешествии по Франции и Италии» за 20 лет предугадал революцию во Франции.
Гибкость и подвижность повествования проявляется в самых разных формах. В тексты вводятся авторские отступления, посвящения, вставные новеллы, письма и даже проповеди. Нередко шутки и пародии заменяли собой ученый трактат (Г. Филдинг «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика – с - пальчика»). Таким образом, в просветительской литературе XVIII века, прежде всего, поражает ее тематическое богатство и жанровое многообразие. Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного» - это высказывание как бы подчеркивает отказ от всякой нормативности, нежелание отдавать предпочтение одному жанру. И все же жанры развивались неравномерно.
XVIII век – это преимущественно век прозы, поэтому большое значение в литературе приобретает роман, сочетающий высокий этический пафос с мастерством изображения социального быта разных слоев современного общества. Кроме того, XVIII век отличается многообразием типов романа:
1. роман в письмах (Ричардсон)
2. роман воспитания (Гете)
3. философский роман
Трибуной для просветителей был театр. Наряду с классицистической трагедией XVIII век открыл мещанскую драму – новый жанр, который отразил процесс демократизации театра. Особого расцвета достигла комедия . В пьесах зрителей привлекал и волновал образ героя – обличителя, носителя просветительской программы. Например, Карл Моор «Разбойники». В этом заключается одна из особенностей литературы эпохи Просвещения – она несёт в себе высокий нравственный идеал, чаще всего воплощаемый в образе положительного героя (дидактизм – с греч. didaktikos - поучающий).
Дух отрицания и критики всего отживающего естественно вел к расцвету сатиры . Сатира проникает во все жанры и выдвигает мастеров мирового масштаба (Свифт, Вольтер).
Весьма скромно представлена в эпоху Просвещения поэзия. Вероятно, господство рационализма препятствовало развитию лирического творчества. Большая часть просветителей отрицательно относилась к фольклору. Народные песни они воспринимали как «варварские звуки», они им казались примитивными, не отвечающими требованиям разума. Лишь в конце XVIII века появляются поэты, вошедшие в мировую литературу (Бёрнс, Шиллер, Гёте).

Направления

В литературе и искусстве Просвещения существуют разные художественные направления. Одни из них были еще в предыдущие века, а другие стали заслугой века XVIII:
1) барокко ;
2) классицизм ;
3) просветительский реализм – расцвет этого направления относится к зрелому Просвещению. Просветительский реализм, в отличие от критического реализма 19 века, стремится к идеалу, то есть отражает не столько реальную, сколько желаемую действительность, поэтому герой литературы Просвещения живёт не только по законам общества, но и по законам Разума и Природы.
4) рококо (фр. rococo – «мелкие камешки», «ракушки») – писателей занимает частная, интимная жизнь человека, его психология и его слабости. Писатели изображают жизнь, как погоню за мимолетным наслаждением (гедонизм), как галантную игру «любви и случая» и как быстротечный праздник, которым правят Вакх (вино) и Венера (любовь). Однако все понимали, что эти радости мимолетны и скоротечны. Эта литература рассчитана на узкий круг читателей (посетителей аристократических салонов) и для нее характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии – сонет, мадригал, рондо, баллада, эпиграмма; в прозе – героико-комическая поэма, волшебная сказка, любовный роман и эротическая новелла). Художественный язык произведений легкий, изящный и непринужденный, а тон повествования – остроумно-иронический (Прево, Парни).
5) сентиментализм ;
6) предромантизм – возник в Англии в конце XVIII века и критиковал основные идеи эпохи Просвещения. Характерные черты:
а) спор со средневековьем;
б) связь с фольклором;
в) соединение ужасного и фантастического – «готический роман». Представители: Т. Чаттертон, Дж. Макферсон, Х. Уолпол

- …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

ФИО писателя Годы жизни Наиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан 1681-1736 «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич 1708-1744 «К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович 1703-1768 «Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич 1711-1765

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

СУМАРОКОВ Александр Петрович 1717-1777 «Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»
КНЯЖНИН Яков Борисович 1740-1791 «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»
ФОНВИЗИН Денис Иванович 1745-1792 «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович 1743-1816 «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»
РАДИЩЕВ Александр Николаевич 1749-1802 «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве»). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

Памятник Петру Первому ("Медный всадник"), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича , поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского , учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка .

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения , что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы . Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое .
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанры Низкие жанры
Трагедия Комедия
Ода Басня
Эпопея Сатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы , которая существует по сей день.

М.В. Ломоносов

Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов .

А.П. Сумароков

Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков . Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.

А.Д. Кантемир

Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир .

Д.И. Фонвизин

Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин , благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.

Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин , начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм (см. далее),в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Первая русская газета "Ведомости"; номер от 18 июня 1711 года

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика . До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.

XVIII век - столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.

Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства.

Насущной проблемой развития отечественной словесности становится в XVIII в. создание новой системы стихосложения, способной обслуживать возросший стилевой и жанровый диапазон новой литературы. В русской ученой поэзии господствовала пришедшая из Польши силлабическая система, основанная на равенстве строк по числу слогов, постоянной цезуре и женской рифме. Для народной поэзии был характерен тонический стих, построенный на упорядоченности количества ударений в строке.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765)

В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в...

Высшим жанром классицизма считалась трагедия. Она должна была быть написана в стихах и строилась на правиле «трех единств -времени, места и действия. Основой конфликта трагедии было столкновение долга и чувства. Трагедия писалась высоким штилем, героическим добродетельным персонажам противостояли злодеи, попиравшие нормы морали и общественные законы. Образцы жанра дали французские трагики XVII в.-П. Корнель и Ж. Расин. Большинство сюжетов они черпали в античной истории.

«Сатирическое направление», которое, по определению Н. А. Добролюбова, было ведущим в русской литературе XVIII в., не ограничивалось предписанными классицизмом жанрами стихотворной сатиры и комедии. Оно получило широкое развитие в журнальной прозе, выдвинув периодические издания в самый центр общественной жизни и политической борьбы эпохи. На рубеже 1770-х гг. журналист впервые стал в России ключевой фигурой, а публицистика-важнейшим видом литературы.

Фонвизин Денис Иванович (1745-1791)

Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина - не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком, как в комедиях Сумарокова. Это более сложные характеры, живые типы времени.

Державин Гавриил Романович (1743-1816)

Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». Державин смело ломает рамки традиционных жанров и стилей, создает новые традиции, предваряя тем «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» и другие сложные жанровые образования XIX в. «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский. В XX в. интерес к творчеству Державина не ослабевает: Мандельштам...

Радищев Александр Николаевич (1749 - 1802)

«Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев готов опрокинуть до основания воспетое поэтами-одописцами устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии». В этом радищевский Путешественник предвосхищает...

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин. Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный не на книжный «штиль», а на разговорную речь культурного общества. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей», он своим...

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали , а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал . Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения а и а. Карамзин, в повести высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.