Мы расскажем о том, кто и сколько раз совершал путешествие на Луну, каково там и есть ли перспективы у таких «полетов». И о том, были ли вообще эти полеты…

Луна играет очень важную роль в существовании нашей планеты, Солнце, конечно, ей не затмить, однако без Луны не факт, что вообще наша Земля была бы жива.

Пара слов о Луне.

Несмотря на споры о том, чем является Луна — спутником Земли или самостоятельной планетой ныне считается, что она спутник Земли.

«Луна́ - естественный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры, спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км (0,002 57 а. е., ~ 30 диаметров Земли).

Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек».

Одна из самых распространенных версий возникновения Луны — она является обломками столкнувшегося с Землей небесного тела Тейа и земной мантии. «В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото-Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км). Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения».

Луна полна кратеров. Основные гипотезы их происхождения - вулканическая и метеоритная. Кратерам дают имена великих ученых, знаменитостей.

Изучать Луну стали еще до нашей эры, например, Гиппарх исследовал ее движение. Ближе к 20-му веку земляне основательнее подошли к вопросу освоения загадочного спутника Земли, но до по полетов в Космос было еще далеко. В 1902 году во Франции выходит первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа «Путешествие на Луну» (его можно посмотреть по ссылке внизу статьи, длительность 12 минут). Люди, тогда еще на наивному уровне, спрогнозировали полет на Луну, фантазировали, как это может быть.

Первыми осваивать просторы Луны именно воочию стали русские. В 1959 году на Луну отправились станции «Луна» (1-2-3).

«14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик».

В том же 59-м году станция «Луна-3» «добыла» первое фото обратной стороны Луны, пролетев над невидимой с Земли поверхностью.

«Луна-24» в 1976 году принесла на Землю грунт с поверхности Луны для важных исследований.

Список астронавтов США, побывавших на Луне (всего 12 человек)

Чарльз («Пит») Конрад, Алан Бин — 1969 (Аполлон-12)

Алан Шепард, Эдгар Митчелл — 1971 (Аполлон-14)

Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин 1971 (Аполлон-15)

Джон Янг, Чарльз Дьюк — 1972 (Аполлон-16)

Юджин Сернан, Харрисон Шмитт — 1972 (Аполлон-17)

«Аполлон-11»

Итак, ступить на Луну ногами, пусть и в скафандре, удалось в 1969 году американскому астронавту — Нилу Олдену Армстронгу. 20 июля 1969 года Армстронг совершил то, к чему человечество готовилось веками, тысячелетиями, сказав при этом: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Через 20 минут, когда Армстронг уже мирно прогуливался по кратерам Луны, к первому человеку, нарушившему мир Луны, присоединился Базз О́лдрин (американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА). Это второй человек, побывавший на Луне.

Эти двое астронавтов были частью команды «Аполлон-11».

«Аполло́н-11» (англ. Apollo 11) - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16-24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны.

Тогда выход на поверхность Луны Армстронга и его напарник Базза Олдрина длился целых 2 часа 31 минута 40 секунд.

«20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР».

Первым шагам людей на Луне посвящено много материалов: «Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени, или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года. Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг поставил на грунт и правую ногу, после чего доложил о своих первых впечатлениях. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх мыском. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь.

Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле».

На фото астронавты «Аполлон 11» во время высадки на Луну

«Аполлон 12»

Космический корабль «Аполлон 12», осуществивший запуск 14 ноября 1969 года и высадку на Луне — вторую очную встречу человека с лунной поверхностью, корабль вернулся на Землю 24 ноября 1969 года. Чарльз («Пит») Конрад и Алан Бин — астронавты, которые вторыми посетили Луну воочию.

На фото астронавты «Аполлон 12» во время высадки на Луну

«Аполлон 14»

Запуск корабля, миссией которого было третье посещение Луны, был произведен 31 января 1971 года. Алан Шепард и Эдгар Митчелл третьими посетили Луну. Астронавты совершили два выхода на Луну, за время которых собрали несколько десятков образцов грунта, всего 23 кг образцов,привезли «лунные» деревья, семена, побывавшие багажом на Луне и после высаженные в лесах Америки.

На фото астронавты «Аполлон 14» во время высадки на Луну

«Аполлон 15»

«Аполло́н-15» (англ. Apollo 15) - девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов).

Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полёта специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

На фото астронавты «Аполлон 15» во время высадки на Луну

«Аполлон 16»

Десятый пилотируемый полет в рамках программы «Аполлон», в пятый раз привез людей на Луну, дата — 16-27 апреля 1972 года, полет длился чуть более 10 дней.

«Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после «Аполлона-15», Джей-миссия (англ. J-mission) с акцентом на научные исследования. В распоряжении астронавтов (как и у экипажа предыдущей экспедиции) был лунный автомобиль, «Лунный Ровер № 2»».

