Пользователь ЖЖ протестировал вагон самой высокой комфортности на линии между Москвой и Санкт-Петербургом: «мягкий вагон» или VIP-купе и дал оценку полного комплекса услуг - в обе стороны, на питерское и московское направления следования. Далее - рассказ от первого лица.
Мне было предложено протестировать вагон самой высокой комфортности на этой линии - «мягкий» или VIP-купе (8/12 мест в вагоне), с оценкой полного комплекса услуг - в обе стороны, на питерское и московское направления следования. Три недели спустя предыдущей поездки до Нижнего Новгорода получилось выделить пару дней на это мероприятие. Согласовали срок, и вот вечером 18 ноября я на Московском вокзале. Задача выглядела в общих чертах так:

  • попробовать разобраться со всеми опциями и функциями «отеля на колёсах» полностью самостоятельно,
  • заведомо не спрашивать ни о чём проводника, кроме случаев, когда без объяснения не получается справиться с важными функциями;
  • проверить работу новой опции - «бесплатного трансфера в счёт билета» - как это работает в реале в обеих столицах;
  • оценить удобства и неудобства этого VIP-купе, исходя из собственного опыта поездок.
Забегая вперёд, сразу скажу, что одну важную опцию в этом люксе я так и не смог разгадать самостоятельно, несмотря на все старания и пришлось звать проводника. Взаимодействие с таксистами также различалось, в Москве и Питере. В общем, ниже - подробный рассказ о том, как выглядит этот самый отель на стальных колёсах и как там выглядит поездка в целом.

Московский вокзал, старт тестирования. Я приехал немного пораньше, чтобы прийти в вагон до посадки пассажиров и осмотреть его повнимательней. Отправление моего поезда в 23:30.


Состав уже стоит на платформе. «Мягкие вагоны» в «Экспресс» ставятся в голову поезда, если считать от Москвы. Значит, сейчас они в хвосте. Таких вагона в составе два - на 12 мест и на 8 мест, с баром. Купе везде одинаковые, просто в головном вагоне есть отдельный бар для VIP-пассажиров. Затем стоят СВ (их 5 штук), после чего следуют эконом-купе. Плацкарта в этом поезде нет.


Захожу в вагон. Первый сюрприз - двери купе распашные! Не «сдвигательные», как я привык.


Вот для интересующихся схема этого «вип-сегмента» тройки, оба подвида - с баром и без.


Страничка с буклета, который лежал прямо на столике, с характеристикой функций.


Общий вид. Это соседнее купе: они в вагоне ориентированы друг к другу спальными местами, и зеркальны по ходу/против хода. Соответственно, в моём купе рядом полки были справа.


Вид из купе в проход.


Вверху музыкальная система, ниже - гардероб для одежды, с плечиками и сейфом внутри. Сразу фиксирую нюанс: некуда положить шапки/кепки - если в СВ была полочка наверху, то тут её нет. А внутреннее углубление занято купальными халатами и наборами с тапочками.


Вид с дивана с закрытой дверью. Вторая дверца правей гардероба - это вход в туалет/умывальник/душ. Именно этим VIP-купе и отличается от СВ, где туалет общий.


Откроем его, заглянем.


Вкусный лимонный запах, все идеально чисто. Умывальник с большим зеркалом. Ок. Тут же меня ждал и первый квест: как регулировать и открывать кран на стоянке? Оказалось, что надо сперва покрутить ручку управления слева, для регулирования температуры воды, а потом уж жать кнопочку на кране справа. Тогда течёт. В пути - проще, можно просто жать кран, вода течёт сразу, порциями примерно по полминуты с одного нажатия.


Вид на купе с верхней полки (её я тестировал на обратном пути). Виден встроенный кондишен с регулировкой параметров дистанционкой внутри купе. В багажном отделении лежат оболочки от дополнительных подушек.


Внизу в нише - «видеоконтент» на DVD-дисках. Вот с такими тематическими обложками.


Розеток в купе было обнаружено две: одна в спальном отсеке, вторая у умывальника. Wi-Fi работал заметно лучше и стабильней, чем в СВ. Видимо, роутер стоял физически ближе...


С экрано-видео-темой самостоятельно разобраться не получилось, хотя я честно старался минут десять. Это уж только через вызов проводника, он объясняет, что-как.


