Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.

Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают :

Научные исследования бюджетные,

Хоздоговорные

И нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:

Фундаментальные,

Прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.


Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:

Долгосрочные,

Краткосрочные

И экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Идея - это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

«МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СМИ Ложкина А.И. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые выявляет основные методы отражения и критики асоциальных...»

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),

Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013

www.sisp.nkras.ru

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-22

УДК 159.9.072.5

МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СМИ

Ложкина А.И.

Новизна исследования заключается в том, что автор впервые выявляет

основные методы отражения и критики асоциальных явлений в журналистике.

Дается определение вводимому понятию «методы критического отражения».

Описываются возможности их применения. Предметом исследования являются методы репрезентации реальности в содержании периодических изданий. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о методах, характеру и способу отображения существующей объективной, социальной реальности в средствах массовой информации. Апробация данных производилась на примере материалов российской общественно-политической и деловой газеты "Известия" за три исторических периода. Предпринята попытка сравнить предложенные методы, отражающие асоциальные явления, которые происходили в обществе в разные периоды истории страны. Результаты данного исследования могут прояснить границ асоциальности журналистики и позиции в освещении асоциальных явлений.

Ключевые слова: методы; критическое отражение; общественное мнение; манипуляция сознанием; асоциальные явления.



© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru

THE METODS OF ASOCIAL PHENOMENA CRITICAL

REFLECTION IN MASS MEDIA

Lozhkina A.I.

The novelty of the study is that the author first identifies the main methods of reflection and criticism of asocial phenomena in journalism. The introduced concept of “the methods of critical reflection” is identified." The features of method’s application are described. The subject of study is the method of representation of reality in the content of periodicals. The theoretical value of the study is to increase understanding of the methods, the nature and method of displaying the existing objective social reality in the media. Testing was performed on the data sample materials of the Russian socio-political and business newspaper "Izvestia" three historical periods. An attempt was made to compare the proposed methods, reflecting asocial phenomena that have occurred in society in different periods of history. The results of this study may clarify the boundaries of asociality of journalism and position in light of asocial phenomena.

Keywords: methods; critical reflection; public opinion; manipulation of social consciousness; asocial phenomena.

Введение СМИ играют немаловажную роль в жизни социума, отражая особенности социальных процессов, проблем и явлений, происходящих в нем. Одновременно с этим пресса внедряет в массовое сознание оценки сложившейся ситуации, которые формируют общественное мнение. В последние годы все острее звучит проблема ограничения некоторых методов в деятельности средств массовой информации, методов, позволяющих журналистам излишне увлекаться одними темами в ущерб другим. В своем арсенале журналистика имеют разнообразные © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru методы отражения социальной реальности. Мы будем рассматривать методы отражения асоциальных явлений в СМИ.

Методы критического отражения - это приемы, используемые (сознательно или бессознательно) авторами публикаций при отборе, обобщении и интерпретации фактов описываемой реальности, в зависимости от целей, стоящих перед ними. Это приемы, при помощи которых в тексте выражается оценка асоциальных явлений средствами художественной выразительности.

Материалы и методы Среди ученых нет единства в том, какие методы эмпирического уровня следует считать методами критического отражения асоциальных явлений, поэтому они сформулированы и конкретизированы автором работы самостоятельно. Основания к формулировке некоторых методов, их описанию и типологизации были взяты у таких исследователей, как В.П. Кохановский , Е.Е.

Пронина , Л.С. Салемгареева , М. Григорьев и А.А. Тертычный.

Для более детального и наглядного рассмотрения методов критического отражения асоциальных явлений средствами массовой информации мы проанализировали российскую газету «Известия» методом контент-анализа. Сопоставив печатные материалы, опубликованные за три периода существования издания: с января по декабрь 1975-го, с января по декабрь 1991 и 2009гг.

В своем исследовании мы рассматривали те асоциальные явления, которые были описаны нами ранее в магистерской диссертации «Публичная сфера асоциального:

методы критического отражения в средствах массовой информации (на примере газеты «Известия»)».

