Академия педагогических наук РСФСР
Академия педагогических наук СССР
Росси́йская акаде́мия образова́ния

РАО - государственная Академия Наук Российской Федерации , объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики

  • Академия педагогических наук РСФСР была создана в 1943 году
  • 1966 год - она была преобразована в Академию педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР
  • 1992 год - преемницей союзной академии в у стала РАО
  • Президенты АПН РСФСР :
    • 1943-46 годы - В.П.Потёмкин
    • 1946-50 годы - И.Ф.Свадковский
    • 1950-66 годы - И.А.Каиров
  • Президенты АПН СССР :
    • 1967-71 годы - В.М.Хвостов
    • 1972-81 годы - В.Н.Столетов
    • 1981-87 годы - М.И.Кондаков
    • 1987-88 годы - И.Д.Зверев (и.о.)
    • 1989-90 годы - В.Д.Шадриков (и.о.)
    • 1990-91 годы - В.Г.Костомаров
  • Президенты РАО :
    • 1992-97 годы - А.В.Петровский
    • с 2013 года - Л.А.Вербицкая

Состав

  • Годичное собрание Российской академии образования прошло 19 декабря 2011 года
  • Президентом-организатором Российской академии образования в 1992 году был назначен А.В.Петровский
    • 1992-97 годы - первый президент А.В.Петровский
    • 1997-2013 годы - Н.Д.Никандров
    • С октября 2013 года - президент Людмила Вербицкая
  • В составе РАО 278 членов (академиков и членов-корреспондентов), а также отдельные структурные подразделения и организации.
    • Президиум
    • Отделение философии образования и теоретической педагогики
    • Институт теории и истории педагогики
      • Отделение психологии и возрастной физиологии
      • Психологический институт имени Л.Г.Щукиной (ПИ РАО)
      • Институт развития дошкольного образования
      • Институт возрастной физиологии
      • Институт коррекционной педагогики
      • Отделение общего среднего образования
      • Институт содержания и методов обучения
      • Институт педагогических исследований одаренности
      • Институт развития образовательных систем
      • ФГНУ «Институт научной и педагогической информации»
      • Институт управления образованием
      • Институт стратегических исследований в образовании
      • Отделение профессионального образования
      • Институт педагогики и психологии профессионального образования
      • Институт педагогического образования и образования взрослых
      • Институт информатизации образования
      • Отделение образования и культуры
      • Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания
      • Институт художественного образования
      • Институт социально-педагогических проблем сельской школы
      • Институт социологии образования (до 2008 года - Центр Социологии Образования; директор - В.С.Собкин)
      • Институт культурологии образования (директор - Т.В.Темиров)
      • Региональные отделения и учреждения РАО
      • Образовательные учреждения РАО
      • Университет Российской академии образования
      • Организации научного обслуживания и социальной сферы
      • Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского

Академия Педагогических наук СССР – научное учреждение, объединившее ученых в области педагогики, психологии и других наук, а также деятелей народного образований. Создана по постановлению СНК СССР в 1943 году в Москве как Академия Педагогических наук РСФСР. В 1966 году была преобразована в Академию Педагогических наук СССР в целях объединения научно-педагогических сил страны и координации исследований. Действовала до 1991 года.

Президенты Академия Педагогических наук: В.П.Потемкин(1943-1946гг); И.А.Каиров (1946-1967гг); В.М.Хвостов(1967-1971гг); В.Н.Столетов(1972-1981гг); М.И.Кондаков (1981-1987гг); В.Г.Костомаров(1990-1991гг).

Академия Педагогических наук вела психолого-педагогические исследования с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. На Академию Педагогических наук возлагались задачи:

Обеспечения участи творчески работающих педагогов в научных исследованиях,

Обобщение и распространение опыта развития образования и педагогических наук в СССР и за рубежом,

Координация в стране исследований по приоритетным направлениям развития педагогической науки и образования связи с Академией Педагогических наук СССР, отраслевыми и республиканскими академиями,

Установления прямых связей с зарубежными научными учреждениями

Создания научных проблемных советов по различным направлениям развития педагогической науки. Организации научной конференции и совещаний.

Публиковала результаты исследований, издавала научные и научно-педагогические журналы; образовала подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров.

Высшим органом было общее собрание членов академии, собиралось оно 3 раза в год. Президент избирался на 5 лет.

Отделения: методологии; теории и истории педагогики; общего и профессионального образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии. Образования и культуры.

Российская академия образования – государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики. Является преемницей Академии Педагогических наук СССР с 1992года. Президентом Российской академии образования с 1997года является Николай Никандров.



В состав Российской академии образования входит 278 членов (академиков и членов корреспондентов), а также отдельные структурные подразделения и организации:

*Президиум

*Отделение философии образования и теоретической педагогики:

*институт теории образования и педагогики

*институт педагогических инновации

*институт управления образованием

*Отделение психологии и возрастной дефектологии:

*психологический институт имени Л.Г.Щукиной

*институт развития дошкольного образования

*институт возрастной физиологии

*институт коррекционной педагогики

*Отделение общего среднего образования:

*институт электронных программно-методических средств обучения

*институт развития образовательных систем

*Центр экспериментальной психодидактики

*институт стратегических исследований в образовании

*Отделение профессионального образования:

*Институт педагогики и психологии профессионального образования

*институт педагогического образования

*институт образования взрослых

*институт информатизации образования

*научно-образовательный центр Российской академии образования

*Отделение образования и культуры:

*государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания

*институт художественного образования

*институт социально-педагогических проблем сельской школы

*центр социологии образования

*Региональные отделения и учреждения Российской академии образования

*Образовательные учреждения Российской академии образования

*университет Российской академии образования

*Организация научного обслуживания и социальной сферы

*Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского.

Российская академия образования сегодня:

В течение отчетного года основные исследования Академии проводились в рамках утвержденной Правительственной Программы фундаментальных исследований. Помимо повышения ответственности; она означала необходимость оптимального соотношения меду планированием сразу, т.е. учета предложений самих институтов и исследования, и планирования сверху, когда в основу положены реальные интересы системы образования и всех составляющих. Среди поручений Правительства есть те, которые направлены прямо к Академии. Речь идет о проведении силами Академии анализа качества подготовки школьников по всем учебным предметам, а также о необходимости представить в Минобразование рекомендации по обновлению программ повышения квалификации и переподготовки учителей.

Академии придется продолжить и в основном завершить работы, которые окажут долговременной и позитивное влияние на всю российскую систему образования. Речь идет о стандартах общего образования для всех ступеней школы, о роли Академии в проведении эксперимента по введению курса основ религиозной культуры и светской этики и в работе по обновлению педагогического образования.

Психологии и других наук, а также видных деятелей народного образования .

Создана в августе 1966 в результате преобразования АПН РСФСР. Согласно уставу, своей целью АПН ставила развитие и осуществление исследований по ведущим направлениям педагогики, психологии, возрастной физиологии и других наук, разрабатывающих вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. В задачи А. входило выявление возможностей в совершенствовании образования, воспитания и обучения, подготовка научных рекомендаций для использования их в системе народного образования, а также разработка механизмов совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, на АПН была возложена координация исследований в области педагогических наук, содействие развитию педагогических наук в союзных республиках и распространению педагогических знаний. Структура АПН неоднократно менялась: в 1970 гг. в нее входили 3 отделения: теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, психологии и возрастной физиологии. В составе АПН находилось 12 НИИ: общей педагогики, общей и педагогической психологии , физиологии детей и подростков, дошкольного воспитания, общих проблем воспитания, содержания и методов обучения, школьного оборудования и технических средств обучения, художественного воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, преподавания русского языка в национальной школе, общего образования взрослых и дефектологии . Также на базе А. функционировали 10 экспериментальных школ, библиотека по народному образованию им. К. Д. Ушинского, Научный архив и другие учреждения. В 1990 в составе АПН СССР были отделения методологии, теории и истории педагогики, общего и профессионального образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии, образования и культуры, а также 20 НИИ в Москве, С.-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате и Томске. Также в ведении АПН находилось 17 экспериментальных учебных заведений. При АПН был создан Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и руководящих кадров народного образования. При АПН также имелись аспирантура и докторантура , государственный научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Всероссийская заочная математическая школа, Научный архив и Художественно-педагогический музей игрушки в Загорске. При Президиуме АПН действовал редакционно-издательский совет: издательская деятельность А. осуществлялась преимущественно через издание «Педагогика». АПН издавал журналы «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Русский язык в национальной школе», «Дефектология» и, совместно с АН СССР, журнал «Квант». АПН с 1946 присуждала премию им. К. Д. Ушинского, а с 1969 — им. Н. К. Крупской. Также АПН регулярно устраивала Всероссийские педагогические чтения и конкурсы учительских докладов, поддерживала связи с научно-педагогическими учреждениями 96 стран. Высшим руководящим органом АПН являлось Общее собрание ее членов, созываемое не реже 2 раз в год, а в период между сессиями Общего собрания — Президиум, избиравшийся сроком на 5 лет. Президенты АПН СССР: И. А. Каиров (1946-1967), В. М. Хвостов (1967-1971), В. Н. Столетов (1972-1981), М. И. Кондаков (1981-1987), В. Г. Костомаров (1990-1991). Преемницей союзной Академии в конце 1991 стала РАО.

Российская Историческая Энциклопедия

АПН СССР), науч. учреждение, объединявшее ученых в области педагогики, психологии и др. наук, а также деятелей нар. образования. Создана по пост. СНК СССР от 6 окт. 1943 в Москве как Академия пед. наук РСФСР. В целях объединения науч.-пед. сил страны и координации исследований пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 1 авг. 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР. Действовала до кон. 1991.

Президенты АПН: В. П. Потемкин (1943-46), И. А. Каиров (1946-67), В. М. Хвостов (1967-71), В. Н. Столетов (1972-81), М. И. Кондаков (1981-87), В. Г. Костомаров (1990-91).

Задачи и структура академии, права и обязанности действит. членов (академиков) и членов-корреспондентов определялись Уставом. АПН СССР действовала при Мин-ве просвещения РСФСР, Мин-ве просвещения СССР. После 1987 была подотчетна Гос. к-ту СССР по нар. образованию.

АПН вела психол.-пед. исследования с целью совершенствования уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях разл. типа; на АПН возлагались задачи: обеспечения участия творчески работающих педагогов в науч. исследованиях; обобщения и распространения опыта развития образования и пед. науки в СССР и за рубежом; координации в стране исследований по приоритетным направлениям развития пед. науки и осуществления науч. связи с АН СССР, отраслевыми и респ. академиями, науч. об-вами и др. орг-циями; установления в пределах своей компетенции прямых связей с заруб. науч. учреждениями, создания науч. проблемных советов по разл. направлениям развития пед. науки, организации науч. конференций и совещаний. Публиковала результаты исследований, издавала науч. и науч.-популярные журналы; присуждала премии и медали академии; осуществляла подготовку и повышение квалификации науч.-пед. кадров.

Высш. орган АПН - Общее собрание членов академии, к-рое созывалось 3 раза в год для обсуждения проблем развития пед. науки, решения важных организац. вопросов, выбора новых членов. Членами академии избирались ученые, творчески работающие учителя, преподаватели, деятели нар. образования и культуры. Деятельностью академии в периоды между сессиями руководил Президиум, избиравшийся Общим собранием сроком на 5 лет, в него входили президент, 3 вице-президента, гл. ученый секретарь, члены Президиума в числе, определяемом Общим собранием.