Столик при входе уже заставлен. Фруктовая тарелка, минералка, фирменные шоколадки поезда, салфетки, столовые приборы. Тут же пришёл официант и записал заказ на горячий завтрак, а также что надо из напитков на вечер. Полагается по маленькой бутылочке вина, или пива, или сока. Цветы - действительно живые.


Дистанционки, буклеты с пояснениями... Всё быстро освоить и прочитать не выйдет, по ряду позиций проще звать проводника.


Завтрак выбирается из 3-х вариантов. Полный горячий ужин вместе с завтраком положен, если едешь один. Если вдвоём - надо выбирать, или завтрак или ужин. При этому пункт III ужина выдают в любом случае.


Чрезвычайно толковый нюанс - вот такие дорожные несессеры для пасты-расчёски-станка. Очень удобно, потом с собой забрал - пригодится в дальней дороге. Ещё тапочки. Сейчас стали давать серые, от белых отказались.


Любопытно, что наборы немного различаются составом (мужские серые и женские красные).


Пресса.


Самый главный квест оказался в пользовании унитазом. Несмотря на все свои старания, я так и не смог найти волшебную кнопку смыва. Обыскал всё, что можно и было вблизи. Пришлось нарушить условие полной самостоятельности и звать проводника.


Кнопка смыва оказалась... вот тут (помечено стрелкой), за умывальником в укромном месте!.


Вот тут, надо жать самую нижнюю кнопь. Кстати, на обратном пути проводник прямо сразу при входе проинструктировал, где она («...а то иногда бывает, что пассажир зовёт ему помочь уже прямо на унитазе»). Но на пути в Москву не сказали.


Заказал также чаю, это обязательная программа. Чай не в подстаканниках, а в фарфоровых кружках. Подстаканники специально просить не стал - я же тестирую, что и как. Зато чай был честный, заварной - хороший, вкусный. Лимончик, сахар. Чай можно брать по запросу, неограниченно - всё входит в цену. Однако как в купе, в титане прямо сразу не понабираешь - от заказа до исполнения проходит примерно 7-10 минут. Проводник кипятит, потом приносит заваренный чайник. Есть также кофе-машина, кофе тоже нелимитировано.


Готовиться ко сну. Полка очень широкая, 120 см и почти двуспальная. Это к слову, для любителей того-самого - а то были вопросы в посте про СВ. Однако просто так опустить её не выйдет - видите? Нужно найти кнопочку в столике и плавно его сдвинуть к стенке.


Только тогда получится, когда сдвинул. Две подушки, мягкое большое пушистое одеяло. Отсюда вытекает ещё одно отличие от нижней полки в СВ или купе: на ней не получится уютно посидеть в расстеленном виде у столика. Столик отодвинут, а кровать слишком широка.


В постельный комплект входит также белый купальный халат. Душ вполне нормальный, напор годный, с задёрнутой занавеской ничего не разбрызгивается по душевой комнате.


Титана, понятно, и тут нет - как и в новом СВ. Чайник, кофе-машина (у проводника).


Горячий завтрак утром. Одна порция - овощной омлет, вторая - блинчики с сёмгой. Омлет был горячий, а блинчики уже успели подостыть. Плюс сырная тарелка, плюс мясная нарезка. Круассан, булочка, джем, заварной чай. Короче, сытно.


Ну вот, конец рейса, приехали. Теперь - бесплатный трансфер, который был разрекламирован как новая услуга.


С ним оказалось не всё так однозначно. По условиям услуги меня должны были встретить с фамилией около вагона, проводить до машины и увезти в пределах МКАДа. В формуляре заполняешь свой телефон для связи и маршрут, куда ехать. Однако всё оказалось не так: водила позвонил мне, и сказал, «а может вы сами дойти сможете, я не могу подойти, неудобно встал и таблички у меня нету»? Типа я вот тут стою, подходите. Ну что, ладно. Проверка так проверка. Спросил у него номер машины и марку.


Но сразу найти не смог: стоянка большая, потребовался ещё звонок по роумингу (55 руб.). Только тогда нашёл. Вот эта машина. Маршрут у меня был на Бородинскую панораму на Кутузовском, я счёл это оптимальным для проверки, как он будет ехать по утренним пробкам.


К чести таксистского парка, у них там есть какой-то перекрёстный контроль. Меня уже привезли и высадили, но спустя минут 20 на мой мобильный раздался звонок: «...извините, вас не встретили у вагона, так что мы снизили цену заказа и примем меры к водителю». «??? Вы вообще кто?» - «Диспетчерская такой-то компании». Ну ладно. Снижайте.

