Историческая повесть «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В ней повествуется о крестьянском восстании, предводителем которого был Емельян Пугачев. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьянства. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду». По отношению к этой проблеме раскрываются образы героев этой повести. Все герои повести по-разному проявляют это качество.

Честь офицера не была пустым звуком для дворян XVIII в., особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева - старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает умереть, чем присягнуть самозванцу. Андрей Петрович Гринев - старый гвардейский офицер - рассматривает понятие чести с позиции офицера правительственных войск. Он считает, что долгом офицера является обязанность «понюхать пороху», поэтому он отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Центральный герой повести - Петруша Гринев - тоже живет по чести. Первый раз Гринев поступает по чести, вернув карточный долг, хотя Савелич был против. Не вернуть долга - значит запятнать свою честь. Оказываясь не раз в руках Пугачева, принимая его помощь и покровительство, Петр Гринев не нарушает военной присяги. Даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Еще один поступок по чести - вызов на дуэль Швабрина. Гринев должен был заступиться за честь любимой девушки, хотя и сам пострадал от этого своего решения.

Швабрин - герой, противоположный Гриневу. Он так же, как и Гринев, являлся офицером, давал присягу императрице. Но ради собственной выгоды, от страха за свою жизнь Швабрин примкнул к восстанию Пугачева. Поступившись дворянской честью, Швабрин вступил в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания были ему абсолютно чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он идет против себя самого, прежде всего, и против чести.

А его поступок по отношению к Маше Мироновой - полностью бесчестный поступок. Не добившись ни любви, ни расположения Маши, Швабрин запирает ее, доводит почти до безумия. Так может поступать человек, ничего не знающий о чести. И если бы не помощь Пугачева, не известно, что бы было с бедной девушкой. Когда же Швабрина разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, «раскаявшись» перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

И самому Пугачеву не чуждо понятие чести. Именно это качество сумел оценить Пугачев в Гриневе. Пугачев ценит это чувство чести в Гриневе, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и не отступает от раз и навсегда данной присяги. За это и уважает Пугачев Гринева и покровительствует ему. Исключительно стараниями Пугачева Маша и Гринев обретают друг друга. Впоследствии и Гринев увидел в самозванце человека чести.

Во время бунта очень ярко проявились качества всех его участников. Понятие чести мы видим на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Они все, не задумываясь, переходят на сторону Пугачева, потому что сила сейчас в его руках. Для этих людей не существует понятия чести. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу, он с радостью послужил бы и еще кому-нибудь, если бы нашелся этот кто-нибудь.

«Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только заняли Белогорскую крепость люди Пугачева, выражает полную покорность Пугачеву, собирая деньги, которые бросает им Пугачев. Для них нет понятия чести, а только существует понятие силы, вернее, угроза силы, которая может лишить их жизни. Поэтому поступок капитана Ивана Кузьмича Миронова - это настоящий подвиг. Он понимает честь как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казачке» императора, за что тот лишает его жизни. Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!» За что он поплатился своей жизнью.

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.


  • «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)

Дата публикации: 02.12.2016

Проверенное итоговое сочинение на тему «Честь нельзя отнять, ее можно потерять»

Может ли человек, добросовестный и порядочный, однажды в один момент стать бесчестным? Как происходит потеря того самого качества, которое является фундаментом развития личности (потеряла запятую) - чести? Над этим вопросом задумывались многие писатели разных эпох. Один из них, Антон Павлович Чехов, считал, что бесчестным человек становится исключительно по своей воле, ведь честь невозможно отобрать. Действительно, каждый человек перед тем, как совершить какой-либо поступок, сознательно делает выбор, осознает (однокоренные слова) то, на что идет.

Комментарий: тезис, вроде, есть, но ты вновь забыла сделать на нем акцент.

Вообще было бы неплохо написать, а что значит потерять честь? И уже на основе ответа объяснить: почему же честь нельзя отнять? Иначе получается, что ты пишешь по теме, но не раскрываешь ее до конца.

