любовь нравственный интимный

Любовь - это индивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей, столько и видов любви. И все же, даже в этой, самой загадочной и непостижимой области, имеются некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основных типов отношений и основанных на них видах любви .

1. Любовь-сторгэ - это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением.

2. Любовь-маниа - длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения.

3. Любовь-аналита - это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок

4. Любовь-прагма - трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливом балансе между «давать» и «получать». Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету .

5. Любовь-агапэ - любовь терпимая и идеалистичная. В ее основе лежит жертвенность. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Вследствие этого имеет сложный, капризный и противоречивый характер. И, хотя она более склонна к смирению, временами может проявлять бунтарский дух. Иногда человек, имеющий такую форму любви, может принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное чувство всегда преобладает над физическим.

6. Любовь-филиа - это чувство, в основе которого лежит по детски наивная страсть к непознанному, в том числе и в области сексуальных отношений. В эротической жизни человека этого типа наибольшее значение имеют тонкие ласки и психологизм отношений. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это - любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее .

7. Любовь-эрос - это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, - лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают, способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются

8. Любовь-викториа - это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес. У интровертов или бивертов (людей малообщительных) это чувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человек рассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляется в виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения. Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. У экстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, так как ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радости от новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость, которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и без стремления к полному взаимопониманию .

Любовь имеет много трактовок. Даже пара влюбленных не всегда готова понять друг друга. Если понимать чувства партнера, то вполне можно предугадать будущее отношений.

Американский психолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной выделил шесть разновидностей любви .

Первая разновидность - любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности, а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чем поговорить - и в постели, и вне ее, при этом обсуждаются не только собственные проблемы, но и проявляется живой интерес к тому, что волнует партнера. Такой человек не станет самоутверждаться за ваш счет, всячески оберегает вас, заботится о вас, ценит ваши чувства и счастлив оттого, что вам с ним (с ней) хорошо. Пожалуй, это ближе всего к тому, что мы привыкли называть «настоящей любовью».

Иначе выглядит вторая разновидность - любовь-игра, в основе которой лежит главным образом физическое, сексуальное влечение. Мужчина в таких случаях не тратит времени на «разбег» - берет женщину (или пытается взять) приступом сразу. Как личность вы его не очень интересуете - им востребована лишь ваша сексуальность. Он может «параллельно» встречаться и с другими женщинами и не склонен ревновать вас к другим мужчинам. То же можно сказать и о женщине, склонной к любовной игре. По сути, таких партнеров, кроме секса, ничего не объединяет. Впрочем, они склонны считать, что секс - это и есть любовь. Чувства такого «субъекта» поверхностны и скоротечны. Он не терпит ответственности, и если вы не станете требовать ее от него и будете мириться с тем, что имеете, ваша связь, приносящая вам чувственные радости, может продлиться достаточно долго. Практически такие отношения менее всего отвечают понятию - настоящая любовь .

Третий тип - любовь-дружба. Как правило, она надежна, долговечна и дает уверенность в том, что вы в любом случае и при любой ситуации найдете в партнере понимание и поддержку. В рамках этой спокойной, без разгула страстей любви вы чувствуете себя уверенно и защищено. Однако здесь таится опасность, вызванная однообразием, - вам может стать неинтересно, скучно, а скука - это смерть любви…

Четвертая разновидность - мания. Такая любовь сродни одержимости. Страсть и ревность - два кита, на которых она держится, и отсутствие третьего может стать губительным. Человек, одержимый такой любовью, - эгоист, постоянно нуждающийся в самоутверждении. Ему свойственны постоянные придирки, подозрения, унижения по пустякам. Он патологически ревнив, но не потому, что так сильно нуждается в вас и боится вас потерять, а потому, что опасается потерять власть над вами. Вас будут угнетать и внушения с его стороны, что вы ему всем обязаны, а любовь и забота с вашей стороны будут восприниматься как нечто собой разумеющееся. Прочности в таких отношениях, как правило, нет.

