Девиантное поведение сложно не заметить. В широком смысле им называют любые поступки индивида, не соответствующие общепринятым нормам. Однако сложность в том, что отклонения имеют относительный характер. Как же определить, где отклоняющееся в общепринятом понимании поведение, а где индивидуальность человека и самовыражение? О способах диагностики девиантного поведения читайте в этой статье.

Отклонения могут рассматриваться с точки зрения клинической, возрастной или общей психологии, социологии, криминологии. В каждой отрасли свои способы выявления самого факта отклонений и их конкретного проявления. Я предлагаю вам рассмотреть диагностику девиаций с позиции клинической и общей психологии.

Историческая справка о диагностике девиаций

На настоящем этапе развития науки выбор методик для диагностики девиаций огромен, но этот список регулярно пополняется новыми элементами или модификациями имеющихся. Всего можно выделить 3 поколения диагностических методик:

  1. Первые способы обследования индивидов основывались на клинических симптомах, анамнезе и скорее имели интуитивный характер. То есть специалисты выносили прогноз посредством наблюдения и профессионального опыта.
  2. Второе поколение основано на статистике, то есть выявлялась связь между девиациями и конкретными фактами, которые можно измерить (уровень образования, доход семьи).
  3. Методики третьего поколения учитывают не только реальные данные, но и динамические факторы, например, взаимоотношения с ровесниками, школьную успеваемость. Еще одно достижение новых методик – оценка и учет потребностей индивида.

Именно третье поколение исследований и используется в настоящее время. Среди них можно выделить средства общей диагностики и частной для определения отклонений.

Клиническая психология

В клинической психологии отклонения поведения рассматриваются как расстройства поведения (РП). О девиации говорит наличии как минимум нескольких симптомов из перечисленных ниже (материал взят из классификации DSM-IV).

Агрессия по отношению к людям и животным (минимум 3 признака наблюдаются в течение года)

  1. Часто задирает других, угрожает им или запугивает их.
  2. Часто инициирует драки.
  3. В качестве орудия насилия использует предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим.
  4. Совершал кражу с нападением на жертву.
  5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.
  6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.
  7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.
  8. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.
  9. Умышленно уничтожал чужое имущество.
  10. Намеренно проникал в дом или автомобиль другого человека.
  11. Часто использовал обман для получения материальной выгоды (мошенничество).
  12. Совершал кражи без нанесения физического вреда.
  13. Начавшиеся до 13-летнего возраста частые случаи отсутствия дома по ночам, несмотря на запреты родителей.
  14. По крайней мере дважды убегал из дома ночью (или однажды долго не возвращался домой из побега).
  15. Частые прогулы школы, начавшиеся до 13 лет.

Оппозиционно-вызывающее поведение (минимум 4 признака наблюдаются от полугода)

Отдельное условие: симптомы отмечаются значительно чаще, чем у людей того же интеллектуального уровня развития.

  1. Часто выходит из себя.
  2. Часто спорит со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять требования взрослых или правила.
  4. Часто переносит вину на других.
  5. Часто обидчив или ему легко досадить.
  6. Часто сердит или негодует.
  7. Часто злобен или мстителен.

Стоит отметить, что у детей младшего возраста чаще встречается оппозиционно-вызывающее поведение, в то время как у подростков и взрослых – асоциальное, агрессивное поведение.

  • дистимия (упадническое настроение) и гиперактивность;
  • неудачи в учебе или работе (сложности в выполнении задач, проблемы с пониманием);
  • неудачи в межличностных отношениях или их отсутствие.

Прогноз

Чем больше наблюдается симптомов и чем они больше выражены, чем больше проблем накладывается друг на друга, тем хуже прогноз. Так, например, агрессивный человек, но не имеющий проблем на работе, в межличностных отношениях имеет лучший прогноз, чем тот, кто имеет проблемы во всех сферах.

  • Без коррекции в будущем у мужчин, как правило, сохраняются те же симптомы, которые выливаются в преступность, алкоголизм и наркоманию, насилие и агрессию, антисоциальную направленность.
  • У женщин происходит некоторая трансформация: вместо преступности развиваются эмоциональные и личностные расстройства.

Что делать?

В работе эффективна модификация поведения, тренинги решения социальных проблем и приобретения социальных навыков. Психотерапия редко оказывается эффективной, по крайней мере если речь идет о сознательной коррекции поведения ребенка (саморегуляции). Однако это возможно в отдельных случаях (чаще у подростков и взрослых людей). Иногда необходим прием медикаментов (при наложении гиперактивности).

