Идеи - это то, что каждый человек сознает, что он мыслит, чем занят его ум во время мышления. Все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Ум - есть tabula rasa и материал для рассуждений и знаний он получает из опыта, т.е. наше наблюдение, направленное на внешние ощущаемые предметы или внутренние действия ума, доставляют нашему разуму весь материал мышления. Источники идей: 1) объекты ощущения. Чувства доставляют уму разные восприятия вещей, что дает нам идеи например красного или желтого (т.е. чувственных качеств). Т.о. они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Это источник и есть ощущения.

2) внутренние восприятие действий нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Это есть рефлексия онимаемая как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, в следствии чего в разуме появляются идеи этой деятельности. Внешние идеи доставляют уму идеи чувственных качеств, а ум снабжает разум идеями своей собственной деятельности. Люди различными способами снабжаются идеями соответственно различию встречаемых им объектов. Идеи рефлексии возникают позднее, потому, что требуют внимания. Задача человека в детстве - знакомиться с внешним миром. Но вырастая в постоянном внимании к внешним ощущениям, люди до наступления более зрелого возраста редко размышляют о том, что происходит внутри них. Ум приобретает идеи, когда начинает воспринимать. Человек впервые имеет идеи тогда, когда он начинает воспринимать, поскольку иметь идеи = воспринимать их. Если человек мыслит, но сам об этом не знаю, то никто другой тоже не знает об этом. Сновидения составлены из идей бодрствующего человека в достаточно причудливой форме. Во время сна душа вспоминает свои врожденные идеи и что во время того разобщения с телом, когда она мыслит самостоятельно, идеи, которые ее занимают, по крайней мере иногда, есть более врожденные и естественные. Последние происходят от тела или от действий души по отношению к этим идеям. Память сохраняет только те идеи, которые произошли от тела или от действий души по отношению к ним. Наблюдения над детьми показывает, что нет других идей, кроме получаемых из ощущений и рефлексии. Душа мыслит прежде, чем чувства снабжают ее идеями для мышления. Душа развивает способность мышления, также как впоследствии сочетанием этих идей и рефлексии о своей деятельности она увеличивает свой запас, развивает легкость воображения и рассуждения. Благодаря чувствам душа обогащается идеями. Она мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления. Она постепенно переходит к упражнению способности расширения, сочетания и абстрагирования своих идей.

Человек начинает иметь идеи тогда, когда он впервые получает ощущение. Размышляя о своей деятельности в отношении приобретенных идей она обогащает себя новым рядом идей - рефлексии. Эти впечатления, произведенные над внешними объектами, находящимися вне души и есть собственная деятельность души. Таким образом, первой способностью человеческого ума является ее способность приноравливаться к тому, чтобы воспринимать впечатления, произведенными на нее или внешними объектами через чувства или ее собственной деятельностью когда она над ней размышляет. При восприятии простых идей разум пассивен или ум образуется из простых идеи, получаемых от ощущения и рефлексии. При этом он производит собственных действия, при помощи которых из простых идеи строятся более сложные: 1 . соединение нескольких простых идеи в одну сложную; 2. . сведение вместе двух идей и сопоставлении их, так, что ум приобретает способность их все сразу, не соединяя в одну (так приобретаются все идеи отношений); 3 обособление идеи от всех остальных, сопутствующим им в реальной действительности (абстрагирование) - путь образования общих идей. К сложным идеям относятся красота, человек, вселенная и др.

Наибольшая часть слов во всех языках - общие термины. Сначала у детей идеи, подобно лицам, которые с ними разговаривают единичны (не “мать” вообще, а конкретная). Затем они замечают, что есть еще много других, с похожими качествами. При этом исключается идея конкретного человека и остается только то, что у них есть общее. Общая природа вещей есть не что иное как отвлеченная идея.

Наше познание касается наших идей. Поскольку у ума во всех его мыслях и рассуждениях нет непосредственного объекта кроме его мыслей, те которые он рассматривает, то становиться ясно, что наше познание касается только их. Познание есть восприятие соответствия или несоответствия двух идей. Оно есть восприятие связи или ее отсутствия между нашими идеями. Это соотношение бывает четырех видов: тождество или различие; отношение между двумя идеями; совместное существование в одном и том же предмете; реальное существование.

