Салова Арина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 34»

Исследовательская работа

по теме:

«Правши и левши: две стороны одной медали или два разных мира?»

Выполнила:

Ученица 4 «Б» класса

Салова Арина

Научный руководитель:

Радаева Ч.Ф.

Ульяновск- 2011

  1. Введение……………………………………………….3
  2. Исследование литературы…………………………….4
  3. Экспериментальная часть…………………………….7
  4. Вывод…………………………………………………..10
  5. Литература……………………………………………..10
  6. Приложения………………………………………..11-13

Введение.

Обоснование выбора темы:

Я очень люблю своего братишку Андрея и мы часто играем вместе. Он младше меня на 3 года. Когда он был маленьким, то одинаково часто пользовался и правой и левой рукой, но с возрастом стал чаще пользоваться левой. Я сама- правша, и мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые - левой. Каково леворукому человеку в праворуком мире? И вообще - есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я решила исследовать эту тему.

Итак, объект моего исследования - человек.

Предмет исследования - правосторонние и левосторонние признаки людей.

Цель исследования : расширить знания о леворукости и праворукости людей, а также животных.

Задачи:

1. Изучить физиологические основы праворукости и леворукости, узнать, что влияет на выбор ведущей руки..

2. Узнать, почему большинство человечества праворуки, а также как относились к правшам и левшам в истории человечества и причины такого отношения.

3. Изучить способы определения ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри.

3. Провести эксперименты по определению у себя ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри и по пользованию только левой (неведущей) рукой с целью ощутить, что чувствует леворукий человек в мире правшей.

5. Узнать, существует ли праволапость и леволапость у животных и о том, как её выявить.

6. Провести эксперимент по определению ведущей лапы у моего кота Рыжика.

7 Собрать приложения: пословицы и поговорки со словами правый, левый, правша, левша и т.д. ; составить список известных и гениальных людей- левшей и список действий, которые левше делать труднее, чем правше.

Мои гипотезы (предположения):

  1. Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству.
  2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
  3. Я не являюсь «чистым» правшой.
  4. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
  5. Праволапость и леволапость у животных существуют в таких же соотношениях как у людей.
  6. Мой кот Рыжик праволапый

Исследование литературы.

Физиологические основы праворукости и леворукости.

Все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной ассимметрии (т.е. неодинаковой развитости). В двигательной сфере: это выделение ведущей (т.е. более развитой) руки, ноги, в области чувств - ведущего глаза, уха, ноздри. У каждого человека возможно своё сочетание право- и левосторонних признаков. «Чистых» левшей (т.е. людей с ведущими левым ухом, глазом, ноздрёй, рукой, ногой) очень мало! И «чистых» правшей тоже! В основном на Земле живут люди с преобладающими левосторонними или правосторонними ведущими органами.

Левшами являются около 10-15 % людей. Остальные 85-90% - правши. Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. У правшей, оказывается, больше развито не правое, как я предполагала, а ЛЕВОЕ полушарие, которое отвечает за переработку словесной информации. У левшей более развито ПРАВОЕ полушарие, которое отвечает за обработку образов, эмоций, чувств. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.

Но почему же в ходе развития человечества праворукость победила леворукость?

Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом.

Ряд исследователей склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних культах.

Интересна версия армянского ученого Геодакяна. Опираясь на свою теорию Геодакян сделал множество занятных предсказаний. Он угадал, что ребенок в утробе матери сосет правый пальчик. Исследования УЗИ подтвердили: 92% из сосущих палец детей именно большой палец правой руки находят более вкусным! Почему? Млекопитание - одно из поздних завоеваний эволюции, поэтому за сосательный рефлекс отвечают левое полушарие и правая рука соответственно! Таким образом, получается, что человек, как представитель млекопитающих, более предрасположен к праворукости.

Причины праворукости или леворукости:

На выбор ведущей руки влияют несколько факторов:

  1. Наследственность – у леворукого родителя с большей вероятностью родятся леворукие дети. Кстати, у моего братишки папа- левша, быть может поэтому и он больше пользуется левой рукой?
  2. Влияние среды, культуры. Чем выше уровень развития народа, тем меньше леворуких.

Например, среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов левшей 25-30% !

  1. Травма или болезнь. Это так называемая вынужденная право- или леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д..

Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества .

На протяжении истории человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена.

Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода:

«левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый.

Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «сходил налево», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. п.

Учитывая связь языка и мышления, вряд ли стоит удивляться отрицательному восприятию леворуких людей праворукими. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству, пытается его подавить, такова человеческая натура. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику.

ЧТО ЖЕ ЯВИЛОСЬ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕВШАМ?

А повинна в этом картина Страшного суда в Евангелии от Матфея.

«.. Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам.» Тогда и скажет тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его.»

Поскольку Библия очень почитаемая книга, основа религии, образец морали и идеалов для огромной части человечества, то становится понятным отрицательное отношение общества к левшам.

В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.

Существует ли леволапость и праволапость у животных?

В 60-х г.г.20 века при тщательном изучении поведения животных обнаружилось много интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство - правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные - амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около ²/ 3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов - правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.

Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.

Итак, подытожу: левшами являются люди (или животные) с преобладанием левосторонних ведущих органов, связанным с особенностями работы больших полушарий головного мозга. Леворукость и праворукость связаны с наследственностью и влиянием среды одновременно. Праволапость и леволапость у животных существует.

В следующей главе я попытаюсь определить у себя и своего кота ведущие правосторонние и левосторонние признаки, а также попробую почувствовать себя «левшой».