Вместе с этим оказывается консультационная помощь семье. Полезно проведение семейной психотерапии, однако она не всегда оказывается эффективной в дезорганизованных семьях. Еще один популярный и действенный способ – тренинги (как индивидуальные, так и групповые). Можно использовать для коррекции отношений детей и взрослых, взрослых детей и родителей, отдельных индивидов. Цель тренингов – возвышение положительного (желаемого) и минимизация роли нежелательного, то есть перестройка ценностей и общего взгляда на ситуацию.

Способы диагностики в общей психологии

Полноценную диагностику девиаций лучше доверить специалисту (психолог, психотерапевт, социальный педагог). Однако некоторые методы можно применить самостоятельно, например, диагностические тесты и опросники. Хочу познакомить вас с базовыми элементами диагностики:

  1. Наблюдение в процессе беседы или со стороны. В результате этого специалист получает информацию об условиях жизни ребенка или взрослого, его увлечениях, окружении, личностных особенностях (темперамент, скорость психических процессов и другое). Таким образом, специалист выявляет возможные негативные факторы и положительные сферы, то есть те, где можно найти поддержку при лечении девиаций.
  2. Опрос родителей, друзей и других субъектов окружения исследуемого индивида. Из этих бесед специалист складывает образ человека в глазах других людей. В первом случае обследуемый описывает мир и себя собственным взглядом, который нередко расходится с реалиями. Или же наоборот, окружение видит индивида хуже, чем он есть. Например, подросток просто ищет поддержку и внимание, потому хулиганит, а родители этого не понимают и считают своего ребенка агрессивным, опасным и так далее.
  3. Тестовые методики (опросы и анкеты) для выявления особенностей личности. Комплекс подбирается индивидуально, но как правило, нужно выявить акцентуации характера, темперамент, направленность личности, уровень тревожности. То есть рекомендуется использовать общие личностные опросники, а на основе их результатов – более узкие (по выявленным слабостям личности).
  4. Опросники для выявления самих девиаций (отдельных видов) и склонности индивида к ним.
  5. Диагностика подсознания. Если в описанных ранее методах человек в основном выдавал сознательные элементы (не считая беседы, там через наблюдение можно что-то заподозрить), то при проведении проектных методик заговорит подсознание личности. Нередко отклонения обусловлены подавленными эмоциями, фобиями, травмирующими ситуациями.

Базовые общие методики диагностики

В данном разделе я хочу познакомить вас с некоторыми конкретными методиками, которые можно использовать при диагностике девиаций у детей и взрослых.

Личностные тесты

  1. Для диагностики людей в возрасте от 16 лет рекомендую использовать «Минесотский многофакторный опросник личности». Он выявляет ипохондрию, депрессию, истерию, психопатию, мужественность-женственность, интроверсию-экстраверсию, психастению, паранойю, гипоманию, шизофрению.
  2. Для исследования подростков (14-18 лет) подойдет методика «Патахарактерологический диагностический опросник». В результате ее прохождения выявляются акцентуации личности, психопатии и индивидуальные склонности к тем или иным девиациям, выраженность реакции эмансипации, мужественность-женственность, органические поражения психики. Вопросы составлены по темам: самочувствие, настроение, сон, пробуждение, аппетит, алкоголь, секс, одежда, финансы, родители, друзья, окружающие, незнакомые, одиночество, будущее, новое, неудачи, приключения, лидерство, критика, опека, правила, детство, школа, оценка в данный момент.
  3. Общим для всех возрастов и одним из базовых является опросник Айзенка. Существует модификация для детей и отдельная модификация для взрослых. Методика выявляет темперамент человека, экстраверсию-интроверсию, возбудимость-устойчивость.

Проектные методики

  1. Среди проектных методик для диагностики детей от 10 лет и взрослых рекомендую использовать методику Сонди. Это портретный тест, направленный на выявление скрытой заложенной природой специфики личности, влечений и сфер их применения (культура и гуманизм, техника и цивилизация, религия и этика, театр, точные и гуманитарные науки, поэзия, коллекционирование и экономика, речевые виды деятельности). Это своеобразный анализ судьбы. Он выявляет все факторы (генетический, личностный, социальный) отклонений и сами вероятные отклонения. Очень обширная и сложная для трактовки методика. Однако найти ее можно в свободном доступе в интернете и даже пройти в режиме онлайн. Я сама ее проходила, могу сказать, что тест довольно точен (выдал большую часть истинных положений обо мне).
  2. Еще одна методика из проектных – тест Розенцвейга. Для детей от 4 до 13 лет нужно использовать детскую модификацию, для лиц от 15 лет – взрослую, подросткам от 12 до 15 лет подойдут оба варианта методики. Тест выявляет специфику реагирования личности на проблемную ситуацию или неудачу и выход из нее. Испытуемому предлагается найти решение нескольких готовых ситуаций (наглядный материал – картинки).