А вот пятая разновидность самый рассудочный вариант («потому что ты мне нужен»). От такой любви глупо ожидать разнообразия страстей и неожиданностей, тут чувства контролируются. Так что следует взвесить все плюсы и минусы такого союза. Вас будут любить, пока вы соответствуете избранному стандарту. «Бунты» исключены, любая попытка выбраться из «прокрустова ложа» чревата разрывом.

И наконец, последний вид - любовь жертвенная, безоглядная, способная на все - лишь бы любимому (любимой) было хорошо. Такое чувство, как правило, не бывает скороспелым, зреет достаточно долго и вызревает в совершенно бескорыстную любовь. Однако и в ней возможны исключения из правил - она может возникнуть с первого взгляда, и тогда - как в омут, с головой: В любом случае опасность в том, что готовность к самопожертвованию, безграничная отеческая (материнская) забота может приесться, надоесть, она не способствует сексуальному влечению. А любовь без секса - что пресная еда, безвкусная и бесцветная. Такую ущербную любовь никак нельзя считать полноценной .

Итак, любовь - это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение и влечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этом качестве - высшая форма межличностного общения.

Их классификации.

Глава 2. Становление понимания любви от античности

через средневековье к эпохе Возрождения.

Глава 3. Философия любви в Новом времени.

Заключение.

Введение.

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые

(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии эротической любви каждой из эпох.

Глава 1.

Многообразие видов и форм любви.

Их классификации.

Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

«Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,» 1 - говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти...Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская...Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим названием «любовь»? Как они соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

    любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и

    более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и разнообразна: сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже порок, ложь и корыстолюбие.

Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего не на различных формах ее проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:

    любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)

    любовь низших существ к высшим (например, почитание) и

    любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

    романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;

    родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;

    братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;

    харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;

    «поклонение» литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

    влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;

    «измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой - только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом «любовь»: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с «влюбленностью», безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию - любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию более подробно.

К «первому кругу» можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: «Не любовь к фейербаховскоу «человеку», к молешотовскому «обмену веществ», к пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова человеком в полном смысле этого слова,» 2 - и таким образом определяет этот вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.» 3

Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь - это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, «если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.» 4

Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.» 5 Таким образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие - это внимание лишь к самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других. Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как «действительное упразднение эгоизма» и «действитель-ное оправдание и спасение индивидуальности»

Второй «круг любви» - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему «зачатком истинной любви»; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий «круг любви» - любовь к человеку, которая включает любовь человека к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно, так и количественно.

К четвертому «кругу любви» принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь к богу. Любовь к богу не является результатом рассуждения и анализа. Она возникает в глубинах человеческой души и, как и всякая другая любовь, не терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство достигает такого накала, что пересиливает все другие его страсти, включая и саму любовь к жизни. Яркое описание «святому чувству» дает М.Шелер: «люди, переполненные ею, выносят любую боль и саму смерть не с неохотой и терзанием, но охотно и с блаженством, ибо в счастье и блеске этого чувства все радости жизни бледнеют и теряют свое значение,» 6 -таковы представления философа об идеале любви.

По Фрейду же религиозная любовь - это перенесение полового влечения в духовную деятельность. Он считал, что верующий погружается в мир религиозных фантазий, чтобы там найти заменяющее удовольствие. В следствии чего называет религию то «сублимированным продуктом сексуальных влечений», то «коллективной иллюзией, возникшей вследствие подавления первичных природных влечений.» 7

В христианстве любовь к богу не оставалась постоянной, она менялась в своей форме и в своей интенсивности. Достигнув высшего напряжения в средние века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и непосредственность.

К «пятому кругу» любви относится любовь к природе и в частности космическая любовь, которая, направленная на мир в целом, говорит о единстве человека и мира и об их взаимовлиянии. С точки зрения П.Т. де Шардена, «всеобъемлющая, космическая любовь не только психологически возможна, она единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить.» 8 Космическое чувство единства со Вселенной проявляется перед лицом красоты, при созерцании природы, в музыке. Чувство всеобщей любви, по мнению многих философов, - это стремление к единению, свойственное как живой, так и неживой природе.

