Ещё весной, стоя в очереди за билетами на "P.S. Грёзы...", я стала свидетельницей нижеследующего диалога между джентльменом лет сорока и кассиршей.
- Скажите, а спектакль "Абсент" что из себя представляет?- интересовался джентльмен.
- Четыре девочки поют французский шансон.
- Четыре девочки...
Джентльмен повернулся ко мне с плотоядной улыбкой. У меня с ориентацией всё в порядке, и потому я его восторга по поводу девочек не разделила.
На спектакль я хотела попасть по другой причине: как и "Грёзы", "Времена года" и "Капли Датского короля", "Абсент" поставлен Иваном Поповски, которого я обожаю за его талант привносить в спектакли дыхание и энергетику высших сфер.
Всю весну я заглядывала в кассу, чтобы в очередной раз убедиться, что билетов на "Абсент" нет. Но, если долго мучиться, то, как известно, что-нибудь да получится. И вот в мае мне удалось купить билетик на "Абсент" аж на 2 июля, последний спектакль перед закрытием театрального сезона. Ради такого дела я даже отложила отъезд на дачу.
В фойе театра я первым делом купила глянцевую программку цвета изумрудно-зелёного абсента, из которой узнала следующее:
"Абсент- алкогольный напиток (крепостью около 70 %), как правило, изумрудно-зелёного цвета, одним из его компонентов является полынь. Был изобретён французским доктором Пьером Ординером, бежавшим от Французской революции в швейцарскую деревню, и использовался для лечения всяческих хворей. В Европе вошёл в моду в 19 веке. Употребление абсента в большом количестве вызывало слуховые и зрительные галлюцинации, состояние, сходное с наркотическим опьянением. Считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине напиток стал очень популярным в среде художников, актёров, поэтов. Его пили и восхваляли Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Эдгар По, Оскар Уайльд, Бодлер, Дега,Тулуз-Лотрек. Все они известны не только своими произведениями, но и отчаянно богемным образом жизни. Полагалось, что именно злоупотребление абсентом приводило его любителей к совершению безумных поступков, вплоть до самоубийства. Пристрастие к этому напитку, называемое абсентизмом, считалось билетом в сумасшедший дом.
В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентщик, застрелил всю свою семью. Эта история заняла первые страницы европейских газет. В них говорилось, что фермер находился под влиянием выпитого абсента. Дело получило широкую огласку и, в конечно итоге, "Зелёная фея" была изгнана из многих стран мира.
Дольше всего запрет продержался в Швейцарии, парламент которой лишь в 2005 году проголосовал за разрешение употребления абсента."
Тут же приводились высказывания всяких известных личностей об абсенте, а также традиционное напутствие Ивана Поповски.
Программка произвела на меня неожиданное действие: мне вдруг захотелось абсента, хотя спиртного я на дух не переношу, даже пива. Кстати, в крошечном театральном буфетике абсент продавался- безумный напиток по безумной цене. Я не купила, а вот в стаканчиках, стоявших перед двумя дамами рядом, плескалось нечто восхитительно-зелёное и манящее.
"Абсент! На этот источик безумия и преступлений, идиотизма и позора правительства должны бы наложить тяжёлый налог, а то и вовсе запретить его." Поль Верлен.
В семь погасили электрический свет, зажгли свечи, и фойе театра стало напоминать большую уютную комнату, со старым пианино, книжными полками и прочими милыми безделушками.
В зрительный зал мы шли по узкому коридору. Свет здесь тоже был выключен, а двери гримёрок распахнуты, и на пороге каждой стоял музыкант во фраке. В одной гримёрке играли на скрипке, в другой- на флейте, в третьей- на контрабасе.
В зрительном зале тоже царил полумрак. Сцены не было. Прямо перед зрителями располагались четыре чёрных круглых стола, положив голову на которые, дремали четыре девицы. Игривые кудряшки на головах, откровенные чёрные платья с кружевами, ажурные колготки, изящные туфельки на каблуках,- не то уставшие от трудов праведных кафешантанные певички, не то танцовщицы кабаре, не то ночные феи, а, быть может, всё вместе взятое.
Вот одна из девиц шевельнулась, будто просыпаясь; развернулась на стуле, задрала вверх стройную ножку, соблазнительно обтянутую чёрным ажурным чулочком, и, игриво подрыгав ею, запела.
Que reste-t-il de nos amours...
"Перевод песен в программке не приведён сознательно: важна музыка, музыка языка, музыка тела, музыка света... Важно состояние и свободное погружение в "Абсент"." Иван Поповски.
Следом "проснулась" вторая девушка.
Mon amant de Saint-Jean...
"P.S. Если вы знаете французский язык, попытайтесь его забыть на время спектакля".
Третья девушка.
Papa n"a pas voulu...
"За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой..."
Поль Верлен
Четвёртая...
Mon coeur est un violon...
"Абсент- третий глаз поэта. Он растапливает лёд души". Поль Верлен.
"... Абсент- для поэтов. Он обладает колдовской силой, он может уничтожить или обновить прошлое, отменить или предсказать будущее". Эрнест Доусон.
Вы оказываетесь во французском кабаке 19 века, и его обитательницы, утомлённые и одновременно вдохновлённые абсентом, поют, танцуют, о чём-то оживлённо болтают, шепчутся, заигрывают друг с другом и публикой.
Да, джентльмен, стоявший в кассу, остался бы доволен: игривые взгляды, соблазнительные позы, мелькание стройных ножек не оставят равнодушной мужскую часть зала.
"Это коварный напиток, и привычка к нему быстро овладевает своей жертой, которая рано или поздно отказывается от попыток обуздать свою страсть". Роберт Шерард.
На сцене темнеет, девушки исчезают. В темноте вдруг мелькает изумрудно-зелёный светящийся всполох- один, другой. На балконе музыканты играют Bolero. Невидимый барабанщик взмахивет изумрудно-зелёными палочками; другой музыкант похлопывает палочками друг о друга. Снова появляются девушки-шансонетки- изумрудно-зелёные палочки переходят ним; завораживающе кружатся, летают, парят в воздухе, вычерчивая в темноте причудливы узоры.
"После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле, и это самое страшное". Оскар Уайльд.
В зрительный зал врываются потоки густого дыма, подсвеченного ярким пламенем. Чёрные платья сняты, теперь на актрисах- просторные развевающиеся одежды цвета огня. Дым постепенно заволакивает весь зал,- девушки почти скрыты им. Огонь гаснет; в темноте появляется множество изумрудно-зелёных лучей, пронизывающих всё и вся. Сочетание густого дыма и зелёных лучей содают впечатление, что актрисы купаются в изумрудно-зелёном абсенте; такие же изумрудно-зелёные волны абсента колышутся над головами зрителей.
"Первая стадия- как обычное питьё, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и жестокие вещи, но, если не сдашься, ты войдёшь в третью и увидишь то, что хочешь видеть, всякие чудеса". Оскар Уайльд.
Свет гаснет, зелёные феи абсента исчезают, гремит гром...
ЗДОРОВО!
- красивая музыка, красивые песни, красивые девушки в парижском кафе 19 века- зрелище интересное и эффектное.
- номер со светящимися палочками
- лазерное шоу в конце
ФУ!
- конец спектакля я расшифровать не смогла
- когда расшалившиеся певчики палят из рогаток по лампам и оттуда с грохотом сыплются снопы настоящих искр, становится не по себе. Не сразу понимаешь, что так и должно быть.
- Дым, конечно, выглядит эффектно, но временами вспоминался рекламный ролик со словами: "Команда газы дана для всех". Как актрисы умудряются в таком дыму ещё и петь- загадка.

PS.Сюжета, как и во всех спектаклях Ивана Поповски, нет. Да, собственно, и спектаклем увиденное назвать нельзя. Это некое действо, не имеющее к театру никакого отношения: мистерия, феерия- называйте, как хотите- вроде древнегреческих.

PPS. На обратном пути зашла в магазин: абсент стоит тысячу с лишним за бутылку.
"Никто, кроме сумасшедших, которыми, как считается, он нас и делает, и тех, кому сумасшествие предначертано, не станет пить его в чистом виде". Джон Сентсбери
Ну как после такой рекламы да не выпить? Господа, не угостит ли кто рюмашкой зелёной феи?

Буквально вчера была в театре "Мастерская Фоменко" на спектакле "Капитан Фракасс" , а нелавно в театре Елены Камбуровой на спектакле "Победа. Реквием."
И вот приглашение на спектакль театра Елены Камбуровой в Мастерской Фоменко. Ну, в этом нет ничего удивительного, режиссёр Мастерской поставил довольно много спектаклей и на сцене театра Камбуровой. Их фестиваль и проходит на сцене Мастерской.
Страничка спектакля "Абсент" на сайте театра:
http://kamburova.theatre.ru/events/absent/
За приглашение спасибо сообществу moscultura и tushinetc
http://moscultura.livejournal.com/271155.html

Атмосферный спектакль. Опять же - сцена театра Камбуровой существенно меньше пространства Мастерской - он поставлен для малого пространства и, наверное, там энергия спектакля больше концентрируется. Да и артистам наверняка привычней. Зато здесь можно на поклонах побегать, поразмахивать подолом платья вволю! :-))))

«И притоны абсента, и французский роман -
Обнаженный, порочный, бесстыжий -
Это храмы, где царствует грязный обман.
Да, пожалуй, не спустишься ниже».
(Эрик Стенбок)

Атмосфера притона создаётся больше самими "дамочками", явно под шафе и вовсе не по-пуритански одетых. Они под "кайфом", соответственно постоянные перепады настроения - совершенно детское веселье сменяется мёртвой тоской. И всё это передаётся песнями - исключительно французский язык, песни совершенно не "хитовые", я не узнала ни одну, но всё понятно и без понимания языка. очень красиво оформлен спетакль. Элегантно-развратное чёрное, пламенное алое, тоскливо-ядерное зелёное.. Реально зелёный луч света, проходивший прямо у меня над головой, хотелось потрогать (что, кстати, некоторые зрители и делали), было ощущение, что он материален, что ты поднимешь руку и она увязнет в этой зелёной суспензии..
Но самое прекрасное - это актрисы. Разные характеры, разные ситуации. Наверное, это по накалу не "Победа. Реквием", наверное, это "просто" прожигание жизни, никчёмное, с очевидным концом.. Но эти маленькие разные моментики жизней любительниц абсента переданы замечательно!
Героини:
Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Евгения Курова.



На там же ещё и живой оркестр!
Кстати, представление началось ещё с первым звонком, если не ранее - уже в фоце начал играть оркестр! Сначала на уровне балкона, но неугомонный аккордеон спустился и до уровня партера. кстати, была разыграна и милая сценка, которуя в оценила лишь позже.. заходила в зрительный зал одной из последних, а надо было прорваться в середину ряда, уже третий звонок, мне полряда поднимать, а в начале нашего ряда какое-то министолпотворение.. две дамы стоят, явно ждут, чтобы тертья освободила крайнее место. А мне сквозь них всех в середину ряда, конечно, я несколько недовольна. Но тут подошёл аккордеон и согнал дамочку. Только тут до меня дошло, что это уже спектакль начался!! :-))))
Скрипка - Тимур Воротников, виолончель - Елена Слободчикова, флейта - пётр тишков, фагот - Илья Каштан, аккордеон - Евгений Алтудин, гитара - Вячеслав голиков, клавишные - Олег Синкин.

В тему вот тут подборку картин нашла про абсент. Отутда:
Не зря же абсент называют «Зелёной музой (феей, нимфой) французского бомонда» (фр. la Fée Verte). Тогда оно ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин в конце XIX века. Некоторые энтузиасты считают, что в те времена абсент обогнал во Франции по популярности вино. Абсент стал даже одним из символов Франции.
Загадочный и дурманящий, страстный и ядовитый, губительный и восхитительный, модный и коварный, даже мистический... Как только не называли этот напиток. Настоящий зеленый волшебник - символ противоречивости, обмана чувств и ощущений...

Марина Гаевская

16.08.2006

"АБСЕНТ"

Есть спектакли для развлечения - их ныне большинство, есть - для размышления или чаще для разгадывания режиссерских шарад - их предостаточно, а есть спектакли для души - их немного. Постановки Ивана Поповски в Театре музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой - из последних. "Абсент" - своего рода вторая часть дилогии, начатой спектаклем "P.S.Грезы..." по песням Шумана и Шуберта. Обе постановки воспринимаются как нечто целое, хотя они, конечно, различны и по настроению и по атмосфере. А именно настроение и атмосфера определяют внутреннюю суть этих спектаклей, их неуловимую прелесть. В "Грезах" больше немецкой жесткости, рациональности и сочного юмора. В "Абсенте" - французского шарма, праздничного веселья и лирической задушевности. Сюжет как таковой отсутствует, есть скорее миниистории, воплощенные через песни-новеллы четырьмя певицами-актрисами Еленой Веремеенко, Ириной Евдокимовой, Анной Комовой и Еленой Прониной. "Абсент" полон мелодиями Клода Дебюсси и Мориса Равеля, Габриэля Форе и Грегорио Аллегри... И, конечно, царствует над всем ностальгически обворожительный французский шансон, который, как крепкий абсент, погружает в мир грез, фантазий и воспоминаний об уютных парижских кафе и шумном, поэтически бесшабашном мире богемного Монмартра. Или же отсылает во времена Тулуз-Лотрека и Ван Гога, Варлена и Рембо, Мопассана и Бодлера. Музыка света, звука, пластики, мерцающих свечей и лазерных всплесков обволакивает и зачаровывает настолько, что не хочется выходить за стены по-домашнему уютного театра и вновь погружаться в нашу повседневную суету.
Постановка, пространство, пластика - И. Поповски.
Музыкальная композиция О. Синкина.
Художник по костюмам И. Ютанина.

Изящное попурри из французского шансона, классики, кабаре и лазерного шоу в режиссуре Ивана Поповски.

Македонец с воландовской внешностью ставит в Москве изысканные спектакли, балансирующие на грани жанров. Премьера его «Абсента» состоялась весной 2005 года в , далеко от театрального центра столицы. Видимо, поэтому СМИ обошли спектакль своим вниманием. Концерт-галлюцинация — так определяет жанр постановки — начинается с перформанса: зрителей провожают в зал по узкому коридору, освещенному зеленоватым светом; из всех гримерок, ниш и закутков выглядывают музыканты. Они играют и поют, повсюду мерцают бокалы и бутылки с бутафорским ядовито-зеленым зельем. Даже бабушка-вахтер в таком интерьере напоминает Любительницу абсента . Кажется, атмосфера кабаре, сгущаясь, приближается к консистенции полынного напитка.

Крохотная вытянутая двухъярусная сцена вплотную прижата к нескольким зрительским рядам — весьма искусно организует это неудобное пространство. На балконе за полупрозрачной занавесью играют музыканты, а внизу за столиками бара в фривольных позах сидят, а то и лежат ниц четыре девушки — очевидно, они уже отведали 70-градусного эликсира. Они поочередно приподнимаются, поют на французском, а потом вновь падают без сил. В программке подробно перечисляются все звучащие со сцены песни, но убедительно просит зрителей не пытаться вникнуть в их содержание и вообще забыть на время спектакля французский язык, доверившись самой атмосфере парижских кафе позапрошлого века. Ее режиссер создает из сочетания баловства, призывной распущенности, стилизаций под ретро и почти кинематографических приемов, напоминающих съемку через фильтры, размывающие контуры. В мизансценах то и дело угадываются сюжеты и композиции картин , и . Неуравновешенное состояние нетрезвой женщины, разгульной и тоскующей, передает, выстраивая сумбурную череду печальных песен, шаловливых сцен и медленных гулких вокализов.

Апофеоз абсентного буйства — лазерное шоу, которое устраивает в крохотном зале, раздвигая пространство и создавая у зрителей иллюзию головокружительного опьянения. В клубах театрального дыма два горизонтальных луча с ядовито-зеленым светом проходят сквозь и над зрителями — режиссер как будто погружает публику в огромный изумрудный бокал; разводы искусственных облаков оживают от любого движения.

Сдал незаметный экзамен — взялся за опасный декадентский материал, который, казалось, сам исподволь подталкивал его к пропасти пошлости. Сплавил эклектичный, разностильный набор в цельную композицию, одновременно атмосферную и доступную для понимания. И незамеченность этого успеха на данный момент объясняется только одним фактором: театральным журналистам было лень ехать к Камбуровой в Хамовники.

"...Первая стадия -- как обычное питье, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и
жестокие вещи, но если сдашься, ты войдешь в третью и увидишь то, что хочешь
видеть, всякие чудеса".
Так говорил Оскар Уальд об абсенте.

Этому изумрудному напитку необходимо три ступени, чтобы заставить вас окунуться в
ваши видения, основанные на подсознательных желаниях и порывах, в чудеса и
красочные метаморфозы реальности, Абсент-спектакль проделывает это с вами с
первого раза.

В нем все необычно с первых шагов к залу. Разве вы могли себе представить, что для
того, чтобы занять свои места вас проведут через длинный темный коридор, освещенный лишь светом свечей, где гримерные комнаты актеров будут
распахнуты настежь, а их хозяева будут стоять в дверном проеме и наигрывать на
струнах Францию? Но не этого ли вам всегда хотелось, пробраться, проскользнуть за
грань обычной зрительской дозволенности, которая после последнего поворота
приводит вас в крохотный зал с местами в три ряда, а актеры, словно забытые куклы
застыли на расстоянии вытянутой руки. И весь спектакль они будут так близко, что вы
сможете разглядеть шов на платье, выбившийся локон из прически, родинку на
декольте, цвет помады и огранку перстня, надетого поверх черной сетчатой перчатки.
Вы будете чувствовать дыхание актеров и ощущать вибрацию их голоса.

В спектакле полностью отсутствует сюжет как таковой, только лишь череда
пробуждений и обратных погружений в объятия "зеленой феи". Но при этом эти качели
сознания насыщены эксцентрическими зарисовками, своеобразной пластикой, порой
переворачивающей героинь практически кверх тормашками и открывающей вид на
всю длину их прекрасных ног, обрамленных в черные сетчатые чулки под стать их
образу. Ноги красивы, но мне необходимо время, для того чтобы переосмыслив
увиденное, понять, что же еще хореограф и режиссер Иван Поповски хотел донести до нас, зрителей, кроме их изящных изгибов. Надо полагать, что все же была какая-то более высокая цель, ибо создавать такие неудобства, как пение практически вниз головой, для своих артисток только ради ног мне кажется слишком изуверским и нелогичным ходомв построении пластики. Хотя, зачем же я ищу логику, употребляя абсент?

На протяжении всего спектакля героини находятся под воздействием волшебного
напитка, даже в моменты пробуждения, ибо они так коротки, что полностью вернуться
в существующую реальность они не успевают. Абсент – теперь он их реальность.
Обычно опьяненные женщины становятся либо вульгарными, либо добрыми и вселюбящими, либо злыми и всёненавидящими, либо бесконечно очаровательными. Четыре наших спутницы в заабсентье превращаются именно в последних. У некоторых это получается на столько великолепно, что вы влюбляетесь в эти неуверенные шаги, сочетающийся с совершенно невинным непонимающим взглядом, нелепые движения и расплывающуюся в блаженстве улыбку с первого раза.

Единственное, что остается трезвым и непоколебимом в этом действии -- это музыка.
Прекрасные инструментальные произведения французских классиков и чарующие
мелодичностью языка французские песни. Мне жаль, что из этого языка мне удается
преобразовать в русский лишь некоторые слова и словосочетания, ибо вопреки
замечаниям на программке о том, что вам совершенно ненужно понимать смысл текста
и даже более, в ней же рекомендуется забыть французский язык на время спектакля,
если вас все же угораздило его знать:) мне бы хотелось не только наслаждаться общей завершенной композицией, преподносимого мне искусства, но и добираться до его сути.И я категорически не согласна с подобными напутствиями, так как считаю и абсолютно в этом уверена, что понимание текста ни коем образом не может отвлечь мое я от слияния с музыкой и голосами исполнителей.

Небольшое пространство, на час уносящее вас в далекую и хмельную Францию, с минимальным набором реквизита, как живая субстанция, постоянно преображается и перерождается в новые образы, смыслы и рисует вашему воображению всё новые и новые картины. Повсюду вас подстерегают сюрпризы, которые технически очень грамотно продуманы. Сегодняшний вечер в Театре Камбуровой стал дня меня второй порцией Абсента, поэтому на эти вещи я особенно обращала внимания. Но хождения по столам и соседствующим предметам мебели, заставляют сердце не раз замирать на долю мгновения при пошатывании последних. Отличная находка с взмывающими в верщины небытия стульями:) Конечно, их полету помогают человеческие руки
музыкантов, которые появляются на балконе второго этажа в самый интересный с их точки восприятие момент. И даже я, со всей своей девяносто семи процентной ангельской невинностью (которой меня наградил интернет-тест) не могу ни задуматься, какие l"paysage им открываются...

Момент с переоблачением я воспринимаю не иначе как апофеоз пути в изумрудном пространстве, как момент перехода одной реальности в другую, где, продолжая находится под воздействием семидесяти градусной температуры, каждая из героинь становится тем, чем по-настоящему хочет стать ее подсознание. Вспомните, если вы уже видели и представьте, если только собираетесь, одна девушка свою старую кожу из былой реальности, уже окончательно ставшей ей чуждой,сворачивает в сверток и начинает его баюкать, как ребенка, другая натягивает на себя отброшенное
платье большим воротником, присущим обычно комедиантам. Они приходят туда, откуда им уже не захочется возвращаться. И именно поэтому мы слышим здесь "Болеро" Мориса Равеля, с его гиптозирующей структурой ритмической фигуры и постоянным, неотступным напряжением, нарастанием, развитием, из-под влияния которого вырваться практически невозможно.

Пожалуй, я более не буду открывать остальные неожиданные заготовки, которые опрокидывает Абсент на своего зрителя, иначе это будет по меньшей мере нечестно с моей стороны, раскрывать все секреты, да еще на самый верх выставлять карты собственного мнения.

Поэтому подводя итог, скажу, что Абсент алогичен, абстрактен, сюрпризиален в каждой минуте, и заканчивается также быстро и внезапно, как и бутылочка его одноименного прародителя. У вас останется море вопросов, но вам обязательно понравится. В своем эффекте абсенты точно также, абсолютно сходны.