Методики определения детско-родительских отношений

Чаще используется для диагностики детей и подростков, однако не будем забывать о том, что все мы – дети. И нередко взрослые девиации берут свое начало в семье, во взрослом девианте сидит обиженный, непризнанный, запуганный ребенок. Рекомендую использовать следующие методики для выявления возможных семейных причин девиаций:

  1. Опросник Варга для выявления того, как родители относятся к своему ребенку (методика для родителей).
  2. Опросник Шафера на выявление отношения подростка к родителям (методика для детей).

Методики для выявления школьных проблем у детей и подростков

Подойдут любые методики изучения школьной тревожности, уровня адаптации, например:

  • опросник Филипса;
  • социометрия школьника.

Взрослая тревожность

Потребности, мотивы, ценности

Для диагностики этих категорий личности методики подбираются отдельно и, как правило, имеют специфику «незаконченности». Например, можно использовать:

  • метод «Недописанных предложений»;
  • тесты ранжирования (тест Роршаха);
  • «Фантастический выбор»;
  • «Недописанное письмо».

Методики для выявления девиаций как таковых


Элемент теста Роршаха

Отдельным большим пунктом хочу рассмотреть методики по определению непосредственно отклоняющегося поведения или склонности к нему. В основе обследования лежит феноменологический подход, то есть определение всех девиаций (положительных и отрицательных).

  • Напомню, под положительными девиациями подразумевается самопожертвование, героизм, создание объектов культуры, то есть то, что обеспечивает прогресс общества.
  • К негативным девиациям относится алкоголизм, наркомания, проституция и сексуальная распущенность, преступное поведение, саморазрушение и другие формы поведения, провоцирующие регресс человека и общества в целом.

Подробнее о самом феномене девиантного поведения вы можете прочитать в моей статье .

Методика «Девиантное поведение» (авторы – М. Ю. Колосницына и Е. А. Кадацкая) базируется на личностных тестах и выявляет склонность к отклонениям. Тест включает 105 пунктов, по результатам ответа на которые можно определить склонность индивида к:

  • аутодеструктивной девиации, то есть саморазрушению (причина – стремление к риску);
  • патахарактерологической девиации (причина – внутриличностный конфликт, агрессивность и импульсивность);
  • делинквентной девиации, то есть преступному поведению (причина – недостатки в потребностно-мотивационной сфере, педагогические упущения, инфантилизм);
  • аддиктивной девиации, то есть уходу от реальности в основном по средствам ПАВ;
  • аутоагрессивной девиации, то есть склонности к суициду (причина – анатомия, альтруизм, эгоизм);
  • девиантному поведению (склонность к отклонениям как таковая).

Каждому типу соответствуют свои личностные характеристики, которые выявляются в процессе тестирования.

  1. Аутодеструктивное отклонение: конформность, беспечность, сензитивность, наивность, радикализм, сниженный контроль желаний.
  2. Патахарактерологические отклонения: эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, сниженный уровень социальной активности, подозрительность, прямолинейность, бестактность, эмоциональная напряженность, низкий самоконтроль, фрустрированность.
  3. Делинквентные отклонения: эмоциональная неустойчивость, доминантность, несознательность, подозрительность, прямолинейность, бестактность, тревожность, низкий самоконтроль, фрустрированность.
  4. Аддиктивное отклонение: эмоциональная неустойчивость, доминантность, экспрессивность, несознательность, робость, подозрительность, мечтательность, наивность, тревожность, низкий самоконтроль, фрустрированность.
  5. Аутоагрессивное поведение: обособленность, ригидность, эмоциональная неустойчивость, несознательность, робость, подозрительность, наивность, тревожность, эмоциональное напряжение, фрустрированность, низкий самоконтроль.

Кроме описанной выше выявлена еще одна закономерность: девиации сочетаются с тем или иным типом характера (его выраженными чертами).