На рубеже средних веков и Нового времени идею космической любви развивал Николай Кузанский и Марсилио Фичино, которые сравнивали это чувство с крепчайшим обручем, который скрепляет мироздание в одно сооружение, а всех людей - в единое братство. Несколько позднее о любви, как о всепроникающем космическом чувстве, говорили Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако затем эта тенденция сошла на нет. Существенную роль в этом сыграло переосмысление мировых сил, начатое ньютоновской механикой.

Шестой «круг» включает в себя любовь к истине, к добру, к прекрасному, любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая, вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих, отсоединяя их от общества.

Так, понятие справедливости - одно из центральных в морали, праве, экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой области человеческих отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости и несправедливости. Еще Сократ высказал убеждение, что нельзя ставить ничего выше справедливости - ни детей, ни жизнь. Но уже Аристотель замечал, что все люди высоко ценят справедливость, но каждый воспринимает ее по-своему.

Высокую оценку стремлению к справедливости дает Ф.Ницше: «Поистине никто не имеет больших прав на наше уважение, чем тот, кто хочет и может быть справедливым. Ибо в справедливости совмещаются и скрываются высшие и редчайшие добродетели, как в море, принимающем и поглощающем в своей неизведанной глубине впадающие в него со всех сторон реки.» 9

Любовь к справедливости представляет собой сложное, комплексное чувство, где переплетаются любовь к себе и к близким, любовь к человеку и к родине, любовь к добру и к истине. Тем не менее, в любви к справедливости есть независимое содержание, которое не позволяет свести все значение к ее составляющим.

Седьмой «круг любви» - это любовь к творчеству, к славе, к своей деятельности, к свободе, к богатству. Любовь к деньгам имеет определенную социальную предпосылку: неуверенность в будущем, желание обезопасить себя перед испытаниями судьбы. «Деньги и власть, - пишет Гессе, - изобретены недоверием. Кто не доверяет жизненной силе в себе самом, у кого нет этой силы, тот восполняет ее таким знаменателем, как деньги.» 10 Но далеко не каждый человек найдет в себе сил положиться только на свой талант, о котором говорит Гессе. И желание минимальной стабильности в жизни вполне понятно и объяснимо.

Восьмой «круг» - это любовь к игре, к общению, к коллекционированию, к путешествиям.

И наконец, последний «круг», который, в принципе, уже и не является «кругом любви» - это влечение к пище и к сквернословию. Это скорее пристрастия, которые нельзя поставить в один ряд с любовью к человеку или богу, но они напоминают отдаленные модусы любви.

В этой схеме, где наиболее полно представлена вся гамма разнообразных форм любви, просматривается четкая закономерность: чем дальше мы продвигаемся от центра, тем ниже интенсивность любви и больше роль социальных влияний. Так, например, эротическая любовь и любовь к детям способны заполнить всю эмоциональную жизнь человека; любовь к творчеству и к славе чаще всего составляет только часть жизни; пристрастие к игре и коллекционированию - это всего лишь один аспект существования человека.

Теперь, ознакомившись со всем разнообразным спектром форм любви, остановим внимание на одном из главных видов человеческих отношений: любви между мужчиной и женщиной; и рассмотрим как менялась философская оценка этого чувства от античности через средневековье, и как философские концепции этих эпох повлияли на становление понимания любви в Новом времени.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ЛЮБВИ (ИЛИ ОТНОШЕНИЙ)

1. Сторгэ - это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением. Зародилась Сторгэ в античности, получила развитие в эпоху Ренессанса и в наше время не утратила своей актуальности.

2. Маниа - длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения. Существует любовь-Маниа с глубокой древности, но наибольшее распространение получила в 20-м веке в Западной Европе после сексуальной революции, адепты которой призывали к раскрепощению чувств и отрицанию холодной буржуазной рассудочности. Не потеряла своей актуальности и в наш прагматичное время, хотя и стала менее драматичной.

3. Аналита - это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок. Наиболее ярко проявилась в 19-м веке и хорошо отражена в философии Фрейда, Ницше, Шопенгауэра и др. У многих, не встретивших своего идеального партнера, такая форма любви превращается в полное ее отрицание. В наше время прогрессирующего равноправия полов (биархата) постепенно утрачивает свою актуальность и проявляется менее ярко, хотя все еще актуальна. Поскольку в литературе она не имела определенного названия, автором было предложено свое.