Экспериментальная часть.

Изучив литературу, я уже была готова к опытно- экспериментальной работе, которая должна была помочь мне окончательно разобраться в простейших методах определения правосторонних и левосторонних предпочтений у человека и животных.

ЭКСПЕРИМЕНТ №1

Я решила определить у себя ведущую руку, ногу, глаз, ухо и ноздрю .

Для этого я провела следующие опыты:

  1. Скрещивание пальцев. Палец какой руки сверху?
  2. Поза Наполеона. Какая рука сверху?
  3. Аплодирование. Какая рука сверху ударяет по другой?
  4. Закидывание ноги на ногу. Какая нога сверху?
  5. Смотрение в «подзорную трубу». Каким глазом привычнее и удобнее?
  6. Подглядывание в замочную скважину. Каким глазом?
  7. Подслушивание того, что говорится в соседней комнате. Каким ухом удобнее?
  8. Шепот на ухо. Каким ухом слушаешь?
  9. Нюхание духов из флакона с узким горлышком. Какой ноздрёй привычнее и удобнее?

10.Затыкание ноздри ваткой. Какой ноздри больше «не хватает»?

Таким образом, я не являюсь «чистым» правшой, как я и думала. Из 10 исследуемых признаков 6 - правосторонние, а 4- левосторонние. Следовательно, правая сторона преобладает, но незначительно.

ЭКСПЕРИМЕНТ №2

Следующим моим экспериментом стал добровольный отказ от пользования правой рукой на сутки с целью испытать ощущения и эмоции леворукого человека в праворуком мире.

День, я сразу скажу, был не из легких! Оказывается, все, что так привычно и удобно для праворукого, для левши представляет большую трудность. Писать, заглядывая себе под руку, НЕУДОБНО. Мало того: вырезать, чертить, резать хлеб, пользоваться отверткой, шить на ручной швейной машинке, закупоривать крышки, консервируя на зиму, пользоваться многими инструментами (отверткой, кусачками, пассатижами, ручной дрелью и мясорубкой, пилой и ножом и т.д.) так ТРУДНО, что я и представить не могла! Даже открыть форточку левше труднее, чем правше. Вообще, все действия, которые совершаются по часовой стрелке, леворуким неудобны. Складывается такое ощущение, что весь мир против тебя.

Исследователь леворукости М. Гарднер замечает: «Многие мелочи постоянно раздражают левшу в правом мире. Он входит в метро- щель монетоприёмника в пропускном автомате расположена СПРАВА. Он хочет позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать левой рукой. Отдавали ли вы себе отчет в том (если вы не левша), что все ручные часы рассчитаны на правшей! Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте их завести, тогда вы поймёте, какое неудобство для левши помещённая справа заводная головка. Все руководства для обучения любому ручному труду неизменно рассчитаны на правшей. Девочка- левша, которая хочет научиться вязать, или мальчик- левша, желающий освоить карточные фокусы , должны переводить соответствующие руководства на свой язык ».

Попробуйте левой рукой воспользоваться таким привычным инструментом, как ножницы - они не режут, рвут бумагу, мнут её. От мамы я узнала, что существуют специальные ножницы, ножи и другие инструменты для левшей, вот только купить их трудно и стоят они недёшево.

Итак, этот эксперимент показал, что левше значительно труднее выполнять самые распространенные действия, так как почти все в мире людей ориентировано на правшей.

ЭКСПЕРИМЕНТ №3

Третьим моим экспериментом было определение ведущей лапы у моего кота Рыжика.

Я долго думала, как можно узнать, какой лапой удобнее пользоваться животному? Наблюдая за Рыжиком во время его игры с моим попугаем Клюшей в клетке, я заметила: кот чаще замахивался на Клюшу правой лапой. А если это случайность? Как с достоверностью узнать, правша он или левша? Прочитав соответствующую литературу и поразмыслив самостоятельно, я выбрала 4 способа определения ведущей лапы у кошки:

1. В банку с узким горлом помещаю вкусное лакомство. Какой лапой Рыжик будет пытаться достать пищу?

2. На веревочку подвешиваю бантик на расстоянии 45 см от пола. Какой лапой Рыжик будет больше играть с бантиком?

3. Тот же бантик на веревочке буду возить по полу. Какой лапой кот чаще будет охотиться за бантиком?

4. Какой лапой Рыжик чаще копает песок?

Вот какие результаты у меня получились:

Из 4 признаков 3-левосторонние.

Таким образом, моё предположение о том, что Рыжик праволапый, ОПРОВЕРГНУТО. Мой кот левша.

ЭКСПЕРИМЕНТ №4

Социологический опрос.

Мною было опрошено 120 человек разного возраста и пола. Задавался один и тот же провокационный вопрос:

Кем быть лучше: правшой или левшой?

Результаты опроса:

Правшой – 45 %

Левшой – 20%

Одинаково, нет никакой разницы – 25%

Не знаю – 10%

Вывод: БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛУЧШЕ БЫТЬ ПРАВШОЙ. Причины:

1) Так думают те, кто сами являются правшами.

2) Так считают те левши, которые испытывают неудобства в праворуком мире.

Правшам был задан вопрос: Как вы относитесь к левшам?

Результаты опроса:

Нормально, они ни чем не хуже нас – 60%

Я их не понимаю, они другие – 25%

Мне их жалко, им труднее, чем нам – 15 %

Вывод : БОЛЬШИНСТВО ПРАВШЕЙ СЧИТАЮТ ЛЕВОРУКОСТЬ НОРМОЙ.