–  –  –

Агрессии. Метод эмоционального воздействия на аудиторию посредством концентрации фактов насилия (сцен стрельбы, убийств, крови и т.п.), доходящей до информационного садизма. Метод основан на принципе фрейдизма, объясняющем подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти), в соответствии с которым сильнее всего привлечь внимание и интерес аудитории может зрелище смерти. 18 сентября 2002 года во время «Круглого стола» на тему «Специфика освещения российскими СМИ кризисных ситуаций. Пропаганда насилия», участники обсуждения заявили, что "российские СМИ превратили действительность в сериал ужасов" .

Геббельса. Метод основанный на многократном повторении лжи для внедрения ее в массовое сознание в качестве непреложной истины. Этим же методом внушения пользуется и подавляющее большинство рекламных компаний многих бульварных газет.

Гедонический. Метод, в основе которого лежит удовольствие как высшая цель жизни (гедонизм – от латинского «наслаждение», «удовольствие») и осознанное отрицание ответственности, долга, запретов, идеалов . Функция гедонического текста – удовольствие, развлечение, десакрализация ценностей и глумливость. Гедонистический текст запускает драйв-мышление, которое впоследствии приводит духовную сферу индивида и общества в целом к состоянию изначального хаоса.

Метод усиления выразительности посредством Гиперболический.

явного и намеренного преувеличения. Применение гиперболы часто сочетается с такими стилистическими приёмами, как метафоры, сравнения и т.п.

Дедукции. Основывается на принципе процесса познания от общего к единичному. Характерной особенностью дедуктивного метода отражения реальности в журналистском тексте является то, что от истинных посылок автор идет не к вероятностному, а к истинному, достоверному заключению.

Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

Игнорирования. Метод, в основе которого лежит строгий контроль информации. Журналист оставляет без внимания важные или значимые события и факты, он просто избегает ситуаций, способных вызвать реакцию аудитории.

Индукции. Основывается на принципе процесса познания от частного (опыта, фактов) к общему (к обобщению в выводах). Так как опыт по сути своей является неполным и поэтому бесконечным, то выводы, основанные на умозаключениях и интуиции, всегда имеют вероятностный (проблематичный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как эмпирические законы (опытные истины). Перенос частного факта в сферу общего. К примеру, рассказывая об убийстве студента, выражавшего антифашистские взгляды, автор публикации обвиняет во всем неонацистов (русских фашистов).

Утверждая это, он тем самым, вольно или невольно, свидетельствуют о существовании в стране организованного движения под названием «русский фашизм».

Коллажа. Данный метод основывается на применении технического приёма, используемого в изобразительном искусстве, при котором на подложку наклеиваются предметы и материалы, отличающиеся от основы по цвету и фактуре (коллаж от фр. Collage – наклеивание). Включая в публикацию разнородные материалы, автор достигает эффекта неожиданности, а также эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Критический. Данный метод построен на выявлении и осуждении негативных фактов и явлений жизни общества и является разновидностью публицистического жанра. Число критических статей резко увеличилось с © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru началом демократизации. Многие публикации, анализируя события прошлого, содержат резкие, зачастую охаивающие интонации.

Преуменьшения, литоты (от др.-греч. – простота, малость, умеренность).

Метод заведомого преуменьшения значения, величины или силы изображаемого события или явления. Автор публикации сопоставляет два разнородных явления на основании какого-либо общего признака, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления.

– благожелательное и корректное отображение Лояльности происходящих событий, соблюдение (порой только внешнее, формальное) действующих законов, постановлений органов власти. Принципы лояльности:

не подвергать сомнению решения руководства страны, правящей партии;

не высмеивать, не отзываться уничижительно о политике и действиях первых лиц страны и госчиновников.

не распространять слухи и сплетни о правительстве и руководстве;

не обсуждать в публикациях внутреннее устройство правительства, их методы работы и т.д.