4. Прагма - трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливый баланс между "давать" и "получать". Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. Описана Спинозой. Наиболее популярна была в 18-м веке, хотя существовала во все исторические эпохи. Не утратила своей популярности и в наше время. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.

5. Агапэ - любовь жертвенная и идеалистичная. В ее основе лежит терпимость. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Несмотря на ее сложный и противоречивый характер, она более других форм любви располагает к смирению. Иногда человеку, имеющему такую форму любви, приходится принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное влечение всегда преобладает над физическим. Широкое распространение этот вид любви-смирения получил с возникновением христианства, но она актуальна и в наше время.

6. Филиа - это духовное чувство, в основе которого лежит родство душ, помыслов и интересов - своего рода интеллектуальная общность. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это - любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее. Эта форма любви получила развитие в эпоху Ренессанса, но была воспета еще Платоном и с тех пор называется платонической. В наше время она становится все более актуальной для обществ, пресытившихся сексуальной вседозволенностью.

7. Эрос - это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, - лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются. Эта форма проявления чувств получила распространение еще в Древней Греции, наиболее характерна для развитых обществ и все еще широко пропагандируется средствами массовой информации и различными видами искусства.

8. Викториа - это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес.

У интровертов или бивертов (людей малообщительных) это чувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человек рассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляется в виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения. Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. У экстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, так как ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радости от новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость, которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и без стремления к полному взаимопониманию. Зародилась эта форма отношений в Древней Греции. Наиболее популярна была в период рабовладельческого строя. В настоящее время в развитых и духовных обществах утрачивает свою популярность. В американской культуре, после сексуальной революции, получила популярность экстравертная форма этой любви, которая не утратила там актуальность и в настоящее время. В архаичной форме интровертная форма этой любви сохраняется в обществах, традиционно отводящих женщине второстепенную роль.

СОВМЕСТИМОСТЬ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ

У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ АКЦЕНТОВ ХАРАКТЕРА

Человеческая жизнь редко обходится без любви, но каждый любит по-своему. Нужно понять главное - человек не может любить так, как вам этого хочется. Он любит так, как ему это от природы свойственно. Ваше право принять его любовь такой, какая она есть, или отвергнуть, если такая форма проявления чувств вам не нравится. Если же вы хотите достичь гармонии в чувствах с человеком, которого любите, разберитесь, какой формы отношений каждый неосознанно ждет от другого и постарайтесь развить их в себе. Говорят, привычка - это вторая натура, поэтому желаемое со временем может стать реальным. Рассмотрим совместимость отношений на сугубо личном, эмоциональном уровне.

Наиболее совместимые сочетания:
Сторгэ и Прагма. Это союз акцентов характера: Миротворец и Профессионал.
Маниа и Аналита. Союз Романтика и Логика.
Агапэ и Викториа. Союз Прогнозиста с Победителем.
Филиа и Эрос. Союз Фантазера и Эпикурейца. Эти противоположные виды любви хорошо дополняют друг друга.

Например, очень прочный союз у людей, имеющих формы любви Сторгэ и Прагма, так как в этих чувствах очень ценится спокойная гармоничная жизнь, укрепляющая отношения. Маниа может на многое подвигнуть ее носителя, который хочет соответствовать особенно высоким требованиям личности с Аналитой. Тот, в свою очередь, уравновешивает своей трезвой рассудочностью импульсивность в чувствах владельца Мании.

С властной собственнической Викториа поладить может только жертвенное чувство - Агапэ, способное подчиняться чужой воле. Что же касается любви Эрос, то только богатые возможности и фантазия интеллектуальной Филиа могут надолго сохранить интерес пылкого и требовательного партнера. Это великолепный союз ума, души и тела.

К несовместимым видам отношений относятся:

1. Сторгэ и Аналита.

Нежное, ранимое Сторгэ не выносит отстраненной и бездуховной, строгой и требовательной Аналиты. А для Аналиты Сторгэ слишком примитивна, скучна и даже слащава. Им трудно найти взаимопонимание и созвучие в чувствах.

2. Маниа и Прагма.