Левшам был задан вопрос: Как ты относишься к тому, что ты - левша?

Результаты опроса:

Горжусь, что я не такой как все – 25%

Вполне нормально – 25 %

Мне труднее, чем правшам, я испытываю неудобства – 30%

Я хотел бы быть правшой – 20%

Вывод: ПОЛОВИНА ЛЕВШЕЙ ИСПЫТЫВАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ПО ПОВОДУ СВОЕЙ ЛЕВОРУКОСТИ,

Выводы.

В ходе исследования я узнала много новой информации. Кроме научных фактов, я собрала много пословиц и поговорок про левую и правую руку, составила список гениальных и известных левшей. Оказывается, что даже существует Всемирный день левшей , который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!

Ряд моих гипотез подтвердился , например тот факт, что

Леворукость передаётся по наследству;

К праворуким общество относится лучше, потому что их большинство;

Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей, более того, ему необходимо

« переводить» многие инструкции на свой лад;.

Я не являюсь «чистым» правшой: у меня есть левосторонние ведущие органы;

Существует праволапость и леволапость у животных.

Однако, некоторые мои предположения в ходе исследования были опровергнуты :

Я думала, что леворукость связана с более развитым левым, а праворукость - правым полушарием головного мозга, а оказалось, что все наоборот! Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой.

Соотношение между праволапыми и леволапыми животными приблизительно равное, а не такое, как соотношение между правшами и левшами у людей;

Мой кот Рыжик не праволапый, а леволапый.

Теперь я могу ответить на главный вопрос: правши и левши – две стороны одной медали или два разных мира?

Я поняла, что обе версии ответа на этот непростой вопрос верны. Правши и левши это две стороны одной медали, так как почти у каждого человека присутствуют как левосторонние, так и левосторонние признаки. Но все же, левшам очень трудно жить в правостороннем мире, потому что этот мир враждебен к ним. Это выражается во всем: начиная от инструкций для ручного творчества, заканчивая молниями на одежде, которые созданы так, как удобно правшам. Именно поэтому многие леворукие люди создают свои общества и сайты в интернете, где общаются и обмениваются советами. Они как будто создают свой маленький мир, где нет места правшам.

Тема правшей и левшей изучена мной еще не до конца. Мне хотелось бы продолжить исследование в этом направлении. Меня заинтересовало, как влияет леворукость и праворукость на творческие способности и характер человека, на успехи в учебе и выбор профессии в будущем, поэтому моё исследование еще продолжится в следующей работе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».

2. Брагина Н. Н. «Левши».

3. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».

4. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».

5.Л. Жаворонкова «Правши и левши»

6. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пословицы и поговорки со словами «ЛЕВЫЙ» и «ПРАВЫЙ»:

  1. Права рука, лево- сердце.
  2. На суде божьем право пойдет направо, а криво- налево.
  3. Пойдёшь налево, придёшь направо.
  4. У нас правому всяк свояк.
  5. У правого уши смеются, а у левого язык уныл.
  6. Кто правого винит, тот сам себя язвит.
  7. Самодур делает всё, что левая нога захочет.
  8. Правая рука это та, на которой большой палец слева.
  9. Языком мастер, а делом – левша.
  10. Виноватый винится, а правый ничего не боится.
  11. Толковый сын- правый глаз отца.
  12. Правый весь день ликует.
  13. Говорит направо, а глядит налево.
  14. В правом ухе звенит- добром поминают, в левом- худом.
  15. Право слово велико.
  16. Правого рука по правде живет.
  17. Левак левака видит издалека.
  18. Левша правшу изымает.
  19. Правый и без глаза видит.
  20. Правой рукой строит, а левой ломает.
  21. Встать с левой ноги.
  22. Его по правой щеке бьют, а он левую подставляет.
  23. Как левой рукой сделано.
  24. У кого то право, а кому то лево.

ПРИЛОЖНИЕ №2

Список известных и гениальных людей- левшей.

Леонардо да Винчи

Эльмира Большебратская
Проект на тему леворукости «Я-ребенок из Зазеркалья!»

Дорогие коллеги все мы не только педагоги, но прежде всего мамы. Моему младшему сыну Вадиму предложили поучаствовать в конкурсе научных проектов , я его поддержала. Стали думать на какую тему выбрать проект и я предложила взять тему леворукости , т. к. Вадик-левша, сынок согласился со мной.

Вот такой проект у нас получился .

Я - Большебратский Вадим, ученик 5 класса «а» , разрешите представить Вашему вниманию исследовательскую работу, выполненной на тему : «Я- ребёнок из Зазеркалья »

Эпиграфом для моего исследования послужили слова Жюля Верна :

«в природе движение идет справа налево .

У человека правая рука развита лучше, нежели левая.

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево . И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота»- читать!

Цель моей работы : Выявить трудности леворуких людей , с которыми им приходится встречаться в мире праворуких

Определение цели исследования и изучение литературных источников позволили сформулировать следующие задачи :

1. Изучить литературу по проблеме леворукости .

2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности.

3. Выяснить трудности, с которыми встречаются леворукие

4. Выяснить, есть ли в начальном звене школы №17 леворукие дети , и если есть, каковы их способности.

Пять лет назад я пошёл в школу и стал замечать, что другие ученики пишут, рисуют правой рукой, а я всё делаю левой . А во время аппликации я столкнулся с трудностями - ножницы не режут в левой руке . Мне стало интересно, почему?