На фото астронавты «Аполлон 16» во время высадки на Луну

«Аполлон 17»

Это был заключающий полет в рамках программы «Аполлон», шестая и последняя высадка людей на Луну, третья научная миссия — 7 декабря 1972 — 19 декабря 1972 года.

Астронавты совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.

На фото астронавты «Аполлон 17» во время высадки на Луну

Чуть более чем за три года американцы совершили 6 высадок на Луне, 12 человек при этом ступили на лунную поверхность.

Последние миссии были особо продуктивными в научном плане: были получены образцы грунта, в том числе с глубокой пробой с использованием бурящих инструментов, астронавты «разъезжали» по Луне специальном ровере, совершали несколько выходов за один полет, гуляли, оставляли на память разные предметы, возможно для иноземных наций.

Однако полеты на Луну резко закончились в 1972 году, с тех пор поверхности спутника Земли касались лишь искусственные аппараты. Почему сейчас нет попыток полететь на Луну не ясно, ведь космонавтика достигла гораздо больших высот чем в 1970-х.

Отступление. Упомянутое ранее в цитатах выражение — «лунная гонка» — это архиважное действо, которое можно перевести на философски-политический уровень.

Как вы думаете, Земля — это просто планета, с некими участками домов, лесов, где суетятся люди, желая отвоевать себе кусок побольше? А Луна — это абстрактный загадочный нимб, освещающий нашу Землю по ночам и о полетах, на которую можно мечтать, когда хочется несбыточного? Все в этом мире (и не только в этом, и не только в этой Вселенной — возможно), что Земля, что Луна — объекты самоутверждения государств, и это прежде всего.

Настолько людей пронизали низменные инстинкты — жажда власти, жадность, тщеславие и т.д. Вот поэтому в гонке, кто полетит первым на Луну, кто добудет больше нефти на Земле, кто построит самый крутой небоскреб — остервенело участвуют все, реально лишь пара государств. В лунной гонке боролись два государства, два особенных государства — США и СССР.

Есть другая сторона этой гонки — ничто так не приближается к прогрессу как соперничество, конфликт, желание самоутверждения. И неизвестно, где бы мы были с освоением Луны, если бы не задетые самолюбия государств. Но прогресс в данном случае идет по головам… трупам.. и дает пример всему человечеству, как надо добиваться своих целей.

Что мы получили с выходом в Космос? Ученые отметят много научных достижений, полученных благодаря полету человека в Космос и на Луну, достижений безумно нужных для освоения и небесных и земных просторов. Но я думаю есть одно очень важное достижение, помимо материального, — мы стали меньше боятся неизвестности. Ведь люди веками жили в небытии по поводу того, что есть Космос и эта круглая тарелка, освещая ночь. Люди знают не только количество планет в нашей Галактике, но и было получено фото небесных тел, взяты образцы грунта, вокруг Земли летают искусственные спутники и т.д. Мир продвинулся, однако вот государствам больше важно было не уменьшение страха перед размерами и наполнением Вселенной, а кто первым флаг поставит на Луне.

Да, кстати, есть мнение, что высадка людей во время экспедиций «Аполлон» — фальсификация.

«Лу́нный за́говор» - теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969-1972) высадка людей на Луну не производилась, а фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.

Если полетов на Луну не было (в ссылках под статьей видео с документальными фильмами о том как нас могли обмануть, тонкости, подробности, технология), то зачем же тогда все это нужно было Америке? Дело понятное - Америка любыми способами хотела быть впереди… И потом на программу «Аполлон» было положено столько материальных ресурсов, что стыдно было подвести весь мир и не полететь на Луну. Весь маскарад тщательно продумывался, хорошо игрался, все причастные подписывали документы о неразглашении…

Если действительно американцы не были на Луне - значит, все впереди, и перспектив масса.

Тогда фильм 1902 года «Путешествие на Луну» прав: полет на Луну для мира большая фантазия. Мы как сто лет назад фантазировали, так и сегодня… Просто американцы сыграли чуть правдоподобнее чем французы.

Мы все-таки привыкли думать, что человек на Луне был. По сути ничего особо не поменяется для большинства из нас если мы узнаем правду, что ступал ли человек ногой на Луну или нет. Поэтому можно верить в любую правду.

А как вы считаете, был человек на Луне или все-таки нет?

40 лет назад члены экипажа американского космического корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг и Джеймс Олдрин впервые в истории освоения космоса высадились на поверхность Луны. Миссия "Аполлона" стала кульминацией лунной программы, над которой в США работали 8 лет.