Культ эмоций не совместим с практическим расчетом. Маниа кажется Прагме беспокойной и навязчивой, а Прагма Мании - циничной и скучной.

3. Агапэ и Эрос.

Меланхоличная Агапэ не вызывает восторга у Эрос. А Эрос ранит Агапэ своими высокими требованиями. Кроме того, владелец Эроса не нуждается в жалости и смирении, а лишь в равном партнере, вызывающем чувственный восторг.

4. Филиа и Викториа.

Это извечный конфликт между духовным и телесным, между стремлением к равенству и подчинением, между практическим интересом и его игнорированием. Они не привлекают друг друга.

Сочетания видов отношений со средней совместимостью
(которые при определенной подстройке могут уживаться):

1. Сторгэ и Викториа.

Тактичная Сторгэ идет на компромиссы ради сохранения гармонии и прочности отношений. Она терпелива и смягчает со временем Викториа. Ее способность к гибкости приближает ее порой к Агапэ, необходимой Викториа.

2. Маниа и Эрос.

Культ любви объединяет их и делает поначалу эмоции яркими. Со временем наступает усталость от избытка чувств, но Маниа крепко удерживает Эрос. Их связь обычно оказывается бурной, но интересной для обоих. Правда, точный исход здесь не всегда предсказуем.

3. Агапэ и Прагма.

Идеалистическая жертвенность и трезвый расчет, несмотря на некоторые трения, сходятся на обоюдном стремлении к постоянству.

4. Филиа и Аналита.

Это высокоинтеллектуальный союз, в котором оба стремятся к совершенству. Правда, Филиа не хватает чувственности, а Аналите эмоциональности во взаимоотношениях, но они находят общие интересы, которые их сближают. Расстаться могут только из-за идейных разногласий или интимной неудовлетворенности.

Партнеры при средней степени совместимости не всегда могут приспособиться друг к другу, но, если все же это происходит, они уживаются.

Существует и такая комбинация видов любви при средней степени совместимости, когда партнеры взаимно погашают чувства друг друга. В таких случаях сближения либо не происходит, либо люди довольно скоро утрачивают взаимный интерес и расстаются.

Правда, в некоторых случаях такие пары приспосабливаются друг к другу под давлением внешних факторов: дети, имущественные проблемы и т.п. Но они сильно раздражают друг друга, а это трудно выносить при отсутствии любви.

Погашающие пары:

1. Сторгэ и Маниа.

Нежность и страсть при обоюдной направленности на культ любви вначале делают партнеров очень притягательными друг для друга. Но скоро выясняется, что любовь они понимают по-разному и это разочаровывает обоих.

2. Агапэ и Филиа.

Жертвенность и равенство в любви взаимно исключают друг друга. Проблемы с проявлением эмоций и сексуальной инициативой могут погасить обоих. Их интересы духовны, но различны. Им бывает скучно друг с другом, хотя поверхностные дружеские отношения могут сохраняться долго.

3. Аналита и Прагма.

Из-за трезвого подхода к любви они сначала могут заинтересоваться друг другом, сойтись на взаимном уважении, но им довольно холодно друг с другом. Эмоциональная сторона любви не выражена. И к тому же Прагма не стремится стать такой, какой ее хочет видеть Аналита. Вследствие этого наступает взаимное разочарование.

4. Эрос и Викториа.

Начало может быть бурным. Но Эрос, стремящийся к гармонии в чувствах, не приемлет подавления личности, разочаровывается в Викториа, а та, в свою очередь, не старается удержать его. Они оба очень независимы и расстаются легко.

Проблема человеческих отношений сложна и многогранна. Разумеется, подходы, основывающиеся на понимании отношений на эмоциональном и сексуальном уровнях, не решают полностью всю проблему отношений, но они приоткрывают занавес для понимания этой стороны отношений. Для более полного понимания проблемы сугубо личных отношений, мы предлагаем сделать еще один шаг в область сокровенного.

Перейти к "Формы любви-ч.1"

Эрос - Людус - Сторге - Филия - Мания - Агапэ - Прагма


Эрос . Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус . Любовь - спорт, любовь - игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге . Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия . Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ . Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма . Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с)