Моя работа актуальна. Леворуких людей становится все больше, а живут они в праворуком мире, поэтому имеют разные трудности. Чтобы помочь таким людям, надо знать их особенности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозг.

Методы исследования :

1. Изучение и анализ литературы.

2. Метод анализа.

3. Метод синтеза.

4. Экспериментальный метод.

5. Метод наблюдения.

Данная исследовательская работа представляет практическую ценность для многих родителей, учителей, учащихся, заинтересованных в том, чтобы каждый леворукий ребенок смог адаптироваться и не испытывал проблем в мире праворуких

Слайд №10 Особенности леворуких детей

“Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

Обычно это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.

У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

Слайд №11 -

Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

Ребенок-левша доверчив, склонен к быстрой смене настроения. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Левши обычно склонны фантазировать, имеют хорошую память. Они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят.

Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными

Слайд №12

По данным анкетирования, 76% родителей леворуких детей считают , что у их детей нет никаких трудностей, а педагоги на вопрос- имеются ли трудности у леворуких детей на уроках труда – 48 % ответили положительно.

Слайд №13

На данных фото мы можем увидеть, что леворукие дети испытывают трудности на уроках труда, рисования, на физкультуре, при письме

Слайд №14

Отношение к леворукости .

По данным анкетирования, можно отметить, что 92% опрошенных педагогов, а также 76% родителей детей младшего школьного возраста считают леворукость индивидуальной особенностью организма, а 8% педагогов и 18% родителей относятся к леворукости как уникальности и признаку гениальности.

Слайд №15

Начав исследование данной проблемы, я изучил семейный фотоархив и выяснил, что причина моего левшества - все таки генетическая, т. к. моя прабабушка – левша, а папа переученный левша.

Слайд №16

А вот старший брат Эрик – видимо скрытый левша, т. к. у него были сомнения по поводу ведущей руки

Слайд №17

Также я обнаружил массу подтверждений, что я уже в раннем детстве отдавал предпочтение левой руке

Слайд №18

С целью выявления левшества и ведущей руки в деятельности мною был проведен тест- опрос среди моих родственников

Обработав данные опросника, я получил следующие результаты : 20% моих родственников являются амбидекстрами, то есть в быту достаточно часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, 20% - в качестве ведущей используют левую руку чаще правой. Тогда как среди испытуемых нет ни одного левши, кроме меня. Вероятно, здесь также имеет место скрытая леворукость .

Слайд №20

Один из авторов книги «Леворукий ребенок » Марьяна Михайловна Безруких утверждает, что : - читать! «Леворукий леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим»

Слайд №21

Анализируя результаты анкетирования учителей начальной школы, выяснилось, что 90% педагогов замечают, что необходимы рекомендации и специальные методики по работе с леворукими детьми . Что касается родителей, то 76% родителей леворуких детей считают , что их детям не нужен особый подход.

Слайд №22

По результатам нашего исследования мы бы хотели дать следующие советы взрослым :

1. Никогда взрослые не должны показывать ребенку отрицательное отношение к леворукости .

2. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей , чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

4. Определять ведущую руку необходимо в 4-4, 5 года.

Слайд №23

5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

6. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю желательно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо .

Слайд №24 -Правила посадки за партой

так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое . Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху.

Слайд №25

Вашему вниманию представлены специальные канцелярские товары, разработанные специально для левшей. Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.

Только с 2004 года российским детям стали доступны специальные канцелярские принадлежности для левшей. И еще один огромный минус – дорогая цена.

Канцелярия для левшей появилась на прилавках нашего города вообще в 2011 году и вот такой набор из необходимых для учёбы предметов – ручка, карандаш, запасные стержни, ластик, точилка - стоит порядка 1800тг. А линейка для левшей стоит 280тг. Конечно, радует, что все эти предметы стали нам доступны, но огорчают цены на них, т. к. не каждый родитель сможет позволить себе такую покупку. А если бы эти товары производились в нашей стране, то их стоимость могла бы быть намного ниже.

Слайд №26

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы :

Анализ данных анкетирования учителей учащихся 1-4 классов доказывает отсутствие прямой связи между ведущей рукой и проблемами в развитии ребенка.

Леворукость – индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии.

Предпочтение ведущей руки окончательно определяется к 4-5 годам.

Слайд №27

Фактор переучивания левши приводит к возникновению школьных неврозов.

Количество левшей с возрастом уменьшается, так как праворукая среда заставляет леворуких приспосабливаться (ненасильственное переучивание) .

Осуществление индивидуального подхода к особенностям восприятия мира леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в преимущественно праворуком мире.

Слайд №28 –

В ходе исследования наша гипотеза нашла подтверждение :

Владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга

Слайд №29 –

Изучать литературу и проводить исследовательскую работу мне было интересно

Ведь я узнал, в первую очередь, свои особенности. Ведь я- левша- ребёнок из Зазеркалья !

Мы заняли 1 место в конкурсе школьных проектов (04. 2012г, затем 1 место в городе(10. 2012, 1 место в Области(11.2012, а на Республиканском туре заняли 3 место(01.203г г. Щучинск!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новогандичевская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области

Левша – это Я?

