Что такое сознание человека? Мы привыкли вкладывать в это понятие очень многое: собственное мировосприятие, характеристики и свойства личности, умение управлять собой. На самом деле это понятие настолько широкое, что потребовалось бы много усилий, чтобы распределить «по полочкам» все составляющие, вникнуть в их сущность.

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями. Человек — существо, наделенное разумом, а разум заставляет в полной мере работать сознание.

Личность невозможна вне общества. Именно по этой причине сознание способно меняться под воздействием социума. Как это происходит? Воспитываясь в обществе, человек никогда не может быть полностью от него свободен. На него влияют имеющиеся стереотипы и предрассудки. Нередко общество просто диктует индивиду свою волю, и он вынужден подчиниться мнению большинства. Так ломается индивидуальность и рождается социальная маска. Некоторые носят ее всю жизнь и, в конце концов, настолько сродняются с ней, что перестают замечать и понимать собственную бесконечную сущность.

Что включает в себя понятие и какими характеристиками оно обладает, расскажет данная статья.

Сознание отражает самооценку

Самооценка формируется еще в детстве. От того, какой она станет, во многом есть заслуга самого человека и, конечно, социума, который его окружает. Как часто мы в детстве слышим о себе нелестные отзывы или о том, что по какой – то неведомой причине уродились не такими хорошими, какими нас здесь ожидали увидеть. Если сознание сформировано в недостаточной степени, то человек будет стараться угодить мнению большинства, он фактически растворится в том, каким его видят другие и не сможет иметь собственного уникального голоса.

Самооценка личности складывается из нескольких составляющих: семья, окружение, друзья, социальные группы и объединения. Сознание при этом очень восприимчиво к тому, как все эти люди будут относиться к субъекту, какой опыт позволят ему получить.

Сознание формируется в семье

Роль родителей в формировании сознания ребенка очень велика и значительна. Это самые первые люди, которые закладывают в нас основы добра и зла, миропонимания в целом, учат быть индивидуальностью. Конечно, не во всех случаях происходит приобретение сугубо положительного опыта. Случается, что маленький человек замыкается в себе оттого, что не может найти свои уникальные, отличительные черты, не знает, кто он есть на самом деле. Сознанием ребенка, безусловно, можно руководить, направляя его развитие в нужное русло. Влияние семьи на сознание огромно. Можно как сделать из ребенка успешную личность, так и полностью сломать его индивидуальность.

Для ребенка важна и значительна поддержка родных, особенно на первых порах. Представьте, что вы начинаете какое – то серьезное дело. Вас, конечно же, одолевают тревоги, сомнения, различные беспокойства. Это и понятно: трудно двигаться в одиночку. Всегда хочется получить от близких людей хотя бы минимальную поддержку – она помогает поверить в то, что все получится. Если родители не оказывают такого воздействия на свое чадо, то сын ли дочка растут крайне неуверенными в себе. В будущем такой человек едва ли будет знать, чего он хочет на самом деле, он не сможет представить себе конечного результата.

Формирование сознания через отношение окружающих

Сознание всякого человека имеет прямую зависимость от того, каким его видят окружающие люди. Если отношение к нему достаточно лояльное или даже сугубо положительное, то личность прекрасно адаптируется в обществе, выражает себя и становится вполне себе счастливой. Тут многое зависит от того, какие планы и цели ставит перед собой человек. Отношение людей, находящихся рядом, может в определенный промежуток помочь личности, сделать ее твердой и самодостаточной. Научиться уважать собственную личность очень важно для человека. Пока мы не ценим и не любим себя не можем ожидать того же от окружающих. Почему? Да потому, что люди считывают нашу информацию о себе и именно так нас воспринимают, как мы сами о себе думаем. Здесь нет ничего удивительного, все закономерно.

Тот, кто доволен собственными достижениями, несомненно, будет вызывать уважение со стороны окружающих. Людям будет казаться, что перед ними в высшей степени успешная и неординарная личность. При этом реальные недостатки оппонента в этом случае остаются незаметными, невидимыми. И напротив, когда человек не может понять своего места в мире, сам не знает, что собой представляет его личность, то и окружающие учатся воспринимать его как нечто незначительное и несерьезное. Такой человек может быть весьма талантливым внутри себя, но до тех пор, пока он не обнаружит собственной ценности, его не смогут оценить окружающие. Сознание – это то, что формируется долгие годы. Здесь не может быть мелочей: важно абсолютно все, когда речь идет о становлении и развитии личности.