Структура АПН неоднократно менялась. В составе АПН (1990) было 69 д. ч. и 78 ч.-к.; отделения: методологии, теории и истории педагогики, общего и проф. образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии, образования и культуры; 20 Н.-и. ин-тов (часть из них с филиалами) в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате, Томске. В ведении академии находилось 17 эк-сперим. уч. заведений (св. 11 тыс. уч-ся и ок. 1000 учителей). По планам АПН работало ок. 700 учителей-экспериментаторов и св. 1000 базовых школ. При АПН был создан Всес. ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. и руководящих кадров нар. образования. В аспирантуре НИИ АПН в 1990 обучалось св. 670 чел., в т. ч. св. 480 чел. очно, в докторантуре - 12 чел. При АПН имелись Гос. науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского (см. в ст. Библиотеки педагогические), функционировавшая как Науч.-практич. центр пед. информации, Всес. заочная матем. школа, Науч. архив и Худож.-пед. музей игрушки (Загорск). При Президиуме АПН действовал редакц.-издат. совет. Издат. деятельность академии осуществлялась преим. через изд-во «Педагогика». АПН издавала журналы «Сов. педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Рус. язык в нац. школе», «Дефектология», совм. с АН СССР - журн. «Квант».

АПН присуждала премии академии, в т. ч. им. Н. К. Крупской (с 1969) и им. К. Д. Ушинского (с 1946). АПН регулярно организовывала Всес. пед. чтения и конкурсы учительских докладов.

В дореволюционной России не было научных учреждений по педагогическим наукам и государственных высших учебных заведений и кафедр педагогики. Состав учителей гимназий и других средних учебных заведений пополнялся обычно из числа лиц с университетским образованием.

Только в последнее предреволюционное десятилетие были открыты на частные средства 5 высших педагогических учебных заведений: Педагогическая академия, курсы Лесгафта и Высшие Фребелевские курсы в Петербурге, Шелапутинский педагогический институт в Москве и Фребелевский институт в Киеве.

В процессе создания советской школы с большой остротой был поставлен вопрос о развитии педагогической науки и организации научно-педагогических учреждений. В результате в 1919-1920 гг. Наркомпрос открыл Центральный физико-педагогический институт, Центральный естественно-педагогический институт, Центральный гуманитарно-педагогический институт. В эти же годы был открыт Научный институт по детскому чтению. На базе центральных педагогических институтов был создан Научно-исследовательский институт методов школьной работы (1922 г.). Затем были открыты Ленинградский институт научной педагогики (1924 г.), Институт методов внешкольной работы с детьми (1923 г.) и Научно-исследовательский педагогический институт при Втором Московском университете (1926 г.).

Одновременно были организованы научно-исследовательские институты: планирования и организации народного образования, политехнического образования, начальной школы, программно-методический, внешкольного образования, Центральный институт просвещения национальностей, Институт игрушки, Дом художественного воспитания детей и др.

В качестве основной базы для разработки и обсуждения теоретических вопросов педагогики и психологии выступала педагогическая секция учебно-методического совета Минпроса РСФСР. На секцию и ее руководителя И. А. Каирова возлагалась координация всей научно-исследовательской работы в области педагогических наук.

Таким образом, создание Академии педагогических наук РСФСР как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее выдающихся ученых в области педагогических наук, явилось закономерным завершением процесса организации руководящего центра педагогической науки.

6 октября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «Об организации Академии педагогических наук РСФСР». Академии вменялось в обязанность: научная разработка вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах, подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров по педагогике и психологии. Академия была призвана обобщать опыт лучших педагогов страны, оказывать научную помощь школам, кафедрам педагогики высших учебных заведений в подготовке к изданию школьных учебников и учебных пособий.

Первым президентом АПН РСФСР был утвержден академик В. П. Потёмкин, Народный комиссар просвещения РСФСР.

Совет Народных Комиссаров утвердил Устав Академии педагогических наук РСФСР и определил следующий состав ее учреждений:
- Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики;
- Научно-исследовательский институт методов обучения;
- Научно-исследовательский институт психологии;
- Научно-исследовательский институт дефектологии;
- Музей по народному образованию;
- Государственная библиотека по народному образованию.

Постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов (13 человек) и членов-корреспондентов (13 человек) Академии педагогических наук РСФСР.

В состав действительных членов вошли: профессора А. С. Барков , В. Н. Верховский, И. А. Каиров, К. Н. Корнилов, Е. Н. Медынский, Н. В. Чехов, академики АН СССР Н. С. Державин , С. П. Обнорский , А. М. Панкратова, В. П. Потемкин, Л. В. Щерба, А. Н. Толстой и член-корреспондент АН СССР А. Я. Хинчин.