  1. Аутодеструктивное поведение – с гипотимным типом; не сочетается с ипохондрией, депрессией, истерией, интроверсией, тревожностью.
  2. Патахарактерологическая девиация – с социопатическим типом и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  3. Делинквентные отклонения сочетаются с гиппоманией и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  4. Аддиктивное поведение – с аггравацией и гипоманией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  5. Аутоагрессия сочетается с аггравацией, интроверсией, шизоидностью; не сочетается с истерией.

Эти особенности можно учитывать при трактовке общего итога по результатам разных методик. Очень важно правильно учесть совокупность результатов.

Существует еще одна методика, которая называется «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р. В. Овчарова). Опросник состоит из 98 утверждений, которые позволяют выявить:

  • установку на социальную желательность;
  • склонность к социальной желательности;
  • склонность к аддиктивному поведению;
  • склонность к самоповреждению и саморазрушению;
  • склонность к агрессии и насилию;
  • уровень самоконтроля эмоций;
  • склонность к делинквентному поведению.

Итоги теста подводятся при сопоставлении индивидуальных ответов обследуемого и представленных в методике нормальных результатах. Найти тест вместе с ключами и таблицей нормы можно в интернете.

Существует еще одна похожая методика с аналогичным названием. Авторы – Э. В. Леус и А. Г. Соловьев. Опросник включает в себя 75 утверждений. По итогу определяется выраженность таких шкал:

  • зависимое поведение;
  • самоповреждающее поведение;
  • агрессивное поведение;
  • делинквентное поведение;
  • социально обусловленное поведение.

Другие методики

Хочу также кратко познакомить вас еще с несколькими методиками, которые тоже могут пригодиться при проведении диагностики девиаций у детей и взрослых. Я только перечислю их названия, назначение и авторство. При желании вы, дорогие читатели, без проблем сможете найти их в интернете:

  1. Тест для выявления специфики отношений между личностью и другими индивидами Т. Лири.
  2. Д. Скотт «Карта наблюдений». Выявляет предпосылки девиаций.
  3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
  4. А. Эллис «Методика для определения асоциальных установок и их выраженности». Определяет склонность к девиациям.
  5. Б. Киллинджер «Тест на определение трудоголизма» (отдельные девиации).
  6. П. Карнес «Тест на выявление девиаций в сексуальной сфере».
  7. Т. А. Никитина «Тест на выявление интернет-зависимости».
  8. Методика RAFFT для выявления алкоголизма и наркомании.
  9. Методика К. Леонгарда – Х. Шмишека для выявления акцентуаций характера. Общее обследование личности.
  10. Г. В. Залевский «Тест на ригидность». Личностный опросник.
  11. Методика «Дом, человек, дерево». Выявляет особенности личности.
  12. К. Томас «Стратегии поведения в конфликте».
  13. Э. Хайм «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий». Позволяет выявить особенности реагирования личности на стресс.

Таким образом, при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида.

Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы. Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать. Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику и детерминанты.

  1. С. В. Духновский «Диагностика межличностных отношений».
  2. А. Г. Лидерс «Психологическое обследование семьи».
  3. Е. П. Ильин «Психология индивидуальных различий».
  4. В. Б. Шапарь «Практическая психология. Инструментарий».
  5. Н. В. Майсак «Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: Монография».
  6. О. П. Макушина «Методы психологического изучения девиантного поведения».

Как вы, наверное, могли заметить, гораздо больше информации можно найти о детских и подростковых девиациях. Почему? Потому что именно этот период самый опасный, но в то же время самый удачный для коррекции. Подробнее о девиациях этого возраста вы можете прочитать в моей статье .

Общайтесь со своими детьми и другими членами окружения. Учитесь понимать себя. Развивайте позитивные девиации и искореняйте негативные, совершенствуйте мир и себя!

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.

Тест-опросник «Аддиктивная склонность»

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.

После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Утверждение

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

Интерпретация полученных результатов:

До 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен

От 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения

От 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

С тепен ь никотиновой зависимости (для курящих ) Тест Фагерстрема .

Варианты ответов

Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?

В течении первых 5 минут

От 6 до 30 минут

От 31 до 60 минут

Более часа

Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?

От утренней

От последующей

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

10 или менее

От 11 до 20

От 21 до 30

Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?

Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?

Сумма баллов

Результаты теста:

0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.

4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.

6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.

Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков .

1 . Обнаруживали ли Вы у ребенка:

Снижение успеваемости в школе в течение последнего года

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям

Частую, непредсказуемую смену настроения

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить

Частые простудные заболевания

Потерю аппетита, похудание

Частое выспрашивание денег

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения

Гневливость, агрессивность, вспыльчивость

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма

Резкое снижение успеваемости

Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

Нарастающая лживость

Чрезмерно расширенные или узкие зрачки

Значительные суммы денег без известного источника дохода

Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п

Состояние опьянения без запаха спиртного

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

2 . Слышали ли Вы от ребенка:

3 . Сталкивались ли Вы со следующим:

4 . Случалось ли с Вашим ребенком:

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения

Совершение кражи

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.

Опросник выявления предрасположенности

к аддиктивному (зависимому) поведению.

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»

15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание

Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.

Попов Виктор Алексеевич,доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедройсоциальной педагогики и психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир

Смирнова Мария Вячеславовна,студент«Владимирскогогосударственного университетаимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир[email protected]

Психологическая оценка склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте

Аннотация. Встатье анализируютсяразличныеподходык определению понятия «девиантное поведение». Приводится психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению. Подтверждаетсяличностнаяпатологиявоспитанников специализированныхучреждений, выявляютсяполовозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения.Ключевые слова:девиантное поведение, отклоняющееся поведение, норма, подросток, склонность.

Внастоящее время подросток живет в сложном посвоему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработаначеткая жизненная позиция. Анализируя данные статистики различных форм девиантного поведения видно, что за последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. Подростки (от 14 до 18 лет), употребляющие спиртные напитки составляют 90%, наркотики потребляют 45% мальчиков и 18% девочек. Далее рассмотрим статистику преступности несовершеннолетних. На 2005 год число несовершеннолетних преступников составляет 53%. В 2012 году в России было выявлено 69%. В 2014 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось примерно на 5%.Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Наиболее подвержены влиянию нестабильной обстановки в мире возрастная группа –это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Высокая научная и общественная значимость проблемы предупреждения девиантного поведения находит подтверждение во многих теоретических и прикладных исследованияхВ.А.Попова, Е.В. Змановской, И.С.Кона, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличевой и других.Относительно несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии, исследователи используют такиеопределения,как:

«трудные дети» (Л.С.Славина, К.С. Лебединская), это дети, чьеповедение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию ; (В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн)дети с отклонениями в формировании личности, акцентуациями характера, у которых есть нарушениям аффективноволевой сферы, отклонения в действиях;

дети «группы риска» (И.А. Невский), это дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватном поведении, которое противоречит требованиям ближайшего окружения .Девиантное поведение связанно с различными разногласиями действий, поступковиправил поведения, стереотипов, ценностей, социальными установками.Зарубежныйсоциолог А. Коэнпонимает отклоняющееся поведение как«такое поведение, которое идет вопреки с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, делимыми и признаваемыми законными изнутри социальной системы» .По мнениюЕ.В. Змановской, девиантное поведение –это поведение, отклоняющееся от норм . КриминологЯ.И. Гилинский определяетдевиантное поведение каксоциальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям .Таким образом, анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения показал, что данное понятие можно определить, как поведение, котороепротиворечит принятым в обществе правовым и социальнонравственным нормам. Сущность заключается в неверном осознании своего места в обществе, в определенных искажениях нравственного и правого сознания молодых людей. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежнойи отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект –подростковая девиация –изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.В литературеиспользуетсясиноним термина«девиантное поведение»–«отклоняющееся поведение».По мнениюЕ.В. Змановскойу отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социальнопсихологических феноменов:

не соответствиеобщепринятым или официально установленным социальным нормам;

наличиенегативнойоценкисо стороны окружающих;

нанесениеущербаличности подростка или окружающим людям;

поведениестойко повторяющееся (многократное или длительное);

согласование девиантного поведенияс общей направленностью личности;

сопровождениеразличными проявлениями социальнойдезадаптации;

наличиеполовозрастногои индивидуальногосвоеобразия.Подросток -это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток –это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность .Наше исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемусяповедению, проводилосьна базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество испытуемыхсоставило 52человека(34юношейи 18девушек) в возрасте от 13 до 17 лет.Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь «группы риска»: дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) , который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение. Согласно результатам анкетирования 94% воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов –сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (53%), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. У 48% выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.У31%испытуемых была обнаружена склонность к делинквентномуповедению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля. У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (9%). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садомазохизму. (рис. 1)

Рис. 1Результаты теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел)