Душа овладевает истиной разными путями (познание). Типы: актуальное - непосредственное созерцание умом соответствия или не - своих идей или их взаимного отношения;приобретенное; интуитивное - ум воспринимает отношение между идеями непосредственно через них самих, без вмешательства других идей; демонстративное - ум не всегда между идеями, там где оно может быть обнаружено и он не идет дальше вероятностных предположений. Когда ум не может соединить свои идеи так, чтобы воспринять их отношение через их непосредственное сравнение, он старается обнаружить искомое отношение через другие идеи. Это есть рассуждение. Это тип познания зависти от доказательств.

О сфере человеческого познания Познание заключается в восприятии отношения наших идей. Отсюда: 1. познания не больше, чем идей; 2 . не больше, чем мы можем воспринять из отношения; Восприятие бывает через интуицию (непосредственное сравнение), рассуждение (отношение двух идей посредством других) и ощущение (восприятие других вещей); 3. интуитивное познание простирается не на все отношения наших идей. Аналогично и для рационального; 4. чувственное познание более ограничено, чем все остальные; 5. наше познание более ограничено, чем наши и


Были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локка сохранился интерес к социнианству - рационалистическому направлению в протестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше. В 1667 г. Локк пишет “Опыт о веротерпимости”. Опираясь на эту...

И в этом состоит его долг. Но для этого необходимо научиться управлять своими страстями. Настойчивой ориентацией ума на совершенство и счастье человек определяется к всеобщему и освобождается от частного. 1 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Указ. соч. С. 316. 20-677 Проблема толерантности. Важное значение для понимания моральных и морально-политических воззрений Локка имеет...

Все содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет нечувственный характер. (аксиомы, постулаты). VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической философии в их отношении к теории элементарных методов знания. Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений: 1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм. 2) Общих суждений нет Только иллюзия. (...

Принесла ему славы, но его влияние на философию политики было так велико и так продолжительно, что его можно рассматривать как основателя философского либерализма, так же как и эмпиризма в теории познания. Локк является наиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретической философии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в руки людей, которые разделяли...

Локк. «Опыт о человеческом разумении»

Идеи - это то, что каждый человек сознает, что он мыслит, чем занят его ум во время мышления. Все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Ум - есть tabula rasa и материал для рассуждений и знаний он получает из опыта, т.е. наше наблюдение, направленное на внешние ощущаемые предметы или внутренние действия ума, доставляют нашему разуму весь материал мышления. Источники идей: 1) объекты ощущения. Чувства доставляют уму разные восприятия вещей, что дает нам идеи например красного или желтого (т.е. чувственных качеств). Т.о. они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Это источник и есть ощущения.

2) внутренние восприятие действий нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Это есть рефлексия онимаемая как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, в следствии чего в разуме появляются идеи этой деятельности. Внешние идеи доставляют уму идеи чувственных качеств, а ум снабжает разум идеями своей собственной деятельности. Люди различными способами снабжаются идеями соответственно различию встречаемых им объектов. Идеи рефлексии возникают позднее, потому, что требуют внимания. Задача человека в детстве - знакомиться с внешним миром. Но вырастая в постоянном внимании к внешним ощущениям, люди до наступления более зрелого возраста редко размышляют о том, что происходит внутри них. Ум приобретает идеи, когда начинает воспринимать. Человек впервые имеет идеи тогда, когда он начинает воспринимать, поскольку иметь идеи = воспринимать их. Если человек мыслит, но сам об этом не знаю, то никто другой тоже не знает об этом. Сновидения составлены из идей бодрствующего человека в достаточно причудливой форме. Во время сна душа вспоминает свои врожденные идеи и что во время того разобщения с телом, когда она мыслит самостоятельно, идеи, которые ее занимают, по крайней мере иногда, есть более врожденные и естественные. Последние происходят от тела или от действий души по отношению к этим идеям. Память сохраняет только те идеи, которые произошли от тела или от действий души по отношению к ним. Наблюдения над детьми показывает, что нет других идей, кроме получаемых из ощущений и рефлексии. Душа мыслит прежде, чем чувства снабжают ее идеями для мышления. Душа развивает способность мышления, также как впоследствии сочетанием этих идей и рефлексии о своей деятельности она увеличивает свой запас, развивает легкость воображения и рассуждения. Благодаря чувствам душа обогащается идеями. Она мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления. Она постепенно переходит к упражнению способности расширения, сочетания и абстрагирования своих идей.