Обратный рейс (на Питер)

Снова я у Ленинградского вокзала. Пробуем обратный рейс.


Иду к своему вагону №2. Он в голове поезда. Проводники стоят строго по линейке и в одну сторону - мне сразу напомнило Китай. Вот там стоят так же строго, а у нас - далеко не всегда.


Снова фруктовая тарелка, но уже по-иному скомпонованная. На ужин - пиво, вино. Проводник в этот раз, в отличие от рейса из Питера, пришёл и подробно объяснял, что-где. Специально я ничего не спрашивал, просто слушал. Тут же заполнил формуляр на такси в Питере.


В этот раз буду спать на верхней полке. Надо пробовать оба варианта. Лесенка стоит правее сейфа в гардеробе.


Верхняя полка уже нижней (90 см против 120), но тоже нормально. Однако сразу же выяснился важный нюанс - оказывается, местная подсветка (чтобы, к примеру, почитать) наверху есть только со стороны двери, а у окна нет! То есть, пришлось ложиться головой к двери. Вот так.


Снова заказал чай, предвкушая заварной - как по пути туда. Приносят... а он - в бумажных пакетиках! Разочарование. Вот тебе и «вип-люкс». В СВ приносили в сеточках-пирамидках - и то лучше. Неужто нельзя снабдить заварным чаем обе бригады??? Незачет.


Утром снова горячий завтрак. Тоже немного иной по исполнению, и омлет, и блинчики. Вместо абрикосового джема - йогурт. А чай - снова в пакетиках! Мда. Вчера это был не сбой. Странно - одна бригада заваривает, а во второй - вот так.


И вот, Питер. Утро синее, как белая ночь. Сразу чувствуется, насколько у нас темней, чем в Москве. Как и положено, у вагона меня встречает водитель с табличкой - весёлый грузин. Ведёт через вокзал на Лиговку, там стоит его пепелац.


Вот эта машина, белая. На питерском плече с такси было, короче, всё как в релизе. По-чесноку. В отличие от Москвы.


Цена купе - около 17000 рублей, плюс-минус полтыщи. Выкупается только целиком. Могут ехать 1 или 2 человека, плюс ребёнок до 10 лет в счёт билета. К моему удивлению, оба VIP-вагона (№№1 и 2) в оба направления были заполнены полностью: вагоны явно пользуются спросом. Три купе в пути из Москвы на Питер были выкуплены одиночно.

Многие путешественники видят романтику в поездках на поездах. Кроме того, билет на железнодорожный транспорт гораздо доступнее, чем билет на самолёт. Именно поэтому скорые поезда РЖД остаются одним из самых популярных видов пассажирского транспорта. Чтобы поездка прошла максимально комфортно, следует тщательно выбирать тип вагона при покупке проездного документа. И тут возникают сложности – не все знают, какие отличия есть между купе и вагоном категории «люкс».

Особенности вагона-люкс

Дополнительным вагоном, который оснащён всем необходимым для максимально комфортного отдыха, являются вагон категории «люкс». Для максимального комфорта путешествующих в «люксе» пассажиров он арендуется целиком или отдельными отсеками, а доступ посторонних людей туда закрыт. Большинство отсеков в вагонах этой категории оснащены:

  • биотуалетом;
  • душевой кабиной;
  • кондиционером;
  • мини-баром;
  • подогреваемым полом;
  • телевизором.

Особенности купейного вагона

В вагоне купейного типа одновременно могут ехать 36 пассажиров, которые располагаются в отсеках по 4 человека. В каждом купе есть как верхние, так и нижние места. Здесь гораздо удобнее, чем в плацкартных вагонах, но всё равно уровень комфорта далёк от условий в вагонах СВ. Хотя в этих вагонах есть биотуалеты, кондиционеры и индикаторы температуры.

Главные отличия люкса и купе

Вагоны-люкс отличаются от купейных количеством вмещаемых пассажиров. В купе могут ехать не более 36 путешественников, в люксах – не более десяти.

Хотя, комплектация люксовых вагонов не всегда одинакова и может отличаться в зависимости от направления поезда. Но, как правило, в отсеке могут ехать 1-2 пассажира, на весь вагон таких отсеков не более пяти штук. Комплектация купейных вагонов всегда одна и та же – 9 отсеков по 4 места.