Результаты исследования показали, что 73% подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к «группе риска».Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть «группы риска»в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (1517 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков «группы риска»на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:1.Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию испытуемыхвоспитанников специализированных учреждений. Большинство подростков склоннок агрессивному и аддиктивному поведению.2.Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 1516, для юношей –1617 лет, существуют различия и в самих формах девиаций. Для девушек характерны проявления агрессивных реакций, для юношей –аутодеструктивные тенденции.Несомненно,данные психодиагностического исследования определяют содержаниемероприятий, которые лежат в основе психологопедагогической работы с воспитанниками.Сначала планируется изучение проблемы,анализнаучной литературы, публикаций, для того чтобы получить новые знания по данной проблеме. Далее проводится дискуссия среди воспитанников, участники усваивают новые знания о девиациях, о девиантном поведении, приобщаться к ЗОЖ.Основу психологопедагогической работы составляют различного рода тренинги, беседы с воспитанниками на темуактуальности проблемы девиантного поведения среди молодежи, о ценности здорового образа жизни, также тематические беседы с родителями о девиации, наличие квестигр, применение творческих мероприятий. По итогам психологопедагогической работы идет статистическая обработка данных, оценивается эффективность реализации проекта.

Ссылки на источники1. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. –СПб.: Каро, 2007. –144 с.2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. –СПб.:«Юридический центр Пресс», 2004.3. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб: Питер, 2010. 352 с.4.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 288 с.5. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения// Социология сегодня. –М.,1965.6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М., 2001.7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-192 с.8.Развитие личности и самоопределение подростков в школе / Невский И. А., Колесова Л. С; Ин­т развития личности, Рос. акад. образования. ­ 2011. ­ 57 с.9.Социологический энциклопедический словарь/ ред.коорд. Г.В. Осипов. –М., 2000.10.Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. –2е изд. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. –208 с.

Диагностика девиантного поведения детей и подростков

В процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса. Педагогическая диагностика позволяет учителю выбрать оптимальную методику, которая подходит ребенку, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности педагогических влияний.

В процессе преодоления асоциального поведения педагогическая диагностика выполняет и специфические функции. Объективная информация о воспитанниках дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы в школе и классных коллективах, согласовывать все элементы и звенья воспитательного процесса. В то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным подросткам с отклоняющимся поведением, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития.

Педагогическая диагностика способствует созданию единых педагогических требований к ученику. На основе объективного представления о личности школьников с отклоняющимся поведением осуществляется программа их перевоспитания с четким определением возможностей и действий всех, кто с ними работает: учителей, родителей, наставников и т.д. Диагностика способствует переходу воспитания в самовоспитание, если оценка личности учителем совпадает с самооценкой школьника.

Указанные функции определяют требования к содержанию, формам, методам педагогической диагностики. В школе соблюдаются следующие условия диагностирования личности подростка:

1. Система изучения личности школьника должна, в конечном счете, приводить к самопознанию, самооценке и требовательности к себе.

Это требование можно реализовать, например, методом составления и заполнения карт воспитанности и определения места социализации в них. Для каждой группы классов (1–4, 5–7, 8–9, 10–11) определяется совокупность основных качеств, формирование которых выступает как задача воспитательной работы в классе. Карта воспитанности в начальной школе заполняется учителем вместе с родителями; далее в заполнении карты принимают участие сами ребята.

2. Изучение и самопознание школьников должны быть непрерывны. Чтобы отметить изменения, происшедшие за тот или иной период, в карте воспитанности два раза в год делаются записи, причем сам школьник отмечает свои улучшения, которых он смог добиться.

3. Оценка себя и самооценка других должны осуществляться подростками на основе единых критериев. Такие критерии вырабатываются в ходе этических бесед, диспутов, обсуждения поведения сверстников.

4. Изучение личности школьника осуществляется комплексной методикой. Нельзя на основании одного факта, события делать окончательную оценку личности. Данные об ученике складываются преимущественно на основании анализа его деятельности и поведения в социуме, выявления причин его успехов и неудач, его статуса в коллективе. Упор в изучении делается на выявление всего ценного, что необходимо для дальнейшего положительного формирования личности школьника.

Как правило, первоначальные данные об интересах и запросах детей могут дать анкеты. Социометрическая методика позволяет выявить сферу общения ученика и его место в коллективе. Сочинения и самохарактеристики способствуют выявлению самооценки. Только совокупность методов дает объективное и всестороннее знание о воспитанниках, позволяет классному руководителю подробно информировать всех учителей класса и родителей о том или ином школьнике.

