Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

Наречие - часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета или признак другого признака. Отвечает на вопрос как? какой? какая? какое? в какой степени? в какой мере?
Примеры слова части речи наречие: крепко, вверх, по-русски, шагом, слишком.

Морфологические признаки

Наречия обозначают следующие признаки:

  • Признак действия - наречия присоединяются к глаголу или деепричастию и отвечают на вопрос как? Примеры: живите (как?) дружно, идите (как?) быстро.
  • Признак предмета - присоединяются к существительным и отвечают на вопрос какой? какая? какое? Примеры: прогулка (какая?) пешком, чтение (какое?) вслух, кофе (какой?) крепкий.
  • Признак другого признака - присоединяются к прилагательному, причастию или другому наречию и отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере? как? Примеры: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево, довольно приятное известие, мне (в какой мере?) немножечко грустно, идущие (как?) пешком.
  • Указывают на признак действия (но не называют признак действия) - используются для связи предложений. Примеры: там, тут, оттуда, где-то и т.п.

По значению наречия делятся на группы:

  • Наречия образа действия - отвечают на вопросы как? каким образом? (быстро, хорошо, по-дружески, вдруг и т.п.);
  • Наречия времени - отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? (сегодня, сейчас, давно, зимой, тогда, вечером и т.п.);
  • Наречия места - отвечают на вопросы где? куда? откуда? (вдали, везде, вблизи, наверху, домой и т.п.);
  • Наречия причины - отвечают на вопрос почему? (сгоряча, сослепу, поневоле);
  • Наречия цели - отвечают на вопрос зачем? (нарочно, назло);
  • Наречия меры и степени - отвечают на вопросы сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере? (очень, надвое, пополам, весьма, вдвоём, вполне и т.п.).

Наречия, указывающие на признак действия, делятся на группы:

  • Указательные - здесь, там, туда, тогда;
  • Неопределённые - где-то, куда-то, кое-где, кое-как;
  • Вопросительные - где, куда, когда, зачем, как, почему;
  • Отрицательные - нигде, никуда, негде, никогда.

Часть речи наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается.

Степени сравнения

Наречия, образованные от качественных имён прилагательных и оканчивающихся на -о или -е, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень - обозначает признак предмета в сравнении с признаком другого предмета. Сравнительная степень имеет простую и составную форму. Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее/-ей/-е/-ше (высоко - выше, сильно - сильней, рано - раньше). Составная форма образуется в связке наречия со словами более и менее (более детально, менее подробно). Превосходна степень - обычно имеет составную форму, образуется в связке наречия и местоимения всех (быстрее всех, лучше всех).

Примеры наречий

По значению

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному (наречие образа действия).
Теперь небо походило на взволнованное море (наречие времени).
Слева и справа от лодки из чёрной воды поднялись какие-то здания (наречие места).
Сослепу я наткнулся на бурелом (наречие причины).

По степени сравнения

Мы решили встречаться реже (простая форма сравнительной степени).
Меня попросили выполнять работу более аккуратно (составная форма сравнительной степени).
Мой друг бегает быстрее всех в школе (превосходная степень).

Синтаксическая роль

В предложении наречия выступают в роли обстоятельства, реже - в роли определения и сказуемого.
Издалека доносилась песня. Наречие издалека - обстоятельство с вопросом откуда?
Торжественно на землю сходит ночь. Наречие торжественно - обстоятельство с вопросом как?
Пароходы приходят засветло . Наречие засветло - обстоятельство с вопросом когда?
Яйцо всмятку . Наречие всмятку - определение с вопросом какое?
На улице прохладно . Наречие прохладно - сказуемое с вопросом каково?
Мне холодно . Наречие холодно - сказуемое с вопросом как?

1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени?

Основные признаки наречий

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака действий или признака признаков.
  • Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.
  • Весело смеяться, быстро бежать, громко разговаривать, сделать сгоряча , сделать назло .
  • Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.
  • Слишком быстрый, очень быстро.
    Б) Морфологические признаки
    Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Луна ярко озаряла всю долину.
    Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания. Подойти справа , очень весёлый, очень весело.

    Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело ; Ночью светло ). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий.

    2. Разряды наречий по значению:

    Значения наречий Вопросы Примеры
    1 образа действия как? каким образом? Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём.
    2 меры и степени в какой степени? насколько? Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое.
    3 места где? куда? откуда? Далеко, слева, сверху, вдаль, назад.
    4 времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва.
    5 причины почему? отчего? Сгоряча, сослепу, поневоле.
    6 цели зачем? для чего? Нарочно, назло, на смех.