Мировоззрение отражает сознание

Сознание вмещает в себя множество граней нашей личности. Кто мы и зачем здесь находимся? Какие задачи должны решить? Представление о мире и о себе складывается из опыта, получаемого в течение всей жизни. Особенно важен и значим детский опыт. Впечатления маленького человека носят характер познающего сознания. Оно порой вмещает в себя так много, что не сразу удается понять, откуда взялись те или иные привычки, страхи, сомнения, неуверенность в себе или, напротив, желание доказывать собственную исключительность. А ведь каждый из нас хочет быть замеченным окружающими людьми. Иногда ради этой цели он готов на любые подвиги и свершения.

Сознание человека – это настолько глубокая ипостась, куда нельзя заглянуть и быстро что-то рассмотреть. Требуется огромная работа, чтобы только понять самого себя, суметь проработать свои зажимы и сомнения. Каким человек видит мир, так он относится и к самому себе. Данное утверждение уже давно доказано. Если человек не любит себя, всячески сомневается в своих талантах, способностях и вообще имеющейся возможности где – то в чем – то себя проявить, то и мир будет стараться выдвигать к нему самые жесткие требования. Такую личность, как правило, не замечают окружающие, она терпит множество несправедливо нанесенных обид. А все потому, что в сознание человека когда – то вошло негативное и неправильное представление о самом себе. И вот он привык ругать себя по всякому поводу, а не хвалить.

Тот, кто с самого детства знает себе цену, кому родители привили здоровое самоуважение, никогда не будет искать одобрения окружающих. Он и так знает, что достоин большего, чем даже то, что у него есть на данный момент. Такой человек не тратит лишнего времени на переживания, а сразу стремится к своей мечте, совершает необходимые шаги.

Наличие цели расширяет сознание

Цель обязательно должна быть как можно более конкретная. Без этого четкого выстраивания невозможно ничего достичь в жизни. Человек никогда не будет удовлетворен сторонней ролью и не согласится ее играть, будучи самодостаточной личностью. Имея цель, мы становимся дисциплинированнее и ответственнее. Наше сознание расширяется на самом деле, становится более восприимчивым и глубоким. Что дает наличие цели и как оно влияет на сознание человека? Попробуем разобраться.

Уверенность в себе

Это важная составляющая любого успешного человека. Без веры в себя не будет ничего: ни новых побед, ни значимых достижений. Уверенность в себе помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия и не верить неудачам. У каждого ведь случаются промахи и поражения. Чтобы не пасть духом, когда нам плохо, должна иметься большая воля и огромное желание стать сильнее. Понадобится много времени, пока действительно изменится сознание. Тогда человек научится мыслить по-другому, поступать иным способом, чем прежде.

Уверенность в себе оказывает значительное влияние на качество жизни и на сознание. Как это происходит? Прежде всего, мы учимся жить, будучи действительно довольными собственными успехами. Мало кто из людей на самом деле может этим похвастаться. Уверенный человек не ждет одобрения общества, он сам активно действует и достигает своих вершин. Ему приятно внимание окружающих, но это не самоцель, а следствие успешности. Уверенная личность, как правило, излучает состояние радости и позитива.

Как помочь себе стать уверенным? Такое качество характера не рождается за один день. Чаще всего, человеку приходится прикладывать значительное количество усилий, прежде чем он увидит первые удовлетворяющие его результаты. Действовать следует не торопясь и осторожно. Сначала нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть на самом деле. Затем начать развивать индивидуальные способности, а с ними будет расти и самоуважение.

Целеустремленность

Имея в голове определенную задачу, которую нужно решить, человек становится собранней, организованней. Он уже не позволит себе тратить время впустую. В таком случае личность начинает искать всевозможные способы и варианты, чтобы добиться желаемого с максимальной для себя выгодой и минимальными потерями. Как только появляется ответственность перед самим собой, человек и перед обществом никогда не выставит себя в невыгодном свете. Сознание будет руководить им, поощрять на новые свершения. С каждой новой победой прибавляется уверенность в своих силах, в том, что все получится так, как задумано.