Исследовательская работа

Выполнила: Беляева Даша, учащаяся 4 класса
Руководитель: Якубенко Елена Фёдоровна, учитель начальных классов

с. Новогандичево, 2017Оглавление

Введение..
3

1
Физиологические основы праворукости и леворукости...
4

2
Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества и в моей семье...
5-6

3
Существует ли леволапость и праволапость у животных...........
7

4
Экспериментальная часть
8-11

Заключение..
12

Литература
13

Приложение..
14-18

Введение
Мне все говорят, что я – левша! Я, действительно, всё делаю левой рукой. В этом году в нашем классе вместе с нами занимаются ребята первого класса.
Как-то раз, понаблюдав за ними, я обратила внимание, что все они пишут, рисуют, вырезают правой рукой. Мне стало интересно, почему же я не такая как большинство людей? Почему некоторым людям удобнее пользоваться левой рукой? Много ли нас – левшей? Может ли леворукость влиять на мои успехи в учёбе, на творческие мои способности, и на мою жизнь в целом? Есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я решила исследовать эту тему.
Я считаю, эта тема очень интересна и актуальна не только для меня самой, так как я – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша!
Цель моего исследования: выяснить, почему я – левша, влияет ли это на успеваемость в школе, и есть ли среди животных – левши?
Для этого я должна:
собрать материал для своей работы;
узнать, как относились к правшам и левшам в истории человечества;
провести исследование с целью выявления левшей среди учащихся, учителей нашей школы и жителей моего села;
провести анализ успеваемости среди учащихся;
узнать существует ли праволапость и леволапость у животных.

Физиологические основы праворукости и леворукости
Своё исследование я начала с характеристики физиологических основ праворукости и леворукости. Вот что я узнала.
Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при внешнем сходстве различаются по строению, и по функциям.
Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» - левое или правое. Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определённом направлении. Левшами являются около 10-15 % людей. Остальные 85-90% - правши. Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. У правшей, оказывается, больше развито не правое, как я предполагала, а ЛЕВОЕ полушарие, которое отвечает за переработку словесной информации. У левшей более развито ПРАВОЕ полушарие, которое отвечает за обработку образов, эмоций, чувств. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.
Из статьи в Интернете я узнала, что на выбор ведущей руки влияют несколько причин:
Наследственность – у леворукого родителя с большей вероятностью родятся леворукие дети.
Влияние среды, культуры. Чем выше уровень развития народа, тем меньше леворуких. (Например, среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов левшей 25-30%).
Травма или болезнь. Это так называемая вынужденная праворукость- или леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д..

Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества и в моей семье
На протяжении истории человечества есть люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена. Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках. Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода: «левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый. Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. д. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику. Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире правшей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что «левизна» принесет детям много проблем. Доставалось левшам и от воспитателей и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а левшей переучивать.. Были времена, что детям - левшам даже привязывали левую руку к туловищу, чтобы они научились пользоваться правой, так как делать все левой рукой считалось плохим тоном и чуть ли не уродством! . Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. У меня есть папа, мама, сестра и брат. Но в нашей семье я единственная, кто пишет, рисует, держит ложку левой рукой. Но мама рассказывала, что когда она была маленькой, то тоже всё делала левой рукой. И это было для неё легко и удобно. Но бабушка моей мамы сказала, что это очень плохо. Она говорила:- Это не дело! Это будет очень сложно: держать ножницы в руках, крутить мясорубку, писать, резать ножом, ведь это всё неудобно. И она решила переучить мою маму. И у неё получилось. Сейчас мама всё делает правой рукой, но и левой у неё что-то получается. И по папиной линии у меня есть два брата и сестра, которые, как и я - леворукие. В наше время, когда уже исследованы причины леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы. Среди леворуких людей есть талантливые люди и гении:
Леонардо да Винчи (художник);
Джулия Робертс (актриса);
Лев Николаевич Толстой (писатель);
Александр Сергеевич Пушкин (поэт). Приложение 1
Вывод: возможно, левшество - не наказание, а дар!
Существует ли леволапость и праволапость у животных
Рядом с нами живут наши друзья – это животные. И мне захотелось узнать, а они могут быть леволапыми и праволапыми? За ответом на данный вопрос я обратилась к биологу нашей школы Сабаевой Марине Викторовне.
Изучив, вместе с ней, научную литературу, я узнала, что в 60-х г.г.20 века при тщательном изучении поведения животных обнаружилось много интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным.
У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные амбидекстры, зато все белые медведи
· левши. Даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе больше половины шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши. Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.

Вывод:. праволапость и леволапость у животных существует.
Экспериментальная часть
Изучив литературу по моей исследовательской работе, я поняла, что у меня господствующим является правое полушарие головного мозга. Но какова, же причина этого я хочу узнать? Почему мои полушария «поменялись ролями»? Для этого мне пришлось проанализировать причины, которые влияют на выбор ведущей руки.
1.Влияние среды, культуры. (Я не живу среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов). Эта причина ко мне не применима.
2.Травма или болезнь. (С этим вопросом мне помогла разобраться Марина Ивановна - это наш фельдшер. Мы с Мариной Ивановной изучили мою медицинскую карту. Оказалось, что никаких родовых травм и болезней у меня не было). Значит и эта причина ко мне не подходит.
3.Наследственность. (У меня мама - левша, но в детстве её переучили).
Вывод: Я – левша! Это результат наследственности.
После этого мне захотелось узнать, есть ли в нашей школе и жителей моего села левши? Для этого я провела следующие опыты:
Аплодирование. Какая рука сверху ударяет по другой?
Возьми у меня предмет.
Нарисуй солнышко в воздухе.
Вот что у меня получилось.