Метод маскировки применяется в журналистских материалах для того, чтобы ввести в заблуждение сторонников противоположного мнения по поводу реальных намерений автора публикации. Маскировка, несмотря на свою кажущуюся простоту, является важным инструментом журналиста. Факт использования данного метода в тексте удается далеко не всегда, т.к. его суть – утаивать истинные мотивы.

Мистификации. Метод, при котором автор публикации выдает за действительное событие, которого на самом деле не было, лжесобытие. На использовании данного метода построена работа бульварной прессы. К примеру, «свидетельства» о сатанистских оргиях и жестоких ритуалах с © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru кровавыми жертвоприношениями давно набили оскомину и ничего, кроме отвращения или гнева в адрес авторов подобных публикаций, не вызывают.

Мифологичности. Метод использования в публикациях разного рода домыслов и слухов, ориентирующийся, прежде всего, на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объективности, а поддержки и т. д. Характерной чертой мифологического текста является поэтизация. Мифологические тексты массовой коммуникации играют важную роль в поддержании системы духовных ценностей путем воспроизведения и обновления коллективных символов.

Нейтральности. Это метод отражения конфликта, не дающий каких-либо преимуществ ни одной из сторон конфликта. Данного метода придерживается в основном западная журналистика. По мнению Эрика Фихтелиуса, одного из самых известных и опытных репортеров Швеции, «журналист – не судья, облеченный полномочиями решать, кто прав, кто виноват, и не пророк, предрекающий простым смертным будущее» .

Профанации. Метод намеренного искажения фактов, опошления какихлибо идей, «осквернение святыни». Считается, что профанация – это естественный процесс, связанный с особенностями человеческой психики.

Самым ярким примером профанации XX века стала предложенная В.И.

Лениным идея создания социалистического государства, которую в ходе истории неоднократно интерпретировали правящие структуры, в зависимости от политических тенденций.

Метод правдивого, объективного отражения Реалистический.

социальной действительности и личности человека в его нерасторжимом единстве с общественными отношениями, располагающий необычайным многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистических форм и приёмов.

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru Метод восстановления картины произошедшего Реконструкции.

события, действия, явления. Данный метод применяется при подготовке материалов как информационных, так и аналитических и художественнопублицистических жанров. При этом следует иметь в виду, что реконструкция предполагает перестраивание, новую организацию, реставрацию отображаемых событий в зависимости от целей авторов публикации . Журналистская реконструкция может быть оперативной, используемой для восстановления картины актуальных событий, и исторической, применяемой для изображения и анализа событий, ставших фактами истории.

Сатирический. Метод обличения асоциальных явлений посредством различных комических средств: пародии, иронии, сарказма, гротеска, аллегории, гиперболы и др. В сатирических публикациях высмеиваются явления жизни, представляющиеся автору порочными: индивидуальные или социальные сумасбродства и злоупотребления. Современная публицистика пользуется такими приемами обличения, как инвектива, пародия и др. К примеру, в резюме гардеробщика, ищущего работу в консерватории, значится "менеджмент в области учета и хранения материальных ценностей в сфере шоу-бизнеса", а уборщицы – "менеджер по освобождению офиса от добровольного отчуждения собственности". В сатирических публикациях широко используется юмор с целью «разбавления» прямой критики, и придания ей большей привлекательности.

Известинцы Р. Арифджанов и С. Мостовщиков трансформировали жанр фельетона в некий симбиоз журналистского расследования, репортажа, сатирического рассказа и пародии. Однако эти произведения не утрачивают фельетонной направленности, так как не теряют жанровых признаков классического фельетона - основаны на строгой фактической основе, с авторским подтекстом, в них наличествует ассоциативная тема, образы, картинки, используются сатирическое заострение темы и лирикоюмористическая интонация, присутствуют конкретные выводы .

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru Убеждения. Метод предполагает использование внушения. Автор публикации убеждает аудиторию в собственной компетентности, входя в доверие к ней, становясь своего рода альтер-эго аудитории. С этой целью читатель или зритель вводится в так называемое суггестивное состояние (реактивное поведение – поведение озадаченной толпы), при котором читатель, слушатель, зритель принимает на веру все, что ему преподносится, не требуя доказательств. На основе внушения построены все религии: «Не надо думать, надо верить». В убеждающем тексте предупреждения звучат свыше, как мнение наставника.