Человек начинает иметь идеи тогда, когда он впервые получает ощущение. Размышляя о своей деятельности в отношении приобретенных идей она обогащает себя новым рядом идей - рефлексии. Эти впечатления, произведенные над внешними объектами, находящимися вне души и есть собственная деятельность души. Таким образом, первой способностью человеческого ума является ее способность приноравливаться к тому, чтобы воспринимать впечатления, произведенными на нее или внешними объектами через чувства или ее собственной деятельностью когда она над ней размышляет. При восприятии простых идей разум пассивен или ум образуется из простых идеи, получаемых от ощущения и рефлексии. При этом он производит собственных действия, при помощи которых из простых идеи строятся более сложные: 1. соединение нескольких простых идеи в одну сложную; 2.. сведение вместе двух идей и сопоставлении их, так, что ум приобретает способность их все сразу, не соединяя в одну (так приобретаются все идеи отношений); 3 обособление идеи от всех остальных, сопутствующим им в реальной действительности (абстрагирование) - путь образования общих идей. К сложным идеям относятся красота, человек, вселенная и др.

Наибольшая часть слов во всех языках - общие термины. Сначала у детей идеи, подобно лицам, которые с ними разговаривают единичны (не “мать” вообще, а конкретная). Затем они замечают, что есть еще много других, с похожими качествами. При этом исключается идея конкретного человека и остается только то, что у них есть общее. Общая природа вещей есть не что иное как отвлеченная идея.

Наше познание касается наших идей. Поскольку у ума во всех его мыслях и рассуждениях нет непосредственного объекта кроме его мыслей, те которые он рассматривает, то становиться ясно, что наше познание касается только их. Познание есть восприятие соответствия или несоответствия двух идей. Оно есть восприятие связи или ее отсутствия между нашими идеями. Это соотношение бывает четырех видов: тождество или различие; отношение между двумя идеями; совместное существование в одном и том же предмете; реальное существование.

Душа овладевает истиной разными путями (познание). Типы: актуальное - непосредственное созерцание умом соответствия или не - своих идей или их взаимного отношения; приобретенное; интуитивное - ум воспринимает отношение между идеями непосредственно через них самих, без вмешательства других идей; демонстративное - ум не всегда между идеями, там где оно может быть обнаружено и он не идет дальше вероятностных предположений. Когда ум не может соединить свои идеи так, чтобы воспринять их отношение через их непосредственное сравнение, он старается обнаружить искомое отношение через другие идеи. Это есть рассуждение. Это тип познания зависти от доказательств.

О сфере человеческого познания Познание заключается в восприятии отношения наших идей. Отсюда: 1. познания не больше, чем идей; 2. не больше, чем мы можем воспринять из отношения; Восприятие бывает через интуицию (непосредственное сравнение), рассуждение (отношение двух идей посредством других) и ощущение (восприятие других вещей); 3. интуитивное познание простирается не на все отношения наших идей. Аналогично и для рационального; 4. чувственное познание более ограничено, чем все остальные; 5. наше познание более ограничено, чем наши идеи.

Локк Джон в «Опыте о человеческом разумении» утверждает, что почти вся наука, за исключением математики и морали, и большая часть нашего повседневного опыта подчиняются мнению или суждению. Мы основываем наши суждения на сходстве предложений с нашим собственным опытом и с переживаниями, которые нам приходилось слышать от других.

"Опыт о человеческом разумении" — фундаментальная работа Локка

Локк рассматривает связь между разумом и верой. Он определяет разум как способность, которую мы используем для получения суждения и знания. Вера — это, как пишет Джон Локк в книге «Опыт о человеческом разумении», признание откровения и имеет свои истины, которые разум не может обнаружить.