Сознание трансформируется, мы начинаем осознавать такие вещи, о которых прежде никогда не задумывались. Желание довести начатое до конца позволяет нам не расслабляться в самых тяжелых жизненных моментах, а действовать иногда вопреки обстоятельствам. Как правило, возрастает желание доводить все до логического завершения. Оно подкреплено уверенностью в себе. Вы уже не оставите перспективную работу на полпути, не станете оправдывать свое бездействие тем, что она никому не нужна, а значит ее можно и не выполнять.

Настойчивость

Сложности бывают у всех, в этом нет ничего удивительного. Гораздо важнее то, как мы выходим из тех ситуаций, которые реально мешают нам полноценно жить, строить дальнейшие планы. Любые трудности возникают в нашей жизни только затем, чтобы мы их решали, а не откладывали со дня на день. Многие преуспевают в делах и бизнесе только потому, что вовремя научились замечать собственные победы и эффективно бороться с недостатками. В самом деле, как часто мы считаем свои достижения чем-то обыденным и нормальным, не уделяем им достаточно внимания и времени. А зря! В следующий раз удача может запросто и отвернуться. Необходимо всячески приветствовать в себе новые начинания, стремиться работать над своим сознанием, расширять его границы.

Умение преодолевать трудности – важное качество для привлечения удачи. Какие бы бури ни бушевали над вашей головой, вы всегда сможете найти достойный выход. Жизнь часто дает нам именно такие испытания, пройдя через которые, мы, благодаря усилиям сознания, становимся сильнее и мудрее.

Настроенность на успех

Наличие определенной цели в голове человека, несомненно, дает ему мощный стимул для того, чтобы совершенствовать себя, стремиться к непокоренным горизонтам. Разумеется, что того, чтобы это могло произойти в вашей жизни, придется приложить немало усилий, как следует постараться. Без мотивации личность не будет расти, не сможет правильно организовать свое время. Дополнительная мотивация будет двигать вас вперед, не даст опустить руки в двух шагах от победы.

Чем бы ни занимался человек, он должен быть поглощен своим занятием полностью, без остатка. Состояние полной «захваченности» расширяет сознание, делает его внимательным и восприимчивым. Благодаря этому значительному приобретению принимаются ответственные решения, строятся грандиозные планы, выносятся приговоры, произносятся страстные проникновенные речи.

Роль познавательных процессов в развитии сознания

С самого раннего возраста человек учится воспринимать этот мир с помощью органов чувств. Все познавательные процессы тесно связаны друг с другом и находятся в состоянии неразрывного единства. Внимание, память, воображение, мышление позволяют сознанию совершенствоваться. Развитие человека было бы невозможно без этих базовых составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Ощущение и восприятие. Роль ощущений в жизни человека огромна. Мы на протяжении одного дня испытываем самые разные чувства и эмоции. У нас возникает множество ощущений, которые мы должны суметь пропустить через себя и не пораниться душевно. Ощущение ведет человека к осмыслению действительности, поэтому его роль в сознании огромна.

Восприятие дополняет впечатление личности о предмете, помогает сознанию выстроить механизм узнавания. С помощью восприятия происходит оценка предмета или явления, человек учится видеть и замечать какие – то значимые детали и перспективы.

Внимание. Данный психический познавательный процесс воздействует на сознание самым прямым и непосредственным образом. Обращая на что – то внимание, мозг концентрируется на каком – то объекте или явлении, а значит, в нем происходят мыслительные процессы. Внимание человека бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае человек сам направляет волевые усилия на то, чтобы что – то воспринимать. Во втором случае внимание задерживается на предмете помимо воли самой личности. Чаще всего непроизвольное внимание бывает вызвано каким – то из ряда вон выходящим событием, которое вызывает у человека эмоции страха, удивления, восторга и т.д.

Память. Человеческая память может вместить в себя многое, однако мы не запоминаем все подряд, на чем сконцентрировано наше волевое усилие в данный момент. Чтобы что – то запомнить, нужно либо осознать необходимость в этом, либо испытать сильное впечатление от увиденного. В жизнедеятельности человека имеет место и то и другое.