Значительные различия и в интерьерах этих категорий. В купе нет ничего лишнего – только полки для отдыха, зеркала, радиоприёмник, стол и светильники. В вагонах-люкс более роскошная обстановка – мягкие просторные диваны, телевизор, элементы декора, собственный санузел, есть и беспроводной интернет, индивидуально управляемый кондиционер. В таких комфортных условиях можно провести и более длительное время, чем в обычных плацкартах, но это по карману лишь состоятельным путешественникам.

Естественно, что в зависимости от предлагаемых условий проезда, различаются и цены на билеты. Чем богаче обставлен вагон, тем выше стоимость проезда в нём. Это влияет и на контингент пассажиров. Кстати, купить билет в вагон-люкс не так просто, как в купе. Билеты на купейное место находятся в свободной продаже, так как вагоны этого типа курсируют постоянно, а проездной документ для люкс-вагона надо заказывать заранее, ведь вагоны этой категории являются дополнительными и крепятся к составу лишь в случае необходимости.

С точки зрения безопасности выигрывает вагон-люкс. Через него не могут проходить пассажиры оставшейся части состава поезда, хотя это возможно в вагонах купейного типа.

Железнодорожный транспорт остаётся самым доступным и комфортабельным для перемещений по России. Если нужно проехать 300-400 километров, то тип вагона не имеет особого значения, но что если речь идёт о нескольких тысячах километров? Что лучше – купе или люкс, и какой вариант подходит наилучшим образом? Несколько простых отличий помогут понять разницу между ними.

Определение

Вагон-люкс – это дополнительный вагон, который арендуется целиком или отсеком для перевозки пассажиров в условиях повышенного комфорта. Вход для посторонних закрыт, при этом уровень удобств зависит от конкретного варианта. Многие «люксы» оснащаются не только туалетом, но и душевой кабиной, мини-баром, полом с подогревом, а также другими элементами роскоши.

Вагон-люкс

Купе – это тип вагона, более удобного, чем плацкарт, но недотягивающего по уровню обслуживания до СВ. Он рассчитан на 36 пассажиров – по 4 человека в каждом боксе. В отдельном отсеке располагается по 4 полки – две нижних и две верхних. В каждый бокс предусмотрен отдельный вход, а также пространство для хранения вещей.


Купе

Сравнение

Вагон-люкс следует отличать от СВ, так как это особый тип VIP-пребывания для состоятельных пассажиров. Его комплектация, количество мест и другие особенности зависят от конкретного варианта. Купе – классический тип вагона, где предусмотрено 9 четырёхместных отсеков, 2 туалета, бокс для 2 проводников. Общее количество пассажиров не может превышать 36 человек. Если мы говорим о вагоне-люксе, то здесь, как правило, не более 8-10 пассажиров (если боксов, соответственно, 4 или 5).

Интерьер купе выполнен в стиле минимализма. Помимо спальных мест, в нём располагается стол, люстра, 2 маленьких светильника для чтения, зеркало. Если мы говорим о «люксе», то он может напоминать трёх звёздную гостиницу: мягкие диваны для отдыха, мини-бар, телевизор, wi-fi, собственная душевая кабина и другие элементы роскоши.

Выводы сайт

  1. Количество пассажиров в вагоне и отсеке. В купе располагается 36 пассажиров (по 4 в каждом отсеке). В вагоне-люксе, как правило, не более 2 человек в отсеке, не более 10 в вагоне, однако эта характеристика зависит от типа «люкса».
  2. Места для отдыха. В купе есть 4 полки, в люксе – 2 дивана (однако могут быть предусмотрены и верхние полки).
  3. Интерьер. В вагоне купе – минимализм, в вагоне «люкс» — барокко, рококо, классика и роскошь.
  4. Доступ. Через вагон купе можно пройти, доступ в «люкс» всегда ограничен.
  5. Способ покупки билетов. Вагоны купе запускаются регулярно, «люкс» необходимо заказывать отдельно.
  6. Стоимость. Цена «люкса» в несколько раз выше купе.

Поезда дальнего следования только с виду одинаковые: уровень комфорта внутри весьма различен. В купе, плацкарте,
люксе есть предложения с разными услугами. Санузел, душ, кондиционер, санитарно-гигиенические наборы, пресса –
стоимость проезда зависит от объема сервиса, а также уровня комфорта.

Категории вагонов

  1. Люкс, или СВ. Девять двухместных купе оснащены дополнительным оборудованием – телевизором, душем,
    проигрывателем. Обе полки – нижние либо «нижняя + верхняя». Уровень комфорта – максимальный.