Разум, однако, всегда должен использоваться для определения того, какие откровения действительно являются откровениями от Бога и которые являются построениями человека. Наконец, Локк делит все человеческое понимание на три науки:

  • естественную философию, или изучение вещей для получения знания;
  • этику, или изучение того, как лучше действовать;
  • логику, или изучение слов и знаков.

Итак, проанализируем некоторые основные идеи, представленные в книге Джона Локка «Опыт о человеческом разумении».

Анализ

В своей работе Локк фактически переключил фокус философии семнадцатого века на метафизику, на основные проблемы эпистемологии и то, как люди могут приобретать знания и понимание. Он строго ограничивает многие аспекты человеческого понимания и функций ума. Его самым ярким новшеством в этом отношении является его отказ от теории о рождении людей, обладающих врожденными знаниями, которые такие философы, как Платон и Декарт, пытались доказать.

Идея tabula rasa

Локк заменяет теорию врожденного знания своей собственной концепцией подписи, tabula rasa или «чистая доска». Своей идей Джон Локк пытается продемонстрировать, что каждый из нас рождается без каких-либо знаний: все мы — «чистые доски» при рождении.

Локк строит сильный аргумент против существования врожденного знания, но модель знаний, которую он предлагает на своем месте, не лишена недостатков. Подчеркивая необходимость опыта как предпосылки для знания, Локк понижает роль ума и пренебрегает адекватным рассмотрением того, как знание существует и сохраняется в сознании. Другими словами, как мы запоминаем информацию и что происходит с нашими знаниями, когда мы не думаем об этом, и оно находится временно вне нашего сознания. Хотя в «Опыте о человеческом разумении» Джон Локк подробно обсуждает, какие объекты опыта могут быть известны, он оставляет читателю мало представления о том, как ум работает, чтобы перевести опыт в знание и объединить определенный опыт с другими знаниями, чтобы классифицировать и интерпретировать будущую информацию.

Локк представляет «простые» идеи как базовую единицу человеческого понимания. Он утверждает, что мы можем разбить весь наш опыт на эти простые, фундаментальные части, которые нельзя «измельчить» дальше. Например, в книге Джон Локк представил свою идею через простой деревянный стул. Он может быть разбит на более простые единицы, которые воспринимаются нашими умами через один смысл, через множественные чувства, через отражение или через сочетание ощущения и отражения. Таким образом, «стул» воспринимается и понимается нами несколькими способами: как коричневый, так и жесткий, как в соответствии с его функцией (чтобы сидеть на нем), и как определенная форма, которая уникальна для объекта «стул». Эти простые идеи позволяют нам понять, что такое «стул», и признать его, когда мы с ним контактируем. В целом, в философии познание — это единичное или продолжительно умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мышления, опыта и чувств. Как видно, Локк воспринимал этот процесс несколько иначе.

Источники

В этом плане философия Локка с его теорией первичных и вторичных качеств основана на корпускулярной гипотезе Роберта Бойля, друга Локка и его современника. Согласно корпускулярной гипотезе, которую Локк считал лучшей научной картиной мира в свое время, вся материя состоит из мелких частиц или корпускул, которые слишком малы, они индивидуальные и бесцветные, безвкусные, беззвучные и без запаха. Расположение этих невидимых частиц материи дает объект восприятия как его первичных, так и вторичных качеств. Основные качества объекта включают его размер, форму и движение.

Для Локка в философии познание — это психический процесс, связанный с оценкой, познанием, обучением, восприятием, распознаванием, запоминанием, мышлением и пониманием, которые приводят к осознанию окружающего нас мира. Они являются первичными в том смысле, что эти качества существуют независимо от того, кто их воспринимает. Вторичные качества включают цвет, запах и вкус, и они вторичны в том смысле, что они могут восприниматься наблюдателями объекта, но они не присущи объекту. Например, форма розы и способ ее роста являются первичными, потому что они существуют независимо от того, наблюдаются ли они. Тем не менее покраснение розы существует только для наблюдателя при правильных условиях освещения, и если зрение наблюдателя функционирует нормально. Джон Локк в «Опыте о человеческом разумении» предполагает, что, поскольку мы можем объяснить все, используя существование только корпускул и основных качеств, у нас нет оснований думать, что вторичные качества имеют реальную основу в мире.