Наша память воздействует на сознание, заставляя его осмыслять происходящие события. Память способна хранить множество информации и фрагментов из прошлого, а некоторые события забываются почти мгновенно. Как правило, человек помнит то, что подкреплено его эмоциональной сферой. Все, что было сделано механически, без участия чувств, стирается из памяти, тем самым освобождая место новым впечатлениям.

Мышление. Этот психический познавательный процесс тесным образом связан с сознанием. Оно само постоянно остается воспринимающим и открытым для новых знаний. Мышление помогает сознанию сохранять свою активность. С помощью мышления человек имеет возможность многократно прокручивать у себя в голове картины событий, которые оказались для него важными и значимыми.

Воображение. Данный психический познавательный процесс оказывает на сознание сильное влияние. Каким образом? С помощью воображения оно по-настоящему расширяется. Появляются новые образы, которые и будоражат сознание, заставляют его находиться в состоянии повышенной активности. Воображение отражает предметы и явления в образах. Но дело в том, что у каждой личности возникает свой собственный образ в голове, и у всякого он сугубо индивидуален. Нет и двух людей с одинаковыми мыслительными картинками в головном мозге.

Роль сознания в оценивании

У человека имеется одна неповторимая особенность, отличающая его от всех живых существ. Он постоянно сравнивает, анализирует, дает оценки окружающим. Действия, поступки (как свои, так и чужие) постоянно рассматриваются под воображаемым микроскопом и оцениваются. Причем чем более развито сознание у человека, тем сильнее его желание анализировать собственные поступки, стремиться исправить ошибки. Люди, которые часто обвиняют других, демонстрируют недостаточность развития сознания.

Сама по себе потребность оценивания обусловлена формированием эмоционального отношения ко всему, что находится рядом с нами. Мы переживаем на протяжении дня множество противоречивых чувств. Какие – то проходят через нас и не оставляют видимого следа, другие отзываются страшной болью в сердце и превращаются в рану, которая потом еще долго не заживает.

Сознание и возможность самоанализа

Сознание занимает активную позицию в процессе самопознания. Субъект действия – это тот, кто наблюдает. Объект – то (или тот), за кем осуществляется наблюдение. Сознание само становится наблюдателем за теми действиями, которые совершает личность. Благодаря ему человек имеет возможность отслеживать собственные поступки, анализировать их, размышлять над тем, что было сделано. Наличие субъекта и объекта помогает определить роль сознания в жизни человека в целом.

Сознание и познание мира

Сознание способствует формированию определенного отношения к окружающей действительности. Способность человека к познанию окружающего мира начинается с познания самого себя. Что сюда входит? Во — первых, уважительное отношение к собственной личности, адекватное оценивание собственных перспектив. Во – вторых, умение видеть в других людях индивидуальностей, уважать и принимать их мнение.

Человеку, прежде всего, необходимо научиться брать ответственность за свои поступки и действия. Пока он не умеет этого, не может адекватно оценивать и других, предъявлять к ним какие – то немыслимые требования. Часто ведь случается так, что мы не в силах выполнить обязательства, данные самому себе, но зато обвиняем близких в том, что у них крайне дурной и скверный характер. Возможность самосовершенствования тесно связана с развитием сознания. Человек только тогда становится по – настоящему свободным, когда обретает способность отвечать за то, что он сделал сегодня или вчера.

Таким образом, сознание человека представляет собой весьма широкую сферу для изучения. Тема, безусловно, интересная и заслуживающая отдельного внимания.

Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.

    Понятие сознания

    Зигмунд фрейд причина бессознательного

    Что относят к бессознательносму

    Идеализм

    Функции сознания??

Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину.Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения,которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека.Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита.Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию.Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием; как осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima – дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции – "души ", обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализированной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоятельным существованием, якобы творящим и порождаю щим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе настаивают на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивается имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. Идеальн ое (бестелесный разум) – предводитель и источник гармонии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение.