За посадкой "Аполлона-11" на лунную поверхность в прямом телевизионном эфире наблюдали сотни миллионов зрителей во всем мире. Исключением стали жители лишь нескольких стран, в том числе Китая и Советского Союза. Журналисту Радио Свобода Владимиру Ведрашко тогда, в 69-м, было 12 лет. Он рассказывает:

Несколько недель летом мы жили на даче в подмосковной Салтыковке. Там у нас был телевизор. От взрослых я слышал, что американцы снова полетели к Луне. Но теперь запланирован выход на её поверхность. Почему-то запомнилось, что посадка будет примерно в полночь по московскому времени. Я обрадовался: почти как встреча Нового года. В тот день я подождал, пока все улягутся, и включил телевизор. Передачи уже закончились, на экране было лишь мерцание и черная рябь. И еще характерное шипение пустого эфира. Это сейчас телек крутят круглосуточно, а тогда в 11 вечера всё заканчивалось. Кстати, то, что взрослые пошли спать, меня не удивило: с точки зрения подростка, взрослые вообще странные люди.

Я всматривался в пустой экран, и воображение уже начинало рисовать - сквозь мерцание телевизора - какие-то зыбкие очертания лунной поверхности. А шипящий звук пустого эфира всё больше, как казалось, походил на характерные "космонавтские" звуки, подобные битловским переговорам в желтой подводной лодке: Action stations! Action stations! Captain! Captain!

Я терпеливо ждал, пока антенны и передатчики, как я был уверен, настроятся и изображение и звук станут - пусть далекими и с помехами - но явно различимыми... Однако посадку на Луну мне так и не показали. А ведь в школе я с энтузиазмом пел: "Обещают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести" и "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" Для меня слово "мы" означало: люди, все люди, земляне. Мне тогда в голову не приходило, что "мы" - это сказано только про советских людей. А все остальные - это "они".

Ведь холодная война, обособленность, закрытость - это от бессилия, бескультурья и, соответственно, бедности


Прошли десятилетия, мир давно оттаял от "холодной" войны, потеплел. И я думаю, произошло это не по воле каких-то правителей, а в большой мере потому, что появились средства коммуникации, которые преодолели любое разделение, любые запреты и даже пропаганду сделали бессмысленной. Ведь холодная война, обособленность, закрытость - это от бессилия, бескультурья и, соответственно, бедности и - что главное для меня, мальчишки из 1969 года - от нелюбви к своим детям, которые мечтают об открытом мире и об открытии новых миров.

Но вот недавно одна русская студентка сказала мне, что не любит американцев, потому что они, по её словам, слишком много о себе возомнили. И я подумал: уж не вернулось ли то давнее противопоставление: "мы" и "они"? Если так, то остаётся всё же надежда, что свобода информации растопит эту неприязнь. Ведь - спасибо Интернету! - нынешних подростков уже трудно будет лишить возможности увидеть в недалёком будущем посадку космонавтов на Марс.
***

Всего на поверхности Луны работали шесть американских экспедиций. В 1971 году астронавт Алан Шепард тайком провез на Луну клюшку для игры в гольф. Через три с половиной десятилетия в рамках рекламной кампании космический удар гольф-клюшкой произвел и российский космонавт. Обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина – знаток гольфа.

Газета "Нью-Йорк Таймс" недавно написала, что НАСА знало о том, что готовит Алан Шепард. Однако историки гольфа все-таки предпочитают другую версию: приятель Шепарда из НАСА уступил настояниям астронавта и сделал для него специальную складную клюшку. Головка – "шесть-железо", ручка – ручка от прибора, которым астронавты собирали лунный грунт.

Это была первая научная экспедиция на Луну: астронавты привезли тогда на Землю около 50 килограммов лунной пыли. И, конечно, это было ребячеством – первый астронавт США (он вышел в космос 5 мая 1961 года – меньше чем через месяц после Гагарина) был еще и заядлым гольфистом. В отличие, кстати, от российского космонавта Михаила Тюрина, которому пришлось брать уроки гольфа перед тем, как он 35-ю годами позже запустил мяч с борта международной космической станции. Кстати, несмотря на уроки, Тюрин удар смазал.

Может быть, "шесть-железо" не самый удачный выбор для Луны, потому что это довольно плоская клюшка и ею трудно выбить мяч из пыли. Считается, что именно поэтому Шепард тоже смазал первый мяч. Зато второй полетел довольно далеко. На видеозаписи Шепард говорит, что на мили. Но потом по траектории полета было установлено, что он мог пролететь от 170 до 300 метров. Что тоже неплохо, особенно если учесть, что из-за громоздкого костюма астронавта Шепарду пришлось бить по мячу одной правой рукой. Сам Шепард объяснил, что пронес в рукаве клюшку для того, чтобы оценить отсутствие гравитации. Клюшка сейчас в музее Гольфовой ассоциации штата Нью-Джерси.

Надо сказать, что когда пленка была показана, это вызвало волну возмущения у скептиков, которые кричали, что, дескать, вот на что тратятся деньги налогоплательщиков. Но эта шутка Шепарда – на третьем месте в ряду радостных событий в американской истории освоения космоса после первого полета и первой высадки на Луну.