Согласно Локку, каждая идея является объектом какого-то действия восприятия и мышления. Идея — в соответствии с философией Локка — это непосредственный объект наших мыслей, то, что мы воспринимаем и к чему мы активно обращаем внимание. Мы также воспринимаем некоторые вещи, даже не думая о них, и эти вещи не продолжают существовать в нашем сознании, потому что у нас нет причин думать о них или помнить их. Последние являются объектами с минимальными значениями. Когда мы воспринимаем вторичные качества объекта, мы фактически воспринимаем то, что не существует вне нашего разума. В каждом из этих случаев Локк утверждал, что у акта восприятия всегда есть внутренний объект — вещь, которая воспринимается, существует в нашем сознании. Более того, объект восприятия иногда существует только в наших умах.

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
’ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’
(‘An essay concerning human understanding’, 1690) - главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование ‘происхождения, достоверности и объема человеческого познания’. Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продолжая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондоне, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию предшествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голландии в 1688. При жизни автора вышло еще три издания ‘О.оЧ.Р.’ с изменениями и доработками (в 1694, 1695 и 1700), а также издания на французском и латинском языках. В посмертном архиве Локка сохранилось три черновых наброска ‘О.оЧ.Р’, которые относятся к 1671 и 1685. Их новое издание вышло в Оксфорде в 1980. Кроме черновых набросков в архиве философа было обнаружено также неоконченное произведение на тему о том, как ‘управлять разумом’ при поисках истины, которое он хотел добавить к ‘О.оЧ.Р.’. Оно пронизано идеей практического использования знаний. Его напечатали в 1706 вместе с пятым изданием основного произведения. Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов. Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга ‘О.оЧ.Р’, опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, - это ‘чистая доска’ и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой ‘объект человеческого мышления’: чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга ‘О.оЧ.Р’. Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: ‘простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас’. Простые чувственные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, ‘реально существуют’ в самих телах, присущи им всем и всегда - это протяженность, фигура, толчок, механическое движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возникающие в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия. У Локка наличествуют несколько решений проблемы об отношении идеи вторичных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, рефлексия порождает идеи существования, времени и числа. Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции - материи, которую он понимал как ‘плотную субстанцию’. В то же время понятие материальной субстанции представлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия - сомнительным. Идея субстанции - продукт воображения: люди представляют себе ‘под’ вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют - единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в знаках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Процесс обобщения идет следующим образом: единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти ‘интуитивным’. Давая знания единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное - т.е. знание через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания - интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, утверждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый представляет собой суммирование простых идей, благодаря чему появляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанцией понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) - простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредством аналогичных соединений разнородных идей). Второй способ - это сравнение идей, благодаря чему получаются идеи отношений. В соответствии с концептуалистскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образования производных идей в третьей книге ‘О.оЧ.Р.’. Третий способ представляет собой обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы, в результате чего возникают общие идеи. Локк таким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи - это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из которого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно: удовольствие, печаль, могущество, существование. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действительности. При восприятии простых идей душа пассивна. И наоборот, она активно участвует в процессе образования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в соединении и разъединении простых идей. Согласно Локку, существуют три формы сложных идей: идеи субстанции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Следовательно, познание заключается в анализе соответствия или несоответствия двух идей. Вопрос о реальности общего Локк решал следующим образом: ‘деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями’. Локк выдвигает понятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании. В четвертой книге ‘О.оЧ.Р.’ Локк рассматривает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк понимает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами: ‘Наше познание реально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью вещей’. Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положение за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разума, - того, что человек может познать и понять: мы не способны иметь положительного знания о бесконечности, о вечности, о делах Бога; наша собственная сущность доступна нам лишь через проявления мысли в актах рефлексии; и наконец, реальная сущность вещей недосягаема для сознания, которое способно постигнуть только их номинальную сущность. В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления. И познание он рассматривает лишь с точки зрения истории, этнографии, лингвистики и психологии. Но Локк не исследует этот вопрос с точки зрения физики. Философ также не касается проблем природы и сущности души, действительных причин ощущений и тех идей, которые душа находит в самой себе.

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Смотреть что такое "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" в других словарях:

    An Essay Concerning Human Understanding Обложка первого издания книги Жанр … Википедия

    - “ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ” (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) основное философское сочинение Дж. Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении… … Философская энциклопедия

    - (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) – основное философское сочинение Дж.Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении со своими друзьями принципов… … Философская энциклопедия

    Опыт о человеческом разумении - «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» («An Essay concerning Human Understanding») основное философское сочинение Джона Локка, излагающее систему его эмпирической эпистемологии. Одной из главных задач Локка было доказать неосновательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (An essay concerning human understanding , 1690) главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Работу над книгой… …

    - ’НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’ работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка ‘Опыт о человеческом разумении’ (1690) см. ‘Опыт о человеческом разумении’ (ЛОКК). Лейбниц в 1695… … История Философии: Энциклопедия

    Работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка Опыт о человеческом разумении (1690) см. Опыт о человеческом разумении (Локк). Лейбниц в 1695 ознакомился с этим сочинением и написал к… … История Философии: Энциклопедия

    - “НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ ” (Nouveaux essais sur l entendement humain) сочинение Лейбница (1703 04), его отклик на “Опыт о человеческом разумении” Локка, вышедший по французски в 1700с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал… … Философская энциклопедия

    - (Nouveaux essais sur l’entendement humain) – сочинение Лейбница (1703–04), его отклик на «Опыт о человеческом разумении» Локка, вышедший по французски в 1700 с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал свои «Опыты» ввиду смерти Локка. Повторяя… … Философская энциклопедия

Против теории врожденных идей (кембриджские платоники и Декарт).

2 грани эмпиризма Локка:

- Он был сторонником эмпирического изучения явлений и процессов сознания без дискуссий о природе души.

В решении вопроса о природе субстанционного носителя психических процессов колеблется, не говорит, является ли субстанция телесной или духовной.

  • Про прижизненность формирования идей

Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение.

«Указать путь, которым мы приходим ко всякому знанию достаточно, чтобы доказать, что оно не врожденно».

«Положения не запечатлены в душе от природы, т.к. они не известны детям, идиотам и др.людям».

«Каким образом люди могли бы уверенно и спокойно нарушать нравственные правила, если бы они были запечатлены в душе». Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей.

Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях ". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни.

Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.

Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию . Он писал, что в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу воспитателя входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способствует более быстрому усвоению знаний.

  • Про идеи, опыт и предмет психологии.

Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни» которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».


В самом опыте Локк выделил два источника : ощущение и рефлексию.

1. ощущения.

Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом - внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом - идеи.

Чувства доставляют уму разные восприятия вещей.

2. рефлексия.

Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) - деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом - идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей.

Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать свою деятельность.

Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.

Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии . Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида.

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. По Локку: метод САМОНАБЛЮДЕНИЯ – внутреннее восприятие собственных психических процессов. Сознание – восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. «Если я мыслю, но об этом не знаю, никто другой не может знать этого».

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями - через ощущение и рефлексию.

С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания : простое первично, сложное вторично и производно от него.

В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе .

Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств : первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами.

Первичные качества - это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет.

Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц (третичные не отличаются от вторичных. Зачем он их выделил не понятно).

Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта.

В отличие от простых сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем.

Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию.

Локк дал схему процесса обобщения , которое включает следующие операции:

Отбор единичных объектов, о которых мы хотим получить общее представление.

Расчленение каждого объекта на элементы (составляющие их свойства)

Сравнение объектов по элементам.

Идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием).

Абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах.

Суммируют идеи, которые повторяются, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею.

Обозначение словом.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в античности). По Локку, ассоциация - это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п.

Несмотря на то что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений . «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает» (пипец!!!).

Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность . («Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как тоже самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления»).

Локком выделялись следующие психические процессы:

Ощущения свойств предмета

Автоматически появляются в сознании (ум пассивен)

Понятие порога восприятия

Более активный психический процесс

Лучше всего запечатлеваются эмоционально не безразличные идеи

Мышление

Наиболее активная деятельность нашего ума

Операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, - с их помощью – превращение простых идей (элементов знаний) в сложные идеи.