Таблица 1. Есть ли в нашей школе и среди жителей моего села левши?
Опрашиваемые
Количество
Результат

Правши
Левши

Учителя
12
12
0

Учащиеся
20
19
1

Жители моего села
10
8
2

Вывод: Левши есть, но их мало.
Следующим моим исследованием было узнать, зависят ли мои успехи в учёбе и в творческой деятельности от того, что я левша. Чтобы ответить на этот вопрос, мы с Еленой Фёдоровной провели сравнительный анализ успеваемости учащихся 3-5классов за первую и вторую четверть.
Приложение 2
Изучив успеваемость, мы выяснили, что у всех учеников проявляются различные способности, у некоторых есть проблемы с математикой, с русским языком. Больше половины - учатся на «4» и «5», у некоторых есть «3». Среди учащихся я одна левша.. У меня успехи в учебе –хорошие. Всего три «4», а остальные «5».
Вывод: из данного исследования получается, что умственные способности ученика не зависят от того левша он или правша. Думаю, на успеваемость оказывает влияние многое другое (помощь родителей, склад ума ребенка и т.д.)
Просмотрев и проанализировав в «портфеле» достижений за 1 -4 классы свои творческие работы и результаты участия в конкурсах я пришла к выводу, что я творческий ребёнок. Так как мне нравится рисовать, лепить, делать поделки.
Я часто участвую в творческих конкурсах и добиваюсь определённых результатов. Приложение 3 Приложение 4
Вывод: творческие способности ребёнка так же не зависят от того, что он левша или правша.
Следующим моим исследованием мне захотелось узнать, что мне легко, а что трудно делать левой рукой? Я испробовала различные виды действий, которые сама себе придумывала.
Таблица 2. Что у меня получается, а что не получается?
Легко
Трудно

заплетать
крутить мясорубку

рисовать
тереть на тёрке

писать
чистить картошку

вырезать
вязать крючком

Вывод: левше труднее выполнять некоторые действия, но всему можно научиться.
И заключительным моим экспериментом было определение ведущей лапы у моих кошек. Их у меня две. Это Красотка и Юлька. Прочитав соответствующую литературу и поразмыслив самостоятельно, я выбрала три способа определения ведущей лапы у кошки:
В банку с узким горлом помещаю вкусное лакомство. Какой лапой Юлька и Красотка будут пытаться достать пищу?
На верёвочку подвешиваю бантик. Какой лапой кошки будут больше играть с бантиком?
Тот же бантик на верёвочке буду возить по полу. Какой лапой кошки чаще будут охотиться за бантиком?
Вот какие результаты у меня получились.
Таблица 3.Определение ведущей лапы у моих кошек.
№опыта
1
2
3

Результат Красотки
п
л
п

Результат Юльки
л
л
л

Вывод: моя Красотка праволапая, а Юлька леволапая.
Заключение
В ходе исследования я узнала много новой информации. Кроме научных фактов, я составила список гениальных и известных левшей. Оказывается, что даже существует Всемирный день левшей, который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!
А для себя я сделала соответствующие выводы:
я – левша. Это результат наследственности:
леворукость не может быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не переучивать;
леворукость не влияет на творческие способности ребёнка:
существует праволапость и леволапость у животных.
Тема правшей и левшей изучена мной ещё не до конца. Мне хотелось бы продолжить исследование в этом направлении. Я хочу узнать, как влияет леворукость и праворукость на характер человека и на выбор профессии в будущем.
В заключении, хочу добавить: Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Например, все светловолосые и голубоглазые, все очень красивые и очень умные. Если было бы так, то не было бы ни самых умных, ни самых красивых, ни самых любимых, а все - просто одинаковые. Поэтому каждый человек имеет право на существование - и рыжеволосый, и черноглазый, и леворукий. Такими нас создала природа. Мы - разные и это здорово! Каждый леворукий человек - особенный. Впрочем, как и любой праворукий.

Литература
1.Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 г. - № 3.
2..М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».3. Брагина Н. Н. «Левши».4.. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».5. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».6.Л. Жаворонкова «Правши и левши»7. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?

Приложение 1
Список известных и гениальных людей- левшей

Личность
Род занятий

Аристотель

Древнегреческий ученый

Юлий Цезарь

Римский император

Александр Македонский

Полководец

Наполеон Бонапарт

Завоеватель

Леонардо да Винчи

Художник

Микеланджело

Художник

Николай Рахманинов

Композитор

Владимир Маяковский

Джулия Робертс

Пол Маккартни

Певец, композитор

Барак Обама

Президент США

Марк Твен

Писатель

Ганс Христиан Андерсен

Писатель

Лев Толстой

Писатель

А.С. Пушкин

Фридерик Шопен

Композитор

Приложение 2 Анализ успеваемости учащихся 3-5классов

Приложение 3 Мои результаты в конкурсах
Год
Название конкурса
Результат

2014
«Семья за детство без опасности»

2014
«Выборы глазами детей»

2015
«Мама- главное слово в каждой судьбе»
1место

2015
«Пасхальный звон»

2015
«Зелёная планета глазами детей»

2016
«Люблю тебя, мой край родной»

2016
«Выборы глазами детей»

2016
«Масленичные проделки»

Приложение 4 Мои награды

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области »

Конкурс проектных и исследовательских работ

От гипотезы к открытию

Научно-исследовательская работа

Левша держит мышь, «заточенную» для использования правой рукой

Многие модели компьютерных мышей пригодны только для пользования правой рукой. На многих рабочих местах, оборудованных компьютером, мышь расположена с правой стороны, делая неудобным её использование для левшей (тем не менее некоторые исследования показывают, что правша, держа мышь в левой руке, работает в итоге быстрее. Линейки также могут вызывать трудности в использовании, так как начало отсчета расположено с неудобной стороны и левшам приходится переворачивать их вверх тормашками. Кухонные ножи европейского стиля являются симметричными, в то время как японские кухонные ножи имеют усечённое асимметричное лезвие; модели для левшей редки, и обычно их необходимо специально заказывать.

Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям.

Два типа ножниц: справа – «стандартные» (для правшей), слева – предназначенные для использования левой рукой.

Ребёнку-левше трудно научиться писать, если преподаватель отказывается научить ученика правильному и лёгкому для него способу письма. Это происходит потому, что считается, что письмо левой рукой является зеркальным отображением письма правой рукой, что делает ещё более трудным и запутанным процесс обучения письму. В результате большинство левшей во время письма изгибают руку вокруг ручки таким образом, чтобы наклон бумаги имел тот же самый угол, что и у правшей, вместо того, чтобы просто наклонить бумагу в противоположную сторону. Как только эта привычка сформирована, её трудно разрушить. Такое выгибание кисти приводит к тому, что руку, располагающуюся позади написанных символов, необходимо поднимать над строкой письма, что приводит к ещё большим неудобствам. Когда левая рука расположена правильно, то она находится ниже строки письма, точно так же, как и у правшей.

Люди, являющиеся левшами, в арабском мире и Израиле не имеют таких трудностей с письмом, так как письмо на данных языках происходит справа налево, что препятствует левшам проводить своей рукой по чернилам как случается при письме слева направо. Это также актуально для языков урду и фарси.

Множество компаний из «благих намерений» изготовили продукты, подходящие для левшей, но они всё ещё не в состоянии восполнить потребности левшей. Например, много компаний производят «ножницы для левшей», просто зеркально отражая ручки ножниц, делая тем самым удобный хват для левши. Однако на ножницах, для того, чтобы ими действительно могли пользоваться левши, лезвия также должны быть зеркально перевёрнутыми, иначе левша выполняет «слепой разрез», потому что само лезвие закрывает человеку вид на разрезаемый объект.

Технические преимущества

§ Англоязычное расположение знаков на стандартной QWERTY-клавиатуре. Данное расположение знаков содержит гораздо больше часто употребляемых букв на левой стороне клавиатуры, следовательно, левая рука выполняет большинство нажатий клавиш для печати, давая левшам преимущество.

§ Бокс - леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень.

Довольно давно человек обратил внимание на то, что руки - не единственный пример асимметрии человеческого тела. Это привело к попыткам объяснить асимметрию рук через асимметрию других органов. Так, Аристотель считал, что органы, расположенные справа, мощнее, чем находящиеся слева. Френсис Бэкон предположил, что существует связь между праворукостью и расположением печени справа. Сейчас трудно установить, кому принадлежит идея о том, что правое левое полушария мозга различаются и это связано с предпочтением руки. По крайней мере, знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела восходят к первым векам нашей эры. Основательное исследование мозга двух леворуких женщин в сравнении с мозгом праворуких индивидуумов было выполнено в Англии анатомом Оглом в 1871 году. Огл обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека.

Современные взгляды на этот вопрос не столь категоричны. Так, ряд ученых считает, что анатомические различи мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий вообще и предпочтение руки в частности. Основной проблемой является то, что анатомам, как правило, не известно, праворукому или леворукому индивидууму принадлежит исследуемый мозг.

Следует заметить, что если считать асимметрии мозга (анатомические и функциональные) причиной праворукости ил” леворукости, то вопрос о способах передачи по наследству не снимается. Наиболее убедительным ответом являются генетические теории. В пользу генетических моделей говорят результаты обследования детей, взятых на воспитание. Рукость таких детей коррелировала с рукостью биологических родителей, а не тех, кто их воспитывал. Рассмотрим некоторое из этих теорий. Джерре Леви и Томас Нагилаки предположили, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, которое контролирует речь. Как и всякий ген, он имеется в генотипе человека в двух формах, или, как говорят генетики, представлен двумя аллелями. Доминантный аллель L определяет, что речевым будет левое полушарие, а аллель r относит речевую функцию к правому полушарию. Второй ген определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие - находящейся на той же стороне, что и полушарие, или на противоположной. Как правило, полушарие управляет конечностями противоположной стороны. Такой контроль определяется доминантным аллелем С, а управление левым полушарием левой рукой или правым правой рукой зависит от аллеля с. Таким образом, теоретически возможны 4 варианта. Согласно этой гипотезе, большинство людей праворуки и обладают центрами речи в левом полушарии (генотипы LLСС, LrСС, LLСс, LrСс). Слабое место этой модели - предположение о возможности контроля правой руки правым, а левой - левым полушарием, так как это может быть обусловлено тремя вариантами генотипов (LLс, Lrсс, rrсс) (рис. 1).

В 60-х годах Марион Аннет предположила новую генетическую модель наследования рукости, которая утверждает, что в человеческой популяции левши, амбидекстры (обоерукие) и праворукие распределены в соотношении 0,04, 0,30 и 0,66 соответственно и это соотношение объясняется наличием или отсутствием гена, который содержит фактор правого сдвига. При наличии генетического фактора правого сдвига в ходе развития у ребенка, как правило, в левом полушарии формируются центры речи и предпочтение правой руки, которая также управляется левым полушарием.

Если в генотипе ребенка такой ген отсутствует, то такое полушарие становится речевым, а какая рука будет доминировать, определяется случаем. Поскольку каждый ген представлен парой аллелей, каждый из которых получен от одного из родителей, то помимо индивидуумов с генотипом RR (R - фактор правого сдвига) и rr (r - отсутствие фактора правого сдвига), встречаются люди, обладающие генотипом Rr, то есть унаследовавшие фактор правого сдвига только от одного из родителей.