Устрашения. Метод «страшилок», при котором аудитория оказывается перед выбором меньшего из двух зол. Живописный рассказ об ужасах большего зла заставляет воспринимать меньшее почти как добро. Скажем, апеллирование некоторых СМИ к истории Третьего рейха (хотя, естественно, никакого отношения та история к нынешней ситуации в России и в мире не имеет).

Метод фрагментации заключается в делении потока информации на не связанные друг с другом отдельные фрагменты, вследствие чего потребители информации становятся не в состоянии сформировать правильную и полноценную картину мира или хотя бы выделить основную мысль, сосредоточиться на чем-то одном.

Обсуждение результатов Представленные методы используются журналистами, исходя из собственных убеждений и настроения, темы публикации, ситуации, имеющихся фактов, выбранного жанра.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, посредством коммуникации с использованием специфических методов критического отражения действительности средствами массовой информации создается общественное мнение и формируется общественное сознание, то есть осуществляется манипуляция массовым сознанием как внутри © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru государства, так и за его пределами. Все зависит от того, кто фактически определяет информационный контент.

Во-вторых, существует целый ряд специфический методов отражения асоциальных явлений посредством СМИ, наиболее часто используемые среди которых – убеждения, воздействия, устрашения, замалчивания фактов, фрагментации, мистификации, критический, метод коллажа, индукции и дедукции. В рамках одной публикации может использоваться несколько методов.

В-третьих, индивидуум располагает определенным пространством для независимого формирования своего мнения относительно окружающей его действительности – собственной культурой.

Заключение В современных средствах массовой информации количество материалов асоциальной направленности резко увеличилось, при этом методы, применяемые для освещения асоциальных явлений, не способствуют объективной и адекватной оценке их в социуме. Большую роль в характере и способах отображения существующей объективной реальности играет специфика издания, состав авторского коллектива и его руководство.

–  –  –

5. Матвейчев И. О пресловутых «грязных» методах и не только // ПолитТех:сайт, 2011. URL: http://polittech.org/2011/04/07/о-пресловутыхгрязных»-методах-и-не-т/ (дата обращения: 14.02.2013).

6. Подлесова И. Журналистов поучили правильно писать // Известия.

2002. №169. URL: http://main.izvestia.ru/community/article24070/ (дата обращения: 10.12.2012).

7. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: КДУ. 2006.

8. Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ.

2007. №2. URL:http://vestnik.ipk.ru/vip_2_salem.html/ (дата обращения:

9. Тертычный А.А. Для журналиста. Что такое реконструкция // Журналист. 2004. №4. С. 77-79

10. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Мультипортал Юнпресс: Стокгольм, Швеция,. 1999. URL:

http://www.journ.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=do wnload&id=530&chk=c87bfe3ffc5dd611b1f8fd808115ba05&no_html=1&fname=Fi chtelius_10_zapovedej.pdf/ (дата обращения: 30.01.2013).

–  –  – оповiдi 3 2013 НАЦIОНАЛЬНОЇ АКАДЕМIЇ НАУК УКРАЇНИ МЕХАНIКА УДК 551.466.6:532.529.2 Я. В. Загуменный, Ю. Д. Чашечкин УДК 615.8 ББК 75.6 А83 Армстронг Линда А83 "Око возрождения" для современной женщины / Перев. с англ. - М.: ООО Издательство "София", 2013. - 160 с. ISBN 978-5-399-00483-9 Каждый, кто интересуется вопросами здоровья и долголетия, наверняка слышал о пяти чудесных упражнениях, при помощи которых ти...»

«УДК 378. 4 БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ В.В. Фещенко В статье дается определение понятия "барьер инновационного развития вуза", рассматриваются причины его возникновения, выявляются основные виды инновационных барьеров. Успешное развитие инновационной деятельности вуза будет эффективнее, если своевреме...»