И вот еще один любопытный момент, отличие российского от американского космического гольфа. Российский удар был рекламной акцией канадской компании "21-й элемент", производящей оборудование для гольфа. А в случае с Шепардом даже не известно, по каким мячикам он бил, потому что это было бы уже просто недозволительной рекламой. НАСА и реклама – две вещи по закону несовместимые.

Ну, и уж если говорить о различиях в подходах... Помните фразу Гагарина – "Поехали"? А знаете, что сказал перед стартом первый американский астронавт Алан Шепард? "Боже, дорогой, пожалуйста, не дай мне облажаться". Это вошло в историю под названием "Молитва Шепарда".

С тех пор, как идея полетов в космос приобрела реальные очертания, мечтой человечества стало достижение иных планет. Осуществление этой задачи оказалось делом сложным, но первый шаг был сделан – людям удалось высадиться на Луну, ближайшее к Земле космическое тело.

Честь высадки на Луну принадлежит американским астронавтам. Говоря об этом событии, обычно вспоминают Нейла Армстронга – человека, который первым ступил на поверхность Луны и произнес историческую фразу о «маленьком шаге для человека и огромном скачке для всего человечества».

Но за первым полетом людей на Луну последовал второй, третий. Всего было совершено шесть таких экспедиций, и каждая из них по-своему примечательна.

Астронавт Алан Шепард

Американский астронавт Алан Шепард – человек с удивительной судьбой. У него был шанс стать первым человеком в космосе.
В конце 50-х гг. 20 века было очевидно отставание США от СССР в области освоения космоса. Это имело не только военное значение. Было ясно, что отправка человека в космос в Советском Союзе – дело ближайшего времени. «С точки зрения пропаганды один человек в космосе стоит дюжины баллистических ракет», – писала газета «Нью-Йорк геральд трибюн».

В США делалось все для того, чтобы первым человеком в космосе стал гражданин этой страны. В 1959 г. для участия в специальной программе под названием «Меркурий» отобрали семь высококлассных летчиков, и среди них был летчик-испытатель, офицер ВМС Алан Шепард.

Среди участников программы «Меркурий» А.Шепард был лучшим, именно он 5 мая 1961 г. отправился в космос на космическом корабле-капсуле «Меркурий-Редстоун-3». Первым человеком в космосе он не стал – его опередил советский космонавт Ю.Гагарин, но он стал первым астронавтом в США.

Полет на Луну

После такого блистательного начала космической карьеры дальнейшая судьба А.Шепарда была весьма драматична. Следующий полет, в котором он должен был принять участие в 1963 г., был отменен, а год спустя астронавту пришлось отказаться от полетов из-за серьезной болезни.

Перенеся операцию, А.Шепард смог вернуться к работе лишь в конце 60-х гг., но вскоре последовал новый «звездный час»: в 1971 г. А.Шепард возглавил третий полет на Луну. Никто из его товарищей по программе «Меркурий» не удостоился такой чести.

Этот полет примечателен тем, что А.Шепард на Луне… играл в гольф. Астронавт привез на Луну три мяча и клюшку для гольфа. Первые два удара оказались не очень удачными, но третий был точным и сильным: мяч отлетел на 200 м. На Земле послать мяч на такое расстояние невозможно, но на Луне сила тяжести слабее.

Исторический момент лунной игры в гольф был снят на камеру. Запись не отличается высоким качеством, но о ней спорят до сих пор. Кто-то видит в ней подтверждение подлинности полетов на Луну, а кто-то находит доказательства фальсификации американской лунной программы.

Являются Юрий Гагарин и Нил Армстронг. Представитель Советского Союза впервые полетел в космос и вернулся живым, а Соединенных Штатов - высадился на Луне.

Однако Армстронг - не первый американский космонавт. Им считается совершенно другой человек. О его биографии, карьере и миссии пойдет речь в статье.

Подготовка к отбору космонавтов

Не секрет, что обе державы были главными конкурентами в вопросе освоения космоса. В США этой проблемой занимались в Исследовательском центре Лэнгли Однако, помимо проектирования и введения в действие космического аппарата, необходимо было сформировать отряд астронавтов.

Подготовка к этому началась с ноября 1958 года. Первый отряд астронавтов США должен был быть отобран в несколько этапов. Вначале хотели выбрать сто пятьдесят кандидатов, постепенно отсеивая из этой группы людей по результатам медицинских и психологических тестов, а также девятимесячной подготовки. В результате отбора должно было остаться шесть астронавтов.

Существенным вмешательством в поиск кандидатов стало решение президента который видел лучших претендентов только среди летчиков-испытателей. Из их числа и стали выбирать.

Выбор астронавтов

К началу 1959 года начали отбор. Руководствовались специалисты следующими критериями:

  • рост - до 180 см;
  • идеальное физическое состояние;
  • возраст - до сорока лет;
  • образование - техническое (бакалавр);
  • специальное образование - летчик-испытатель;
  • опыт полетов - не меньше полутора тысяч часов.