Вагоны СВ классифицируют как первый класс: в них есть 16-20 комфортабельных мест
для лежания и дополнительное оборудование

  1. Мягкий VIP , люкс . В этой категории есть вагоны с 4-6 купе. Пространства там в 1,5-2
    раза больше, чем в обычном. Нижний диван трансформируется в полуторную кровать шириной 120 см. Ширина верхней
    полки – 90 см. Обязательное оснащение – кресло, откидной столик, индивидуальный санузел с умывальником, душем и
    вакуумным туалетом.

Мягкие вагоны VIP оснащены индивидуальными санузлами в каждом купе, душем или
душевой кабиной

  1. Купейный . В четырехместном отсеке с дверью расположены две верхние и две нижние спальные полки. В купе
    есть раскладной стол, специальные лампы для чтения, потолочный плафон, зеркало. Девятое купе (места 33-36)
    располагается возле туалета. В определенные периоды покупка билетов на позволяет сэкономить до 50 %.

Среди купейных есть как кондиционируемые вагоны повышенной комфортности, так и
максимально простые

  1. Плацкартный . В отличие от купейного, отсутствует дверь, а напротив располагаются еще две боковые полки
    с раскладным столом. В вагоне 54 места: возле туалета – с номерами от 33-го до 38-го.

  1. Общий . По конструкции это обычный плацкарт, однако верхние полки не используют: трое пассажиров
    располагаются на нижней сидя. Наименее востребованы места возле туалета – от 49-го до 57-го.

В новых поездах общие вагоны делают более комфортными
для сидения

  1. Сидячий . Оборудован специальными кресельными местами для сидения – жесткими, как в электричке, или
    мягкими, как в самолете. Оптимален для передвижения на небольшие расстояния.

РЖД заботится об удобстве пассажиров, поэтому с недавнего времени на железной дороге действует услуга разграничения
мужских и женских купе. Стоимость билетов остается прежней, несмотря на то, что в определенные купе проездные
документы продают лицам только одного пола. Комфортно и безопасно!

Основные классы обслуживания

Класс обслуживания Уровень удобств Услуги Тип вагона Дополнительная информация Перевозка животных
1А, 1М, 1И Душ, умывальник,биотуалет, кондиционер в купе Мягкий VIP 1А – 4 купе и бар, 1И – 5 купе, 1М – 6 купе. Обязателен выкуп всего купе Да
Кондиционер и биотуалет в вагоне Питание, пресса, санитарно-гигиенический набор, белье СВ, бизнес-класс Разрешено покупать только целое купе Да
В вагоне кондиционер Белье, без дополнительных услуг СВ В вагоне 10-20 мест Да
Умывальник, душ, биотуалет в купе. В вагоне кондиционер Питание, пресса, санитарно-гигиенический набор, белье, телевизор с возможностью выбора фильмов СВ Обязателен выкуп всех мест одним или двумя пассажирами Да
Без услуг Купейный В вагоне 32-36 мест Да
В вагоне кондиционер, биотуалет Питание, санитарно-гигиенический набор*, пресса*, белье (* кроме двухэтажных вагонов) Купейный В вагоне 32-36 мест Да
В вагоне кондиционер, биотуалет Без услуг Плацкартный В вагоне 52-54 места Нет
3Д, 3У Без услуг Плацкартный В вагоне 52-54 места Да
Кондиционер, биотуалет могут отсутствовать Без услуг Общий С указанием мест для сидения Да
Кондиционер, биотуалет могут отсутствовать Без услуг Общий Без указания мест для сидения Нет
3С, 3Ж, 2Е, 2В, 2С, 2Р 2С, 2Р – кондиционер, биотуалет в вагоне, 2В, 2Е – кондиционер, 3Ж, 3С – кондиционер и биотуалет могут
отсутствовать
Без услуг, кроме 2Р (санитарно-гигиенический набор) Сидячий С местами стандартной компоновки 2В, 3Ж – да
1Р, 1В В вагоне кондиционер, биотуалет Питание, санитарно-гигиенический набор, плед Сидячий С местами улучшенной компоновки 1В – да

Информация о категории расположена в первой строке ж/д билета вместе с номером вагона. Узнать класс обслуживания можно из второй – он указан сразу после кодов станций отправления и прибытия. Определяйтесь с желаемыми
платными сервисными услугами в
поезде и заказывайте билеты именно на тот, путешествовать в котором вам будет удобно и спокойно!