5. Профилактика отклоняющегося поведения и перевоспитание требуют комплексного изучения личности и условий, в которых она формируется. Минимальное представление о воспитаннике должно включать в себя:

Определение направленности личности;

Изучение ведущей линии поведения;

Характеристику положительных качеств, на которые можно опереться;

Восприимчивость или сопротивляемость воспитательным влияниям (причины, характер сопротивления, испорченность отношений).

Одновременно изучаются воспитательные влияния в зоне ближайшего окружения:

Положительные воздействия и условия, которые надо использовать;

Отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо устранить или нейтрализовать;

6. Знания о воспитаннике используются в комплексе для решения педагогических задач, для формирования объективного представления о воспитаннике у родителей, учителей, сверстников.

Выводы учителя будут более точными, если к педагогическому изучению будут привлечены сами учащиеся. Формирование объективной самооценки – первоначальная цель такого изучения. Методами изучения самооценки могут быть следующие:

1. Сочинения по определенной тематике и составленному заранее плану. Материалы сочинений используются для проведения учителем коллективных и индивидуальных бесед.

2. Самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя». На основе самоинтервью, сочинений о себе и своих товарищах уже в шестом классе возможно составление самохарактеристик.

3. Игры, направленные на самопознание. Игра «Расскажи мне обо мне». Например, каждый ученик получает карточку с фамилией товарища, чьи положительные и отрицательные качества он должен охарактеризовать, затем дать совет, от каких недостатков ему следует «избавиться» прежде всего. В игровой форме предлагаются ученикам ситуации для письменного анализа событий. Например, «Случилось так, что тебя критикуют товарищи. Критика тебе кажется несправедливой. Что лучше сделать на твой взгляд: попытаться объяснить, что это несправедливо; не объясняться совсем; принять замечания как должное и исправиться; постараться забыть сказанное?» Обсуждение ситуаций подобного типа позволяет выявить убеждения подростков, их достоинства и недостатки.

Формирование критериев оценки и самооценки, развитие самокритичности обеспечивают правильное восприятие подростками педагогических требований, советов и рекомендаций педагогов по преодолению конкретных личностных недостатков у отдельных членов коллектива.

Однако работа по самопознанию учащихся требует от учителя большой деликатности, соблюдения в строжайшей мере педагогического такта, глубокой психологической подготовки. Не все материалы сочинений и анкет стоит оглашать и обсуждать публично. Большая их часть может послужить основанием для дружеской беседы наедине. А главное их назначение – служить ориентиром в корректировке педагогических воздействий.

Более глубокое представление об истинности поступков учащихся дает анализ мотивов их поведения и, в частности, то, как они объясняют, например, отказ от выполнения задания. Например, об эгоистичности говорят такие мотивы: «Это не совпадает с моими планами», «У меня есть дела поважней» и т.д. У таких школьников развилось высокомерие, убежденность в своих исключительных способностях.

Совокупность всех отрицательных признаков – показатель той или иной степени трудновоспитуемости. При диагностике трудновоспитуемости, отклоняющегося поведения важно суметь различать проявления личностных недостатков школьника и его психологическое состояние, когда бурная реакция принимается за истеричность, когда стремление во что бы то ни стало доказать правоту оценивается как грубость, бестактность и т.д. Однако, если у детей очень часто повторяются одни и те же психические состояния, то, естественно, следует ожидать появления и определенных отрицательных свойств. Например, частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания детей приводят к нарушениям процессов возбуждения и торможения, возникновению вспыльчивости, несдержанности. Чаще всего встречаются 7 отрицательных психических состояний: озлобленность, неудовлетворенность жизнью, враждебность, страх, недоверие, ощущение одиночества, равнодушие.

Изучать все проявления отклоняющегося поведения для учителя очень сложно. Здесь следует исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное. Обычные объекты диагностики – направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям.

Для решения данных социально-педагогических задач в работе с подопечными используются следующие методы:

Наблюдение за конкретным ребенком;

Беседы с учащимися;

Различные анкеты;

Социометрический опрос;

Методики социально-психолого-педагогического характера, такие как «Недописанный тезис» (показывает убеждения ребенка), «Что я люблю, что я не люблю?», «Ранжирование» (определяет предпочтительные качества личности), «Фантастический выбор» (выявляет актуальные потребности подопечного), «Недописанное письмо» (показывает значимых для ребенка людей в социуме) и многие другие.

Важный объект диагностики – отношение подростка с отклоняющимся поведением к людям и к себе, к среде и воспитанию. Можно выделить четыре типа отношений подростка с окружающей социальной и педагогической средой .