Первому составу ученых Академии выпала задача разобраться со всеми поступающими предложениями, осуществить научное планирование работы Академии, укомплектовать состав институтов, определить, какие проблемы нужно разрабатывать в первую очередь.

Поскольку Академия была создана в дни Великой Отечественной войны, то в планах ее научно-исследовательской работы вполне естественно переплеталась мирная и военная тематика.

Не случайно, характеризуя работу Института психологии для фронта в эти годы, его директор С. Л. Рубинштейн говорил: «Оборонная тематика в основном шла по трем главным руслам. Первое русло ставило себе целью оказывать непосредственную помощь армии по улучшению дела наблюдения и разведки… Второе русло этой оборонной работы было связано с вопросом военного обучения - с обучением военных специалистов. Собственно, речь шла о первоначальном обучении летчиков и радистов… Третья линия оборонной работы была связана с проблемой восстановления функций послевоенных ранений и военных травм…».

К июню 1944 г. был разработан первый план работы Академии. В нем предусматривалась научная разработка и обоснование вопросов всеобуча, принципы размещения и планирования сети школ, совершенствование содержания образования и на этой основе повышение уровня учебно-воспитательной работы в школах, исследование проблем детской и педагогической психологии, общей и военной психологии, социальной педагогики.

Большое место в плане работы Академии отводилось изучению деятельности школ и учителей в дни Великой Отечественной войны. В Академии была учреждена особая комиссия для составления хроники жизни и деятельности школы в годы войны. В ее задачи входило собирание, систематизация и подготовка к изданию соответствующих материалов и документов.

Широкий объем работы, сложность разрабатываемых научных проблем настоятельно требовали постоянного внимания к задачам формирования руководящего состава Академии.

Согласно Уставу, в действительные члены Академии могли избираться ученые, обогатившие педагогическую науку трудами особого научного значения; в члены-корреспонденты - ученые в области педагогических наук и вместе с тем деятели народного образования. Избранию подлежали лица, активно принимающие участие в научной деятельности Академии.

Поэтому состав действительных членов и членов-корреспондентов Академии пополнялся преимущественно из числа ученых самой АПН РСФСР, ученых АН СССР, деятелей высшей школы, а также деятелей народного образования и творчески работающих учителей, проявивших интерес к науке.

На 1 июня 1952 г. в составе Академии состояло 94 человека, из них действительных членов - 35. В 1975 г. членами-корреспондентами Академии были избраны В. А. Сухомлинский (заслуженный учитель школы УССР, директор Павлышской школы Кировоградской обрасти Украины), М. И. Павлова (преподаватель географии из Рязанской области), С. И. Гореславский (директор Пятигорской средней школы Ставропольского края). В 1965 г. Академии было разрешено иметь 110 членов, из них 35 действительных и 75 членов-корреспондентов.

Становление и развитие Академии как высшего научного учреждения обеспечивалось четкой организацией административно-хозяйственной деятельности и глубокой разработкой ее основных уставных положений. Уточнялась сфера деятельности Академии и ее вспомогательных научных органов, обеспечивавших исследовательскую работу, определялась структура аппарата Президиума, утверждалось штатное расписание и бюджет. Много внимания уделялось созданию новых учреждений и преобразованию действовавших.

Еще в ноябре 1944 г. на базе лаборатории школьной гигиены и возрастной физиологии Института теории и истории педагогики был организован НИИ школьной гигиены, директором которого стал Н. А. Семашко. В 1949 г. это учреждение было реорганизовано в Институт физического воспитания и школьной гигиены (директор А. А. Маркосян).

Осенью 1944 г. под руководством И. А. Каирова была создана педагогическая лаборатория при школе № 349 Бауманского района Москвы для соединения научной работы с практикой школы. Все ее сотрудники вели учебно-воспитательную работу в школе, а учителя школы принимали участие в научных исследованиях.

В 1944 г. Академии был передан Центральный Дом художественного воспитания детей, преобразованный в 1946 г. в НИИ художественного воспитания (директор К. В. Головская, а затем В. Н. Шацкая). В те годы создание такого института имело большое значение для развития и улучшения художественного воспитания детей, для усиления эстетического воспитания в общеобразовательной школе, в системе внешкольной работы, в высших педагогических учебных заведениях.