«nginx/1.2.1 Вариант № 32416 1. B 1. Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присут ст вуют т олько буквы из приведённого фрагмент а кодовой т аблицы: А Б В Г Д Е Ж Определит е, сколько букв содержит сообщ...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВКР

Проблема исследования

Определяется студентом-исследователем на практике в процессе изучения учащихся, их проблем или собственных методических проблем. Студент-исследователь обнаруживает какие-либо новые для него закономерные связи и испытывает потребность обосновать или найти причину явлений. Студент в процессе исследования изучает известную в науке проблему, открывая ее для себя как субъективно новую.

Актуальность исследования

Можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?». Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, который будет, достигнут в результате выполнения работы.

Цель исследования

Это представление об общем результате работы. Цель часто определяется на основании более конкретного, подробного описания темы исследования.

Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):

· обоснование новых методов диагностики;

· обоснование симптоматических закономерностей;

· выявление комплекса необходимых исследований для решения лечебных задач;

· обоснование новых форм, методов и средств лечения;

Объект исследования

Это то, что «противостоит познающему субъекту», т.е. исследователю; то на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования не может быть человек, это лечебный процесс, явление, факт. «Объект исследования – те феномены, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя» (В.В.Гузеев).

Предмет исследования

Это отдельная сторона, аспект рассмотрения изучаемого объекта. Предмет дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь. Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев).

Гипотеза исследования

Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать!

Гипотеза формулируется следующим образом:

· ЧТО-ТО способствует развитию ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ…

· ЧТО-ТО обеспечит развитие ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что…

· ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА…

В опытно-практической, теоретической и проектной работе гипотезы может не быть, в опытно-экспериментальной работе исследователь выдвигает предположение об эффективности, необходимости, пользе выполняемой работы.

Задачи исследования

Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы подтвердить предположение (гипотезу), как действовать, чтобы достичь цели исследования?».

Обычно в работе формулируется 3 – 5 задач.

Практическая значимость исследования

Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа, дается постановка основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. Также во введении излагается информация об актуальности темы, обоснования ее выбора, современное рассматриваемого вопроса и его практическая значимость, цели, задачи, гипотеза исследования. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направленна работа.

Пример:

«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и является основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.

Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствует о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия. До середины 80-х годов прошло столетие общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний (кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).

Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что артериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер. Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».

Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

Степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

Уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Выделяют три уровня актуальности:

1 уровень - необходимость дополнения теоретических построений. Например, если проблема сопровождения беременных женщин ранее не рассматривалась и студент впервые разрабатывает эту систему.

2 уровень - потребность в новых данных. Например, в органах здравоохранения региона отсутствуют данные по заболеваемости определенного типа.

3 уровень - потребность в новых методах лечения. Например, сотрудники одной поликлиники овладели новейшим методом лечения, и возникает необходимость анализа данной методики, выявления положительных и отрицательных результатов и сравнения с мировой практикой.

Таким образом, обосновать актуальность, значит ответить на вопрос, почему необходимо изучать данную тему.

Объект и предмет исследования:

Объект - это определенная область реальности, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования.

Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Пример: объект исследования - человек, предмет исследования - кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная системы, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.

Цель дипломной работы исследования - это желаемый, конечный результат исследования, цель показывает, какой результат необходимо достигнуть в дипломной работе. Цель всегда формулируется в глаголах: выявить, определить, исследовать. Актуальность и цель должны быть взаимосвязаны.

Цели могут быть исследовательские (выполнение факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешного обучения). Достижение исследовательских целей создает условия для выявления средств достижения практических целей.

Пример: 1. Описать деятельность хосписов. 2. Обобщить опыт работы... 3. Выявить закономерности... 4. Создать классификацию отклонений... 5. Создать новую методику (для специальности "Стоматология ортопедическая" - технологию)...6. Адаптировать методику для условий учреждения другого уровня...

Задачи исследования раскрывают путь к достижению цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений. Исходя из указанной цели исследования, основными задачами исследования являются: изучение сущности явления, выявление условий и факторов определяющих данные условия, знакомство с методикой работы. Задачи могут вводиться словами:

Выявить;

Раскрыть;

Изучить;

Разработать;

Исследовать;

Проанализировать;

Систематизировать;

Уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Степень решения задач должна быть отражена в заключении, выводах и рекомендациях.

Гипотеза - это предположение о возможности достижения цели. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если…(что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнуть такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».

Пример: если создать определенные условия, то пациент не будет иметь аллергических реакций.

Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.

Методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.

Основные методы:

Исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

Метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;

Экспериментальные методы включает лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;

Социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);

Статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;

Логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.

Пример: методы исследования: скрининг - исследование; выкопировка данных из амбулаторных карт; интервью; измерение артериального давления; собственные «сторонние» наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя); анализ и синтез.

Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.

Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.

Практическая значимость зависит от новизны дипломной работы и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит, определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент Введения к дипломной работе.

Основная часть. Основная часть составляет наибольший объем работы, состоит из нескольких глав и должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы.

    культура школы – это системное явление, содержательно представляющее собой воспитывающую среду образовательного учреждения, обеспечивающую личностное развитие учащихся школы, которая проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии материального, социального и духовного компонентов школы, представленных внешними, внутренними, специфическими и интегративным показателями;

    процесс формирования культуры школы определяется комплексом педагогических условий:

Наличие лидерской позиции директора школы в едином воспитательном коллективе;

Наличие сформированности ценносто-ориентационного единства педагогического коллектива, основанного на существовании ценностного ядра организационной культуры и проявляющегося в реализации педагогической идеи и педагогической веры как основы формирования интегративного показателя культуры школы – духа школы;

Осуществление педагогической деятельности как ценностно-ориентированной, направленной на формирование ценностных ориентаций воспитанников школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

    Культурологический и культуротворческий подходы философии гуманитарного образования (Б.С. Гершунский, А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова и др.).

    Системный подход в понимании культуры как научной категории, выражающей особую область действительности, присущей человеческому обществу и имеющей собственные законы функционирования и развития (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, М.С. Каган, Л. Уайт и др.).

    Взгляд на культуру как на мир воплощенных ценностей и качественное своеобразие конкретных проявлений жизнедеятельности человека в процессе формирования культурной среды (В.И. Корнев, Н.З. Чавчавадзе, О. А. Шкилева и др.).

    Философский подход в понимании культуры русскими мыслителями (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П. Флоренский и др.).

    Положения культурно-исторической педагогики (М.В. Левит, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.).

    Идеи гуманистической педагогики и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); положения о гуманистических принципах организации жизнедеятельности с целью личностного развития воспитанников.

Методы исследования:

Теоретические:

    анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы, а также литературы по теории управления в рамках темы исследования, направленной на изучение феномена культуры в целом, организационной культуры и культуры школы;

    применение системного метода исследования для моделирования представления о культуре школы как явлении педагогической практики и разработки диагностического инструментария по определению состояния культуры школы как воспитывающей среды образовательного учреждения;

    использование сравнительного метода с целью изучения исторического опыта образовательных учреждений России XIX века.

Практические:

    констатирующий эксперимент, направленный на выявление педагогических условий и закономерностей формирования культуры школы;

    анализ деятельности субъектов образовательного процесса по формированию культуры школы;

    тестирование и анкетирование руководителей, педагогов, учащихся и родителей школ Владимира и Владимирской области;

    ретроспективный анализ опыта работы соискателя по формированию культуры школы в качестве заместителя директора школы по воспитательной работе и педагога-психолога.

База исследования

Материалами исследования служили: историко-педагогическая литература, архивные источники, отражающие исторический опыт отечественных образовательных учреждений со сложившейся культурой: Царскосельский лицей, Московский лицей памяти цесаревича Николая (Катковский Лицей), мужская губернская гимназия г. Владимира, Муромское реальное училище, также результаты непосредственного опыта, приобретенного в условиях педагогического эксперимента с 1995 г. по 2003 г. на базе школ г. Владимира (СШ № 16, № 37, школа-интернат № 1) и Владимирской области (СОШ № 9 г. Коврова, СШ № 16 г. Мурома).