По этим критериям представители НАСА отобрали 110 претендентов, из них была выбрана группа в количестве 36 человек для проведения дальнейших тестов. На прохождение тщательного медицинского и психологического обследования согласились 32 кандидата. Один из них был отсеян, поэтому в Исследовательский центр прибыл 31 летчик. Дальнейший выбор оказался очень сложным. В конце концов специалисты отобрали для полета не шесть, а семь человек.

Летчиков назвали астронавтами, а их имена официально объявили 09.04.1959 года. В числе их был и первый американский космонавт.

Первая семерка с Аланом Шепардом

Все астронавты были семейными мужчинами с инженерным образованием, в отличной физической форме. Их возраст колебался от 32 до 37 лет.

Список первой семерки с военным званием:

  • Джон Гленн - подполковник.
  • Гордон Купер, Вирджил Гриссом, Дональд Слейтон - капитаны.
  • Алан Шепард, Уолтер Ширра - старшие лейтенанты.
  • Скотт Карпентер - лейтенант.

Был среди них и тот, кто удостоится звания "первый американский космонавт". Мужчин начали готовить к полету сначала на базе Исследовательского центра в Виргинии, затем - в Хьюстоне (Техас). У каждого представителя семерки была своя специализация. Главный герой статьи обучался работе в системах спасения и слежения.

Образование Шепарда

Родился Алан 18.11.1923 году в городе Дерри. В возрасте 36 лет он стал одним из семи астронавтов, выбранных НАСА для полета в космос. Во многом этому способствовало полученное им образование.

Будущий астронавт Алан Шепард в свое время окончил колледж Академии имени адмирала Фаррагута, Военно-морскую академию со степенью бакалавра естественных наук, военно-морской колледж.

Карьера летчика

После получения диплома бакалавра Алан Шепард стал офицером ВМС. В это время еще продолжалась Вторая мировая война, поэтому его назначили на эсминец и направили в Тихий океан.

В 1947 году он получил звание летчика и был направлен на службу в истребительскую эскадрилью. В 1950 году летчик поступил в школу испытателей. После завершения обучения он принимал участие в летных испытаниях, в том числе в экспериментах для разработки системы дозаправки в воздухе. В течение пяти месяцев будущий космонавт был инструктором для летчиков-испытателей.

До того как стать астронавтом, Шепард налетал более 8000 часов, из которых 3700 были проведены на реактивных самолетах.

Карьера астронавта

Первый американский космонавт входил в семерку претендентов, которых выбрали в НАСА в 1959 году. Они готовились для программы «Меркурий». Его профессионализм и высокие личные качества позволили ему первым из представителей США достигнуть космоса и долететь до Луны.

Первый свой полет он совершил в 1961 году. Путешествие было недолгим, но таким необходимым для Соединенных Штатов Америки. Корабль-капсула носил название «Фридом-7».

Позже астронавта готовили в качестве дублера Г. Купера на миссию «Атлас-9». В 1963 году он должен был лететь на «Атлас-10». Полет предполагалось проводить трое суток, но его отменили. После этого астронавта выбрали первым пилотом на корабль «Джемини». Начав тренировки, он прошел медицинское обследование, в результате которого у него обнаружили болезнь уха, нарушавшую деятельность вестибулярного аппарата. Из-за болезни Меньера его отстранили от полетов на несколько лет.

Для того чтобы вернуться к подготовке к полетам, Шепарду пришлось сделать операцию на ушной полости. Она прошла успешно, и астронавт вернулся к активной деятельности.

Будучи сорокасемилетним пилотом, старейшим на тот момент астронавтом НАСА, Алан произвел свой второй в жизни полет в космос. Его назначили командиром «Аполлона-14». Он совершил третью успешную экспедицию США на Луну. Произошло это в период с 31 января по 9 февраля 1971 года.

"Меркурий-Редстоун" с Аланом Шепардом

По программе «Меркурий» полет Алана Шепарда стал первым удачным запуском пилотируемого космического корабля. Он был выведен ракетой-носителем «Редстоун-3». Капсула смогла подняться на высоту 186 км и опустилась в воды Атлантического полигона Соединенных Штатов. Это место оказалось на расстоянии 486 км от первоначальной точки старта.

В отличие от полета Юрия Гагарина, которому удалось облететь Землю по орбите, 5 мая 1961 г. Алан Шепард лишь достиг космоса, проведя в полете чуть более пятнадцати минут. Он стал вторым человеком в мире, который достиг таких высот.

Цели полета

Главной задачей США было опередить в освоении космоса другие страны, особенно СССР. Программа «Меркурий» предполагала выполнение определенных целей. Успешным стал запуск системы "Меркурий-Редстоун-3", на котором находился Шепард.

Главные цели полета:

  • Получение опыта пилотируемых космических аппаратов во время старта, активного полета, состояния невесомости, а также вхождения в атмосферу и посадки.
  • Оценивание возможностей пилота в управлении космическим кораблем, голосовой связи при полете.
  • Изучение реакции человека на полет в космосе, в первую очередь физиологической.
  • Возможность приземления астронавта и корабля.