    3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е ), образованные от качественных прилагательных:

    Ср.: весёлый → весело ; громкий→ громко ; быстрый → быстро .

    а) сравнительная степень может быть:

      простая (образуется с помощью суффиксов -ее (-ей ), -е, -ше );

      Весело - веселее , веселей , громко - громче , далеко - дальше .

      сложная (образуется с помощью частиц более и менее );

      Более весело, менее громко.

    б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов - формы сравнительной степени наречия и слова всех .

    Веселее всех , громче всех .

    Обратите внимание!

    1) Качественные наречия на -о (-е ) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных.

    Ср.: Море спокойно (прилагательное) - Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие).

    Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия - обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении.

    2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной.

    Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное - он более спокойный , чем я; он спокоен ) - Говори спокойнее (наречие - говори более спокойно ; говори спокойно ).

    4. Морфологический разбор наречий:

    План разбора наречия

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени - для качественных наречий). Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 неизменяемость;
    2 разряд по значению;
    3 для качественных наречий - отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени.
    III Роль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении).

    Образцы разбора наречий

    Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская).

    (Шагнул) вперёд

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
    2. Н. ф. - вперёд . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие места.
    3. В предложении - обстоятельство места.

    (Застыл) навытяжку

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
    2. Н. ф. - навытяжку
    3. В предложении - обстоятельство образа действия.

    Стало совсем темно (Чаковский).

    (Стало) темно

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
    2. Н. ф. - темно . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия.
    3. В предложении - именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.

    Совсем (темно)

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
    2. Н. ф. - совсем . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие меры и степени.

    Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин).

    Ласковее (греет)

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
    2. Н. ф. - ласково . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
    3. В предложении - обстоятельство меры и степени.

    Упражнение к теме «3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий»

    В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

    Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

    Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

    Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

    Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

    Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

    Описание слайдов.

    1. Титульный слайд.

    2. Что обозначает наречие?

    Наречие обозначает признак

    действия: медленно бежать, тихо говорить;

    признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

    предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

    3. Определите значение наречий.

    • Лишь кое-где притаится снег.
    • Всё кругом спит.
    • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
    • Чуть неверный шаг - по колено.
    • В березняке снегу ещё немало.
    • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
    • Коньки напрокат не выдаются.

    4. Разряды наречий по значению.

    Образа действия

    Как? Каким образом?

    Где? Куда? Откуда?

    Когда? Как долго?

    Меры и степени

    Сколько? В какой мере?

    5. Примеры.

    žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

    žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

    žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

    Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

    žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

    6. Определите разряд наречий.

    Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

    Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

    Еловых шишек в этом году уродилось много.

    Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

    Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

    Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

    Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

    7. Две группы наречий.

    Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

    Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

    на образ действия (так, как-то, кое-как),

    время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

    причину (потому, поэтому, почему-то),

    цель (затем, зачем-нибудь).

    8. Способы образования наречий.

    9. Определите способ образования наречий.

    1 вариант

    Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

    2 вариант

    Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

    10. Образование форм сравнения.

    11. Образуйте формы сравнения.

    • Сильно.
    • Быстро.
    • Высоко.
    • Вкусно.
    • Низко.
    • Прямо.
    • Налево.

    От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

    12. Синтаксическая роль.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
    Важные события произошли в доме напротив.

    ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
    Кругом стояла тишина.
    Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

    СКАЗУЕМОЕ:
    Она не замужем.

    13. Какими членами предложения являются наречия?

    • Мама имела немного усталый вид.
    • Вокруг не видно ни одного человека.
    • Весной вся природа оживает.
    • Мы ели мясо по-французски.
    • Где-то очень далеко начинался шторм.

    14. Самопроверка.

    15. Роль наречий в тексте.

    Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

    Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

    16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

    Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

    Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

    17. Самопроверка.

    18. Правописание наречий

    НЕ с наречиями
    Ь после шипящих
    Дефисно-слитно-раздельно
    О и А на конце наречий
    О-Ё после щипящих
    НН-Н в суффиксах наречий

    19. НЕ с наречиями на -о, -е.

    Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

    Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

    20. Ь в наречиях после шипящих.

    Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

    Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

    21. Дефис в наречиях.