В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

На втором этапе развития психологии как науки, в то время, когда основным методом научных изысканий являлась интроспекция, термины ʼʼпсихикаʼʼ и ʼʼсознаниеʼʼ были почти неразделимы. Психологи изучали свою психику и сознание впроцессе сознательного самонаблюдении за тем и другим. Сегодня наука не только не раскрыла тонкие механизмы сознания (такое положение имеет место и в понимании остальных психических процессов), но и не смогла дать точного определœения того, что представляет собой сознание. Точного определœения сознания нет, но бывают даны метафорические, образные попытки определœения сознания. К примеру, определœение сознания как ʼʼсветлого пятна или узкого луча света͵ переметающегося по бесконечному миру памятиʼʼ или ʼʼсознания как состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прерывается, когда мы засыпаем или оглушены сильным ударом по головеʼʼ (Цит. по 1, с.21).

Кстати говоря, последнее определœение наталкивает на мысль определœения сознания через перечень состояний, при которых человек ощущает наличие измененного сознания. К таким состояниям относятся не только сновидения, но и гипноз, ощущения, возникающие в ходе медитации, некоторых форм психотренинга и психотерапии, при применении ряда наркотических веществ и пр.
Размещено на реф.рф
Наиболее грубые изменения состояния сознания возникают при локальных повреждениях подкорковых структур мозга и характеризуются разной степенью оглушенности, дезориентирования и помрачения сознания, нарушениями сна и появлением галлюцинаций, переплетающихся со сном и реальностью. Такие состояния сознания изучает трансперсональная психология (см. п.5.6).

Важно подчеркнуть, что в сознание попадает только очень небольшая часть тех чувств, мыслей, образов, которые хранит в памяти или переживает человек в любой момент времени. Сознание постоянно игнорирует множество событий, которые тем не менее как-то обрабатываются на уровне восприятия и фиксируются в памяти подсознания. В результате при крайне важно сти мы можем извлечь из подсознания огромное количество событий, на которые мы, по нашему мнению, не обратили внимание, хотя они и были в поле нашего восприятия. Особенности содержания и взаимосвязи сознания – подсознания – бессознательного с точки зрения З. Фрейда мы рассмотрели в п.5.1.

Сегодня одним из часто используемых является следующее определœение сознания.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, благодаря чему достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания можно определить, во-первых, как наблюдение за собой и внешним миром, определœение своего состояния и событий внешнего мира. В сознание человека включено определœенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Вторая функция сознании связана с планированием наших действий и контролированием исполнения этих планов, ᴛ.ᴇ. состоит в формировании целœей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Работа сознания тесно связана с процессами рефлексии, то есть мыслительными актами, направленными на анализ, понимание. осознание себя: собственных мыслей (в том числе и неявных, скрытых в подсознании), эмоциональных состояний, переживании, попытках взглянуть на себя со стороны как своими глазами, так и глазами других людей.

Выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе груда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко ).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1)биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это бывают операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в какой-либо ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всœех этих мирах.

Резюмируя современные представления о сознании, можно отметить следующее:

Эпицентром сознания является сознание собственного ʼʼЯʼʼ.

Сознание :

1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Структура сознания включает в себя два слоя. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя , поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит :

1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание человека" 2017, 2018.

  • - Сознание человека

  • - Сознание человека

    знать: · понятие о сознании человека; · предпосылки и условия возникновения и развития сознания; · структуру сознания; сознание и бессознательное. Соотношение сознания и бессознательного Согласно 3. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в... .


  • - Язык и сознание человека

    Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения... .

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала... .


  • - Сознание человека и его общественная природа

    Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего... .


  • - Сознание человека

    Сознание – высшая форма психического отражения. Это опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. Опосредованность – получение информации через что-то или кого-то. Происхождение понятия «сознание»: &... .


  • - Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

    Большей глубиной; большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности - труду; способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого... .


  • Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.
    Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.
    Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.
    ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

    Глава 5. Сознание человека
    Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
    Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
    Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
    Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
    Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

    Говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
    Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
    Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
    Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
    Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
    Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
    Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

    Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек.передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
    Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
    Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
    Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

    Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
    Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

    Является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.

    Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность - это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность - это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.

    Сознание - это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

    Можно привести характеристику или . Первая характеристика - это совокупность знаний об окружающем мире, вторая - закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных оценок в .

    Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.

    Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.

    Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).

    Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе .

    Мир познается и осознается человеком через призму , производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что сознание - это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.

    Сознание - это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.

    Часто в быту употребляется выражение . Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.

    К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время . Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа- происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.

    Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».

    Сознание - особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».

    Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.

    Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.

    Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.

    Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм - характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном - воображением и «змеем». Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.

    Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.

    В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.