Этапы исследования

Настоящее исследование проводилось в течение 1995 – 2004 гг. в несколько этапов.

Iэтап (1995 – 1997 гг.) – анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической научной литературы с целью формирования концептуальных подходов в организации опытно-экспериментальной работы.

На IIэтапе (1997 – 2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся сбор и накопление материалов, подтверждающих эффективность процесса формирования культуры школы путем организационно-педагогической и диагностико-аналитической деятельности, изучались архивные материалы, и осуществлялся анализ исторического опыта образовательных учрежденийXIXвека.

IIIэтап (2002–2004 гг.) включал теоретическое осмысление данных исследования, их педагогический анализ и обобщение результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем с позиций системного и средового подхода представлена управленческо-педагогическая интерпретация понятия «культура школы» применительно к школе как учебно-воспитательному учреждению. Разработана иконическая модель культуры школы как теоретическое основание для анализа состояния развития воспитывающей среды образовательного учреждения. Разработаны показатели сформированности культуры школы как качественной характеристики ее развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширило теоретические представления о культуре школы как о воспитывающей среде образовательного учреждения. Определены педагогические условия, влияющие на процесс формирования культуры школы в контексте развития образовательного учреждения. Расширено представление о возможностях диагностики состояния культуры школы, позволяющей определять уровень развития культуры школы и степень ее гармоничности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в системе повышения квалификации в подготовке руководителей и педагогов образовательных учреждений по освоению основ культуры школы как феномена педагогической теории и практики.

Ценность иконической модели культуры школы и диагностического инструментария для руководителей образовательных учреждений заключается в возможности повышения эффективности целенаправленного управления процессом развития культуры школы, обеспечивающей условия для личностного развития воспитанников.

Положения, выносимые на защиту:

    Культура школы – это особым образом педагогически целесообразно организованная воспитывающая среда образовательного учреждения, основанная на единстве ценностного, традиционного и символического компонентов в материальном, социальном и духовном предъявлениях, в совокупности своей представляющая систему, направленную на обеспечение личностного развития учащихся, интегративным показателем которой является дух школы.

    Иконическая модель культуры школы как результат системного и средового подхода в исследовании данного феномена и описании его состояния в процессе анализа развития школы как учебно-воспитательного учреждения включает в себя совокупность структурных, функциональных и системообразующего компонентов во взаимосвязи и взаимовлиянии, показатели сформированности и педагогические условия формирования и развития культуры школы.

    Педагогические условия формирования культуры школы, включающие наличие специфики позиции директора школы, выраженной в генерировании и активной реализации культурных потребностей в условиях школы; наличие базовой системы ценностей, разделяемой большинством членов педагогического коллектива; сформированность ценносто-ориентационного единства педагогического коллектива, проявляющегося в реализации педагогической идеи и веры в среде педагогов и воспитателей; осуществление педагогической деятельности с позиций осознания ее как ценностно-ориентированной, направленной на личностное развитие учащихся школы; понимание роли традиций в создании воспитывающей среды образовательного учреждения; сформированность духа образовательного учреждения как показателя качественного состояния его культуры, являются детерминантами возникновения в педагогической практике данного феномена и выступают внутренними факторами его развития.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; системным подходом к исследованию заявленной проблемы; реализацией комплекса теоретических и практических методов, соответствующих поставленным цели и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практичеких конференциях с 2000 по 2003 гг. в г. Владимире, на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание как научная категория и феномен социальной практики» в 2001 г. (г. Владимир), на Международной конференции памяти И.Я. Лернера в 2002 г., 2004 г. (г. Владимир), на Международной научно-практической конференции «Формирование эстетического опыта учащихся в условиях образовательной среды школы и вуза» в 2003 г. (г. Москва).

Промежуточные результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета Владимирского областного института усовершенствования учителей, кафедр педагогики и психологии, теории и методики воспитания, лаборатории воспитательных систем Владимирского областного института усовершенствования учителей, кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, иллюстрирующих и детализирующих процесс опытно-экспериментальной работы, списка использованной литературы.

Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что курением охвачено очень большое количество людей, очень остро стоит вопрос курящих. Решение этой проблемы - сложнейшая задача, стоящая не только перед государством, но и

Цели: выявить соотношение курящих и некурящих, отношение людей к курению, причины, проблемы, связанные с курением.

Задачи: провести исследование респондентов в возрасте 14 -17 лет, выявить непосредственную угрозу здоровья молодёжи и возрастные угрозы для их потомства, т. е. перспективы для здоровья общества в целом.

Курение - одна из вреднейших привычек. В одной сигарете содержится: синильная кислота, амиак, смолы, мышьяк, полоний, свинец, висмут и др.

1 -2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организме не сразу, а дробно. Статические данные говорят: по сравнению с некурящим длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка. Курильщики составляют 96 -100 % всех больных раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно две группы веществ, опасных для человека, никотин и изопреноиды. По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека, никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (Бензопирен и Дибензопирен, то есть способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа-9, 5% (в атмосферном воздухе-0, 046%) и окиси углерода- 5% (в атмосферном воздухе ее нет).

Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что он в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС, в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности,

Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон Адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - ИМПОТЕНЦИИ!!! Поэтому ее лечение начинают с

В эксперименте установлено, что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжелого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли и других органов - пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих нередко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.

Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение» . В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется

Курение это очень сильная привычка. Курение быстро становится заядлой привычкой. Это не просто привычка, а также определенная форма наркотической зависимости. Это - очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. Для многих курильщиков курение становится частью своего Я, а такое внутреннее восприятие самого себя, иногда очень трудно изменить. Иллюзия заключается и в том, что многие курильщики утверждают, что курение может служить в качестве адаптогена, смягчая стрессовые нагрузки, средством расслабления, переключения активности, что особенно важно в

Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленно относясь к своему здоровью, курильщик считает себя неуязвимым, тем более что последствия курения сказываются не сразу, а спустя ряд лет и зависят от его интенсивности, количества выкуриваемых сигарет, глубины вдыхания табачного дыма, срока курения и т. д.

Дым сигарет медленно подтачивает здоровье курящего. Ученые приводят такие данные: если из тысячи папирос выделить табачную смолку, то в ней обнаруживается до 2 миллиграммов сильного канцерогенного вещества, которого вполне достаточно для того, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Если мы учтем, что для того ряд людей выкуривает до 40 сигарет в день и даже больше, то, для того чтобы выкурить тысячу сигарет, им понадобится всего 25 дней. По оценкам специалистов только 5% лиц, курящих табак, могут самостоятельно прекратить курение, 80% лиц хотят прекратить курение, но им необходима специальная медицинская помощь. Неосведомленность общества в данной научной проблеме привела к представлению о курении (а на самом деле - табачной зависимости) как о вредной привычке, в которой виноватым был объявлен сам больной, потому что он не хочет бросить курить. Современная медицинская наука классифицирует табачную зависимость как одно из клинических заболеваний, требующее лечения силами профессиональных врачей-специалистов. Табачная зависимость диагностируется на уровне до 90% у лиц,

Как и множество других вредных привычек, курение уже стало частью нашего образа жизни и одной из многих ее составляющих, которые дарят нам удовольствие от обыденного существования. Более того, именно эта вредная привычка формирует некоторые культовые привязанности, которые становятся признаком принадлежности к той или иной статусной группе. Как, например, настоящая кубинская сигара, по толщине которой часто народная мифология определяет и толщину бумажника ее обладателя. Ничего удивительного в этом нет. Сигара действительно ассоциируется в общественном мнении с элитарностью, респектабельностью, роскошью, недоступностью, способом попасть в некий избранный круг близких по образу жизни людей. Среди поклонников сигар

Не только врачебный долг, н о и л ю б о в ь к подрастающему поколению нашей родины побуждает нас предостеречь юношей и девушек от курения! Курение-это ЯД!!!