    а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

    б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

    в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

    22. Буквы -О, -А на конце наречий.

    Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

    ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

    Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

    23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

    žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

    žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

    Исключение: ещё.

    24. Н и НН в наречиях.

    увлечённо – увлечённый (прич.)
    сильно – сильный (прилаг.)
    разбросанно – разбросанный (прич.)
    ужасно – ужасный (прилаг.)
    усиленно – усиленный (прич.)
    совершенно – совершенный (прилаг.)
    интересно – интересный (прилаг.)

    25. ТРЕНИРОВКА.

    Вставь , где нужно, Ь:

    Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

    26. Самопроверка.

    27. Слитно или раздельно?

    (Не)далеко от дома р..стёт дуб.
    На душе (не)весело, а очень грус…но.
    Мы разговаривали нисколько (не)громко.
    Работа выполнена (не)ак..уратно.
    Мальчик одет (не)ряшливо.
    (Не)громко звучала музыка.

    28. Самопроверка.

    29. Е или И? Поставь ударение!

    36. Самопроверка.

    37. Н или НН? Определи часть речи!

    Взволнова..о говорить.
    Безум..о посмотрел.
    Отчая..о закричал.
    Внимание ребят рассея..о.
    Ветром рассея..ы семена по полю.
    Медле..о шёл по городу.
    Заснеже..о белели крыши домов.
    Карти..о подбоченясь.

    38. Самопроверка.

    39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

    Наречие (часть речи)

    Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку). В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи - примыкание. Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества. Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.

    В русском языке

    Классификация по лексическому значению

    • Обстоятельственные: характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
      • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя )
      • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку )
      • причины - обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром )
      • цели - обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно )
    • Определительные:
      • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно. )
      • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно )

    1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.

      • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
      • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом )
      • совокупности или совместности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща )

    Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

    • сравнительная степень выражается:
      • синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше
      • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
    • превосходная степень выражается:
      • синтетически (греч. sophos - sophotata ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь ). Очень редко употребляется в современном русском языке.
      • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия - (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
      • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени - лучше всех, лучше всего, больше всего

    Есть наречия знаменательные , если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером ).

    Есть также наречия местоименные , то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так ), места действия (там, здесь, тут, туда ), время действия (тогда, тогда-то ), причину (потому, поэтому ), цель (затем ).

    В русском языке преобладают знаменательные наречия.

    Классификация по способу образования

    1. суффиксальный: быстрый - быстро, творческий - творчески;
    2. приставочно-суффиксальный: сухой - досуха, изнанка - наизнанку;
    3. приставочный: хорошо - нехорошо, куда - никуда;
    4. сложение разных видов:
      1. сложение слов: еле, еле - еле-еле;
      2. сложение с первым элементом полу-: полулежа;
      3. сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом; пол, сила - вполсилы.

    Исключения и заблуждения

    1. ВПОСЛЕДСТВИИ - Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.

    Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)

    Наречия в других языках

    Литература

    • «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя

    Лекции Славкиной Инги Анатольевны

    Медиа:Example.ogg


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Наречие (таксон)
    • Наречие курсениеков

    Смотреть что такое "Наречие (часть речи)" в других словарях:

      НАРЕЧИЕ (часть речи) - НАРЕЧИЕ, часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Энциклопедический словарь

      Наречие (часть речи) - Наречие (калька лат. термина adverbium; лат. ad к, при, на и verbum речь), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения (и этим противопоставленных др. полнозначным словам), как правило,… … Большая советская энциклопедия

      Часть речи - У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

      часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка

      Частица (часть речи) - У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

      Причастие (часть речи) - Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

      Союз (часть речи) - У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия

      Наречие (значения) - Наречие (часть речи) Наречие (диалект) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия

      НАРЕЧИЕ - часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Большой Энциклопедический словарь

      Наречие в немецком языке - это часть речи, обозначающая признак действия или признак признака. Содержание 1 Группы наречий 2 Степени сравнения … Википедия

    Книги

    • Русский язык. 7 класс. Учебник в 3-х частях. ФГОС , Граник Генриетта Григорьевна, Борисенко Наталья Анатольевна, Бондаренко Стелла Морисовна, Владимирская Галина Николаевна. Учебник входит в новый УМК, реализующий идею преемственности образования с 1-го по 9-й класс и обеспечивающий достижение главной цели изучения русского языка - воспитание культурного…