Следует подчеркнуть, что, поскольку фактор правого сдвига определяет лишь вероятность доминирования левого полушария и правой руки, теория Аннет допускает влияние средовых факторов на ребенка, обладающего любым возможным генотипом.

Мы провели в школе опрос. Прошли по всем классам и получили следующие результаты:

1 кл – 25 учащихся леворуких нет

2 «А» кл –левша)

2 «Б» кл –левша)

3 «А» кл – 18 учащихся леворуких нет

3 «Б» кл – 19 учащихся (1 левша)

4 «А» кл – 16 учащихся (1 левша)

4 «Б» кл – 13 учащихся (1 левша)

5 кл – 26 учащихся (4 левши)

6 «А» кл – 16 учащихся (1 левша)

6 «Б» кл – 15 учащихся (1 левша)

7 «А» кл – 14 учащихся (1 левша)

7 «Б» кл – 15 учащихся (1 левша)

8 «А» кл – 16 учащихся (3 левши)

8 «Б» кл – 13 учащихся (1 левша)

9 «А» кл – 15 учащихся (2 левши)

9 «Б» кл – 13 учащихся (1 левша)

10 кл – 14 учащихся (2 левши)

11 кл – 14 учащихся (1 левша)

1.«Переплетение пальцев рук». Предложите детям сложить руки в замок, тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется большой палец правой руки, а у левшей – левой, у нас так и получилось 2 на 2.

2.«Поза Наполеона» - складывание руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье результат тоже 50% на 50%.

3. «Одновременные действия обеих рук» - рисование круга, квадрата. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.

4. Выпить воду из стакана (2 левой рукой, 2 правой)

5. Почистить обувь щеткой.

6. Попасть ручкой в небольшую точку на листе бумаги.

7. Открыть, закрыть застежку-молнию.

После проведенных работ оказалось, что праворукие Алакина Аня и Кириченко Алина полноценные правши. Леворукие Дементьева Лена и Попов Никита – полноценные правши.

В детском садике «Тополек» провели следующую работу.

1. Рисование. Положите пред испытуемым лист бумаги и карандаш и предложите что-нибудь нарисовать. Когда он закончит, попросите его сделать такой же рисунок другой рукой. Оценивают, какой рисунок лучше: линии ровнее, четче штрихи, более точное соотношение деталей. Обратите внимание, правильно ли ребенок при этом держит карандаш, ровно ли сидит, не напрягается.

2. Открыть спичечный коробок. Пассивная рука будет держать коробок, а активная - выдвигать «ящичек».

3. Вырезать рисунок по контуру. Ведущая рука та, которая активна, независимо от того, двигает она ножницы или бумагу навстречу ножницам.
Начальные классы" href="/text/category/nachalmznie_klassi/" rel="bookmark">начальных классов и школьный психолог. т. к. леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, особенно в первом классе, а также эта работа может быть интересна леворуким.

Использованная литература.

1., «Поурочные планы по биологии», изд-во «Учитель», 2006г.

2. http://hospital. *****/article12_article_266_1.phtml

3. http://*****/2003/16/1.htm

4. http://alfate. *****/levscha/8.htm

5. http://*****/zdorovie/278/

6. http:///ru/articleview. html? id=54


Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме леворукости. 2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности. 3. Узнать причины моей леворукости. 4. Выяснить, есть ли в нашей школе леворукие люди, если есть, каковы их способности. 5. Методом эксперимента установить наличие скрытой леворукости у моего двоюродного брата. 6. Дать рекомендации взрослым по поводу того, как обращаться с леворукими детьми.






Правое полушарие управляет левой половиной тела. У правшей и левшей отвечает за интуицию, абстрактное образное мышление, музыкальный ритм, интонацию чувства. Но у левшей здесь еще и формируется «центр речи и письма» Левое полушарие управляет правой половиной тела. У правшей отвечает за логику, речь, письмо, чтение Нежесткие межполушарные связи у левшей способствуют нестандартному решению. У левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое.





3.Особенности леворуких детей Художественно одарённые и очень эмоциональные. Хорошие музыкальные способности. Часто поздно начинают говорить и иногда испытывают трудности в произношении некоторых звуков. Бывает, что им трудно даётся чтение, письмо, математика. Ребёнок – левша доверчив, склонен к быстрой смене настроения. Левши склонны фантазировать, имеют хорошую память. Они чувствительны, оригинальны. Леворукость - признак сильного характера и больших творческих способностей.









Анкетирование Вопросы к испытуемомуЛев.рукаПр.рука 1.Переплести пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? + 2.Испытуемому дать 2 карандаша, завязать глаза и попросить нарисовать 2 круга. Рисунок, выполненной ведущей рукой, получается аккуратнее. + 3.Переплести руки на груди. Какая рука сверху?+ 4.Вырезать ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой. + 5.Поаплодировать. Какая рука сверху?+ 6.Намотать нитку на катушку.+ 7.Вставить нитку в иголку.+ 8.Вставить стержень в пуговицу и поднять её.+ 9.Попасть иголкой в небольшую точку.+ Если более 6 заданий выполнили левой рукой, то человек-левша, если менее 5, то правша.





7.Советы взрослым 1.Никогда взрослые не должны показывать ребенку отрицательное отношение к леворукости. 2.Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка. 3.Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. 4.Определять ведущую руку необходимо в 4-5 лет. 5.Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. 6. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю желательно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.