Жизнь астронавта после окончания карьеры

По окончании своей летной карьеры Алан Шепард, биография которого рассматривается в статье, занимался общественной деятельностью. В 1971 году он стал делегатом Ассамблеи ООН. В это же время получил степени докторов по естественным и гуманитарным наукам.

В конце ХХ века совместно с двумя журналистами знаменитый астронавт издал книгу «Полет на Луну». По ее мотивам сразу же создали телевизионный сериал.

Умер Шепард 21.07.1998 года в возрасте семидесяти пяти лет. Причиной смерти стала продолжительная болезнь - лейкемия. Спустя пять недель умерла и его жена Луиза. Их тела были кремированы, а прах развеян над морем.

Интересные факты об астронавте и его полете

Проект, в котором принимал участие Алан, был назван «Меркурий». Название было выбрано в честь древнеримского мифологического существа, являвшегося посланником богов и покровителем торговли. В Вашингтоне название проекта утвердили 10.12.1958 года.

Отобранных для космических полетов претендентов было принято называть астронавтами. Название выбрали по аналогии с аргонавтами, которые в древнегреческой мифологии плавали за «Золотым руном», и аэронавтами, то есть воздухоплавателями.

Перед полетом Алану назначили строгую диету. Ему готовил персональный повар. Например, завтрак состоял из апельсинового сока, манной каши, яичницы, клубничного джема, кофе с сахаром. Перечень блюд менялся. Повар готовил одну порцию для космонавта, а вторую хранил сутки в холодильнике на случай возникновения у того проблем с пищеварительным трактом.

За сутки до полета кофе из меню было убрано из-за его мочегонного и возбуждающего эффекта.

Перед запуском астронавт сказал себе: «Не облажайся, Шепард». Средства массовой информации немного ее дополнили, упомянув слова о Боге. С этого времени подобную «молитву» произносили многие пилоты.

Пилот разместился в корабле-капсуле в 5 часов 15 минут, но полет состоялся только спустя два с половиной часа. Причинами отсрочки были технические заминки и появившаяся облачность, из-за которой не получились бы хорошие снимки Земли с космоса. Корабль стартовал в 9 часов 34 минуты. За ним наблюдали 45 млн телезрителей в Соединенных Штатах Америки.

Первые попытки достигнуть космоса не всегда были удачными. Предусмотреть все нюансы очень сложно. Так, НАСА, отбирая наиболее достойных кандидатур для полета, не учла их обычные физиологические потребности. То есть в космическом корабле не было возможности справить нужду. Из-за этого Шепарду пришлось делать это в костюм прямо во время полета.

20 июля 1969 года астронавты Армстронг и Олдрин прилунились в Море Спокойствия, вышли из корабля и провели на лунной поверхности около двух часов. Они установили флаг США, научные приборы, собрали 20 килограммов образцов лунного грунта.

20 июля 1969 года астронавты Армстронг и Олдрин прилунились в Море Спокойствия, вышли из корабля и провели на лунной поверхности около двух часов. Они установили флаг США, научные приборы, собрали 20 килограммов образцов лунного грунта и сделали свыше сотни фотоснимков. В последующие три года на Луне побывало еще пять экспедиций.

Об «Аполлонах» напечатано множество статей и книг, одну из лучших — «Правда о программе Apollo» — написал журналист «Комсомолки» Ярослав Голованов. Но о многом в этой программе либо не писали вообще, либо писали очень мало. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых малоизвестных эпизодах, которые произошли во время полетов на Луну.

Чистота в корабле — прежде всего!

Самую первую фотографию, сделанную на Луне, практически не публиковали. Астронавты, открыв люк корабля, прежде всего выбросили из него накопившийся мусор, и он-то и украшает передний план этого снимка.

Конечно, не очень-то красиво начинать освоение нового мира с загрязнения его бытовыми отходами. Но астронавтов, наверно, можно извинить: мусорного контейнера поблизости, скорее всего, не оказалось, а весь мусор упакован в аккуратно завязанный мешок.

Где Армстронг?

На фотографиях, сделанных на Луне астронавтами «Аполлона-11», в кадре — только Олдрин: Олдрин спускается из корабля по лестнице, Олдрин стоит на лунной поверхности, отдает честь флагу, несет и устанавливает научные приборы, берет пробы грунта… А где же Армстронг?

Дело в том, что в НАСА решили, что астронавтам первой экспедиции будет достаточно одной фотокамеры на двоих, и большую часть снимков сделал именно Армстронг. Иногда он, правда, передавал камеру Олдрину, но тот не удосужился сделать хороший фотопортрет своего командира. Армстронг попал в кадр один раз, и то, похоже, случайно: он снят издали и со спины.