Аргумент 1:


Рассуждая на тему того, действительно ли человек, даже рискуя всем, может выбирать, как ему поступить: забыть о своих моральных и нравственных принципах и совершить бесчестное деяние, или же оставаться мужественным, искренним и быть верным своему слову, я не могу не вспомнить произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (очень большое предложение, пока дочитала, забыла, о чем шла речь в самом начале) . Один из главных героев повести - Петр Гринев, молодой человек, родители которого вложили в сына не только душу, но и морально-нравственные качества, такие как отвага, благородство, честность, мужественность искренность. Он всегда поступает по совести, для него лучше умереть, чем быть бесчестным по отношению к самому себе, к Отечеству, к близким и дорогим людям. И даже на предложение Пугачева, предводителя народного восстания, забыть о присяге, данной Императрице Екатерине, и начать служить ему, народному атаману, Петр отвечает отказом. Понимал ли он в тот момент, какие последствия могут быть, откажи он Пугачеву? Конечно да. Однако у него был выбор, и он сделал его правильно. На примере этого героя можно убедиться в том, что никто, даже народный атаман, командующий огромным войском головорезов, не может отобрать у человека достоинство, если только он сам не потеряет его.

Комментарий: все хорошо. Только аргумент получился слишком большим.

Аргумент 2:

Не только писатели, но и поэты рассуждали над проблемой человеческого выбора между честью и бесчестием. В своем замечательном стихотворении «Каждый выбирает для себя» Юрий Левитанский доказывает, что выбор делает каждый, исходя из своих внутренних побуждений, желаний и нужд («дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя»). Но никто не в силах заставить человека поступить бесчестно, мы все вольны сделать тот самый выбор, определяющий нас как личность, а потом останется лишь жалеть о неправильном решении или же наоборот, гордиться собой (что-то похожее ты уже писала выше - «масло масленое» получилось).

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.

Высказывание А. П. Чехова:”Честь нельзя отнять, ее можно потерять “,- заставляет задуматься на тем, кто такой человек чести? Человек чести – это тот, кто не отступает от нравственных принципов, не идет против совести. Такой человек не потеряет своей чести, даже если это будет угрожать его жизни.

Многие писатели в своих произведениях затрагивают тему чести. Например, в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” главный герой – Петр Гринев является человеком чести. С самого рождения Петру прививали это чувство, на протяжении своей

жизни он не нарушил напутствия отца, проявлял доблесть, честность и благородство даже тогда, когда он мог поплатиться за это жизнью, Петр не изменил себе.

Но в этой повести есть герой, противоположный Петру Гриневу – это Алексей Швабрин. Хотя Алексей был офицером, как и Петр, он от страха за свою жизнь примкнул к Пугачеву, тем самым нарушил присягу.

Перейдя на сторону Пугачева, Швабрин идет против своей чести.

В произведении М. Ю. Лермонтова “Песнь про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова ” рассказывается про столкновение Калашникова Степана Парамоновича и царского опричника Кирибеевича. Калашников – верный муж и хороший отец, он стремиться защитить от позора честь своей жены, которую опозорил Кирибеевич. Они сходятся на кулачных боях, и в поединке Калашников убивает Кирибеевича ударом в висок. Степан Парамонович знает, что говорить из-за чего он убил его нельзя, так как это опозорит жену и детей, и он говорит, что убил его ” волей вольною” . Калашников мог бы уступить царю и избежать смерти, но честь своей семьи ему дороже.

Я согласна с высказыванием А. П. Чехова. Отнять честь у человека, который ей дорожит, невозможно, но может отдать за нее свою жизнь. Честь – это качество, которое должен иметь каждый. И на протяжении всей жизни поступать так, чтобы не потерять ее.


Другие работы по этой теме:

  1. Вопрос поставлен очень интересно. Он вмещает в себя, казалось бы, несовместимые понятия. Савельич – крепостной мужик, слуга молодого барина, а понятие чести – это категория...
  2. Безусловно, при произнесении этого слова у большинства из нас возникает образ смелого, достойного мужчины, идеала общественного сознания, однако существует и женская честь, которая называется целомудрие....
  3. Есть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви...
  4. Муниципальное казенное образовательное учреждение “Горковская специальная общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья” Тема: “Можно” и “нельзя” реальной жизни. Составила и...
  5. Чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше жизнь нас сталкивает с проблемами. С самого детства перед нами появляются определенные задачи, которые мы должны выполнять....
  6. Р. Роллан утверждал, что при рождении человек получает огромное наследство, являющееся его самым огромным богатством, – Родину. С подобным мнением не согласиться невозможно, так как...
  7. Одной из важных тем повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкина стала тема чести и бесчестия. Автор противопоставляет двух героев – Гринева и Швабрина, показывает представление...