В 1944 г. при Академии был открыт Музей по народному образованию (директор Н. А. Константинов). Развертывая свою работу по истории педагогики, он большое внимание уделял освещению деятельности передовых советских школ и учителей. Музей готовил передвижные выставки и подбирал материалы, показывающие опыт организационно-методической работы.

На базе кабинета педагогического образования Института теории и истории педагогики в апреле 1945 г. был организован Институт педагогического образования. К сожалению, отсутствие материальных условий и сложность в подборе кадров, особенно для разработки педагогики высшей школы, привели к тому, что Институт в 1948 г. был закрыт.

Особое место в развитии педагогической науки и школы занимали научные учреждения Ленинграда. В 1945 г. здесь был организован филиал Академии в составе трех отделений - теории и истории педагогики, методов обучения и психологии. Филиалу были переданы Институт специальных школ Наркомпроса РСФСР, библиотека бывшего Государственного института научной педагогики, а также педагогическая библиотека Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Председателем филиала Академии был утвержден П. Н. Груздев.

В 1945 г. были организованы издательство и типография Академии, что явилось важным шагом для дальнейшего развития ее научной деятельности. Большую роль в руководстве изданием трудов Академии, их оценке и планировании играл Редакционно-издательский совет (РИС). Его первоначальный состав был утвержден в количестве 14 человек. Председатель Совета - президент Академии В. П. Потемкин.

Такой состав РИСа подчеркивал как его правовое положение, так и высокий профессионализм и авторитет. В результате за годы своей работы издательством были опубликованы: а) собрания сочинений и избранные труды виднейших отечественных и зарубежных представителей педагогической мысли; б) монографии, сборники и методические пособия по различным предметам для учителей. Всего было издано 418 монографий и сборников капитальных трудов Академии и ее институтов по вопросам обучения и воспитания учащихся; в) Детская энциклопедия, Педагогическая энциклопедия, а также словарно-энциклопедические издания в помощь учителю; г) экспериментальные учебники и научно-экспериментальные труды институтов и лабораторий Академии, выполнявшиеся в порядке заказов. Издано 1206 названий; д) «Настольная книга для учителя начальной школы»; е) «Педагогические чтения» - серия книг, созданных на основе докладов, прочитанных на «Педагогических чтениях» Академии педагогических наук РСФСР. В 410 книгах данной серии опубликовано 2408 статей учителей; ж) журналы «Советская педагогика» (ежемесячный, тираж 55 тыс. экз.), «Семья и школа» (ежемесячный, тираж около 700 тыс. экз.), «Вопросы психологии» (двухмесячный, тираж 6 тыс. экз.), «Русский язык в национальной школе» (двухмесячный, тираж 14 тыс. экз.).

В августе 1966 г. АПН РСФСР была преобразована в АПН СССР, которая, в свою очередь, в 1992 г. реорганизована в Российскую академию образования.

ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА РАО:
Об организации Академии педагогических наук РСФСР
Постановление СНК СССР
6 октября 1943 г.
Об Академии педагогических наук РСФСР
Постановление СНК РСФСР
14 февраля 1944 г.
О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
1 августа 1966 г.
Устав Академии педагогических наук СССР
Утвержден Общим собранием Академии педагогических наук СССР
29 августа 1967 г.

ДОКУМЕНТЫ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РФ:
Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 года № 1092 «Об утверждении проекта Постановления Совнаркома РСФСР "Об организации Академии Педагогических наук РСФСР"»
Постановление Совнаркома РСФСР от 6 октября 1943 года № 832 «Об организации Академии Педагогических наук РСФСР»
Постановление Совнаркома РСФСР от 14 февраля 1944 года № 138 «Об утверждении Устава Академии педагогических наук РСФСР»
Устав Академии педагогических наук РСФСР , утв. Пост. СНК №138 от 14.02.1944 г.
Постановление Совнаркома РСФСР от 11 марта 1944 года № 196 «Об утверждении состава действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук РСФСР» , взамен разосланного