В дальнейшем в НАСА не скупились и выдавали каждому астронавту персональную фотокамеру.

На Луне нет американского флага!

Фотография Олдрина, отдающего честь американскому флагу, публиковалась много раз. Но при этом не сообщалось, что этот флаг давно уже не стоит на Луне. Он был установлен слишком близко к кораблю и воткнут в грунт руками, и в момент старта газовая струя ракетного двигателя повалила его на грунт. Армстронг и Олдрин заметили, что флаг упал, но решили промолчать: они рассказали об этом лишь несколько лет назад.

За сорок лет вряд ли что осталось от нейлонового полотнища, лежащего на грунте, который днем прогревается до сотни с лишним градусов.

В следующих экспедициях флаги устанавливали более капитально: подальше от корабля, а основание забивали в грунт молотком, поэтому эти флаги выстояли (это видно на кинокадрах, сделанных в иллюминатор во время взлета). Но не исключено, что за прошедшее с тех пор время их ткань под действием солнечного ультрафиолета превратилась в лохмотья.

Самый полезный инструмент

Алан Бин, пилот лунного модуля «Аполлона-12», открыл, что самый полезный инструмент на Луне — молоток. Он пользовался им не только по прямому назначению (забивал в грунт основание флага и откалывал куски камней для геологических образцов), но и буквально спас с его помощью всю научную программу экспедиции. Для работы научной аппаратуры, которую астронавты оставили на Луне, требовалось установить в электрический генератор стержень из радиоактивного плутония. Этот стержень никак не желал покидать контейнер, в котором он находился во время перелета к Луне, но, пустив в ход молоток, Бин все-таки добился своего. Бин также воспользовался молотком для починки сгоревшей телекамеры (впрочем, на этот раз без особого успеха).

Когда прищло время старта с Луны, Бин не выбросил молоток, как требовалось по инструкции, а взял его с собой. Этот молоток и поныне служит своему владельцу: после возвращения с Луны Бин стал художником, и с помощью его и специальных штампов он придает фактуру загрунтованным полотнам своих картин.

Неудавшийся фотозамысел

Конрад и Бин, астронавты «Аполлона-12», решили сделать групповой фотопортрет на Луне. Незадолго до отлета они зашли в фотомагазин, купили автоспуск для фотокамеры и сумели пронести его в корабль. Но хитроумный план дал осечку. Перед выходом на поверхность астронавты положили автоспуск в контейнер для образцов и инструментов и, когда настало время для задуманного, не смогли его там найти: в контейнере под черным лунным небом царила непроглядная тьма, нащупать маленький автоспуск в толстых перчатках скафандра не удалось, а высыпать содержимое контейнера на грунт астронавты не рискнули из боязни потерять какой-нибудь из собранных и задокументированных геологических образцов. Автоспуск нашелся лишь в корабле, когда Конрад и Бин пересыпали содержимое контейнера в специальный ящик.

Этот сюжет Бин положил в основу одной из своих картин: «Потрясающий снимок, который мы так и не сделали». На ней изображены два астронавта, которые, раскинув руки, позируют перед фотокамерой, прилаженной на контейнере.

500 долларов за одну фразу

Перед стартом «Аполлона-12» его командир Чарльз Конрад беседовал с итальянской журналисткой Орианой Фалаччи. Та утверждала, что торжественные фразы про «маленький шал и большой скачок» придумывают и заставляют произносить астронавтов профессиональные специалисты по рекламе. Конрад решительно возражал: мол, что хотим, то и говорим. В конце концов они заключили пари на 500 долларов, что Конрад, ступив на Луну, скажет что-то такое, что явно не было навязано ему со стороны. И низкорослый Конрад, перешагнув через бортик посадочной опоры, сказал: «Опа! Ну, может, для Нейла это был и маленький шаг, но для меня — большой!»

Правда, выигранные 500 долларов Конрад так и не получил. Он погиб в 1999 году, разбившись на мотоцикле. Несколько лет назад умерла и Ориана.

Ну, а девушки? А девушки — потом!

К рукавам скафандров астронавтов были пришиты списки запланированных задач — небольшие книжечки с листами из плотного картона на спиральной пружине.

Порой, желая пошутить над астронавтами, их товарищи вставляли в эти книжечки дополнительные странички, на которых помещали смешные рисунки или приклеивали фотографии девушек из «Плейбоя».

Корабли в полете не меняют

В полете «Аполлона-13» произошла катастрофа: на пути к Луне в сервисном модуле произошел взрыв кислородного резервуара, и корабль потерял весь кислород. К счастью, пристыкованный к основному кораблю лунный модуль остался в исправности, и с помощью его двигателя астронавтам удалось скорректировать траекторию и вернуться на Землю. В жесточайшем режиме экономии расходовались кислород, вода и энергия лунного модуля, и его ресурсов все-таки хватило на обратный путь.

Перед посадкой на Землю астронавты сбросили поврежденный взрывом сервисный модуль. Командир корабля Джим Ловелл, потрясенный увиденным, сообщил: «У корабля отсутствует целый бок!» С Земли ответили: «Джим, если ты не будешь заботиться о своем корабле лучше, чем о том модуле — мы не сможем дать тебе другой».

Этого уже никто не узнает

В программе бортового компьютера «Аполлона-14» была допущена ошибка, которую обнаружили, когда корабль был уже на пути к Луне. Из-за нее компьютер должен был при спуске на Луну прервать его и включить программу аварийного возвращения на орбиту. В НАСА срочно разработали способ нейтрализации этой ошибки и передали на борт команды, которые астронавты ввели в компьютер. Но, как порой случается, при исправлении одной ошибки в программе была допущена другая, и из-за нее посадочный радиолокатор перестал выдавать данные о высоте и скорости полета. Инструкция предписывала в этой ситуации прервать посадку и возвращаться на орбиту, но командир корабля Алан Шепард упрямо вел корабль на снижение. К счастью, блокировка радара действовала только до определенной высоты, перед посадкой его работа возобновилась, и «Аполлон-14» успешно сел.

После посадки Эдгар Митчелл, второй член экипажа, спросил Шепарда: «Алан, а если бы радар так и не заработал — решился бы ты на посадку?» Шепард рассмеялся и ответил: «А вот этого ты никогда не узнаешь!» Теперь это останется тайной навсегда — Шепард умер от лейкемии в 1998 г.

На Луне тоже можно заблудиться

Астронавты «Аполлона-14» Шепард и Митчелл должны были совершить пеший поход к 300-метровому кратеру Коун, который находился примерно в полутора километрах от места посадки. Но навигационные средства, с которым их отправили в это путешествие, можно смело назвать примитивными: направление движения они определяли по солнцу, а пройденное расстояние определяли, сравнивая видимый размер своего корабля с поднятым большим пальцем вытянутой руки. (К сожалению, у Луны нет магнитного поля, поэтому компас на ней не будет работать.)
Кроме того, им пришлось везти тележку на двух надувных колесах для геологических образцов и инструментов. Не слишком удивительно, что к кратеру им так и не удалось выйти. После безуспешных его поисков с Земли передали приказ: собрать коллекцию образцов и возвращаться назад.

Как близко Шепарду и Митчеллу удалось подойти к кратеру, до сих пор точно неизвестно. По одному из предположений, они прошли буквально в нескольких десятках метров от его края, но не увидели кратер из-за окружающих его холмов. Возможно, ответ на этот вопрос мы узнаем с помощью фотографий, которые передаст американский зонд LRO, осуществляющий сейчас фотосъемки поверхности Луны с высоким разрешением.

Олимпиада со смертельными видами спорта

Командир «Аполлона-14» Алан Шепард взял на Луну пару мячей для гольфа и, когда все запланированные задачи на поверхности были выполнены, нанес по ним удары длинной рукояткой от одного из инструментов. Этим он заложил традицию отмечать окончание работ на Луне какой-нибудь заранее подготовленной шуткой.

Командир «Аполлона-15» Дэвид Скотт привез с собой птичье перо и, сказав, что он хочет проверить утверждение Галилея о том, что без сопротивления воздуха все тела падали бы с одинаковой скоростью, выпустил из рук это перо и молоток, и когда они упали на грунт одновременно, удовлетворенно отметил: «Похоже, Галилей был прав!»

Астронавту «Аполлона-16» Чарльзу Дьюку заключительная шутка едва не стоила жизни. В конце пребывания на луне Янг и Дьюк объявили, что они устраивают Лунные Олимпийские игры в честь проходившей в том году Мюнхенской олимпиады. Сначала астронавты состязались в метании копья (длинной трубки), потом Дьюк объявил, что будет прыгать в высоту — и прыгнул, но из-за тяжелого ранца на спине не сумел сохранить равновесие и упал с высоты больше метра ранцем на грунт. Позже он рассказал, что во время падения испытал смертельный страх: серьезное повреждение находившейся в ранце системы жизнеобеспечения вполне могло бы стать для него смертельным. Но все обошлось благополучно: ранец уцелел, а командир ограничился неодобрительным замечанием: «Чарли, не слишком-то это было умно с твоей стороны».

Лунные авторемонтники

Двум последним экспедициям не повезло: по неосторожности их участники сломали тонкие пластмассовые крылья над колесами роверов (небольших двухместных электромобилей, на которых они ездили за геологическими образцами).
Астронавты «Аполлона-17» решили самостоятельно отремонтировать свое транспортное средство: с помощью клейкой ленты они склеили несколько листов из запасного комплекта карт, напечатанных на картоне, в большой лист, и прикрепили свою самоделку к оставшейся части крыла небольшими струбцинками от переносных светильников из корабля.

Результатами своей работы ремонтники остались довольны: на ходу их перестало обильно посыпать лунной пылью.