Первый – инертный тип отношений – характерен для школьников со слабой активностью, небольшим жизненным опытом. При этом типе отношений изменение поведения личности обусловлено воздействием окружающей среды и характером воспитания. При этом внутренний мир личности существенно не изменяется, воспитанник лишь приспосабливается к создавшимся обстоятельствам.

Второй – приспособленческий тип – воспитанник приспосабливается к постоянным воздействиям окружающего мира, приноравливая свой характер к требованиям педагогической и социальной среды. Чаще всего в эту группу входят те подростки, у кого не определилась направленность личности, обнаруживается склонность к слепому подражанию, податливость чужому влиянию, преклонение перед сильным и т. д.

Третий – обостренно-противоречивый тип – школьники из этой группы могут поступать то нравственно, то безнравственно в зависимости от обстоятельств и своего настроения. Проявляется ложное товарищество, бравирование взрослостью (курение, сквернословие). Они легко поддаются общему настроению, как положительному, так и отрицательному.

Четвертый – конфликтно-враждебный – свойственен эгоистичным, обиженным, болезненно самолюбивым отклоняющимся детям. Они стремятся внести конфликт в коллектив, совершать поступки назло учителям. Срывают уроки, портят имущество. Их поведение отличает нежелание учиться, неприязнь к школе, к учителям, сверстникам, озлобленность, агрессивность.

Ведущий тип отношений определяет характер сопротивляемости воспитательным влияниям, податливость отрицательным воздействиям и неблагоприятным условиям. На этой основе можно установить уровень педагогической запущенности, который определяет степень податливости отклоняющегося подростка воспитательному процессу и степень устойчивости отрицательного в его характере. Целесообразно фиксировать поступки и действия подростка в карточке или журнале наблюдений.

Социальные отклонения имеют различные уровни отягощенности , что также нужно установить в педагогической диагностике. Основные из них:

Первый уровень отклоняющегося поведения характеризует неустойчивых детей; отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.

Ко второму уровню относятся эгоцентричные дети с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2–3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.

Третий уровень – учащиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.).

Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Причем изучение отклонений и поиски путей положительного развития духовной и нравственной сферы воспитанника должны осуществляться одновременно.

Определение обобщенного показателя социального благополучия учащегося

№ п/п

Социальные характеристики

Балл

Состав семьи ребенка

Мать, отец, бабушка, дедушка

Только мать и отец

Мать, отчим; отец, мачеха

Одна мать, один отец

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

Школьная успеваемость

Удовлетворительная

Неудовлетворительная

Оставил школу, работает

Оставил школу, не работает

Здоровье ребенка

Практически здоров

Часто болеет в пределах нормального развития

Имеет хронические болезни

Отставание в умственном развитии

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

Благоустроенная отдельная квартира

Отдельная квартира с родителями супругов

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

Комната в коммунальной квартире с удобствами

Комната в общежитии, в бараке без удобств

Доход семьи

Могут практически ни в чем себе не отказывать

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

Живут от зарплаты до зарплаты

Денег до зарплаты не хватает

Уровень социального благополучия семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

Поведение ребенка в школе

Удовлетворительное

Неудовлетворительное

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

Стоит на учете в КДН

Внешкольное общение ребенка

На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

Криминогенные группы, состоящие на учете в КДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

Жизненные цели ребенка

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в КДН

Эмоциональные отношения родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

Слепая любовь, гиперопека

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

Хотел бы ты в своей будущей семье:

Иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

Воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

Относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?

Разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?

Проводить свободное время так, как это делают твои родители?

Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

Аналогичным образом производится балльная оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностей и позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)

Денежные проблемы твоей семьи;

Отношения с родителями;

Отношения между родителями;

Отношения со сверстниками;

Конфликты с педагогами;

Трудности усвоения школьной программы;

Здоровье близких родственников;

Чем заняться в свободное время;

Личная жизнь;

Что-либо другое (что именно).

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

С высокой оплатой;

С гарантией от безработицы;

Престижную;

Не вредную для здоровья;

Связанную с разъездами, новыми впечатлениями;

Требующую личной предприимчивости, изобретательности;

Нужную стране, людям;

Связанную с общением с детьми;

Связанную с общением с животными;

Другую (какую именно).

При необходимости, набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, используются дополнительные вопросы, уточняющие полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (во-первых, во-вторых и т.д.).

Доверительность отношений педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Педагог не имеет права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 63). В сложной ситуации педагог должен решить проблему таким образом, чтобы ребенок пошел на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребенка.